Филипп Шафф (протестант) Глава XIII. Церковная литература доникейской эпохи и биографические очерки об отцах Церкви §159. Литература I. Общие патриотические сборники Бенедиктинские издания, неоднократно выходившие в Париже, Венеции и т.д., – лучшие в своем роде, но они неудовлетворительно отражают современное состояние критики. Иезуиты (Petavius, Sirmond, Harduin) и доминиканцы (Combefis, Le Quien) также издавали труды некоторых отцов церкви. Эти и более поздние издания упомянуты в соответствующих разделах. Основные сборники трудов отцов церкви: Maxima Bibliotheca veterum Patrum, etc. Lugd. 1677, 27 tom. fol. Содержит менее объемные труды, и только в латинском переводе. A. Gallandi (Andreas Gallandius, ораторианин, умер в 1779): Bibliotheca Graeco–Latina veterum Patrum, etc. Yen. 1765–88, 14 tom fol. Всего 380 церковных авторов (на 180 больше, чем в Bibl. Max.), на греческом и латинском языке, с ценными диссертациями и примечаниями. Аббат Migne (Jacques Paul, родился в 1800, основатель ультрамонтанского издания V Univers religeux и католической типографии в Монруже, сгоревшей в 1868): Patrologiae cursus completus sive Bibliotheca universalis, intégra, uniformis, commoda, oeconomica, omnium SS. Patrum, Doctorum, Scriptorumque ecclesiasticorum. Petit Montrouge (близ Парижа), 1844–1866 (Gamier Frères). Самая недорогая и полная библиотека патристики, но изданная небрежно и часто неточно, доходящая до XIII века, 222 тома латинских авторов, 167 – греческих, репринт с бенедиктинского и других хороших изданий, с вступлениями, биографиями, диссертациями, дополнениями и т. д. Некоторые листы, уничтоженные пожаром 1868 г., были заменены. Пользоваться очень осторожно. Аббат Horoy: Bibliotheca Patristica ab anno MCCXVI usque ad Concilii Tridentini Tempora. Paris 1879 sqq. Продолжение издания Миня. Относится к средневековой истории. Новое критическое издание латинских отцов церкви было предпринято Венской Императорской Академией в 1866 г. под заглавием Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Первый том содержит труды Сульпиция Севера, ed. С. Halm, 1866; второй – Минуция Феликса и Юлия Фирмика Матерна, издатель тот же, 1867; Киприан – Härtel, 1876; Арнобий – Reifferscheid; Коммодиан – Dombart; Сальвиан – Pauly; Кассиан – Petschenig; Присциллиан – Schepss, etc. Пока 18 томов, 1866 – 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В сказании повествуется о знатном сарацине, отправленном дядей по какой-то надобности в город, где находился древний храм вмч. Георгия. Сарацин пожелал расположиться с вещами и прислугой прямо в храме, а также поместить там 20 верблюдов. Чудесным образом при входе в храм все верблюды пали замертво. Сарацин приказал выкинуть их трупы, но остался в храме и присутствовал на богослужении. Когда прихожане причащались, сарацин вместо вина и хлеба вдруг увидел кровь и части тела разрубленного младенца. В негодовании он обратился к священнику, к-рый объяснил ему, что так проявляется великая Божия милость, ведь даже священник не удостаивался такого видения. После наставлений и увещеваний священника сарацин пожелал принять св. Крещение, однако священник отказывался совершить таинство, поскольку боялся мести его дяди. Сарацину пришлось отправиться на гору Синай, где он крестился и углубился в изучение Псалтири. Спустя нек-рое время он принял постриг с именем Пахомий. После 3 лет пребывания на Синае он решил вернуться в родной город. Придя к дяде, он стал убеждать его принять христианство, но дядя, несмотря на радостную встречу, пытался заставить его отречься от христ. веры, обещая безбедную жизнь во дворце и предлагая вместо рубища золоченые одежды, но, видя твердость племянника, решил отпустить его. Однако др. сарацины не позволили Пахомию уйти: они схватили его и подвергли страшным мучениям, заставляя отречься от веры во Христа. Пахомий стойко перенес все истязания, до последнего момента поучая мучителей. В ночь его смерти жители города наблюдали знамение - над местом, где лежало тело мученика, с небес сошла звезда, и мн. видевшие это уверовали. Соч.: Sermo Historicus//ActaSS. Apr. Vol. 2. P. 583; Bibliotheca veterum Patrum/Cura di A. Gallandi. Venetiis, 1779. T. 13; PG. 100. Col. 1199-1212; Муретов С. Д. Сказание св. Григория Декаполита о чудесном видении одного сарацина, его обращении в христианство, подвижнической жизни и мученической кончине//ЧОЛДП. 1894. Март, Апр., Май, Июнь. С. 1-28 (отд. паг.) [с рус. пер. и вступ. ст.].

