Классический церковный писатель о единстве церкви, знаменитый Киприан пишет: Hoc enim vel maxime et laboramus et laborare debemus, ut unitatem a Domino et per apostolos nobis successoribus traditam, quantum possumus, obtinere curemus Potestas peccatorum remittendorurn apostalis data est et ecclesiis, quas illi a Christo missi constituerunt, et episcopis, qui eis ordinatione vicaria successerunt. Hostes autem unius catholicae ecclesiae, in qua nos sumus..., qui apostolis successimus Иероним: Apud nos apostolorum locum tenent episcopi Omnes episcopi apostolorum successores sunt Августин: In apostolorun loco constituit nos Мы могли бы привести еще много свидетельств из святоотеческой литературы, показывающих, что епископская власть в церкви потому законна, что хранит непрерывную преемственность от Апостолов, или апостольских учеников, по настоящее время. Символическое учение об этом нашей церкви изложено в 10 члене Послания восточных патриархов. Оно же имеет решающую силу и ныне в православной церкви, как только поднимается вопрос о том, признать ли, или не признать священство того или другого иноверного религиозного общества, как мы это видели в толковании 47 Ап. правила. Примечания 1. Толкование 6 правила II всел. собора в Аф. Синт., II,182. 2. Аф. Синт., II,252. 3. Номоканон в XIV тит., XII,2 (Аф. Синт., I,261). Алф. Синт. М.Властаря, А,2 (Аф. Синт. VI,74). 4. Аф. Синт., II,183. 5. Аф. Синт., III,199. 6. De schismate donatistarum, I,11 [Migne, s.l., t.11, col.906]. 7. Hom. 11 in epist. ad Ephesios [Migne, s.g., t.62, col.79 и сл.]. 8. Ср. о римско-католиках в толковании 95 трулльского правила (см. m.I, стр.589-591). 9. Epiphan., Наег. 46 (al.66) [Migne, s.g., t.42, col.29 и сл.]; Cyrill. Hierosol., Cat.6 [Migne, s.g., t.33, col.572-80, 593-604); Photii contra Manichäos, lib.IV [Migne, s.g., t.102, col.177 и сл.]. Ср. Walch, Historie der Ketzereien, I,685-875; Neander, Geschichte der christl. Religion, II,186 и сл. 10. Epiphan., Haer. 22 (al.72) [Migne, s.g., t.41, col.695 и сл.]; Tertull., Adver. Marc. [Migne, s.l, t.2, col.246 и сл.]. Cp. Walch, I,488 и сл.; Neander, II,160 и сл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

е. иудеи) в обольщении своем надеялись не на Бога, Создателя своего, но на здание, так как бы оно действительно было домом Божиим. Ибо они, почти как язычники, покланялись ему в храме. Но послушайте, как говорит Господь и отменяет храм: «кто измерил небо пядью, или землю горстью? Не Я ли? Господь говорит: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: какой дом построить Мне, или какое место есть место покоя Моего? Знайте, что надежда их на храм суетна». 26 Отметая совершенно понятия языческие, а также и иудейские о том, что храм есть обиталище Бога (или богов по представлениям языческим) и развивая далее мысль, что в наших сердцах, в нас самих истинно Бог живет [ибо мы, как воссозданные духовно, получившие младенческую душу, новый образ, стали «вторым» творением], апостол Варнава возводит эту мысль до понятия о том, что настоящий христианский Божий храм есть братская община Христова (гл. IV и VI), «собранная в одно место», соединенная единомыслием, исследующая, что прилично и полезно всем христианам вообще и проявляющая веру свою во Христа по его заповедям «делами» любви и милосердия». Это великое понятие об истинно христианском храме (не усвоенное, может быть, и поныне некоторыми христианами, судя по тем оттенкам, которые и теперь в христианском мире придаются иногда понятию «об освященных вещах и предметах») было развито и позднейшими замечательными христианскими писателями, как например Тертуллианом в его