Paed. Clement d’Alexandrie. Le pedagogue/Ed. H.-I. Marrou, M. Harl, C. Mondesert, C. Matray. Paris. 1960, 1965, 1970. 3t. (SC; 70, 108:158) [c франц. пер.] (Idem//PG. T. 8. Col. 247–684 (pyc. пер.: Климент Александрийский . Педагог/Пер.: Н. И. Корсунский . Ярославль. 1892; То же/Пер.: Н.И. Корсунский и свящ. Г. Чистяков. М. 1996). Protr. Cohortatio ad gentes=Protrepticus//PG. T. 8. Col. 49–246 (pyc. пер.: Климепт Александрийский. Увещевание к язычникам. СПб. 1898; 2006) Strom. Clemens Alexandrinus. Stromata I–VIII//PG. T. 8. Col. 685–930; Stromata, Buch I–VI/Hrsg. v. O. Stahlin. Berlin. 1939, 1985 (pyc. пер.: Климепт Александрийский. Строматы. Кн. I–VII/Пер., коммент.: Е.В. Афонасин. СПб. 2003. Т. 1–3). Quis. div. salv. Quis dives salvetur//PG. T. 9. Col. 603–680//(pyc. пер.: Климент Александрийский . Кто из богатых спасётся?/Пер., коммент.: А.Ю. Братухин. СПб. 2006). Clem. Rom. Clemens Romanus – Свт. Климент Римский Ep. I ad Cor. Ep. I ad Corinthios/Ed. A. Jaubert//Clement de Rome. Epitre aux Corinthiens. Paris. 1971. P. 98–204. (SC; 167) (Idem. II PG. T. 1. Col. 199–329; pyc. пер.: Климент Римский , свт. Первое послание к Коринфянам/Пер.: прот. П. Преображенский //ПМА. С. 73–110). Ep. II ad Cor. Ep. II ad Corinthios//PG. T. 1. Col. 329–348 (pyc. пер. Климент Римский , cem. Второе послание к Коринфянам//Там же. C. 119–126). Pseudo-Clementina – «Псевдо-Климентины» Homiliae (XX)//PG. Т. 2. Col. 57–468 (Гомилии). Recognitiones//PG. T. 2. Col. 1307–1454. Epistulae ii ad virgines II PG. T. 1. Col. 379–452 (pyc. пер. Климеит Римский, свт. Два окружных послания к девственницам. ТКДА. 1869. Т. 2. 5. С. 202–227). Const. Apost. Constitutiones Apostolorum – «Апостольские постановления» PG. T. 1. Col. 536–1136//(pyc. пер.: Апостольские постановления. Казань. 1864; СПб. 2002). Cypr. Carth. Cyprianis Carthageniensis – Св. Киприан Карфагенский De aleator. De aleatoribus//PL. T. 4. Col. 827–835 (Против игроков в кости). Cyr. Hieros. Cyrillus Hierisolymitanus – Свт. Кирилл Иерусалимский

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

примером этим апостол не поступок их одобряет, но показывает их твердую веру в воскресение. Епифаний передает это по преданию о Коринфианах (Haeres. 28, 6: ed. Ding. 2. 76–77). Святой Златоуст ed. Oxon. р. 371) думает, что апостол Павел берет доказательство этому из иудейских обычаев ( 1Кор.9:13 ), когда за умиравшего нечистым очищался или омывался кто-либо из живых. Святой Епифаний относит к тем (говорит о тех), кто крестились уже перед самой смертью , чтобы наследовать после смерти вечную жизнь (Comely Comm. in. I. Cor. ad. h. I. p. 483–484). Наконец, святой Иоанн Златоуст крестимся мертвых ради, то есть из-за тел наших; то же пишет Феодорит то для чего и креститься? Экумений, Феофилакт, Пелагий плоть нашу мертвой называют: поскольку этой смертью душа не умирает... какая нужда крестить плоть, если она не воскреснет? (Migne. Seria Lat. t. 30. 767). Святой Исидор Пелусиот (I. 1. Epist. 