Время написания «А.» устанавливалось Й. Штигльмайром (1895) на основе следующих соображений: сборник появился после Халкид. Собора (451), после включения Символа веры в Литургию верных  Петром Гнафевсом , Патриархом Антиохийским (476), и после  Энотикона  имп.  Зинона  Исавра (482) и не позже цитирующих его авторов Севира Антиохийского (до 528) и  Андрея Кесарийского . В совр. лит-ре прослеживается тенденция критического отношения к любому terminus post quem, так что единственным реальным хронологическим ориентиром остается близость «А.» по времени к первому цитирующему его автору (Rorem, Lamoraux. P. 9–10). В многочисленных исследованиях, посвященных «А.», делались попытки идентифицировать его автора с разными церковными деятелями или представителями философской мысли со II по VI в., а именно с учителем Плотина и Оригена Аммонием Саккасом (E. Elorduy, 1944), исп.  Дионисием I Великим , Патриархом Александрийским (III в.) ( К. Скворцов , 1871; Μητρ. Αθεναγρας, 1932), неким учеником свт. Василия Великого (C. Pera, 1936),  Аполлинарием  (младшим) Лаодикийским (Cave, 1720),  Синесием Киренским  (S. Scime, 1953),  Петром Ивером  (Ш. И. Нуцубидзе, 1942; E. Honigmann, 1952), Петром Гнафевсом, Патриархом Антиохийским (U. Riedinger, 1958), Дионисием Газским (G. Crüger, 1899), Севиром Антиохийским (J. Stiglmayr, 1928), Иоанном Скифопольским (J. M. Hornus, 1954) и его другом  Сергием Решайнским  (I. Hausherr, 1936; Balthazar, 1940),  Стефаном бар Судаили  (A. L. Frothingham, 1886), Гераиском, к-рый был другом и учеником Дамаския, или самим Дамаскием (cp.: Hamhaway. 1969). Совр. исследователи, в т. ч. правосл., пришли к заключению, что установить авторство не представляется возможным (прот. Георгий  Флоровский , П. Христу, иером. Александр (Голицын)). В наст. время акцент переместился с поисков автора, не приведших к отождествлению с к.-л. известным историческим лицом, на конструктивный анализ содержания «А.». Мысль значительного числа ученых склоняется к тому, что автор «А.» был монахом сир. происхождения, как показывает его знакомство с антиохийской литургией, тесно связанным с  Афинской школой  платонизма времен Прокла, к-рого автор «А.», во всяком случае, внимательно читал, и Дамаскием, к-рый мог быть знаком с входящими в «А.» сочинениями (см.: Шичалин. 1999. С. 17, 18, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Филоксен, еп. Маббугский († 10.12.523) был одним из самых известных антихалкидонских богословов V-VI вв. Он подвизался в монастыре Мар Габриэль в Тур Абдине, затем поступил учиться в Школу Персов в Эдессе. Вместе с Иаковом Серугским и Симеоном Бет-Аршамским возглавил монофизитскую оппозицию в школе. Активно участвовал в антихалкидонской борьбе, в 485 г. стал еп. Иераполя (Маббуга). После прихода к власти Юстина I был сослан за монофизитство в Пафлагопию, а затем во Фракию, где и умер в бедствиях и лишениях. Среди его сочинений – некоторое число аскетических. 199 . Gribomont J. Les Homélies ascétiques de Philoxène de Mabboug et l’écho de Messalianisme//L’Orient Syrien. 1957. 2. 410–425. 200 . Halleux A. de. Philoxène de Mabboug Lettre aux moines de Senoun. Louvain 1963. (CSCO 231–232, syr. 98–99). 201 . Halleux A. de. La deuxième lettre de Philoxène aux monastères de Beit Gaugal//Muséon 1983. 96. 5–79. 202 . Hausherr l. Contemplation et sainteté. Une remarquable mise au point par Philoxène de Mabboug (523)//RAM 1933. 14. 171–195. 203 . Lavenant R. La lettre à Patricius de Philoxène de Mabboug. Tournhout 1963. (PO 30/5). 204 . Tanghe A. Memra de Philoxène de Mabboug sur l’inhabitation du Saint-Esprit//Muséon 1960. 73. 