сочинении против Маркиана (adver. Marc. III, 7), где он пишет, что духовный храм есть церковь – «templum spiritale, id est ecclesia», или же Лактанцием (de mort. persecut.: 2) «ubi ecclesia templum caeleste nominatur». В связи с этими воззреньями на христианский храм стоят, как мы видели, и возвышенные понятия о христианской общине (ecclesia), в которой духовные дары излиты на истинно верующих во Христа. Апостол Варнава говорит так: Он Сам (т. е. Бог) в нас пророчествует и в нас живет («in nobis prophetans ipse et in nobis habitans»). Он открыл нам рабам смерти двери храма, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

161  См., например, Тертуллиан : Adver. Marc. IV, 22. „In spiritu homo constitutus necesse est excidat sensu, de quo inter nos et Psychicos quaestio est”. (Ed. Rigalt. Paris. 1634); Иероним: Praef. in Expos. Iesa. „Neque vero, ut Montans cum insanis feminis somniat, prophetae in exstasi sunt locuti, ut nescirent, quid Ioquerentur, et quum alios erudirent iprsi ignorarent quid dicerent” (Edit Valars Veron. 1734); Епифаний Кипрский , Haer. XLVIII 2. 3; (Ed. Petav. Paris. 1622); Св. Афанасий Великий : Contr. Arian. Orat. IV. (Ed. Ben. 1698), Иоанн Златоуст ; Hom. XXIX, in epist. ad Cor.: Ed. Ben. Paris. 1718). Из этих мест видно, как далека была св. Церковь от монтанизма, возобновлённого в новое время Генгстенбергом (см. Christologie. Ausg. I. Band I. I. Seit. 294 и др.). Ср. Havernicc. Theil. II. Seit. 36. 162  См. Hom. III, cap. 13; у Coteler. T. I. p. 643. и Hom. XVII cap. 18 ibidem, p. 743. Ср. Schliemann; „Die Clementinen”, Seit. 185. 186. 548; Neander. Kirchengeschichte, Band I. Seit. 610. Aufl. 2-e. 166  Последний эдикт против монтанизма встречается в кодексе Юстиниана в 530–532 гг. (Ср. Lehrbuch der Kirchengeschichte, Gieseler. Band I. 47. Seit. 168. 167  De Lazaro. VI, Т. I. р. 786 Ed. Bened. 1718. Даже в VIII b. канон никейского собора (787) называет св. апостолов „трубами” Св. Духа; Can. 1. у Mausi. Т. XIII. р. 417. 168  См. изложение его взглядов в сжатой форме в Real Enzyklopädie. Band. С. Leipzig. 1880. Seit. 750. 169  Ioc. Sm. III. p. 131. Apolog. Socrat. cap. 7. Подобные суждения Цицерона см. „Pro Archia”, p. 8: nemo vir magnus sine aliquo afflatu divino unquam fuit; Плутарха. De placit. phil. 5, 2. (Mor. 904. 2). Псевдо-Фукидида ν. 121. В 5 книге Сивиллы. V. 308, vers. 409. 171  Ad. Autol. II, 8. (M. VI. 1061); Иустин; Dial. cum. Tryph. cap. 7. (M. V Ι. 492); Legat. pro Christ, cap. 27. (M. VI. 952–953). 173  См. эти аргументы у Иустина. Apol. I. cap. 54. (М. VI. 409); Dial cum Tryph. cap. 7. (М. VI. 492); у Феофила Антиох. Ad. Autol. III. cap. 23–29. (M. VI. 1156–1168) и др., у Татиана; Orat. adv. Graec. 31 (M. VI. 868–869) Ср. Cohort, ad Grace, cap. 11–14. (M. VI, 261–268).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Классический церковный писатель о единстве церкви, знаменитый Киприан пишет: Hoc enim vel maxime et laboramus et laborare debemus, ut unitatem a Domino et per apostolos nobis successoribus traditam, quantum possumus, obtinere curemus 22 . Potestas peccatorum remittendorurn apostalis data est et ecclesiis, quas illi a Christo missi constituerunt, et episcopis, qui eis ordinatione vicaria successerunt. Hostes autem unius catholicae ecclesiae, in qua nos sumus..., qui apostolis successimus 23 . Иероним: Apud nos apostolorum locum tenent episcopi 24 . Omnes episcopi apostolorum successores sunt 25 . Августин: In apostolorun loco constituit nos 26 . Мы могли бы привести еще много свидетельств из святоотеческой литературы, показывающих, что епископская власть в церкви потому законна, что хранит непрерывную преемственность от Апостолов, или апостольских учеников, по настоящее время. Символическое учение об этом нашей церкви изложено в 10 члене Послания восточных патриархов. Оно же имеет решающую силу и ныне в православной церкви, как только поднимается вопрос о том, признать ли, или не признать священство того или другого иноверного религиозного общества, как мы это видели в толковании 47 Ап. правила. 