Г. Подскальски Издание второе, исправленное и дополненное для русского перевода Содержание Вступительное слово Предисловие к немецкому изданию Предисловие к русскому изданию От издателя I. Введение II. Русская церковь: становление, организация, духовная жизнь 1. Христианизация Руси (до Владимира) 2. Крещение Владимира 3. Учреждение Русской митрополии 4. Отдельные епископии 5. Государство и церковь 6. Соборы и еретические движения 7. Монашество и монастыри 8. Славянская переводная литература а. Кирилл и Мефодий б. Позднейшие переводы в Болгарии и на Руси 9. Просвещение в Киевской Руси 10. Киев и общерусское (восточнославянское) наследие 11. Вопрос об иудейском влиянии на древнерусскую литературу 12. Последствия монгольского нашествия III. Богословская литература Киевской Руси (988–1237) 1. Гомилетика (учительная литература) 2. Агиография 3. Аскетика 4. Догматика и полемика 5. Каноническая литература (каноническое право) 6. Паломничества 7. Летописание 8. Богослужебная гимнография (Dichtung) 9. Сборники, анонимные и псевдоэпиграфические сочинения, прочее. Взгляд на последующее развитие (до 1273/1274 г.) IV. Основные черты богословия в Киевской Руси V. Приложения Епархии Киевской митрополии (X-XIII вв.) 1. Митрополиты и князья Киевской Руси/А. Поппэ а. Карта Киевской митрополии и список ее епархий б. Митрополиты киевские и всея Руси (988–1305 гг.) в. Киевские князья-сениоры X – середины XIII в. (с биографическими справками о князьях, упоминаемых в настоящей книге) Князья – Рюриковичи X–XIII вв. Генеалогическая схема. 2. Византийские императоры, константинопольские патриархи, римские папы а. Византийские императоры б. Константинопольские патриархи в. Римские папы (до 1280 г.) VI. Список сокращений Названия библейских произведений: Ветхий Завет: Новый Завет: Прочие сокращения: Вступительное слово Из памятников раннесредневековой русской литературы западноевропейскому читателю известны разве что Повесть временных лет да Слово о полку Игореве. О том, что, сверх двух названных произведений, на Руси тогда существовала богатая историческая и богословская литература, у нас известно, в общем-то, только специалистам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена»). Косвенные данные (сравнение в «Хожении» Иордана с притоком Десны р. Сновью, протекающей в окрестностях Чернигова) позволяют предположить, что Д. был выходцем из южнорус., скорее всего черниговских, земель. По-видимому, он принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре и до игуменства являлся его насельником. Исследователи датируют путешествие Д. 1113-1115, 1106-1108 или, как принято в последнее время, 1104-1106 гг. Н. М. Карамзин первым выдвинул предположение, что Д. после возвращения на Русь, в 1114 г., был поставлен митр. Никифором I епископом г. Юрьева на р. Рось, в 1115 г. участвовал в перенесении мощей св. князей Бориса и Глеба и преставился 9 сент. 1122 г. Это предположение поддержал А. В. Поппе ( Поппе А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305)// Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 53). М. Н. Тихомиров атрибутировал этому Юрьевскому епископу «Послание о повинных», адресованное, по его мнению, вел. кн. Владимиру (Василию) Всеволодовичу Мономаху ( Тихомиров М. Н. Малоизвестные памятники. 2. Киевские князья XI в. в «Послании о повинных»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 454-456). (Предположение Б. А. Рыбакова о том, что до епископства Д. был архимандритом Корсунского мон-ря на р. Рось,- результат смешения Д. с соименным укр. паломником кон. XVI в. (см. Даниил , архим. корсунский). Рыбаков необоснованно приписал Д. Сказание, или Повесть, о походе рус. князей на хана Шарукана 1111 г. в составе «Повести временных лет» , а также «Слово святого Григория» об идолах ( Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 10-30); последнюю атрибуцию справедливо критикует Д. М. Буланин (см.: Буланин Д. М. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Münch., 1991. С. 155-156, 290).

