Священнослужители церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила села Гавриловка: 1. 1870-1874 гг. Соловьёв Михаил, священник. 2. Кондалинцев Сергей, дьякон. 3. Соколов Авксентий, дьякон. 4. 1874-1876 гг. Соловьёв Михаил, священник. 5. Цветков Дмитрий, священник. 6. Скворцов Иван, иерей. 7. Соколов Авксентий, дьякон. 8. с 1877-1890 гг. Цветков Дмитрий, священник. 9. с 1888 г. Кандилинский Иван, священник. 10. с 1889 г. Жемчужный Александр, священник. 11. Соколов Авксентий, дьякон. 12. Соколов Михаил, дьякон. 13. с 1888г. Контуковский Иван, дьякон. 14. 1891-1898 гг. Жемчужный Александр (матушка Анна Ивановна и дочь Елизавета (родилась в 1887 г.)), священник. 15. Соколов Авксентий, дьякон. 16. 1898-1905 гг. Александрийский Пётр (матушка Анна Ивановна), священник. 17. Соколов Авксентий, дьякон. 18. с 1905 г. Стеклов Николай, дьякон. 19. 1905-1909 гг. Зимнинский Алексей, священник. 20. Покровский Алексей, священник. 21. Стеклов Николай, дьякон. 22. 1909-1911гг. Зимнинский Алексей, священник. 23. Смирнов Пётр, священник. 24. Следков Пётр, священник. 25. Стеклов Николай, дьякон. 26. 1911-1915 гг. Зимнинский Алексей, священник. 27. Ридасов Николай, дьякон. 28. 1915-1918 гг. Вишневский Владимир, священник. 29. Юдин Вениамин, псаломщик. 30. Губанов Павел, исполнял обязанности псаломщика. В 1867 г. в Гавриловке настоятелем церкви служит некий священник Введенский (ГСО. Ф.1. Оп.1. Д.1474. Л.7520). В октябре 1870 г. распоряжением самарского Епархиального Начальства в с. Гавриловку Бузулукского уезда на должность просвирни была назначена дьяческая жена Александра Крылова («Самарские епархиальные ведомости», 1870 г. официальная часть, стр. 536). Священник Михаил Фёдорович Соловьёв родился в 1830 г. в семье дьяка. 9 апреля 1850 г. посвящён в стихарь, рукоположен в сан дьяка и направлен на службу в село Загарино Сызранского уезда. 7 февраля 1851 г. Михаил Фёдорович переведён в село Пензино Сызранского уезда. 29 сентября 1855 г. переведён в село Александровку Николаевского уезда. 16 сентября 1859 г. переведён в село Зыково Бугурусланского уезда. 3 февраля 1860 г. переведён в село Федоровку Ставропольского уезда. 14 декабря 1860 г. переведён в село Костино Бузулукского уезда. Батюшка преподавал в местном сельском училище с 1868 по 1870 гг. 8 февраля 1870 г. отец Михаил рукоположен в сан священника и направлен на службу в село Гавриловку Бузулукского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=30874

