1963. T. 51. P. 407-421). Авторство Новациана предполагалось, но не было доказано ( Moreschini, Norelli. 2005. P. 378; см. также: Damme D., van. Pseudo-Cyprian: Adversus Iudaeos=Gegen die Judenchristen: Die älteste lateinische Predigt. Freiburg, 1969). Небольшое соч. «К епископу Вигилию об иудейской неверности» (Ad Vigilium episcopum de judaica incredulitate) не что иное, как предисловие к лат. переводу (или предпосланное ему посвящение) антииудейского соч. «Диспут Ясона с Паписком», принадлежащего греч. апологету II в. Аристону из Пеллы , написанное в III в. неким Цельсом ( Moreschini, Norelli. 2005. P. 379). Небольшой трактат «К Новациану» (Ad Novatianum; CPL, N 76), в к-ром содержится резкая критика раскольника Новациана, написан ок. 253-257 гг. неизвестным африкан. епископом, разделявшим взгляды К. на недействительность крещения у еретиков ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 367). Трактат «О пасхальном счислении» (De Pascha computus), в к-ром предпринята попытка исправить допущенные Ипполитом Римским в соч. «Απδειξις χρνων το Πσχα» (CPG, N 1895) неточности в вычислении даты Пасхи (см.: Moreschini, Norelli. 2005. P. 379), был написан в 5-й год правления имп. Гордиана III , т. е. во 2-й пол. 242 - 1-й пол. 243 г., неизвестным африкан. автором ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 369). Анонимный трактат «О двенадцати злоупотреблениях века» (De XII abusivis saeculi), касающийся наиболее страшных проявлений зла, греха в жизни христ. общества, в т. ч. в деятельности социальных институтов, был создан в Ирландии в VII в. ( Moreschini, Norelli. 2005. P. 379); трактат «О двойном мученичестве к Фортунату» (De duplici martyrio ad Fortunatum) является искусной компиляцией трудов К., вышедшей предположительно из-под пера Эразма Роттердамского (Ibid. P. 380). В свое время К. приписывались трактаты Новациана «De spectaculis» (О зрелищах) и «De bono pudicitiae» (О благе целомудрия), а также соч. «Вечеря Киприана» (Caena Cypriani) о браке в Кане Галилейской , возможно принадлежащее галльскому поэту 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

R., 1970. (SEAug; 4); idem. General Introduction// Novatian. The Trinity. 19812. P. 1-10; idem. Again the Kenosis of Phil. 2, 6-11: Novatian, De Trinitate, 22//Augustinianum. 1992. Vol. 32. N 1. P. 91-104; Loi V. La latinità cristiana nel «De Trinitate» di Novaziano//Rivista di cultura classica e Medioevale. 1971. Vol. 13. P. 136-177; idem. Vetus Latina, «testo occidentale» dei Vangeli, Diatessaron nelle testimonianza di Novaziano//Augustinianum. 1974. Vol. 14. N 2. P. 201-221; Harman A. M. Speech about the Trinity: With Special Reference to Novatian, Hilary and Calvin//Scottish J. of Theology. Edinb., 1973. Vol. 26. N 4. P. 385-400; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. L.; Oxf., 19752. Vol. 1; G ü lzow H. Cyprian und Novatian: Der Briefwechsel zwischen den Gemeinden in Rom und Karthago zur Zeit der Verfolgung des Kaisers Decius. Tüb., 1975; Maruvathrail M. J. The Hypostatic Union in Novatian: Extract of the Thesis Presented for the Doctorate. Madras, 1975; Petitmengin P. Une nouvelle édition et un ancien manuscrit de Novatien//REAug. 1975. Vol. 21. P. 256-272; B é venot M. Cyprian and His Recognition of Cornelius//JThSt. N. S. 1977. Vol. 28. N 2. P. 346-359; Kydd R. Novatian " s De Trinitate 29: Evidence of the Charismatic?//Scottish J. of Theology. 1977. Vol. 30. N 4. P. 313-318; Curti C. Lo scisma di Novaziano nell " interpretazione dello storico Socrate//La storiografia ecclesiastica nella tarda antichità/Ed. S. Calderone. Messina, 1980. P. 313-333; Granado C. Theologia del Espiritu Santo en Novaciano//Communio. Granada, 1981. Vol. 14. P. 187-204; Kelly D. F. The Beneficial Influence of Stoic Logic and Epistemology on Early Christian Theology: With Particular Reference to Novatian of Rome//Sprache und Erkenntnis im Mittelalter/Hrsg. J. P. Beckmann, L. Honnefelder. B.; N. Y., 1981. Bd. 2. S. 817-825; Lupieri E. Contributo per un " analisi delle citazioni vetero-testamentarie nel «De Trinitate» di Novaziano//Augustinianum. 1982. Vol. 22. N 1/2. P. 211-227; idem.

