Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЬГЕЛЬМ Св. Вильгельм. Скульптура из базилики на о-ве Сан-Джулио (Пьемонт. Италия) Св. Вильгельм. Скульптура из базилики на о-ве Сан-Джулио (Пьемонт. Италия) [Гильом; лат. Gullielmus, Willelmus; франц. Guillaume de Volpiano] (962-1031), св. (пам. зап. 1 янв.), аббат мон-ря Сен-Бенинь (Дижон, Франция), один из активных проводников клюнийской реформы . Основным источником о жизни В. является житие, написанное в сер. XI в. клюнийским мон. и учеником св. Рудольфом Глабром (Vita Sancti Guillelmi abbatis Divionensis//PL. 142. Col. 697-720). Согласно сочинению Глабра и др. жизнеописаниям (Chronicon St. Benigni/Ed. Bougaud. Dijon, 1875//Analecta Divionensia. T. 9; PL. 141. Col. 851-870), В. был сыном графа Роберта ди Вольпиано, а его крестным был герм. имп. Оттон I . Род. в фамильном замке на о-ве Сан-Джулио (оз. Орта, к северу от Новары, Пьемонт, Италия). В возрасте 7 лет был отдан в бенедиктинский мон-рь Сан-Микеле ди Лучедио близ Верчелли, где получил образование и принял постриг. В 987 г. перешел в Клюни к аббату св. Майолю , к-рый годом позднее поручил В. восстановление мон-ря св. Сатурнина на Роне близ Авиньона. Бруно, еп. Лангрский, оценив организаторские способности В., попросил его возглавить пришедшее в упадок аббатство Сен-Бенинь (названное в честь св. Бенигна , просветителя Дижона). В 990 г. В. был рукоположен во священника и назначен аббатом Сен-Бенинь. В результате его активной деятельности возросло число монастырской братии, возродился духовный авторитет аббатства. Вскоре еп. Бруно поставил В. во главе всех мон-рей своего диоцеза, т. о. под началом святого находилось ок. 40 обителей и 1200 монахов. Ок. 1001 г. В. основал аббатство Фруттуария в честь св. Бенигна и составил свод монашеских правил, получивший название «Consuetudines Fructuarienses». Свод относится к т. н. клюнийской группе монашеских правил, но отличается особой строгостью и более, чем др., близок к Уставу прп. Венедикта Нурсийского . «Consuemudines» быстро распространились на территории Ломбардии, Лотарингии, Бургундии и Нормандии и были приняты в ряде мон-рей, таких как св. Аполлинария в Равенне, св. Амвросия в Милане, св. Иуста в Сузе, а также оказали влияние на уставы нек-рых мон-рей в Германии, Англии и Польше.

http://pravenc.ru/text/158652.html

Список статей по запросу «Вильгельмом» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Вильгельмом» найдены статьи: ВИЛЬГЕЛЬМ (962-1031), аббат мон-ря Сен-Бенинь (Дижон, Франция), св. (пам. зап. 1 янв.) ВИЛЬГЕЛЬМ III (1650 - 1702), принц Оранский, правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702) ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ КОНША (ок. 1080 - ок. 1154), франц. богослов, философ, грамматист, представитель шартрской школы ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ СЕНТ-АМУРА (1200/02 - 1272), франц. теолог, философ, церковно-политический деятель католич. Европы ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ СЕН-ТЬЕРРИ (ок. 1085 - 1148), франц. богослов, мистик ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ ШАМПО (1068/70 - 1121/2), еп. Шалонский, схоластический богослов, основатель сен-викторской богословской школы ВИЛЬГЕЛЬМ ОВЕРНСКИЙ (между 1180 и 1190 - 1249), еп. Парижский, схоластический богослов и философ ВИЛЬГЕЛЬМ ОСЕРСКИЙ (ок. 1150 - 1231), франц. теолог и философ Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Вильгельмом.html

