По окончании активных боевых действий, 22 апр. 1665 г. папа Римский Александр VII утвердил К. униатским митрополитом Киевским и Галицким, архиепископом Полоцким, однако королевское утверждение К. в статусе митрополита стало возможным только в 1667 г., после заключения Андрусовского перемирия и прекращения русско-польск. войны. Тяжелое положение василианских мон-рей на западнорусских землях Речи Посполитой после войны с Московским гос-вом заставило монахов согласиться на то, чтобы митрополит управлял орденом, и в 1667 г. конгрегация ордена признала К. протоархимандритом белорусско-литов. провинции василиан. К. активно занимался восстановлением пострадавших во время войны униат. церквей, мон-рей и новициатов в Полоцком архиеп-стве. В 1669 г. по ходатайству митрополита польский кор. Михаил Корибут-Вишневецкий наделил униат. духовенство правами, равными с лат. клириками, а также предоставил К. право заседать в сенате, к-рым тот ни разу не воспользовался. В 1671 г. на Новогрудской конгрегации василиан К. вступил в конфликт с Брестским еп. Бенедиктом Терлецким и Пинским еп. Маркианом Белозором, от к-рых митрополит пытался добиться отказа владеть мон-рями-архимандриями, пожалованными им королем в качестве бенефиция. Однако епископы покинули заседание конгрегации, отказавшись подчиняться К., а его жалоба папе Римскому Клименту Х на непослушание епископов митрополиту осталась неудовлетворенной. 1 июня 1673 г. по просьбе К. папа Климент Х утвердил коадъютором Киевской митрополии Витебского еп. Киприана Жоховского . К. скончался в Супрасльском мон-ре, погребен в кафедральном митрополичьем соборе Св. Софии в Полоцке. Лит.: Сапунов А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до пол. XIX в. Витебск, 1889; АСЗР. 1874. Т. 10. С. 47; АВАК. 1899. Т. 20. С. 368; Prashko I. De Ecclesia Ruthena Catholica sede metropolitana vacante, an. 1655-1665: Diss./Pont. Inst. Orientalium. R., 1944; Welyky A. Epistolae metropolitarum Kioviensium Catholicorum Raphaelis Korsak, Antonii Sielava, Gabrielis Kolenda (1637-1674). R., 1956. P. 303-324. (Analecta OSBM. Ser. 2; 2).

http://pravenc.ru/text/1841736.html

Л. был награжден орденами св. Станислава, св. блгв. кн. Александра Невского и св. Владимира. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 25. С. 222; Описание док-тов Архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1907. Т. 2; Дневник Сестренцевича, первого митрополита римско-католических церквей в России. Ч. 1/Пер.: В. Криксин//Старина и новизна. СПб., 1913. Т. 16. С. 25-26; Epistolae metropolitarum, archiepiscoporum et episcoporum/Ed. A. Welykyj. R., 1980. Vol. 9. P. 143-308; Уния в док-тах: Сб./Сост.: В. А. Теплова, З. И. Зуева. Мн., 1997. С. 415-429; yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX ст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix Pacii». Mihck; Полацк, 1999; Фyhдaцiя Галицькоï мumponoлiï у cbimлi дипломатичного листування Abcmpiï та Св. Престолу 1807-1808 рр.: Зб. дok-mib/Упоряд., вступ. ст. та комент.: В. В. Ададуров. Льbib, 2011. Лит.: Говорский К. А. Взгляд на состояние униат. Церкви в Белоруссии со времени возвращения этой страны к России//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1864. Т. 3. Февр. Отд. 2. С. 97-98; Сапунов А. П. Судьба православия в Полоцкой епархии//Полоцкие ЕВ. 1889. 10. Прил. С. 15-16; Коялович М. О. История воссоединения западно-рус. униатов старых времен. СПб., 1873. С. 383-386; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб., 1893. С. 373-374; Likowski E. Dzieje Koscioa unickego na Litwie i Rusi w XVIII i XIX w., uwazane glównie ze wzgldu na przyczyny jego upadku. Warsz., 19062. Cz. 1. S. 14-30; Solowij M. De reformatione liturgica Heraclii Lisowskyj, Archiepiscopi Polocensis (1784-1799)//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1. R., 1950. Vol. 2. P. 4-12; Назарко I. Kuïbcьki i raлuцьki митрополити: Бiorp. нариси, 1590-1960. Рим, 1962. С. 122-127; Flynn J. T. Iraklii Lisovskii, Metropolitan of the Uniate Church (1806-1809) and Reform in the Russian Empire//SEER. 1999. Vol. 77. N 1. Р. 93-116; Марозава С. В. Yhiяцkaя царква y этнакультурным paзbiццi Бeлapyci (1596-1839). Гродна, 2001. С. 237-243; Лужницький Г. Украïнська Церква мiж Сходом i Заходом: Нарис icmopiï украïнськоï Церкви. Льbib, 20082. С. 422-423; Галанов М. М. Ираклий Лисовский и поиск статуса униат. церкви в России в царствование Павла I//Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер. 4: История. Политология. 2009. 4. С. 51-55; он же. Политика самодержавия в униат. вопросе в годы царствования Павла I в освещении рос. историографии//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2009. Вып. 1. С. 65-71; он же. Обвинения Ираклия Лисовского в казнокрадстве и взяточничестве как отражение религ.-полит. борьбы в России в кон. XVIII в.//Клио. 2011. 6(57). С. 30-33; он же. Конфликт Полоцкого униат. архиеп. Ираклия Лисовского и подчиненного ему духовенства в кон. XVIII в.//Там же. 2012. 12(72). С. 37-39.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

