Но не успел грек написать ни одной иконы, как уже написал Царю челобитную, где «выезжий работник» царский «иконописец греченин Апостолка Юрьев» просил Государя сравнять его относительно жалованья против «иных», его (Юрьева) «братии выезжих гречан» и назначить содержание приехавшим с Юрьевым его пломяннику и человеку, чтобы им всем троим, живя на одно только Апостола Юрьева жалованье, «голодною смертью не умереть». Просил также грек назначить ему и конский корм: «Конского корму, – писал Юрьев, – ничего мне «не указано, а у меня кляча есть». Вследствие этой челобитной, 21 января состоялся Царский указ о прибавке Апостолу Юрьеву жалованья по десяти денег на день на его племянника и человека, а 22-го января пожалована невзачет («в приказ») полтина. Только кляча, кажется, осталась без Государева жалованья, по крайней мере, о назначении ей конского корма от Царя нет указаний в документах бывшего Архива Оружейной Палаты, являющихся для нас пока единственным источником сведений о службе Апостола Юрьева при Московском Дворе. 6-го февраля Юрьев принес в Оружейный Приказ оконченную им первую икону «Спасов образ Вседержителя», а 7-го марта осталные две из заказанных. 9 января – иконы Покрова Богородицы и Преображения Господня, а также и ещё одну – Евстафий Плакида. Все эти иконы были «писаны на красках». 10-го марта окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово приказал иконописца Апостола Юрьева «по прежнему» отослать в Посольский Приказ, куда грек и был доставлен 14 марта приставом Алешкою Деменьевым. 27-е марта было решающим судьбу грека Апостола Юрьева: в этот день было пришествие Государя в Оружейный Приказ. Царь обратил внимание на произведения кисти Юрьева и указал взять «в Верх за собою, Великим Государем» паписанные Апостолом четыре иконы, а на следующий день, «по Государеву именному указу окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово приказал иконописца Апостола Юрьева по прежнему взять из Посольского Приказа в Оружейный Приказ, а приказать ему написать в Оружейном Приказе Спасов образ сидящего на престоле, по стороне Пречистая Богородица, да Предтеча Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Родился в 1873 году в семье протоиерея Троицкого собора г.Вельска Вологодской епархии. Обучался в Вологодской духовной семинарии. В 1893 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и I января 1899 года назначен на должность миссионера-проповедника Вологодской епархии. 9  марта 1908 года пострижен в монашество, 15 авг. рукоположен во иеромонаха и 13 окт. того же года назначен исполняющим должность настоятеля Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 20 дек.1908 года утвержден в должности Вологодского епархиального миссионера. 22 марта 1909 года возведен в сан игумена и 9 сент. назначен членом епархиального училищного совета. 5 июля 1910 года возведен в сан архимандрита. 5 апр.1911 года – благочинный 2-го округа монастырей епархии. 10  марта 1913 года хиротонисан во епископа Измаильского, вик. Кишиневской епархии. Хиротония состоялась в Воскресенском соборе г.Вологды. Чин хиротонии совершали: архп. Ярославский Тихон, еп. Кикон, член Свящ.Синода; Александр, еп. Вологодский; Алексей, еп. Великоустюжский; Антоний, еп. Вельский и Амвросий, еп. Михайловский. С 13 ноября 1914 года – епископ Прилукский, вик. Полтавской епархии. Полтавским викарием пробыл около трех лет. 16 окт.1917года назначен еп. Старобельским, вик. Харьковской епархии. 17/30 мая 1918 года поручено временное управление Харьковской епархией. Умер в конце 1918 года от тифа, а по другим сведениям – в 1921 году. Был постоянным сотрудником журнала «Слово”. Труды: “Речь, произнесенная 9 марта 1913 года в Крестовой церкви Вологодского архиерейского дома при наречении его во епископа Измаильского, второго викария Кишиневской епархии” «Приб. к «ЦБ» 1913, 12, стр.522–524. „B дар ХРИСТУ». Сергиев Посад, 1917. Литература: «Церк.Вед. " 1913, стр.66. -“- 1914, 47, стр.538. -“- 16, стр.140. -“- 1917, стр.402. -“- 1918, 21–22, стр.163. «Приб.