Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТШАЛЬК Готшальк [нем. Gottschalk; лат. Gotescalcus, Godescalcus] († 7 или 14 июня 1066), мч., кн., правитель племенного союза поморских славян вагров, ободритов и полабов (Вендская держава); кн. ободритов (с 1031, фактически с 1043/44), организатор повторного Крещения полабских славян в сер. 40-х — 60-х гг. XI в. Сын «плохого христианина» (male christianus) кн. Удо-Прибигнева, внук одного из первых слав. крестителей бодричей — кн. Мстивоя — и дат. кор. Харальда I Синезубого. Основные источники о жизни Г.— «История епископов Гамбургской Церкви», написанная сочувствующим ему современником Адамом Бременским , и более поздняя, представляющая противоположную т. зр. на деятельность Г. «Славянская хроника» Гельмольда . В юности Г. получил воспитание в обители свт. Михаила в Люнебурге «у Готского епископа Готшалька, заботящегося об этом убежище» ( Adamus Bremensis. Gesta. II 64). Его отец за приверженность к христианству был изгнан с княжения ободритами-язычниками (1018). После известия о гибели «по причине своей жестокости» кн. Удо от рук саксон. перебежчика Г. ушел из обители и отрекся от христианства. Вернувшись на родину, князь с помощью вендов поднял восстание против саксонцев и Немецкой Церкви. Это нашло поддержку в Дании, правители к-рой боролись с герцогами из рода Биллунгов за влияние на полабских славян. Во время восстания были разрушены храмы и прекращен сбор дани в пользу Церкви на территории полабских славян, к-рые по-прежнему придерживались язычества. Изгнанию подверглось не только саксон. духовенство, но и все нем. переселенцы. В результате действий Г., как отмечает Гельмольд, «ничего не осталось в области гользатов, штурмаров и тех, которые называются дитмаршами», за исключением крепостей Эзего (нынеи Бокельдебург (или Бекельнбург) ( Helmoldus. Cronica. I 19). Однако после поражения, нанесенного в 1031 г. войскам Г. герц. Барнхардом II Саксонским (1011–1059) из рода Биллунгов, князь попал в плен, где вновь обратился в христ. веру. Герцог принудил Г. к формальному союзу, после чего отпустил его. Князь, не веря посулам саксонцев, к-рые противопоставили ему кн. Ратибора, отправился ко двору родственника по матери дат. кор. Кнуда I Великого и вместе с ним отплыл в Англию.

http://pravenc.ru/text/543190.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ V Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits ponmificum. 1626) Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits ponmificum. 1626) († 4.07.966, Гамбург, Германия), папа Римский (22 мая 964 - 23 июня 964), римлянин. Помимо Liber pontificalis сведения о его понтификате дошли до нас в сочинениях Лиутпранда Кремонского , Флодоарда Реймсского , Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соракте (совр. Соратте) к северу от Рима, Адама Бременского , Титмара Мерзебургского . Хронист Флодоард Реймсский сообщает, что Б. занимал в канцелярии в Латеране должность нотария-скриниария ( Flodoard. Annales ad annum 965) и благодаря своему знанию грамматики и стилистики получил прозвище Грамматика. Папа Иоанн XII рукоположил Б. в кардинала-диакона. После смерти Иоанна XII римляне, не приняв папу Льва VIII , ставленника имп. Оттона I , избрали папой Б. Они сообщили о его избрании императору, когда тот уже шел с войском на Рим. После непродолжительной осады город сдался, и горожане выдали Б. императору, предпочитая, по сообщению хрониста Бенедикта, монаха мон-ря св. Андрея, «чтобы он один принял смерть за всех и избавил бы их от мук голода» ( Benedictus de S. Andreae de Monte Soracte. Chronicon. 37). Собор под председательством папы Льва VIII, созванный Оттоном I в Риме 23 июня 964 г., низложил Б., оставив его в сане диакона; после этого Б. был сослан в Германию под надзор Адальдага, архиеп. Гамбургского и Бременского, а папой снова стал Лев VIII. В изгнании, в Гамбурге, Б. пользовался почитанием горожан и духовенства ( Adamus Bremensis . Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. II 12). Его останки по приказу имп. Оттона III были перенесены из Гамбурга в Рим капелланом Рацо между 983 и 988 гг. (Ibid. II 10). Место их захоронения неизвестно. Ист.: Flodoardus Remensis. Annales. ad annum 965//MGH. SS. Vol. 3. P. 406-407; Liutprandus. Liber de rebus gestis Ottonis magni imperatoris. 7-21//Ibid. P. 341-346; Benedictus de S. Andreae de Monte Soracte. Chronicon. 37//Ibid. P. 718; Thietmarus Merseburgensis. Chronicon. II 18, 22; IV 53//Ibid. P. 752, 754, 772, 785, 831-832; Adamus Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. II 10, 12//Ibid. Vol. 7. P. 309; Continuatio Reginonis ad annos 964, 965//Ibid. Vol. 1. P. 626; PL. 135. Col. 487-488; LP. Vol. 2. P. 251; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 469sq. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. C. 294-297; Demermann P. Die Deposition der Päpste Iohannes XII, Leon VIII und Benedict V//Mitt. d. Inst. f. österreich. Geschichtsforschung. 1960. Bd. 68. S. 209-225; Zimmermann H. Das dunkle Jh. Graz, 1971. S. 151-153; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 128-129. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78034.html

