Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2018 19 мин., 13.07.2018 1-я страница обложки. На сером фоне цветы в узкогорлой керамической вазе, широкое основание которой внезапно раскалывается на куски, выплескивая водяные вихри (Martin Klimas) и надпись: РАЗБИТЫЕ СУДЬБЫ. Истории людей, которые погибли рядом с Николаем II и Александрой Федоровной. См. в разделе «Вера» материал «Они были рядом» (с.28-45).   Пролог : Борис  Слуцкий. Надежды («Все уладится, обойдется … »). Стихотворение, 1972//Фома. - – июль 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ).   Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца: июль //Фома. - – июль 2018. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 1 июля. 20 лет назад, в 1998 году, восстановлен орден Святого   апостола Андрея Первозванного . Ил.: Изображение ордена. – С.4; 17 июля. 100 лет назад в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, расстрелян последний российский император Николай II с семьей и членами свиты. Ил.: Семья Романовых. Фото; Дом Ипатьева в Екатеринбурге, обнесенный забором во время пребывания там семьи Романовых. Фото 1918 г. -  С.4; 28 июля. День Крещения Руси . [В 988 году на берегу Днепра по        призыву князя Владимира состоялось самое массовое крещение славян за всю историю Руси]. Ил.: Рисунок из древней летописи, посвященный этому событию. – С.5; 2 июля. День памяти Святителя Иоанна  (Максимовича),        архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского . [Святитель Иоанн (1896-1966) – уникальная фигура в истории ХХ века. Русский святой, чья жизнь и служение прошли за пределами России, среди          эмиграции – на Дальнем Востоке, на островах в Тихом океане, потом в США и в Европе]. Ил.: Фотопортрет Святителя. – С.5; 8 июля. День семьи, любви и верности, день святых Петра и Февронии . Ил.: Цветок ромашки. – С.5.   Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда .  Любовь выше смерти. Николай и Александра. Ил.: Николай II и Александра Федоровна на борту императорской яхты «Штандарт».  1910-е гг. Фото//Фома. - – июль 2018. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-183-...

Межигорский Преображенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Межигорский Преображенский мужской монастырь - православный мужской монастырь Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Первоначально монастырь был мужским. Будучи важным монастырём Войска Запорожского, Межигорский монастырь оставил после себя Межигорскую летопись и большое культурное наследие. Упразднён в 1787 году, в 1894—1918 годах действовал как женская обитель, в 1935 году окончательно разрушен. 14 июня 2011 г. Свящ. Синод УПЦ благословил возрождение монастыря. Содержание История [ править править код ] Монастырь известен богатой историей, духовной опекой украинского казачества и живописным расположением в долине между приднепровскими холмами (отсюда – Межигорский) в 2 км к северу от Вышгорода. Сегодня древняя обитель возрождается на новом месте – у шоссе при северном выезде из города; на прежнем – в 1930-х гг. монастырские сооружения были уничтожены и вместо них выстроены правительственные дачи. Старейшим документальным свидетельством о монастыре является грамота Польского короля Сигизмунда I от 12 марта 1523 г.: «Бил нам челом игумен из Киева Михаил Щербина и просил нас, чтобы ему дали монастырь, прозываемый Межигорский, в честь Святого Спаса, и принадлежащие к нему приделы святого Николая и святых апостолов Петра и Павла, каковой монастырь недалеко от Киева, вверх по Днепру, в нынешнее время лежит пустым… И некоторые киевские бояре о том нам поведали и нас за него просили. И мы, по милости нашей, тот монастырь Межигорский, с землями и со всем, что тот монастырь издавна имеет, дали ему. А он должен там монастырь выстроить и общину в нем собрать, по их греческой вере… Мы сделали это потому, что та Божия церковь от разорения Киева опустела Историки упоминают также подаренное монастырю в 1546 г. Евангелие с записью об окончании в 1555 г. храмов Преображения, свв. апп. Петра и Павла, свт. Николая Мирликийского. Вид монастыря в 1934 году. Заведенный в 1625 г. монастырский синодик гласит, что в 1161 г. князь Андрей Боголюбский основал здесь храм Белого Спаса (под этой датой Ипатьевская летопись упоминает лишь о существовании «божницы» севернее Вышгорода). Историки XIX в. дополняли сообщение синодика новыми подробностями: митрополит Самуил (Миславский, «Краткое историческое описание Киево-Печерской Лавры», 1795) – князь заменил деревянный храм каменным; митрополит Евгений (Болховитинов, «Описание Киево-Печерской Лавры», 1831) – обитель основали в 988 г. греческие иноки; Николай Сементовский («Киев, его святыня, древности», 1864) – храм назван Белым из-за наличия побелки. Подвергнув эти дополнения критике, Николай Закревский отметил («Описание Киева», 1868): «Белый Спас» – это Преображение, ибо одежды Христа стали белыми как свет (Мф 17:2), блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).