3 Номоканон в XIV тит., XII, 2 (Аф. Синт., I, 261). Алф. Синт. Μ. Властаря, А, 2 (Аф. Синт. VI, 74). 9 Epiphan., Haer. 46 (al. 66) [Migne, s. g., t. 42, col. 29 и сл.]; Cyrill. Hierosol., Cat. 6 [Migne, s. g., t. 33, col. 572 – 80, 593 – 604); Photii contra Manichaos, lib. IV [Migne, s. g., t. 102, col. 177 и сл.]. Ср. Walch, Historie der Ketzereien, I, 685–875; Neander, Geschichte der christl. Religion, II, 186 и сл. 10 Epiphan.,Haer. 22 (al. 72) [Migne, s. g., t. 41, col. 695 и сл.]; Τertull., Adver. Marc. [Migne, s. l, t. 2, col. 246 и сл.]. Cp. Walch, I, 488 и сл.; Neander, II, 160 и сл. 12 Epiphan., Haer. 27 (al. 47) [Migne, s. g., t. 41, col. 849 и сл.]. Ср. Walch, I, 437; Neander, II, 160. 13 Epiphan., Haer. 26 (al. 46) [Migne, s. g., t. 41, col. 835 и сл.] et haer. 41 (al. 61) [Migne, s. g., t. 41, col. 1039 и сл.]. Cp. Walch, I, 440; Neander, II, 157 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Marc.,II.6) 453 . Бог создал человека не просто для жизни, но для правильной жизни (ad recte vivendum), т. е. жизни, сообразной с Богом и Его волей («законом» – lex, Adv. Marc., II.8). Поэтому Бог даровал человеку закон (заповедь), чтобы человек как разумное животное, будучи ограниченным пределами разумной свободы, свободно и сознательно подчинялся Богу, Который подчинил ему все. Бог предписал человеку соблюдать этот закон, указав на смерть как результат его преступления (Adv. Marc., II.4). Смерть не возникла бы, если бы человек до конца соблюдал данный Богом закон (Adv. Marc., II.9). Этот закон подтверждал статус человека как свободного, вменяемого существа (Adv. Marc., II.5); он не исключал, а, наоборот, удостоверял человеческую свободу посредством свободного послушания ему или свободного преступления его (Adv. Marc.,11.6) 454 . И хотя Бог предвидел, что человек дурно воспользуется данным ему природным устроением, тем не менее Он не захотел лишать человека драгоценнейшего дара свободы (Adv.Marc., II.7). 6.2. Грехопадение первого человека сводятся к следующему. Нарушение заповеди человеком привело к его осуждению (judicium) 462 , а уступка искушению – ко греху; первым Бог был разгневан, а второе привело к оскорблению Бога человеком (De patien., 5 463 ; ср. Adv. Marc., V.5). В результате весь человек подпал обвинению (elogium) и заслуженно преисполнился погибелью (De resurr., 34) 464 . Именно преступление заповеди стало причиной его погибели и ввело в человеческую природу смерть (De resurr., 34 465 ; Adv. Marc., II.8 466 ; IV.41 467 ; Detest, anim., 3), т. e. разделение души и тела и разрушение последнего (De anima, 7; 51–52 468 ; De resurr., 18). Тертуллиан замечает, что смерть для человека последовала не от природы, а от вины, которая сама не является естественной; ведь если бы человек был предназначен к смерти непосредственно с сотворения, только тогда смерть принадлежала бы к природе. Однако то, что человек не был изначально предназначен к смерти, доказывает и закон (заповедь), который ставил его будущее существование в зависимость от предостережения, и факт смерти, который произошел на основании собственного выбора человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Marc., I.16; II.8; 10; V.19). Согласно Тертуллиану , ангелы – это