http://pravenc.ru/text/166830.html

Древнейшие из них отвечали научным требованиям, предъявляемым к текстуально-критическим изданиям, гораздо менее, чем древнейшие отдельные издания. Первым издателем большого собрания патристических произведений был delaBigne († 1589). Его Bibliotheca SS. Patrum (Paris, 1575–1579) обнимала в девяти томах (infolio) произведения более 200 богословских писателей Древности и Средневековья. Сборник давал главным образом такие документы, которые еще не появлялись в отдельных изданиях или были малодоступны; Греческие писатели здесь даны в Латинском переводе. Предприятие встречено было с большим сочувствием, вызвало к жизни значительно увеличенные и расширенные переработки и, наконец, по истечении столетия выросло в Maxima Bibliotheca veterum Patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum (Lyon, 1677), в 27-ми томах (infolio). Этой Maxima Bibliotheca ораторианец Andr. Gallandi († 1779) опять почти чрез сто лет противопоставил новое издание: Bibliotheca veterum Patrum antiquorumque scriptorum ecclesiasticorum в 14-ти томах (in folio). Разница между этими двумя изданиями заключается в следующем: Maxima Bibliotheca обнимает писателей до XVI века, а Bibliotheca Gallandi только до XII века; первая преимущественное внимание уделяет значительнейшим отцам Церкви, последняя выбирает главным образом менее значительных писателей с произведениями меньшего объема; первая дает Греческих писателей в Латинском переводе, вторая присоединяет и Греческий оригинальный текст. Gallandi дает произведения 380-ти авторов и в том числе hekomopыeinedima, но большею частью перепечатывает прежние издания, присоединяя обычно новые Введения, примечания и поправки в текст. Не было недостатка и в исследованиях и цельных курсах по истории Древне-церковной литературы. Правда, книга кардинала Роберта Беллярмина († 1621) Liber de scriptoribus ecclesiasticis (Roma, 1613) – от библейских писателей до 1500 года, дополненная иезуитом Phil. Labbé (Paris, 1660), является только продолжением работ древних номенклаторов; но за то совершенно новым по замыслу представляется громадный труд Сорбонского профессора L.E.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

699 Сборники диссертаций о сборниках канонов: Gallaudius, De vetustis canonum collectionibus dissertationum sylloge. 1779, 1790, I–II; Aug. Theiner, Disquisitiones criticae in praecipuas canonom et decretalium collectiones, seu sylloges Gallandianae dissertationum de vetustis canonum collectionibus continuatio, Romae, 1836. Кроме того: Richter, Beiträge zur Kenntniss der Quellen canonischen Rechts. Leipz. 1834; Wasserschleben, Beiträge zur Geschichte der vorgratianischen Rechtsquellen. Leipz. 1830. – Для восточной Церкви: Justellus, Codex canonum ecclesiae universae. Paris. 1610. (Bibliotheca juris canonici veteris, Paris. 1661, I, p. 1–96, перепеч. у Миня, s. 1. T. LXVII, col. 27–134), выходит из ложного предположения и сам составляет никогда несуществовавший кодекс. Petrus de Marca, De veteribus canonum collectionibus. Opera IV, p. 344 (тоже у Галланда). Consmanmius (Consmanm), De autiquis сапопит collectionibus. Praef. ad. Epist. romanor. pontif. (у Галл.). Doriatius (Donjat), Praenótionum canonicarum libri V, Paris, 1687 (третья книга, p. 281). Van Espen, Dissertationes de antiquis canonum codicibus (Commentarius in canones et decreta juris veteris ac novi, Coloniae Agrip. 1756, pars I, 1–39)/Petrus et Nieronynus De antiquis collectionibus et collectoribus canonum, в их издании Творений Льва Великого (S. Leonis Magni opera omnia, Venet. 