Толстой, стр.47/366. РБС XI, стр.276, 277. Никандр(Феноменов Николай Григорьевич), митр.Ташкентский Родился 2 мая 1872года в семье священника Орловской епархии. Во время обучения в Киевской духовной академии 3 июня 1897 года пострижен в монашество, 10 апреля рукоположен во иеродиакона, а 15 авг. – во иеромонаха. В 1897 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Тульской духовной семинарии. 1900 год – инспектор Кутаисской духовной семинарии. 1901 год – инспектор Тифлисской духовной семинарии. С 21января 1902 года – ректор Тифлисской духовной семинарии в сане архимандрита. Указом от 19 мая 1905 года определен быть епископом Бакинским, но 2 июня того же года последовал иной указ о бытии ему епископом Кинешемским. 10 июля 1909 года хиротонисан во епископа Кинешемского, вик. Костромской епархии. С 15 фев.1908года – епископ Нарвский, вик. С.-Петербургской епархии. С 26 мая 1910 года в течение трех с половиной месяцев во время отпуска митр.Антония управлял С.-Петербургской епархией и заведывал Александро-Невскою Лаврою и Исидоровским епархиальным женским училищем. С 20 марта 1924 года – епископ Вятский и Слободской. Участник Свящ.Собора 1917/1918 гг. в Москве. В 1918 году – архиепископ Крутицкий. С 1920–1925 гг. епархией не управлял. С ноября 1929 года – митрополит Одесский. С 1927 года – митрополит Ташкентский и Туркестанский. Скончался 18 Февраля 1933 года в Ташкенте. Имел очень болезненный и дряхлый вид, несмотря на то, что ему всего 60лет. Имел пристрастие в этом возрасте к деньгам. Боялся, чтобы кто их не взял. Оратор, способный и даровитый человек. Труды: «Об автокефальности Грузинской церкви и церковной жизни в Грузии при Католикосах. (историч.справка). Тифлис, 1909. “Слово в день празднования 200-летия Александро-Невской Лавры 30 авг.1913 года». “Приб. к «ЦВ» 1913, 36, стр.1603. “Акафистпреп. Сергию Радонежскому”, 1928 год. Литература.: “Церк.Ведом.” 1905, 23, стр.286. -“- 1905, 28, стр.343–344. -“- 1908, 9, стр.45. -“- 1910, 24, стр.262, 263.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Семена Православия, посеянные святым Кукшей дали свои всходы. Благодаря проповеди святого к 15-му веку в землях вятичей Христианство прочно утвердилось и мирно сосуществовало с остатками язычества. В 1415 г. состоялось окончательное Крещение вятичей. К 18 – 19 векам в учрежденной Орловской епархии почитание святого Кукши начинает существенно возрастать. «В конце XIX века открывается ряд церковно-просветительских обществ и братств. Во Мценске создается братство в память священномученика Кукши. В 1872 г. вновь назначенный благочинный церквей г. Мценска И. С. Попов обратил внимание на каменную церковь Богоявления, располагавшуюся на кладбище у Стрелецкой слободы. По мере увеличения города она осталась без прихода и пришла в упадок. И. Попов 28 февраля 1876 г. создал при церкви братство священномученика Кукши. Его первым председателем стал военный врач Н. В. Уточкин. В 1894 г. в Синод отправляется депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика в Богоявленскую церковь. Несмотря на отказ, мцняне, при содействии Орловского епископа Мисаила, обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенос части мощей в г. Мценск. В Киево Печерской лавре заказывается икона из кипарисного дерева с изображением Кукши в облачении. В его правой руке находился покрытый слюдой ковчежец с мощами. Из Мценска за иконой отправился председатель совета братства архимандрит Иоасаф с сопровождением. 25 августа 1895 г. скорым поездом икона была доставлена в г. Орел. Там ее встречали епископ и члены братства. Икона была помещена в Троицкий храм Архиерейского подворья. Впоследствии такая же икона появилась в Болхове. В Киево Печерской лавре готовили и следующую икону для Орла, для Петропавловского кафедрального собора. Орловский церковно-археологический комитет, возникший в 1900 г. по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора, также избрал небесным покровителем Кукшу. В 1901 г. комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика в Орел. 27 августа 1905 г. комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Оно также избрало небесным покровителем св. Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 г. было установлено празднование памяти св. Кукши. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября). В 1909 г. общество вновь обратилось с просьбой о перемещении мощей священномученика в г. Орел. В 1912 г. с этой же просьбой безуспешно обращались в Синод и жители г. Мценска.