6 июля 1634 г. инок Сампсон (Кутовой) завещал обители Пирятинскую мельницу, купленную у мельника Ильяша Васильковского, «да в Галице завещает два мельничные колеса», а также «лесок невеличкий» на острове между реками Девица и Галица. В 1636 г. кн. Иеремия, сын кн. Михаила Вишневецкого, изгнал митр. Исаию (Копинского) из М. м. Вероятно, тогда же был изгнан и его ставленник игум. Иоанн. При этом кн. Иеремия не притеснял ту (большую) часть иноков, к-рые не оказали поддержки митр. Исаии, и даже грамотой от 8 февр. 1636 г. подтвердил владения мон-ря в с. Мгарь, дав гарантии неприкосновенности его имений. В том же году митр. Киевский свт. Петр (Могила) , получивший от кн. Иеремии Вишневецкого полномочия по управлению заднепровскими мон-рями, назначил настоятелем М. м. своего ставленника игум. Каллистрата. В 1637 г. кн. Иеремия женился на полячке и принял лат. обряд, что могло повлиять на дальнейший накал борьбы в его владениях. В кон. 1637 - нач. 1638 г. митр. Исаия рассылал адресованные братии заднепровских мон-рей письма, в к-рых обвинял митр. Петра в тайной приверженности католичеству, в признании власти папы Римского и в попытках латинизировать правосл. богослужение. Он призывал монахов покидать территорию Речи Посполитой и переезжать в Россию. Обеспокоенный такими действиями митр. Исаии, униат. митр. Иосиф Рутский посетил кн. И. Вишневецкого, в заднепровских владениях которого проживал митр. Исаия, с просьбой изгнать «проклятого», но тот отвечал, что сделать этого не может из-за сопротивления со стороны казаков (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 3. Vol. 1. P. 206. 103). Кроме того, в апр.-мае 1638 г. в районе Лубен и Миргорода произошло массовое крестьянско-казачье восстание под предводительством Я. Остряницы и Д. Гуни, объявивших себя защитниками Православия. Согласно «Летописи Самоила Величко», в период восстания по распоряжению генерального полковника польского коронного войска Станислава Потоцкого были арестованы игум. Каллистрат и еще 10 монахов М. м., к-рых судили в польск. военном суде по обвинениям в поддержке казачьего бунта, но вскоре оправдали и освободили. Из-за польск. репрессий тысячи местных жителей стали переселяться в Россию. В частности, в июне 1638 г. в Путивль переехала большая группа иноков Мгарского, Ладинского и Густынского мон-рей. 8 июня 1638 г. на группу иноков М. м., направлявшуюся из Лубен в Путивль, в районе г. Гадяч напали шайки татар, были убиты старец иером. Самуил и послушник. Указом царя Михаила Феодоровича для переселившихся монахов М. м. в июне 1638 г. был определен белёвский в честь Преображения Господня монастырь , а затем, в авг. 1638 г.,- Дудин Амвросиев во имя святителя Николая Чудтворца монастырь . Там поселилось 14 мгарских иноков, к-рые образовали отдельную общину под рук. игум. Василия, бывш. настоятеля М. м. в 1625-1628 гг.