к «ЦВ» 1913, стр.522–524. -“- 1918, 7–8, стр.327. ФАМ II, 62, стр.2. «Наречение и хиротония настоятеля Вологод. Спасо-Прилуцкого монастыря архим. Неофита во епископа Измаильского, 2-го вик. Кишиневской епархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Певцы : «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы : «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь. Певцы – ирмос 2-го трипеснца, глас 5-й: «Видите, видите…». Во вторник на 2-й песни положены два ирмоса: один (2-го гласа) – в начале, второй (5-го гласа) – на катавасию. Следующие песни канона, с 3-й по 9-ю, исполняются как в понедельник. По 3-й песни – седален сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, глас 1-й (мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии). Примечание. Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди) . Светилен во вторник имеет окончание: «…молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя». На «Слава» и «И ныне» окончания те же, что и в понедельник. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Предстательство всех…». Прочее – как в понедельник. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник. На 1-м часе – кафизма 13-я; на 3-м часе – кафизма 14-я; на 6-м часе – кафизма 15-я; на 9-м часе – кафизма 16-я. На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 4-й: «Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой»; стих: «Глаголы моя внуши...». 2-й прокимен, глас тот же: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене»; стих: «Помилуй мя, Господи...». Изобразительны. Подробное изложение порядка богослужения изобразительных и вечерни см. 22 февраля. Кондаки на изобразительных: В храме Господском – кондак храма, кондак дня, кондак сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дня, кондак сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – кондак дня, кондак храма, кондак сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-08/

Следующий пункт нашей поездки – усадьба Гончаровых, но не родственников автора «Обломова» и «Обрыва», а тещи А.С. Пушкина – Натальи Ивановны Гончаровой. Александр Сергеевич часто приезжал к ней в гости. И мы, пользуясь случаем, осмотрели место связанное с жизнью великого нашего поэта. На территории усадьбы находиться церковь, освященная во имя великомученицы Екатерины, мы ее тоже осмотрели. Волоколамский район известен и своей военной историей. По пути в сам город мы заехали к мемориалу, посвященному знаменитой Панфиловской дивизии. В Волоколамске мы осмотрели исторический центр – древний кремль, на территории которого находятся два собора, к сожалению, превращенные в краеведческий музей.Пропев тропарь святителю Николаю, в честь которого один из соборов был освящен, мы отправились в обратный путь – в семинарию. Сергей Никитин студент 2-го курса 19 марта 2009 г. Рейтинг: 6.8 Голосов: 21 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Комментарии Владислав 13 марта 2010, 13:00 Хочу поправить. В село Ярополец, в усадьбу Гончаровых поэт Пушкин приезжал не часто. Он был в гостях у тёщи всего лишь два раза - в 1833 и 1834 гг. Зато я бываю там каждую неделю. В том самом усадебном Екатерининском храме я регентую. Наталия и Анна 24 марта 2009, 22:00 Дорогой Сергей! Очень понравился стиль вашего изложения: строгий, классический, выдержанный. Рассказ написан хорошим литературным языком. Вместе с Вами мы как будто посетили Волоколамскую обитель и соприкоснулись с ее святынями. Особый лиризм вашему рассказу придала фотография, надеемся " не простого дубка " , который, наверное, не случайно попал в ряд достопримечательностей монастыря. Рады за семинаристов, которые имеют возможность быть ближе к истории нашей Церкви и совмешать " приятное с полезным " . Александр 21 марта 2009, 12:00 Одной из замечательных форм обучения в Сретенской семинарии являются паломнические поездки по святым местам в рамках учебного процесса. Таким образом, ребята могут в буквальном смысле прикоснуться к истории своей страны, сотканной великими Христовыми подвижниками. Это очень важный элемент учебного процесса, так как семинаристы не только слушают и запоминают в лекционном курсе теоретический материал, но и созерцают, переживают, приобщаются к прочитанному преподавателем событийному ряду. Вот и на сайте семинарии мы встречаем замечательные отзывы учащихся.