http://sobory.ru/article/?object=05536

Из Справочной книги по Томской Епархии за 1909-1910 г.г. стало известно, что в те годы в приходе служили: Протоиерей Гавриил Сергеевич Вишняков, 63 лет, окончивший курс во Владимировской духовной семинарии по 2 разряду, был учителем сельских школ с 1872 по 1873 г.г, рукоположен во священника 9 мая 1897 г., возведен в сан протоирея 7 января 1891 г., состоял катихизатором благочиния 14 округа, председателем Мариинских отделений епархиального училищного совета и братства св. Димитрия Ростовского, директором Мариинского тюр. комитета, наблюдателем церковно-приходских школ благочиния 9 округа, председателем противораскольнического комитета и миссионером благочиния 14 округа, помощником благочинного того же округа и благочинным церкви 9 округа с 23 марта 1889 г. по 5 июня 1898 г., состоит членом братства Св. Димитрия Ростовского; имеет награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест от Священного Синода и орден Св. Анны 3 степени, последнюю награду получил в 1906 г., на настоящем месте с 1898 г. Младший священник Иоанн Петрович Сидонский, 35 лет, окончивший курс в Томской духовной семинарии по 2 разряду, определен псаломщиком 11 октября 1896 г., рукоположен во священника в 1897 году, имеет награды: набедренник и скуфью, последнюю получил в 1907 г., на настоящем месте с 1910 г. Священник на месте штатного диакона Александр Никанорович Косманов, 30 лет, окончивший курс в Барнаульском духовном училище, определен псаломщиком 11 октября 1896 года, рукоположен во диакона 20 июня 1905 г. и во священника к сей церкви на штатное диаконское место 22 июня 1908 г.. Диакон на должности псаломщика Петр Афанасьевич Соловьев, 34 лет, из 2-х классного Барнаульского горного училища, определен псаломщиком 20 февраля 1896 г., рукоположен во диакона 27 марта 1899 года, на настоящем месте с 1909 г. В начале 20 в. Сретенская церковь города Бердска ещё стояла во всей своей красе и величии. Отстроенная после пожара заново, облачённая в камень, расписанная искусными мастерами, она была уникальной. Окружали храм околоцерковные постройки. В 1908 г. в Бердском селе было 4 министерских училища, два церковно-приходских училища и три школы грамотности. Купцом В. Гороховым была построена каменная часовня. Сретенскую церковь закрыли в 1939 г. (Постановление Президиума Новосибирского Облисполкома 2083 от 31 декабря 1939 г.), а потом её поглотили воды Обского водохранилища, на дне которого остался и старый город.

http://sobory.ru/article/?object=53161

При церкви действовала женская церковно-приходская школа, открытая в 1886 году и земское мужское общественное училище, действующее с 1872 года. Эти учебные заведения размещались в трёх зданиях. В приход входила деревня Александровка, где тоже функционировала церковно-приходская школа, образованная в 1907 году. Общее количество прихожан на 1896 год составило 5649 душ. Третий придел церкви во имя святителя и чудотворца Николая был построен в промежутке между 1896 и 1905 годами. Примерной датой можно считать 1901 год. Именно она встречается на кирпичах, используемых при строительстве придела. 9 февраля 1909 года член попечительства Казанской Заречной церкви мешанин В. Белов получил серебряную медаль на Станиславской ленте с надписью «За усердие». С течением времени число прихожан менялось: в 1905 году - 6416 человек, в 1912 - 7172 человека и в 1918 - 6916 человек. Причём, после гражданской войны и мужское, и женское население Пригородной слободы сократилось в равной мере. При церкви находилась библиотека, насчитывающая 40 томов книг, “одобренных святейшим Синодом и духовною цензурою” и “особо отведённые кладбища, вне села, обнесённые прочною деревянною оградою”. Начавшаяся после Октябрьской революции антицерковная политика государства не обошла стороной Казанскую Заречную церковь. Из городских церквей она действовала дольше всех, вплоть до 1939 года. После чего здание храма было приспособлено под машинно-тракторную мастерскую. В 1960-е годы была сломана часовня, здание церкви стало складом ПМК, на территории которого оказалась церковь. Из книги " Православные храмы Сердобска " (С. Маркин), печаталась по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета http://prigorodnoe.prihod.ru/istorija_prikhoda Казанская заречная церковь в городе Сердобске построена в 1874 г. на средства прихожан; каменная, крепкая, теплая. Престолов в ней, кроме главного, один, в приделе – во имя Архистратига Божия Михаила. Церкви принадлежат здания: каменная часовня в память в Бозе почившего Государя Императора Александра II, церковная сторожка, крытая железом, и деревянное здание, крытое железом, для помещения церковно-приходской школы.

