156 Этот тип обычно именуется Богородица Агиосоритисса, поскольку Агиос Сорос (Святой Ракой) назывался реликварий, где хранился пояс Богоматери в храме Богородицы Халкопратийской и, по ассоциации, сам придел, в котором находился реликварий. См.: Andolor о М. Note sui temi iconografici della Deesis et della Hagiosoritissa//RIAS A. n.s. 17 (1970), p.85–153, особ. 85–92, 118–143; Der Nerrsesian S. Two Images of the Virgin in the Dumbarton Oaks Collection//ДОР. 14 (1960), p.77–81; Mango C., Hawkins E.J.W. The Hermitage of Saint Neophytos and Its Wall Painting//DOP. 20 (1966), p.l60–162, 201–204; Walter C. Further Notes on the Deesis. I. The Eleousa Icon at Saint Neophytos, Cyprus//REB. 28 (1970), p.l62–168. 157 Der Nersessian S. Two Images, p.81–86. Лики Богоматери в Лагудера и Асину (1332–1333) именуются «Елеуса»; обозначение paraklesis явно не применялось к этому изображению до XIV в., например, 158 в храме св.Николая Орфаноса в Фессалониках (Xyngopoulos. с.15, fig.76, 80, 183; Walter C. Two Notes on the Deesis//REB. 26 (1968), p.311–336, особ.322. Der Nersessian S. Two Images, p.81–86. Лики Богоматери в Лагудера и Асину (1332–1333) именуются «Елеуса»; обозначение paraklesis явно не применялось к этому изображению до XIV в., например, в храме св.Николая Орфаноса в Фессалониках (Xyngopoulos. с.15, fig.76, 80, 183; Walter C. Two Notes on the Deesis//REB. 26 (1968), p.311–336, особ.322. 159 Фреска в южном приделе нартекса (Der Nersessian S. Two Images, fig. 12). Это событие изображено также в Студенице; см.: Winfield D. Four Historical Compositions from the Medieval Kingdom of Serbia//BSL. 19 (1958), особ.251–278; Djuric V. Istorijske Kompozicije//ЗРВИ. 8.2 (1964), c.69–90. 160 Cp. типикон монастыря Эвергетиды (Дмитриевский A. Описание, I, c.554; Joneras S. Le Vendredi-saint dans la tradition liturgique byzantine//Studia Anselmiana. 99. Analecta Liturgica, 13. Rome, 1988, p.427–428; Pallas D. Die Passion, S.31. 161 B инвентарной описи монастыря Елеусы (1449), основанного в XI в., указана Богородичная икона пресбейи, стоявшая рядом с почитаемой (проскинесис) иконой Богоматери Елеусы (Petit L. Le monastere de Notre-Dame de Pitie (см. прим.7), 119.9). Можно предположить, что икона пресбейи была выносная, а проскинесис – закрепленная на иконостасе.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

1906= Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906 [файл доступен по адресу: http://www.mzh.mrezha.ru/books.htm#AZNes ] Николова. 1995 =  Николова Б. Чин за ръкополагане на епископ, митрополит, патриарх//Palaeobulgarica. 1995. Т. 19. 1. С. 99-111. Соколов. 2003= Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии. Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. Соколов. 2004= Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. Избрание патриархов Александрийской Церкви. СПб., 2004. Успенский. 1998= Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России. М., 1998. Bradshaw. 1990= Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990. Ehrhardt. 1954= Ehrhardt A. Jewish and Christian Ordination//Journal of Ecclesiastical History. 1954. Vol. 5. P. 125-138. Richter. 1976= Richter K. Zum Ritus der Bischofsordination in der " Apostolischen Überlieferung " Hippolytus von Rom und davon abhängigen Schriften//Archiv für Liturgiewissenschaft. 1975-1976. Bd. 17-18. S. 7-51. Santantoni. 1976= Santantoni A. L " ordinazione episcopale: Storia e teologia dei Riti dell " ordinazione nelle antiche liturgie dell " Occidente. R., 1976. (Analecta Anselmiana; 69). Stewart-Sykes. 2001= Stewart-Sykes A. The Seating of Polycarp at Vita Polycarpi: a liturgy of scholastic Christianity in the third century//Studia Patristica. 2001. Vol. 35. P. 323-329. Stommel. 1952= Stommel E. Die bischöfliche Kathedra im christlichen Altertum//Münchener theologische Zeitschrift. 1952. Bd. 3. S. 17-32. Статья впервые опубликована 25.01.2009 г. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей.