http://pravenc.ru/text/2562746.html

В посланиях к царю и патриарху И., жалуясь на преследования, просил о материальной помощи. К Филарету он обращался как к «патриарху Великой и Малой России и до последних Великого океяну», подписался как «Вашей святительской милости епископ и эксарх Малой России, земли Киевской». В послании содержатся слова: «Не имамы бо никакого прибежища и пристанища разве Господа Бога и благочестиваго и православнаго царя московскаго». Посланец И. иером. Гедеон узнавал в Путивле, не может ли И. «со всею братьею» найти приют в России. (Стремление к переселению в Россию действительно существовало, свидетельством чему является тот факт, что в 1627 И. обратился к путивльскому воеводе с требованием способствовать возвращению 10 монахов, бежавших из Густынского и Мгарского монастырей в Путивль; 11 июля 1628, находясь в Ладинском мон-ре, И. издал постановление, к-рым было запрещено покидать мон-рь без дозволения.) 14 сент. 1623 г. И. было послано из Москвы 3 сорока соболей. В нач. 1625 г. посланцы Перемышльского епископа - монахи заднепровских мон-рей - приезжали в Москву с письмом И. от 19 янв., в котором содержалась просьба о милостыне. В 1629 г. И. снова обращался к царю и к патриарху с просьбами о материальной помощи, в Москву с этой целью ездили его посланцы во главе с мон. Илией (Бураковским). Когда в 1627 г. распространились слухи, что православные епископы, в частности Мелетий (Смотрицкий) , хотят начать переговоры с униатами о соединении, И. выступил с резким протестом в грамотах, разосланных по всей Киевской митрополии. В связи с этим униат. митр. Иосиф Рутский предлагал сыну кнг. Раины Иеремии Вишневецкому выслать И. из заднепровских мон-рей, но тот отвечал, что не может этого сделать из-за сопротивления казаков (Epistolae Josephi Velamin Rutskyj, metropolitae Kioviensis catholici (1613-1637). R., 1956. N 103. P. 206. (Analecta OSBM. EMKC. Ser. 2, sect. 3)). И. принял участие в Соборе, прошедшем 15-16 авг. 1628 г. в Киеве, на к-ром были осуждены униатские взгляды Мелетия (Смотрицкого).

http://pravenc.ru/text/674836.html

Лит.: Говорский К. А. Иосафат Кунцевич - униат. архиепископ. Вильна, 1865; Guépin A. Un apôtre de l " Union des Églises au XVII siècle: Saint Josaphat et l " Église gréco-slave en Pologne et en Russie. P., 1897. T. 1; Жукович П. Н. Сеймовая борьба западнорус. дворянства с церк. унией (с 1609 г.). СПб., 1904. Вып. 2: 1615-1619; 1906. Вып. 3: 1620-1621;1908. Вып. 4: 1623-1625; он же. О неизд. сочинениях Иосафата Кунцевича//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 3. С. 199-231; Urban J. wity Jozafat, biskup i mczennik. [Kraków, 1921]; Св. сщмч. Йосафат Кунцевич: Mamepiялu i poзbiдku з нагоди юbiлeю/Зiбpab: о. Й. Cлinuй. Льbib, 1925; Cлinuй Й. Богословське образування i письменицька mbopчicmь св. Йосафата Кунцевича//Там же. С. 232-252; Дороцький М. Життя св. сщмч. Йосафата архиеп. Полоцького. Перемишль, 1932; Czerniewski L. w. Jozafat Kuncewicz, 1580-1623. Pozna, 1935; Ю. Огляд бorocлobcьko-лim. дiяльhocmu Йосафата Кунцевича. Торонто, 1960; Назарко I. Cnobiдhuku св. Йосафата//Miscellanea in honorem S. Josaphat. R., 1967. P. 66-74. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2; Vol. 6. Fasc. 1/4); Балик Б. I. З icmopiï культу св. Йосафата в Nepeмucьkiй (XVII/XVIII ст.)//Analecta OSBM CCL anno a Martyrio S. Iosaphat vertente. R., 1973. P. 47-61. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2; Vol. 8. Fasc.1/4); Ozorowski E. Jozafat Kuncewicz//Sownik Polskich teologów katolickich/Pod red. H. E. Wyczawskiego. Warsz., 1982. T. 2. S. 474-475; ychiewicz T. Jozafat Kuncewicz//Znak. Kraków, 1984. R. 36. N 351/352. S. 221-257; N 353. S. 497-536; Senyk S. The Sources of the Spirituality of St. Josaphat Kuncevy//OCP. 1985. Vol. 51. P. 425-436; та apxib Павла Доброхотова/Уклад.: В. I. Ульяновський. К., 1992. С. 91-94, 165-166; Kumak K. Jozafat Kuncewicz//Encyklopedia Katolicka. Lublin, 2000. T. 8. Kol. 105-106; Верниковская Е. А. Иосафат Кунцевич (1580-1623), Полоцкий архиеп. Греко-католической Церкви//Слав. альм., 2000. М., 2001. С. 20-41; она же. Витебское восстание 12 нояб. 1623 г.//Там же, 2001. М., 2002. С. 108-132; Nahyцэbiч В.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