духовные сущности (substantiae quaedam spiritales, Apol., 22) 395 , или материальные духи (spiritus materiales, Adv. Marc., III.9), поскольку, как и все реально существующее, ангелы телесны, но тело, которым они обладают, особого рода (De carn. Chr., 6); по своей природе оно огненное, тонкое, невидимое и неосязаемое (Apol., 22; Adv. Marc., II.8; III.9) 396 . Само имя ангелов (angelus, idest nuntius, т. e. вестник) указывает на их обязанность (officii vocabulum), а не на природу (De carn. Chr., 14). Кроме ангелов и архангелов (Adv. Marc., II.8; 10) Тертуллиан вслед за ап. Павлом ( Кол.1:16 ) перечисляет еще четыре ангельских чина: престолы, господства, начальства и власти (Adv. Marc., V.19). Ангелы способны перемещаться в пространстве с удивительной быстротой и мгновенно оказываться там, где пожелают; весь мир для них как одно место, так что они моментально получают известия о том, что происходит в какой-либо из его частей (Apol., 22) 397 . Ангелы служат Богу в осуществлении Его монархической власти над миром и заботятся о людях с самого их рождения (Adv. Prax., 3; De anima, 37). Они являются людям, принимая человеческий облик (effigies humana), т. е. настоящие человеческие тела, которые они с помощью всемогущества Божиего временно создают для себя из ничего (ex nullam ateria), после чего эти тела вновь возвращаются в ничто (De carn. Chr., 3; 6; Adv. Marc., III.9) 398 . Как духовные и разумные существа, ангелы наделены свободой выбора (liberum arbitrium, libertas, Adv. Marc., II.10). Изначально все ангелы как благие создания благого Творца были благими и непорочными 399 ; однако эта благость принадлежала им не по природе, а по устроению (institutione bonum), так что у них была возможность воспользоваться своей свободой для уклонения от блага ко злу (Adv. Marc., II.10). Следуя пророку Иезекиилю (Иезек. 28:12–19, LXX), Тертуллиан говорит, что среди всех ангелов выделялся один – денница, который изначально был архангелом, самым выдающимся и премудрым из всех остальных ангелов (eminentissimus angelorum, sapientissimus omnium); непорочный с момента своего сотворения и увенчанный всей ангельской славой (excultus omnigloria angelica), он был возведен на небесную высоту (in sublimitate caelesti) и пребывал рядом с Богом (apud Deum constitutus, ibid.) 400 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Вероучительная система Тертуллиана вполне оправдывает этот взгляд. Его учение о человеке, его природе, его внутренней психической жизни и отношении к Богу, при всех своих частных недостатках и ошибках, гораздо ценнее для христианской догматики и отличается большею глубиною и оригинальностью, чем его учение о Боге в самом себе и в отношениях к миру. Заметно, что в области чистой теологии Тертуллиан чувствует себя как бы связанным, находится под сторонним влиянием, от которого он никак не может освободиться; все его попытки быть оригинальным в области отвлеченных богословских вопросов и освободиться от постороннего влияния только вредят ему, часто приводят его к воззрениям крайним и односторонним. Между тем, в области христианской антропологии Тертуллиан, заметно, чувствует себя более свободно и на более твердой почве; мысль его отличается большей самостоятельностью и оригинальностью; характер его, как писателя и церковного учителя, и образ его воззрений представляются здесь более ясно и отчетливо, чем в области отвлеченных, теологических вопросов, в решении и раскрытии которых он ничем почти существенно не отличается от других, восточных церковных писателей своего времени. Человек, по учению Тертуллиана , есть самое лучшее и совершеннейшее творение