В 969-970 гг. Л. К. по-прежнему активно участвовал в церковно-политической жизни Италии. В 969 г. он присутствовал в Риме при подписании акта о возведении диоцеза Беневенто в ранг архиеп-ства; в качестве представителя императора и папского посланника участвовал в Соборе в Милане, решением к-рого разоренное арабами еп-ство Альба было присоединено к диоцезу Асти; в 970 г. в Ферраре руководил разбирательством о признании юрисдикции архиепископа Равенны над рядом спорных территорий. Возможно, в 971-972 гг. Л. К. участвовал еще в одном посольстве в Византию, ко двору имп. Иоанна I Цимисхия (969-976), под рук. архиеп. Геро Кёльнского, когда было достигнуто соглашение о браке имп. Оттона II и визант. принцессы Феофано, племянницы Иоанна Цимисхия. Дата смерти Л. К. не установлена. Последнее датированное свидетельство, где он упомянут в живых, относится к апр. 970 г.; документ от 972 г. подтверждает передачу др. владельцу ранее принадлежавших Л. К. земель. Преемник Л. К. занял епископскую кафедру Кремоны в марте 973 г. Сочинения Страница сочинения еп. Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» 2-я пол. X в. (Munch. Clm 6388. Fol. 51). Страница сочинения еп. Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» 2-я пол. X в. (Munch. Clm 6388. Fol. 51). К наст. времени известны 4 вышеупомянутых произведения Л. К. Они написаны на латыни, но автор, стремясь продемонстрировать свои познания, включал в тексты также слова, выражения, иногда обширные фрагменты на греч. языке. Все сочинения, различные по содержанию, жанру, времени и мотивам создания, обладают стилистическим изяществом, полемической остротой, отражают образованность и незаурядную лит. одаренность автора. «Антаподосис» (Antapodosis, от греч.- воздаяние), 1-е из известных сочинений Л. К., является также одним из самых ранних произведений оттоновской лит-ры. Масштабный исторический труд, в котором Л. К. ставил задачу изложить «деяния императоров и королей всей Европы», не был окончен; в существующем виде состоит из 6 книг. С помощью этого сочинения автор стремился зарекомендовать себя при оттоновском дворе, продемонстрировав лояльность, образованность, опытность в политических и дипломатических делах. Основное внимание уделено сюжетам герм. и итал. истории кон. IX - 1-й пол. Х в., главные темы: прославление могущества правителей Саксонской династии, разоблачение преступлений итал. властителей, прежде всего Беренгария II, оправдание вторжения Оттона I в Италию. Л. К. прямо упоминал о руководивших им личных мотивах: стремлении отомстить своему врагу Беренгарию II и отблагодарить покровителя Оттона I. Важную роль в описании неблагоприятной политической обстановки в Италии играет повествование об упадке папства в т. н. период порнократии. В сочинении затрагиваются и др. темы, значительное внимание уделено описанию событий визант. истории, приводятся сведения о ряде регионов, в т. ч. о Др. Руси (данные об этнонимике, наиболее подробное сохранившееся описание нападения кн. Игоря на К-поль в 941).

http://pravenc.ru/text/2110615.html

Возмездие, воздаяние одним из двух своих аспектов награды коррелирует с понятиями удовлетворения и заслуги, и выражается многими словами (misthos, misthapodosia, antapodoma, antapodosis, antimisthia, opsnion и др.) и употребляется в Новом Завете многие десятки раз. Архимандрит Иларион понимает, что не так просто уничтожить перечисленные им понятия «латино-немецкой» сотериологии. Говоря, что «прежде всего должны быть снесены до основания два форта, два понятия: удовлетворение и заслуга. Эти два понятия должны быть выброшены из богословия без остатка, навсегда и окончательно!» он тем самым признает, что не удастся «снести до основания» оставшиеся понятия оскорбления, возмездия, проклятия, искупления, по причине их присутствия в Священном Писании и Священном Предании. Что же до «фортов, которые должны быть снесены до основания» в Библии мы не найдем слов удовлетворения и заслуга 103 . Для протестанта это уже достаточное основание для того,чтобы «выбросить их из богословия». Но любой ученый протестант знает, что не схоластика изобрела эти термины: они присутствуют в латинском богословии уже в момент его зарождения, у Тертулиана и у его последователя священномученика Киприяна Карфагенского. Только поверхностно-недобросовестная полемика может сводить удовлетворение к понятию из дуэльного обихода. В латинском языке языческих времен глагол satisfacere (от коего произведено существительное satisfactio), буквально «делать достаточно», имел значение: удовлетворятьдовольствовать, платить, с различными применениями – 1. Относительно выплаты долга; 2. Предоставлять поруку; 3. извиняться, оправдываться, просить прощение; 4. Претерпеть наказание; 5. Исполнять обязанность. Хотя в Писании это слово не встречается, целый ряд понятий Священных Книг соотносится с его значением. Сама Молитва Господня говорит о долгах (греческое opheilma юредично не менее латинского debitum) наших перед Богом и ближними. В Лук. 13, 2, 4 приравниваются понятия грешник и должник. Универсальный долг человеческого греха («все согрешили» Рим. 3, 23 ) искупает жертвою на Кресте «не познавший греха» ( 2Кор. 5, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иисус Христос. Свт. Григорий Великий. Лист из рукописи «Толкование на Книгу Иова» свт. Григория Великого (Cassin. 82. Fol. 236) Иисус Христос. Свт. Григорий Великий. Лист из рукописи «Толкование на Книгу Иова» свт. Григория Великого (Cassin. 82. Fol. 236) Наиболее заметным историком X в. стал еп. Лиутпранд Кремонский, тесно связанный со двором имп. Оттона I. В соч. «Антаподосис» (Antapodosis - Воздаяние) он представил историю И. от прихода к власти Гвидо Сполетского и Беренгара I Фриульского до правления Оттона I. Несмотря на тенденциозность, произведения Лиутпранда Кремонского являются ценным источником по истории папства сер. X в. и политики Оттона I по созданию имперской Церкви. Лиутпранд часто заимствовал сюжеты у античных авторов, модернизируя и встраивая их в современный ему контекст. В совершенстве владея греч. языком, он дважды ездил послом в К-поль, где представлял сначала интересы Беренгара II, затем Оттона I, на к-рого возлагал особые надежды, противопоставляя эпохе его правления развал, царивший до 962 г. В агиографии этого периода намечается отход от местного партикуляризма, составляются жития неитал. святых. В сер. X в. апулийский автор Косма из Матеры написал поэму в честь древних вост. мучеников Феопомпа, Феоны и Синесия. По заказу имп. Оттона II Гумбольд, еп. Мантуи (966-981), составил Житие блгв. кн. Вячеслава (Вацлава) Чешского. Агиографическая традиция, сложившаяся в Монте-Кассино, была связана с почитанием прп. Венедикта Нурсийского. После того как аббатство разорили арабы, возрождению традиций монте-кассинской агиографической школы посвятил свою деятельность аббат Дезидерий (впосл. папа Виктор III (май-сент. 1087)). В подражание свт. Григорию Великому он составил соч. «Диалоги», где рассказал о жизни и чудесах святых аббатства Монте-Кассино (прп. Венедикта Нурсийского, св. Схоластики и проч.). На рубеже X и XI вв. в И. создается ряд хроник. В «Хронике» (Chronicon; кон. X в.) мон. Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соракта (ныне Соратте, близ Рима) представлен период с момента ухода св.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Эйнгард занимался также обработкой франкских хроник, которые велись в монастырях, сообщая им официальный государственный характер. Другой видный деятель каролингского Ренессанса при дворе Карла – Алкуин – составил жизнеописания выдающихся церковных деятелей. Принадлежавший к этому же ученому кружку, знатный лангобард Павел Диакон, завершивший свою жизнь в Монте-Кассинском монастыре, где он создавал богословские трактаты, собирал и редактировал церковные песнопения, которые поныне употребляются в католической церкви, и исторические сочинения. Его «История лангобардов» написана настолько увлекательно, что получила широкое распространение и сохранилась в большом числе рукописей. На рубеже 9–10 веков аббат Регинон составил хронику, доведенную до 906 г. Повествование о древних временах, представляет в ней сокращенную компиляцию предшественников, но она приобретает большую источниковедческую ценность, когда речь заходит о событиях, современных автору, в особенности, о тех, что происходили в Лотарингии. Епископ Кремонский Лиутпранд, совершивший по поручению Оттона Великого путешествие в Константинополь, где он просил для сына Оттона руки императорской дочери Феофано, был одним из немногих ученых людей запада, кто знал греческий язык. Он – автор нескольких исторических сочинений, и среди них – «Antapodosis», что значит в переводе с греческого «Воздаяние», содержащее историю запада, в основном, Германии, с 888 по 948 г., «О деяниях императора Оттона Великого», «О посольстве в Константинополь» («De legatione constantinopolitana»). Книги Лиутпранда написаны увлекательно, драматично, с литературным блеском, с умением