Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН I Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). [лат. Otto] (23.11.912, Валльхаузен, Саксония - 7.05.973, Мемлебен, Тюрингия), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов). Основные сведения о правлении О. содержатся в дипломатических источниках, а также в трудах Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» (Antapodosis, 958-962), «История Оттона» (Historia Ottonis, 964) и «Донесение о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constinapolitana, 969), в сочинении Видукинда Корвейского «Деяния саксов в 3 книгах» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III, 967/8-973), в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского авторства архиеп. Адальберта Магдебургского (Continuatio Reginonis, 966-968), в соч. «Деяния Оттона» (Gesta Ottonis, 965-967/8) - исторической поэме Гросвиты , канониссы мон-ря Гандерсхайм (еп-ство Хильдесхайм, Н. Саксония), в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018). Важными свидетельствами по церковно-политической истории этого периода являются агиографические сочинения: составленное Руотгером Кёльнским Житие св. Бруно, архиепископа Кёльнского (967-969), младшего брата О., Житие св. Матильды, матери О. (ок. 973-983, автор неизвестен). О.- сын Генриха I Птицелова , герцога Саксонии (912-919, герм. король в 919-936), от 2-го брака с Матильдой († 968), дочерью гр. Дитриха из рода герц. Видукинда Саксонского. Получил имя в честь деда, саксонского герц. Оттона Сиятельного († 912). Тангмар († 938), сын Генриха I от 1-го брака, был отстранен от наследования. У О. были младшие братья: Генрих († 955) и Бруно († 965, с 953 архиепископ Кёльнский) и сестры: Герберга († 968/9) и Гедвига (Хадвиг) († 965). Государи из Саксонской династии отказались от применявшейся Каролингами практики раздела власти и земель между сыновьями: в 929 г. кор. Генрих I назначил О. единственным наследником Восточнофранкского королевства (это наименование герм. земель в составе Каролингской империи сохр. при Саксонской династии, королевский титул Генриха I и О.- «король восточных франков» (rex Francorum Orientalium)). В 929/30 г. О. женился на Эдит († 946), дочери англ. кор. Эдуарда Старшего (899/901-924). От этого брака родились сын Людольф (ок. 930-957) и дочь Лиутгарда (931-953). У О. был незаконнорожденный старший сын Вильгельм (929-968) от пленной знатной славянки.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Закрыть Дефолт Все статьи темы «Погасить хаос так называемой " рыночной экономики " » Необходимо восстановление планирования народного хозяйства на принципиально новой технологической базе 03.06.2022 1002 «Это политический дефолт, а не финансовый» Намерение США запретить России расплачиваться по долговым обязательствам в долларах никак не скажется на реальной финансовой репутации нашей страны 19.05.2022 672 «Есть большая вероятность, что деньги просто разворуют» Запад всё чаще вспоминает об украденных у России валютных резервах на сумму свыше 300 млрд. долл., распределение и использование которых им нужно как-то контролировать 03.05.2022 1266 «Намерены кардинально повысить долю расчётов в национальных валютах в системе внешней торговли» По словам Владимира Путина, отказ от ненадёжных, скомпрометировавших себя валют и юрисдикций – стратегическая задача с точки зрения финансовой, экономической безопасности нашей страны 14.04.2022 683 США хотят добиться дефолта России по внешним обязательствам Если это произойдёт, то иностранным эмитентам долговых бумаг можно не выполнять своих обязательств перед российскими банками 14.04.2022 1327 «Пора ввести жёсткое валютное правило» Поступающие в Россию доллары и евро должны быть использованы на импортные закупки необходимых товаров или золота в течение не более месяца с момента зачисления 12.04.2022 951 05.04.2022 520 Не хотите платить за газ рублями – платите золотом Драгоценный металл становится