221) пишет, что крестимся за мертвые по природе тела по вере в то, что они прообразуются в нетление; подобное пишет и Косма Инд. (см. у Migne, ib. 765, not. a.) 57 Имеется троякое чтение этого места: – Ddef Вульг., арм. в Амстердаме и Константинопольское изд. на поле, Иероним, Августин почти все минуск., слав., русск., святые отцы, греч., сир., копт., эфиоп., многие кодексы, некот. лат. отцы; один минуск., греч. кодекс по свидетельству Иеронима и Августина, Дидим, арм., некот. эфиоп, и некот. лат. переводы по Иерониму и Августину. Отсюда видим, что чтение текста у святого Ефрема в данном месте не соответствует ни одному варианту и требует поправки. Чтение этого текста в греч. переводе творений святого Ефрема (Opp. Graec. t. 3, p. 129, ed. Rom.) и толкование на 1Сол.4:15–17 : мы не предварим полетом своим вверх тех, которые уже умерли, ибо когда сойдет Господь наш с неба при звуке трубы Архангельской, прежде чем оставшеся в живых праведники украсятся новыми крыльями, прежде того будет воскресение мертвых, во Христе; потом мы, живые, восхищены будем, но не прежде тех, а с ними, не без них, но вместе, на облаках в сретение Господу на воздухе, – требуют поправки согласно второму чтению, соответствующему и сир. переводу, но не арм. и не Вульг. (см. цитаты у Тишендорфа к этому месту). Читать далее Источник: Творения/Ефрем Сирин : в 8 томах – М.: Русский издательский центр имени св. Василия Великого, 2014./Т. 7. Толковательные писания. – 344 с./1-е послание к Коринфянам. 58-102 с. ISBN 978-5-4249-0036-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Didymus in 2 ad Cor,, 39, 1677–1732. Chrysostomus. Нот. 1–44,61,9–382;1–30,381–610. Homiliæ 1–3 de matrimonio (1 Cor., VII), 51 207–42; aliä, 241–72, 64, 466–74. Hamiliæ 1–3 in 2 Cor,, IV, 13, 51, 271–302. Aliæ in 2 Cor., 61, 301–10; 64, 25–34. Theodorus Mops., 66, 877–94; 893–8. Cyrillus Alexandrinus, 74, 855–916; 915–52. Theodoretus, 82, 225–376; 375–460. Gennadius, 85, 1727–30; 1729–30. Joan. Damascenus, 95, 569–706; 705–76. Photius (2a), 101, 1253–54. O_Ecumenius, 118, 635–906; 905–1088. Theophylactus, 124, 559–794: 795–952. Ad Galatas. Origenes. Fg., 14, 1293–8. Chrysostomus, 61, 611–82. Homilia, 51, 371–88. Theodorus Mops., 66, 897–912. Theodoretus, 82, 459–504. Gennadius, 85, 1729–32. Joan. Damascenus, 95, 775–822. O_Ecumenius, 118, 1089–1166. Theophylactus, 124, 951–1032. Ad Ephesios. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. H. 1–24, 62, 9–176. Theodoretus Mops,, 66, 911–22. Theodorus, 82, 505–58. Joan. Damascenus, 95, 821–56. O_Ecumenius, 118, 1165–1256. Theophylactus, 124, 1031–1138. Ad PHILIPPENSES. Chrysostomus, 62. 177–298. Homilia, 51, 311–20. Theodorus Mops., 66, 921–6. Theodoretus, 83, 557–90. Joan. Damascenus, 95, 855–84. O_Ecumenius, 118. 1255–1326. Theophylactus, 124, 1139–1204. Ad Colossenses. Origenes. Fg., 14, 1297–8. Chrysostomus. Horn. 1–12, 82, 299–392. Theodoras Mops., 66, 925–32. Theodoretus, 82, 591–628. Joan. Damascenus, 95, 883–904. O_Ecumenius, 119, 9–56. Theophylactus, 124, 1205–78. Ad Thessalonicenses 1–2. Origenes in (primam) fg., 14, 1297–1304. Chrysostomus. Hom. 1–11, 62, 391–468; Hom. 1–5, 467–500. Theodorus Mops., 66, 931–34; 933–6. Theodoretus, 82, 627–56; 657–74. Joan. Damascenus, 95, 905–18; 917–30. O_Ecumenius, 119, 57–106; 105–134. Theophylactus, 124, 1279–1326; 1327–58. Ad Timotheum 1–2. Chrysostomus 1–18, 62, 501–600. – 1–10, 599–662. Homiliæ, 51, 321–38, 56, 271–80. Theodorus Mops,, 66, 935–44, 945–8. Theodoretus, 82. 787–830, 831–58. Joan. Damascenus, 95, 997–1016. – – 1015–1030. O_Ecumenius, 119, 133–196, 155–240. Theophylactus, 125, 9–88; 87–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