давать тонкие и выразительные портретные характеристики, но, как считают, порой, ради литературных качеств текста, автор жертвовал достоверностью. На рубеже тысячелетий, исторические сочинения, хроники, анналы составлялись при дворах, в монастырях и в крупных городах западной Европы. Епископ Мерзебургский Дитмар написал «Хронику», в которой излагаются события, происходившие, главным образом, в Германии от Генриха I до 1018 г., свидетелем которых часто бывал сам автор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Berlin, 1898), издание которого оборвалось на 715 г. В 20 в. публиковались переводы Liber Pontificalis на новые языки и комментарии к ней; см., например, англ, пер.: Loomis L.R. The Book of Popes (Liber Pontificalis). N.Y., 1916 (penp.: Merchantville (NJ), 2006; обрывается на биографии папы Пелагия, 579–590); Davis R. The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis). Liverpool, 1989; idem. The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis). 2 nd ed. Liverpool, 2000 (книга завершается биографией папы Константина, 708–715, и содержит обширную библиографию, включающую новейшие работы); idem. The Lives of the Eighth Century Popes. Liverpool, 1992 (715–817 гг.); idem. The Lives of the Ninth Century Popes. Liverpool, 1989 (817–891 гг.). 137 См.: Fabre P. Etude sur le Liber Censuum de l’Eglise romaine. Paris, 1892. 62; Giorgi I. Appunti intomo ad alcuni manoscritti del Liber Pontificalis 11 Archivio della Soc. romana di storia patria. 1897. 20; Glasschroder F.X. Des Lucas Holstenius Sammlung von Papstleben/Romische Quartalschr. 1890. 4; idem. Vitae aliquot summorum Pontificum Saec. XV/Ibid. 1891. 5; idem. Zur Quellenkunde der Papstgeschichte des XIV Jahrhunderts/Historiches Jahrbuch. 1890. 11; Grisar H. Der Liber Pontificalis/Zeitschr. fur kath. Theol. 1887. 11; idem, Analecta Romana. I. Rome, 1899; HarnackA. von. Uber die Ordinationes im Papstbuch/Sitzungsber. der Akad. der Wiss. zu Berlin. 1897; Rosenfeld F. Uber die Komposition des Liber Pontificalis bis zu Konstantin. Dissert. Marburg, 1896; De Smedt Ch. Introductio generalis ad historiam ecclesiasticam critice tractandam. Ghent, 1876; Waitz G. Uber die italienischen Handschriften des Liber Pontificalis И Neues Archiv. 1885. 10; idem. Uber den sogennanten Catalogus Felicianus der Papste/Ibid. 1886. 11; idem. Uber die verschiedenen Texte des Liber Pontificalis/Ibid. 1879. 4; Watterich J.M. Vitae Pontif. Roman. 2 vols. Leipzig, 1862. Перу Лиутпранда принадлежат: «Воздаяние» (Antapodosis sive Res per Europam gestce) в 6–ти книгах, написанное во Франкфурте в 958–962 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. от того, кто ходит и совершает свои дела во тьме. Сказав это в общем смысле, пророк упомянул о супротивных силах, кото­рые радуются тьме и по причине злобы своей не имеют общения с светом; потому они и должны удаляться в кромешную тьму; впро­чем они нападают и в полуденное время, так как большинство людей в это время обычно предаются отдыху. Будучи татями и разбойниками, демоны боятся быть постоянно на глазах людей, страшась достоинства нашего образа, почему и укрываются обыкновенно около гробниц, в местах нечистых и пустынных, а в полдень, по указанной причине, осмеливаются являться и нападать на нас. " Паде т подле тебя тысяча, и десять тысяч направо от тебя, к тебе же не приблизится» ( Пс.90:7 ). Апостол Павел указал нам на два рода оружия правды – правое и левое, честь и бесчестие, позор и добрую славу ( 2Кор.6:7–8 ) и под. Этими оружиями побеждаются враждеб­ные силы, причем от левого падает их меньше, от правого – больше. Потому пророк и говорит: «подле тебя» (под чем пророк разумел левую сторону, как видно из того, что он про­тивопоставляет ее правой) падут тысячи врагов, а от правой – тьмы. И не дивись этому, потому что страдания святых мучеников, а равно и тех, кто подражал мученическим подвигам, служат только началом падения демонов. Страдания причисляются к левым оружиям, почему пророк сначала и сказал о тех, кто падает с левой стороны. 2. Но гораздо более идольских сил было ниспровергнуто явив­шейся позднее славой почитателей Христа. Поражение и уничтожение врагов, говорит пророк, без труда совершено было, так что они боятся и приблизиться к нам, чтобы бороться лицом к лицу. «Только очами с воими смотреть будешь и воздаян ие грешникам у видишь» ( Пс.90:8 ). Хотя враги, говорит, как невидимые, нападают издали и незримо, но ты увидишь своими глазами торжество победы над ними и воз­мездие, какое дадут им те, которых они ввели в заблуждение. Те, кто прежде изготовлял идолов, теперь уничтожают идолов; те, кто прежде строил храмы, теперь сожигают храмы; те, кто прежде боготворил дела рук своих, теперь ниспровергают их собственными руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