ахиллесовой пятой Запада в санкционной войне, развязанной против России 28.03.2022 1533 «Россия не может ни на кого надеяться» По словам Дмитрия Медведева, в период введённых западных санкций нам нужно самостоятельно развивать промышленность 26.03.2022 964 Исключат ли Россию из МВФ? Нам не следует пассивно ждать, пока коллективный Запад ограничивает права и полномочия России в международных финансовых организациях 26.03.2022 1794 25.03.2022 938 24.03.2022 515 « " Коллективный Запад " подвёл черту под надёжностью своих валют» Владимир Путин принял решение о переводе оплаты газа, поставляемого в недружественные страны, на рубли 23.03.2022 1000 12.03.2022 1445 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/tema/d/defolt

Н.И. Милютенко Приложения Похвала св. Ольге из «Памяти и похвалы» Иакова Мниха по списку Сол. 518/537, л. 344 об. – 345 с разночтениями по спискам Ег. 637, л. 532 об. – 534 (Ег.); Б. 1. 295, л. 6 об. – 7 об. (М-П). Проложное чтение на 12 июля мученикам-варягам по спискам РНБ, ОР, ПДА А1/264,2, Прилуцкий пролог, л. 186–186 об. с разночтениями по списку: РНБ, ОР, (3. п. 1.63, л. 3–5 об. (Б). Сказание о славянской грамоте по спискам Полной Хронографической палеи РНБ, ОР, Пог. 1435 (XV в.) с разночтениями по «Прению с жиды» из Толковой Псалтири Пог. 101 .(XVI в.). Житие св. Владимира из Зеленецкого конволюта РНБ, ОР, Соф. 1504,1694–1696 гг., составленное по Киево-Печерскому патерику в редакции Иосифа Тризны. Сведения о рукописи, содержание памятника и фрагменты, отличающиеся от Киево-Печерского патерика. Благодарю сотрудников рукописных отделов Библиотеки Российской Академии наук, Российской Национальной библиотеки и Российской Государственной библиотеки за постоянную помощь. Памть 941 и похвала кнзю рсском Володимиру, 942 како с Володимиръ и дти сво крести и всю Русскю конца до конца, и како с баба лга Списано мнихомъ 943 Паулъ 944 свтыи апостолъ, и свтило мира, посыла къ Тимофю «Чдо Тимофю, многы 945 послухы врнымъ доволни будт и ины научити» 946 И апостолъ Лука къ гллгол: мнози начаша повсти дти извстныхъ 947 бывших въ нас, изволи с и мн, ходившю и по всх писати дл нихъ начатъ творити н чити». 948 Rъ том написа Дан апостольска н свтыи апостолъ Лка, потомъ многых свтых писати начаша жита н Тако н азъ худыи мнихъ слышавъ многых кнзи Рска сын Свтославл, 949 и мало събравъ многы, го написах и сын свтою славню 950 Бориса н Глба: 951 како просвти благодать Божа кнзю рском сын Свтославлю, внк и възлюбивыи 952 Богъ, «хоти спасти вскаго и в размъ истинныи прити», 953 и вжада свтаго «ко на источникы водныа», 954 тако вжада благоврныи кнзь Володимиръ свтаго и Богъ сътвори го. с 955 : «Волю бощих с г творить 956 н молитв ихъ слышит и ». 957 И самъ Господь: и н н с вамъ. Вскъ проси ищаи 958 с». 959 И пакн вр и с, и а вры имать, с, 960 Взиска и при баб лз, како къ Царюгород, 961 н прала свто и пожи добр 962 Богомъ, 963 всми добрыми длы красившн с и почи с миромъ Христ 964 и въ блаз вр. То слышавъ кнзь баб лз, 965 въ свтомъ 966 то и жизни 967 подража, свты царица 968 кнгыни лги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1497, §4 931 а –933 б 476 2 BC 475–476 1 B 495 2 B 1 D 496 1 АВ 2 C 497 2 C 1 D 495 2 B 1 D 496 1 A 2 C 497 2 C 496 1 B 936 a –937 a 477 1 CBA Буквально заимствованы свидетельства свв. И. Злат., Григория Назиан., Климента, Амвросия и Иеронима. 937 б –940 а показ.1-е 940 а –941 а показ. 2-е Заимствована общая мысль и свидетельства св. Писания 941 а –942 аб показ. 3-е 943 а –495 а показ. 5-е 497 2 E–498 1 A 497 2 C 1 D 946 а –947 а показ. 6–7 XII–XVIII 386 2 E–398 1 D Заимствована общая мысль показ. 8-е 464 2 CD 947 б –948 б показ. 9-е 471 2 E– Заимствованы мысли и буквально некоторые фразы 472 1 AB 948 б –949б показ. 10-е Буквальный перевод 949 б –951 а Заимствованы цитаты из св. Писания; п. п. 1 и 5 по букве близки к Disput. 