В 1031 или 1033 г. аббат Одилон составил новое Житие М., сохранившееся в 3 версиях (BHL, N 5182-5183; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 279-290; PL. 142. Col. 943-962). Одилон стремился не столько изложить биографию святого (для этого он отсылает читателей к пространному Житию), сколько описать его добродетели. Вводная часть Жития посвящена значению деятельности святых, которые хранили истинную веру, укрепляли и защищали Церковь. Отождествляя святость и монашеский подвиг, Одилон представляет монахов как духовных наследников апостолов и мучеников (происхождение монашества возводится к прор. Илии и св. Иоанну Крестителю). Агиограф прослеживает преемственность аскетической традиции от св. Бенедикта, создателя универсального общежительного устава, и клюнийскими монахами (см.: Iogna-Prat D. La geste des origines dans l " historiographie clunisienne des XIe et XIIe siècles// Idem. Études clunisiennes. P., 2002. P. 162-163). Пример М., идеального наставника монахов, показывает, что святость всегда присутствует в Церкви: в нем воплотились все добродетели и исполнились заповеди блаженства. Являясь усердным последователем святых, М. стал мудрым учителем для всех своих современников. Одилон указывает прежде всего на высокую репутацию М., перечисляя императоров, королей и др. правителей, к-рые чтили святого и руководствовались его советами. После кончины М. его святость была подтверждена чудесами, к-рые совершались у его гробницы. В дополненной версии Жития (BHL, N 5183) повествуется также о пленении святого сарацинами, которое стало поводом для их изгнания из Прованса. Изгнание сарацинов и победа Фульхерия, отца М., над волком-людоедом рассматриваются как аллегории победы Христа над сатаной. Житие, составленное Одилоном, получило в бенедиктинских мон-рях более широкое распространение, чем ранние тексты (известно 20 рукописей). По-видимому, Житие было задумано Одилоном как гомилия-панегирик; оно предназначалось для богослужебного чтения. Впосл. в Клюни и нек-рых других мон-рях его текст делили на 8 чтений для оффиция в день памяти М. (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 34-40). Одилон составил также 4 гимна в честь святого (Bibliotheca. 1614. Col. 291-292; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 47). По его распоряжению в монастыре Сувиньи, где был погребен М., записывались чудеса от мощей святого. Сказание о чудесах сохранилось в 5 рукописях XI-XII вв. (BHL, N 5186; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 1787-1814; ActaSS. Mai. T. 2. P. 690-700; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 43-44). В единственной, утраченной ныне рукописи нач. XI в. из Меца содержался текст письма некоего монаха о кончине М. Адресатом письма мог быть св. Вильгельм из Вольпиано (BHL, N 5187; изд: Sackur. 1891; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 44-46).

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Соч.: PL. 40. Col. 897-942; 101. Col. 1027-1098; 143. Col. 797-800; 147. Col. 453-458, 463-474, 473-476; 158. Col. 798-803; Leclercq J. La prière au sujet des vices et des vertus//StAnselm. 1953. Vol. 31. P. 3-17; Leclercq J., Bonnes J. P. Un maître de la vie spirituelle au XIe siècle: Jean de Fécamp. P., 1946. (Études de théologie et d " histoire de la spiritualité; 9); Wilmart A. Auteurs spirituels et textes dévots du moyen âge latin. P., 1932; idem. Deux préfaces spirituelles de Jean de Fécamp//RAM. 1937. Vol. 18. P. 3-44. Лит.: Wilmart A. La Complainte de Jean de Fécamp sur les fines dernières// Idem. Auteurs spirituels et textes dévots du moyen âge latin. P., 1932. P. 131-134; idem. Deux préfaces spirituelles de Jean de Fécamp//RAM. 1937. Vol. 18. P. 3-44; Leclercq J., Bonnes J. P. Un maître de la vie spirituelle au XIe siècle: Jean de Fécamp. P., 1946; Leclercq J. Écrits spirituells de l " école de Jean de Fécamp//StAnselm. 1948. Vol. 20. P. 91-114; idem. Prières attribuables à Guillaume et à Jean de Fruttuaria//Monasteri in alta Italia dopo la invasione saracene e magiare (sec. X-XII): Relazioni... al 32. Congersso storico subalpino. Torino, 1966. P. 156-166; idem. Jean de Fécamp//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 509-511; Musset L. La contribution de Fécamp à la reconquête monastique de la Basse-Normandie//L " abbaye bénédictine de Fécamp. Fécamp, 1959. Vol. 1. P. 57-67; idem. La vie économique de l " abbaye de Fécamp sous l " abbatiat de Jean de Ravenne (1028-1078)//Ibid. P. 67-79; Mathon G. Jean de Fécamp: Théologien monastique?//La Normandie bénédictine au temps de Guillaume le Conquérant (XIe siècle)/Éd. G.-U. Langé. Lille, 1967. P. 485-500; Bulst N. Untersuchungen zu den Klosterreformen Wilhelms von Dijon (962-1031). Bonn, 1973; Evans G. R. Mens Devota: The Literary Community of the Devotinal Works of John Fécamp and St. Anselm//Medium Aevum. 1974. Vol. 43. P. 105-115; Ward B. Introduction//The Prayers and Meditations of St. Anselm. Harmondsworth, 1986. P. 47-51; Köpf U. Johannes v. Fécamp//TRE. 1987. Bd. 17. Sp. 132-134; Potts C. Monastic Revival and Regional Identity in Early Normandy. Woodbridge, 1997; Feiss H. John of Fécamp " s Longing for Heaven//Imagining Heaven in the Middle Ages/Ed. J. S. Emerson, H. Feiss. N. Y., 2000. P. 65-82; Gazeau V. Normannia monastica. Caen, 2007. Vol. 2. P. 105-110.