39–71. Стефан бар Судайле Стефан был представителем оригенистского богословия, которое он впитал от своего духовного наставника, египетского монаха апы Иоанна. Считается доказанным, что Стефану принадлежит авторство «Книги блаженного Иерофея», в которой развивается евагрианская мистика. Стефан и его сочинения некогда отвергались и несторианами, и монофизитами. 205 . Frothingham A. L. Stephen bar Sudaili the Syrian mystic (c. 500 AD) and the Book of Hierotheos on the hidden treasures of the Divinity. Leiden 1886. 2 1981. 206 . The Book of the Holy Hierotheos ascribed to Stephen Bar-Sudhaile (c. 500 AD)/Ed. Marsh F. S. L. 1927. Сергий Решайский Знаменитый священник Сергий (ум. 536) был известен, прежде всего, как врач и переводчик. Он учился медицине в Александрии и перевел на сирийский некоторые сочинения Галеновского корпуса, «Введение» Порфирия и Корпус Пс.-Дионисия. Помимо указанных трудов его перу принадлежит трактат о духовной жизни, написанный как предисловие к переводу Ареопагитик.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1394 См.: Voobtts A. History of Ascetdsm in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Near East. Vol. Ï The origin of Ascetism; Early monastdcism in Persia. Lovanii, 1958 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 184; Subsidia 14); Brock S. Early Syrian Asceticism//Syriac Perspectives on Late Aniquity. London, 1984. Pp. 1–19. 1395 Греч, текст: Corpus Dionvsiacum I-II/Hg. v. B. R. Suchla. Berlin, NewYork, 1990–1991 [далее: CD]. О переводах Дионисиева корпуса на русский язык см. вступительную статью к переводу Дионисиева корпуса в данном сборнике. 1397 См.: Frothingham A. L· Stephen Bar Sudaili the Syrian Mystic and the Book of Hierotheos. Leyden, 1886. Pp. 1–9. Впервые на Дионисиев корпус ссылается монофизитский патриарх Севир Антиохийский около 510 или 518 г. Уже в 30-е гг. VI в. он был переведен на сирийский язык Сергием Решайнским. Подлинность авторства корпуса была поставлена под сомнение на Соборе 553 г., однако в последующие века, во многом благодаря авторитету Максима Исповедника , эти тексты получили всеобщее признание. 1399 См. о нем: Frothingham A. L. Stephen Bar Sudaili the Syrian Mystic… Pp. 6–9, 56–62; Banmstark A. Geschichte der syrischen Literatur. Bonn, 1922. S. 167, 350–351; Marsh F. Sh. The Book of the Holy Hierotheos ascribed to Stephen Bar-Sudhaile. Oxford, 1927. Pp. 222–232; Guillaumont A. Les ‘Kephalaia Gnostica’ d’Evagre le Pontique et l’histoire de l’origenisme chez les grecs et chez les svriens. Paris, 1962. Pp. 302–332; Pinggera K. All-Erlosung und All-Einheit: Studien zum, Buch des heiligen Hierotheos’ und seiner Rezeptdon in der syrischorthodoxen Theologie. Wiesbaden, 2002. S. 7–26; Brtms P. Stephanus bar Sudai//Lexikon der Antdken Christlichen Literatur. Freiburg u. a., 32002. S. 657–658. 1400 Daley В. E. What did «Origenism» mean in the sixth century?//Origeniana sextä Origene et la Bible/Ed. par G. Dorival et A. le Boulluec. Leuven, 1995. p. 627–638. 1401 Один из псалмов, приписываемых Бар Судайли, был издан Карлом Пинггерой: Pinggera К All-Erlosung und All-Einheit… S. 42–43. Другие тексты остаются неопубликованными.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Исследования. Hausherr L. Spiritualité Syrienne: Philoxène de Mabbog en version Ffrangaise. OCP 23 (1957). P. 171−185 ; Gribomont J. Les hom eues ascétiques de Philoxène de Mabbog et L " Écho du M Essauanism E OS 2 (1957). P. 419−433. 3. Послания. Сохранилось шестнадцать посланий, в которых речь, главным образом, идет об аскетике и догматике. Древность рукописей и исторический контекст полностью доказывают их подлинность. 