http://pravenc.ru/text/171234.html

Киевские митрополиты Михаил (988 - 992) Леон(тий) (992 - 1008) Иоанн I (упоминается в 1020-е гг.) Феопемпт [Кирилл] (упоминается в 1039) Иларион (1051 - до 1055) Ефрем (упоминается в 1055; умер, предположительно, после 1061) Георгий (в 1062 прибыл в Киев, упоминается в 1072 - 73) Иоанн II (до 1077/78 - 1089) Иоанн III (1090 - 91) Николай (упоминается в 1097 - 1101) Никифор I (1104 - 21) Никита (1122 - 26) Михаил I (1130 - 1145/46) Климент Смолятич (1147 - 59; в 1155 - 58 был изгнан из Киева, признан не во всех епархиях) Константин I (признан не во всех епархиях, рукоположен в 1155, прибыл в Киев в 1156 - 59) Феодор (1160 - 1161/62) Иоанн IV (1163 - 66) Константин II (упоминается в 1167 - 69) Михаил II [прибыл на Русь в 1171 (?)] Никифор II (упоминается в 1183 - 98) Матфей (по другим данным, 1200 - 20)] Кирилл I (II) (рукоположен в 1224, настолование 1225 - 33) Иосиф (1236 - ?) Кирилл II (III ?) (поставлен до 1242/43, рукоположен ок. 1246/47, на Руси упоминается в 1250 - 81) Киевские и всея Руси митрополиты Максим (рукоположен в 1283, прибыл на Русь в 1285, в 1299/1303 перенёс резиденцию во Владимир Суздальский, умер в 1305) Пётр (1308 - 26) Феогност (1328 - 53) Алексий (1354 - 78) Киприан (рукоположен в 1375, до 1378 и в 1382 - 90 в Киеве; в 1381 - 82 и в 1390 - 1406 в Москве) Михаил (Митяй) (наречённый митрополит с 1378, умер в 1379, не рукоположен) Пимен (рукоположен в 1380, принят в Москве в 1382; низложен 1384/85) Дионисий (рукоположен в 1384, умер в 1385) Фотий (рукоположен в 1408, прибыл на Русь в 1409; умер в 1431) Герасим (рукоположен в 1433, сожжён в 1435 литовским князем Свидригайлом) Исидор (рукоположен в 1436, прибыл на Русь в 1437, в 1441 бежал из Москвы в Литву, а затем в Рим) Иона (наречённый митрополит с 1442/43, рукоположен Собором русских епископов в 1448; умер в 1461 Московские и всея Руси митрополиты Феодосий (Бывальцев) (1461 - 64) Филипп (1464_73) Геронтий (1473 - 89) Зосима (Брадатый) (1490 - 95) Симон (1495 - 1511) Варлаам (1511 - 21) Даниил (1522 - 39) Иоасаф (Скрипицын) (1539 - 42) Макарий (1542 - 63) Афанасий (1564 - 66) Филипп II (Колычев) (1566 - 68) Кирилл III (1568 - 72) Антоний (1572 - 81) Дионисий (1581 - 86) Иов (1586 - 89; с 1589 патриарх) Патриархи Московские и всея Руси Иов (1589 - 1605) Игнатий (1605 - 06, 1611 - 12) Гермоген (1606 - 11) Филарет (Романов) (1619 - 33) Иоасаф I (1634 - 40) Иосиф (1642 - 52) Никон (1652 - 66) Иоасаф II (1667 - 72) Питирим (1672 - 73) Иоаким (Савелов) (1674 - 90) Адриан (1690 - 1700) Тихон (Белавин) (1917 - 25) Сергий (Страгородский) (1943 - 44) Алексий I (Симанский) (1945 - 70) Пимен (Извеков) (1971 - 90) Алексий II (Ридигер) (с 1990)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1359...

