< >< назад > 4. Христианизация викингов в X веке. 4.1 Объединение Норвегии Харальдом Прекрасноволосым Временем, когда Норвегия начала приобретать черты единого государства, считается 9-10 вв. Приблизительно в 900 году король Харальд Прекрасноволосый (Harald Herfagre), подчинил себе властителей остальных местностей и стал первым верховным правителем Норвегии. Приблизительно тогда же начинается христианизация Норвегии (по сути, она и была тем инструментом, при помощи которого делались попытки объединить страну). Приведем последовательную хронологию времен правления и жизни королей Норвегии в течении этого замечательного периода, когда в истории этой страны совершались события, определившие весь дальнейший ход ее 863-930 Haraldr I harfagri Halfdanarson (858-940). Харальд I Прекрасноволосый, сын Хальвдана Черного 930-934 Eirikr I blo?ox Haraldsson (885-954). Эйрик I Кровавая Секира, сын Харальда Прекрасноволосого 934-961 Hakon I A?alsteinsfostri (e?a go?i) Haraldsson (920-961). Хакон I Воспитанник Адальстейна (или Добрый), сын Харальда Прекрасноволосого 961-969 Haraldr II grafeldr Eiriksson (935-970). Харальд II Серый Плащ, сын Эйрика Кровавая Секира 969-995 Hakon blotjarl riki Sigur?sson. Хладирский ярл Хакон Могучий 995-1000 Olafr I Tryggvason (963-9 sep 1000). Олав I, сын Трюггви Олавссона 1000-1015 Eirikr ok Sveinn jarlar Hakonssynir. Ярлы Эйрик и Свейн, сыновья Хакона Могучего 1015-1028 Olafr II helgi Haraldsson (995-29 jul 1030). Олав II Святой (или Толстый), сын Харальда Гренландца, сына Гудрёда 1028-1029 Hakon jarl Eiriksson. Ярл Хакон 1029-1030 Knutr II riki (995-1035). Кнут II Могучий, король Дании 1018-1035 1030-1035 Sveinn jarl Alfifuson Knutsson (1015-1036). Ярл Свейн, сын Кнута Могучего 1035-1047 Magnus I riki Olafsson (1024-25 oct 1047). Магнус I Добрый, сын Олава Святого 1046-1066 Haraldr III har?ra?i Sigur?sson (1015-25 sep 1066). Харальд III Суровый, сын Сигурда Свиньи Харальд был сыном Хальвдана Черного, конунга в юго-восточной Норвегии. Его род возводился к шведской династии Инглингов, бравших происхождение от «богов».

http://zavet.ru/b/orlov/viking/03.htm

971 — рождение первенца Соломона Ровоама. 969— коронация Соломона. Назначение его соправителем Давида. 967— смерть Давида. Соломон становится единоличным правителем Израильского царства. Расширение союза с царем Хирамом, первая экспедиция в Офир. 963 — начало строительства Первого иерусалимского храма. 956 — завершение строительства Первого храма. Начало строительства царского дворца. 943 — завершение строительства царского дворца. 930 — смерть Соломона. Распад Израильского царства на Иудею и Израиль. Хронология по традиционной еврейской историографии 2912 (848) — рождение царя Соломона. 2913 (847) — старший сын царя Давида Амнон изнасиловал свою сестру Фамарь. Соломону был один год, и он не мог помнить этого события на уровне сознания. Но он, безусловно, слышал пересуды об этом событии, что также не могло не оказать влияния на формирование его личности. 2914–2917 (846–843) — трехлетний период голода в стране, ставший одним из самых сильных детских впечатлений Соломона. 2921 (839) — мятеж Авессалома против Давида. Соломон вместе с отцом и матерью Вирсавией спасаются бегством в Маханаим и после подавления мятежа возвращаются в Иерусалим. 2923 (837) — женитьба на аммонитской принцессе Нааме. Рождение Ровоама. 2924 (836) — коронация Соломона. Смерть Давида. Казнь Соломоном Адонии и Иоава и отправка в ссылку первосвященника Авиафара. Пророческая ночь в Гаваоне. Знаменитый суд по делу двух блудниц. Обмен делегациями с царем Хирамом; договор о расширении торгово-экономического союза с Тиром. 2925–2926 (835–834) — строительство порта и кораблей в Елафе (Эйлате) на Красном море; отправка первой экспедиции в Офир. 2927 (833) — уничтожение фараоном Гезера. Переговоры с Египтом. Соглашение о браке с дочерью фараона и торгово-экономическом союзе с Египтом. Начало торговли лошадьми и колесницами. Появление первых подразделений боевых колесниц в израильской армии. Казнь Семея, сына Геры. 2928 (832) — начало строительства Первого иерусалимского храма. 2928–2935 (832–825) — продолжение строительства Первого храма. Налаживание международной торговли лошадьми и колесницами. Создание кадровой армии из колесниц и пехоты; строительство новых и расширение старых городов с целью размещения в них конных воинских гарнизонов. Строительство водохранилищ («бассейнов»). Улучшение внутренних дорог. Налаживание торговли с Африкой (Офиром).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/5