http://pravenc.ru/text/471526.html

891 Книги Тертуллиана de carne Christi и de resurrectione carnis составляют самостоятельные трактаты; если же анализ их сопоставлен здесь с анализом книг «adversus Marcionem», так сделано это лишь с целью представить полемику Тертуллиана против Маркиона в одной картине, полемику по всем вопросам, какие затрагивались Маркионом и обсуждались Тертуллианом. 919 Т.е. посланий к Галатам (в гл. 1–4), 1 Коринфянам (гл. 5 –10), 2 Коринфянам (гл. 11 – 12), Римлянам (гл. 13 – 14), 1 Фессалоникийцам (гл. 15), 2 Фессалоникийцам (гл. 16), Лаодикийцам или Ефесянам (гл. 17 – 18), Колоссянам (гл. 19), Филиппийцам (гл. 20) и Филимону (в главе 21). 962 Ibid. 39. Вообще Тертуллиан в системе Гермогена находит много разбросанных там и здесь противоречий, разбросанных там и здесь с той целью, чтобы они не бросались рез­ко в глаза. Например, в одном месте он приписывает материи беспорядочное движение, в другом равномерное. Ibid. 41. 42. 1011 Сравнение эонологии Валентина с генеалогиею богов Гезиода сделано было Епифанием, – v. Epiph. haer. XXXI, 2. З. 1016 Епифаний говорит, что излагает эонологию валентиниан «по их книгам» (Epiph. haeres. XXXI, 5). 1026 Таким образом принцип полового различия валентиниане полагали в самой пер­вооснове всего, – мир явился, стало быть, только копиею того, что делалось и делается в плироме. 1031 Нужно заметить, что в системе Валентина чем более эоны удалялись в своей эманации от Вθιος, тем становились несовершеннее. В обратном эманации отношении стояло их желание постигнуть виновника всего: чем далее эоны были от Вφιος и чем были несовершеннее, тем сильнее проявлялось в них желание познать Первоотца. Это желание как бы сконцентрировалось в последнем эоне Σοφα. 1033 Iren. I, 1 n. 4; Tert. adv. Val. 10. – По взгляду гностиков – пантеистов, женское начало дает только сущность бесформенную, оформляет ее уже мужское начало. 1037 Iren. с. haer. I, 4 n. 1. 2. 3. 5; Tertull. adv. Val. 14. 15. Материальный мир в системе Валентина не имеет реального существования, потому что он, равно как и все другие сущности, произошли путем эманации из духовной субстанции; он – простая фантасмагория, феноменальное явление (Tert. adv. Val. 26б – v. Freppel, S. Irenee, p. 250).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