57.4. Malignantium hominum uoluntas nequaquam potest impleri, nisi Deus dederit potestatem. Namdum homines, Deo permittente, malum quod concupiscunt perficiunt, ipse dicitur facere qui permittit. Inde est quod scriptum est per prophetam: Si erit malum quod Dominus non fecit. Verumtamen quod iniqui mala ex uoluntate quaerunt, idcirco Deus perficiendi dat potestatem per suam bonam uoluntatem, quia de nostro malo ipse multa operatur bona. 57.5. Quidam, cum Dei uoluntati resistunt, nescientes consilium Dei faciunt; quo noueris sic Deo subiecta esse omnia, ut et ipsi qui eius dispositioni aduersantur eius impleant uoluntatem. 57.6. Propterea in hac uita boni iudicantur amalis, ut iterum in illa uitamaliiudicentur a bonis, siue ut etiam sit hic bonis temporalis adflictio et illuc aeterna remuneratio. 57.7. Idcirco sunt necessariimali, ut quotiens boni offendunt, flagellentur ab illis. Hinc est quod Assur uirgam furoris sui testatur Dominus; sed quotiens ita fit, de Dei indignatione procedit, ut Deus per illos in eos saeuiat quos flagellando emendare desiderat. Sed ille iustissima uoluntate, illi uero saepe crudeli intentione, sicut per prophetam dicitur de eodem Assur: Ipse autem non sic arbitratur, sed ad conterendum paratum est cor eius. 57.8. Atrocem super eos diuinum furorem uenturum qui existunt persecutores et uiolenti fidelibus. Consolando enim per prophetam Deus suos ita iudicare promittit: Aduersus eos, inquit, qui iudicauerunt te, ego iudicabo; et cibabo hostes tuos carnibus suis, et quasi a musto sanguine suo inebriabuntur. 57.9–10. Habet aliquod usum et malorum iniquitas, quod electos Dei suis moribus laniat ac per hoc uita impiorum sibi deperit, iustorum autem non perit, sed proficit, dum eos mali per tribulationis exercitium ad praesentem odiendam uitam et futuram desiderandam erudiunt. ­ Interdum enim prodest peruersorum prauitas utilitati iustorum, dum eos malita sua erudiunt et ad regna caelorum requirenda molestia temporali inpellunt. Probatur hoc exemplis israheliticae plebis quae tunc durius agebatur in Aegypto, quando oportebat eam per Moysen ad terram repromissionis uocari, et exmalisquae in Aegypto patiebantur discedere, et ad promissam patriam festinare.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Игнатия Богоносца (Ad Philad., 8), у Тертуллиана (De роеп., 9), у св. Киприана Карфагенского (De laps. 29), у Оригена (In Lev. hom., V. 12; De orat., 28), у св. Амвросия Медиоланского (De роеп., II, 19; De Spiritu Sancto, III, 137; In Psalm. CXVIII. Expos., X, 17), у св. Иоанна Златоуста (De sacr., III, 5; In Ioan, hom., LXXXVI, 4), у бл. Августина (Serm. ad Cat., 14, 15; Enchir., 65), у бл. Иеронима (Ep. XIV. 8; Contr. Pelag., II, 7), у св. Льва Великого (Ep. CVIII, 2; CLXVIII, 2). – Находим, по взгляду американских богословов, у св. отцев и учителей древней нераздельной церкви свидетельства и о практическом приложении таинства покаяния к жизни. Например, у св. Климента Римского (Ad Cor. I, 57), у св. Ерма (Pastor. Vis. III, 5; Sim. VII), у св. Иринея (С. haeres. I. XIII. 5), у Тертуллиана (De poenit., passim), у Оригена (Hom. I in Ps. XXXVI, 5 ; Hom. II in Ps. XXXVII, 6 ), у св. Киприана Карфагенского (Delapsis, passim), в Апостольских постановлениях (Const. Ар. VIII, 8–9) и в постановлениях собора Эльвирского 305 года 414 . Общим предметом (the remote matter) таинства покаяния, по взгляду американских богословов, являются грехи, устраняемые чрез указанное