Божие, он есть владыка и венец всего видимого мира. Вселенная не была бы внешним обнаружением совершенств Божиих, обнаружением вполне достойным Бога, если бы не было в ней человека. Только в одном человеке, из всех своих видимых творений, Бог находит свой образ и свое подобие, и только один человек, как единственное разумное существо во всем видимом мире, может познавать своего Творца, приближаться к Нему и соединяться с Ним (Adver. Marc. 11, 3, 4 и след.). Тертуллиан ставит человека даже выше ангелов, и по происхождению и по положению в мире. Ангелы, – говорит Тертуллиан (Adver. Marc. 11, 8, 10, – сотворены, как и все прочие творения, силою и всемогуществом творчества Божия, а человек произошел непосредственно из божественного дыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Herm., 4) 304 и даже сущность (substantia divinitatis, Adnat., II.3). Отличительная особенность вечности (status aeternitatis) – «всегда быть в прошлом [настоящем] и будущем благодаря тому, что у нее нет ни начала, ни конца» (Adv. Herm., 4 ) 305 . Как синоним вечности, а по сути, как ее предпосылку, Тертуллиан рассматривает нерожденность (innatus) Бога, а также Его безначальность и бесконечность (sine initio, sine fine) 306 , поскольку именно нерожденность (=безначальность), наряду с вечностью, делает Бога таким, каков Он есть (Adv. Herm., 7; Marc., I.7) 307 . Из других важнейших свойств Божиих Тертуллиан упоминает необъятность (immensum), невидимость, неосязаемость, непостижимость, неизменность (Apol., 17 308 ; Adv. Prax., 14; 27). Для самодостаточности Бога Тертуллиан использует описательное выражение: «Бог – Сам для Себя и мир, и место, и всё» (Adv. Prax., 5) 309 . Бог прост и единообразен (uniformis Deus, Adv. Marc., II.5). Он везде присутствует Своей силой и могуществом (ubique consistere vi et potestate, ibid., 23). Бог всемогущ (omnipotens, Adv. Herm., 8; 45; Adv. Marc., II.2; 5), и могущество в Нем совпадает с Его волей, ведь «для Бога мочь означает хотеть, а не мочь – не хотеть» (Adv. Prax., 10 ) 310 . При этом воля Божия (Dei voluntas) совершенно свободна и устремлена ко благу (Adv. Marc., II.5). Действительно, Бог благ (bonus), более того, Он есть «сама Благость» (bonitas), «высшая Благость» (summa bonitas, Adv. Marc., II.3; 12), «совершенная Благость» (perfecta bonitas, De paenit., 3); и только один Бог благ по природе (Adv. Marc., II.6) 311 . Впрочем, Тертуллиан замечает, что Бог не только благ, но и справедлив (Justus), точнее, Он – «сама Справедливость» (justitia, ibid., II.12; De pudic., 2). В отличие от Маркиона Тертуллиан полагает, что эти два свойства в Боге не противоречат друг другу; Творец изначально столь же благ, сколь и справедлив, ведь Его благость создала мир, а справедливость управляет им и судит его по совету благости на основании добрых дел (ibid., II.12) 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Ист.: The Visit of His Holiness Pope Paul VI to the Philippines and the Asian Bishops meeting. Manilla, 1971; Documents on the Liturgy, 1963-1979: Conciliar, Papal, and Curial Texts. Collegeville, 1982; Colombo G., card. Ricordando G. B. Montini, Arcivescovo e Papa. Brescia; R., 1989. Библиогр.: Paulus P. P. VI, 1963-1978: Elenchus bibliographicus/Ed. P. Arató, N. Vian. Brescia; R., 1981. Лит.: Lazzarini G. A. Profilo di Montini: Paolo VI. R., 1963; Santamaria A. Un papa riformista e conservatore. R., 19672; Anni e opere di Paolo VI/Ed. N. Vian. R., 1978; Lesourd P., Benjamin J.