В 1031 или 1033 г. О. составил Житие св. Майоля в форме панегирика (BHL, N 5182-5183; изд.: PL. 142. Col. 943-962), в к-ром возвел происхождение монашества к эпохе ВЗ и попытался обосновать преемственность монашеской традиции от св. Бенедикта к аббатам Клюни. О. описал жизнь и деятельность своего предшественника как реализацию 4 основных добродетелей (мудрости, умеренности, силы духа, справедливости), представил св. Майоля мудрым наставником, к-рый пользовался всеобщим уважением (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 34-40; Goullet M. Odilon, saint et hagiographe//Odilon. 2002. P. 75-78). Он составил также неск. гимнов в честь св. Майоля (PL. 142. Col. 961-964; Morin. 1926; см.: Iogna-Prat. 1988. P. 47). Вероятно, О. или мон. Йотсальду принадлежит стихотворный панегирик св. Майолю ( Dolveck. 2012). Вскоре после кончины имп. Оттона III (996-1002) О. приступил к составлению «Эпитафии госпоже августе Адельгейде», окончательная редакция которой датируется 1024-1026 гг. (BHL, N 63-64; изд.: MGH. SS. T. 4. P. 637-645; Die Lebensbeschreibung. 1962; рус. пер.: История средних веков. М., 20013. [Т. 2.] С. 349-358). Как и Житие св. Майоля, «Эпитафия...» является пространным панегириком, в к-ром автор создает обобщенный идеализированный образ героини. Имп. Адельгейда представлена идеальной государыней, достигшей святости в миру. Кратко излагая события ее жизни, О. уделяет основное внимание смирению и мудрости Адельгейды, к-рые помогали ей переносить притеснения со стороны кор. Беренгария II Иврейского, Оттона II и его супруги Феофано. Испытания, пройденные Адельгейдой, позволили О. уподобить ее пророкам, апостолам и Самому Христу. Указывая на милосердие и на добрые дела императрицы, О. придавал наибольшее значение ее отношениям с клюнийцами, и в первую очередь со св. Майолем, к-рого она особенно уважала. Кроме щедрых пожертвований императрица передала клюнийцам основанные ею мон-ри Пайерн и приорат Спасителя в Павии. Незадолго до кончины она удалилась в мон-рь Зельц; на ее гробнице совершались чудеса (см.: Corbet P. Les saints ottoniens: Saintété dynastique, saintété royale et saintété féminine autour de l " an mil. Sigmaringen, 1986. P. 81-110; Goullet M. Odilon, saint et hagiographe//Odilon. 2002. P. 73-81). Также О. приписывается стихотворная эпитафия Оттону I , в к-рой император представлен как образцовый христ. правитель, установивший мир в гос-ве и силой Креста победивший варварские народы (MGH. Poet. T. 5. P. 281-283).

