Согласно арм. традиции, К. с. хранилось в монастыре Гегард , название которого связано с этой реликвией (в наст. время святыня находится в Эчмиадзине). По преданию, святыню привез в Армению ап. Фаддей. Вопрос о происхождении и датировке реликвии остается дискуссионным. Высказывалось предположение, что арм. К. с.- реликвия, обретенная в Антиохии ( M é ly. 1904. P. 50-63). Форма и декор реликвии из Гегарда позволяют предположить, что она была изготовлена в VII в. в Византии ( Schulze-D ö rrlamm. 2010. S. 139-140). Наличие нескольких реликвий, именовавшихся К. с., способствовало возникновению сомнений в их подлинности. Так, во время пребывания в Нюрнберге Тафуру показали «железное копье длиной в локоть», по преданию, привезенное имп. Карлом Великим из Иерусалима. Тафур, ранее видевший К. с. в К-поле, сделал неосторожное замечание относительно этой реликвии, вызвавшее гнев местных жителей (Реликвии в Византии и Др. Руси. М., 2006. С. 244-245). Впосл. к теме многочисленных предметов, которые связывали с земной жизнью Христа, обращались протестантские авторы, критиковавшие католич. почитание реликвий. Так, Жан Кальвин в «Трактате о реликвиях» отмечал, что ему было известно о 4 реликвиях, именовавшихся К. с.; они хранились в Риме, в Париже, в мон-ре Нотр-Дам-де-ла-Тенай в Сентонже и в мон-ре Ла-Сов-Мажёр близ Бордо ( Calvin J. Traité des reliques/Éd. A. Autin. P., 1921. P. 118, 133). Копье св. Маврикия В средневековой европ. традиции существовали предания о К. с., некогда принадлежавшем св. Маврикию, Константину Великому или Карлу Великому. Эти предания могли восходить к воспоминаниям о «реликвиях от Гроба Господня», которые в 799 г. преподнес Карлу Великому посланник Иерусалимского патриарха (Annales regni Francorum/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 108-109. (MGH. Script. Rer. Germ.; Впосл. возникла легенда о том, как Карл Великий совершил паломничество в К-поль и привез оттуда наконечник К. с. (копья Лонгина), к-рый вместе с частицей копья св. Маврикия был вмонтирован в рукоять т. н. меча Карла Великого (франц. epée Joyeuse) ( Coulet. 1907). Считалось, что наследники императора владели копьем-реликвией, но сведения о нем были неточными и противоречивыми. Так, согласно Уильяму из Малмсбери, Гуго Великий (герцог франков в 936-956) направил кор. Англии Ательстану (924/5-939) щедрые дары, среди к-рых были меч Константина Великого, копье, которым Карл Великий сражался с сарацинами, и знамя (vexillum) св. Маврикия ( Willelmi Malmesbiriensis De gestis regum Anglorum. II 135// Willelmi Malmesbiriensis monachi De gestis regum Anglorum libri quinque/Ed. W. Stubbs. L., 1887. Vol. 1. P. 150-151). В перечне святынь кафедрального собора в Эксетере (XI в.) среди реликвий, подаренных собору кор. Ательстаном, названа частица К. с. (см.: Loomis. 1950; Keynes S. King Athelstan " s Books//Learning and Literature in Anglo-Saxon England: Studies Presented to P. Clemoes on the Occasion of His 65th Birthday. Camb., 1987r. P. 194-195).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

Vita Bonifatii. I 35-37; II 16-18//Ibid. P. 148-152, 202-204). Сохранилась жалованная грамота аббатствам Ставло и Мальмеди, изданная К. от имени кор. Хильдерика III (Die Urkunden der Merowinger/Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. N 192). Известно ок. 10 утраченных грамот К., в т. ч. мон-рю Лобб (упом. в «Деяниях лоббских аббатов» Фолькуина - MGH. SS. T. 4. P. 58) и аббатству св. Медарда в Свессионе ( Dierkens. 