http://sobory.ru/article/?object=21386

9 ноября 1899 года храм был освящён во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1900 году был утвержден его староста. Им стал стефанидинодарский крестьянин Иван Григорьевич Буцан. Затем, по указу Святейшего Синода от 26 февраля 1901 года, был открыт и самостоятельный приход Рождество-Богородичной церкви. Первым настоятелем храма стал Константин Иванович Духовской. В августе 1902 года его назначили священником церкви с казенным жалованьем 294 рубля в год. 30 ноября того же года Духовской был утвержден законоучителем Гостомиловского народного училища – вместо Гавриила Алексеева – священника села Круглого, пребывавшего в этой должности с 15 декабря 1901 года. 1 октября 1903 года заполнилось и вакантное псаломщицкое место, на которое был определен заштатный псаломщик Михаил Аристархович Биантовский. Он прослужил в Рождество-Богородичной церкви пять лет – 27 октября 1908 года его перевели в Варваринскую церковь села Карнауховки. Церковно-приходское попечительство храма было утверждено в апреле 1903 года. В его состав входило 17 человек. Новым псаломщиком стефанидинодарской церкви стал Григорий Феодорович Артеменко – выпускник второклассной школы, работавший учителем с 1905 по 1909 год. Он довольствовался казенным жалованьем, составлявшим 98 рублей в год. Просфорней церкви значилась Дарья Левицкая. Первый храм прослужил стефанидинодарцам около четверти века – в 1920-х годах он загорелся от удара молнии во время ночной грозы и огонь уничтожил церковь дотла. Однако усердием и стараниями прихожан на месте сгоревшей церкви была построена новая. Но и её время оказалось недолгим. В 1934 году было принято решение о закрытии этого храма, и постановлением Стефанидинодарского сельского совета от 2 октября 1938 года община верующих была ликвидирована. После прекращения религиозной деятельности здание церкви пустовало. Во время войны его разобрали, использовав материалы для строительства оборонительных сооружений. Вместо утраченной церкви в Стефанидинодаре с 1942 года действовал молитвенный дом. Его настоятелями являлись священник Трояновский Тихон Дмитриевич (с. 20.10.1943г. по 12.06.1952г.); иеромонах Антоний – Рогулин Алексей Григорьевич (с 17.06.1952г. по 02.09.1953г.); священник Парфененков Федор Данилович (с 07.09.1953г. по 16.02.1958г.); священник Прокопенко Стефан Григорьевич (с 29.04.1958г. по 08.06.1958г.) и священник Жилин Иван Николаевич (с 15.06.1958г.).