http://bogoslov.ru/article/377301

также: Соколов. 2004. С. 318-319). Александрийское происхождение и этого чина, и прочих чинов рукописи Sinait. gr. 1006 несомненно, но из того, что название города, Патриархом которого становится возводимый, не указано, следует, что в какой-то период чин мог использоваться и где-то еще — возможно, в Иерусалиме. Но все же распространения где-либо, помимо Египта и, возможно, Палестины и Кипра, александрийские чины не имели.   Литература к 1-й части статьи: Арранц. 2003=Арранц М. Избранные сочинения по литургике. М., 2003. Т. 1: Таинства визант. Евхология. С. 452-467. Болотов. 1907=Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. СПб., 1907. Голубцов. 1905=Голубцов А. П. О старом архиерейском месте в храме//Богословский вестник. 1905. Т. 2. 7-8. С. 570-583 [файл доступен по адресу: http://bogoslov.ru/bv/text/170249/index.html ] Дмитриевский. 1901=Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 2: Euchologia. К., 1901 [файлы доступны по адресу: http://byzantinorossica.org.ru/dmitrievskii.html ] Неселовский. 1906=Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906 [файл доступен по адресу: http://www.mzh.mrezha.ru/books.htm#AZNes ] Николова. 1995 =  Николова Б. Чин за ръкополагане на епископ, митрополит, патриарх//Palaeobulgarica. 1995. Т. 19. 1. С. 99-111. Соколов. 2003=Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии. Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. Соколов. 2004=Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. Избрание патриархов Александрийской Церкви. СПб., 2004. Успенский. 1998=Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России. М., 1998. Bradshaw. 1990=Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990. Ehrhardt. 1954=Ehrhardt A. Jewish and Christian Ordination//Journal of Ecclesiastical History. 1954. Vol. 5. P. 125-138. Richter. 1976=Richter K. Zum Ritus der Bischofsordination in der " Apostolischen Überlieferung " Hippolytus von Rom und davon abhängigen Schriften//Archiv für Liturgiewissenschaft. 1975-1976. Bd. 17-18. S. 7-51. Santantoni. 1976=Santantoni A. L " ordinazione episcopale: Storia e teologia dei Riti dell " ordinazione nelle antiche liturgie dell " Occidente. R., 1976. (Analecta Anselmiana; 69). Stewart-Sykes. 2001=Stewart-Sykes A. The Seating of Polycarp at Vita Polycarpi: a liturgy of scholastic Christianity in the third century//Studia Patristica. 2001. Vol. 35. P. 323-329.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208836...

