ALEXIUS I COMNENUS, 1081–1118, 127. Novelise Constitutiones de re ecclesiastic a, 921–84 (n. 2, 5, 6, 7, 9, 12, 15, 16, 20, 22). ALEXIUS II COMNENUS, 1180–83, 133. Novella Constitute de monasteriis, 789–92. ALEXIUS CP. patr., 1025–43. 119. Sententiæ synodales 1–2, 743–48; 3–5, 827–50. ALEXIUS PHILOSOPHUS, s. XI. Distichon in Symeonem Juniorem, græce, 120, 307. ALGERDUS, Lituanorum rex, s. XIV. Pittacium (inter Philothei patr. Cp. acta n. 89), græce, 152, 1451–2. ALYPIUS, Apostolorum presbyter, s. V. Epistola ad Cyrillum Al. (inter cyrillianas, 29), 77, 145–48. AMMONIUS Alexandrinus presbyter, s. V, 85. In Psalmos (Corderius), 1361–64. In Danielem (M.), 1363–82; 1823–6. In Matthæum (Corderius), 1381–92. In Joannem (Corderius, Cramer), 1391–1524, In Acta apostolorum (Cramer), 1523–1608. In I Petri (Cramer), 1607–10, AMPHILOGHIUS ICONIENSIS ep., s. IV, 39. HOMILIÆ. 1 .  In natalem Christi, 35–44. 2 .  In occursum Domini, 43–60. 3 .  In Lazarum quatriduanum, 59–66, 4 . In mulierem peccatricem, 65–90, 5 . In diem sabbati sancti, 89–94. 6 . In mesopentecosten (in paralyticum), 119–30. Epistola synodica, 93–98. Sententiæ et excerpta 1–22: 97–118. Vita S. Basilii, latine, 29, CCXCIV-CCCXVI, de qua AA.SS. commentarius prævius, CCXCII – IV. Vita antiqua, 13–26. Veterum testimonia, 27–34. Notitia G., 9–14. AMPHILOGHIUS SIDENSIS ep., s. V, 77. Fg. (Mansi), 1515–16. Notitia Lequien, 1515–6. AMURUTZES. Vide GEORGIUS A. ANACLETUS, papa, s. I. 2. Epistolæ 3 et Decreta 2 (Mansi), 789–818, Notitia ex Libro pontificati, 787–8. ANAGNOSTA. Vide JOANNES A. ANASTASIUS I ANTIOCHENUS, ср., 559–599, De rectis dogmatibus orationes, 1–5, latinë 1 .  De SS. Trinitate, 1309–30. 2 . De incircumscripto, 1331–36. 3 .  De incarnatione, 1335–48. 4 .  De passione et impassibilitate Christi, 1347–56. 5 .  De resurrectione Christi, 1355–62. Sermones quatuor (6–9). 6 .  In Transfigurationem, 1361–76. 7–8. In Annuntiationem S. Maria;, 1375–86, 1385–90. 9 . De tribus Quadragesimis,» 1389–98, Explicatio fidei orthodoxæ (Anastasii et Cyrilli Al.), 1399–1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

112 Ср.: Geizer H. Patrum Nicaenorum nomina. Leipzig, 1898. Hönigmann E. Une liste inédite des pères de Nicée//Byzantion. XX. 1950. P. 63–71; для Халкидонского собора см.: Acta conciliorum occumenicorum (далее: ACO). Berlin, 1927. H, 1, 1. P. 58, 60, 63 и т. д. 115 Антиохия была резиденцией следующих чиновников: comes Orienti (заведовавший всей «епархией» Востока), консуляр Сирии и magister militum per Orientem или командующий римскими войсками на Востоке Империи 118 Арльский собор (ок. 450 г., правило 54; ср. многочисленные примеры народного участия в выборах епископа: Jones. Op. cit. III. P. 314, note 119). 120 Ammianus Marcellinus. Resgestae. XXVII, 3, 12–13//Ed. Rolfe J.C. (Loeb Classical Library). III. P. 18–19. 123 Paulinus. Vita Ambrosii. 6–7//Ed. Pellegrino M. Roma, 1961. P. 58–60. «Никейский собор, правило 15; Антиохийский собор, правило 21. 125 См. его признание этой власти даже тогда, когда она («несправедливо») использована против него (Apologia ad Constantinum. 24–25. PG. 25, 624–627) или («справедливо») против ариан (ibid. 35, 641). 