http://pravenc.ru/text/2577751.html

1952. Vol. 8. Col. 1974-1976; Scheidweiler F. Novatian und die Engelchristologie//ZKG. 1954/1955. Bd. 66. S. 126-139; idem. Novatians-Studien//Hermes. Stuttg., 1957. Bd. 85. N 1. S. 58-86; Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Camb. (Mass.), 1956. Vol. 1: Faith, Trinity, Incarnation; Barbel J. Zur «Engelchristologie» bei Novatian//Trierer Theol. Zschr. 1958. Bd. 67. H. 2. S. 96-105; Simonetti M. Alcune osservazioni sul «De Trinitate» di Novaziano//Studi in onore di A. Monteverdi/Ed. G. G. Marcuzzo. Modena, 1959. Vol. 2. P. 771-783; idem. Ilario e Novaziano//Rivista di cultura classica e medioevale. R., 1965. Vol. 7. Pt. 2. P. 1034-1047; idem. A proposito di un recente libro su Novaziano//VetChr. 2011. Vol. 48. P. 5-21; idem. Note Novazianee//Augustinianum. R., 2013. Vol. 53. N 1. P. 77-90; Dani é lou J., Marrou H. The Christian Centuries. N. Y., 1964. Vol. 1: The First Six Hundred Years. P. 194-202; Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. L., 19684; Dani é lou J. Bulletin critique: Histoire des origines chrétiennes//RechSR. 1969. Vol. 57. N 1. P. 75-130; idem. Novatien et le «De mundo» d " Apulée//Romanitas et Christianitas: Studia J. H. Waszink oblate/Ed. W. den Boer. Amst., 1973. P. 71-80; idem. Les origines du christianisme latin. P., 1978; Vogt H. J. Coetus sanctorum: Der Kirchenbegriff des Novatian und die Geschichte seiner Sonderkirche. Bonn, 1968; idem. Αθετω im Brief des Dionys von Alexandrien über Novatian//StPatr. 1970. Vol. 10. P. 195-199; idem. Novaziano//Nuovo dizionario patristico e di antichità cristiane/Ed. A. Di Berardino. Genova; Mil., 2006. Vol. 2. P. 3556-3560; Diercks G. F. Note sur le traité «De Trinitate» de Novatien//Sacris erudiri. 1969/1970. Vol. 19. P. 27-31; idem. Some Critical Notes on Novatian " s «De bono pudicitiae» and the Anonymus «Ad Novatianum»//VChr. 1971. Vol. 25. N 2. P. 121-130; idem. Novatien et son temps// Novatiani Opera. 1972. P. VIII-XIII; DeSimone R. J. The Treatise of Novatian the Roman Presbyter on the Trinity: A Study of the Text and the Doctrine.