http://azbyka.ru/palomnik/Межигорский_Пр...

исповедник Евгений Сумароков (20.12.1884–1949) исповедник Евгений Сумароков Исповедник, юрист, церковный историк, педагог и писатель. Биография Родился 8 (20) декабря 1884 года в Симбирске, в семье чиновника. В 1899 году окончил Уфимское духовное училище, а в 1905 году — Уфимскую духовную семинарию. С 1907 по 1909 год учился на юридическом факультете Томского университета; затем перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1912 году. Одновременно учился в Археологическом институте (1910—1912). По окончании университета работал в Уфе адвокатом. В 1914—1917 гг. был помощником присяжного поверенного, в 1918 году — присяжным поверенным. Известно, что с января 1919 года он был управляющим Шадринским уездом Пермской губернии в правительстве генерала Колчака. В июле того же года был назначен помощником управляющего Пермской губернии. Затем был уполномоченным министерства внутренних дел Омского правительства по устройству беженцев в Забайкальской области. В феврале 1920 года эмигрировал из Читы в Харбин (вместе с женой Анной Николаевной и её сестрой Варварой), где до июля 1921 года был делопроизводителем церковного отдела КВЖД. В 1921—1924 годах Е. Н. Сумароков был учителем Закона Божьего и психологии в гимназии колонии русских эмигрантов в Имяньпо и псаломщиком Свято-Сергиевской церкви. В 1924 году вернулся в Харбин; работал ответственным секретарём епархиального совета Харбинской и Маньчжурской епархии. В здании епархиального совета в 1934 году открылся Институт Св. Владимира, в котором Сумароков стал читать общую церковную историю, историю Русской православной церкви и церковное право; впоследствии он возглавил богословский факультет. В 1938 году стал редактором журнала «Хлеб Небесный»; под его редакцией была напечатана «Владимирская юбилейная грамота: 988—1938» (Харбин: [Харбин. епарх. Владимир. юбилейн. комитет, — 16 с.: портр.). В 1944—1945 годах был напечатан его исторический труд «Лекции по истории Русской Церкви» (в 2-х т.). В 1945—1946 годах он был заместителем редактора журнала «Вестник братства». В 1946 году принял советское подданство и собирался выехать к сыну в Сан-Франциско, но в 1948 году, вместе с митрополитом Нестором (Анисимовым) был арестован китайскими властями и передан советским органам. По обвинению в шпионаже был приговорён к 10 годам ИТЛ; был отправлен в Степлаг МВД СССР, где и умер 22 сентября 1949 года. Захоронен на кладбище 2-го лагерного отделения Степлага (ныне, Спасск Карагандинской области). Причислен к лику Новомученников, исповедников, за Христа пострадавших в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ в.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Гервасий II, епископ Феодосийский (Линцевский) Родился в 1720 году в семье священника малороссийского полка села Ивановки. По окончании Киевской духовной академии учительствовал в Переяславской коллегии. В 1746 году пострижен в монашество преосвященным Никодимом (Сребницким), епископом Переяславским и Бориспольским. 7 ноября 1758 года назначен настоятелем Николаевского Белгородского монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1764 году переведен в Воронежский Акатов Алексеевский монастырь. 24 марта 1768 года определен в Андроников Троицкий монастырь Черниговской епархии. В 1773 году назначен в Великолуцкий Троице-Сергиев монастырь. 23 ноября 1775 года переведен в Старорусский Спасский монастырь. С 13 марта 1776 года – настоятель Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря в Перми. В этом же году, по болезни, перемещен в Можайский Лужецкий монастырь. С 17 июля 1777 года – настоятель Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. С 22 января 1778 года исполнял обязанности ректора Суздальской духовной семинарии. В 1780 году утвержден ректором семинарии. В 1786 году назначен учителем богословия. 12 октября 1788 года, согласно прошению, уволен от ректорства и 27 октября того же года назначен настоятелем Бизюкова Крестовоздвиженского Дорогобужского монастыря. С 6 мая 1795 года – настоятель Новгородского Юрьева монастыря. 