15. Холм/Угровск После1230 г. Богоматери Образована в результате отделения от Владимиро- Волынской епархии; первоначальный центр в Угровске; после 1240 г. резиденция перенесена в Холм 16. Луческ(на Волыни) После 1235, но до 1250 г. Св. Иоанна Богослова Образована в результате отделения от Владимиро- Волынской епархии 17. Тверь После1250 г. Свв.Косьмы и Дамиана Образована в результате отделения от Владимиро- Суздальской епархии; построенный в 1285 г. каменный собор посвящен св. Спаса Преображению 18. Сарай (столица Золотой Орды) 1261 г. В 1269 г. Феогност поставлен епископом сарайским и переяславским; с конца XIII в. граница с Рязанской епархией спорная б. Митрополиты киевские и всея Руси (988–1305 гг.) 1. Феофилакт ранее 1018 2. Иоанн I ранее 1018 – ок. 1030 3. Феопемпт ок. 1035 – 1040-е годы 4. Иларион 5. Ефрем 1054/1055 – ок. 1065 6. Георгий ок. 1065 – ок. 1076 7. Иоанн II не позднее 1076/1077 – после августа 1089 8. Иоанн III лето 1090 – ранее 14 августа 1091 9. Николай ок. 1093 – ранее 1104 10. Никифор I 18 декабря 1104 – апрель 1121 11. Никита 15 октября 1122 – 9 марта 1126 12. Михаил I лето ИЗО – 13. Клим Смолятич 27 июля 1147 – начало 1155 14. Константин I 1158/1159 15. Феодор август 1160 – июнь 1163 16. Иоанн IV весна 1164 – 17. Константин II 1169/1170 18. Михаил II весна 1171 – 19. Никифор II ранее 1183 – после 1201 20. Матфей ранее 1210 – 19 августа 1220 21. Кирилл I 1224/1225 – лето 1233 22. Иосиф 23. Кирилл II 1242/1247 – 27 ноября 1281 24. Максим 6 декабря 1305 Нижеследующие краткие характеристики архипастырей Русской митрополии византийской церкви по необходимости (вследствие состояния источников) ограничиваются их официальной деятельностью. Автор стремился по возможности полностью, хотя и критически, использовать важнейшую историографию, но в постатейной библиографии она указывается лишь выборочно. Хронологически охвачена киевская эпоха в истории русской церкви. После смерти митрополита Кирилла II, последнего собственно киевского митрополита, перенесение митрополичьей резиденции на север (сначала во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву) и основание новой митрополии в Галиче (в 1303 г.) ознаменовали упадок единой церковной организации восточных славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выделение Луцкой земли в отдельный княжеский удел привело к открытию здесь отдельной епископской кафедры. По мнению Е. Е. Голубинского , поддержанному А. Поппе , Я. Н. Щаповым и др., это произошло до 1240 г., наиболее вероятно в 30-х гг. XIII в., при кн. Данииле Романовиче ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Пол. 1. С. 700; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 54; Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Подскальски Г. Христианство и богословская литература Киевской Руси, 988-1240. М., 19962. С. 467). Впервые Л. е. названа в источниках под 1288 г. Описывая кончину владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича, Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевского свода) сообщает: «В Луцкую епископью да крест велик сребрян позолотисть с Честным Древом» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). Каменная кафедральная церковь на территории луцкого Верхнего замка (замок Любарта; в более поздних источниках - ц. во имя ап. Иоанна Богослова), по данным археологических исследований (1984-1986), датируется кон. XII в. (в XIII-XVII вв. подверглась многочисленным перестройкам, просуществовала до кон. XVIII в.). Под 1259 г. Галицко-Волынская летопись сообщает о чудесном спасении Луцка от монг. нападения заступничеством ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца. В 1326 г. Луцкий еп. Феодосий присутствовал в Москве на похоронах митр. Киевского свт. Петра . В 1328 г. он участвовал в хиротонии Владимирского еп. Афанасия. Под 1331 и 1335 гг. имеются упоминания Луцкого еп. Трифона, под 1393 и 1398 гг.