В 1066 г. одновременно с отстранением архиеп. Адальберта от власти и с потерей им политического влияния в Славонии началось восстание против Г., центром к-рого стал г. Ретра, расположенный в земле лютичей. «Из-за верности Богу» князь был схвачен и убит в церкви язычниками. Ими также был убит Мекленбургский еп. Иоанн, к-рому «отрубили руки и ноги, а голову вонзили на копье в знак победы и принесли ее как жертву богам». Восставшие подвергли разорению и разрушению Гамбург, а также пограничные дат. земли в р-не Хедебю. Вместе с Г. погибла идея создания независимой слав. церковной орг-ции. Его семья бежала к немцам. Блусс начал восстание против Г. под лозунгом отстаивания старины и возврата к язычеству. Этот лозунг нашел отклик у др. крупного племенного союза полабских славян — ранов (руянов) с о-ва Руяна (ныне Рюген), чей кн. Круто восстановил язычество и сменил Г. во главе Вендской державы (в этой борьбе Блусс, ставленник Биллунгов, по неизвестным причинам был убит). У Г. осталось двое сыновей — Бутои Генрих, женатый на дат. принцессе Сигрид. Он, предпоследний представитель Вендской державы, пытался продолжить крещение полабских славян. Ист: Adamus Bremensis. Hamburgische Kirchengeschichte/Ed. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917 3, 1977r. (MGH. Script. Rer. Germ.; 2); Helmoldus Bosoviensis. Cronica Slavorum/Ed. B. Schmeidler. Hannover, 1937. (Ibid.; 32); Гельмольд Славянская хроника. М., 1963; ActaSS. Iun. Vol. 2. P. 40–42. Лит: Giesebrecht L. Wendische Geschichte aus dem Jahren 780 bis 1182. B., 1843. Bd. 2; Гильфердинг А. Ф. Борьба славян с немцами на Балтийском Поморье в ср. века. СПб., 1861; Павинский А. И. Полабские славяне в борьбе с немцами, VIII–XII вв. СПб., 1871; Успенский Ф. И. Первые слав. монархии на северо-западе. СПб., 1872; Первольф И. И. Германизация балт. славян. СПб., 1876; Грацианский Н. П. Борьба славян и народов Прибалтики с нем. агрессией в ср. века. М., 1943; Королюк В. Д. Государство Готшалька (XI в.)//Славянский сб. М., 1947. Вып. 1. С. 336–355; он же.

http://pravenc.ru/text/543190.html

После 10-летнего пребывания в изгнании и уже после смерти Кнуда I Великого Г. неожиданно для саксов и полабской племенной знати вернулся из Англии в Славонию. Первоначально (до 1043/44) в планы Г. входило лишь возвращение отцовского наследства. Однако, породнившись с дат. династией и «получив владение с княжеской властью», Г. к 1047 г. стал управлять населением Гольштейна, Мекленбурга, Бранденбурга и Померании. Им была создана Вендская держава. Политический союз полабских славян постепенно объединил племена бодричей, вагров, варнов, глинян, а также племена лютичского союза (хижан и череспенян), к-рые проживали на побережье Балтийского м., между реками Лаба (Эльба) и Одра (Одер) до границ с Польшей. Главной заслугой Г. стало объединение бодричской и лютичской племенных федераций на основе совместного противостояния слав. племен герм. экспансии, прежде всего саксон. герц. Барнхарду II, враждовавшему с герм. имп. Генрихом III и архиеп-ством Гамбург-Бремен (см. ст. Гамбург). И Адам Бременский, и Гельмольд признавали, что «жадность князей» и «жадность саксов» мешали в т. ч. и Г. при обращении язычников-славян к «свету Христовой веры». Внешняя политика Г., к-рую он строил на противоречиях сторонников папства и императора Римско-Германской империи , нашла поддержку при дворах кор. Дании Свена II Эстридсена и Адальберта , архиеп. Гамбург-Бремена и папского легата. Нем. клир, преобладавший в Дании и в архиеп-стве Гамбург-Бремен, в отличие от саксонского получил возможность миссионерской деятельности в Вендской державе, освободившейся от подчинения Саксонскому герц-ству. Пытаясь крепче сплотить наметившийся союз полабских славян в борьбе против Биллунгов и их союзников, Г., подобно деду Мстивою, в качестве господствующей религии для ободритов и лютичан также избрал христианство. Теперь, как отмечал Адам Бременский, с помощью архиеп-ства Гамбург-Бремен, в пользу к-рого шла собираемая дань, князь «наполнил» Славонию «священниками и церквами» ( Adamus Bremensis. Gesta. III 18; Helmoldus.