29 мая 1796 года хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Скончался 8 января 1798 года. Литература: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 47, 180, 490, 599, 666. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 173. Труды Владимирской ученой архивной комиссии. – Владимир, 1899–1918, т. 7. – С. 23, 63–66, 74. 75. 88. 89. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 66. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 360. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 5. – С. 16. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вероятнее всего, именно И. принадлежит небольшая (от 15 до 17/18 мм в диаметре) сохранившаяся в 2 экз. печать (Dumb. Oaks. Shaw. 1150), к-рая на одной стороне имеет погрудное изображение Пресв. Богородицы с воздетыми руками, а на другой - греч. надпись: «†Θ[εοτ]ΚΕ Β[ο]Θ[ει] ΙΩ[νν] Μ[ητ]Ρ[ο]ΠΟ[λτ] ΡΩΣ[ια]Σ (так! - Авт.)», т. е. «Богородица, помози Иоанну, митрополиту Руси» ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 50). В. Лоран по собственно сфрагистическим признакам отверг возможность атрибуции этих моливдовулов Киевскому митр. Иоанну II, отнеся их ближе к нач. XI в. ( Laurent V. Le corpus des sceaux de l " Empire Byzantin. P., 1963. T. 5. Pt. 1. N 781). В. Л. Янин предпочитает говорить о сер. XII в. и о митр. Иоанне IV как о владельце печати; однако такое предпочтение основывается лишь на упомянутой выше устаревшей гипотезе Присёлкова об Охридском архиеп. Иоанне как о главе Русской Церкви до 1037 г. Ист.: Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот. к печ.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916 (по указ.). Лит.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 57-58; Творогов О. В. Иоанн//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 206 [Библиогр.]; Поппэ А. О зарождении культа св. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях//RM. 1995. Т. 8. N 1. S. 21-68; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962. С. 376-377 [Библиогр.]; Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2001. (ЖЗЛ) (по указ.); Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 2003 (по указ.); Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 39-56; Назаренко А. В. Киевский митрополит Иоанн I//ДРВМ. 2007. 3(29). С. 76-77. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/469570.html

В 1915 г., во время первой мировой войны, в связи с отступлением русских войск Леснинский мон-рь был эвакуирован. Е. жила с сестрами в Петрограде. В апр. 1917 г. перенесла тяжелую операцию, в августе того же года по приглашению Кишинёвского архиеп. Анастасия (Грибановского ; впосл. митрополит) переехала с частью сестер в Жабкинский в честь Вознесения Господня женский монастырь в Сорокском у. Бессарабской губ. После аннексии Бессарабии Румынией румынские власти требовали, чтобы монахини приняли румын. подданство и вели богослужение на румын. языке. В 1920 г. Е. приняла решение о переезде по приглашению серб. кор. Александра в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). На предоставленной серб. властями барже Е. вместе с 62 монахинями прибыла по Дунаю в Белград. Первоначально по благословению Нишского еп. Досифея (Васича , впосл. митр. Загребский) монахини поселились в монастыре Кувеждин , а через неск. месяцев община обосновалась в бывш. муж. мон-ре Хопово на Фрушка-Горе. Хопово стало крупным центром духовно-религ. жизни рус. диаспоры и Сербской Православной Церкви, где под духовным рук. Е. продолжалась леснинская традиция деятельного монашества. В мон-ре появились и серб. насельницы, т. о. Е. имела отношение и к возрождению серб. жен. иночества. Отпевание Е. было совершено серб. еп. Сремским Максимилианом (Хайдиным , впосл. еп. Горно-Карловацкий) в сослужении свящ. Алексия Нелюбова и серб. духовенства. Погребена на кладбище в ограде монастыря у стен церкви. Лит.: Клепинин Н. А. Памяти игум. Екатерины (Ефимовской). П., 1926; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни/Восп., излож.: Т. И. Манухина. М., 1994. С. 104-107, 339-340; Соллогуб А. А. Рус. Правосл. Церковь Заграницей: 1918-1968. Н.-Й., 1968. Т. 2. С. 1106-1110; Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973. С. 12-48; Таисия (Карцова), мон. Русское православное женское монашество. Джорданвилль, 1985. С. 185; Смолич И. К. Рус. монашество, 988-1917. М., 1997. С. 295-296; Косик В. И. Русская церковь в Югославии (20-40-е гг. XX в.). М., 2000. С. 84-85, 235. Д. П. Анашкин Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/189609.html