391 1 D 2 C 392 1 C 2 E Буквальный перевод 953 а –954 б претык. и испр. 1-е tract. IV de gratia Заимствованы мысли с распространением текстами св. Писания 282, §7 499 2 CD 283, §9 Заимствовано с незначительным сокращением 955 б –958 б 495 2 DE Manual. contr. Заимствовано с близким (по местам буквальным) сходством 1497, §§3–5 958 б –960 а 1498, §7 960 а –961 а 1498, §10 Почти буквальный перевод 961 а –962 б 499–500 1 ABC 1498, §9 Заимствовано (по местам буквально) с незначительным сокращением и изменением порядка в изложении мыслей. 962 б –963 а Заимствовано с незначительным распространением 963 а –964 б 500 2 E 2 ABCD Заимствована большая часть текстов св. Писания и главные мысли 388 1 –390 1 ABC 964 б –965 б 401 1 AE 2 A Заимствовано почти буквально 966 б –967 а претык. 12-е Буквальный перевод отв. 1-й 401 2 BC Заимствовано с буквальною близостию в начале ответа и с значительно подробным изложением одной и той же мысли. 968 б –969 а отв. 2-й 405 1 E 2 A Почти буквальный перевод 969 а –970 б отв. 3-й 405 2 BC Распространено более подробным изложением одной и той же мысли отв. 4-й Почти буквальный перевод претык. и испр. 13-е 405 2 DE Буквальный перевод претык. и испр. 1-е 972 б –973 а 407 2 BC Заимствовано с незначительными переделками 407 2 DE Буквальный перевод

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Итак, когда прекратилось чудо, которым наслаждались народы, преданные по обыкновению плоти 929 , толпы же язычников со всех сторон стали увеличиваться 930 , то вследствие свойственной слабым трусливости умножилось, как говорит евангелие, беззаконие 931 , охладела любовь многих, место опустело и сделалось необитаемым 932 , храм разрушился 933 , и вся та часть Херсонской страны пришла в упадок 934 . Так что видно было, что епископ Херсона с очень немногочисленным населением оставался внутри того города 935 , да и те, казалось, были скорее жители тюрьмы, чем города 936 , из которого не смели выходить 937 . Таким образом случилось, что и гробница 938 , в которой отчасти 939 покоились мощи блаженного Климента, совсем обрушилась 940 и от долговечности времен не уцелело даже воспоминания, которое указывало бы, где была гробница 941 . 3. Так сказывал тот великий и таковой по истине философ 942 . Когда же недавно легаты апостольского престола 943 находились в Константинополе, посланные туда для присутствия на вселенском соборе 944 , а и мне случилось в то же время 945 по другой причине 946 очутиться там же, мы сообща порешили приложить все старания, чтобы привести все в ясность, и мы узнали правду от Митрофана, настоятеля Смирнской митрополии 947 , мужа, славящегося святостью и мудростью, который, как нам стало известно, в то время проживал недалеко от Херсона 948 , сосланный туда вместе с другими от Фотия 949 . Будучи тем лучше осведомлен о событии, чем ближе к месту он находился 950 , он сообщил нам, пытливо расспрашивавшим 951 о всем том, о чем выше упомянутый философ не хотел рассказывать, боясь упрека в гордости 952 . Он передал нам 953 , [что] «Константин философ, направленный императором Михаилом в Хазарию проповедовать слово Божье 954 , находясь часто в Херсоне, то приезжая туда, то уезжая обратно, потому что этот город пограничен с Хазарской землей 955 , стал внимательно разведывать, где храм, где гробница 956 , где те знаки 957 блаженного Климента, которые точно определялись в памятниках, о нем написанных 958 . Но все жители того места, будучи не туземцы 959 , а пришельцы из разных варварских народов 960 , даже лютые разбойники 961 , уверяли, [что ничего] не знают [о том], что он говорит 962 . Философ, удивленный этим 963 , предался молитве и долгое время просил Бога объявит ему мощи и святого объявиться ему. Он поощрял 964 также спасоносными внушениями епископа с клиром и народом 965 на действие, показав им и прочитав, что [в множестве книг] передавалось о мучении, что о чудесах, что о сочинениях блаженного Климента 966 , и что в особенности о постройке храма, находившегося где-то недалеко от них 967 , и о положении самого [святого] в нем же; он глубоко