126 Если окажется, что брат мой Анатолий (Константинопольский), – пишет папа императору Льву в 457 г., – нерадив или слишком снисходителен, чтобы удержать таких людей, будь так добр и в силу своей веры преподай Церкви лекарство устранения таких людей не только из рядов духовенства, но и с территории города». Письмо 156 (97). АСО. II. Vol. IV. Р. 104 (tr. E. Hunt. New York, 1957. P. 247). 127 Об этом см. хорошо документированный труд: Constantelos D.J. Byzantine Philanthropy and Social Welfare. New Brunswick, 1968. P. 152–276. 128 Моммзен Т., МейерД.М. Theodosiani Libri XVI cum Constitutionibus Sirmondianis et Leges novellae ad Theodosianum pertinentes (далее: CT). Berlin, 1954. XVI, 2, 42–43. Tr. cit., 448. 131 Agnellus. Liber Pontificalis eccl. Ravennatis. 60. MGH. Scr. rer. Longobardorum saec. VI-IX. Hannover, 1878. P. 321. 136 Gelasius. Ер. 14, 27//Ed. Thiel A. Brunsfergae, 1867 (repr. Hildesheim. New York, 1974). P. 378.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Следовало бы им понимать и то, что они гораздо больше оскорбляют, нежели почитают, тех, кого записывают себе в отцы, когда выставляют их против Владыки. Но даже если их нисколько не заботит оскорбление отцов, нужно было бы страшиться и остерегаться проклятия и приговора, наложенного Богом на зачинателя отцеубийства 13 и никоим образом не подражать проклятому, и не открывать, но скорее покрывать, если бы они увидели у своих отцов что-то неподобающее. Но пусть бы не было ни подражателей того деяния, ни повинных проклятию, но да будет милостив Христос к увлеченным дерзостью отцеубийц ( τη τν πατραλοιν βρει) и к восставшим на Его законодательство и речение, и да изведет их человеколюбиво из прегрешения, и да примирится с ругателями, и побудит стремиться к исправлению, и да примет их под благословение укрывших отеческую срамоту, и не попустит больше никому стать пищей и добычей злоначального зверя, когда твоя священная глава вступит в борьбу за их спасение и будет победоносна против общего врага [нашей] природы, и будет плодоносить и приносить Богу спасение заблудших, посредством чего да сохранится неугасимым и нерушимым и влечение Божественной любви к нам, в Самом Христе истинном Боге нашем, предстательством пресвятой Владычицы нашей Богородицы, боговидных ангелов и всех святых, аминь. Ради же малого благословения и напоминания и как символы приязни и любви в Господе мы послали частицы честных и животворящих Древ, положенные в золотой ковчежец с изображениями 14 . 4 Халкидонский Собор 451 г. См. Leo Magnus. Ер. 61//Acta Conciliorum Oecumenicomm. T. II, 1, 2. Berlin; Leipzig, 1933. P. 62. 8 Ср.: Ambrosius. De Spiritu Sancto I 11.120//PL 16, 762D1–763A1; Augustinus. De Trinitate II 4.7; Hieronymus. Interpretatio libri Didymi de Spiritu Sancto, 36//PL 23,134A5–10. 9 Вот самое верное православное отношение к западным отцам Церкви, допускавшим в своих высказываниях Filioque. – Прим. ред. 13 Πατραλοα буквально означает «избиение отца», в широком смысле – оскорбление, нанесенное отцу. У Фотия здесь это слово имеет смысл «оскорбления отцов Церкви». Читать далее Источник: Антилатинские сочинения/святитель Фотий Патриарх Константинопольский М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия. - 2-е изд. 2017. - 248 с./Послание патриарха Фотия архиепископу Аквилейскому (Epistula 291). 146-159 с. ISBN 978-5-9908681-0-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