О окаянный человек! Или не знаешь, что говорит о сем Апостол: «кто мя избавит от тела смерти сея?» (Рим. 7:24). Ты со зверем живешь, с свирепым львом — твоею плотию; если не поднимешь на него меча, он похитит тебя и умертвит. Возможно ли когда прикоснуться к змию и осязать его руками? Едва ли останешься цел, стоя среди мечей и копий. Помилуйте меня, чада мои и братия, помилуйте, и не возлагайте сверх бесчисленных моих зол иного огня, на главу мою. Напротив уничтожьте добрым вашим усердием и то зло, которое ко мне находится; ибо в Писании сказано: «сын мудр веселит отца своего» (Прит. 10:1), и исправляет его неразумие. Об этом необходимо говорить, наставлять друг друга и помогать, в чем согрешаем, и тайно; будем открывать сие; не будем стыдиться объяснения; ибо лучше срамное высказать, нежели совершать оное. От сего происходит великая крепость и победа над диаволом. Не ослабевайте в своих послушаниях: мужайтесь в делах своих, Друг друга тяготы носите в радостном уповании и в благочестии духовного веселия; со всяким днем возрастайте и укрепляйтесь, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава во веки веков. Аминь.    По греч. κχσεις. Поучение 31. О кознях лукавых бесов, и о предлежащем воздаян...    Отцы мои, братия и чада! Долг настоятельства понуждает меня каждодневно возвещать вам путь Божий: ибо иерей и учитель, по Писанию, «есть ангел Бога Вседержителя, и закона от уст его взыщет Бог к подчиненным ему» (Малах. 2:7). А я окаянный, ленюсь и не смею говорит. Ибо имею оскверненное сердце и нечистые уста, тогда как живу между людьми святыми, и даже более, я над ними настоятель. Однако любовь Божия увлекает меня, и я то поучаю вас, то утверждаю в том, в чем сам был искушаем, то братски беседую с вами, то учу, как сынов; а еще исповедую, что я и чадо ваше непотребнейшее.    Итак, в чем, братия мои честнейшие, исправим путь свой? Когда сохраним словеса Господни и судьбы правды Его. Великая и непрестанная брань у нас с миродержителями тьмы века сего, и сильно озлобление их против нас, как пишет Лествичник (Степ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

Примерный список замен во 2–5 томах Добротолюбия агося – егося шаго – шего аго – ого вшею – вшую выя – вые гия – гие гою – гой дния – дние иа – ия иею – ией кия – кие кою – кой лию – лью лыя – лые льми – лями мнии – мные мою – мой мыя – мые ною – ной ныя – ные няго – него нния – нние нною – нною пию – пью рыя – рые телно – тельно телные – тельные телных – тельных тися – ться тию – тью тыя – тые тьми – тями хия – хие цев – цов цем – цом цею – цей чию – чью чого – чего шею – шей шеюся – шуюся шея – шей шия – шие шияся – шиеся шния – шние щею – щей щия – щие щию – щью щияся – щиеся щого – щего яго – его яся – ясь безаботно – беззаботно безразсуд – безрассуд бестраст – бесстраст биет – бьет бичем – бичом благий – благой блого – благо болезнию – болезнью борятся – борются борцем – борцом бранию – бранью бытью – бытию -бы – бы ввергнуту – ввергнутым ведыва – ведова ведят – видят велями – весьма внезапу – внезапно внешно – внешне внутренно – внутренне во веки – вовеки во свояси – восвояси возвесть – возвести возгар – возгор воздоянвоздаян возмнил – возомнил возражд – возрожд восседит – воссидит востан – восстан восхищенью – восхищению впоследствие – впоследствии временною – временной врогов – врагов врожда – вражда вторый – второй выдти – выйти выйдти – выйти выесня – выясня выроста – выраста горчае – горче госпожею – госпожой грождан – граждан гшого – гшего дасада – досада дверию – дверью добредетел – добродетел досяза – досяга диавол – дьявол диадим – диадем дирявую – дырявую душей – душой душею – душой дыравый – дырявый Евангелью – Евангелию езеро – озеро еслиб – если б жесточае – жесточе жизнию – жизнью заблуждш – заблудш зароста – зараста зелие – зелье здоровьи – здоровье злый – злой значуще – значаще зогор – загор извнутри – изнутри излиет – изольет искуст – искусст испием – испьем исповедаю – исповедую истощание – истощение истязывать – истязать Иустиниан – Юстиниан келлия – келья ключем – ключом коею – коей коея – коей комарей – комаров концем – концом копием – копьем

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...