76 Orion. Etymologicum (excerpta e cod. regio P.. 2630) (F. W. Sturz. Leipzig, 1820 (Hildesheim, r 1973). P. 189:12–18). 79 Callistus I Patriarcha. Capitula de puritate animae 83:2–7 (A. Rigo. Byzantion 80. 2010. P. 344–406). 80 Callistus Angelicudes. Homiliae 22, 1:12–18 (S. Koutsas//Θεολογα 67. 1996. Σ. 518–528; 696–754, особо Σ. 518). 81 Gregorius Palamas. Orationes asceticae 3, 64:2–3. ντως ζω τς ψυχς φς στι θεον π το κατ Θεν πνθους προσγινμενον (P. K. Chrestou. Vol. 5. Thessalonica, 1992). 84 Ср. стихотворное описание у Ефрема Эниенского, где и сказано о том, что император Василий после ослепления пленников был назван Болгаробойцей: Ephraem Aeniensis. Historia Chronica. L. 2914–2920 (O. Lampsides. Athens, 1990 (CFHB. Series Atheniensis 27)). 87 Лето 986 г. – 1-й поход против болгар, закончившийся поражением византийцев; 991–994 гг. – новая военная компания. См. описание поражения византийцев у Яхъи Антиохийского: «И пошел слух по его войскам ночью, что перевал им отрезан. И обратился тогда в бегство царь и все войско его во вторник 17 Аба 1297 (986 г.), и устремились к перевалу. И преследовали его болгары, и разграбили его обоз и казну, и погибло великое множество его войска» (Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского 4. Рус. пер.: Розен 1883. С. 21). 91 Niceta Stethatus. Vita Simeonis 95:6–11 (I. Hausherr, G. Horn. Un grand mystique byzantin. Vie de Syméon le Nouveau Théologien (949–1022) par Nicétas Stéphatos//OCP. 1928. Vol. 12.1928. P. 132). «Они покинули святого, совсем не имевшего вещей, в зимнее время, оставили среди пустынного места в полном одиночестве, где водружена колонна осужденного дельфина, и, будучи людьми бессердечными, не удостоили его пропитания даже на один день» (рус. пер. цит. по: Фрейберг 2001. С. 163). 93 McGuckin 1996. Р. 30. Автор предлагает свой перевод выражения «колонна осужденного принца» (column of the condemned prince). 95 Chronique anonime//Müller J. Byzantinische Analecten aus Handschriften der St. Marcusbibliothek zu Venedig und der k. Hofbibliothek zu Wien. Wien, 1853. S. 336–420, особо S. 380–382:452–522.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

На рубеже X и XI вв. кор. Свен Вилобородый заложил основы «империи», включавшей наряду с дат. территориями значительную часть Англии и Юж. Норвегию. В 994-995 гг. король осаждал Лондон, дат. войско неоднократно опустошало побережье Уэссекса, а в 1003 г. начались регулярные нападения датчан на Центр. Англию. В это же время усилилось противостояние Д. и Норвегии, где в нач. XI в. Свен Вилобородый установил свое господство. Ок. 1000 г. вместе со швед. конунгом Олафом Шётконунгом и норвеж. ярлом Эйриком Свен нанес поражение кор. Норвегии Олафу I Трюгвесону , попытки к-рого объединить страну и распространить христианство вызвали недовольство знати. После гибели Олафа в битве при Свёльде (1000) ярл Эйрик стал править Норвегией от имени Свена. После смерти Свена в Д. ему наследовал сын, кор. Харальд II (1014-1018), в Англии войско Свена объявило королем др. его сына, Кнуда I Великого, вскоре ставшего единовластным королем Англии (1016). После смерти Харальда II (1018) Кнуд объединил под своей властью Англию и Д. В годы его правления были созданы еп-ства в Роскилле, Оденсе, Виборге и Бёрглуме. Кнуд приглашал на кафедры в Д. епископов, рукоположенных в Англии, что привело к конфликту с Гамбургско-Бременским архиеп-ством. Так, еп. Гербранд, посвященный в Англии для Роскилле, был схвачен по приказу архиеп. Унвана; ему пришлось признать Унвана своим митрополитом (1022). Кнуд также был вынужден пойти на уступки. По словам Адама Бременского, архиеп. Либенций II (1029-1032) уже беспрепятственно осуществлял надзор над церковью в Скандинавии (Ibid. II 64). В 1027 г. Кнуд совершил паломничество в Рим, что укрепило его авторитет в Скандинавии. «Империя Кнуда Великого» прекратила существование с его смертью (1035). XI - 1-я пол. XIII в. После временного объединения Д. и Норвегии под властью кор. Магнуса Доброго к власти в Д. пришел племянник Кнуда Великого Свен II Эстридсен (1047-1074). В этот период Д. включала Сев. Ютландию, Зеландию, Фюн, Лолланн, Борнхольм, герцогство Шлезвиг и юж. области Скандинавского п-ова: Сконе, Блекинге и Халланд. В 1048 г. он учредил 2 новых еп-ства (Лунд и Дальбю, обл. Сконе); в перспективе Лунд должен был стать архиеп-ством, центром самостоятельной церкви в Скандинавии. Это совпадало с намерениями Римского папы Григория VII укрепить авторитет Папского престола (в спорах об инвеституре Гамбургско-Бременский архиеп. Лиемар принял сторону герм. имп. Генриха IV ), однако Свен не успел осуществить задуманное. В годы правления Свена II в Д. окончательно сложилась система церковной организации, возникла сеть приходских церквей.