1233 Именно в апокриф. Деяниях Петра (Lipsius, Die apokryph. Apostelgeschichten und Apostellegenden Bd. II, 1. 1887. Lipsius et Bonnet, Acta apostolorum apocrypha. 1801), у Иустина (I Апол. гл. 26. 56 и Диалог гл. 120), Иринея (Пр. ересей I, 23. 1–4), Тертуллиана (О душе гл. 34. 57. Апол. 13), Ипполита (Philosoph. VI, 7–18, 19–20. X. 12, IV, 51), Климента Ал. (Стром. II, 11, 52; VII, 17, 107. 108), Оригена (Пр. Цельса I, 57; V, 62; VI. 11), в Дидаскали (VI, 8, 91 и Апост. Пост. (VI, 7, 8, 16), в Климентинах (Homil. 2, 18–34; 3, 2; 4, 2. 4 и мн. др. Recog. 1, 70, 72; 1, 7– 15; 3, 47 и мн. др.), у Евсевия (Ц Ист. II. 1, 72–15; IV, 22. 5), Епифания (Ер. 21), Кирилла Иер. (Сл. оглас. VI, 14–15; XVI, 6), Псевдо-Тертулл. (Carm. adv. Marc. I. 157 – 159), у Ариобия (Adv. gent. II, 15), Псевдо-Киприана (de rebapt. 16), Псевдо-Августина (De haer. 1), Филастрия (haer. 29), Дидима Ал. (De trinit. III, 19, 42), Григория Наз. (Orat. 23, 16; 44, 2), Феодорита (Haer. fabul. I, 1). Указатель мест дан Вайтцем в трактате о Симове волхве в Real Encyklopadie v; Hauck. Bd. XVIII (1906). S. 351–352. В Самарянской литературе о Симоне говорится в хронике Абульфата (р. 157) и Адлера (р. 67). 1235 Ср. Филастрий, de haer. с. 29: „dicens, se esse virtutem dei,quae supra omnes virtutes esset. Quem samaritani quasi patrem venerantur.– dicens, se transformatum putative id est quasi per umbram, et ita se passum fuisse cum non, inquit, pareretur. Бл. Иероним: „ego sum sermo dei, ego speciosus, ego paracletus, ego omnipotens, ego omnia dei” (in Matth. XXIV, 5. Migne, t. 24, 176). Св. Кирилл Uep. VI, 14 : „Он то (Симон) – первый хульными своими устами осмелился говорить о себе, что он на горе Синае явился, как Отец, а впоследствии у иудеев не во плоти, но в призраке явился, как Христос Иисус, после же сего явился и как Дух Святый”. 1236 Стром. И, 11, 52: ο δ μφ τν Σμωνα τ σττι, δν σβουσιν, ξομιοδσθαι τρπον βολονται. 1237 Waitz, Simon М. in der altchr. Literat. в Zeit. f. neut.Wiss. 1904. S. 1.38: „В известиях о Симоне, которые указывают нам на Александрию, отсутствует миф о Елене. Климент Ал. его не называет, по- видимому, и Ориген также не знал его. Цельс упоминает (Пр. Цельса V. 82), что Симониане назывались также Елениавами потому, что они воздавали почитание некоторой Елене или какому-то Елену, который был их учителем. Т.о., он слышал нечто о симонианской Елене, но, не зная, что с ней делать, связывает ее с знаменитым прорицателем древности Еленом. Ориген , по-видимому, не много более знал об этом, чем Цельс ибо незнание или непонимание Цельса относительно Елены прошел молчанием, – знак, что и он о Елене ничего не знал”.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Кира и Иоанна, находящегося в Acta SS 438 . Мы указали только наиболее важные случаи влияния Acta SS. на вторую книгу Четиих-Миней. Можно думать, что недостаток времени не дозволял Святителю использовать новый источник для этой книги так, как бы было желательно. На это указывают некоторые отметки в Прологе. Напр., 5-го января, против памяти преп. Сигклитикии в Прологе есть ссылка на Acta SS. (январь, I, 242) с отметкой «fuse»; однако в Четиих-Минеях мы имеем не пространное, а краткое житие Преподобной, написанное по Прологу. 