http://pravenc.ru/text/543190.html

222 Паппий, или папий, было имя должности и означало придворного стража под начальством Куропалаты. Поэтому у Константина Манассы читается: ΠρEQ τEQ EQ o(ο;’;  ´)κων φλακα τEQ EQ o(ε;’)ν τος EQ o(α;’)νακτροις Παπαν λγομεν EQ o(α;’)υτEQ κατEQ Ρωμαων γλEQ o(ω;˜)τταν. Отсюда у Кедрина παπας το παλατου. Папий не только жил во дворце, но и, живя там, надзирал над содержавшимися в дворцовой темнице должниками, как свидетельствует Скилица in Michael Rhangab. p. 492, 495. 223 Кто был этот Примислав, трудно решить. История Древней России, которую Киннам называет Тавроскифией, между русскими князьями не представляет ни одного Примислава. 224 Ростислав, о котором здесь упоминает Киннам, мог быть князь смоленский, пока он владел еще великокняжеским престолом Киева. См.: Карамзин. Т. 2, гл. 13. 226 Здесь, без сомнения, разумеется Киев. О древнем Киеве, его обширности и могуществе говорят Ditmarus. L. 7; Adamus Bremensis. с. 66; Нестор и его продолжатели. 227 Эрик, или Генрих Лев, первый герцог Австрии, сперва женат был на Гертруде, дочери императора Лотария, а потом, по смерти первой жены, вступил в брак с Феодорой Комниной, сестрой кипрского тирана Иоанна. Carol du Fresne ad h. I. 228 Неизвестно, о каком Владиславе говорит здесь Киннам. Соображая время, к которому относятся описываемые им события, под этими переселенцами из России в пределы Византийской империи надобно разуметь Всеславичей: Давида, Ростислава, Святослава и племянников их – Василька и Иоанна, которые изгнаны были из полоцкого княжества сыном Владимира Мономаха Мстиславом I. См.: Карамзин. Т. 2, гл. 8. 229 По смерти иерусалимского короля Балдуина III, умершего бездетным, взошел на престол брат его, граф ионнийский Амальрик, и, с разрешения апостольского престола расторгнув брак с дочерью эдесского графа Иосцелина Агнесой, женился на Марии Комниной, дочери протосеваста Иоанна Комнина. Это было в 1167 г. Will. Tyr. L. 20, с. 1 et 24. 230 Под именем искусственного огня Киннам разумеет, без сомнения, так называемый греческий огонь, о котором говорит Leo in Tact. с. 10, n. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Болеслав Храбрый умер 17 июня 1025 года, 809 спустя несколько месяцев после коронования. 556 Источники. Einhardi Annales et Vita Car. Magni, ap. Pertz, I. II; Descriptio civitatum et regionum... изд. Lelevel, Géographie du moyen âge T. III, Шафарик в приложениях; Adamus Bremensis, ap. Pertz, Scr. VII; Helmoldus, ap. Leibnit. Scr. rer. Brunsv. II; Начальная русская летопись в Полн. собр. Р. Л. т. I; Thietm. Merseburg. ар. Pertz, Scr. III. Пособия. Шафарик, Zeuss, Giesebrecht L., Wendische Geschichten, первые страницы; Roepell, Geschichte Polens I. s. 1–17; Bogusavski, Rys Dziejów Serbo-uzyckich, и др. 558 Einh. Annal. a. 782; Vulfstan, которого свидетельство приведено у Шафарика в приложениях; Vita Caroli Μ. с. 15. 561 Adamus, Lib. II, c. 18: а Vinulis incolitur, qui olim dicti sunt Vandali; это имя неизвестно другим писателям. 562 Интересно сопоставить слова Эйнгарда о том же предмете: omnes barbara ac feras nationes, quae inter Renum ac Visulam fluvios, oceanumque ac Danubium positae, lingua quidem paene similes, moribus vero atque habitu valde dissimiles... perdomuit (т. e. Карл). 568 Μ. Gallus, Chronicae Polonorum, ap. Pertz, Scr. IX. Prohemium. Прекрасный географический обзор Польши сделан у Roepell, в Geschichte Polens, ss. 1–17. 569 Descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem plagam Danubii – баварского географа, составлено около 876–890 гг.; изд. у Шафарика в приложениях и у Лелевеля в Géographie du moyen âge T. III, с разбором этого географа. 