http://pravenc.ru/text/171341.html

В сент. 994 г. на рейхстаге в Золингене О. был объявлен совершеннолетним. Адельгейда оставила политику и посвятила оставшуюся жизнь заботе о Церкви и мон-рях, проводя большую часть времени в аббатстве Зельц. С начала самостоятельного правления О. демонстрировал притязания на имп. власть как на нечто, по праву ему предназначенное. Уже в 994 г. было принято решение о необходимости похода в Рим для имп. коронации. Единство германских и итальянских владений О. подчеркнул, впервые назначив канцлером Италии представителя герм. знати Гериберта (архиепископ Кёльна в 999-1021). В К-поль было отправлено посольство Иоанна Филагата и еп. Бернварда Вюрцбургского († 995) для переговоров о браке О. с представительницей визант. имп. рода. Однако итальянский поход пришлось отложить из-за масштабных военных выступлений полабских славян (994-995). В авг. 995 г. при поддержке польских и чешских князей О. предпринял успешный поход против ободритов (бодричей), заключил мир с их князем и был принят им в Мекленбурге в качестве союзника и покровителя. В марте 995 г. из-за конфликта с представителями рим. знати во главе с Кресценцием II и поддерживавшими их прелатами папа Иоанн XV бежал из Рима в Сутри. Он обратился к О. за помощью и получил от него обещание поддержки, после чего римляне вновь призвали папу и тот вернулся в Рим. Тем не менее в февр. 996 г. О. отправился в Италию. Однако вскоре Иоанн XV скончался. В Павии О. был встречен рим. посольством, прибывшим, чтобы обсудить кандидатуру следующего понтифика. О. фактически единолично назначил на Папский престол своего родственника - капеллана придворной капеллы Бруно Каринтийского. Тот занял Папский престол под именем Григорий V , став 1-м папой Римским герм. происхождения, к тому же чрезвычайно молодого возраста (ок. 25 лет). 21 мая 996 г., на праздник Вознесения, новый папа провел в Риме имп. коронацию О. На Соборе, созванном неск. дней спустя, Кресценций II был осужден за преследования Иоанна XV и вместе с др. знатными римлянами-мятежниками приговорен к изгнанию, но помилован по просьбе Григория V.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

di studi sull " alto Medioevo (Pavia, 1967). Spoleto, 1969. P. 155-173; Casagrande M. A. Fondazione e sviluppo del monastero cluniacense di S. Maiolo di Pavia nei primi secoli//Ibid. P. 335-351; Larroque F. Souvigny: Les origines du prieuré//Revue Mabillon. 1970. T. 58. N 240. P. 1-24; Richter H. Die Persönlichkeitsdarstellung in cluniacensischen Abtsviten: Diss. Erlangen; Nürnberg, 1972; Garand M.-C. Copistes de Cluny au temps de S. Maieul (948-994)//Bibliothèque de l " École des chartes. P., 1978. Vol. 136. N 1. P. 5-36; Cahn W. Souvigny: Some Problems of Its Architecture and Sculpture//Gesta. 1988. Vol. 27. N 1/2. P. 51-62; Iogna-Prat D. Agni immaculati: Rech. sur les sources hagiographiques relatives à St. Maieul de Cluny (954-994). P., 1988; idem. Hagiographie, théologie et théocratie dans le Cluny de l " an Mil//Les fonctions des saints dans le monde occidental (IIIe-XIIIe siècle): Actes du colloque de Rome (27-29 oct. 1988). R., 1991. P. 241-257; idem. Panorama de l " hagiographie abbatiale clunisienne// Idem. Études clunisiennes. P., 2002. P. 35-74; Neiske F. Les monastères de Souvigny (Allier) et d " Abdinghof (Westphalie): Une translation de reliques au XVIIIe siècle//Mémoires de la Société pour l " Histoire du Droit et des Institutions des anciens pays bourguignons, comtois et romands. 1988. Fasc. 45. P. 331-340; idem. Abdinghof und Cluny: Neue Quellen zu einem alten Thema//Westfälische Zschr. 