Лит.: Кралицкий А. Ф. Мон-рь св. Николая на горе Чернечей близ Мукачева//Временник Ин-та ставропигийского за 1891 г. Львов, 1890. С. 156; Петров А. Л. Старопечатные церк. книги в Мукачеве и Ужгороде//ЖМНП. 1891. Ч. 275. 6. Отд. 2. С. 209-215; он же. Старопечатные церк. книги в Мукачеве и Унгваре// Он же. Мат-лы для истории Угорской Руси. СПб., 1906. Кн. 4. С. 65-71; Kihax Г. I. Монаший собор у Mykaчebi 1749 р.//Analecta OSBM. Ser. 1. 1925. Vol. 1. Fasc. 2/3. P. 273-278; Гаджега В. Н. Icmopiя катедральноï kanimyлu греко-католицькоï Мукачевськоï//Подкарпатська Русь. Ужгород, 1927. Т. 4. 7-10; Hodinka A. Documenta Koriatovisciana et fundatio monasterii Munkacsiensis//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2. 1950. Vol. 1. Fasc. 2/3. P. 339-359; 1953. Fasc. 4. P. 525-551; 1954. Vol. 2. Fasc. 1/2. P. 165-189; Лучкай М. М. Icmopiя карпатських pycuhib церковна i cbimcьka: (Давня i нова аж по наш час). Ужгород, 1999. Т. 1; Фенич В. I. Заснування Iмcmuчibcьkoro мон-ря та його дiяльhicmь в abcmpiйcьki та abcmpo-yropcьki часи//Carpatika=Карпатика. Ужгород, 2001. Вип. 12: Проблеми bimчuзhяhoï та заруб. icmopiï. С. 11-21; он же. Miж okцuдehmaлiзмoм та Ordo Sancti Basilii Magni Ruthenorum в peлiriйhoмy та культурном жummi Mykaчibcьkoï (до початку ХХ ст.)//Там же. 2003. Вип. 24: Icm. та icmopiorp. cmyдiï. С. 87-140; он же. Заснування Mykaчibcьkoï у XV ст.: Icmopiorp. мiфu та icm. peaлiï//Там же. 2005. Вип. 32: Наук. зб., присвячений пам " яmi Т. Сопка. С. 168-184; Данилець Ю. В. Обмеження дiяльhocmi правосл. мoh-pib Закарпаття в 1945-1961 рр.//Наук. bichuk Ужгородського ун-ту. Сер.: Icmopiя. 2005. Вип. 13. С. 161-165; он же. Правосл. Церква на Зakapnammi у 1-й пол. ХХ ст. Ужгород, 2009; Kiчepa В. В. Заснування i дiяльhicmь мoh-pib чину св. Bacuлiя Великого на Зakapnammi (1733-1950 рр.): АКД. Ужгород, 2008; он же. Kyльmypho-ocbimhя дiяльhicmь мohaxib Mykaчibcьkoro мон-ря на Зakapnammi//Русин. 2009. 3(17). С. 90-95; он же. Ochobhi bixu peлiriйhoro розвитку Mykaчibcьkoro мон-ря//Наук. bichuk Ужгородського ун-ту. Сер.: Icmopiя. 2010. Вип. 24. С. 3-6; Пагиря В. В. Мукачевский Иерусалим: Короткие очерки. Ужгород, 2012; Пекар А. Нариси icmopiï Церкви Закарпаття. Ужгород, 2014. Т. 3: Монаше життя.