Не названные по именам митрополит (вероятнее всего, учитывая греческий источник, М., а не Константин II, к к-рому в историографии традиционно относили данное известие) и печерский архимандрит (очевидно, прп. Поликарп) торжественно встречали в июле 1171 г. занявшего киевский стол кн. Романа (Бориса) Ростиславича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568; в Ипатьевской летописи событие ошибочно помещено под 1174 г., поскольку в статье за этот год были объединены сведения за неск. лет; см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 188-189; Поппэ. 1996. С. 460). М. мог занимать Киевскую кафедру вплоть до самого нач. 80-х гг. XII в., хотя к.-л. сведения о его деятельности в летописании отсутствуют (притом, что записи вели активно); известно лишь, что следующий митрополит, Никифор II, занял кафедру не позднее 1182/83 г. Поппе считал, что именно М., а не легендарный, по мнению мн. исследователей, 1-й Киевский митрополит свт. Михаил (кон. X в.) мог быть погребен в Ближних пещерах Киево-Печерского мон-ря (с 1730 - в соборной Успенской ц., разрушенной в 1941). Лит.: Павлов А. С. О сочинениях, приписываемых рус. митрополиту Георгию: (Открытое письмо Е. Е. Голубинскому//ПО. 1881. Т. 1. 2. С. 344-353 (здесь: 352); Владимир (Филантропов). Описание. 1894. Ч. 1. С. 495. 336; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 288, 927-928; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 460-461; Присёлков М. Д. Очерки по церковно-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 221; Ольшевская Л. А. Михаил II (ум. 1170-е)//ДРСМ. 2014. С. 500; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 298-299; Макарий (Веретенников), архим. Митрополиты Др. Руси (X-XVI вв.). М., 2016. С. 207-208. М. В. П. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2563662.html

Строго говоря, если оставаться на позициях русского консерватизма, всё перечисленное не более чем ещё одна версия «новой хронологии», на этот раз почему-то «просвещающей». Но, как и в случае с предыдущей «новой хронологией», где пророком выступил академик от математики, для опровержения второй новой хронологии, где за дело взялся кинопродюсер, потребовалось бы не одна монография, во всяком случае не один десяток статей. Это всегда так: глупость и невежество могут быть лаконичными, их опровержение требует подробностей. Поэтому в данном случае обойдемся простой схемой и кратким пояснением. Период Формы государства Пояснения млн. кв. км млн. чел. ок.650-841 Государство восточных славян По летописи Русь тогда «велика и обильна». Известна в источниках под именем Славии, Артании, Куябии 841-862 Отсутствие порядка Призвание на княжение Рюрика в 862 г. 862-1125 Русское княжество В 988 принято христианства 1125-1380 Удельный распад (удельные века по Ключевскому) Единое государство поделено на 15, затем на 50 княжеств. В 1238-40 восточная часть после нашествия татаро-монголов в вассальной зависимости от Орды. Галиция захвачена Польшей в 1349 г. Западная часть Руси под названием Великого княжества Литовского и Русского сохранила суверенитет до 1569 г., Собирание земель начато Москвой с 1328 г. 1380-1604 Русское царство Русь состоит из двух частей: Московской и Литовской, последняя с 1569 г. в унии с Польшей 1604-1613 1613-1902 Российская империя Провозглашена империей в 1721 г. Земли Литовской Руси воссоединены к 1795 г. 1902-1934 Крестьянская революция и гражданская война Война с Японией 1904-5, Первая мировая 1914-18, Объявлена республикой в 1917 г. В 1918 г. образовано до 60 правительств. Гражданская война 1918-22 гг. 1934-1989 Власть в виде диктатуры коммунистической партии. Вторая мировая война 1939-45, Холодная война 1946-89 гг. Мещанская революция и сецессионный распад На территории государства возникло до 20 сепаратных государственных образований Данная схема приведена здесь лишь для того, чтобы показать целостность русской государственной истории, какие бы метаморфозы с государством ни происходили и как бы оно официально ни называлось.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