http://pravenc.ru/text/2577751.html

308 . Zilling H. M. Tertullian. Untertan Gottes und des Kaisers. Paderborn, 2004. Новациан 309 . Фокин А. Р. 2005. См. выше, 155. 310 . Amann E. Novatien et Novatianisme//DTC. T. 11. P. 816–849. Paris, 1931. 311 . D ’Ales A. Le corpus de Novatien//RSR 10 (1919). P. 293–323. 312 . Idem. Novatien. Etude sur la theologie romaine au milieu du III e siecle. Paris, 1924. 313 . De Simone R. J. Novatian. The Trinity. General Introduction//The Fathers of The Church, 67. Washington, 1981 2 . P. 1–19. 314 . Idem. The Treatise of Novatian the Roman Presbyter on the Trinity: a Study of the Text and the Doctrine. (Studia Ephemeridis «Augustinianum», 4). Rome, 1970. 315 . Idem. Christ the True God and True Man according to Novatian De Trinitate//Augustinianum 10 (1970) P. 42–117. 316 . Idem. The Holy Spirit according to Novatian De Trinitate//Ibid. P. 360–387. 317 . Dunn G. D. The diversity and unity of God in Novatian’s «De Trinitate»//Ephemerides theologicae Lovanienses 78 (2002). P. 385–409. 318 . Fausset W. Y. Novatiani Romanae urbis presbyteri De Trinitate liber. Cambridge, 1909. 319 . Kelly D. F. The Beneficial Influence of Stoic Logic and Epistemology on Early Christian Theology with Particular Reference to Novatian of Rome//Sprache und Erkenntnis im Mittelalter: Akten des VI. internationalen Kongresses fur mittelalterliche Philosophic der Societe internationale pour l’etude de la philosophie medievale, 29 August – 3 September 1977, Bonn/Hrsg. J. P. Beckmann, L. Honnefelder. Berlin, New York, 1981. Bd. 2. P. 817–825. 320 . Kriebel M. Studien zur alteren Entwicklung der abendlandischen Trinitatslehre bei Tertullian und Novatian. Diss. Marburg, 1932. 321 . Kleibach G. Divinitas Filii ejusque Patri subordinatio in Novatiani libro De Trinitate//Bogoslivska Smotra, 21 (1933). P. 193–224. 322 . Loi V. La latinita cristiana nel «De Trinitate» di Novaziano//Rivista di cultura classica e Medioevale 13 (1971). P. 136–177. 323 . Simonetti M. Alcune ossrvazioni sul «De Trinitate» di Novaziano//Studi in onore di Angelo Monteverdi, 2. Modea, 1959. P. 771–783.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

History of Dogma. Boston, 1901. Vol. 2. P. 313-316; idem. Novatian, Novatianism//The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge/Ed. S. M. Jackson. Grand Rapids (Mich.), 1910. Vol. 8. P. 197-202; Hermann Th. Das Verhältnis von Novatians «De Trinitate» zu Tertullians «Adversus Praxean»: Diss. Marburg, 1918; D " Al è s A. Le corpus de Novatien//RechSR. 1919. Vol. 10. P. 293-323; idem. Novatien moraliste//RQH. Ser. 3. 1923. T. 3. P. 5-37; idem. Novatien: Étude sur la théologie romaine au milieu du IIIe siècle. P., 1924; D ö lger F. J. Die Taufe des Novatian//Antike und Christentum. Münster, 1930. Bd. 2. S. 258-267; idem. Zum Oikiskos des Novatian: Klausnerhäuschen oder Versteck?//Ibid. 1941/1950. Bd. 6. S. 61-64; Amann É . Novatien et Novatianisme//DTC. 1931. T. 11. Col. 816-849; Kriebel M. Studien zur älteren Entwicklung der abendländischen Trinitätslehre bei Tertullian und Novatian: Diss. Marburg, 1932; Kleibach G. Divinitas Filii ejusque Patri subordinatio in Novatiani libro De Trinitate//Bogoslovska Smotra. Zagreb, 1933. Vol. 21. N 3. P. 193-224; Koch H. Novatian// Pauly, Wissowa. R. 1. 1936. Bd. 17. Hbd. 33. Sp. 1138-1156; idem. La lingua e lo stilo di Novaziano//Religio. R., 1937. Vol. 13. P. 278-294; idem. Il martire Novaziano//Ibid. 1938. Vol. 14. P. 192-198; Eynde D., van den. L " inscription sépulcrale de Novatien//RHE. 1937. Vol. 33. P. 792-794; Mohlberg L. C. Osservazioni storico-critiche sulla iscrizione tombale di Novaziano//EphLit. 1937. Vol. 51. P. 242-249; Casamassa A. Gli scrittori cristiani dell " Occidente nel III secolo: II. Novaziano. R., 1948; Mohrmann C. Les origins de la latinité chrétienne à Rome//VChr. 1949. Vol. 3. N 2. P. 67-106; N 3. P. 163-183; Daly C. B. Novatian and Tertullian: A Chapter in the History of Puritanism//Irish Theol. Quarterly. Maynooth, 1952. Vol. 19. N 1. P. 33-43; Dekkers E. Note sur les fragments récemment découverts de Tertullien//Sacris erudiri. Turnhout, 1952. Vol. 4. P. 372-383; Frutaz A. P. Novaziano, cimitero detto di//EC.