таинство, частным же предметом (the proximate matter) – раскаяние кающегося, которое включает: а) истинное сокрушение о грехах, характеризуемое термином contrition; б) исповедание (confession) грехов пред священником, сопровождающееся отпущением их и в) удовлетворение (satisfaction) или выполнение таких покаянных актов, какие налагает священник, и совершение таких действий, которые свидетельствуют об исправлении кающегося. От совершенного покаяния, характеризуемого термином contrition, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, следует отличать покаяние несовершенное, характеризуемое термином attrition, которое представляет из себя сокрушение о грехах, проистекающее из низших мотивов, напр., боязни адских мучений и проч. В содержание исповедания (confession) грехов должны входить все смертные грехи, в которых верующий ранее не исповедовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

пер. стр. 42. 43. 54 Св. Григор. Нис. Творен. Моск. 1862 III. 94. – «Если Ап. Павел говорит: «сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей» Еф.5:31 ; если, говорю, это вещает блаженный Апостол и святым гласом своим свидетельствует о единстве между Христом и Церковью, связанным неразрывными узами, то как может быть со Христом тот, кто не пребывает с невестою Христовою и в Его Церкви?» Cypr. Ер. LII ad Сот. Орр. Oxon. 1682. f. 96; рус. пер. 55 S.I. Chrysost. In ер. 1 ad Cor. hom. XXX. Opp. ed. Montfauc. X. 313. Cp. рус. пер. Спб. 18. 8. II. 145. 57 S. Greg. Naz. Opp. Colon. 1690. T. I. Orat. XXI. p. 376. – Ενς σματος οv τος τς καθολικς εκκλησας ντολς τε ουσης ν ταιθεαις γραφας, τηρειτον συνδεσμον τς μονοας και ερνγς, ακλουθν στι γρφειν μας κα σημανειν λλλοις τ παρ καστου γινμενα. S. Alexandri Archiep. Alexandr. Ερ. encycl. ad episcop. I, 1. 60 Cf. Iren. Haer. III. 12. § 9. Iust. Dial. c. Trypb. n. 139. «Во всем, что происходит с верующими», поучает преосв. Димитрий, бывший архие. Херсонский, «соучаствует Сам Господь, как Глава их. Подвергаются гонению верующие? Господь упрекает гонителя: «Савле, Савле, что Мя гониши». Собран, слов, и беседы Киев. 1849. T.I. Стр. 261. 65 М. Филар. Слова. М. 1873. I. 20. С особым удовольствием можно приветствовать знаменательные строки из вышеупомянутой статьи проф. И.Н. Корсунского : «Определение понятия о Церкви в сочинениях Филарета, митроп. Московского», в «Хр. Чтен.», 1895, Июль-Авг., стр. 87–88, известного знатока и ценителя трудов нашего великого богослова. «Наконец дальнейшее», пишет упомянутый автор, «в полном смысле научно-богословское и точно также строго обоснованное на Св. Писании и Св. Предании, определение понятия о Церкви у святителя Московского есть определение Церкви, как тела Христова, – определение, в виду всего высказанного выше о нем (автор разумеет догматическое определение, понимать которое следует в духовном, а не в грубо-чувственном смысле и пр.), также некоторым образом вытекающее не из собственного, ближайшего значения слова: Церковь ( χχλησα), следовательно, переносное, образное (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