- еп. Иоанна. Под 1397 г. назван еп. Феодор, поставленный свт. Киприаном . Луцкий еп. Савва претендовал на Галицкий митрополичий престол, принимал участие в Соборе 1401 г. в Москве под председательством свт. Киприана, на к-ром был лишен кафедры. Границы Л. е. в XVI-XVII вв. четко не очерчены. Принято считать, что территория епархии совпадала с территорией Луцкого и Кременецкого поветов Волынского воеводства (ныне Ровненская, частично Волынская, Житомирская и Тернопольская области Украины). В этот период епархия граничила на севере с Турово-Пинской епархией (Пинский повет), на востоке - с Киевской епархией (Житомирское староство Киевского воеводства, граница по р. Случь), на юге - с юж. частью Киевской епархии и частично с Львовско-Каменецкой епархией (Брацлавское и Подольское воеводства), на юго-западе и западе - с Львовско-Каменецким, Холмским и Владимирским диоцезами (Львовский, Холмский, Бельский и Владимирский поветы Русского воеводства, граница по рекам Буг, Стырь, Серет, Збруч). Один из крупнейших мон-рей Л. е.- Жидичинская архимандрития ( Жидичинский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь ) в 1585-1620 гг. принадлежал Львовско-Каменецким епископам из рода Балабанов, что было предметом многочисленных конфликтов и длительной судебной тяжбы. В XVII в. в пределы Л. е. вмешивались Владимирские униатские епископы.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Возможно, в 1240-1241 гг. И. попытался встать во главе Киевской митрополии, не имевшей предстоятеля после разгрома Киева монголами в 1240 г. (Киевский митр. Иосиф тогда погиб или бежал из города); вероятнее всего, тогда же был разрушен и Угровск. Следствием действий И. стало его низложение с Угровской кафедры и перевод центра епархии в Холм: «Бе бо прежде того пискуп Асаф во Угровськы скочи на стол митрополич и за то свержен бысть стола своего, и переведена бысть пискупья в Холм» (Там же. Стб. 740). По-видимому, И. попытался занять кафедру в Киеве, в 1239 г. захваченном Даниилом Галицким, без ведома князя, к-рый находился в 1240-1241 гг. в Венгрии и в Польше. После возвращения Даниила на Русь в 1242 г. последовали низложение И. и перенос епархиального центра Забужья из Угровска в новую столицу владений Даниила Романовича - Холм (город основан, вероятно, в 30-х гг. XIII в.). В. Т. Пашуто высказал предположение, что И. в столь смелом поступке опирался на поддержку влиятельных галицких бояр, враждовавших с Даниилом Романовичем; данное обстоятельство послужило причиной того, что кн. Даниил сместил И. и с митрополичьей, и с епископской кафедр. По гипотезе Щапова, И. претендовал на Киевский стол при поддержке кн. Даниила, к-рый впосл. по какой-то причине изменил свою позицию и выдвинул другого претендента - свт. Кирилла II (III) ( Щапов. 1989. С. 189). В любом случае к 1242/43 г. кн. Даниил Романович определил кандидата на митрополичью кафедру: в Галицко-Волынской летописи сообщается о том, что, скрываясь от возвращавшихся из Венгрии монгольских войск, кн. Даниил «поима с собою Коурила митрополита» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 794; свт. Кирилл в 1242/43 был нареченным митрополитом, его поставление состоялось в 1247). (Представляется неверной реконструированная А. В. Поппе биография И., в к-рой попытка архиерея занять пустовавшую Киевскую кафедру отнесена к 1220-1224 гг., ранее управления Угровской епархией ( Поппе А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси: (988-1305 гг.)// Щапов. 1989. С. 202-203. Примеч. 10). Данная хронология противоречит сообщению летописи о том, что И. попытался стать митрополитом, будучи Угровским епископом.)