1991. Bd. 141. S. 263-305; idem. Der Konvent des Klosters Cluny zur Zeit des Abtes Maiolus: Die Namen der Mönche in Urkunden und Necrologien//Vinculum Societatis: Joachim Wollasch zum 60. Geburtstag/Hrsg. F. Neiske, D. Poeck, M. Sandmann. Sigmaringendorf, 1991. S. 118-156; Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Düss.; Zürich, 1996; Guerreau A. Le champ sémantique de l " espace dans la vita de saint Maieul (Cluny, début du XIe siècle)//J. des Savants. 1997. Vol. 2. N 1. P. 363-419; St. Mayeul et son temps: Millénaire de la mort de St.-Maieul, 4e abbé de Cluny, 994-1994: Actes du Congrès Intern.

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Далее Поснов продолжал: «Я и лица из русских профессоров, которым я в приватной беседе передавал об этом, не могли не оценить Вашей вполне академической, совершенно правильной точки зрения на дело. Не касаясь личной талантливости Ваших богословов, всегда нужно иметь в виду, что всякому таланту нужно созреть в труде и постоянных упражнениях. По нашему крайнему разумению, у Вас пока таких богословски-созревших лиц нет. Это и Ваша точка зрения, безусловно – верная» (Архив Болгарской Академии наук. Ф. 9. 2782. Л. 1). 2967 ДА г. Софии. Ф. 994 к. Оп. 2. 35. Л. 79. Протокол 11 заседания Академического совета Софийского университета от 22 янв. 1936 г. Решение было принято единогласно. 2968 РГАЛИ. Ф. 449. 129. Л. 108. Письмо А. И. Соболевскому написано вскоре после 19 февр. 1924 г. 2969 ДА г. Софии. Ф. 994 к. Оп. 2. 17. Л. 145–146. Протокол 28 заседания Академического совета Софийского университета от 16 июня 1926 г. Причем, согласно договору, в случае смерти Николая Никаноровича его наследникам (т. е. Анастасии Васильевне Глубоковской) было определено пожизненное содержание в размере ½ от указанной в договоре суммы (Там же). 2970 «И до настоящего времени, – писал Глубоковский в самом начале 1930-х годов, – поддерживают нас существенными пособиями на переезды среди моих скитаний по Европе и Балканах и по другим поводам (на праздники, на лечение, на летний отдых). При таких условиях я мог устроиться более или менее самостоятельно и, несмотря на всю старость, сам добываю достаточный хлеб насущный, но кто мне его подает? Не Бог ли по Его великой милости, дивный во святых своих во всяком народе под небесами?» (Глубоковский H. H. Из ненапечатанного архива... С. 181). 2971 Вступительная лекция на Богословском факультете//Църковенъ Вестникъ. София, 1923. 40, 24 нояб. С. 11. 2972 А[рхимандрит] Е[втимий]. Професор Д-р H. H. Глубоковски//Църковенъ Вестникъ. София, 1923. 1 дек. С. 1. Это была первая публикация о H. H. Глубоковском в болгарской печати. 2975 ДА г. Софии. Ф. 994 к. Оп. 2. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Кроме этих, общих всем спискам XIV в. добавлений, некоторые имеют и свои особенные. Так, по рукописи Ватопедской Афонской библ. 183 после седьмой молитвы трижды произносятся священниками слова: «Услыши мя, Господи», к двум обычными стихирам присоединяется третья в честь Божией Матери, а в конце всего чина елеопомазанный просит у священнослужителей прощения 47 ; по рукоп. Синайской библ. 994 чтение молитвы: «Милосердне, многомилостиве Господи», сопровождается помазанием больного елеем при чтении обычной молитвы: «Отче святый, врачу душ и телеса», и пении пс. 50-го «Помилуй мя, Боже» 48 , и, наконец, по рукоп. Афоно-Кутлумушскаго монастыря 491 за ектениею произносится молитва: «Вла­дыко многомилостиве, Господи I. Христе Боже наш» 49 . Другою,свойственною спискам в. особенностью является неодинаковое расположен е общих имя, элемертов. В одних: рукоп. Синайской библ. 994 и рукоп. Афоно-Кутлумушскаго монастыря 491, первое