1984). В 747 г. К. отрекся от власти, намереваясь стать клириком, и отправился в Рим. Это событие привлекало внимание как каролингских хронистов, так и совр. исследователей. По мнению большинства ученых, отречение К. было добровольным, хотя некоторые факты указывают на то, что к 747 г. положение майордома могло стать непрочным. В самом раннем источнике, «Продолжении Хроники Фредегария», об отречении К. сообщается так: «Карломан, возгоревшись неугасимым благочестием, поручил королевство вместе с сыном Дрогоном своему брату Пипину и явился в Рим, к порогу блаженных апостолов Петра и Павла, чтобы пребывать в монашеском чине» (ob monachyrio ordine perseueraturus aduenit - MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 181). О дальнейшей судьбе К. в источнике не говорится. В более поздних источниках (Старшие Мецские, Муасакские, Большие Санкт-Галленские анналы) подчеркивается, что решение К. было принято по доброй воле и из благочестивых побуждений. В Анналах королевства франков под 745 г. сообщается: «Тогда Карломан поведал брату своему Пипину, что желает оставить этот мир. В этом году не совершались никакие военные действия, потому что оба они готовились: Карломан - в дорогу, а Пипин - торжественно провожать брата с дарами». В др. версии (т. н. Анналы Эйнхарда) утверждается, что К. давно замышлял оставить власть и «служить Богу в монашеском образе» (Annales Regni Francorum. 1895. P. 4-5). Однако Эйнгард в «Жизни Карла Великого» писал, что К. отрекся «неизвестно по какой причине, но, по-видимому, охваченный любовью к созерцательной жизни» ( Einhardi Vita Karoli Magni. 2). В большинстве источников сообщается, что К. пожелал стать монахом, но из других известно лишь о принятии им тонзуры (напр., в Больших Санкт-Галленских анналах - MGH. SS. T. 1. P. 74). В современной событиям биографии папы Римского Захарии в Liber Pontificalis утверждается, что К. по прибытии в Рим принял тонзуру и лишь впосл. удалился в мон-рь, принеся монашеские обеты (LP. T. 1. P. 433).

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРЛОМАН [лат. Carlomannus] († 17.08.754), св. (пам. зап. 17 авг.), франк. майордом Австразии (742-747), впосл. монах Кассинского монастыря (см. Монте-Кассино ). Сын Карла Мартелла, майордома Франкского гос-ва (719-741), и Хротруды (Ротруды), род. между 706 и 716 гг. О жизни К. до кончины Карла Мартелла († 22 окт. 741) сведений нет. Карл имел 3 законных сыновей - К., Пипина Короткого (от Хротруды) и Грифона (от 2-й жены Сванахильды (Суннихильды)). Сразу после смерти короля началась борьба между наследниками. К. и Пипин объединились, чтобы отстранить от власти Грифона, к-рому отец, вероятно, выделил область в центре гос-ва. Грифон укрылся в г. Лавдун (ныне Лан), но после осады города сдался и был взят под стражу (Annales Regni Francorum. 1895. P. 3). Его мать Сванахильда была отправлена в монастырь. Вероятно, в 741 г. К. и Пипин организовали убийство своего двоюродного брата Теодобальда (Теодоальда), некогда отстраненного от власти Карлом Мартеллом. Сведения источников о разделе Франкского государства между Пипином и К. противоречивы. По одной версии, раздел произвел Карл Мартелл незадолго до смерти (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 31), по другой - договор о разделе был заключен братьями в 742 г., во время похода в Аквитанию (Annales Regni Francorum. 1895. P. 4-5). Пипин получил Нейстрию и Бургундию, К.- Австразию, Алеманнию и Тюрингию, носил титул «dux et princeps Francorum». Воспользовавшись смертью Карла Мартелла и распрей между его наследниками, фактически независимые правители Аквитании, Алеманнии и Баварии объединили усилия в попытке свергнуть власть франкских майордомов из рода Пипинидов. В 742-746 гг. К. и Пипин вели военные действия против мятежников. В 743 и 744 гг. они воевали в Саксонии, где был схвачен вождь саксов Теодорих. Согласно Старшим Мецским анналам, К. принуждал взятых в плен саксов принять христианство (Annales Mettenses Priores. 1905. P. 36). В Баварии К. и Пипин захватили некоего пресв. Сергия, посланника папы Римского Захарии (741-752), который от имени папы пытался предотвратить войну между франками и баварами (Ibid. P. 34-35). В 746 г., после решающего сражения, К. покорил алеманнов. Неск. тыс. чел. были казнены, возможно, почти вся алеманнская знать (т. н. резня в Каннштатте - Annales Mettenses Priores. 1905. P. 37; Annales Petaviani. 1826. P. 11; см.: Reuter T. Germany in the Early Middle Ages, 800-1056. L.; N. Y., 1991. P. 59-60).

