92 Не имеет решительно никаких оправданий та возможность (допускаемая блаж. Иеронимом XVII, стр. 30), что по обращении Павел направился в Иерусалим и уже потом в Аравию или Дамаск, где пробыл три года. 93 По Иосифу Флавию (Antiqu. VII, 6:7; De bello jud II, 20: 2), в Дамаске было гораздо больше 18 тысяч человек еврейского населения, ибо это количество указывается иудейским историком только для избитых Дамаскинцами иудеев при Нероне. 94 Посему мы не можем согласиться и с распределением Reginald L. Collins " а в «The ExpositoryTimes» XV, 8 (May 1904), p. 982–983, что лишь после всех упомянутых Дееписателем Дамасских событий нужно полагать Аравийское удаление, начало коего отмечается в 2Kop. XV, 33 . Все это противоречит и категорическому ευθως Гaл. I, 16 . 96 Посему нельзя согласиться, что Апостол пошел в Аравию для проповеди, «предлагая благовествование не сподобившимся еще боговедения» (блаж. Феодорит, Творения VII, стр 380; см. и блаж. Иероним, Творения XVII, стр. 28–29), а еще менее можно считать «совершенно произвольною догадку» о внутренних мотивах и духовных плодах Аравийского уединения св. Павла, как делает еп. Феофан (стр. 2104–105), подозревающий тут непременно рационализм. 97 См., напр., „Neue Kirchliche Zeitschrift» 1902, VIII, S. 608. Le P. M.-J. Lagrange, допускающий интересы проповедничества (p. 16–17). И св. Иустин (в Dial. с. Tryph. 78 s. fin.), говорит иудеям: «никто из вас не станет отрицать, что Дамаск был и есть принадлежность Аравийской земли, хотя ныне (вероятно, по Адриановскому распределению) причисляется к Сиро-Финикии». Сходно Тертуллиан : Adv. Jud. 6 и Adv.Marc. III, 13. 98 Нашими соображениями достаточно объясняется, почему избрана была Савлом именно Аравия, а потому нет даже и нужды в произвольной (Prof. С. Clemen, Palus I, S. 44) догадке D. S. А. Fries’a (Was meint Paulus mit ραβα Gal. I, 17 ? в «Zeitschrift fur die neuetestamentiiehe Wissenschaft» II (1901), 2, S. 150–151), будто воригинале первоначально читалось ραβα, под которым (суля по варианту Jos.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Erster Band. Berlin 1832. Babylonischer Talmud. Tractat Berachot, übersetzt von Pinner. Berlin. 1812. Le Talmud de Babylone, traduit en langue Française et complété par celui de Jerusalem et par d’autres monumeus de l’antiquité Judaïque par L’Abbe L. Chiarini. Vol. 1 et 11, Leipzig 1831. На русском языке: Исследование о Талмуде. С. Диминского. Труды Киев. Ак. 1868. том. 1–4. Из Талмудической мифологии И. Олесницкого. Труды Киев. Ак. 1870, январь, февраль, апрель и август. Что такое Талмуд, соч. И. Дейтша, библиотекаря Британского Музея. Вестник русских евреев 1871. 15, 18, 19. О Талмуде. Духовн. Беседа 1872. 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12 и 13. 6 La Kabbale ou la philosophie religieuse des Hébreux pag. 65–66. O Каббале на русском языке: Каббала, или религиозная философия евреев. П. Соколова. Прав. Собес. 1870, август, сентябрь и октябрь. 1872, февраль. 9 Edw. Pocockii; Porta Mosis, sive Dissertationes aliquot a R. Mose Maimonide. Oxoniae 1655. pag. 5–7; 9. 14 Сочинения Иосифа Флавия: Antiquitatum Judaicarum libri XX; de bello Judaico libri VII; contra Appionem libri II; de Maccabeis liber. Opera graece et latine. Edit. Dindorfii volum. I et II. Parisiis 1845–47. 15 Напр. рассказывая о переходе Евреев чрез Чермное море, он замечает, что подобный факт был при Александре В.; воду Мерры Моисей, по его, объяснению, сделал удобною для питья тем, что заставил вычерпать этой воды из источника, как можно больше. 