1753–57, tom. III. у Галланда pp. 93–266 и y Миня, s. I, LVI, p. 11–352). (Spittler) Geschichte des canonischen Rechts bis auf die Zeiten des falschen Isidorus, Halle, 1778. Assemani, Bibliotheca juris orientalis civilia et canonici, Romae, 1762, I, p. 35 seq. Biener, Zeitschrift für geschichtl. Rechtswissenschaft, herausgegeben von Savigny, Eichhorn und Göschen, B. VII, Heft. 2. S. 148. Biener, De collectionibus canonum ecclesiae Graecae schediasma, Berol. 1827. Zachariae a Lingenthal, Historiae juris graeco. romani delineatio, Heidelb. 1839. Mortreuil, Histoire du droit byzantin, Paris, 1843–46. Biener, Das kanonische Recht der griechischen Kirche in Kritische Zeitschrift für Rechtswissenschaft und Gesetzgebungdes des Auslandes, herausgeg.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Подлинный расцвет издательской деятельности наступил в XVII веке. Важнейшим событием оказалось основание в Париже (1618) бенедиктинской конгрегации св. Мавра, выпустившей за сотню лет (1679–1778) тексты практически всех значительных христианских авторов, и латинских, и греческих (большая их часть впоследствии была воспроизведена в «Патрологии» Миня – см. ниже). Издания мавринистов отличались тщательной для того времени критической подготовкой, обширными комментариями и справочным аппаратом. То, что было сделано, представляется почти чудом, ибо целый ряд изданий не утратил своего значения вплоть до настоящего времени. Среди сотрудников конгрегации было немало выдающихся ученых своего времени, каковы Менар (Н. Menard † 1644), Д’Ашери (J.L. D’Achery, Dacherius † 1685), Котелье ( J.B.Cotelier † 1686), Мабийон Mabillon † 1707), Рюинар (Th. Ruinart † 1709), упоминавшийся выше (§2.2) Ле Нурри, Де Сен-Март (D. de Saint-Marthe † 1725), Де Монфокон (D. de Montfaucon † 1741), Маран (Р. Maran † 1762) и другие. Кроме мавринистов, весьма высокую издательскую активность проявили иезуиты Ле Дюк (F. Le Duc, Ducaeus † 1624). Болланд (J. Bolland † 1665), Гарнье Garnier † 1681), доминиканец Комбефи (F. Combefis † 1679) и некоторые светские ученые, например, Балюз (St. Baluze † 1718). Наиболее известными собраниями того времени являются издания Комбефи, Д’Ашери, Котелье, Балюза и Монфохона. «Библиотека» Де Ла Биня в результате многочисленных переизданий и дополнений превратилась в 22-томную Maxima Bibliotheca veterum SS. Patrum, которая даже на протяжении всего XVIII века оставалась самым обширным собранием текстов отцов церкви. Известную конкуренцию ему могло составить (прежде всего, в качественном отношении) собрание Галланди (А. Gallandi1779). Maxima Bibliotheca, посвященная наиболее крупным авторам, доходила до XVI века; собрание же Галланди заканчивалось на 1200 годе, но включало и менее известных авторов. Кроме того, если в Maxima Bibliotheca греческие тексты давались в латинском переводе, то Галланди поместил оригинальные тексты (всего 380 греческих и латинских авторов).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Таковы [издания] Комбефи (F. Combefis), Грабе (Grabe), Раут 129 (M.J. Routh). Когда издания умножились, то начали их переиздавать в сборниках. Первый опыт был сделан де-ля-Бинем (de la Bigne), сорбоннским профессором († 1589). Он издал в Париже в 1575–1579 гг. в 8 томах Bibliotheca veterum patrum [«Библиотеку древних отцов»], в которой помещены были произведения более 200 авторов древних и средневековых; причём греческие писатели даны были в переводе на латинском языке. Издание было встречено с сочувствием. В 1618–22 г. оно вышло снова в Кёльне в 15 томах с дополнением под названием Magna Bibliotheca, а в 1677 г. переиздано в расширенном виде в Лионе, в 27 томах под названием Maxima Bibliotheca. Через 100 лет на смену этому изданию явилось издание ораторианца Андрея Галланди (A. Gallandi,1779) Bibliotheca veterum patrum в Венеции (c 1765 г.) в XIV в.; оно