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сортировать по Исключить новости Феодосий Диакон: поэтическая полемика с исламом в Византии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 20 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 О личности Феодосия практически нет никаких данных, кроме тех, которые можно почерпнуть из его произведения. Вероятно, он имел прекрасное образование, жил в Константинополе и был диаконом церкви святой Софии. Панагиотакис высказывает наблюдение, что цитат и аллюзий на языческих писателей в панегирике значительно больше, чем на Священное Писание 1 . Это позволяет предположить, что, несмотря на сан, по внутренней склонности и интересам Феодосий был скорее светский, чем церковный человек. Сам себя в заглавии сочинения он награждает эпитетом mapeinTj ‘скромный, почтительный’, который может подразумевать и неблагородное происхождение. Единственной его работой, известной нам, является панегирик Роману II (959–963) “О захвате Крита”, который он впоследствии перепосвятил Никифору II Фоке (963–969). Произведение было написано между 961 (захват Хандакса) и декабрем 962 (захват Алеппо), а вышло в свет после 15 марта 963 г. (смерть Романа II), но до восшествия на престол Никифора, так как он фигурирует в обращении еще как “магистр”. Поэма принадлежит к числу тех немногих византийских поэтических сочинений, в которых уделено особое место и внимание полемике против ислама. “Богословскую критику ислама Феодосий тесно переплетает с изображением торжествующей Византии. Лишь частично эта полемика следует традиционным аргументам, в остальном же она испытывает влияние недавних византийских побед на острове Крит, в Сицилии и Сирии” 2 . Предшествующие византийские полемисты начиная с VII века многократно вынуждены были сталкиваться с мусульманскими утверждениями о том, что их великие победы над христианами доказывают истинность и превосходство ислама. Многие интеллектуалы давали разнообразные ответы на этот упрек. Начиная с преподобного Анастасия Синаита христиане трактовали воинские успехи мусульман как кару за грехи христиан. Его мысль воспринял преподобный Феофан Исповедник, а вслед за ним — позднейшие византийские историки. Единственным исключением из этой традиции был святитель Никифор Константинопольский, который полагал причиной военных неудач политические просчеты императоров, а к попыткам поиска однозначной религиозной трактовки этих событий относился отрицательно, поскольку именно она использовалась как один из главных аргументов для создания иконоборческой ереси.

http://pravmir.ru/feodosiy-diakon-poetic...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Владимир Немыченков. " О значении религии для победы в войне: Император Никифор Фока " 29.11.2022 12:26:48 Для победы над врагом армия нуждается в помощи Божией, испрашиваемой в молитвах не только священников, но и всех воинов. Император Восточной Римской империи (Византии) Никифор II Фока (ок. 912–969) был выдающимся полководцем. Еще до восшествия на престол он вел успешные войны, возвращая империи земли, утраченные ею в результате арабских завоеваний. Среди его наиболее значительных военных успехов – освобождение от арабских пиратов острова Крит в 961 г. В следующем 962 г. он взял Алеппо (Халеб), который был столицей Хамданидского эмирата, главного в то время соперника Византии. Армия Никифора на Крите. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в.. Победоносный император В 963 г., когда внезапно скончался император Роман II, восточные войска, находящиеся в Каппадокии (область на востоке современной Турции) провозгласили своего полководца Никифора императором. Въезд императора Никифора II Фоки в Константинополь через Золотые ворота 16 авг. 963 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. Коронация императора Никифора II Фоки в Константинополе. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в. Он стал первым после долгого перерыва византийским императором, лично участвовавшим в затяжных военных кампаниях. В ходе трех сирийских экспедиций Никифору удалось добиться решительного перелома в борьбе с разобщенным внутренними конфликтами арабским миром, и в его правление Византия перешла от обороны к планомерной  «реконкисте» прежних владений Римской империи  на Ближнем Востоке. В ходе 1-го похода (964-965) были взяты  Адана, Мопсуестия  и  столица Киликии - Тарс , одновременно был освобожден от арабов и присоединен к Византии остров  Кипр  (965). Вверху: армия Никифора Фоки берет Мопсуэстию. Внизу: послы от Тарса. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы, XII в. Включение Киликии в состав империи открыло византийским войскам путь в Сирию и Финикию, рейд по которым Никифор совершил в ходе 2-го похода (966).