jetzt DGE erreicht ist, was seinerseits mit dem kontinuierlichen Erscheinen kritischer Editionen unmittelbar zusammenhängt. In diesem Sinne möchte sich das vorliegende Werk als Rohbau verstanden wissen, dessen fertige Ausgestaltung späteren Generationen vorzubehalten ist. Immerhin besteht die nicht unbegründete Aussicht, daß die am soeben abgeschlossenen PLP gewonnenen praktischen Erfahrungen mit einem alphabetischen Langzeitprojekt mithelfen werden, die Fertigstellung auch dieses Lexikons möglichst in der vorgegebenen Zeit zu erreichen. πτως ohne Widerstand: Leo Job 144 .– LS -ος. ργυρος der kein Geld hat: TzetzAr III 917,2. αρωντης Nachkomme des Aaron: Philag I 35,12 (von Joh. dem Täufer). -τις des Aaron: βδος Phil. Carpas., PG 40,120A. id. ThStudPG 696D. id. ProdCom 9,8. id. ProdLogos 15. id. MiSphran 322,49. -ετις GermPG 313A. βαθρος ohne Fundament: PhilesMa 75,8. grundlos, abgrundtief: πηγ ΡG 133,933B (=βαθος JoPhocas 532C, cf. HL).– LS, L. βκιον, τ Verkaufstisch: EpBib 2,3; 9,7; 10,1 (ed. ββ.).– LS, LSSup, DGE, Tgl. βκτις, (lat. ab actis) Registrator: Bas A 411,28.– L, Soph; -ης DGE. βανασως großzügig: λειτουργεν Clem. R., Ep. ad Cor. 44,3.– L -ος. βαντζαρζω (it. avanzare) vorwärts bringen, Vorteil bringen: GerlPatr 196,5 (a.1404).– Vgl. -ρω Kr, HL. βαρβαριστ ohne Barbarismen: Mazaris 58,3. βαρβαρστως ohne Barbarismen: TreuSchul 97,17.– LS (Etym. Mag.). βαρβρως ohne Barbarismen: TzetzAr II 680,11.– (LS -ος). βαρς ohne (steuerliche) Belastung: NPatLet 152,7. Bas B 2404,20.23; 2715,34. AIv 47,50 (a.1098).– (LS, L). βαρικς avarisch: Eustrat., PG 86/2, 2312A.– Glossar I 24.200.297. βρυντος unbeschwert: EustEsp 142,18. βαρς unbeschwert, leicht: CorpDionys CH 54,16. Clim., PG 88,693D. SymStylJ 96,20. ohne (steuerliche) Belastung: τελς κα . ALavra 48,15 (a.1086); id. 49,31 (a.1089). id. EngPatm 5,49 (a.1087); id. 47,7 (a.1087).– LS, DGE, Tgl, Kr. βσταγος (=-ακτος) unerträglich: VNil 130.– Kr, HL. βατδης unpassierbar: EustrHeirm 268,1. βαφς nicht getränkt von: φαλων ξεων ThMet 705.– LS, L, Tgl. βαφος ungehärtet (von Eisen, Stahl): StephId II 210,25.– LS, DGE. ββδιον , τ Mönchlein: MGHEpVII 378,24–34. GKypEp 99. ββαδσκιον , τ Mönchlein: PapSyl 57,18. ββαδοπρεσβτερος , Priestermönch: Nomoc 76B (n.44). ββαπρεσβτερος , Priestermönch ? Trinch 23 (a.1029; Car getrennt β. πρ.). ββατζα, (mlat. abbazia) Abtei: SchreinFin 82,74. ββατας , Urvater: Νε CosmInd I p.97. ββτισσα , Äbtissin: Trinch 48.49 (a.1052).– Car. βδελλα , Blutegel ? ProdPoesies 63,3.– βδλλα HL, Duc; βδλλα LS, Kr.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Ап. Петр перед имп. Нероном. Казнь ап. Петра. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. П I Б. 76. Л. 939) Достоверных сведений о первых христианах в эпоху Н. крайне мало. Значительные общины христиан в нач. 50-х гг. сложились в Коринфе и Эфесе под руководством ап. Павла . Еще с 40-х гг. существовала крупная община в Антиохии , где христиан возглавлял ап. Варнава . Небольшие группы христиан в городах Греции и М. Азии известны также по рассказам о путешествиях ап. Павла в «Деяниях св. апостолов». В то же время иерусалимская община во главе с ап. Иаковом , братом Господним, приходила в упадок по мере роста волнений среди иудеев и их враждебности по отношению ко всем чужакам. Ок. 57 г. ап. Павел, прибывший в Иерусалим, был арестован, предстал перед судом синедриона и едва не был растерзан религ. фанатиками. Рим. власти вывезли ап. Павла в Кесарию Приморскую, где он ок. 2 лет находился под надзором при резиденции прокураторов Марка Антония Феликса и затем Марка Порция Феста. Поскольку ап. Павел требовал, чтобы его дело разбирал в Риме сам Н., ок. 60 г. он был туда