одушевил всех 968 в раскопку тех берегов 969 и на разыскание 970 столь драгоценных мощей святого мученика и апостолика 971 , в порядке, описанном самим философом в его историческом рассказе 972 . Вот как [передал нам] вышеупомянутый Митрофан 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вмешательство Оттона I в междоусобную войну в Италии в 945-962 гг. стало началом политического роста герм. земель в регионе. Маркграф Беренгар II Иврейский (король Италии в 950-962) вступил в борьбу с кор. Италии Гуго (926-947) и нашел поддержку у Оттона I, к-рый помог Беренгару войсками для захвата власти в Италии. Однако королем Италии стал сын Гуго Лотарь (947-950), на сторону к-рого перешла часть ломбардской знати, ранее поддерживавшей Беренгара. Только неожиданная смерть Лотаря (нояб. 950) позволила Беренгару занять итал. престол. Проводимая Беренгаром в Италии политика привела к народным волнениям и обвинениям короля в смерти Лотаря. Бургундская знать объявила наследницей итал. короны Адельгейду , вдову Лотаря. Беренгар стал принуждать ее к браку со своим сыном Адальбертом, но безуспешно. Оттон I решил прийти на помощь сестре своего союзника, короля Бургундии. В 951 г. герм. король совершил 1-й поход в Италию: он овладел Ломбардией и в этом же году получил от североитал. магнатов лангобардскую корону, приняв титул rex Francorum et Langobardorum (король франков и лангобардов); однако переговоры об имп. коронации из-за противодействия рим. правителя Альбериха II завершились неудачей. Оттон I женился на Адельгейде (951) и тем самым получил права на власть над Италией. В 952 г. Беренгар заключил мир с Оттоном I в Аугсбурге и признал себя вассалом герм. короля, получив Италию из его рук. Вскоре Беренгар отказался соблюдать данные им клятвы и стал преследовать сторонников Оттона. В 961 г. в ответ на просьбу о помощи папы Иоанна XII , преследуемого Беренгаром Иврейским, Оттон I предпринял 2-й поход в Италию и 2 февр. 962 г. в соборе св. Петра в Риме вместе с супругой Адельгейдой был коронован имп. короной, «воссоздав» т. о. Римскую империю, с XII в. получившую название Свящ. Римской империи (см. ст. Римско-Германская империя ). Территориально Оттоновская империя включала Г. вместе с Лотарингией, с XI в. Бургундию, земли полабских славян, отдельные области Италии и вассально зависимую Чехию. По каролингской традиции император даровал привилегии Римской Церкви, подтвердив ее права и территориальные владения в Италии ( Ottonis I. Privilegium Ottonianum. 962. Febr. 13//MGH. Const. Bd. 1. N 12. P. 23-27). Перед итал. походом он настоял на избрании своего сына Оттона герм. королем и провел его коронацию. После перехода папы на сторону Беренгара Оттон I добился низложения Иоанна XII и избрания папы Льва VIII , а также признания за императором права утверждать избранного папу. В 964 г., подавив восстание в Риме, Оттон I добился подчинения Италии, для управления к-рой была создана специальная канцелярия. Для укрепления своей власти в Италии император назначал на епископские должности представителей нем. духовенства.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Монахи неоднократно судились с жителями Акуино. В судебном приговоре, к-рый кн. Ландульф II вынес в марте 960 г. по делу о принадлежности земель в долине р. Лири, приведена формула присяги свидетелей - самая ранняя сохранившаяся фраза на итал. языке. Схожие итал. формулы есть в 3 др. документах того же времени (I placiti. 1934). Лишь в 963 г. 35 жителей Акуино отказались от спорных земель в пользу мон-ря; вскоре гастальд Аденульф уступил монахам владения, на к-рые те претендовали (см.: Whitten. 2013). После этого имущественные споры стали причиной конфликта монахов с Бернардом, гр. Алифе ( Poupardin. 1907. P. 157; Chronica monasterii Casinensis. II 6). В конфликтах с местными правителями аббат Алигерн стремился заручиться поддержкой не только капуанского князя, но и имп. Оттона I . По его просьбе в 964 г. император подтвердил владельческие права мон-ря и признал его судебный и налоговый иммунитет (Die Urkunden Konrad I., Heinrich I. und Otto I. Hannover, 1879-1884. S. 374-375. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 1)). Подобная грамота была издана в 968 г. (Ibid. S. 495-497); в 970 г. император передал аббатству монастырь Сант-Анджело-ди-Барреа (Ibid. S. 538-539; см.: Dell " Omo. 1999. P. 35-36). В 981 г. права и привилегии М.-К. подтвердил имп. Оттон II (Die Urkunden Ottos des II. Hannover, 1888. S. 288-295. N 254. (MGH. Dipl. Reg. Imp.; 2/1)). Аббат Алигерн добивался помощи и от визант. властей. Так, в 951 г. имп. Константин VII Багрянородный освободил аббатство от налогов и др. повинностей (см.: Kresten O. Zur Datierung des Kaiserlichen Sigillion Dölger, Reg. 555, für Monte Cassino: Konstantinos VII. (951) und nicht Leon VI. (891/911)//RHM. 1989. Bd. 31. S. 53-73). В 956 г. Мариан Аргир, стратег Калабрии и Лангобардии, разрешил Алигерну свободный проезд по визант. территории ради восстановления имущественных прав мон-ря (см.: Bloch. 1986. Vol. 1. P. 10). Аббат Алигерн приглашал жителей из соседних областей заселять опустевшие монастырские владения. Он заключал с переселенцами договоры, гл.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Впоследствии на гробнице Никифора было между прочим написано, что Никифор «все победил, исключая женщины». 951 Наиболее известным мероприятием Никифора в церковной жизни империи является его знаменитая «Новелла» 964 года о монастырях и связанных с ними религиозно-благотворительных учреждениях. В Византии в эпоху Македонской династии монастырское землевладение приняло чрезмерные размеры и часто расширялось за счет свободных крестьянских участков, защитниками которых, как будет сказано ниже, выступили некоторые из государей этой династии. Еще перед началом иконоборчества, т. е. в конце VII и начале VIII веков, восточная церковь уже владела громадными земельными богатствами, что давало некоторым ученым основание сравнивать земельные богатства восточной церкви с такими же богатствами церкви западной эпохи франкских королей, жаловавшихся на пустоту своей казны из-за перехода их земельных богатств в руки духовенства. Императоры-иконоборцы VIII века, как известно, открыли поход против монастырей; часть монастырей была закрыта, и достояние их отобрано в казну. Последняя мера совпала по времени с аналогичной секуляризацией церковных имуществ на западе в том же франкском государстве, при знаменитом майордоме Карле Мартелле. С окончанием иконоборчества и восшествием на престол Македонской династии число монастырей и количество земли, поступившей в их владение, стали быстро возрастать. Уже новелла Романа I Лакапина высказывала намерение несколько ограничить рост монастырского землевладения. Решительно по данному вопросу высказывается новелла Никифора Фоки 964 года. Эта новелла, отмечая «явную болезнь» в монастырях и «других священных домах» в виде безмерного любостяжания, не считая апостольской заповедью или отеческим преданием «приобретение многодесятинных громадных поместий и множество забот о плодовых деревьях» и желая «вырвать с корнем зло богоненавистного славолюбия», запрещает строить новые монастыри и делать в пользу старых монастырей, богаделен и странноприимных домов, или же митрополитов и епископов, наиболее обычные пожертвования и вклады.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