23-го января Святитель, по руководству Vitae Patrum и Метафраста, дает сравнительно небольшое и бедное содержанием житие преп. Ефрема Сирина , между тем в Acta SS. (февраль, I, 49), которые отмечены в Прологе, имеется богатейший материал о жизни и деятельности Преподобного. Если бы позволило время, Святитель несомненно использовал бы в Acta все, что они давали, и что отвечало целям и задачам его труда. Об этом свидетельствует отношение к Acta и при дальнейшей работе. Не стесняемый временем, Святитель не оставляет теперь Acta до самого окончания Четиих-Миней и, можно думать, чаще обращается к ним, нежели к другим латинским источникам. Особенно это надо сказать о третьей книге Четиих-Миней, на месяцы: март, апрель и май. Здесь Acta Sanctorum занимают исключительно господствующее положение и в течение этих месяцев нельзя указать почти ни одного дня, который бы был написан без них. Об этом свидетельствуют анализ и содержание житий третьей книги и особенно Пролог Святителя, где в марте и апреле ссылки на Acta Sanctorum встречаются не только под каждым числом, но почти при каждой памяти. В четвертой книге Четиих-Миней влияние Acta Sanctorum сказывается уже слабее. Вполне соответствующего материала на месяцы июнь, июль и август они не давали, но все же Святитель и при составлении житий на эти месяцы обильно воспользовался Аста-ми и внес из них немало полных житий в свои книги. Всех, заимствованных из Acta Sanctorum во втором полугодии Четиих-Миней житий святых насчитывается 94 (39 в мартовской и 35 в июньской книге), но это число может быть значительно увеличено. Дело в том, что во многих случаях Acta SS. давали те же редакции житий, что и Сурий или другие источники 439 , и хотя мы подобные жития отнесли к заимствованным не из Acta Sanctorum, но Святитель вполне мог работать в этих случаях и по ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Она состояла, поэтому, как и подлинно Апостольская, из Евангелий, Деяний какого-либо апостола, посланий и апокалипсисов. Между Евангелиями известны: Первоевангелие Иакова, Евангелие Никодима, Евангелие Фомы, Арабское Евангелие детства Спасителя, Евангелие о рождении Св. Марии (Evangelium de nativitate S. Mariae), Евангелие от Евреев, Евангелие Египтян и Евангелие от Петра 430 . Между апокрифами, носившими название Деяний или Acta, известны: Acta Petri et Pavli, Acta Pavli et Theclae, Acta Andreae, Acta Barnabae, Acta Philippi, Acta Andreae et Matthiae, Acta et martyrium Matthaei, Acta Thomae, Acta Thaddaei, Acta Iohannis. Сюда же относятся: Consummatio Thomae, Martyrium Bartolomaei. Между апокрифами, носившими название посланий, известны: послание апостола Павла к Лаодикийцам, послание апостола Павла к Коринфянам (отличное от подлинного), переписка ап. Павла с Сенекой, два послания ап. Петра к ап. Иакову. Epismola S. Iohannis Apostoli ad Hydropicum. Особенно много было апокрифов, носивших название „Апокалипсис“. Таковы: Апокалипсис Иоанна (отличный от подлинного), другой апокалипсис Иоанна, носивший название: Αποκλυψις το αγου Iωvvoυ το θεολγου κα περ το ντιχρζου, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Апокалипсис Фомы, Апокалипсис Стефана. Сюда же относятся: Revelamio Petri Apostoli, a discipulo ejus Clemente in uno volumine redacma и αvαβτικοv ΙΙυλоυ. Хотя вся эта письменность есть письменность подложная, тем