http://pravenc.ru/text/1681093.html

Хельмгауда (Annales Regni Francorum. 802). Однако в 802 г. Ирина была свергнута, поэтому планы Карла Великого потерпели неудачу, а Л., с т. зр. византийцев, оказался союзником варвара-узурпатора. Вероятно, для решения этой проблемы Л. решил снова встретиться с Карлом Великим в праздник Рождества Христова. Посетив Мантую, где в 803 г. была обретена реликвия Крови Христовой, Л. отправился в аббатство св. Маврикия (Сен-Морис), где его ожидал Карл, сын Карла Великого (Annales Regni Francorum. 804). В Реймсе понтифик встретился с императором, затем он проследовал в Кьерзи, Ахен, Зальцбург и Равенну и вернулся в Рим в нач. 805 г. В 806 г. Л. и Карл Великий совместно решали конфликты в Венеции и в Англии. Патриарх Градо Фортунат II, избранный после убийства патриарха Иоанна I и получивший еще в 803 г. паллий от Л., вступил в конфликт с венецианским дожем и был вынужден бежать под защиту Карла Великого. Император попросил папу перевести Фортуната на вакантную кафедру Полы. Л. согласился, но с условием, что при первой возможности тот вернется на кафедру Градо. В том же году был заключен в тюрьму свергнутый кор. Нортумбрии Эардульф, к-рый находился в союзе как с папой, так и с Карлом Великим. Император и папа отправили посланников в Нортумбрию. По их требованию король был освобожден и отправился сначала к Карлу Великому, а затем в Рим для подтверждения своих прав на корону (Annales Regni Francorum. 808). Один из немногих случаев, когда Л. отказался поддержать Карла Великого,- спор о Символе веры. В 807 г. в составе посольства от Иерусалимского патриарха в Ахен прибыли аббат и неск. франк. монахов из лат. обители на Елеонской горе (Annales Regni Francorum. 807). Согласно посланию, к-рое эти монахи направили Л., вернувшись в Иерусалим, они по примеру имп. капеллы установили пение Символа веры с Filioque . Об этом стало известно греч. монахам (в частности, Иоанну из лавры Саввы Освященного), которые обвинили франков в ереси. На праздник Рождества Христова в 808 г. в Вифлееме произошли беспорядки и была предпринята попытка изгнать франков из базилики Рождества.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Путешествие К. к Пипину оценивалось в офиц. источниках крайне негативно, т. к. его целью было сорвать соглашение между франками и Папским престолом, к-рому обе стороны придавали огромное значение. В жизнеописании Стефана II в Liber Pontificalis говорится, что кор. Айстульф «призвал диавольскими уговорами» К. из монастыря и отправил его к франкам для противодействия папе. Однако Пипин сделал правильный выбор и с согласия понтифика поместил К. в один из франкских монастырей, т. к. тот «дал Богу обет вести монашескую жизнь». В Мецских анналах и в Анналах королевства франков утверждается, что К. отправился к Пипину против воли, т. к. не мог ослушаться аббата, действовавшего по указанию короля лангобардов. Он прибыл к франкам уже больным и скончался вскоре после ухода Пипина с войском в Италию (Annales Regni Francorum. 1895. P. 10-13). Согласно Фульдским анналам, К. не успел встретиться с Пипином и умер по дороге, в Лугдуне (ныне Лион) (Annales Fuldenses. 