29 Antiqu. Lib. II. cap. IX, X, XI. Сказании о том, что Моисей в детстве бросил корону фараона на пол, а равно и о том, что воевал с эфиоплянами, с разными подробностями изложены, как увидим, в книге Яшар, вошли потом в хроники Синкелла, Глики и Кедрина и в кратком виде помещены в житии Моисея св. Димитрием Ростовским . Четьи-Минеи 4 сентября. 30 Antiqu. Lib IV. cap. VIII. Последние слова Флавия показывают, что он рассказ о смерти Моисея в 34-й главе Второзакония считал принадлежащим самому Моисею. 35 О влиянии персидской религии вообще на Каббалу и Талмуд смотр. у Франка: La Kabbale, ou la philosophie religieuse pag.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

9:26). 632 Keil. Ук. соч. стр. 117. Philippson. lsr. Bibel. стр. 541. Winer. Real-wörterbuch. Art. Ophir. 637 По вычислению Fassen’a от Ецион-Гавера даже до устья Инда парусное судно может дойти во 100 дней. Indische Aeterthumskunde. B. 2. s. 590. 650 Какие горы золота имели обычай скоплять в своих сокровищницах древние монархи, видно из многих примеров. Добыча Кира от завоеваний в Азии состояла в 34000 фунтов золота, кроме золота в сосудах и украшениях, и в 500000 талантов серебра. Александр Мак. взял в Сузе из сокровищницы персидского царя 50000 тал. золота и серебра. В Персеполисе он захватил 120000 тал. Всего у него набралось в Экбатане 180000 тал. Keil. Ук. соч. стр. 88. 651 Предположение Hess’a, будто Соломон подарил эти города Хираму, ук. соч. т. 8, стр. 366, нам не кажется основательным. Хирам назвал уступленную ему область «землею Кавул» ( 3Цар. 9:13 ). По исследованию Keil’a слово «кавул», вероятно, происходит от или – закладывать, отдавать в залог. Ук. соч. стр. 106. Если это словопроизводство верно, то уже в самом прозвании земли заключается указание на денежное обязательство, лежавшее в основании уступки. 659 На эту мысль наводит И. Флавий: «о всяком виде дерева, – говорит он, – Соломон изрек притчу ( παραβολν) Antiqu. VIII. 2. 5. Правда, Ewald думает, будто И. Флавий в этом случае заблуждался, и утверждает, со своей стороны, что Соломон положил начало настоящей естественной истории, ук. соч. стр. 358, однако догадку свою ничем решительно не подтверждает. Diestel, напротив, представляет дело именно так, как думал И. Флавий. Real-Encykl. von Herzog. Art. Salomo. 662 Откуда Соломон почерпал свои знания? Первым и важнейшим источником знаний, которыми он, вероятно, всего более удивлял иностранцев, были, без сомнения, свящ. еврейские книги. Знание жизни человеческой и окружающей природы он приобрел собственным опытом и наблюдением, а также из бесед с опытными людьми из своего народа и со многими иностранцами, посещавшими Иерусалим. Любознательный царь, проводивший мирную жизнь, имел много свободного времени для этих бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Мансветов почему-то решился вставить отдел с названием «Устав Великой церкви». Вся эта статья библиографического характера и наполнена главным образом описанием греческого Апостола библиотеки Моск. Духовной Академии (стр. 242). Собранные в ней материалы имеют бесспорное значение для истории Устава Великой церкви, впервые затронутой лишь нашим автором, и окажут несомненную услугу будущему исследователю этого вопроса, но они далеко не полны и не исчерпывают даже известных в литературе сведений касательно данного вопроса ранее. Так, напр., хотя мы и не знаем действительно полных записей этого устава, но факт их существования не подлежит сомнению. Известным ученым А. Поповым найден в рукописях библиотеки А. И. Хлудова отрывок из этого устава, содержащий в себе синаксарь с 1 по 14 сентября. Заглавие этого отрывка любопытно и читается так: «Устав Великия церкви святыя Софии списан боголюбивым