не менее не ко всем, составляющим ее, произведениям нужно относиться одинаково. Одни из них отличались большею степенью подложности, а другие – меньшею. В одних, как в Перво-Евангелии Иакова, подложность состояла только в злоупотреблении лицами, от имени которых они выдавались, а в других она явно имела злонамеренный характер и состояла или, как в Евангелии Фомы, в намеренном искажении фактов, или, как в Евангелии от Евреев и в Евангелии Египтян, в намеренном искажении текста подлинных Апостольских писаний. Подложность первого рода исходила единственно из желания дать записи о жизни Христа Иисуса то или другое имя, каковое и давалось от имени Апостола, имевшего к записи то или другое отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

ActaChristoph Acta Graeca Sancti AnBoll I (1882) 122–148. [ante s.XI] ActaCosm L.Deubner, Kosmas und Damian. Leipzig 1907. ActaCypr Acta Cypriani. AASS Septembris VII 222–245. ActaCyrJul Sanctorum Cyriei et Julittae acta graeca sincera. AnBoll 1 (1882) 192–207. [ante s.XI] ActaDem S.Demetrii Mart. Acta. PG 116, 1173–1201, 1377–1397. ActaErasm G.Desantis, Gli Atti greci di S.Erasmo. Vetera Christianorum 25 (1988) 487–555.[s.VII–VIII] ActaHeracl F.Halkin, Les Actes apocryphes de saint Héraclide de Chypre. AnBoll 82 (1964) 133–170. [s.V/VI?] ActaJo Aeta Joannis, bearbeitet von Rh.Zahn. Erlangen 1880. [s.V] ActaMare F.Halkin, Actes inédits de saint Marc. AnBoll 87 (1969) 343–371. ActaMarin H.Usener, Acta S.Marinae et S.Christophori. Bonn 1886 (Index 76–80). [s.IX vel antea] ActaMel Acta fabulosa S.Meletii et sociorum, AASS Mai V 436–467. [ante s.XI] ActaMelJun H.Delehaye, S.Melaniac iunioris acta graeca. AnBoll 22 (1903) 5–49. [s.V] ActaPersMet Les versions grecques des Actes des martyrs persans sous Sapor II, publ. par H.Delehaye, PO II (1905) 405–560 (546–57 metaphr.Vers.). ActaPhil Acta Philoromi et Phileae, ed. F.Combefis, Illustrium Christi martyrum lecti trumphi. Paris 1660, 145–181. ActaTheodDue Acta graeca S.Theodori ducis martyris. AnBoll 2 (1883) 359–367. (ante s.XI] ActaTheognii Acta S.Theognii episcopi Beteliae, ed. [.van den Gheyn. AnBoll 10 (1891) 73–118. [s.VI] ActNicPatr J.Darrouzes, Un faux acte attribué au patriarche Nicolas (III). REB 28 (1970) 221–237. [s.XIII] ADion Actes de Dionysiou. Ed. dipl. par N.Oikonomides. Paris 1968 (Index 217–246). ADoch Actes de Docheiariou. Ed. dipl. par N.Oikonomides, Paris 1984 (Index 341–389). AdscrNaz C.Mace – V.Sommers, Sur la beauté du livre et la contemplation du divin ... Édition et traduction de quelques adscripta métriques des manuscrits de Gregoire de Nazianze, in: Studia Nazianzenica I edita а B.Coulie. Turnhout 2000, 51–68. Aelian II Claudius Aelianus, ed. R.Hercher, II. Leipzig 1866 (335–599: Dem. Pepag., Hierakosophion, Orneosophion, Kynosophion: 603–662=PisidHex).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