http://pravenc.ru/text/2578205.html

к. и конгрегаций св. Мавра и св. Витона. С 1962 г. титул аббата Клюни носит епископ Отёна, Шалона и Макона (с 2006 титулярным аббатом является еп. Бенуа Ривьер). Библиогр.: Cluny-Bibliographie (1479-2014) [Электр. ресурс:] Ист.: PL. 133, 137, 142, 149, 150, 159, 166, 173, 188, 189, 203; Bullarium Sacri Ordinis Cluniacensis. Lugduni, 1680; Udalric. Consuetud. Cluniac.; Bernard. Ordo Cluniac.; Recueil des chartes de l " abbaye de Cluny/Éd. A. Bernard, B. Bruel. P., 1876-1903. 6 vol.; Bibliotheca Cluniacensis in qua SS. Patrum Abbatum Cluniacensium vitae, miracula, scripta, statuta, privilegia chronologiaque duplex/Ed. M. Marrier, A. Duchesne. Mâcon, 1915r; Statuts, chapitres généraux et visites de l " ordre de Cluny/Éd. G. Charvin. P., 1965-1982. 9 vol.; Annexe au t. 6: Atlas des monastères de l " Ordre de Cluny au moyen âge; Annexe au t. 9: Atlas des monastères de l " Ordre aux XVIIe et XVIIIe siècles établis par Dom R. Gazeau; The Letters of Peter the Venerable/Ed. G. Constable. Camb. (Mass.), 1967. 2 vol.; Cluny im 10. und 11. Jh./Hrsg. J. Wollasch. Gött., 1967; Statuta Petri Venerabilis Abbatis Cluniacensis IX (1146/7)/Ed. G. Constable//Consuetudines Benedictinae Variae (Saec. XI - saec. XIV). Siegburg, 1975. P. 19-106. (CCM; 6); Liber tramitis aevi Odilonis abbatis/Ed. P. Dinter. Siegburg, 1980. (CCM; 10); Synopse der cluniacensischen Necrologien/Hrsg. J. Wollasch. Münch., 1982. 2 Bde; Consuetudinum saeculi X/XI/XII monumenta: Introductiones/Ed. K. Hallinger. Siegburg, 1984. (CCM; 7/1); Consuetudines Cluniacensium antiquiores cum redactionibus derivatis/Ed. K. Hallinger. Siegburg, 1983. (CCM; 7/2); Vita Domni Willelmi abbatis/Ed. N. Bulst, J. France, P. Reynolds. Oxf., 1989; Les plus anciens documents originaux de l " abbaye de Cluny/Éd. H. Atsma et al. Turnhout, 1997-2002. 3 vol.; Iotsald von Saint-Claude. Vita des Abtes Odilo von Cluny/Hrsg. J. Staub. Hannover, 1999. (MGH. Script. Rer. Germ.; 68); Guillaume de Volpiano: Un réformateur en son temps (962-1031): Vita domni Willelmi de Raoul Glaber/Éd.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Мец и Майнц 889 или 890 Шалонь Трибур Англия 896, 898 Равенна Рейми и Рим В десятом веке Провинция Нарбонн 902, 906, 907 Тройсли Альтгейм Константинополь Тройсли Кобленц Альтгейм Регенсбург, Эрфурт, Дингольфинген Суассон Ингельгейм Лондон Лландафф Близ Мо 962, 963–964, 967 Равенна 967, 968 Англия Кантерберри Компостелле Лондон Ингельгейм Винчестер Лландафф Сенлис Близ Реймса Италия Муссон Сен-Дени Равенна Магдебург В одиннадцатом веке Франкфурт Пуатьер Диденгофен и Констанц Франкфурт Кобленц Равенна Орлеан Орлеан Зелигенштадте Аррасе Шарру (Charroux) Лиможе 1029, 1031 Арле (Арелат) Аквитания Сен-Жилле (Egydi, St. Gilles) 1047, 1049 Верцелль 1051, 1053 Вамберг, Регенсбург, Вормс Константинополь Нарбонна, Майнц Приложение 4. Список главных источников и пособий 3666 Acta Sanctorum, edd. Bollandus, etc., перепеч. Paris. 1860, seqq. Agobardus, ed. Baluze, Paris, 1666. Alcuinus, ed. Froben, Ratisbon, 1777. Alexander Natalis, Hist. Fcclesiastica, Bingen, 1788. Ammianus Marcellinus in Hist. Rom. Scriptores, Heidelb. 1743. Athanasius, ed. Montfaucon, Paris. 1690. Baronius et Raynaldus. Annales Ecclesiastici, cum Pagii Critica. ed. Mansi, Lucca, 1738, seqq. (Бароний и Райнальд цитуются по годам и параграфам, a Паги по томам и страницам). Basilius, ed. Benedict., Paris, 1721. Beda, Hist. Eccesiastica Gentis Anglorum, ed. Hussey, Oxford, 1846. Bibliotheca Patrum, Lyons. 1677. Bouquet (см. Recueil). Cantacuzenus. Job., Paris, 1645. Gave, Hist. Litteraria, Oxf. 1740. Cedrenus (в парижском изд. Византийских историков), 1648. Chronicon Paschale (в боннском изд. Византийских историков). Chrysostomus, ed. Monfaucon, Paris, 1718. Clemens Alexandrinus, ed. Potter, Oxf. 1715. Codex Justinianus (см. Corpus Juris Civilis). Concilia (см. Hardonin Labbe, Mansi, Schanat, Wilkins. Haddan, Joseph Robertson). Corpus Juris Civilis, Amst. 1663. Cyprianus. ed. Fell, Oxf. 1683 (изд. Migne, Patrol. III, IV, вообще было у нас в употреблении). Cyrillus Alexandriuus, Pans, 1638. Döllinger, Lehrbuch der Kirchengeschichte, Ratisbon, 1857.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. (напр., в области распространения беневентанского пения), либо активными, иногда жесткими литургическими реформами (уничтожение книг старорим. пения при папе Николае III между 1277 и 1280). Продолжилось расширение певч. репертуара и развитие теории Г. п. Ранняя линейная нотация. Респонсорий из службы св. Мавру Гланофоленскому. XII в. (Parisin. Lat. 3777. Fol. 184) Ранняя линейная нотация. Респонсорий из службы св. Мавру Гланофоленскому. XII в. (Parisin. Lat. 3777. Fol. 184) В сер. XI в. произошли существенные перемены в певч. нотации. В нем. источниках исчезли буквенные обозначения ритма и просодии. В рукописях южнофранц. ареала усилилась тенденция к точной фиксации интервалов мелодии - формируется т. н. диастематическая нотация; аналогичные тенденции заметны в лотарингском письме и в итал. разновидностях невменной нотации. Невмы все чаще располагались на линиях, ранее встречавшихся лишь изредка в музыкально-теоретических трактатах. Во Франции благодаря реформам бенедиктинца Вильгельма Дижонского (ок. 962-1031) появились рукописи с двойной нотацией - франц. невмы дополнены буквенными обозначениями ступеней звукоряда. Между 1025 и 1033 гг. мон. ордена камальдулов Гвидо Аретинский сформулировал основные принципы 4-линейной нотации, остававшиеся неизменными на протяжении столетий. Значительные изменения в Г. п. произошли в XII в. Продолжалось сочинение новых песнопений на библейские и литургические тексты в традиц. жанрах; из употребления постепенно вышли тропы; поэзия секвенций ритмизировалась ( Kruckenberg-Goldenstein. 1997). В богослужении каноников августинского конвента Сен-Виктор в Париже возник новый тип секвенции, основанный на регулярной ритмике и употреблении рифм ( Fassler. 1993). Сочинялись песнопения в свободном стиле, лишь отчасти использовавшие мелодические модели древнего Г. п. (наиболее характерный пример - творчество Хильдегарды Бингенской ). В обиход вошли рифмованные литургические и паралитургические песни (см. в ст. Канционал ). Основным видом нотного письма в романских странах и на Британских о-вах стала 4-линейная квадратная нотация , в Германии и в Вост.