http://pravenc.ru/text/2564330.html

Лит.: Малышевский И. И. Подложное письмо половца Ивана Смеры к вел. кн. Владимиру Святому. К., 1876; [Никоровыч Ю.] Схиматисм всего клира греко-католицкой Перемышльской епархии на год 1879. Перемышль, 1879; Добрянский А. История епископов трех соединенных епархий: Перемышльской, Самборской и Саноцкой, от найдавнейших времен до 1794 г., по источникам сочиненная. Львов, 1893; Jabonowsky A. Polska XVI w. pod wzgldem geograficzno-statystycznym. Warsz., 1902. T. 7. Cz. 1: Rus Czervona. (Zróda dziejowe; T. 18. Cz. 1); Крип " якевич I. Nepeмuшльcьki владики в XV ст.//Стара Украïна. Льbib, 1924. 11. С. 164-165; Андрусяк М. Г. Ibah Хлопецький, Перемиський правосл. enuckon-hoмiham в 1632-1633 рр.//ЗНТШ. 1927. Т. 147. С. 131-140; Лакота Г. Дbi npecmoльhi церкви nepeмucьki. Перемишль, 1937; он же. Три синоди Nepeмucьki й постанови baляbcьki в XVI-XIX ст. Перемишль, 1939; Соневицький Л. Украïнський Перемишльськоï i Холмськоï в XV-XVI ст. Рим, 1955. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; T. 6); Балик Б. Ihokehmiй Иван Винницький, Перемиський, Caмбipcьkuй, Cяhiцьkuй (1680-1700). Рим, 1978. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; T. 38); Bendza M. Prawosawna diecezja Przemyska w latach 1596-1681: Studium hist.-kanoniczne. Warsz., 1982; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989; Могытыч И. Р. Архитектура Галицкой и Волынской земель XII-XIV вв. в свете новых открытий//Архит. наследство. М., 1990. Вып. 37. С. 209-222; Piwowar E. Pierwszy synod unicki eparchii Przemyskiej (1693)//Polska-Ukraina: 1000 lat ssiedstwa. Przemyl, 1990. T. 1. S. 157-166; Макарий. История РЦ. Кн. 3, 5, 6 (по указ.); Aleksandrowicz W. Rybotycki - orodek malarski w 2-j poowie XVII w.//Polska-Ukraina: 1000 lat ssiedstwa. Przemyl, 1994. T. 2. S. 341-350; idem. Malarze w zwizkach artystycznych Przemyla i ziemi Przemyskiej XV-XVI w.//Przemyskie zapiski historyczne. 1998. T. 11. S. 105-121; Грушевський М. C. Icmopiя Украïни-Руси. К., 1995. Т. 5; Nabywaniec St., ks. Uniccy biskupi Przemyscy w latach 1610-1991: Szkice biograficzne.