выгодно отличается от Maxima Bibliotheca тем, что здесь даются оригинальные греческие тексты (с переводом) и некоторые неизданные сочинения, но доведено оно только до XII века (1200 г.), тогда как Maxima Bibliotheca доходит до XVI в. Полнейшее собрание творений святых отцов сделано французским аббатом Минем (J.P. Migne) († 1875), в его Patrologiae cursus completus собрание разделяется на две серии – греческую и латинскую. Греческая серия (series graeca) состоит из 161 тома (до Флорентийского собора 1439 г.) – Латинская (series latina) – из 221 томов (до папы Иннокентия III – 1216 г., то есть до начала XIII в.) Латинская серия (1844–1865 гг.) была издана раньше греческой (1857–1866 гг.). Издание Миня представляет большей частью перепечатку с прежних изданий, впрочем, лучших бенедиктинских, но, к сожалению, и оно не свободно от опечаток. В новое время издано также много авторов, предпринимавших подобные издания вновь. К таковым авторам относится префект Ватиканской библиотеки кардинал Анджело Маи 130 (A. Mai) († 1854). Его коллекция обнимает 40 томов. Издания эти в основном перепечатаны Минем. Для нас большее значение имеют издания (ок. 16 томов) другого кардинала – Питры 131 (J.-B. Pitra, 11889), возобновителя конгрегации св. Мавра (в Солемском монастыре, 1887). В этих томах содержатся многие до сих пор неизданные сочинения. Особенно важны первые 4 тома Analecta sacra.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИУПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Существовала в 1929-1935 гг. с названием Мариупольская и Мелитопольская, в мае-сент. 1943 г. с названием Мариупольская и Приазовская. История Мариуполя (в 1948-1989 Жданов, Украина) началась в 1778 г., когда в устье р. Кальмиус в Приазовье был заложен уездный г. Павловск, который в 1779 г. был переименован в Мариуполь. Город был создан для размещения переселенных из Крыма греков. В 1780-1786 гг. Мариуполь являлся резиденцией митр. Готского и Кафского (Готфийского и Кефайского) св. Игнатия (Газадини (Гозадино)) , возглавившего переселение христиан из Крыма в Россию; в 1779 г. святитель перешел в юрисдикцию Русской Церкви из К-польского Патриархата. 21 мая 1779 г. имп. Екатерина II подписала жалованную грамоту, согласно к-рой выходцам из Крыма даровались свободы и привилегии; в грамоте закреплялись положения указа императрицы Синоду от 14 марта 1779 г. об особых правах митр. Игнатия как автономного архиерея с экстерриториальной юрисдикцией над греч. переселенцами Приазовья и Причерноморья, к-рому предписывалось «состоять по смерть беспосредственно под Синодом». В 1779 г. был учрежден Мариупольский греч. у. Азовской губ., преобразованный 22 янв. 1784 г. в Мариупольский греч. округ, был создан Мариупольский греч. суд - орган, выполнявший адм., полицейские и судебные функции. В апр. 1780 г. митр. Игнатий переселился из Самарского Пустынного во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , где он жил в 1779-1780 гг., в устье Кальмиуса, где началось строительство Мариуполя. Первым храмом нового поселения стала каменная ц. во имя св. Марии Магдалины. В 1780-1782 гг. возводился главный храм Мариуполя - Харалампиевский собор, освященный митр. Игнатием 22 апр. 1782 г. (находился в черте Мариуполя, на территории совр. пос. Мирный). В нач. 80-х гг. XVIII в. в окрестностях Мариуполя по инициативе митр. Игнатия стал строиться муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, на к-рый собирались пожертвования во всех греч. поселениях края. После смерти свт. Игнатия в 1786 г. строительство обители прекратилось. Позже на месте мон-ря в здании «митрополитского (Игнатиевского) подворья» было размещено муж. Мариупольское ДУ с домовым храмом вмч. Георгия.