отправлен. Ап. Павел жил в Риме 2 года под надзором, однако ему разрешалось проповедовать. Повествование «Деяний св. апостолов» на этом обрывается, и остаются неизвестными подробности суда Н. над ап. Павлом, а также нет сведений о том, состоялся ли суд на самом деле. Традиционно считается, что ок. 62 г. ап. Павла обезглавили мечом по приказу Н. за исповедание христианства. Однако совр. исследователи эту версию событий частично оспаривают. Представляется несомненным, что ап. Павел умер в Риме и что там подвергался судебному преследованию. Однако причины его казни могли быть не связаны с враждебным отношением Н. и вообще рим. властей к нему как к христианину. В «Послании к Филиппийцам» ап. Павла и у сщмч. Климента Римского (Флп 1. 15-16; Clem. Rom. Ep. 1 ad Cor. 5) содержатся косвенные указания на то, что апостол мог пострадать из-за неких раздоров среди христиан или из-за действий каких-то недоброжелателей, составивших на него донос. В атмосфере тирании и всеобщего страха при Н. любое указание на неблагонадежность того или иного лица могло иметь трагические последствия, и ап. Павел мог оказаться среди жертв этой репрессии. Также, согласно преданию, рим. общину христиан в 1-й пол. 60-х гг. возглавлял ап. Петр, к-рый вел многочисленные и успешные диспуты против еретика Симона Мага. Ап. Петр был распят на кресте вниз головой, когда в 64 г. Н. обвинил христиан в поджоге Рима и устроил против них гонения. Основания этих сведений еще более сомнительны ( Zwierlein. 2009). Древнейшие подробные сведения о присутствии ап. Петра в Риме и его мученичестве содержатся лишь в апокрифических «Верчеллианских деяниях» («Деяния Петра с Симоном»; кон. II в.).

http://pravenc.ru/text/Нерон.html

Источники Помимо трудов, упомянутых в §12 и 26, см. Евсевий Η. Ε. IV. 15; De Mart. Palaest., с. 7. Климент Александрийский : Strom. IV, р. 596. Ориген : Exhort, ad mart., с. 30 и 50. In Num. Кот. Χ. 2. Тертуллиан : De cor. mil., с. 3; De Resurr, earn., с. 43. Киприан: De lapsis, с. 17; Epist. 34 и 57. Const. Apost.: 1. 8. Труды С. Sagittarius: De natalitiis mart. Jen. 1696. Schwabe: De insigni veneratione, quae obtinuit erga martyres in primit. eccl. Altd. 1748. С благодарностью вспоминая верность этой «благородной армии мучеников», признавая нерушимость общения святых и предвосхищая телесное воскресение, церковь стала почитать мучеников и даже их мертвые останки; однако это почитание, само по себе вполне оправданное и совершенно естественное, уже скоро вышло за рамки Писания, а впоследствии выродилось в поклонение святым и реликвиям. Языческое поклонение героям незаметно продолжилось в церкви и крестилось христианским именем. В Смирнской церкви, судя по ее посланию от 155 г., мы находим это поклонение в его еще невинной, детской форме: «Они [иудеи] не знают, что мы не можем ни покинуть когда–либо Христа, Который пострадал ради спасения всего мира искупленных, ни поклоняться кому–то еще. Его одного мы обожаем (προσκυνομεν) как Сына Божьего; а мучеников мы любим, как они заслуживают (γαπμεν ξως), за их великую любовь к их Царю и Учителю, и мы хотим также быть их товарищами и соучениками» 88 . День смерти мученика назывался его небесным днем рождения 89 , этот день ежегодно отмечали на его могиле (в основном в пещере или катакомбах), молясь, читая историю его страданий и победы, причащаясь и устраивая священную вечерю. Но ранняя