1905 г. Оп. 748. Д. 88. Отчет по Московской епархии за 1904 год. Оп. 748. Д. 107. Отчет о состоянии Московской епархии за 1910 год. Официально-документальные материалы Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1903–1904 гг. СПб., 1909. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905–1907 гг. СПб., 1910. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1910 г. СПб., 1913. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. СПб., 1916. Деяния священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1994. Т. 3. Деяния священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 1999. Т. 7. Деяния священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. М., 2000. Т. 9. Журналы и протоколы Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. 1; СПб., 1907. Т. 2–4. Историческая переписка о судьбах Православной Церкви. М., 1912. Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г. СПб., 1905. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. М., 2004. Т. 1–2. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. Т. 1–3. Прибавления. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. СПб., 1898. Т. 8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. СПб., 1908. Т. 25. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году : Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/Сост. М.А. Бабкин. 2-е изд. М., 2007. Русская Православная Церковь 988–1988: Материалы. М., 1988. Свод Законов Российской империи. СПб., 1875. Т. IX. Свод Законов Российской империи. СПб., 1906. Т. 1.4. 1. Сводки отзывов епархиальных преосвященных по вопросам церковной реформы. СПб., 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

г.//Там же. 19. С. 628-631; Там же. Ч. офиц. 25. С. 181-185; Общеепархиальное собрание духовенства от 14-го авг. 1917 г. и Устав профес. Союза духовенства Пензенской епархии//Там же. Ч. неофиц. 19. С. 625-627; Акты свт. Тихона. С. 115, 117, 124, 125, 130, 178, 283, 716-721, 770, 866, 899, 924, 939, 957, 960, 961, 963, 964, 966, 967, 970, 975-979, 981, 984, 987-988, 992, 995-996; Любимов Н. А., протопр. Дневник о заседаниях вновь сформированного Синода (12 апр.- 12 июня 1917 г.)//Рос. Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995. С. 15-120. (МИЦ; Кн. 8); РПЦ и коммунистическое гос-во, 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996. С. 122, 124, 158-160, 163-164; Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 177-178, 541; Кн. 2. С. 23-24, 33, 36-37, 88, 327, 355-356, 383, 427, 461, 467, 508; Шавельский Г. И., протопр. Русская Церковь перед революцией. М., 2005. С. 145; Док-ты Патриаршей канцелярии 1925-1926 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 56-73; Бабкин М. А. Рос. духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Мат-лы и архив. док-ты по истории РПЦ. М., 20082. С. 119, 158-159, 180, 199, 201-202, 241, 322, 365; Письма патр. Алексия I в Совет по делам РПЦ. М., 2009. Т. 1. С. 723-724; 2010. Т. 2. С. 32, 34, 297, 319; Дворжанский А. И., Зелёв С. В., Клюев В. Б., прот. Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову. М., 2014; Лобанов В. В. «Дезорганизация и внутренняя анархия в «тихоновщине» растет…»: (Информ. бюл. обновленческого Свящ. синода о внутрицерк. жизни в 1927-1928 гг.)//Церковь в истории России. М., 2015. Сб. 10. С. 192-253; История в письмах: Из архива сщмч. архиеп. Рижского Иоанна (Поммера): В 2 т. Тверь, 2015. Т. 1; Док-ты Свящ. Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 2015. Т. 4: Док-ты Совещания епископов и Судной комиссии Собора; Лихие девяностые: Пензенская область на рубеже XX-XXI вв./Под общ. ред.: А. И. Кислов. Пенза, 2017. Т. 1; Иоанн (Поммер), сщмч. На страстном пути Иова: Избр. труды и докум. свидетельства/Ред., сост., предисл., примеч.: К.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010