573 В этом отношении известие его разобрано у Шафарика т. II, кн. II, стр. 179–189; также в Casop. Ceského Mus. 1837, в статье О zemi gmenované Bojky, str. 23–36. 576 Географ баварский называет имя Vuislane, сделав перечисление народов iuxta positos т. е. южных; наряду с Вислянами (после них) упоминаются Sleenzane, Lunsizi, т. е. Силезцы и Лужичане; очевидно, он помещает их именно на севере; упоминаемый в житии Мефодиевом «князь силен вельми, в вислех седяй», изгнанный Святополком моравским из своего княжества, есть, может быть тот, переселившийся в Захлумье, князь, о котором говорит Конст. Порфирородный, – De administr. imperio с. XXXIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

1412 В. Ляскоронский. К вопросу о местоположении в пределах Южной России района, в котором проповедовал епископ Брунон в начале XI b. – ЖМНП, 1916, август, стр. 277. 1413 В. Widera. Das früheste Document zur deutschen Russlandkunde. – ZSl, Bd 2, H. 1, 1957, S. 94 – 103; он же. Brun von Querfurt und Russland, S. 365 – 384. 1414 М. He11mann. Vladimir der Heilige in der zeitgenossischen abendländischen Überlieferung. – JGO, Bd 7, H. 4, 1959, S. 400 – 408. 1417 М. Z. Jed1icki. Poglady prawno-polityczne Thietmara. – «Czasopismo prawno-historyczne», t. 5. Warszawa, 1953, s. 39 – 79. 1418 П. В. Голубовский. Хроника Дитмара как источник для русской истории. – УИ, 1878, стр. 27 – 40; Ф. Я. Фортинский. Крещение св. Владимира и Руси..., стр. 128; В. Ляскоронський. Tumмapobi nobiдoмлehhя про pycьki справи з печатку XI стол. – В кн.: «Юбiлeйhuй збiphuk на пошану М. С. Грушевського», т. I. 1928, стор. 136 – 143; В. Д. Королюк. Русь и Польша в первые пятнадцать лет XI века. – «Ученые записки Института славяноведения», т. 26. М., 1963, стр. 29 В. В. Мавродин. Образование Древнерусского государства, стр. 354, 355, 368. 1419 «Kronika Thietmara», s. 227, 561, 571, 621; Thietmar von Merseburg. Chronik. Neu übertr. und erd. von W. Trillmich. Berlin. 1957, S. 426, 432, 436, 472. Предыдущие издания хроники: MGSS, t. 3, p. 857, 859, 870, 871; «Thietmari episcopi Merseburgensis Chronicon». Ed. F. Kurze. Hannoverae, 1889; «Die Chronik des Thietmar von Merseburg», 4. Aufl. Neu übertr. und bearb. von R. Holtzmann. Leipzig, 1939. 1428 «Quellen des IX. und XI. Jahrhunderts zur Geschichte der Hamburgischen Kirche und des Reiches». Neu übers. von W. Trillmich. Berlin, 1961, S. 274, 340. Предыдущие издания: MGSS, t. 7; «Adami Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ex. rec. Lappenbergii ed. G. H. Pertz. Hannoverae, 1846; «Adamus Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed. B. Schmeidler. Hannoverae et Lipsiae, 1917. Немецкий перевод: «Adams vovn Bremen Hamburgische Kirchengeschichte». Übers. von J. С. M. Laurent. Berlin, 1850; Adam von Bremen. Hamburgische Kirchengeschichte. 2. Aulf. Unter Mitarbeit von B. Schmeilder, neuarb. von S. Steinberg. Leipzig, 1926; а также в указанном издании 1961 г. Английский перевод профессора Пенсильванского университета Фрэнсиса Чана (1881 – 1947): Adam of Bremen. History of the archbishops of Hamburg – Bremen. Transl., intr., notes by Fr. Tschan. New York, 1959. Издатель игнорирует труд Адама Бременского как источник по истории древней Руси: последняя даже отсутствует в указателях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