http://radonezh.ru/2022/11/29/vladimir-n...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ II БОЛГАРОБОЙЦА [греч. Βασλειος Βουλγαροκτνος] (958, К-поль - 15.12.1025, там же), визант. имп. (с 11 янв. 976). Представитель Македонской династии (867-1056), старший сын имп. Романа II и внук имп. Константина VII Багрянородного. Коронован в 960 г. как соправитель отца; после смерти Романа II в марте 963 г. малолетние В. Б. и его младший брат Константин VIII были провозглашены автократорами вместе с матерью августой Феофано . Однако в авг. 963 г. полководец Никифор II Фока в результате военного мятежа добился власти, женился на Феофано и т. о. стал отчимом и опекуном В. Б. и Константина. В 969 г., после убийства Никифора Фоки и прихода к власти имп. Иоанна I Цимисхия , положение юных императоров формально почти не изменилось. Самостоятельное правление В. Б. началось в 976 г., после смерти Цимисхия, но еще в течение почти 10 лет (до 985) гос. делами заведовал паракимомен Василий Ноф, оскопленный в детстве, незаконнорожденный сын имп. Романа I Лакапина . Константин VIII формально считался соправителем В. Б., но уступил всю власть брату и фактически стал императором лишь после его кончины в 1025 г. Гражданские войны В течение первых 15 лет правительство В. Б. было вынуждено основное внимание уделять борьбе с военными мятежами внутри империи и с восстаниями на ее окраинах. Уже весной 976 г. поднял мятеж стратиг Месопотамии Варда Склир, при Цимисхии (его родственнике) занимавший высший военный пост в империи - доместика схол Востока. Пользуясь большой популярностью в войсках и опираясь на свои обширные владения в Анатолии, он вскоре поставил под свой контроль большую часть М. Азии и разгромил правительственные войска в ряде сражений. Склир сумел 2 года удерживать власть над центральными районами М. Азии, однако его попытки создать угрозу К-полю были неудачны. В 978 г. в столицу был вызван из ссылки др. влиятельный полководец Варда Фока, племянник имп. Никифора II (в 970 он пытался поднять мятеж против Иоанна Цимисхия, за что был заточен в мон-ре на о-ве Лесбос). Он был назначен доместиком схол Востока, собрал вокруг себя верные императору силы и в марте 979 г. нанес поражение Склиру. Последний бежал в мусульм. владения и искал поддержки у багдадского султана Хосрова (Адуд ад-Даула Буид, 977-983). Из К-поля в Багдад было направлено посольство с призывом не оказывать помощи мятежнику; султан заключил в тюрьму и Склира с его спутниками, и имп. посла.