1). Послание к императору Зинону: Three Letters of Philoxenus, Bishop of Mabbogh (485−519): being the letter to the monks, the first letter to the monks of Beth-Gaugal, and the letter to Emperor Zeno, with an English translation, and an introduction to the life, works, and doctrine of Philoxenus. Ed. A. Vaschalde. Rome, 1902. P. 163–175 (с англ переводом: Ibid. P. 118−127). 2). Послание к монахам в Бет-Гангале: Three Letters of Philoxenus, Bishop of Mabbogh. Ed. A. Vaschalde. Roma, 1902. P. 146−163 (с англ. переводом: Ibid. P. 105−118). 3). Послание к Амидским монахам: Ed. F. Nau. ROC 14 (1909). P. 37−38 (с англ. переводом). 4). Послание к монахам из Телл-Адды: Ed. I. Guidi. Rend. Асе. Line. 12. Roma, 1886 (с ит. переводом). 5). Послание к монахам из Сенуна: рукопись Brit. Mus. Add. 14597 569 года. Philoxène de Mabbog. Lettre aux moines de Senoun. Ed. A. de Halleux. CSCO. Vol. 231 (Scr. Syri 98). Louvain, 1963. P. 98−99 (с фр. переводом). 6). Послание к неким монахам: Three Letters of Philoxenus, Bishop of Mabbogh. Ed. A. Vaschalde. Roma, 1902. P. 127−146 (с англ. переводом: P. 93−105). 7). Послание к священникам Аврааму и Оресту: Stephen Bar Sudaili. Ed. A. L. Frothingham. Leyden, 1886. P. 28−48 (с англ. переводом). 8). Послание к затворнику Патрикию из Эдессы: La lettre à Patricius de Philoxène de Mabboug. Éd. critique du texte syriaque et trad, française par René Lavenant. PO. T. 30. Fase. 5. Paris, 1963. P. 742−873 (с фр. переводом); частичное издание: St. Syr. T. IV. P. 90−93 (с лат. переводом: Р. 70−73). Старый греческий перевод, ошибочно приписанный Исааку Ниневийскому : Nova Patrum Bibliotheca. Ed. A. Mai. Vol. VIII. 3. P. 157−187.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

42 Dionysius of Alexandria, On the Promises 3; Origen, On First Principles 2.9.2; Eusebius, Hist. eccl. 3.28; 3.39; 7.24; Epiphanius, Panarion 77.38; Basil of Caesarea, Letters 263.4; 265.2; Gregory of Nazianzus, Letters 101.63-5; 102.14; Carminum liber 2.1.30; Gregory of Nyssa, Letters 3.24; and Jerome, Epistle 49. A complete list of Jerome " s many anti-chiliast statements is in Hellel Newman, " Jerome " s Judaizers " Journal of Early Christian Studies 9 (2001):421-52. Hans Beitenhard [ " The Millennial Hope in the Early Church, " Scottish Journal of Theology 6 (1953): 12-30 at 17] also mentioned the early church " s fight against Montanism and Marcionism as factors influencing its rejection of chiliasm. 43 Isidore of Seville, Book on Heresies, 9. PLS 4:1816; Beatus of Liebana, Twelve Books on the Apocalypse, Book 11, cited in Bernard McGinn, Visions of the End: Apocalyptic Traditions in the Middle Ages (New York: Columbia University Press, 1979, 1999), 78-9. 44 Согласно Сирийскому преданию, одна из форм хилиазма становится явной из творений Стефена Бар Судаили. A.L. Frothingham, Jr., Stephen Bar Sudaili the Syrian Mystic and The Book of Hierotheos (Leyden: Brill, 1886), 35-43. О том как хилиазм сохранился на Западе, Robert E. Lerner, " The Medieval Return to the Thousand-Year Sabbath, " in Richard K. Emmerson and Bernard McGinn, eds., The Apocalypse in the Middle Ages (Ithaca, NY: Cornell University Press, 1992), 51-71; Lerner, " Refreshment of the Saints: The Time After Antichrist as a Station for Earthly Progress in Medieval Thought, " Traditio 32 (1976): 97144. 45 Eugen Weber, Apocalypses: Prophecies, Cults, and Millennial Beliefs through the Ages (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1999), 41-60; Marjorie Reeves, The Influence of Prophecy in the Later Middle Ages: A Study in Joachimism (Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1993); Bernard McGinn, The Calabrian Abbot: Joachim of Fiore in the History of Western Thought (New York: Macmillan, 1985); William A. BeVier, " Chiliasm in the Later Middle Ages, " master " s thesis (Dallas Theological Seminary, 1955).