архиепископом Климентом» 21 (Перв. приб. к Опис. рукоп. библ. А. И. Хлудова, М. 1875 г. стр. 13). Факт существования в церковно-богослужебной практике Византии самостоятельного Церковного Устава Великой церкви подтверждается и обнародованием Рих. Ферстером списка книг, принадлежавших Великой церкви (Catalogue librorum R. Domini patriarchae Constantinopolitani, continens libros quinquaginta quinque). В числе рукописей, в настоящее время утерянных, и, кажется, безнадежно, значится, между прочим, «Tacticon 22 , liber de Ordinationibus (in charta bebraina)» т. e. книга чинов (Inclat. litt. universit. eberhard. carolin. tubing. sacr. saecul. quarta die VIII mens. Aug. A. CIXXCCLXXVII celebr. congrat. univers. Rostochiens, rect. et conc. Richard. Foerster. de antiqu. et libr. manuscr. constant. comm. Rostoch., pag. 32). В нашей статье: «Типикон Великой церкви или современный типикон греческих приходских церквей» («Рук. для сельск. пастыр.» 1887 г.) интересующиеся историей этого устава найдут несколько новых весьма интересных данных. История «первопечатного греческого типикона» г. Мансветова нуждается в больших поправках и дополнениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Аноним (VII в.). Житие Алипия Стилита (VII в.) Иоанн, архиепископ Фессалоникийский (ок. 610–641) и его анонимный продолжатель (кон. VII в.). Чудеса вмч Димитрия Фессалоникского (конец VI – нач. VIII вв.). (первая часть – 580–610 гг.; вторая часть – 610-е и 670–680-е гг.) Аноним (до VIIIb.). Житие Петра Афонского (VI-VII вв.) Аноним (VIIb.?). Житие Петра, епископа Аргивского (Argivorum) (VII в.) Аноним (VIIb.?). Житие Трифиллия Кипрского (VII в.) Аноним (не ранее кон. VII в.). Воспоминания о Папе Мартине I (649–655) Аноним (рубеж VII-VIII вв.). Краткая история о сделанном против блаженного Мартина бывшего Папы Рима, а также преп. Максима и его ученика (640660-е гг.) Аноним (кон. VII-VIII вв.). Грузинское житие Максима Исповедника (580–662) VIII век Аноним (ок. 720). Житие Давида Фессалоникского (ум. ок. 538) Симеон Иеромонах (вторая четверть VIII в.). Мученичество 60 мучеников Иерусалимских (ок. 724.) («кесарейская» ред. – по рукописи Х в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Петра Нового, мученика Капетолийского (первая треть VII в.) Иоанн Дамаскин (675 – умер до 754). Житие Варлаама и Иосафа (первая пол. VIII в.) МаринНеапольский (VII-VIIIbb.?). Житие Прокла (VII в.?) Никита (вторая треть VIII в.). Житие Андрея, архиепископа Критского (ум. ок. 712–720) Аноним (вторая пол. VIIIb.). Житие Иоанна Постника , Патриарха Константинопольского (582–595) Никифор Скевофилакс (вторая пол. – кон. VIII в.). О перенесении мощей Феодора Сикеота (ум. 613) Константин, епископ Тия (кон. VIII в.). Рассказ о перенесении мощей вмч. Евфимии (730-е гг.) Арабский аноним (вторая пол. VIII в., пер. с араб. Иоанна Иерусалимского в Хв.). Житие Иоанна Дамаскина (675 – умер до 754) Аноним (кон. VIII в.). Житие Павла Кайумского (середина VIII в.) Аноним (кон. VIII в.). Житие Льва Катанского (ум. 785) Аноним (кон. VIII в.). Житие Космы, епископа Майумского (ум. 787) Аноним (кон. VIII в.). Мученичество Вакха (ум. 788) Иоанн Сабанисдзе (кон. VIII в.). Мученичество Або Тбилели (VIII в.) Элия, эконом Великой церкви (кон. VIII в.). Чудеса Св. Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