http://pravoslavie.ru/29706.html

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего…», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя…». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 21 февраля). На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прп. Георгия, еп. Мелитинского (с 7 апреля). Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне (в понедельник вечера) – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 1-й и глас 3-й – 3, и мучеников, глас 2-й – 3 (см. в Минее 9 марта). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Терпяще настоящая…» (см. первую стихиру Минеи), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…». Вход с кадилом. «Свете Тихий» . Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «О Бозе похвалимся весь день...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Помяну имя Твое…», со стихом) и чтение трех паримий мучеников (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»). (Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 6-й: «В песнопениих восхвалим...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). «Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе певцы поют – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Гавриилу вещавшу...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-21/

Указом Московской духовной дикастерии от 22 янв. 1725 г. к О. З. м. были приписаны ржевский в честь Рождества Христова жен. мон-рь и Преображения Господня на Рогоже жен. мон-рь (Пелагеина пустынь) близ Осташкова ( Успенский. 1890. С. 19). В результате прошений насельниц Пелагеиной пуст. она в итоге была отдана под начало игумении О. З. м., но не упразднена (в 1764 упразднена, храм обращен в приходский). При введении в 1764 г. монастырских штатов О. З. м. отнесен к обителям 3-го класса. В 1844-1868 гг. и с 1888 г. в О. З. м. действовал приют для бедных девиц из духовного сословия (в разное время в нем проживали от 9 до 18 чел.). Во время грандиозного пожара в Осташкове, 8 июня 1868 г., комплекс мон-ря значительно пострадал: практически все деревянные строения были уничтожены, почти полностью выгорели внутри храмы обители. Лишь благодаря крупным частным пожертвованиям мон-рь удалось достаточно быстро восстановить. Важнейшую роль в этом сыграла супруга городского головы П. И. Савина (урожд. Куликова, в 1-м браке Орлова; 1815-1900). В нояб. 1918 г. для проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в Осташкове организована комиссия при уездном ЦИК ( Глафирова. 2017. С. 74). В мон-ре в нач. 20-х гг. XX в. были созданы община (включала 147 монахинь и 49 мирян; преобладали насельницы, прожившие в О. З. м. 35-50 лет (Там же)) и трудовая коммуна. Еще до окончательного закрытия обители в настоятельском корпусе разместился детский приют (67 воспитанниц и 17 служащих), часть келий была отдана под жилье для рабочих и служащих (впосл. т. н. Рабочий городок) (Там же. С. 79). В 1928 г., после закрытия Вознесенского собора, О. З. м. прекратил существование. Насельницы и настоятельницы обители Первой игуменией обители в 1673 г. была избрана Евпраксия (Волговская), проживавшая в Пелагеиной пуст. 22 марта 1674 г. она получила благословение митр. Сарского и Подонского Павла и была возведена в сан игумении (Ист. записка. 1852. С. 12; Успенский. 1890. С. 10; возглавляла обитель до 1691). Ее преемницы: игумении Пелагия (со 2 июня 1691), Сусанна (с 5 авг. 1696 (Ист. записка. 1852. С. 19) или 6 авг. 1697 ( Успенский. 1890. С. 64)), Неонилла (1701-1722), Дорофея (1722-1724), Евфимия (Шатилова; 8 янв. 1725 - 1 марта 1750), Олимпиада (Пожогина-Отрошкевич; 1750-1757, 1759 - 24 авг. 1794), Евпраксия (Шишмарёва; 11 дек. 1794 - 1812), Евстолия (Мартинова; 20 февр. 1812 - 1837), Мария (Игнатьева; 1837-1849), Агния (Толстая; 1849-1881), Ольга (Жуковская; 1881 - 15 авг. 1887) (Там же. С. 64-67), Антония (Ушакова) (1887-1891), Аполлинария (Банина; 1891-1894), Еликонида (1894-1911), Маргарита (1911 - не ранее 1917). Последней настоятельницей мон-ря стала игум. Екатерина (Дюкова; не ранее 1917 - 1928), обвиненная в 1931 г. в контрреволюционной деятельности и высланная на 3 года в Казахстан (ее дальнейшая судьба неизв.).