1901=Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 2: Euchologia. К., 1901 [файлы доступны по адресу: http://byzantinorossica.org.ru/dmitrievskii.html ] Неселовский. 1906=Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Каменец-Подольск, 1906 [файл доступен по адресу: http://www.mzh.mrezha.ru/books.htm#AZNes ] Николова. 1995=Николова Б. Чин за ръкополагане на епископ, митрополит, патриарх//Palaeobulgarica. 1995. Т. 19. 1. С. 99–111. Соколов. 2003=Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии. Вселенские судьи в Византии. СПб., 2003. Соколов. 2004=Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV вв. Избрание патриархов Александрийской Церкви. СПб., 2004. Успенский. 1998=Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России. М., 1998. Bradshaw. 1990=Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N. Y., 1990. Ehrhardt. 1954=Ehrhardt A. Jewish and Christian Ordination//Journal of Ecclesiastical History. 1954. Vol. 5. P. 125–138. Richter. 1976=Richter K. Zum Ritus der Bischofsordination in der «Apostolischen Überlieferung» Hippolytus von Rom und davon abhängigen Schriften//Archiv für Liturgiewissenschaft. 1975–1976. Bd. 17–18. S. 7–51. Santantoni. 1976=Santantoni A. L " ordinazione episcopale: Storia e teologia dei Riti dell " ordinazione nelle antiche liturgie dell " Occidente. R., 1976. (Analecta Anselmiana; 69). Stewart-Sykes. 2001=Stewart-Sykes A. The Seating of Polycarp at Vita Polycarpi: a liturgy of scholastic Christianity in the third century//Studia Patristica. 2001. Vol. 35. P. 323–329. Stommel. 1952=Stommel E. Die bischöfliche Kathedra im christlichen Altertum//Münchener theologische Zeitschrift. 1952. Bd. 3. S. 17–32. Читать далее Источник: Желтов Михаил, свящ. Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Ч. 1: Интронизация епископов и Патриархов в древней Церкви и в Византии//Православный христианин (Издание Калужской епархии Русской Православной Церкви) 2009. 2. С. 17-21. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Их греческий текст, в подлиннике до сих пор неизданный, печатается в настояшее время в серии святоотеческих творений Sources Chrétiennes. См. мои статьи: The writings of St. Symeon the New Theologian. Orient. Christ. Period. 20 (1954), 298–328; Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат : История текста «Огласительных слов». – Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата, 37 (1961). С. 41–47. 6 См. об этом: Ostrogorsky G. Geschichte des Byzantinischen Staates. München, 1952. S. 217–228 (Der Kampf der Zentralgewalt gegen die Feudalmächte). S. 228–238 (Die Epoche der Eroberungen). S. 238–252 (Höhepunkt der byzantinischen Machtentfaltung: Basileios II). 7 За исключением ветхозаветного царя Давида. Интересно, что среди праведных патриархов Симеон упоминает Игнатия (наряду с Тарасием и Мефодием). См.: Огласительные слова. 5. 8 τραννος. В византийскую эпоху это слово имело значение «узурпатор»? «захватчик власти», в противоположность законному правителю. 12 Попытка изобразить прп. Симеона Нового Богослова представителем или идеологом определенного социального класса неизбежно натолкнулась бы на ряд трудностей и противоречий. Например, поверхностный наблюдатель мог бы усмотреть в осуждении Симеоном стремлений царей к единодержавию выражение взглядов византийской земельной знати, боровшейся против такой политики императорской власти, тем более что Симеон и по рождению принадлежал как раз к малоазийской аристократии, наиболее активной и влиятельной части класса крупных землевладельцев (как об этом свидетельствует его биограф Никита Стифат – см: Vie de Syméon... – Orient. Christ. Analec. 12 (1928), 2, 4–5. Но как тогда объяснить его не менее резкое осуждение желания тех же царей стать «миродержцами», их стремления к расширению пределов империи? Ведь как раз эта экспансионистская политика Македонских императоров поддерживалась и даже в известной степени вдохновлялась малоазийской земельной знатью, как это правильно отмечает Г.А. Острогорский (Цит. соч. С. 232). Да и взгляды прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