2351. Ср. у блж. Иеронима (nom. hebr. 52). 2352. Ср. 1Цар. 25. 3. 2353. Ср. блж. у Иеронима (nom. hebr. 55). 2354. Ср.: 1Цар. 25. 3; 35. 2355. Ср.: 1Цар. 25. 21. 2356. См.: Рим. 7. 2. 2357. Ср у блж. Иеронима (nom hebr. 51). 2358. Ср. у блж. Иеронима (in Ioel. 1. 6–7). 2359. Ср.: Иоил. 1. 9, 13, 14. 2360. Ср.: Еф. 6. 12. 2361. Ср Еф. 4. 14–16. 2362. См.: Пс. 51. 4. 2363. Ср.: Ин. 8. 44. 2364. То есть числа тридцать, полученного из умножения числа три (символ Троицы) на десять (обозначение совершенства) (см.: Banterle. Р. 149). 2365. Ср. у блж. Иеронима (in loel. 1. 8). 2366. См.: Гал. 4. 26. 2367. См.: 1Кор. 9. 27. 2368. См.: Втор. 21. 14. 2369. Ср.: Втор. 21. 15–17. 2370. См.: 1Кор. 2. 15. 2371. См.: Втор. 21. 15–17. Ср.: Cain et A. 1. 4. 13, а также у Филона (sacrif. 5. 19–20). 2372. Ср.: Быт. 25. 25. 2373. Ср.: Быт. 29. 34. 2374. Ср.: Гал. 1. 15. 2375. См.: Рим. 10. 8. 2376. Ср.: Cain et A. 2. 2. 7, а также у Филона (sacrif. 36. 118). 2377. Ср.: Пс. 57. 4. 2378. Ср.: Быт. 45. 22; 37. 33. 2379. Ср. гимн свт. Амвросия «На пенье петуха» (hymn. 1. 14). 2380. У греков одеждой обоих полов служили однотипные по покрою хитон (нижняя одежда) и гиматий (плащ). Хитон подпоясывался под грудью, с напуском; и при желании можно было подпоясаться так, что он становился короче. 2381. Указание на мистерии Кибелы. Ср. у блж. Иеронима (in Os. 1. 4. 14). 2382. Ср.: Еф. 3. 12. 2383. Ср.: Еф. 1. 1–23. 2384. См.: Еф. 4. 10–11. 2385. Ср.: Еф. 4. 1–16. 2386. См . Еф. 1. 8–9. 2387. Ср.: Пс. 134. 10–12. 2388. Ср.: Пс. 134. 2. 2389. Ср.: Пс. 138. 13. 2390. См: Деян. 1. 26. 2391. Ср.: Числ. 27. 1–6. 2392. Ср.: exh. u. 6. 37; 6. 38. 2393. Ср.: Cain et А. 2. 19. 2394. Ср.: Пс. 134. 4. 2395. Ср.: Плач 3. 24. 2396. Ср.: Еф 17, 14. 2397. См.: Еф. 2. 6. 2398. Ср.: Еф. 2. 8–9. 2399. Ср.: Гал. 6. 15; Еф. 2. 15; 2Кор. 5. 17. 2400. См.: Еф. 2. 11, 14. 2401. Ср.: Рим. 10. 6. 2402. См.: Еф. 2. 14. 2403. См.: Еф. 2. 3. 2404. Ср.: 2Кор. 3. 6. 2405. Ср.: Еф. 4. 8–10. 2406. См.: Еф. 4. 12. 2407. Ср.: Еф. 4. 14–15.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Один из новых пунктов в Типиконе Константина Мономаха (1045 г.) был посвящен праву монастырей на владение кораблями. Вместимость не больше 30 модиев. Если корабль в целях продажи рукоделий афонских монахов уплывал дальше соседних городов, он отнимался у монастыря в пользу общины (какой?). Исключение, в частности, делалось для монастыря Амальфийцев: он имел право посылать корабль в Константинополь за необходимыми припасами, которые предоставляла амальфийская община из Константинополя. См.: Папахрисанфу. Σ. 276–278. Папахрисанфу. Σ. 276. Значительно позднее, в сер. XIX в. появится специальное выражение – «общежительное подвижничество» (κοινοβιακ σκηση). Acta Monasterii Cutlumusii, Actum Cyrilli VII patriarchae et concilii (a. 1856): 26 (TLG 5308.080). Acta Monasterii Xeropotami.Acta concilii montis Athonis (a. 1314): 20 (TLG 5311.017). Acta Monasterii Xeropotami.  Athanasii I patriarchae catechesis (a. 1303–1309): 12 (TLG 5311.035). Acta Monasterii Lavrae, Chrysobullum sigillium Andronici II Palaeologi (a. 1302): 7 (TLG 5309.094). Acta Monasterii Docheiarii, Testamentum Neophyti ad monachos (p. a. 1118): 110 (TLG 5307.006). Acta Monasterii Dionysii, Chrysobullum Alexii III Magni Comneni (a. 1374): 84 (TLG 5305.004). Acta Monasterii Lavrae. Donatio Philothei patriarchae (a. 1367): 4 (TLG 5309.144). Acta Monasterii Cutlumusii, Diploma de donatione possessionum Theodorae Cantauzenae (a. 1338): 31 (TLG 5308.018). Υποτπωσις 14. Σ. 222. См.: Lerou. P. 118–119. Анонимное житие св. Афанасия Афонского 21:42–48. ИАБ 8. 411. τς καθαρς προσευχς κα νοερς συχας τν πιστμην τος νταθα τρανοντος Macarius Macres. Vita seu laudatio Maximi Athonitae 27:507–508 (TLG 3211.011). Житие 4, 27:21–25 (Σ. 541–542). Житие 4, 11:1–6 (Σ. 529–530). Житие 4, 14:11–12 (Σ. 531). Житие 4, 19:73–77 (Σ. 537). Житие св. Максима, составленное прп. Никодимом Святогорцем (Σ. 345). Житие 3 (Σ. 160). Житие 4, 71:75–76 (Σ. 568). Житие 4, 71:85–90 (Σ. 568). Житие 2, 32:28–30 (Σ. 104). Μοναχο Μωυσως Αγιορετου 2003. Σ. 716.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2484