http://pravenc.ru/text/166507.html

437 Хронология немецко-польских отношений в последние годы правления Мешка II и, соответственно, русско-немецкого совместного выступления в это время против Польши спорна. Если, по Випону, мир с Мешком следует, вне сомнений, датировать не ранее осени 1032 г., то современная событиям немецкая анналистика единодушно относит имперский съезд в Мерзебурге 7 июля, на котором был заключен мир, уже к 1031 г. Таким образом, военные действия Конрада, о которых сообщает Випон, имели место либо в 1032 г. (по Випону), либо годом ранее. Мнения в историографии на этот счет разделились (см. сводку: Lübke 4. 607, 609). Датировки в «Повести временных лет» походов киевского князя Ярослава Владимировича и его брата черниговского князя Мстислава на Польшу 1030 и 1031 гг. говорят скорее в пользу второго из двух вариантов. Действительно, бегство Мешка в Чехию и вокняжение в Польше Бесприма, который выдал польские королевские инсигнии германскому императору, бесспорно, относятся ко второй половине 1031 г. (Ann. Hild., а. 1031. Р. 36). 438 О причинах гнева можно только догадываться, но в 1033 г., после немецкого похода на Чехию, Олдржиха сменил на пражском столе его брат Яромир. 439 Не подлежит сомнению, что речь идет о том же событии, о котором «Хильдесхаймские анналы» сообщают под 1032 г. как об убийстве Бесприма (Ann. Hild. Р. 37). 441 Греч. τετρρχης буквально означает «правитель четвертой части, участник правления вчетвером», но в евангельских текстах, по которым термин и стал известен Випону (в русском синодальном переводе – «четверовластник»), он воспроизводит словоупотребление римской эпохи, согласно которому означал правителя вассальной Риму территории – недостаточно крупной, чтобы носить титул царя (rex). Положение, как нельзя лучше соответствовавшее новому статусу польского князя в глазах немецкого историографа. 442 Оттону и Дитриху, двоюродному брату Мешка II – по всей вероятности, сыну одного из сыновей Мешка I от второго брака, которые были изгнаны с матерью-немкой из страны еще в начале правления Болеслава I (см. 8, примеч. 176–177; 11, примеч. 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010