http://bogoslov.ru/article/4316332

Garitte, G. (ed.). Le Calendrier PalestinoGeorgien du Sinaiticus 34 (X е siecle) Subsidia Hagiographica 30, Brussels, 1958. Gerontius. Vita S. Melaniae Junioris: ed. Gorce, Vie de Ste. Melanie, S. C. 90, Paris, 1962. Geyer, P. Itinera Hierosolymitana, C. S. E. L. 39, Vienna, 1898. Gregory of Acragas Vita, P. G. 98, 549716. Gregory of Rome. Letters, ed. Ewald and Hartmann (2 vols.), 18919. Dialogues, ed. Moricca, Rome, 1924. Halkin, F. Bibliotheca hagiographica graeca (3 rd edition, 3 vols.), Subsidia hagiographica 8a, Brussels, 1957. Hesychius of Jerusalem. Opera, Я G. 93. См. К. Jussen , Die dogmatischen Anschauungen des Η. von J. (2 vols), 1931 and 1934. Hierotheus. The Book of the Holy Hierotheus, ed. and tr. Marsh, Text and Translation Society, 1928. См. также A. L. Frothingham, Stephen BarSudaili, the Syrian Mystic, Leyde, 1886. Historia Acephala. P. G. 26, 144350. Historia Monachorum in Aegypto, ed. E. Presuchen, Palladius und Rufinus (Glessen, 1897), pp. 197; A.J. Festugiere, Subsidia hagiographica 34, Brasseis, 1961. Латинская версия РуфинаЯ L. 21, 387462. Jerome. P. L. 2230. Letters, P. L. 22; C. 5. E. L. 546, 59 Vienna, 191018. Lives of Monks, Pachomian translations, polemical writings, De Viris illustribus, etc., P. L. 23. De Viris illustribus, ed. Richardson, T. und U. 14. 1, Leipzig, 1896. Chronicle, ed. Helm, G. C. S. 24 and 34 (1913:1926). См. F. Cavallera, Saint Jerome, sa vie et son aeuvre, Louvain, 1922. John Climacus. P. G. 88, 5961210; ed. Trevisan (в двух томах с переводом на итальянский), Corona Patrum Salesiana, ser. gr., 9, Turin, 1941; английский перевод, The Ladder of Divine Ascent, L. Moore and M. Heppell, Faber&Faber, 1959. John the Almoner. Leontius von Neapolis, Leben des heiligen Johannes des barmherzigen, Erzbischofs von Alexandrien, ed. Gelzer, 1893; Une Vie inedite de S. Jean l " Aumonier, ed. Delehaye, Α. B. 45 (1927); английский перевод см. Dawes and Baynes, v. supra. John Moschus. Pratum Spirituale, P. G. 87. 3, 28513116; P. L. 74, 119240; Th. Nissen, Unbekannte Erzählungen aus dem P. S., Β. Z. 38 (1938), 35176; французский перевод Rouet de Journel, S. C. 12, Paris, 1946. John of Nikiu. Chronicle, tr. R. H. Charles, London, 1916, from Ethiopic version, ed. Zotenberg, Paris, 1883, reprinted 1935.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Книга Иерофея Муравьев А. В. Сирийский исихазм как духовный феномен//Исихазм: аннотированная библиография/Под общей и научной редакцией С. С. Хоружего. М., 2004. Blum G. G. Vereinigung und Vermischung: Zwei Grundmoti-ve christlich-orientalischer Mystik//«In der Wolke des Lichtes“: Gesammelte Aufsatze zu Spiritualitat und Mystik des Chrisdichen Ostens/Hg. von K.l Pinggera. Erlangen, 2001. (Oikonomia 40). Daley В. E. What did «Origenism» mean in the sixth century?//Origeniana sextä Origene et la Bible/Ed. par G. Dorival et A. le Boulluec. Leuven, 1995. Frothingham A. L. Stephen Bar Sudaili the Syrian Mystic and the Book of Hierotheos. Leyden, 1886. Guillaumont A. Les ‘Kephalaia Gnostica’ d’Evagre le Pontique et Thistoire de l’origenisme chez les grecs et chez les syriens. Paris, 1962. (Patristica Sorbonensia 5). Hausherr I. L’influence du «Livre de saint Hierothee“//De doc-trina spirituali christianorum orientalium quaestiones et scripta I. Rom, 1933. Pp. 176–211. Marsh F. Sh. The Book of the Holy Hierotheos ascribed to Stephen Bar-Sudhaile (c. 500 A. D.) with extracts from the Prolegomena and Commentary of Theodosios of Antioch and from the «Book of Excerpts» and other