http://pravenc.ru/text/2577751.html

Vol. 100. 2007. P. 249274. См. также: Beck H.G. Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Mimchen, 1959. S. 420, 471. Из поздневизантийских авторов следует упомянуть комментарии Михаила Пселла (PG 122, 537–686; составлены на основании толкований «трех отцов»: Григория Нисского , Нила Анкирского и Максима Исповедника , сочинения последних двух авторов учтены по катенам), прп. Неофита Затворника (Αγου Νεοφτου του Εγκλεστου Συγγρμματα. Τ. Δ». Ερμηνεα της Εξαημρου και Ερμηνεα του Ψαλτρος και των ιδων/κδ. Θ. Ε. Δετορκης; Ερμηνεα του «Αισματος των ασμτων/" Σκδ. Β. Στ. Ψευτογκας. Πφος, 2001. Σ. 561674)) и Матфея Кантакузина (PG 152, 9971084). См. рус. пер.: Михаил Леем. Богословские сочинения/Пер. с греч., предисл., прим. архим. Амвросия [Погодина]. СПб., 1998 (Толкование Пселла на Песнь песней: с. 122–276; предисл. Погодина на с. 103–121 с обзором древнецерковных толкований на Песнь песней; в прибавлении – толкование Матфея Кантакузина на Песнь песней на с. 283–381). – Ред. 24 Это утверждение не вполне точно. См. фрагменты Ретиция (CPL 78), а также еретика Пелагия, дошедшие у Беды по именем Юлиана Экланского (CPL 751). Сохранились комментарии Аппония (CPL 194; SC 420, 421, 430), Пс.Кассиодора (CPL 910), Юста Ургельского (CPL 1091), Не. Исидора Севильского (CPL 1220), Беды Досточтимого (CPL 1353), а также 2 гомилии свт. Григория Великого (CPL 1709; от его комментария сохранилось толкование только на первые восемь стихов, см.: SC 314, там же библиография). Комментарий Илария Пиктавийского , о котором упоминает бл. Иероним, не сохранился. Среди латинских авторов после VIII в. особенно следует выделить проповеди Бернара Клервоского (SC 414, 431, 452, 472, 511). Библиографию исследований, посвященных толкованиям древнецерковных авторов на Песнь песней, см.: Sieben. Exegesis Patrum. Р. 39–41. 513–542. См. также исследования о латинских авторах (до VIII в.): Witte J. Der Kommentar des Aponius zum Hohenliede. Diss. Erlangen, 1903; Wilmart A. Uancienne version latine du Cantique I–III, 4//RB.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Monte Cassino, 1873. Vol. 1. P. 217-218; CPL, N 627), «Толкование на 8-й Псалом» (Tractatus de psalmo octavo; CPL, N 627а; Gori F. Da una compilazione medievale sui «Salmi»//Annali di storia dell " esegesi. Bologna, 1993. Vol. 10. P. 560-566) и «Надписание 50-го Псалма» (Incipit de psalmo quinquagesimo// Morin. 1895-1903. Pars 2. P. 421-423; CPL, N 628) составлены в Галлии и Италии в IV-V вв. К более позднему времени относятся экзегетические сочинения «О благословениях патриарха Иакова» (De benedictionibus Jacob patriarchae//PL. 23. Col. 1307-1318), «Десять искушений народа израильского в пустыни» (Decem tentationes populi Israel in deserto//Ibid. Col. 1319-1322), «Комментарий на Песнь Деворы» (Commentarius in Canticum Debborae//Ibid. Col. 1321-1328), «Еврейские вопросы на Книги Царств и Паралипоменон» (Quaestiones Hebraicae in Libros Regum et Paralipomenon//Ibid. Col. 1329-1402; написаны не ранее VIII в.). «Подстрочное толкование книги Иова» (Expositio Interlinearis Libri Job//Ibid. Col. 1407-1470) сохранилось в 4 редакциях: 1-я, вероятно, восходит к Филиппу, одному