238–252, Hohepunktder byzantinischen Machtentfaltung: Basileios II. 1012 За исключением ветхозаветного царя Давида. Интересно, что среди правед­ных патриархов Симеон упоминает Игнатия (наряду с Тарасием и Мефодием). «Огласительные Слова». 5. 1013 TDpavvô. В византийскую эпоху это слово имело значение «узурпатор», «за­хватчик власти», в противоположность законному правителю. 1017 Попытка изобразить пр. Симеона Нового Богослова представителем или идеологом определенного социального класса неизбежно натолкнулась бы на ряд трудностей и противоречий. Например, поверхностный наблюдатель мог бы усмотреть в осуждении Симеоном стремлений царей к единодержавию выраже­ние взглядов византийской земельной знати, боровшейся против такой политики императорской власти, тем более что Симеон и по рождению принадлежал как раз к малоазийской аристократии, наиболее активной и влиятельной части клас­са крупных землевладельцев (как об этом свидетельствует его биограф Никита Стифат – см. «Vie de Symeon...» Orient. Christ. Analec. 12 (1928), 2, 4–5). Но как тогда объяснить его не менее резкое осуждение желания тех же царей стать «ми- родержцами», их стремления к расширению пределов империи? Ведь как раз эта экспансионистская политика македонских императоров поддерживалась и даже в известной степени вдохновлялась малоазийской земельной знатью, как это пра­вильно отмечает Г. А. Острогорский (цит. соч. С. 232). Да и взгляды пр. Симеона Нового Богослова на дьявольский характер собственности и на богатых как на «убийц» бедных вряд ли могли выражать убеждения состоятельных кругов. Но и выразителем интересов бедных классов он тоже не был, в его творениях не вид­но желания социальных перемен, нет программы общественных реформ. Было бы совершенно неправильно «наклеивать» на такого сложного и глубокого духовно­го писателя, каким был пр. Симеон Новый Богослов , тот или другой классовый «ярлык». Читать далее Источник: Учение древней Церкви о собственности и милостыне/Василий Ильич Экземплярский. - Краснодар : Православный Екатеринодар, 2013. - 267 с. (Патристика: тексты и исследования). ISBN 978-5-903298-11-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Во всяком случае, «дух» творчества Ефрема, типичные мотивы Ефрема в нем присутствуют. 186 Как известно, традиционное русское обозначение Исаака Нине-вийского – « Исаак Сирин » (в пару к Ефрему Сирину ), или «Исаак Сириянин». О Достоевском как внимательном читателе Исаака, немало почерпнувшем у него, например, для рассуждений старца Зосимы об аде как невозможности любить, см.: Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений. Т. 15. А., 1976, примеч., passim; а также: Л. П. Гроссман. Семинарий по Достоевскому. Материалы, библиография и комментарии. М. – Пг., 1922. С. 45. 188 Характерно, что римские императоры, благожелательно относившиеся еще в III в. к христианству и этим отчасти предвосхитившие политику Константина, – выходцы с Востока, как сириец Александр Север (чья мать Юлия Маммея в бытность свою в Антиохии приглашала к себе знаменитого христианского теолога Оригена ), а позднее Филипп Араб. В качестве идеологии, противостоящей как греко-римскому язычеству, так и персидскому зороастризму и постольку санкционирующей самобытность пограничных народов – и арабов на юге, и армян на севере, но прежде всего сирийцев, – христианство сменяет в зоне «буферных» государств иудейскую веру, имевшую те же функции. Стоит вспомнить обращение в иудаизм адиабенской (сирийской) царицы Елены около 30 г., положение иудеев в Эдессе накануне христианизации последней (см.: G. Philips. The Doctrine of Addai. L., 1876), распространение иудаизма среди аравийских племен и т. п. О специфической окраске, которую получало христианство в контексте этнического самосознания отдельных народов Ближнего Востока, ср. острые и действительно глубокие, хотя излишне «профетические» (в духе традиций немецкого идеализма) замечания в работе А. Демпфа (Л. Dempf. Geis-tesgeschichte der altchristlichen Kultur. Stuttgart, 1964. S. 258–276). К вопросу о христианстве в Сирии см.: L. W. Barnard. Early Syriac Christianity//L. W. Barnard. Studies in Church History and Patristics («Analec-ta Blatadon», 26). Thessaloniki, 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...