место после 7-й молитвы занимает возложение евангелия и чтение положенной в этом случае молитвы, а затем уже следует пение стихир:, в других, же: рукоп. Ватопедской Афонской библ. 133, возложение евангелия отодвигается на вто­рое место, первое предоставляется пению стихир. Сложившийся в XIV в. состав заключительных молитвословий и действий повторяется в списках елеосвящения XV и XVI ст. При этом одна часть их: рукописи библиотек Синайской 968, 980, 972, 977, 979 и 985, Святогробской 8, Афоно-Пандократорской 149, лавры преподобного Афанасия Афонского 103, Афоно-Дионнсиатской 452, Александрийской патриаршей в Каире, Святогробской 615, Афоно-Пантелеймоновской 305 и Иерусалимской патриар­шей 367 50 , следует порядку рукоп. Синайской библ. 994, т.е. на первом месте ставить возложение евангелия на голову елеономазанного и чтение соответствующей мо­литвы, а другая: рукоп. библ. Афоно-Иверской 780, Афоно-Дионисиатской 450, Афоно-Костамонидской 19, Афоно-Ватопедской 134, Афоно-Есфигменской 208, Иерусалимской патриаршей 375, Синайской 995, 975 и 981 и рукоп. Московской Синодальной библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

725 См. об этом: Meyendorff J. Spiritual Trends in Byzantium in the Late Thirteenth and Early Fourteenth Centuries//The Kariye Djami. Vol. 4/ed. P. Underwood. Princeton, NJ, 1975. P. 95–106 [см. наст, изд., с. 496–514]; Idem. Byzantium and the Rise of Russia. P. 138–144 [Византия и Московская Русь. С. 429–432, 435–436]. 726 Ср.: Podskalsky G. Théologie und Philosophie in Byzanz. S. 126–150; и особенно: Sinkewicz R. E. The Doctrine of the knowledge of God in the early writings of Barlaam the Calabrian//MS. Vol. 44. 1982. P. 181–242. 727 Недавняя публикация переписки Акиндина и первого опровержения, составленного Никифором Григорой (см. выше, прим. 1), делает такое исследование возможным, хотя главные антипаламитские трактаты Акиндина, содержащиеся в единственной и частично поврежденной рукописи Мопас. 223, еще ожидают издания [см.: Gregorius Acindynus. Refutationes duae operis Gregorii Palamae cui titulus dialogus inter orthodoxum et Barlaamitam/ed. J. Nadal Canellas. Turnhout; Leuven, 1995 (CCSG, 31)]. 728 Раннехристианская монашеская среда дала немало примеров такой «харизматичности». Отношение свт. Василия Кесарийского к этому феномену всесторонне рассмотрено в: Fedwick P. J. The Church and the Charisma of Leadership in Basil of Caesarea. Toronto, 1979; Meyendorff J. St. Basil, the Church, and Charismatic Leadership//Idem. Byzantine Legacy. P. 197–215 [см. наст, изд., с. 430–446]. Конечно, самый яркий и наводящий на глубокие размышления пример такого пути дает прп. Симеон Новый Богослов († 1022); ср., в частности: Krivocheine В., abp. In the Light of Christ: Saint Symeon the New Theologian (949–1022): Life – Spirituality – Doctrine. Crestwood, NY, 1986 [Василий (Кривотеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Н. Новгород, 1996]. Существование этого направления в восточном монашестве заставляет задуматься о возможных его связях с монашеским миром Запада, которые допускал и покойный Л. М. Клюкас (см.: Clucas L. M. Eschatological Theory in Byzantine Hesychasm: A Parallel to Joachim da Fiore?//BZ. Bd. 70. Hf. 2.1977. S. 324–346). Очевидные параллели могут быть усмотрены между всеми харизматическими и эсхатологическими направлениями в иудаизме и христианстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Соборные послания II: 682. Собор Апостольский I: XXV–XXVI. 111. Совершенство в христианстве не только теоретическое (интеллектуальное), но и моральное II: 378,1069. Совесть I: 846. II: 22,118. 385. 386. 1038–1040. 