из учеников И. С., впосл. была исправлена и дополнена св. Бедой Достопочтенным. Авторы большого «Толкования на книгу Иова» (Commentarii in librum Job//PL. 26. Col. 619-802) и краткого «Толкования на Плач Иеремии» (In lamentationes Jeremiae//PL. 25. Col. 787-792; CPL, N 630) неизвестны. «Толкование на Евангелие от Марка» (Commenarius in Euangelium secundum Marcum//PL. 30. Col. 589-644; CPL, N 632) написано ок. 632 г. аббатом Куммианом, «Толкование на Четвероевангелие» (Expositio quattuor euangeliorum//PL. 30. Col. 531-590; CPL, N 631) и «Толкование на Евангелие от Иоанна» (Expositio Iohannis// Brearley D. G. The Expositio Iohannis in Angers BM 275: A Commentary on the Gospel of John Showing Irish Influence//Recherches Augustiniennes. P., 1987. Vol. 22. P. 163-199; CPL, N 632а) написаны испан. авторами VIII в. Пространные «Толкования на Послания св. Павла» (Commentarii in epistolas sancti Pauli//PL. 30. Col.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТБЕРТ [Лат. Cuthbertus; древнеангл. Cu þ berht] (ок. 635 - 20.03.687, о-ва Фарн, Сев. Англия), св. (пам. в Соборе святых в земле Британской и Ирландской просиявших; пам. зап. 20 марта, 4 сент.), еп. Хексема (684-685) и Линдисфарна (685-687); почитается как покровитель Сев. Англии. Источники После смерти К., скорее всего между 698 и 705 гг., неизвестный по имени монах Линдисфарна, лично знавший святого, написал 1-е Житие К. (BHL, N 2019; CPL, N 1379) - самый ранний памятник житийной литературы , посвященный англосакс. святому. Анонимное Житие, созданное после обретения нетленных мощей К. (698), было посвящено Эадфриду, еп. Линдисфарна (698-721/2). Среди задач агиографа, вероятно, было укрепление авторитета и влияния Линдисфарнской кафедры, в т. ч. благодаря упоминанию многочисленных мест, связанных с жизнью и со служением К. (аналогичный прием встречается в ирл. Житиях; см.: McMullen. 2014). Среди источников Жития были рассказы людей, лично знавших К. или ставших свидетелями его посмертных чудес. Анонимное Житие К. имеет не вполне обычную структуру: оно разделено на 4 книги, посвященные детству святого; его служению в качестве приора монастыря Мелроз и пастырской деятельности; его отшельнической жизни на о-вах Фарн (близ Линдисфарна); его епископскому служению, кончине, обретению мощей и посмертным чудесам (повествование ведется в хронологическом порядке). Как образцы для подражания агиограф использовал «Жизнь Мартина» Сульпиция Севера (CPL, N 475-477) и в меньшей степени «Жизнь Антония» в лат. переводе Евагрия (BHL, N 609). Автор также был знаком с «Толкованием на Евангелие от Луки» свт. Амвросия Медиоланского (CPL, N 143), «Церковной историей» Евсевия Кесарийского в переводе Руфина Аквилейского, «Диалогами» свт. Григория I Великого (CPL, N 1713), трактатом «О церковных служениях» Исидора Севильского (CPL, N 1207), пасхальными таблицами Виктория Аквитанского (CPL, N 2282) и «Деяниями Сильвестра» (CPL, N 2235; см.: Lapidge. 2006. P. 43). Цитаты из пролога к таблицам Виктория и «Деяний Сильвестра» могли быть использованы как указание на то, что автор придерживался рим. церковной традиции; аналогичный прием встречается у ирл. авторов Когитоза и Адомнана ( Stancliffe. 2012).