173 Так, по Dr. Alfons Мауег’у, ценз был начат при Сатурнине, продолжен при Варе и лишь закончен при Квиринии (Die Schatznng bei Christi Geburt, S. 70 ff., 73), почему Христос родился не при последнем (S. 72). 174 Ср. R. P.Fr. M.J. Lagrange в «Revue bibiique internationale», nouvelle serie VIII: 1 Janvier 1911, p. 66 ss. 177 Такова, напр., гипотеза † проф. А. А. Некрасова (Чтение греческого текста святых Евангелий, Казань 1888, стр 69–71), что у Луки разумеется особый и отличный от известных римских сановников Цирений или Кирений (Κορνιος, Cyrenius), а у Иосифа Флавия – Квирин (Quirinus), для чего нет ни малейших серьезных оснований. Заметим только, что Bened Niese употребляет начертание Κορνιος в своем издании сочинений Иосифа Флавия, однако для него возможно и Κορνιος (см. Prof. Th. Zahn, Das Evangelium des Lucas ansgelegt I, S. 130, 18 ), а последнее равнозначуще Quirinius (см. у Dr. Hermann Gerlach, Die römischen Statthalter in Syrien und Judaea von 69 vor Christo bis 69 nach Christo. Berlin 1860, S. 36 ff), каковое принято и для Тацита, но не Quirinus (хотя оно доминирует у Carolus Halm, Cornelii Taciti libri qui supersunt, t. 1, Lipsiae 1889, в Bibliotheca Teubneriana и защищается, напр., у William Hyde в «The Living Church» ХХХП, 18: Milwaukee, Wis., March 4, 1905, p. 613 b). 179 Доселе по этому предмету более приняты в науке два пред­положена об обстоятельствах, при которых произошла первая Квириниева перепись: 1) или это было по случаю отказа 6.000 фарисеев от присяги Кесарю (Jos. Flavii Antiqu. XVII, 2: 4) около 6 г. до рождества Христова (Lie. Dr. Wandel в «Studien und Kritiken» 1892, I, S. 120; Prof. Dr. Joseph Felten, Neutestamentliche Zeitgeschichte I, S. 142; R. P. Fr.M.-J. Lagrange в «Revue biblique internationale», nouvelle serie VIII: 1 Janvier 1911; p. 76), 2) или же после того, какъ своим самовольным походом против арабов Ирод в. вызвал гнев Августа, который угрожал, что теперь перестает видаться в нем друга и будет считать только подданным (Antiqu. XVI, 9: 2. 3; ср. выше на стр. 22), т. е после 8–7 года до рождества Христова (Dr. Alfons Mayer, Die Schatzung bei Christi Geburt, S. 62–63).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

52 Степени покаяния были: 1) плач пред входом во храм; 2) слушание вместе с оглашенными в притворе; 3) повержение, или покаяние во храме у дверей; 4) присутствие с верными, но еще не участие в причащении Святых Таин. Наконец уже Причащение. 54 Вот некоторые благочестивые и похвальные обычаи древних христиан. У Тертуллиана есть свидетельство, что христиане, при всех делах своих, употребляли крестное знамение. Погребение совершалось с молитвами и псалмопением, при чем употреблялось и возжение светильников. Поминовение по усопшим также было – в 3, 9, 40–й день и ежегодно, (как видно из Заповедей Апост.); Христиане удалялись от народных зрелищ; заграждали слух от нечестивых слов и удалялись; любили заниматься словом Божиим и за работою. Церкви вспомоществовали одна другой в нуждах, питали вдовиц и бедных, и, во время общественных бед, благотворили самим язычникам. 63 Переводы Ветхого Завета, кроме 70 толковников, сделаны новые Аквилою (при Адиане), Феодотионом и Симмахом. 64 Например, Дионисия о небесной и церковной иерархии, о таинственном богословии и Ермы три книги, в коих, между прочим, описаны видения писателя. 72 Константин прекратив гонение Диоклитианово, повелел возвратить имения христиан, у них отнятые; освободил клир от всех общественных повинностей, запретил крестную казнь, позволил в распрях обращаться к суду епископов, храмы идольские или разрушал или отдавал христианам вместе с их доходами. – К вере, впрочем, не принуждал никого. Сам он крестился при конце жизни, в предместии Никомидии. 