1891. P. 6; Annales Sithienses//MGH. SS. T. 13. P. 35). В более поздних источниках сообщается, что целью поездки К. было возвращение в Кассинский мон-рь мощей прп. Венедикта ( Ademari Historiae. I 57//MGH. SS. T. 4. P. 114; см. также: ActaSS Bened. Saec. 3. Pars 2. P. 116; Head T. Hagiography and the Cult of Saints: The Diocese of Orleans, 800-1200. Camb.; N. Y., 1990. P. 142-143), или же говорится, что Айстульф попросил его обсудить с Пипином некие дела гос. важности (pro quibusdam rei publicae suae utilitatibus... ire rogatus - Chronica monasterii Casinensis. I 7). В дарственной грамоте 766 г. Фульраду , аббату мон-ря св. Дионисия, Пипин Короткий повелевал монахам молиться за «брата нашего доброй памяти Карломана» и за свое потомство (Die Urkunden der Karolinger. Hannover, 1906. Bd. 1. S. 31-32. (MGH; Dipl. Kar.)). Монахи, прибывшие вместе с К., были задержаны франками. Весной 757 г. по настоянию кассинского аббата Оптата папа Стефан II просил Пипина отпустить их в Италию (MGH. Epp. T. 3. P. 507). В Анналах королевства франков говорится, что Пипин велел вернуть останки брата в Кассинский монастырь (Annales Regni Francorum. 1895. P. 12-13). Согласно позднему монте-кассинскому преданию, тело К. было привезено в золотом гробу, украшенном драгоценными камнями (Pauli continuatio Casinensis. 4//MGH. Scr. Lang. P. 199; Chronica monasterii Casinensis. I 7; Petrus Diaconus. De ortu et obitu iustorum coenobii Casinensis. 23//PL. 173. Col. 1080).

http://pravenc.ru/text/1681093.html

26 Русская вивлиофика, или собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы/Изд. Н. Полевой. М., 1833. С. 361. 29 Никон. л. 5, 53, 54; Собр. л. 7, 87; Книга степенная. Ч. 2. Здесь поименованы двое: Савва Авраамиев и торговавший в Литве Фома Лазарев. 31 Собр. л. 4, 116. Где сокращенно предложено окружное послание Фотия и где говорится о соборе «по случаю» собравшемся, осудившем Григория. Фотий упоминает о своем окружном послании в послании от 6 сентября 1416 г. (Акты исторические. Т. 1. 20). 35 Собр. л. 4, 117;Jan Dlugosz. Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae, lib. I-XII. Lib. XI (далее Dlugosz. Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae. Ред.). 36 «Паки Христом миром Свою Церковь украси и смирение мое в Церковь Свою введе, советыванием благороднаго, славнаго вел. кн. Александра (Витовта)» (Дополнения к Актам историческим. Т. 1). Иеродиакон Зосима, конечно, воспользовался этим миром и полгода прожил в Киеве, прежде чем отправился в Иерусалим. «От русския страны и от стольна града Москвы, пишет он, из великия лавры прп. игумена Сергия, потщахся постигнути славный град Киев, иже бе мати всем градом русским. И достигнув благодатию Божию града Киева, пребыхом в лавре, еже зовется Киевская Печера, у гроба прп. Антония и игумена Феодосия пол-лета. И тамо возмыслихом и восхотехом видети святые места, идеже Христос Своими стопами походи». 38 Родословная книга//Временник Московского общества истории и древностей российских. 1851. Кн. 10 (далее Временник общества истории и древностей. Ред.). «По Божию изволению похоте Алекса креститися и прислал к Киеву, и митрополит Киевский крестил его в крестьянскую веру и дал ему во Святом Крещении имя князь Александр». Здесь же сказано, что отец Олексы кн. Мансур-Кията основал города Глинск, Глинецу и Полтеву (Полтаву), и сын после отца владел этими городами. 42 Собр. л. 5, 23; Князев А. С. Историко-статистическое описание псковского кафедрального собора. М., 1858. 43 Собрание государственных грамот и договоров: В 5 ч. М., ч. 1–4, 1813–1828, ч. 5, 1894. Ч. 1, 41–42 (далее Собрание государственных грамот и договоров. Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лотарингские епископы во главе с Гунтаром Кёльнским объявили брак недействительным и постановили заключить королеву в мон-рь для покаяния (MGH. Conc. T. 4. P. 1-11; Hinkmar von Reims. 1992. S. 115-116, 119-122; ср.: Annales Bertiniani. 1883. P. 53). Однако Теутберга бежала в королевство Карла Лысого, где ранее нашел убежище ее брат Губерт. Действия короля и лотарингских епископов не встретили понимания в соседних регионах империи Каролингов (см., напр.: Annales Bertiniani. 1883. P. 53, 60-61; Annales Fuldenses. 1891. P. 57; MGH. Capit. T. 2. P. 161; Reginonis Chronicon. 1890. P. 80-82). С критикой ахенских постановлений выступил Гинкмар Реймсский ( Hinkmar von Reims. 1992). Добившись от лотарингских епископов расторжения брака с Теутбергой, кор. Лотарь II созвал прелатов во главе с архиепископами Гунтаром Кёльнским и Теутгаудом Трирским на 3-й Собор в Ахене (29 апр. 862). Участники Собора разрешили королю заключить брак с Вальдрадой (MGH. Conc. T. 4. P. 68-89; ср.: Annales Fuldenses. 1891. P. 57; Reginonis Chronicon. 1890. P. 81-82). В праздник Рождества Христова (25 дек. 862) Аганон, еп. Бергамо, благословил брак Лотаря и Вальдрады (Ep. 57), после чего Вальдрада была коронована (Annales Bertiniani. 1883. P. 60). Отвергнутая кор. Теутберга обратилась к Н. с жалобой на произвол и насилие со стороны супруга (Ep. 3, 10-11; по свидетельству Регинона, жалоба исходила от родственников Теутберги - Reginonis Chronicon. 1890. P. 82). К папе Римскому обращался и сам Лотарь II, желавший получить от понтифика согласие на расторжение брака с Теутбергой. Король утверждал, что женился на Вальдраде еще до брака с Теутбергой, на к-рый он согласился только под давлением ее брата, аббата Губерта (Ep. 11, 53, 57; ср.: MGH. Capit. T. 2. P. 161). Сохранилось одно из посланий Лотаря, адресованное Н.; оно составлено в пышных и не вполне ясных выражениях. Король жаловался понтифику на происки врагов, выражал желание посетить «апостольский порог» и извещал папу о направлении в Рим послов, среди к-рых были архиеп.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Теутгауд и приверженцы Вальдрады (MGH. Epp. T. 6. P. 209-210). Лотарингские епископы послали в Рим решения Ахенских Соборов (Ibid. P. 210-212). Жесткая позиция Н., направившего к нему легатов, стала неожиданностью для Лотаря II, к-рый не решился нарушить требование понтифика и созвал лотарингских епископов во главе с архиепископами Гунтаром Кёльнским и Теутгаудом Трирским на Собор в Меце (июнь 863). Епископы подтвердили принятые ранее решения, заявив о несомненной виновности Теутберги и о том, что Лотарь II женился на ней лишь под давлением ее влиятельных родственников (MGH. Conc. T. 4. P. 132-138). Легаты Радоальд и Иоанн были подкуплены и одобрили соборное постановление. Согласно свидетельствам Гинкмара Реймсского и составителей жизнеописания Н., важную роль в проведении Собора сыграл Аганон, еп. Бергамо, к-рый, вероятно, представлял интересы имп. Людовика II при дворе его брата Лотаря II (Annales Bertiniani. 1883. P. 62-63; LP. T. 2. P. 160; ср.: Ep. 36). Вместе с легатами в Рим отправились архиепископы Гунтар Кёльнский и Теутгауд Трирский, чтобы вручить Н. соборные решения. Сначала их доброжелательно встретили при папском дворе, но после изучения соборных документов мнение понтифика переменилось (LP. T. 2. P. 160). По словам Гунтара Кёльнского, после 3-недельного ожидания архиепископов вызвали к папе, где они предстали перед «разношерстной толпой клириков и мирян». Без соблюдения должной процедуры Анастасий Библиотекарь зачитал вердикт, в соответствии с к-рым архиепископы были низложены за неповиновение Папскому престолу (MGH. Conc. T. 4. P. 156-157; Annales Fuldenses. 