150 . Эйхвальд Э. И. О древнейших обиталищах племен славянских, финских, турецких и монгольских в южной России по Геродоту/Библиотека для чтения. 1838. Т. 27. Отд. 3.С. 53–93. 151 . Языков Д. Персидская география XIV в./Русский исторический сборник/Общество истории и древностей российских. М., 1840. Т. 4. Кн. 1. С. 326–351. 152 . Acta sanctorum quotquot to orbe coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur, quae ex Latinis et Graecis, aliarunque gentium antiquis monumentis collegit, digessit, notis illustravit loannes Bollandus. 1643–1902. 60 v. V. 6–8: Acta... Martii. Antverpiae, 1668. 3 t. V. 19–24: Acta... Junii. Antverpiae, 1695–1715. 8 t. V. 37–44: Acta... Septembris. Antverpiae, 1746–1762. 8 t. V. 45–59: Acta... Octobris. Antverpiae-Bruxellis, 1765–1884. 13 t. 153 . Adamus Bremensis. Historia ecclesiastica, continens religionis propagatae gesta, quae a temporibus Karoli Magni, usque ad Henricum IV 154 . Allacci L. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione, libri tres. Coloniae Agrippinae, 1648. 155 . Ambrosius Mediolanensis. Opera. 156 . Ammianus Marcellinus. Rerum gestarum. 157 . Anastasius Bibliothecarius. De vitis Romanorum pontificum/Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729–1733. 30 v. 158 . Anastasius Bibliothecarius. Historia ecclesiastica, sive Chronographia tripartita. 159 . Anonymus Ravennas. De geographia libri quinqu. Parisiis, 1688 160 . Assemani C. S. Kalendaria ecclesiae universaë In quibus... sanctorum nomina, imagines, et festi per annum dies ecclesiarum Ori-entis et Occidentis... discribuntur. Roma, 1750–1755. 6 v. V. 1–6ecclesiae Slavicae. 161 . Athanasius. Opera omnia quae exstant, vel quae ejus nomine circum-feruntur, ad mss. codices. Parisiis, 1698. 162 . Augustinus Aurelius. De civitate Dei. 163 . Banduri A. Imperium orientale, sive Antiquitates constantinopoli-tanae in quatuor partes distributae. 164 . Baronio C. Annales ecclesiastici. Antverpiae, 1598–1629. 12 v. 165 . Baronio C. Annales ecclesiastici/Critica historico-chronologica p. Antonii Pagii.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

399 Русское житье Вячеслава... Разгорделись чешские мужи и начали ссориться меж собою: молод был князь их. Но когда он вырос… вошел дьявол в сердца злых советников его, они наговаривали Вячеславу: хочет тебя убить Болеслав, с ним за одно и мать, и воины его... злые псы, посоветовавшие Вячеславу выгнать мать свою без вины... 400 Чешские паны распустили слух, что Людмила, из личной ненависти, была умерщвлена Драгомирой. Между тем, в народном предании, в продолжение столетий, Драгомира, как богоугодная супруга Вратиславова, пользовалась добрым воспоминанием. См. Büdinger, Oesterreichische Geschichte, s. 307. 401 А когда он начал править, трудно сказать; если в 18 лет он еще не мог, за малолетством, сделаться самостоятельным правителем, то мог им сделаться в 20, в самом крайнем случае в 24; при первом предположении он бы княжил с 923, при втором с 927 года; см. Томка Apologie, s. 70. Времясчисление Палацкого, Dêjiny 1. str. 231–2, менее вероятно. 402 Cosmae, 1. 15. Вратислав.... accepit uxorem nomine Dragomir de durissima gente Luticensi, et ipsam saxis duriorem ad credendum, ex provincia nomine Stodor. 403 Continuator Reginonis, a. 928: Heinricus rex Boemos hostiliter invasit, et praestante Deo fortiter superavit; в соответствии с этим стоит известие Видукинда, 1. 35: Heinricus rex et Arnoldus dux Boemos vincunt. Об этом же говорит Косьма под 1040 годом, рассказывая об отношениях Генриха III к чешскому князю Брячиславу I. 405 Много красок, живописующих эту сторону характера Вячеслава, рассеяно в гумпольдовой легенде, сс. 13, 15, 7; также в русском житии его. 407 Это время указано Палацким, в статье: О umuceni sv. Vaclava... и в Dêjiny I, стр. 237, примеч. 