http://pravenc.ru/text/2579986.html

Соч.: Бодянский О. М. О поисках моих в Познанской Публичной библиотеке//ЧОИДР. 1846. Год. 1. Кн. 1. Отд. 1. С. 12-16 [послание правителям г. Холм, 1440 г.]; Ad universos Christi fideles de expugnatione Consmanminopolis//PG. 159. Col. 953-956 [письмо всем верным во Христе о падении К-поля]; Epistolae//Analecta Byzantino-Russica/Ed. W. Regel. Petropoli, 1891. P. 59-71 [письма 1-6]; Λμπρος Σ. Παλαιλγεια κα Πελοποννησιακ. Αφναι, 1913. Τ. 1. Σ. 3-14, 324-335 [речь на Базельском Соборе]; Αφναι, 1926. Τ. 3. Σ. 132-199, 200-221, 292-308 [панегирики в честь Мануила II и Иоанна VIII Палеологов]; Δο ναφορα μητροπολτου Μονεμβασας πρς τν πατριρχην//Νος Ελληνομνμων. (1915). Τ. 12. Σ. 272-318 [два прошения митр. Монемвасийского к патриарху]; Ibid. 1921. Τ. 15. Σ. 113-126 [похвальная речь имп. Сигизмунду Люксембургскому] (то же: Hunger H., Vurm H. Isidoros von Kiev, Begrüßungsansprache an Kaiser Sigismund (Ulm, 24. Juni 1434)//RHM. 1996. Bd. 38. S. 143-180); Mercati G. Scritti d " Isidoro il cardinale Ruteno. R., 1926. P. 151-152. (ST; 46) [описание путешествия из К-поля в Сиракузы]; idem. Opere minori. Vat., 1937. P. 188-192. (ST; 79) [«Монодия на пожар во Влахернской церкви»]; Hofmann G. Ein Brief des Kardinals Isidor von Kiew an Kardinal Bessarion//OCP. 1948. Vol. 14. P. 407-414 [письмо кард. Виссариону о падении К-поля]; idem. Quellen zu Isidor von Kiew als Kardinal und Patriarch//OCP. 1952. Vol. 18. P. 146-148, 149-150 [письма властям Флоренции о падении К-поля]; Ziegler A. W. Vier bisher nicht veröffentlichte Briefe Isidors von Kijev//BZ. 1951. Bd. 44. S. 574-577 [письма 7-10]; idem. Die restlichen vier unveröffentlichten Briefe Isidors von Kijev//OCP. 1952. Vol. 18. S. 139-142 [письма 11-14]; Pertusi A. La caduta di Constantinopoli I: La testimonianze dei contemporanei. Verona, 1976. P. 58-111 писем о падении К-поля]; Litterae (da Candia, luglio 1453)// Pertusi A. Testi inediti e poco noti sulla caduta di Constantinopoli. Bologna, 1983. P. 11-21 письма о падении К-поля]; Wawryk P. M. Quaedam nova de provisione metropoliae Kioviensis et Moscoviensis ann. 1458-1459//Miscellanea in honorem cardinalis Isidori (1463-1963). R., 1963. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2; Vol. 4(10)). P. 20-21 [письмо польск. кор. Казимиру]; On Peace and Love/Ed. J. Gill//OCP. 1967. Vol. 33. P. 370-379 [речь «О мире и любви»]; Sermones inter concilium Florentinum conscripti. R., 1971. P. 1-94 [речи на Ферраро-Флорентийском Соборе]; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007. С. 453-454 [окружное послание]; Polemis I. D. Two Praises of the Emperor Manuel II Palaiologos: Problems of Autorship//BZ. 2010. Bd. 103. S. 699-714.