http://pravenc.ru/text/578078.html

Для вечного поминания имя М. было внесено в синодик владимирского Успенского собора. Его текст не сохранился, но он отразился в древнейшей части синодика нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1556 г. (ГА Нижегор. обл. Ф. 2013. Оп. 602-а. 4°. 161. Л. 25; РГБ ОР. Ф. 256. 387. 1°. Л. 41 об., Список нач. 1810-х гг.). Кроме того, с XVI в. поминание М. и 2 следующих Сарайских епископов включалось в Вологодский кафедральный синодик (РНБ. Погод. 1596. Вологодский сборник. 4°. Л. 163 об., Список 1580-х гг.). Его текст отражает московский чин поминания в XIV-XV вв., к-рый в нач. XVI в. вошел в рукописи Вологды и Ростова ( Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Историческая генеалогия. Нью-Йорк; Екат., 1995. Вып. 6. С. 96). Свидетельства посмертного поминания М. подтверждают выводы тех исследователей, к-рые пишут о тесной связи 1-го епископа Сарайского с митр. Кириллом II, значительное время своего святительства пребывавшим в Сев.-Вост. Руси. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 476; Т. 7. С. 162, 169; Т. 9. С. XV; Т. 10. С. 143, 147; Т. 15. Стб. 401-402; Т. 18. С. 23, 73; Т. 22. Ч. 1. С. 465; Т. 23. С. 85, 88; Т. 24. С. 100; Т. 25. С. 144, 148; Т. 27. С. 197; Т. 28. С. 58, 217; Т. 30. С. 94; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 327, 330; Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного/[Вступ. ст. Б. М. Пудалова]. Н. Новг., 2009. Л. 25. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 1033; Д[ урново] Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 39; Насонов А. Н. Монголы и Русь: История татарской политики на Руси. М.; Л., 1940. С. 41-45; Полубояринова М. Д. Рус. люди в Золотой Орде. М., 1978. С. 24; Церковь, общество и государство в феод. России: Сб. ст./Отв. ред. А. И. Клибанов. М., 1992. С. 67-84; Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 469; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 18.

http://pravenc.ru/text/2563424.html

В. Митрополиты и князья Киевской Руси (988-1305)// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 456-457; Присёлков М. Д. Очерки по церковно-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 197, 201, 209, 213-217; Толочко П. П. Страсти по митрополитам Киевским//Αντδωπον: К 75-летию Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 110-118; Макарий (Веретенников), архим. Киевский митр. Константин I//АиО. 2008. 2(52). С. 76-94; он же. «Ослиное» погребение// Он же. Заметки о правосл. вере. СПб., 2009. С. 112-121; Йорданов И. Печат на Константин митрополит на Русия (XII в.), намерен в България//Море и берега: К 60-летию С. П. Карпова от коллег и учеников. М., 2009. С. 679-687; Назаренко А. В. Территориально-полит. организация гос-ва и епархиальная структура Церкви в Др. Руси (кон. X-XII вв.)// Он же. Др. Русь и славяне: Ист.-филол. исслед. М., 2009. С. 177-178, 188, 256. (ДГВЕ, 2007); Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Смерть в Чернигове: Духовная грамота митр. Киевского Константина// Они же. Траектория традиции: Главы из истории династии и Церкви на Руси кон. XI - нач. XIII в. М., 2010. С. 80-137; Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Завещание» митр. Константина I и канон «на исход души»//Slovne=Словне: International Journal of Slavic Studies. 2014. Vol. 3. N 1. P. 43-71. Неск. изображений К. помещены в Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Облик К. на миниатюрах близок к общему типу изображения архиереев в этой рукописи - это седовласый старец с клиновидной бородой, не достигающей середины груди. Первый раз он показан внутри стилизованных городских стен, на фоне церкви, в сцене поставления его во митрополита Киевского патриархом К-польским Константином IV (Л. 104). Облачен в зеленоватый саккос и омофор, который К. перекинул через руку, склонившись перед патриархом. Справа, на заднем плане показано, как К., одетый в темные мантию с истоками и куколь, верхом отбывает на Русь (слева - преставление киево-печерского игум.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 260-262; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка (X-XIV вв.). СПб., 18822. Стб. 62; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 32-33; Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности: 1. К вопросу о неизданном поучении митр. Климента Смолятича//ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 1. С. 65-73 (То же//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 95-103); Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 300-315; он же. Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представляющей собою у последних высший курс грамотности//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 2. С. 49-59; Присёлков М. Д. Очерки по церковно-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 375-390; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 60-95; Гранстрем Е. Э. Почему митр. Климента Смолятича называли «философом»//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 20-28; Творогов О. В. Климент Смолятич//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 227-228; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси. М., 1989. С. 164-169, 187-188, 196-198; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2 (по указ.); Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киев. Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962 (по указ.); Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси (988-1305)//Там же. С. 455-456; Понырко Н. В. Климент Смолятич//Лит-ра Др. Руси: Библиогр. слов. М., 1996. С. 92-94; она же. Был ли Климент Смолятич создателем первого слав. перевода Толкований Никиты Ираклийского на 16 Слов Григория Богослова//ТОДРЛ. 2008. Т. 59. С. 133-143; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998 (по указ.); Иткин В. В. Толкования Афанасия мниха на соч. Климента Смолятича в древнерус. рукописных сборниках//Книга и лит-ра в культурном контексте: Сб. науч. ст., посвящ. 35-летию начала археогр. работы в Сибири. Новосиб., 2003. С. 91-109; Толочко П. П. Страсти по митрополитам Киевским//Αντιδωρν: К 75-летию Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 110-118; Назаренко А. В. Территориально-полит. организация гос-ва и епархиальная структура Церкви в Др. Руси (кон. X-XII в.)// Он же. Др. Русь и славяне: (Ист.-филол. исслед.). М., 2009 С. 172-206. (ДГВЕ, 2007) (по указ.); Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Князь и митрополит: Штрихи к портрету Климента Смолятича// Они же. Траектории традиции: Главы из истории династии и Церкви на Руси кон. XII - нач. XIII в. М., 2010. С. 21-79.

http://pravenc.ru/text/1841369.html

58 Андрей Александрович Городецкий (?–1304 гг.), третий сын Александра Невского, великий князь владимирский с 1294 по 1304 гг. 59 Титул великого князя наследовался старейшим в роде. После смерти Андрея Александровича старейшим в роде оказывался его двоюродный брат Михаил Ярославич. 60 Этот обычай установился с 1240-х годов, со времени завоевания Руси Батыем. «Сии путешествия, – пишет Карамзин, – были ужасны: надлежало проститься с отечеством на долгое время, терпеть голод и жажду, отдыхать на снегу или на земле, раскалённой лучами солнца; везде голая печальная степь, лишённая убранства и тени лесов, усеянная костями несчастных странников; вместо городов и селений представлялись взору одни кладбища народов кочующих... Что ожидало князей российских в Татарии? Уничижение и горесть». – Карамзин, т. IV, стлб. 22. 61 Юрий (Георгий) Данилович (1270е–1325 гг.), князь московский с 1303 по 1325 гг. и великий князь владимирский с 1317 по 1322 гг. Старший сын князя Даниила Александровича, двоюродный племянник Михаила Ярославича. Много лет соперничал с Михаилом Тверским в борьбе за титул великого князя владимирского. Прямой виновник гибели Михаила Ярославича. Убит в Орде в 1325 г. сыном Михаила Ярославича Дмитрием Михайловичем Грозные Очи. 62 Максим, митрополит киевский и всея Руси с 1283 по 1305 гг., по происхождению грек. Митрополия Киевская и всея Руси установлена в 988 г. в Киеве; в 991 г. кафедра перенесена в Переяславль; в 1035 г. возвращена в Киев; в 1299 г. перенесена во Владимир и, наконец, в 1325 г. в Москву. Со времени св. Петра (митрополит с 1308 по 1326 гг.) киевские митрополиты жили в Москве или в Киеве. 64 Имеются в виду восемь лет, которые прошли от начала великого княжения Михаила Ярославича в 1305 г. до смерти прежнего хана Тохты. 66 В соответствии с предсказанием пророка Иеремии (VII – начало VI вв. до Р. X.) за грехи иудейского народа вавилонский царь Навуходоносор II (правил с 605 по 562 гг. до Р.Х.) в 587 г. до Р. X. разрушил Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. – Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Псалтирь, 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010