http://pravenc.ru/text/2562072.html

В 1777 году Преосвященный Антоний, Епископ Астраханский, учредил Семинарию в Астрахани, на содержание коей тогда же положено жалованья по 2.000 рублей; а в 1797 году – по 3.000 рублей. В 1778 году Преосвященный Амвросий, Епископ Севский, учредил Семинарию в Севске. В 1779 году положено на оную суммы по 2.000 руб., а в 1797 году – по 3.500 руб.; и оная переименована Орловской. В 1779 году Преосвященный Евгений, Архиепископ Славенский, учредил Семинарию Екатеринославскую в Полтаве; и тогда же по Именному Указу положено на содержание оной ежегодно по 2.000 руб., а в 1797 году – по 3.500 руб. и переведена оная в Новомиргород, а в 1804 году – в Екатеринославль. В том же 1779 году Преосвященный Михаил, Епископ Иркутский, учредил Семинарию в Иркутске и построил для оной каменный двухэтажный корпус. В том же 1779 году положено на содержание оной жалованья по 2.000 рублей; и в 1797 году – по 3.000 рублей. В том же 1779 году Преосвященный Феодосий, Епископ Тамбовский, учредил Семинарию в Тамбове, и тогда же положено на оную жалованья по 2.000 рублей, а в 1797 году – по 3.500 руб. К ней принадлежали училища: Луховское, Галичское и Макарьевское. В том же 1779 году Преосвященный Иоанникий, Епископ Олонецкий, учредил Семинарию Олонецкую в Александро-Свирском монастыре; и тогда же положено на содержание оной жалованья по 2.000 рублей. Семинария сия, по перенесению кафедры Викариев Новгородских в Хутынь монастырь, упразднилась. В 1784 году, Августа 27, Именным Высочайшим Указом велено во всех Семинариях обучать непременно и преимущественно Греческому языку, а Святейшему Синоду на убылые места, от избрания его зависящие, представлять успевших в сем языке преимущественно же пред прочими. В 1785, Мая 15, Именным Указом велено присвоить в Семинариях метод обучения народных училищ, и для того классические оных книги по Епархиям разосланы для преподавания в Семинарских классах. А дабы ввести сей метод, то способнейших учеников из Семинарий велено посылать в народные училища, где бы они, присмотревшись к образу учения, могли и в Семинариях таким порядком обучать.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1965. P. 27-28). В мон-ре Драгомирна хранится ок. 50 рукописей, представляющих собой культурное наследие Молдавского княжества, над к-рыми работали мастера из М. Со временем б-ка мон-ря была укомплектована новыми книгами, М. стал одним из культурных центров Молдавского княжества, в к-ром рукописи переводили с греческого на славянский (позже на румынский) язык и переписывали ценные книги, затем распространявшиеся по всему княжеству и за его пределами. В музее М. сохранились рукописи и старопечатные книги, иконы XVI-XVIII вв., воеводский трон Петру IV Рареша (XVI в.), вышивки времен св. Стефана III ( Nicolescu. 1965. P. 22-27). Среди старопечатных книг, принадлежавших М.,- 1-я печатная книга на молдавском (румынском) языке - «Казания» митр. Варлаама (Моцока) (Яссы, 1643), Октоих (Бухарест, 1774), Минея на окт. (Рымник, 1776), Антологион (Бухарест, 1777), Часослов (Яссы, 1777), Минея на нояб. (Рымник, 1778), Минея на дек. (Рымник, 1779), Минея на янв. (Рымник, 1779), Минея на февр. (Рымник, 1779), Минея на март (Рымник, 1779), Минея на апр. (Рымник, 1780), Минея на июнь (Рымник, 1780). В кафоликоне М. хранятся мощи и частицы мощей свт. Василя Великого, мч. Харалампия, мч. Мины, мч. Трифона, свт. Нифонта, св. Нектария, св. Олимпиады, вмч. Пантелеимона и сщмч. Антима Ивиряну. Ист: DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 23. N 16; P. 38-39. N 27; P. 420-421. N 4; P. 62-63. N 43; Ureche Grigore. Letopiseul rii Moldovei de la Drago-vod pân la Aron-vod//Letopiseul arii Moldovei/Îngrijirea textelor, glosar i indici: T. Celac. Chiinu. 