http://pravenc.ru/text/2581651.html

Состав: 1) псалтырь (1–131), начинается 24-м псалмом; за библейскими песнями следует молитва: «Многомилостиве прещедре Господи, рекый: просите и приимете (130); на лл. 130 об.–131 «толк о неразумных словесех»; 2) частник имеай службу нощную и дневную по уставу иже в Иерусалиме лавры святаго преподобного и богоносного отца нашего Саввы (131 об.–204 об.): последования: полунощниц: вседневной (131 об.–139 об.), субботней (139 об.–140 об.), воскресной (140 об.–149); утреницы с 1-м часом (149–160 об.), часов и чина изобразительных (160–176 об.); здесь же «Блаженны» воскресные 2-го гласа, «по вся дни и по вся субботы 4-го гласа» с апостольскими и евангельскими чтениями; последования: по окончании трапезы (176 об.–178), вечерни (178–181), повечерниц: великой (181–194 об.); обычной (195–196), малой (196); тропари воскресные на 8 гласов (197–200); тропари, богородичны и кондаки дневные (200–202); «богородичны и крестобогородичны ихже глаголем на слава и ныне по тропари святого по гласу» (202–203 об.); 3) вопрос о сшествии Святого Духа (204), т. е. известное объяснение иконы. Начало: «Еже что есть человек старостию одержим в месте темьне»; 4) последование церковного пениа и сбрание вселетного устава святых отец правила, имеай тропаря и кондакы Господским праздником Христовым и Пречистей Его Матери и нарочитым святым и прочим имже поется Бог Господь и имже аллилуия от месяца сентября до месяца августа (207–298 об.). Из русских и славянских святых в месяцеслове указываются следующие: сентября 5 – князь Глеб, сентября 9 и 19 – Федор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 16 – Киприян митрополит; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Федор; сентября 25 – Сергий Радонежский; сентября 27 – Савватий Соловецкий; октября 28 – Арсений Сербский; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион Меглинский; октября 29 – Авраамий Ростовский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 и августа 24 – Петр митрополит; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симен Сербский мироточец; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский; марта 31 – Иона митрополит; апреля 17 – Зосима Соловецкий; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 9 – Кирилл Белозерский; июля 8 – Прокопий Устюжский; июля 15 – князь Владимир. Из русских праздников Богородичных отмечены: Покров Богородицы; Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде – ноября 27 и Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы – июня 23 и августа 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пётр Григорьевич (рождение 25 марта 1712 † 20 августа 1773), действительный тайный советник, сенатор и святого Андрея кавалер; муж отличного ума и превосходный дипломат, был посланником при дворах: Датском, Прусском и Великобританском и послом при французском дворе; от брака с графинею Екатериною Андреевною Ушаковою (рождение 22 октября 1715 † 25 сентября 1779), он имел двух дочерей: графиню Дарию Петровну (рождение 1738 † 1802), за фельдмаршалом графом Иваном Петровичем Салтыковым, и графиню Наталию Петровну (рождение 1741 † 1837), за бригадиром князем Владимиром Борисовичем Голицыным. Граф Григорий Григорьевич служил бригадиром и скончался в 1750 году, на 34-м от рождения. Граф Захарий Григорьевич (рождение 18 марта 1722 † 29 августа 1784), один из самых умных, самых образованных и самых почтенных людей своего времени, прославился и на поприще военном и на поприще гражданском. Он служил, при Императрице Елисавете Петром, генерал-поручиком, и отличился в семилетнюю войну; при Петре III был генерал-аншефом; при Екатерине Великой фельдмаршалом, кавалер святого Андрея, святого Владимира I степени, и прусского ордена, первого орла; президентом, военной коллегии, потом генерал-губернатором новоприсоединённой Белоруссии, и наконец главнокомандующим в Москве. Не имел детей от брака с фрейлиною Анною Родионовною Ведал (рождение 1744 † 9 