220. 408 Источники для истории борьбы Славян с Немцами в X в. Кроме летописных заметок, помещенных ар. Pertz, Script. II–III, важны составители больших хроник: Vidukind, ар. Pertz, Scr. III; Adamus Bremensis ap. Pertz, Scr. VII; Thietmar, ap. Portz, Scr. III; Cosmas, ap. Pertz, Scr, IX; Helmoldus, ap. Leibnit. Scr. rer. Brunsw. II. Пособия. Прекрасный обзор современных событий по источникам представляют: Iahrbücher des Deutschen Reichs, herausgeg. v. Ranke I und II B-de. Специально до Славян – труды и Палацкого; Giesebrecht W., Geschichte der Deutsch. Kaiserz.; Giesebrecht L., Wendische Geschichten; Leutsch, Markgraf Gero; Zeuss, Die Deutschen... и др., на которые будут ссылки в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

II, стб. 617 (1180 г.); «помилуй мя, сыне великого царя Владимера», – писал своему адресату Даниил Заточник – Слово Даниила Заточника (указ. изд., стр.11); волынский Роман Мстиславич «бе царь в Роуской земли» (ПСРЛ, т. II, стб. 808); в битве на Руте воины славили Изяслава Мстиславича, «яко царя и князя своего», – стб. 439 (1151 г.); когда он умер, то «плакася по нем вся Руская земля и вси чернии слобуци, яко по цари и господине своем», – стб. 469 (1154 г.). 395 ПСРЛ, т. II, стб. 711 (1199 г.): «великыи князь Рюрик кюр Василий»; НПЛ, стр. 50 (1209 г.); «Кюр Михаил побеже переди ис Пронска»; ср. ПСРЛ, т. II, стб. 524 (1165 г.): «Прибеже ис Царягорода братан царев кюр Андроник»; о Фридрихе Барбароссе «царь немецкий» – стб. 667. 396 В «Слове о законе и благодати» Илариона. – «Памятники древнерусской церковно-учительной литературы», вып. 1. Изд. А. И. Пономарев. СПб., 1894, стр. 59. 397 Суздальский Юрий Долгорукий предлагал волынскому Изяславу Мстиславичу мировую, требуя себе доли – «причастья» в «Русской земле» за согласие уступить тому киевский стол («а ты седи царствуя в Киеве») – ПСРЛ, т. II, стб. 380 (1149 г.). 399 А. И. Неусыхин. Исторический миф третьей империи. – «Ученые записки МГУ», вып. 81. М., 1945, стр. 55 – 116; Н. Ф. Колесницкий. Исследование по истории феодального государства в Германии (IX – первая половина XII b.). М., 1959. 400 См. С. В. Бахрушин. Держава Рюриковичей. – ВДИ, 1938, 2 (3), стр. 88 – 98; А. Н. Насонов. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951; ср. наши соображения о структуре Древнерусского государства: ВИ, 1951, 2, стр. 58; 1953, 8, стр. 167; 1954, 1, стр. 122 – 123; «Вопросы формирования русской народности и нации». М. – Л., 1958, стр. 37 – 38; о древнерусской раннефеодальной империи пишет Б. А. Рыбаков (Древняя Русь. М., 1963, стр. 5). 405 Жители Вятичской земли платили «по беле и веверице от дыма» (ПВЛ, ч. 1, стр. 18), ниже сказано, что они платят «по щьлягу от рала» (стр. 47), так же платили и радимичи (885 г.). 406 Т. Lewicki. Ze studiów nad ródami arabskimi. – «Slavia antiqua», t. III. Pozna, 1952, str. 165. 407 «Adamus Bremensis Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum». Ed. B. Schmeidler. Hannoverae et Lipsiae, 1917, lib. IV, cap. 14. 408 T. Lewicki. Arabskie legendy о kraju Amazonok na pónocy Europy. – «Zeszyty naukowe Universytetu Jagieonkiegó», 13, filologia, zesz. 3. Kraków, 1957, str. 290, 303. 409 Т. Левицкий думает, едва ли справедливо, что Lami – это емь (T. Lewicki. Ze studiów..., str. 172). О ней см. А. Н. Насонов. Указ. соч., стр. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002