949. Книжица Петра Дамаскина , письменная в четверть; в ней же Псалтырь Еврейская, с приписми. 950. Книга Зерцало, письменная, в десть, бумага малая. 951–957. 7 книг Зерцал письменных в полдесть. 958–960. Три книги Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси вопросы и Соборные ответы письменные в полдесть, сиречь Стоглавники. 961. Тетрадь в коже Послание Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии в Кириллов монастырь, письменная, в полдесть. 962. Книга Максима Грека, письменная, бумага большая, в десть. 963. Другая книга Максима ж Грека, письменная в полдесть, Иоаникия Осокина. 964. Книга в начале Римским книгам Георгия мниха, письменная в полдесть о небеси сотворении. 965–967. Три книги Бытейских письменных в десть и с ветхими. 968–972. 5 книг Бытейских письменных в полдесть. 973. Книга Пророчества письменная, в десть. 974–975. Две книги Царства, одна бумага Касьяновская, а другая с деянием на харатье, в десть, обе письменные. 976–977. Две книги Иисус Сирахов, печатные в десть, бумага малая, ветха. 978. Книга Иисус Навин в полдесть, Селивестровская. 979. Книга Иисус Навин, в полдесть. 980. Книга Козма Индикоплов в лицах, в начале житие Князя Феодора Смоленского, письменная в десть. 981. Книга Козма Иидикоплов письменная в полдесть, в лицах же. 982. Книга Лапсаик письменный, в полдесть. 983. Книга Григория Самблака, письменная, в полдесть. 984. Книга Василия Нового в десть, бумага малая, письменная. 985. Другая книга Василия ж Нового на харатье, в четверть, письменная. 986. Книга Антиох письменный в полдесть. 987–989. Три книги Кирилла Иерусалимского письменные в полдесть. 990. Книга Пчела письменная в полдесть, а другая в четверть. 991. Книга Пандект Антиохийский письменный в десть. 992. Книга Иаков со Иосифом новокрещенным, в полдесть. 993. Книга Афанасия Александрийского на Арианы, в начала житие его, в полдесть. 994. Книга о Латынех, письменная в десть. 995. Книга о Латынех, како отлучишася Соборные церкви, в начале Григория Богослова , письменная в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

949 Пасхалия на 70 лет с окружною грамотою, где предложены и правила, как вычислять пасхалию на все будущие времена (Устав//Московский архив иностранных дел; у Толстого 2. 195, 254; 1. 63). 951 Старший список собрания ветхозаветных книг написан в 1499 г. «в великом Новгороде, в дворе архиепископле, повелением архиепископля архидиакона, при архиеп. Геннадиы» (Горский А.В., Невоструев К.И. Описание рукописей Синодальной библиотеки. Отд. 1). 952 Геннадий в послании к архиепископу Иоасафу: «да есть ли у вас – Пророчества да Бытия, да Царство, да Притчи, – да Иисус Сирахов, да Менандр, да книга Сильвестр Римский?» 964 Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1. 383. В летописях (Собр. л. 3, 144. 184; 4, 491) ошибочно отнесено это определение к сентябрю 1503 г. Виленский собор 1509 г. также постановил не ставить в священники неженатых. Собор 1667 г. сказал: «издревле священными правилы не имеющие жен клири не за- прещахуся». Потому отменил определение 1501 г. о вдовых священниках. 966 Книга степенная. Ч. 2. По одним показаниям, «пребысть в монастыре у Михайлова чуда полтретья году» (Собр. л. 6, 49. 244; Руский времянник); по другим, «был на Москве два года не полны» (Собр. л. 3, 147. 284); по третьим, «преставися 7014 декабря 4 дня» (Собр. л. 3, 146. 184. 244); и это согласно с временем посвящения преемника его. Итак, верно показание второе, а не первое, о летах покоя, хотя и то не точно. Святитель Геннадий в числе святых по ркп. святцам (б-ка общ. истории, 231) и отенским (1718 г.). 968 Пасхалия Соловецкого монастыря, 479. Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы. Кн. 1, § 107. 970 Битель, так ныне называют болгары (Georgii Cedreni. Synopsis historiarum. An. 1014). Бутел, у Араба Эдриси (Tafel. Constantinus Porphyrogenitus). Бутили был столицею Болгарского царя Гавриила (Cedrenus 2/ed. Bonn.). 972 Никон. л. 3, 76. 77. Полоцкий епископ Иаков писал в Ригу: «был есмь не дома, во отца своего митрополита. Любовь ваша правая с сыном моим, с Витеном» (На- пиерский К.Э. Грамоты, касающиеся до сношений Северо-Западной России с Ригою и Ганзейскими городами в XII, XIII и XIV веке. СПб.,1857. 6). Это без сомнения было в 1284 г., тем более что Витен заступил место Тройдена с 1282 г. ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Т. 2, прим. 56). Потому и грамота напрасно отнесена к 1300 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010