июля 1830) он оставил младшему брату своему им учреждённый, 2 января 1774 года, известный Чернышевский майорат. Граф Иван Григорьевич (рождение 24 ноября 1726 † 12 февраля 1797) находился, при Екатерине Великой, генерал-аншефом, кавалер святого Андрея и святого Владимира I степени, и первоприсутвтвующим в адмиралтейств-коллегии; а до восшествии на престол Императора Павла Петровича, пожалован президентом сей коллегии, с чином генерал-федьдмаршала по флоту; женат был два раза: на Елисавете Осиповне Ефимовской (рождение 15 апреля 1734 † 7 октября 1755); и на Анне Александровне Исленьевой († 1794); от 2-го брака имел сына Григория и двух дочерей: графиню Екатерину Ивановну, за действительным тайным советником Фёдором Фёдоровичем Вадковским, и графиню Анну Ивановну († 1817), за тайным советником Александром Алексеевичем Плещеевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

С сентября 1916-го до 28 февраля 1917 года владыка Фаддей – епископ Владикавказский. Епископ Фаддей был переведен на Владикавказскую кафедру в связи с болезнью епископа Антонина (Грановского). Каждый день после службы он приносил больному Архиерею просфору и святую воду и подолгу утешал его, сидя у кровати. Когда тот заговорил о своей скорой смерти, владыка Фаддей ответил: «Вам бы, Владыка, надо послужить литургию, причаститься, и выздоровеете», взял его за руку и поднял с постели. Утром епископ Антонин поехал в собор, отслужил литургию, причастился – и выздоровел. В 1919–22 годах епископ Фаддей – временно управляющий Волынской епархией. После того как архиепископ Евлогий (Георгиевский) оставил Волынскую епархию и уехал за границу, он стал правящим архиереем Волынской епархии. Ему пришлось терпеть много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти. В ноябре 1921 года Владыка был арестован Волынской губернской ЧК и заключен в тюрьму в городе Харькове. 25 февраля 1922 года Всеукраинской ЧК был обвинен как «участник повстанческого движения на Волыни». Приговор: «Выслать в распоряжение патриарха Тихона с правом жительства только в одной из северных губерний РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в ЧК». Заключение начальника секретного отдела Волынской ГубЧК: «Епископ Фаддей как высшее духовное лицо в Волыни, действовавший, безусловно, во вред советской власти, ни в коем случае не может быть возвращен на Волынь. Со своей стороны, считал бы его политически неблагонадежным, как находящегося на Волыни более 15 лет и пользующегося большим авторитетом у местного населения, выслать из пределов Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК». 9 марта 1922 года Владыка был освобожден из тюрьмы и выехал в Москву. В Москве встретился со Святейшим Патриархом Тихоном. Из Москвы не мог выехать до получения дела из Харькова и рассмотрения его в ГПУ. С марта по сентябрь 1922 года проживал в Москве, в Свято-Данииловом монастыре. Подвизался вместе с единодушной ему братией обители, с епископами-исповедниками. Даниловский братский духовник, преподобноисповедник Георгий (Лавров), келью которого любил посещать владыка Фаддей, называл его «всеблаженным архиереем». Часто служил Владыка на Валаамском подворье. Принимал деятельное участие в работе Священного Синода при Патриархе. Вместе с митрополитами Агафангелом (Преображенским) и Кириллом (Смирновым) составил документ о новых раскольниках – обновленцах, в котором было сказано, что «Живая Церковь » не есть Церковь Христова, но церковь воров и разбойников; церковь инквизиторов, ибо властители ее управляют не словом любви и убеждения, а террором и насилием.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню . Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Ср.: Типикон, 1 февраля, 2-я Маркова глава. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 6-й: «Отче Благий…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397, 417). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405. 8 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010