http://pravenc.ru/text/150781.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ГЕОМЕТР [греч. Ιωννης Γεωμτρης] (ок. 930/40 - ок. 1000), визант. поэт, эпиграмматист. Также именуется Иоанном Кириотом по названию к-польского монастыря Пресв. Богородицы, построенного префектом Киром (Θεοτκος τν Κρου), где И. Г. находился после отставки. Биографию И. Г. возможно реконструировать лишь частично. И. Г. происходил из аристократического рода и имел старшего брата. Отец И. Г. (как известно из эпитафий последнему) служил в Азии. Происхождение прозвища Геометр скорее всего не связано с профессией, т. к. сведений об увлечении И. Г. математическими науками не сохранилось. Впервые И. Г. так назван у Иоанна Доксопатра (XI в.), к-рый цитирует несохранившиеся комментарии И. Г. к сочинениям Гермогена и Афтония. И. Г. унаследовал от отца небольшое состояние, но основной доход ему приносил почетный чин протоспафария (зафиксирован в ркп. Bodl. Baroc. 25. F. 280v, 287). Ок. 986 г. И. Г. был удален от двора имп. Василием II, т. к. ранее примкнул к группировке паракимомена Василия Нофа, почти единовластно правившего Византийской империей с 976 г. Заниматься лит. деятельностью И. Г. начал при имп. Константине VII Багрянородном (944-959), а при Никифоре II Фоке (963-969) и Иоанне Цимисхии (969-976) продолжил карьеру придворного поэта. После отставки И. Г. неоднократно обращался к императору в иносказательной форме то с жалобами и упреками, называя его «злобным Фараоном» (Θαρα κακμητις - Cramer. 1841. P. 292), то с просьбами вернуть его на службу, описывая бедствия, к-рые терпит империя из-за необразованности новых военачальников. Однако голос И. Г. не был услышан, и он умер в опале (ср. сообщение Михаила Пселла о критике И. Г. со стороны приближенного к Василию II поэта Иоанна Сикелиота: Michaelis Pselli Theologica/Ed. P. Gautier. Lpz., 1989. Vol. 1. P. 180). Год смерти И. Г. определяется по косвенным данным: наиболее поздние его сочинения посвящены болг. войнам и датируются временем после 997 г. Ранее в византиноведении бытовало мнение, что И. Г. может быть отождествлен с автором сходных сочинений Иоанном, еп. Мелитинским, однако позже оно было опровергнуто ( Бибиков. 1980; Lauxtermann. 1998).

http://pravenc.ru/text/471112.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЛАДИМИР РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона равноап. князя Владимира Владимир (Василий) Святославич (ок. 960 - 1015 ), князь Киевский, святой равноапостольный Память 15 июля , в Соборах Волынских , Галицких и Киевских святых Сын киевского князя Святослава Игоревича (ок. 960–972), внук равноапостольной киевской княгини Ольги (+ 969). Год рождения Владимира Святославича неизвестен. На уникальное сообщение «Летописца Переяславля Суздальского» (XIII в., сохранившемся в единственном списке 3-й четв. XV в.) о 73 годах как возрасте князя ко времени его кончины полагаться трудно по неясности происхождения этой информации и, главное, по сбивчивости хронологии «Летописца» (так, смерть Владимира Святославича датирована в нем 6543, т. е. 1035 (!) г.). Подсчеты на основании возраста Святослава (род. за 3–5 лет до гибели своего отца киевского кн. Игоря, происшедшей не ранее зимы 944/5 г.) и более или менее надежных фактов биографии самого Владимира Святославича (рождение старшего сына кн. Вышеслава не позднее 978 г. и др.) приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 г., причем наиболее вероятной выглядит дата ок. 960 г. Такому заключению вряд ли противоречит известие Титмара , что Владимир Святославич умер «глубоким стариком» («decrepitae aetatis») и «ветхим деньми» («plenus dierum») , поскольку впечатление от возраста ок. 55 лет, и без того весьма почтенного по понятиям средневековья, могло усугубляться необычайной длительностью киевского княжения Владимира Святославича (без малого 40 лет). Матерью Владимира Святославича, согласно ПВЛ, была «ключница» святой княгини Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т. е. уроженца г. Любеча близ впадения Десны в Днепр). Тот факт, что Владимир Святославич был сыном несвободной наложницы («робичичем»), а также близость имен давали повод некоторым исследователям (Д.

http://drevo-info.ru/articles/6457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ Прп. Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи XV в. (Ath. Laur. E 194. Fol. 1v) Прп. Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи XV в. (Ath. Laur. E 194. Fol. 1v) [Греч. Αθωντης] (ок. 925 или 930, Трапезунд - 5.07. ок. 1000, Афон), прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных), основатель Вел. лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении получил имя Авраамий. Происходил от благородных и знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г. он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному ритору Афанасию. Вскоре Авраамий превзошел своего наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою, оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп. Михаилом Малеином , игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и встретился с Никифором II Фокой , выдающимся военачальником, впосл. имп. Византии (963-969). Авраамий вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное место. Никифор Фока посетил А. А., долго беседовал с ним и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп. Михаил Малеин захотел сделать А. А. игуменом своего мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и избегая мира, ушел на Афон (958/59). Прп. Афанасий Афонский. Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне) Прп. Афанасий Афонский. Икона. XV в. (Великая Лавра на Афоне) Поскольку Никифор Фока повсюду разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя, назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил А.

http://pravenc.ru/text/76982.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010