http://sobory.ru/article/?object=31321

Спустя две недели после событий, происшедших в Почаеве, все иерархи снова были приглашены в Варшаву, где их присутствие неожиданно объявили иерархическим Собором. На этом Соборе польский премьер-министр прочел правительственную декларацию, в которой предложил иерархам учредить автокефалию Православной Церкви в Польше. Вопреки протестам Преосвященных Елевферия и Владимира, автокефалия была принята как бы волей Собора, а на другой день автокефалисты из своего же состава образовали Синод. Недолго возглавлял митр. Георгий автокефальную Польскую Церковь . 8 февраля 1923 года он был убит Смарагдом, архимандритом-фанатиком. Труды: «Соборное послание Св. Ап. Иакова». Магистерская диссертация. Киев, 1901. «Стигматизация» (Богословско-психологический очерк) Харьков, 1905 «Избрание епископов в древней Церкви». Харьков, 1906. «Теория проф. А.П.Лебедева – о братиях Господних». Харьков, 1907. «Индивидуалистическое миросозерцание». Леонида Андреева. Харьков, 1909. Речь при отпевании Высокопреосв. Антония, митрополита С.Петербургского. «Приб. к «ЦВ» 1912, 45, стр.1825. Речь при вступлении на паству. «Приб. к «ЦВ» 1913, 28, стр.1305. Поучение новопостриженному иноку Иннокентию, студенту 2-го курса СПБ духовной академии (в мире Борису Димитриевичу Тихонову). «Рус.Инок», 1913, II,cmp.696–699. Слова, поучения и речи. Калуга, 1914. Отзыв проф. С.Зарина о словах и речах см. «Приб. к «ЦВ” 1914 , 34, стр. 1532. «Демонические болезни» (Богословско-психологический очерк). Калуга, 1914, см.также «Христ. Чтен.» 1912, июль-авг., стр.774. «Глоссолалия» ( I Kop.14:1–40 ). Богословско-психологический очерк. Калуга, 1915. Отзыв проф.С.Зарина об этом очерке см. «Приб. к «ЦВ» 1915, 44, стр.2279. Литература: «Церк.Вед.» 1906, 24, стр.323. -«- 1908, 6, стр.32. -»- 1910, 48, стр.441, 443. -«- 1911, 50, стр.416. -»- 1913, 21, стр.307. -«- 1917, 2, стр.13. -»- 1918, 17–18, стр.104. «Ж.М.П.» 1952, 2, стр.5 -«- 1953, 4, стр.35–36. -»- 1957, 9, стр.67–68. -«- 1960, 5, стр.47. «Изв. Каз. Еп.» 1913, 10, стр.341–342.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иван Косогоров. Родился в 1879 году в крестьянской семье на Владимирщине. Обучался вцерковно-приходской школе. 10 декабря 1903 года поступает в Зосимову пустынь. Поставлен на послушания переплетчика и каменщика. 21 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 23 марта 1911 года принял постриг. 6 января 1912 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание на клиросе и свечном заводе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Зосима Захар Кукса. Родился 1876 году в крестьянской семье Волынской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. Служил в армии. Запасной нижних чинов. 19 апреля 1901 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 9 марта 1910 года по увольнении военным начальством зачислен в указную братию. 7 апреля 1910 года принял постриг 4 мая 1914 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание кровельщика и на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Викентий Вавила Изветков. Родился в 1880 году в семье мещан города Меленкова Владимирской губернии. Окончил городское училище. 2 февраля 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание в портновской. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию. 23 марта 1911 года принял постриг. 15 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священно-служения несет послушание закройщика в портновской. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Ириней Иван Рахманов. Родился в 1882 году в крестьянской семье Московской губернии. Грамоте обучался дома. 6 января 1907 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 27 января 1913 года зачислен в указную братию. 15 марта 1913 ода принял постриг. 18 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание слесаря. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Фаддей. Федот Сальников. Родился в 1883 году в крестьянской семье Пензенской губернии. Грамоте обучался дома. 29 сентября 1905 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на скотном дворе. 5 июня 1909 года зачислен в указную братию. 12 марта 1914 года принял постриг. 26 марта 1917 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание просфорника и на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Виссарион

