Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Литаврин Г.Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги Приводится по изданию: Г.Г. Литаврин. Византия и славяне. СПб., Алетейя, 2001, с. 429-437 Данная статья является заключительной в серии моих статей, посвященных проблеме путешествия Ольги в Константинополь. Сюжет статьи обусловлен, к сожалению, необходимостью коротко повторить один из моих предшествующих выводов, а именно, что описанные Константином Багрянородным в «Книге о церемониях византийского двора» приемы Ольги в столице Византийской империи состоялись 9 сентября (в среду) и 18 октября (в воскресенье) не 957 г., как полагали ранее и полагают до сих пор, а 946 г. Напомню, что двумя главными доводами в пользу даты 957 г. являлись: уверенность, что в самостоятельное правление Константина VII Багрянородного (945-959 гг.) 9 сентября на среду, а 18 октября на воскресенье приходились только в 957 г. и что не названная по имени «невеста» наследника Константина Романа II, присутствовавшая на приемах, была Феофано, на которой, как известно, юный соправитель отца женился только в 956 г. В специальной статье я показал, что оба эти довода, на мой взгляд, несостоятельны, так как 9 сентября на среду, а 18 октября на воскресенье приходятся также в 946 г. Описание приемов (15-я глава его труда) — по существу не авторский текст Константина, а официальные протоколы чиновников ведомства внешних сношений; это, с одной стороны, «сценарий» приемов (в той их части, где говорится об их подготовке) и, с другой — отчеты о приемах (в той части, где идет речь о том, как они совершались). Следы вмешательства Константина в текст протоколов редки и различимы. Все протоколы этой 15-й главы расположены в строгой хронологической, помесячной последовательности: в них рассказывается о приемах арабских послов из Тарса и Мелитины и о приемах Ольги. Они имели место в следующем порядке: 31 мая, 6 августа, 9 августа, 30 августа, 9 сентября (1-й прием Ольги) и 18 октября (2-й прием). На этом 15-я книга завершается. Перед описанием приема 31 мая указан индикт — 4-й. В самостоятельное правление Константина VII 4-й индикт соответствовал только одному — 946 г. Уже одно это позволяет думать, что Константин сохранил тот хронологический порядок протоколов, в котором они находились в архиве ведомства дрома, откуда император их затребовал.

http://sedmitza.ru/text/443943.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИУТПРАНД КРЕМОНСКИЙ [Лиудпранд; лат. Liutprandus, Liudprandus, Liuprandus, Liuto, Liuzo Cremonensis] (ок. 920-972/3), еп. Кремонский (с 962), историк, дипломат, политический деятель. О жизни Л. К. известно благодаря автобиографическим свидетельствам в его произведениях и отдельным упоминаниям в др. источниках (Деяниях Соборов, актовом материале и др.). Выходец из лангобардской знати, род., вероятно, в Павии (прямых указаний о месте рождения не сохр., но известно, что в Павии Л. К. провел детство и юность). Представители семейства занимали высокое положение при дворе итал. кор. Гуго Арльского (926-947). Ок. 927 г. отец Л. К. в качестве посла побывал при дворе визант. имп. Романа I Лакапина и скончался вскоре по возвращении из К-поля. В 941-942 гг. отчим Л. К. также посетил Византию во главе посольства. Ребенком Л. К. был принят в придворную капеллу (см. Капеллан ); позднее возведен в сан диакона. Получил хорошее образование, став незаурядным для своего времени знатоком латыни, Свящ. Писания и античной лит-ры. Когда власть над Италией перешла от Гуго к Беренгарию II Иврейскому (950-964, фактически правитель с 945), Л. К. стал пользоваться милостью нового государя. В 949-950 гг. в качестве посла Беренгария II он находился при дворе имп. Константина VII Багрянородного , где изучал греч. язык и познакомился с визант. реалиями. Л. К. был восхищен великолепием к-польского двора (позднее он подробно описал свои впечатления в соч. «Антаподосис»). После возвращения из посольства у него по неизвестным в наст. время причинам возник конфликт с Беренгарием II, в результате чего Л. К. был вынужден в поисках политического убежища отправиться ко двору герм. кор. Оттона I (936-973, император с 962). О первых годах, проведенных Л. К. при дворе Оттона, сведений мало; вероятно, уже в этот период ему доводилось выступать в качестве переводчика и дипломата. В 956 г. Л. К. познакомился с Эльвирским еп. Ибн Зиядом (Рецемундом; 953-961), посещавшим двор Оттона I во главе посольства от халифа Кордовы Абд ар-Рахмана III (929-961).