works of Gregory Bar-Hebraeus/Syriac texts, edited from mss in the Brit. Mus. and the Harvard Semitic Museum, translated and annotated, with an introduction and indexes. Oxford, 1927 [переиздано фототипическим способом: Amsterdam: APA-Philo Press, 1979]. Pingerra K. All-Erlosung und All-Einheit: Studien zum ,Buch des heiligen Hierotheos’ und seiner Rezeption in der syrisch-orthodoxen Theologie. Wiesbaden, 2002. (Sprachen und Kulturen des Christli-chen Orients 10). Voobus A. History of Ascetism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Near East, III. Lovanii, 1988. Pp. 151–169. (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium 500; Subsidia 81). Widengren G. Researches in Syrian Mysticism: Mystical Experiences and Spiritual Exercises//Numen. 8, 1961. Pp. 161–198. Христологические споры V-VI веков

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

149 . По поводу статьи о Казанском собрании епископов (1885 г., т. 2). 150 . По поводу газетных споров о Феодосеевском безбрачии (1885 г., т. 2). 151 . По поводу газетных толков о расколе (1885 г., т. 2). 152 . Миссионерская деятельность среди раскола (1886 г., т. 1). 153 . Новые опыты изложения глаголемыми старообрядцами памятников старинной письменности (1886 г., т. 1). 154 . Несколько слов о «современном недоумении старообрядцев», заявленном в «Современных Известиях» (1886 г., т. 1). —561— 155 . Личный состав раскольнической иерархии в настоящее время (1886 г., т. 1). 156 . Еще о миссионерской деятельности среди раскола. (1886 г., т. 1). 157 . По поводу «постановлений» и «воззвания», изданных собравшимися в Казани архипастырями (1886 г., т. 1). 158 . Заграничная раскольническая литература. 1. Новые издания Карловича. 2. Поморские ответы, напечатанные в Мануиловском монастыре. 3. «Истинность» Швецова (1886 г., т. 1). «Старообрядцы». Зитуменос. Соч. Верховского (1887 г., т. 1). 159 . Несколько предварительных слов к «Изъяснению» смысла и значения порицательных отзывов о именуемых старых обрядах, и самое «Изъяснение» (1886 г., т. 1). 160 . Об источниках для истории Белокриницкой иерархии. Речь, произнесенная на диспуте 18 апр. 1874 г. (1886 г., т. 1). 161 . Заметки о прочитанном (1886 г., т. 2). 162 . Поездка в Гуслицкий Спасопреображенский монастырь (1886 г., т. 2). 163 . Известия и заметки (1886 г., т. 2). 164 . И. Ф. Андреев. Его жизнь и кончина. Самоуправство раскольников при его погребении (1886 г., т. 2). 165 . Памяти Η. В. Варадинова (1886 г., т. 2). 166 . Мои сношения с иезуитом о. Гагариным (1886 г., т. 2). 167 . Несколько слов о первом съезде противораскольнических миссионеров в Москве (1886 г., т. 2). 168 . К материалам для истории раскола (1886 г., т. 2). 169 . Письмо к одному священнику. На вопрос: необходимо ли перевенчивать обратившихся из раскола супругов (1886 г., т. 2). 170 . Движения у слободских старообрядцев (1886 г., т. 2). 171 . Письмо Т. И. Филиппова к редактору «Русского Дела» (1886 г., т. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Жития святых, составлены по четь-минеям и другим книгам Софиею Дестунис. С изображениями святых и праздников академика Ф. Г. Солнцева. СПб., 1886. Издание книгопродавца И. Л. Тузова//Там же. 26 апр. 17, часть неофиц. С. 288. Подпись: Η. П. Еще об иконописании//Там же. 16 авг. 33, часть неофиц. С. 518–519. Подпись: Η. П. [О порядке перенесения честных даров с жертвенника на престол. Разъяснение на заметку «Недоумение в церковной практике " ]//Там же. 11 окт. 41, часть неофиц. С. 637. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Руководство по литургике, или наука о православном богослужении, (применительно к программе для учеников духовных семинарий). Составил настоятель Желтикова монастыря арх. Гавриил (Голосов) . Тверь, 1886//Там же. 18 окт. 42, часть неофиц. С. 658–659. 334 Без подписи. [Библиографическая заметка:] Униатское богослужение в XVII и XVIII в. по рукописям Виленской публичной библиотеки. Исследование Η. Ф. Одинцова. Вильна, 1886//Там же. 1 нояб. 44, часть неофиц. С. 694. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Краткое обозрение богослужения православной церкви. Прот. Г. С. Дебольского. Изд. 4-е. СПб., 1886//Там же. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Руководство для участвующих в служении с архиереем литургии и для готовящихся к посвящению. Диакона Ф. Соколова. Изд. 4-е. Губ. г. Владимир, 1886//Там же. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Сборник церковных песнопений разных напевов употребляемых во владимирской епархии. Того же автора. Изд. 3-е. Владимир, 1886//Там же. Подпись: Η. П. [Ответ на заметку Н. Богословского «К вопросу о поминовении усопших " ]//Там же. 15 нояб. 46, часть неофиц. С. 729. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Объяснение божественной литургии, составленное священником В. Г. Антоновым для народных школ. Киев, 1886//Там же. С. 733. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Византийские церкви и памятники Константинополя Н. Кондакова . Одесса, 1886//Там же. 29 нояб. 48, часть неофиц. С. 773–774.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Параскеве, св. мц. Церковной печати: Акафист. М., 1881, 1889; СПб., 1860, 1866, 1894. Служба и акафист. СПб., 1862. Гражданской печати: Акафист. М., 1881, 1889; СПб., 1877, 1894. Петру и Февронии Муромским, свв. благоверным князьям Церковной печати: Акафист. М., 1885, 1900. Петру митрополиту, всея России чудотворцу, св. Церковной печати: Акафист. М., 1900. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу, при. Церковной печати: Служба и акафист. М, 1886. Покрову Пресвятой Богородицы Церковной печати: Акафист. Киев, 1856, 1860, 1861, 1864, 1865, 1867, 1873, 1875, 1876, 1878, 1879, 1881, 1883, 1884, 1885, 1886, 1888 2 ; М., 1848, 1849; СПб., 1847, 1848, 1853 2 , 1858, 1887 2 , 1891, 1894 2 . Служба и акафист. Киев, 1890, 1893, 1895, 1898, 1899; СПб., 1899. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1883 2 ,1886, 1887, 1891, 1893, 1894, 1897, 1900 2 . В собрании сочинений архиеп. Херсонского Иннокентия (Т. 8. СПб., 1874; Т. 10. СПб., 1901). Отдельное издание М. О. Вольфа. Пресвятой Богородице «Всех скорбящих Радосте» Церковной печати: Акафист. СПб., 1863, 1864 2 , 1865, 1866, 1868, 1869, 1871, 1872, 1881, 1883, 1885, 1887, 1890, 1893, 1896. Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы «Боголюбивая» Церковной печати: Акафист. М., 1886 2 , 1899. Пресвятой Богородице в честь чудотворной Ее иконы Владимирская Церковной печати: Акафист. М, 1886. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Иверской Церковной печати: Служба и акафист. Киев, 1888, 1892, 1896; М., 1864, 1868, 1875, 1881, 1886, 1889; СПб., 1861. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Казанской Церковной печати: Акафист. СПб., 1868 2 , 1869, 1871, 1872, 1881, 1884, 1886, 1890, 1893, 1897. Служба и акафист. М., 1883. Гражданской печати: Акафист. СПб., 1890, 1892, 1895, 1900. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы «Неопалимая Купина» Церковной печати: Акафист. М., 1888, 1899. Служба и акафист. М., 1883; Киев, 1884 2 , 1886, 1888. Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010