1891. P. 60-61; Annales Bertiniani. 1883. P. 69-70). Утверждения Гунтара Кёльнского противоречат данным др. источников, согласно к-рым Н. созвал итал. епископов на Собор к 30 окт. 863 г. (приглашение было направлено в т. ч. патриарху Градо - Ep. 17). На Соборе в Риме были аннулированы решения Мецского Собора; ответственность за их принятие возложили на архиепископов Гунтара Кёльнского и Теутгауда Трирского, к-рые были смещены с кафедр и отлучены от Церкви. Др. участникам Мецского Собора надлежало лично или через представителей испросить прощение у папы Римского за допущенные канонические нарушения (MGH. Conc. T. 4. P. 147-155; ср.: Annales Bertiniani. 1883. P. 63-66; Annales Fuldenses. 1891. P. 57-60; Reginonis Chronicon. 1890. P. 82-83; см. также подробное изложение обвинений против Гунтара Кёльнского и Аганона Бергамского в папском послании 867 г.- Ep. 53). В Liber Pontificalis говорится также об отлучении Аганона, еп. Бергамо, который охарактеризован как упорный противник Н. (LP. T. 2. P. 160-161). О постановлениях Римского Собора папа известил архиеп. Адона Вьеннского, западнофранк. и восточнофранк. епископов (Ep. 18-21). Упрекнув Лотаря II в безнравственном поведении и напомнив ему об ответственности, лежавшей на правителе-христианине, Н. запретил ему назначать архиепископов в Кёльн и Трир без папского разрешения (Ep. 22).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Несмотря на высокий авторитет Н., почитание понтифика начало складываться лишь в эпоху позднего средневековья. Ок. 1370 г. еп. Петр Наталис включил в «Перечень святых» под 6 дек. (день памяти свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских) краткое сказание, в к-ром Н. именуется святым ( Petr. Natal. CatSS. I 34). Поминовение Н. под 13 нояб., датой его кончины, было включено в Римский Мартиролог лишь в издании 1630 г. (Martyrologium Romanum. Venetiis, 1630. P. 559). Н. назван среди св. Римских пап в сочинении Просперо Ламбертини (впосл. папа Бенедикт XIV ) ( Benedictus XIV. De servorum Dei beatificatione et beatorum canonizatione. R., 1748. T. 3. P. 489). В 1850 г. поминовение Н. было перенесено на 5 дек., в 1883 г. возвращено на 13 нояб. (MartRom. Comment. P. 519-520). Под этой датой память Н., к-рый «с апостольским усердием» укрепил власть папы Римского над Вселенской Церковью, указана в действующей редакции Римского Мартиролога (MartRom. (Vat.). P. 587). Соч.: Epistolae/Ed. E. Perels//MGH. Epp. T. 6. P. 257-690; PL. 119. Col. 753-1212; Jaff é . RPR. T. 1. N 2674-2888; T. 2. N 704, 745; B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. Ист.: MGH. Conc. T. 4; LP. T. 2. P. 151-172; T. 3. P. 125; Annales Bertiniani/Rec. G. Waitz. Hannover, 1883. (MGH. Script. Rer. Germ.; 5); Annales Fuldenses sive Annales regni Francorum Orientalis/Rec. F. Kurze. Hannover, 1891. (MGH. Script. Rer. Germ.; 7); Reginonis abbatis Prumiensis Chronicon cum continuatione Treverensi/Rec. F. Kurze. Hannover, 1890. (MGH. Script. Rer. Germ.; 50); Il «Chronicon» di Benedetto, monaco di S. Andrea del Soratte, e il «Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma»/Ed. G. Zucchetti. R., 1920; ЛИБИ. Т. 2. С. 60-125; Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia/Rec. B. Laourdas, L. G. Westerink. Lpz., 1983-1988. 