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9) Земли при церкви состоит: 132 дес. всего. 10) Качество церковной земли: луга находятся по речке Бакланке, а пахотная земля глинистая. 11) Средний доход ею приносимый: выгод от хлебопашества и скотины не получено. 12) Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: дома свои собственные, построены старанием причта в 1904 году, сторожка, дом церковно-приходской школы, все деревянные и амбар, псаломщик живет на квартире в соседней деревне. 13) Состояние домов: прочны и удобные. 14) Расстояние сия церкви от консистории 75 вер., от от Флоролаврского прихода в 23 в., от уездного города Грязовца в 35 вер., от Раменского волостного правления в 11 в. почтовый адрес: г. Грязовец, Раменское волостное правление. 15) Ближайшие к сей церкви: Богоявленская Раменская в 4 в., Николаевская Побережская в 7 в., Спасо-Преображенская Сеньговская в 9 в., есть препятствия - ручьи и речки. 16) Приписанные к сей церкви и часовни: нет. 17) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных: нет. 18) Опись церковного имущества заведена с 1841 года, проверена в 1894 г. 19) Приходно-расходные книги даны Вологодской духовной консисторией 29 сентября 1915 года. 20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1780 года. 21) В обыскной книге, выданной в 1912 году февраля 13 дня, за шнуром и печатию 22 писанных листа, 81 лист не писанных. 22) Исповедные росписи находятся в целости с 1780 года и хранятся в целости. 23) Книги, до церковного круга подлежащие все годны. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных 45 томов. 24) Церковные деньги 1300 р. в церковном казнохранилище. 25) Имеются в приходе школы: местная Баклановская церковно-приходская школа и Герасимовская земская в деревне Панове. 26) При церкви состоит старостой церковным: крестьянин Иван Прокопьев Буйлов, 44 г., который должность свою проходит с 1909 года. 27) Преосвященный в последний раз посетил приход в 1900 году. Послужные списки: Священник Николай Алексеев Верхушкин, 37 лет, сын умершего чиновника Вологодского окружного суда. […] 17 декабря 1900 г. определен, а 21 января 1901 г. рукоположен Алексием, епископом Володским и Тотемским, во священника к сей церкви. Диакон Сергей Иванов Чевский, 35 лет. 6 сентября 1898 г. назначен псаломщиком к Богоявленской Раменской церкви Грязовецкого уезда, 13 марта 1905 г. рукоположен в сан диакона, а 6 апреля 1909 г. по прошению Преосвященным Никоном перемещен на штатную должность диакона к сей церкви. […]Псаломщик Александр Иннокентиев Светлосанов, 38 лет. […] 4 октября 1908 г. перемещен к сей церкви на псаломщическое место.

http://sobory.ru/article/?object=59604

В 1909 году был организован Строительный комитет, состоявший из 17 человек, председателем которого стал владелец щёлковской суконной фабрики Александр Иванович Синицын. В число членов Строительного комитета 9 февраля 1909 года был включён священник Николай Любимов из Никольского храма села Жегалово. Началом истории Троицкого собора можно считать 31 августа 1909 года, когда жители быстро разраставшейся Щёлковской слободы обратились с прошением к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому), члену Правительствующего Синода, испрашивая благословения на постройку у себя нового каменного храма во имя Святой Троицы и разрешения выделиться из прихода села Жегалово, отстоявшем от слободы в трёх километрах, и в случае непогоды дорога к нему была затруднена, " почему многие остаются без удовлетворения религиозных потребностей " . Причиной создания нового храма также могла послужить нестабильная обстановка, увеличение беспорядков после первых революционных событий 1905-1907 годов и общее падение нравственности среди населения Мещанской слободы, о чём красноречиво свидетельствует то, что инициатором строительства стал полицейский урядник Павел Васильевич Стрижев. Необходимость строительства храма в прошении к Владыке обосновывалась и таким образом: " В наш век безверия отсутствие храма и священника в нашем торгово-фабричном районе пагубно отзывается на нравственной стороне населения, да кроме того, мы окружены раскольниками. Всё это побудило нас иметь у себя опору и утешение в храме Божием " . В дальнейшем комитет по постройке храма во имя Святой Троицы в селе Щёлково обратился к благочинному 3 округа Богородского уезда священнику Владимиру Разумовскому с заявлением, в котором обосновывал необходимость строительства именно нового храма, а не расширение старого в Жегалове. В прошении подчёркивалось, что из-за быстрорастущего населения местечко Щёлково возможно вскоре переименуют в посад, " а посад без церкви - всё равно что семья без родителей " . 4 октября 1909 года в Щёлкове в связи с началом сооружения храма и окончанием земляных работ была совершена торжественная служба.

http://sobory.ru/article/?object=00793

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010