1124. 1138. 1146. 1286. Соглядатаи I: 343. Содомляне I: 577,330. Сократ философ I. 673. II: 403,1198. 1133. Сократ Схоластик , церк. истор. II: 928. Соломоновой Премудрости книга см. «Премудрости Соломоновой книга» выше стр. 58–61. Соломоновы псалмы I: 300,83. 561. 828. 833. 853,530. 865. 867–8. 875,555. Соломон–автор книги Премудрости Соломоновой II: 435. 439 сл. σμα (I: 370–1. 372– 374. 620–1), πνευματικν (I: 371 609. 627,502. 629,506. 630,507. II. 230. 404), πουρνιον (I: 699,166. 713,202)· Сон посмертный I: 518. 567,278. 568,283. 631,511. II: 376,1069. Sopherim (трактат) I, 7 (II: 841,76. 80), σωτρ,–ρα I: 435,474. II: 1179–1180. Социн Фр. († 1604 г.) и социниане II: 516,363. 610,617. Сошествие Христа во ад II: 607,599. Спасение в иудействе яко бы универсальное I: 562,267. Спасение христианское есть социальное, коллективное I: 519. σπρμα I: 210. II: 808,1255. 972,990. σπερμολγος II: 926. Спиноза I: 369,271. 579. Стефан архидиакон и его (речи) влияние на Ап. Павла I: XVIII. XXI–XXII. 6. 18. 19. 42. 46,88 59 сл. 64. 88. 97. 115. 116–118,41. 166. 167 182. 196. II: 864. 912. στγματα I: 490. Стихии мира, τ στοιχεα το κσμου I: 690 сл. 694 сл. 697 сл. II: 785. 1003,117. Стоицизм и стоики: материализм (II: 634. 662. 1010 сл. 1033. 1046), пантеизм (II: 1010 сл. 1030. 1063), дуализм (II: 1026. 1067), деизм (II: 1015), детерминизм и предестинация (II: 1014. 1015. 1023. 1032), логология (П: 345,950. 1029–31. 1041), дух (II: 1031. 1033), грех и зло в мире (II: 1016. 1021. 1059), искупление (II: 1017. 1033–4), стоическая мораль (II: 1019 сл. 1021 сл. 1034 сл. 1037. 1059 сл. 1067), причем человек якобы может быть выше Бога (II: 1016. 1031. 1057), апатия (II: 1022. 1059. 1081), свобода (II: 1034 сл. 1155) и рабство (II: 1076 сл. 1106), универсализм (II: 1040 сл. 1059. 1080. 1102) и любовь к ближним (II: 1021,296. 1022,304), брак и положение женщин (II: 1102. 1157), выбрасывание детей и убивание уродов (II: 1022–3. 1058), самоубийство (II: 1017. 1018. 1038. 1060–61. 1067).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

...Как мы будем в состоянии других отклонить от идолопоклонства, когда и сами не удалились от него? Ведь мы к себе ближе, чем к ближнему. Когда не можем убедить самих себя, как мы убедим других? Кто не правит хорошо собственным домом, тот не порадеет и о Церкви (свт. Иоанн Златоуст , 52, 548). ...Попечение о стаде Христовом является преимущественным признаком любви к Самому Христу, так как для этого нужна мужественная душа (свт. Иоанн Златоуст , 52, 833). Источник. Врач душ! Вырежь мечом духовным распухшие и покрытые гноем язвы гордости, омой водой учения нечистоту страстей, исцели раны, нанесенные душам человеческим грехом, пользуясь для того, как говорит Христос, вином и елеем; вином свяжи, чтобы ослабевший человек не предавался более вожделениям, а елеем смягчи душевные страдания и обещай скорое отпущение прежде соделанных прегрешений. Не пренебрегай нищим, принимая в расчет денежную выгоду, и не презирай богатого из-за отвратительного богатства, но одинаково призывай и бедного и богатого к воздержанию. Не лишай никого надежды, даже и самого отчаянного грешника, чтобы не ввергнуть в бездну греха, но протяни руку свою погибающему, говоря: Господь пришел спасти не праведников, но грешников, – чтобы они, став ревностными и уклонившись от зла, стали творить добрые дела и спаслись. Делай все ради выздоровления больных, питая себя надеждою спасаемых, т. е. радостью, ожидаемою от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 52, 993–994). Ты пастырь словесных овец Христовых? Собери овец во двор овчий, обрати заблудших, свяжи надломленных, уврачуй