6 vol.; Hinkmar von Reims. De divortio Lotharii regis et Theutbergae reginae/Hrsg. L. Böhringer. Hannover, 1992. (MGH. Conc. T. 4. Suppl. 1); Nicetas David. The Life of Patriarch Ignatius/Ed. A. Smithies, J. M. Duffy. Wash., 2013; Фотий, патр. К-польский, свт. Антилатинские сочинения/Пер.: Д. Е. Афиногенов, П. В. Кузенков. М., 2015; Харламова Н. О. Ответы папы Николая I на вопросы болгар//Труды и переводы/СПбДА. Каф. древних языков. Каф. иностр. языков. СПб., 2017. Вып. 1. С. 206-271.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

о низложении папы «Вселенским Собором» (RegPatr. Vol. 1. N 483-485). Однако Захария не успел выполнить свою задачу, т. к. в ночь на 24 сент. Михаил III был убит по приказу Василия Македонянина. Новый император сразу же сместил Фотия и вернул кафедру патриарху Игнатию. Об этом говорилось в посланиях, с к-рыми Василий и Игнатий обратились к папе Римскому (11 дек. 867 - RegPatr. Vol. 1. N 499). О низложении Фотия в Риме узнали лишь летом 868 г., когда Папский престол занимал уже Адриан II, преемник Н. (MGH. Epp. T. 7. P. 747-750). Летом 867 г. Н. получил из Болгарии сведения о полемике, развернутой Фотием и направленной против зап. церковных обычаев, и особенно против Filioque. Намерение патриарха перевести юрисдикционный спор между Римом и К-полем в сферу догматики вызвало серьезную обеспокоенность понтифика. Посланники Гинкмара, жившие в Риме с авг. по окт. 867 г., передавали, что тяжелобольной Н. в последние месяцы жизни занимался только этой проблемой. Папа решил привлечь к спору с византийцами франк. епископов. В окт. 867 г. он отправил архиепископам Гинкмару Реймсскому и Лиутберту Майнцскому, королям Карлу Лысому и Людовику Немецкому послания о «клевете [греков] на святую Римскую Церковь, то есть всю Церковь, которая использует латинский язык» (Annales Bertiniani. 1883. P. 89; Annales Fuldenses. 1891. P. 66). Понтифик велел митрополитам при поддержке королей созвать епископов и составить опровержение полемических тезисов Фотия (Ep. 100-102). Гинкмар получил папское послание 13 дек. и немедленно ознакомил с ним Карла Лысого и епископов Западнофранкского королевства (Annales Bertiniani. 1883. P. 89-90). В мае 868 г. восточнофранк. епископы собрались в Вормсе и опубликовали полемический трактат «Ответ против ереси греков о вере Св. Троицы», составленный в соответствии с указаниями Н. Трактат подписали архиепископы Зальцбурга, Майнца и Гамбурга-Бремена, 18 епископов и 7 аббатов (MGH. Conc. T. 4. P. 261-262, 291-307; Annales Fuldenses. 1891. P. 67). На призыв Н. незамедлительно отреагировали и в Западнофранкском королевстве. Эней , еп. Парижский, написал «Книгу против греков»; мон. Ратрамн из Корби - соч. «Против обвинений греков, хулящих Римскую Церковь»; автором 3-го, ныне утраченного полемического трактата был Одон, еп. Бове (см.: Gemeinhardt. 2002. S. 201-227; Бармин. 2006. С. 66-76). Несмотря на то что далеко не все зап. епископы разделяли экклезиологию Н. и одобряли его церковную политику, они без колебаний поддержали его в полемике с византийцами; это было признаком серьезных идейных расхождений между Зап. Европой и Византией ( Herbers. 1993).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010