73 О абиссинцах, готфах, вандалах и свевах см. Sokrat Н. Е. L. I. Sozom. L. II. О франках Gregor. Turon. H. Franc. О ирландцах Уссен Antiqu. Britt. Обо англо-саксах Bedae Hist. Eccl. gentis Angl. О герулах и пр. Procop. De bello Goth. 74 Об англо-саксах Beda Н. Е. О народах германских и др. Henr. Cansii Lectt. Antiqu. О народах в Азии Asseman Biblioth. orient. О действиях Карла В. Eginhard de vita Car. М. О норманнах Adam. Brem. Н. Е. S. Ansgarii vita genuine ed. a Claud. Arhenio. О народах славянских и венграх. Constant. Porphyr. in vita Basilii Maced. et de administer. imperio, Кедрин, Дитмар и др. Росс. Летописец Нестор. О поляках, Длугош Н. Polon.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Иоанна Златоуста он сообщает под 404 годом и говорит: «Ioannes ob fidem catholicam Eudoxiam Arcadii uxorem infestissimam patitur arianam». Очевидно, что он смешал отношения Евдоксии к св. Иоанну Златоусту с отношениями Юстины к Амвросию медио–ланскому. Затем первые сведения о соборе Ефесском дошли до него совершенно случайно; от пресвитера arabicae regionis Германа, прибывшего в Галлецию в 435 году, он узнал, что епископом в Иерусалиме был Ювеналий и что он вызван был в столищ Феодосием II, чтобы рассуждать о несторианах, причем Нестс рия признает продолжателем ереси евионитов. Идатий оставил знаменитый список консулов (fasti), к которому по местам сделаны прибавления о событиях, происходивших в их время. [Новое издание хроники Идатия и списка консулов сделано Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894; IX, 1892]. К этому типу продолжателей хроники Евсевия принадлежит комит Марцеллин; его труд обнимает время от 379—534 гг. Мар–целлин вращался в Константинополе, и потому сообщения его о событиях западной церкви — скудны. Его хроника продолжена неизвестно кем до 548 года, а список индиктов — до 566 года. С другого пункта начинается хроника епископа нумидий–ского Виктора туннунского. Замешанный в споре о «трех главах» как защитник их, он был сослан в Египет и, переменив несколько мест заключений, умер после 566 года, вероятно, в одном из константинопольских монастырей. Хроника его — с 444 по 567 г. Хотя труд его тенденциозен, но все–таки нельзя отрицать важности и точности отдельных фактических показаний. [Хроники Марцеллина и Виктора изданы также Моммсеном в Monumenta Germaniae, Auetores antiqu. XI, 1894]. Кроме этого рода историографии на западе развивалась и специальная литература по нашему предмету монографического характера. Так, мы знаем, что Иероним пришел к мысли составить такое произведение, которого на востоке не было. Это именно монографический труд его по истории христианской литературы «De viris illustribus» (так называемый каталог церковных писателей), составленный им на основании Евсевия и доведенныый до 392 или 393 года [ed.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

396 Haneberg, Relig. Alterth. der Bibel S. 180 (у Олесн., op. с., 387) Renan, Hist, du peuple Israël, t. 4-me, p. 12. Babelon E., Manuel archeologie, art perse (p.p. 157–197), в частности p. 189: Ie tombeau de Cambyse 1-er. Особенность персидской архитектуры составляли: правильная четырехугольная (иногда квадратная форма) сооружений и обилие этажей или, точнее, ярусов, так как этажи были ложные и присутствие их обозначалось только рядами окон. 397 Пять плефров равны 500 греч. футам, или 154 метрам, а 100 греч. локтей­52,5 метра (Олесн. 386). 