1990. P. 30-31. Лит.: Калужняцкий Е. Кирилловское письмо у румын. Пг., 1915. (ЭСФ; Вып. 4.2); Iorga N., Bal G. Histoire de l " art roumain ancien. P., 1922; Bal ., Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1958; V t ianu V. Istoria artei feudale în rile Române. Bucur., 1959. Vol. 1: Arta în perioada de dezvoltare a feudalismului. P. 309-311; idem. Pictura mural româneasc în veacurile XIV-XVI. Bucur., 1965. P. 29-33 (на румын. и фр. языках); Zugrav I. Trei manuscrise liturgice de la episcopul Efrem al Rduilor//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. 1963. An. 39. N 7/8. P. 456-460; Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1967; Grigora N., Capro u I. Biserici i mnstiri vechi din Moldova pân la mijlocul secolului al XV-lea. Bucur., 1968; N stase D. Arhitectura//Istoria artelor plastice în România/Ed. G. Oprescu. Bucur., 1968. Vol. 1. P. 180-188; Bal . Câteva date noi despre mnstirea Moldovia//Buletinul Monumentelos istorice. Bucur., 1971. An. 40. Vol. 3. P. 85-86; Cantacuzino Gh. Vechea mnstire a Moldovia în lumina cercetrilor arheologice//Ibid. P. 79-84; Bogdan D. P. Paleografia româno-slav. Bucur., 1978. P. 86, 118-119, 249, 259, 271-272; Cereteu I. Biserici i mnstiri din Moldova: Secolul al XIV-lea i prima jumtate a secolului al XV-lea. Brila, 2004. P. 50-52; Mitric O. Cartea româneasc veche în judeul Suceava: Catalog. Suceava, 20052. И. Черетеу Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564046.html

Когда была упразднены (1779) эти города, то села к ним принадлежавшие, были распределены между Бирючем и Ливенском. В 1797 г. Ливенск был обращен в село и большая часть Ливенского уезда была причислена к Бирючу, а остальная к Валуйкам. Бирюченск населился (из Усерда) в конце XVII века; Верхососенск в 1637; сначала был пограничным острогом, а за тем городом, до 1779 г. и имел свой уезд; к этому селу относятся старинные деревни Завальская, Голопузова и Остроухов; на юге от Верхососенска с. Раздорное (ок. 1650 г.); в 3 верстах от Раздорного с. Гредякина; Усерд на северной стороне р. Тихой Сосне при впадении в нее Большого Усерда (построен в 1641 и был городом до 1779 г.); в 13 верстах от Усерда с. Прилепы (XVII в.); по левую сторону Большого Усерда с. Верхнее-Покровское, к нему деревни Бабкина и Прутки; в 2 верстах от Верхнего Покровского с. Нижнее-Покровское и Сорокино, деревни Орепьевка и Иловская. Подсередное в 10 верстах от Усерда (на восток), Плоское в 4 верстах от Подсередного; в 4 верстах Иловского Глуховское. Ольшанск построен в 1645 г. на р. Тихой Сосне, был городом до 1779 г., с. Жатренка в 8 верстах от Ольшанска, Рипенка в 7 верстах от Ольшанска; по правую сторону р. Оскола с. Афонькино, по левую сторону Оскола дер. Заломная; на правому берегу Оскола: Лубянка, Старосельцево, Осколище (из этого села была перенесена церковь в с. Пятницкое), Хмилевое, к этому селу принадлежать деревни Шумилина, Юрьева, Басова, Угловая, Тимонова, с. Фощеватое (в 4 верстах от Хмелевого), Старопузино (в 2 верстах от Фощеватого), деревни Новопузино, Лазоренная; в XVII веке населились слобода Алексеевка с слободами и хуторами, к этой слободе относившимися; с. Татарино.__ На югозападной оконечности Воронежского края лежит Валуйский уезд. Главная река этого уезда Оскол. Она получает начало в Старооскольском уезде, проходит часть Бирюченскаго, потом протекает Валуйский уезд и впадает в Харьковскую в р. Северный Донец. В своем течении по Бирюченскому уезду Оскол принимает в себя в правую сторону р.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010