церковь на этом не остановилась. Начиная с конца II века мученичество стало восприниматься не только высшей христианской добродетелью, но в то же время и крещением огнем и кровью 90 , замечательной заменой водного крещения, как очищающее от греха и обеспечивающее вход на небеса. Ориген зашел так далеко, что приписывал страданиям мучеников ценность искупления других людей, эффективность, подобную эффективности страданий Христа, на основании таких отрывков, как 2Кор. 12:15 ; Кол. 1:24 ; 2Тим. 4:6 . Согласно Тертуллиану , мученики немедленно достигали небесного блаженства, и им не нужно было, как рядовым христианам, проходить через промежуточное положение. Так истолковывалось благословение для тех, кто гоним за правду, в Мф. 5:10–12 . Следовательно, по Оригену и Киприану, молитвы мучеников перед престолом Божьим были особо действенными для воюющей на земле церкви, и, в соответствии с примером, приведенным у Евсевия, незадолго до их смерти их уже просили о будущих ходатайствах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

opera cum corpore finiuntur, contemplativae autem gaudia in fine amplius crescunt. Illa autem, quamvis utilis et bona, tamen cum requies venerit, transitura; ista vero boni operis transituri merces est, et requies permansura. 50 Isid. Diff. II. 133: Ii autem qui ad contemplationis otium venire contendunt, prius se in stadio activae vitae exercere debent, ut dum opera iustitiae faeces peccatorum exhauriunt, cor mundum exhibeant ad videndum Deum.; Sent. III. 15. 3a: Qui prius in activa vita proficit, ad contemplationem bene conscendit. Merito enim in ista sustollitur, qui in illa utilis invenitur. 51 Isid. Diff. II. 134: His media et de utrisque composita utilior est magis ad refovendas mentis angustias, quae solent per unius intentionem nutriri, ut de utriusque partibus melius temperentur. Nam quod Salvator per diem signis et miraculis coruscabat in urbibus, activam nobis vitam commendabat. Quod vero in monte orationis studio pernoctabat, vitam contemplationis significabat. 52 Isid. Diff. II. 135: Idcirco Dei servus iuxta imitationem Christi, nec actualem vitam amittit, et contemplativam vitam agit. Aliter enim incedens offendit. Sicut enim per contemplationem amandus est Deus, ita per actualem vitam diligendus est proximus. Ac per hoc sic non possumus sine utraque esse vita, sicut et sine utraque in dilectione esse nequaquam possumus; Sent. III. 15. 6: Viri sancti, sicut a secreto contemplationis egrediuntur ad publicum actionis, ita rursus ab actionis manifesto ad secretum contemplationis intimae reuertuntur, ut intus Deum laudent, ubi acceperunt unde foris ad eius gloriam operantur. 53 Isid. Sent. III. 15. 10: Oculum dextrum scandalizantem quem euelli Dominus praecepit, vita contemplativa est. Duo oculi in facie, activa vita et contemplativa in homine. Qui igitur per contemplationem docebit errorem, melius si evellit contemplationis oculum, servans sibi unum vitae actualis obtutum, ut sit utilius illi per simplicem actionem ire ad vitam, quam per contemplationis errorem mitti in gehennam. Здесь Исидор также следует за Григорием: Moral. VI. 57: Duae quippe vitae, activa videlicet et contemplativa, cum conservantur in mente, quasi duo oculi habentur in facie. Dexter namque oculus vita contemplativa est, sinister activa...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010