http://pravenc.ru/text/674888.html

4. С. 256-263; 1960. Т. 11. Ч. 1. С. 30-36; Я. Д. Hebiдoмa пам " ятка украïнськоï icmopiorpaфiï 2-ï пол. XVII ст.//Укр. icm. журнал. К., 1970. 2. С. 66-72; он же. Першодрукар Ibah Федоров i виникнення друкарства на Ykpaïhi. Льbib, 1975; он же. Cycniльho-noлimuчha та культурна дiяльhicmь братств: Питання nepioдuзaцiï//Прогресивна cycniльho-noлimuчha думка на Ykpaïhi: Тез. респ. наук.-теорет. конф. Льbib, 1988. С. 7-9; он же Лimepamypha спадщина Ibaha Федорова. К., 1989; он же. Льbibcьke Успенське братство, його школа i друкарня//Льbib: Icm. нариси/Упор.: Я. и др. Льbib, 1996. С. 82-89; он же. Peлiriйhe життя i kyльmypho-ocbimhiй рух в Ykpaïhi: Друга пол. XVI - перша пол. XVIII ст.//Katolicyzm w Rosji i Prawoslawie w Polsce (XI-XX w.)=Католицизм в России и Православие в Польше (XI-XX вв.). Warsz., 1997. S. 108-123; Патрило I. Нарис icmopiï Галицькоï npobihцiï//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 2. 1982. T. 11(17). P. 43-130; Bendza M. Prawosawna diecezja Przemyska w latach 1596-1681: Studium historyczno-kanoniczne. Warsz., 1982; Вертоградов В. С. Православная Церковь в Галиции в древнейший рус. период//БТ. 1990. Сб. 30. С. 241-278; Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукописна книга. Льbib, 1995; Александрович В. Ikohocmac П " ятницькоï церкви у Льbobi//Льbib: Icm. нариси/Упор.: Я. и др. Льbib, 1996. С. 103-144; он же. Льbibcьke середовище укр. мaляpib у XVI ст.//Центральна i Cxiдha в XVI-XVIII ст.: Питання соц.-екон. та noлim. icmopiï: До 100-piччя biд дня народження проф. Д. Похилевича. Льbib, 1998. С. 152-161; он же. Три boлuhcьki мaляpi kihця XVI - початку XVII ст.: З непубл. рукоп. мamepiaлib//Рукописна ykpaïhika у фондах ЛНБ та проблеми створення ihфopм. банку даних: Мат-ли мiжhap. наук.-практ. конф., 20-21 вересня 1996 р. Льbib, 1999. С. 363-374; он же. Зaxiдhoykpaïhcьki мaляpi XVI ст.: Шляхи розвитку npoфeciйhoro середовища. Льbib, 2000; он же. Npubiлeй Перемиського Ahmohiя Радиловського для дрогобицького Хрестовоздвиженського братства з 1556 р.//Дрогобицький зб.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

В 1709 г. власти запретили И. титуловаться епископом, это было подтверждено в февр. 1710 г. на суде, наложившем на сторонников И. штраф в 400 флоринов. Несмотря на это, духовенство Марамороша на очередном Соборе в 1710 г. признало И. своим архиереем и обратилось к правителю Марамороша Ференцу Ракоци с просьбой утвердить это решение. Однако последний ответил отказом. В 1709 - нач. 1710 г. Мараморошской епархией официально управлял совет из 4 протопопов, И. служил нелегально. В 1710 г. епископ был арестован и заточен в тюрьму в Хусте, вышел на свободу в 1711 г., после бегства 21 февр. Ференца Ракоци в Речь Посполиту. Вскоре после освобождения И. скончался, о чем упоминается в документе от 3 июня 1711 г. Возможно, архиерей был погребен в мон-ре Сэпынца-Пери. Преемником И. на Мараморошской кафедре стал его ближайший помощник румын. мон. Серафим (Петрован). Румын. литературовед Н. Йорга приписывает И. обнаруженные в нач. XX в. фрагменты проповедей антикатолич. направленности (на румын. языке). Ф. Сейке атрибутирует И. проповедь, прочитанную в 1700 г. при освящении ц. свт. Николая в с. Глод (ныне жудец Марамуреш); на списке поучения стоит благословение И. 20 июня 1992 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви причислил И. к лику святых как исповедника веры (пам. 24 апр.), торжество общецерковного прославления состоялось 9 сент. 2003 г. В 1993-1999 гг. в г. Бая-Маре был построен первый в Румынии храм во имя И., при к-ром организовано посвященное ему братство. Соч.: Yciм yзaraлi i кожному зociбho, хто про те знати, а особливо cbяmiйшuм nampiapxaм, преосвященним apxiмahдpumaм, iryмehaм, haмichukaм та всьому kлipy// Величко С. В. Лimonuc/Пер. на укр.: В. О. Шевчук. К., 1991. Т. 2. С. 510; Антиминс 1701 г. и грамота еп. Иосифа Стойки 1704 г.//Studia slavica. Bdpst, 1968. Vol. 14. P. 68-69. Ист.: Hodinka A. A munkácsi görög szertartasu pspökség okmánytára. Ungvár, 1911; Welykyj A. Documenta Pontificum Romanorum historiam Ukrainae illustantia (1075-1953). R., 1954. Vol. 2. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 3); Лучкай М. Icmopiя карпатських pycuhib=Historia Carpato-Ruthenorum. Ужгород, 2000. Т. 2. С. 133-134; Episcopia greco-catolic de Munkacevo: Documente/Ed. V. Ciubot et al. Satu Mare; Ujgorod, 2007.

http://pravenc.ru/text/578551.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010