истерзанных волками, отгони волков, созови собак на защиту стада, не сонливых, но лающих и собирающих стадо Господне, а тех отгони. Покажи вечно цветущий Злак, прозябший из Марии, укажи бессмертный Источник крещения, омой водою слез оскверненную овцу, переноси всякий труд и тяготу, чтобы получить тебе неувядаемый вененец славы, когда явится Пастыреначальник Христос (свт. Иоанн Златоуст , 52, 994). Когда ты видишь, что конь несется к стремнине, то накидываешь на него узду, со всею силою удерживаешь его и часто бьешь. И хотя это – наказание, однако такое наказание есть мать спасения. Так поступай и с согрешающими. Свяжи согрешившего, пока не умилостивит он Бога, и не оставляй несвязанным, чтобы он не был еще более связан гневом Божиим. Если я свяжу, то Бог уже не свяжет его, если же я не свяжу, то его ожидают неразрешимые узы... Если они пришли в сокрушение, если переменились, то все сделано; а если нет этого, не поможет время (свт. Иоанн Златоуст , 53, 604). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Небольшие капитулы действовали при мн. городских и даже сельских храмах. Начало новой эпохи в истории монашества в Оверни связано с расцветом Клюнийской конгрегации. Настоятель Клюни св. Одилон (994-1049) принадлежал к знатному семейству Меркёр из В. Оверни; аббат Петр Достопочтенный (1122-1156) происходил из овернского рода Монбуассье и возглавлял приорат Сосийанж, где он дал монашеские обеты. Аббат Одон (926-942) руководил восстановлением монашеской дисциплины в мон-ре Сент-Алир. Важнейшими клюнийскими обителями в еп-стве К. были Сувиньи и Сосийанж. Между 915 и 920 гг. некий Аймард, к-рый считается предком королевского рода Бурбонов, подарил мон-рю Клюни поместье и угодья в Сувиньи; вскоре здесь была основана дочерняя обитель. При раскопках обнаружены остатки скромной однонефной церкви, построенной между 954 и 960 гг. В средние века приорат Сувиньи был местом паломничества к мощам клюнийских аббатов Майоля (954-994) и Одилона. В 1063 г. кард. Петр Дамиани освятил монастырскую церковь, по его указанию были открыты мощи св. Одилона; при перенесении мощей св. Майоля (1095) присутствовал папа Римский Урбан II. В 1095 г. или немного ранее гр. Оверни Роберт II и его сын Гийом VI передали мон-рю Клюни аббатство Моза. Одним из крупнейших в диоцезе был мон-рь Ла-Шез-Дьё, ставший центром особой бенедиктинской конгрегации. Основатель монастыря св. Роберт из Тюрланда († 1067) изучал бенедиктинский устав в аббатстве Монте-Кассино ; вернувшись в Овернь, при поддержке еп. Ренкона он основал обитель, где устав соблюдался строже, чем в Клюни (1043). Вскоре аббатство было принято под защиту Папского престола и франц. королей (1052); в 1070 г. Роберт из Тюрланда был причислен к лику святых. В XI в. аббатству Ла-Шез-Дьё принадлежали 7 крупных приоратов, 6 «келий» (до 6 монахов в каждой) и 36 малых приоратов (в них проживали до 3 монахов), в т. ч. жен. мон-рь Лаводьё. Из-за попыток соборных каноников вмешиваться в избрание настоятеля аббат Сегуин добился от папы Григория VII иммунитета от епископской юрисдикции (1080); т. о., аббатство получило широкую автономию. В конгрегацию Ла-Шез-Дьё входили более 250 монастырей, в т. ч. в Италии и в Испании; крупнейшими были Лаводьё и Сен-Нектер в Оверни, Сен-Пьер-де-Брантом в Перигоре, св. Баудилия в Ниме, св. Никазия (Сен-Никез) в Реймсе, св. Теодарда в Монтобане, св. Сикста (Сан-Систо) в Пьяченце. До 1436 г. в состав конгрегации входил мон-рь св. Иоанна в Бургосе, основанный Аделельмом († 1097), аббатом Ла-Шез-Дьё, к-рый позднее почитался как св. покровитель Бургоса.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010