Переходим к рассмотрению второго «Ответа». Вышеуказанный лютеранский трактат был получен Герлахом в Константинополе 31 декабря 1577 г. и, конечно, передан в патриархию. В начале следующего года (8 января) этот трактат был отдан на рассмотрение Митрофану, митрополиту Веррийскому. Затем все известия о дальнейшем ходе дела для нас исчезают. 409  Известно только, что второй «Ответ» носит на себе такую дату: май 1579 г. Содержание второго «Ответа» такое. Сначала идет изложение учения «об исхождении Св. Духа» (Acta. P. 200–224; Пер. С. 162–200); затем рассуждение «о свободе воли» (Acta. P. 224–228; Пер. С. 200–208); далее исследуется вопрос «об оправдании и добрых делах» (Acta. P. 229–237; Пер. С. 208–222); после этого излагается учение «о Св. Таинствах» (Acta. P. 238–242; Пер. С. 222–230), еще далее — учение «о призывании святых» (Acta. P. 242–256; Пер. С. 230—252), в заключение идет богословское рассуждение «о монашеской жизни» (Acta. P. 257–264; Пер. С. 252–264), рассуждение, по нашему теперешнему пониманию, из области нравственного богословия, с точки же зрения составителей «Ответа» — из области православной догматики, ибо они, согласно Дионисию Ареопагиту, относят монашеское посвящение к числу внеседмеричных Св. Таинств (см. начало статьи «О монашеской жизни» во втором «Ответе»). Изложение содержания этого «Ответа», как и первого, покоится на авторитетах. Мы встречаем здесь места из свв. Василия Великого, Златоуста, а также из Дионисия Ареопагита, изредка из сочинений греческого богослова XIV в. Иосифа Вриенния (из этого последнего, например, Acta. P. 231–234, Пер. С. 211–217; Acta. Р. 234, Пер. С. 217 и т. д.). 410 Что касается отдельных мыслей, находимых в «Ответе» и заслуживающих внимания, то здесь много глубоких суждений по вопросу о почитании святых. В «Ответе» между прочим читаем: «Вы говорите, что вы отвергаете почитание святых, боясь того, чтобы чести, которая принадлежит одному Богу, не перенести на тварей». Составители «Ответа» считают нужным опровергнуть это последнее предположение и говорят: «Мы должны чтить Богородицу 411  не как Бога, но как подлинно Матерь Божью. Пророка Иоанна как предтечу и крестителя, Апостолов как очевидцев Самого Господа, мучеников как воинов Христовых, испивших Его чашу. Будем ревновать их жизни, дабы вместе с ними быть общниками и венцов славы. За то, что мы поклоняемся и их иконам, никто не должен порицать нас, потому что мы кланяемся и друг другу». И несколько ниже здесь же читаем следующее: «Нет у нас другого Бога, кроме единого в Св. Троице познаваемого и поклоняемого. Ибо хотя мы говорим: " Св. Иоанне, моли о нас, и Пресвятая Богородице, и св. Ангелы " , но прежде всего мы взываем: " Господи сил, с нами буди, иного " и пр.» (Acta. P. 242, 244 246; Пер. С. 230, 232–233, 235).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010