http://pravenc.ru/text/2110615.html

Третье, гораздо более важное, разногласие касается времени, когда крестилась наша великая княгиня: в каком году, при каком императоре и патриархе. У древних наших писателей было об этом весьма много мнений: одни относили крещение ее ко времени императора Иоанна Цимисхия и патриарха Фотия, другие – ко времени того же императора и патриарха Скомодрена, третьи – ко времени императора Константина Багрянородного и патриарха Феофилакта, четвертые – ко времени того же императора и патриарха Полиевкта 508 , указывая, впрочем, почти единодушно на 955 г. Не менее мнений об этом и у писателей новейших, которые, хотя согласно допускают, что крещение Ольги случилось в царствование императора Константина Багрянородного, не соглашаются, однако ж, касательно имени патриарха, совершившего над нею святое таинство, называя его одни Феофилактом, другие Полиевктом, и касательно года события, указывая то на 946, то на 955, то на 956, то на 957 509 . В настоящее время этот запутанный вопрос можно считать окончательно решенным. Основанием для решения послужили некоторые частности в Обряднике Константина Багрянородного, подробно описавшего сделанный им прием нашей княгине, на которые прежде не могли или не хотели обратить надлежащего внимания 510 . Здесь говорится, что Ольга во время пребывания своего в Царьграде была принимаема императором двукратно – 9 сентября, в среду, и 18 октября, в воскресенье. Но во все царствование Константина Багрянородного (945–959) 9 число сентября в среду и 18 октября в воскресенье могли случиться, по пасхальному кругу, только в 946 и 957 годах. Принять первый из этих годов за эпоху крещения нашей великой княгини нельзя, ибо в том же Обряднике повествуется, что император Константин принимал ее не один, а вместе с соправителем своим Романом и что за столом, на котором после обеда предложены были Ольге плоды, сидели с нею дети обоих императоров. Но Роман II сделался соправителем отцу своему Константину, по свидетельству византийцев 511 , не прежде 948 г. и в 946 г. никак еще не мог иметь детей, потому что он сам был еще семилетним дитятею (родился в 939 г.). Следовательно, пребывание и крещение нашей великой княгини Ольги в Константинополе надобно полагать в 957 г. И значит, совершителем над нею святого таинства был не патриарх Феофилакт, скончавшийся в 956 г. 27 февраля 512 , а знаменитый ученостью и добродетелями преемник его Полиевкт.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Витебске появятся памятники свв. княгине Ольге и князю Александру Невскому Витебск, 3 февраля 2010 г. фото: vccamusichall.blogspot.com В Витебске стартует второй тур конкурса на создание памятника основательнице города княгине Ольге, сообщает Sobor.by со ссылкой на Белорусское телеграфное агентство. На второй конкурсный тур заявлено 13 работ скульпторов и архитекторов из Витебска, Полоцка и Минска. Общественное обсуждение начнется сегодня. Вердикт члены жюри с учетом мнения жителей города на Двине огласят после 13 февраля. Справка от sobor.by: княгиня Ольга, в крещении Елена († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской Православной Церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси. Согласно «Повести временных лет» это произошло в 955 году в Константинополе. Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице - матери Константина Великого». Первая русская святая княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом. Кроме памятника княгине Ольге, в ближайшем будущем в городе на Двине должен появиться и памятник Александру Невском. 3 февраля 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33879.html

Филиппинско-Вьетнамская епархия Дата создания: 26 февраля 2019 г. Описание: Входит в состав Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии Образована решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 8 ) в пределах Республики Филиппины и Социалистической Республики Вьетнам, с титулом епархиального архиерея «Манильский и Ханойский». Включена в состав Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии. 22 февраля 2020 г. на епархиальном собрании духовенства и мирян Филиппинско-Вьетнамской епархии были образованы пять благочиний — Манильское, Даваовское, Генерал-Сантовское, Вьетнамское и Давао дель Сурское. Устав епархии утвержден решением Священного Синода от 13 октября 2022 г. ( журнал 103 ). Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Манильский — Вьетнамский Даваовский — http://www.facebook.com/orthodoxdavao Генерал-Сантовский — http://www.facebook.com/ROCmissionintheph Давао дель Сурский — Кафедральные соборы Иверской иконы Богородицы в г. Параньяк Philippines, metro Manila, Paranak, Guam st., 35; тел. +63-956-543-2350; Facebook Казанской иконы Богородицы в г. Вунгтау 2 Nguyen Thai Hoc, Ward 7, Vung Tau City, Ba Ria Vung Tau, Vietnam; тел. +7 926 553-37-56 Монастырей нет Учебные заведения Учебный центр в честь блаженной Матроны Московской в г.Давао (Филиппины) #8 Voyager st, DonyaVicenta vill, Barangay9-A, Philippines, 8000; тел. +63 945-502-8231; Facebook  http://www.facebook.com/orthodoxdavao директор — иеромонах Корнилий (Молев) Епархиальные СМИ сайт епархии http://phvieparchy.org Facebook  Страна: Республика Филиппины Город: Манила Адрес: 35 Guam, Better Living Subd., Bgy. Don Bosco, Parñaque, Metro Manila, Philippines, 1711 (приход Иверской иконы Пресвятой Богородицы); адрес для корреспонденции: 628012, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, д. 2 Телефон: (3467) 31-83-99, +63-945-502-8231 (секретарь епархии) Web-caйm: http://phvieparchy.org/ru E-mail: philippines.eparhia@gmail.com Правящий архиерей: Павел, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский (Фокин Павел Семенович) Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5380686...