-M. Paul VI, 1897-1978. P., 1978; Григулевич И. Р. Папство: Век ХХ. М., 1981. С. 352-412; Le rôle de G. B. Montini - Paul VI dans la réforme liturgique: Journée d " études, Louvain-la-Neuve, 17 oct. 1984. R, 1987; Dorn L. A. Paul VI: Der einsame Reformer. Graz, 1989; Cremona C. Paolo VI. Mil., 19912; Hebblethwaite P. Pope Paul VI: The first modern Pope. L., 1993; Religious Liberty: Paul VI and Dignitatis Humanae. Brescia; R., 1995; Acerbi A. Paolo VI: Il Papa che baciò la terra. Mil., 1997; Vian G. M. Paolo VI//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 657-674; Macchi P. Paolo VI nella sua parola. Brescia, 2001; Marangoni R. La Chiesa, mistero di comunione: Il contributo di Paolo VI nell " elaborazione dell " ecclesiologia di comunione, 1963-1978. R., 2001; Tornielli A. Paolo VI: Il timoniere del Concilio. Casale Monferrato, 2003; Athanasios (Papas), Metr. Rome and Constantinople: Pope Paul VI and Metropolitan Meliton of Chalcedon. Rollinford, 2006; Chiron Y. Paul VI: Le Pape écartelé. Versailles, 2008; Tornielli A. Paolo VI: L " audacia di un Papa. Mil., 2009; Villa L. Paul VI beatified? Oconomowoc (Wisconsin), 2009; Ernesti J. Paul VI.: Der vergessene Papst. Freiburg i. Br., 2012; Laubier P., de. La civilisation de l " amour selon Paul VI. P., 2013; Paolo VI: Una biografia/Ed. X. Toscani. Brescia; R., 2014; Chenaux Ph. Paul VI: Le souverain éclairé. P., 2015; Montini: Arcivescovo di Milano/Ed. L. Bressan, A. Maffeis. Brescia; R., 2016; Bunson M. Saint Pope Paul VI: Celebrating the 262nd Pope of the Roman Catholic Church. Irondale (Alabama), 2018; Collins M. Paul VI: Pilgrim Pope. Collegeville (Minnesota), 2018.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

По мнению Тертуллиана , образ Божий (imago Dei) в человеке прежде всего означает его духовную природу, поскольку Бог есть Дух, а дыхание (flatus, afflatus) – это образ Духа (imago spiritus, Adv. Marc., II.9) 417 . Во-вторых, образ Божий заключается в разумности (rationalis) и словесности человека, который, будучи разумным животным (animal rationale), имеет в себе разум (ratio), проявляющийся в слове (sermo, Adv. Ргах., 5; Adv. Marc., II.9; De anima, 16) 418 . В-третьих, к образу Божию относится также свобода воли (liberum arbitrium, Adv. Marc., II.5; 9) 419 . В-четвертых, сюда же следует отнести бессмертие души (immortalis anima, ibid., II.9). Все эти моменты суть внутренние, духовные «черты Божии» (lineae Dei) в человеке; в них и заключается Его образ (ibid., II.9) 420 . Но, кроме того, Тертуллиан приводит еще одно весьма оригинальное понимание образа Божия: не только душа, но даже тело человека было создано «по образу Христа» (ad imaginem Christi), то есть по образу плоти Христовой, которую Христос должен был воспринять ради нашего спасения (De resurr., 6 421 ;Adv. Ргах., 12). Понятие подобия (similitudo) Божия в человеке Тертуллиан практически не отличает от понятия образа Божия (см., Adv. Ргах., 5; Adv. Marc., II.5; 8; De resurr., 9 и др.) 422 . Иногда он соотносит подобие с нравственными качествами и с причастием Духу Божию, которое человек имел в первоначальном состоянии, но утратил после грехопадения (De bapt., 5) 423 . Сюда же Тертуллиан относит и выражение ап. Павла: образ Небесного (imago caelestis, 1Кор. 15:49 ), точнее, образ Христа (imago Christi), который человек обретает, когда идет по стопам Христовым (secundum liniamenta Christi) в святости, праведности и истине (De resurr., 49). Как образ и подобие Божие человек сильнее ангелов; как дыхание Божие он благороднее материальных духов (Adv. Marc., II.8) 424 . Человеку как Своему образу Бог подчинил всю сотворенную вселенную (De patien.,5 425 ; Adv. Marc., II.8; De resurr., 5; 9). 5.2. Природа и структура человеческой души.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010