http://pravenc.ru/text/2462347.html

2-ое письмо – к Евкратию о христианине-комедианте, продолжающем учить своему ремеслу. 3-е письмо – к Рогациану о диаконе, оскорбившем своего епископа. 4-ое – к Помпонию о девственницах (точнее συνεσακτοι «сподвижницах», «спутницах»), возлежавших на одном ложе с мужчинами. 62-е письмо адресовано нумидийским епископам, сопровождавшим деньги, собранные в Карфагене для выкупа христиан, попавших в плен к варварам. В 63-ем письме к Цецилию о таинстве чаши Господней осуждается практика использования воды вместо вина при совершении таинства Евхаристии. Это единственное сочинение, посвященное таинству Евхаристии в доникейский период. В 65-ом письме к Эпиктету и народу Ассуританскому (plebs Assuritanorum) свт. Киприан увещевает не позволять их бывшему епископу Фортунациану, принесшему во время гонений жертвы идолам, возвратиться к своему служению 732 . В целом письма свт. Киприана являются не только ценным источником по Церковной истории и каноническому праву, но и важнейшим памятником христианской латыни. С. Неподлинные сочинения Из-за большого авторитета свт. Киприану традиционно приписывался целый ряд сочинений, которые ему не принадлежат 733 : De laude martyrii («О похвале мученичеству», CPL 58), De rebaptismate («О перекрещивании», CPL 59), De aleatoribus («Об игроках», CPL 60), De montibus Sina et Sion («О горах Синайской и Сионской», CPL 61), De singularitate clericorum («О целибате клириков», CPL 62), Exhortatio ad poenitentiam («Увещание к покаянию», CPL 65), Sermo de voluntate Dei («Слово о воле Божией», C PL 66), De centesima, sexagesima, tricesima («О стократном, шестидесятикратном и тридцатикратном», CPL 67), Ad Novatianum («К Новациану»), De XII abusionibus saeculi («О 12 злоупотреблениях века»), De duplici martyrio («О двойном мученичестве»), Adversus Judaeos («Против иудеев»), Caena Cypriani («Вечеря Киприана»), De Pascha computus («О пасхальном счислении»), Ad Vigilium episcopum dejudaica incredulitate («К епископу Вигилию об иудейской неверности») 734 , De revelatione capitis beati Johannis Baptistae («Об обретении главы Иоанна Крестителя») и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Исход (Исх 12), читаемых за богослужением, и обращены к новокрещеным. Помимо нравственных поучений они содержат догматические и полемические рассуждения, направленные против маркионитов и манихеев. В гомелитическом наследии св. Зинона , еп. Вероны (IV в.), пасхальной тематике посвящены 14 проповедей ( Zeno Veron. Tract. I 2, 44, 57, 58; II 13, 14, 17-20, 25-27, 29; CPL, N 208; крит. изд.: Zenonis Veronensis Tractatus/Ed. B. Löfstedt. Turnholt, 1971. (CCSL; 22)); они имеют преимущественно морально-нравственную направленность и содержат традиц. христологическую типологию ветхозаветных образов П. Хромаций , еп. Аквилеи (ок. 387-407), обращается к раскрытию образов П. в 3 гомилиях ( Chromat. Aquil. Serm. 16-17A; CPL, N 217; текст см.: Chromatii Aquileiensis Opera/Ed. R. Étaix, J. Lemarié. Turhoult, 1974. P. 71-82. (CCSL; 9)). В сер. V в. лат. христ. поэт Целий Седулий создал поэму «Пасхальное стихотворение» (Carmen Paschale; CPL 1447; текст см.: Sedulii Opera omnia/Ed. I. Huemer. W., 1885. Vol. 1. P. 1-154. (CSEL; 10A)) в 5 книгах, в к-рой, опираясь на слова из Первого послания к Коринфянам (1 Кор 5. 7), рассматривал ветхозаветные прообразы в контексте домостроительного замысла единой истории двух заветов. Кроме того, он составил переложение своего поэтического труда в прозе под названием «Сочинение о Пасхе» (Opus Paschale; CPL 1448; текст см.: Sedulii Opera omnia. W., 1885. Vol. 1. P. 171-303. (CSEL; 10A)). В корпусе проповедей, сохранившихся под именем св. Максима , еп. Туринского, связанной с П. тематике посвящены 6 проповедей ( Maxim. Taurin. Serm. 37-39, 53-55; CPL, N 220-221; крит. изд.: Maximi episcopi Tavrinensis Sermones/Ed. A. Mutzenbecher. Turnhout, 1962. P. 144-154, 213-222. (CCSL; 23)). Сохранилось ок. 20 пасхальных проповедей свт. Льва I Великого , еп. Римского, посвященных воспоминанию страданий Иисуса Христа и Его Воскресения ( Leo Magn. Serm. 52-72; CPL, N 1657; крит. изд.: S. Leonis Magni Romani pontificis Tractatus septem et nonaginta/Ed. A. Chavasse. Turnhout, 1973.

http://pravenc.ru/text/Пасха.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010