399 Из истории столкновения Александра Яннея с народом, когда он, в праздник Кущей, во время обряда возлияния воды, был забросан лимонами (Antiqu. jud. XIII, 13, 5), можно догадываться, что в то время был при храме только один двор, на котором стоял жертвенник, как упоминает Гекатей (Contr. Ар. I, 22), – были священники и стоял народ. Но вследствие упомянутого столкновения, часть двора, ближайшая к храму и жертвеннику, была обнесена особой деревянной оградой ( δρφακτον ξλινον за которой могли находиться только священники и левиты, а из народа – приносящие жертву и представители ежедневного богослужения, прочая же масса стояла вне ограды. Это обстоятельство, послужившее поводом к выделению священнического двора, в то же время дало повод к расширению двора для народа и восполнению его внешним двором. 401 Сведения относительно Иродова храма содержатся: 1) у Иосифа Флавия, в его Antiquitates judaeorum (XV) и в «De bello judaico; 2) в трактате Миддот и 3) в священных книгах Нового Завета. 402 Иосиф Флавий определяет длину притвора в 20 локтей, но мишна – в 11 л. (Миддот UV, 7). Это различие объясняется тем что в мишне определяется длина внутреннего свободного пространства притвора, а у Иосифа Фл. – внешний размер. То же самое следует иметь в виду и при определении длины боковых пристроек к притвору (ботте гахалифот), длина которых в мишне определяется только в 15 л. (Миддот, IV, 7). 403 В Antiqu. iud. XV, 11,3 высота храма определяется в 120 локтей, но в данном случае Иосиф Флавий, по-видимому, определяет высоту притвора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

587 Список «Беседы» весьма интересный, но написан весьма неисправно, со многими ошибками, которые мы старались исправить. 592 С этим списком Беседы трех святителей совершенно сходен список в другой Соловецкой рукописи XVII в. 942; лист. 106–114. 596 Непосредственно после Беседы в рукописи следует статья под заглавием: «Вопросительная словеса о родословии», в которой прибавлено несколько вопросов из другой редакции Беседы. 597 Этим вопросом начинается Беседа 3–х святителей в солов. рукописи по которой она вся целиком выше напечатана. 598 На внутренней стороне верхней переплетной доски рукописи замечено: «Книга глаголемая Главник архимандрита Дионисия Футьня монастыря». 609 Сравн. с именами в апокрифе: «Семдесят имен Богу», напечат. в Памятн. Отречен. Литер. II, 339–344. 612 Из Алфавита иностранных речей. Ркп. солов. библиотеки 17. XVII в. в 8°. По этому списку Беседа уже была напечатана г. А. Карповым в Описании Азбуковников Солов. библ., стр. 124–132. 613 Ркп. XVI в. в лист, на 533 листах. На 1–м листе запись: «книга Хронограф государевых дьяков Щелкаловых дачи». 617 Разумеется Иосиф Флавий. Рассказ об Иоанне Предтече взят из древнеславянского перевода сочинения Иосифа Флавия об Иудейской войне; (книга Иосифа Евреина о полонении Иерусалима). В греческом подлиннике его нет. Подлинное краткое известие об Иоанне Крестителе читается в Antiqu. Iud. Lib. XVIII, cap. V. (По изданию Дидотовскому. Vol. 1. pag. 701–705). Смотри Обзор Хроногр. А. Попова . 1, 130–132). 619 Взято из славянского перевода сочинения Иосифа Флавия о войне Иудейской. «Краткий отзыв о Иисусе Христе, находящийся в Иудейских древностях» (Antiqu. Iud. Lib. XVIII, cap. 111. По Дидотовскому изданию Vol.1. pag.699) распространен и внесен в сочинение о войне иудейской. Смотри Обзор Хронографов А. Попова 1, 134–137. 620 Разумеется известное сказание Палеи «о съдеянии Святыя Троица». См. Памятники Отреч. литер. 1, 17. 624 Рассказ о воскресении Иисуса Христа и о титлах на кресте взят из двух отрывков славянского перевода И. Флавия; в греческом подлиннике они не читаются. Между отрывками вставлено замечание о самом Иосифе. Из всех отрывков, приведенных в Хронографе с именем И. Флавия, видно, что составитель Хронографа пользовался славянским переводом сочинения Флавия о войне Иудейской. В этом переводе много прибавлений, каких нет в греческом тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010