Н.И. Милютенко Приложения Похвала св. Ольге из «Памяти и похвалы» Иакова Мниха по списку Сол. 518/537, л. 344 об. – 345 с разночтениями по спискам Ег. 637, л. 532 об. – 534 (Ег.); Б. 1. 295, л. 6 об. – 7 об. (М-П). Проложное чтение на 12 июля мученикам-варягам по спискам РНБ, ОР, ПДА А1/264,2, Прилуцкий пролог, л. 186–186 об. с разночтениями по списку: РНБ, ОР, (3. п. 1.63, л. 3–5 об. (Б). Сказание о славянской грамоте по спискам Полной Хронографической палеи РНБ, ОР, Пог. 1435 (XV в.) с разночтениями по «Прению с жиды» из Толковой Псалтири Пог. 101 .(XVI в.). Житие св. Владимира из Зеленецкого конволюта РНБ, ОР, Соф. 1504,1694–1696 гг., составленное по Киево-Печерскому патерику в редакции Иосифа Тризны. Сведения о рукописи, содержание памятника и фрагменты, отличающиеся от Киево-Печерского патерика. Благодарю сотрудников рукописных отделов Библиотеки Российской Академии наук, Российской Национальной библиотеки и Российской Государственной библиотеки за постоянную помощь. Памть 941 и похвала кнзю рсском Володимиру, 942 како с Володимиръ и дти сво крести и всю Русскю конца до конца, и како с баба лга Списано мнихомъ 943 Паулъ 944 свтыи апостолъ, и свтило мира, посыла къ Тимофю «Чдо Тимофю, многы 945 послухы врнымъ доволни будт и ины научити» 946 И апостолъ Лука къ гллгол: мнози начаша повсти дти извстныхъ 947 бывших въ нас, изволи с и мн, ходившю и по всх писати дл нихъ начатъ творити н чити». 948 Rъ том написа Дан апостольска н свтыи апостолъ Лка, потомъ многых свтых писати начаша жита н Тако н азъ худыи мнихъ слышавъ многых кнзи Рска сын Свтославл, 949 и мало събравъ многы, го написах и сын свтою славню 950 Бориса н Глба: 951 како просвти благодать Божа кнзю рском сын Свтославлю, внк и възлюбивыи 952 Богъ, «хоти спасти вскаго и в размъ истинныи прити», 953 и вжада свтаго «ко на источникы водныа», 954 тако вжада благоврныи кнзь Володимиръ свтаго и Богъ сътвори го. с 955 : «Волю бощих с г творить 956 н молитв ихъ слышит и ». 957 И самъ Господь: и н н с вамъ. Вскъ проси ищаи 958 с». 959 И пакн вр и с, и а вры имать, с, 960 Взиска и при баб лз, како къ Царюгород, 961 н прала свто и пожи добр 962 Богомъ, 963 всми добрыми длы красившн с и почи с миромъ Христ 964 и въ блаз вр. То слышавъ кнзь баб лз, 965 въ свтомъ 966 то и жизни 967 подража, свты царица 968 кнгыни лги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На Лотарингию претендовал и западнофранк. кор. Людовик IV, однако после того как в 940 г. войска О. вторглись во Францию и Бургундию, государям пришлось примириться друг с другом. Позднее герм. король выступил арбитром в конфликте Людовика IV с Гуго Великим, маркизом Нейстрии (922-956) и герцогом франков (936-956). С обоими участниками конфликта О. был связан родственными отношениями: его сестра Герберга, овдовев, вышла замуж за кор. Людовика IV, а др. сестра, Гедвига, была супругой герц. Гуго Великого. В 946 г., когда возобновилось вооруженное противостояние кор. Людовика IV и герц. Гуго Великого, О. вместе с королем Бургундии Конрадом I Тихим (937-993) поддержал Людовика IV. Их войска разгромили армию герц. Гуго Великого. К нач. 50-х гг. X в. О. упрочил свою власть в Восточнофранкском королевстве; во главе всех герцогств, входивших в него, стояли представители Саксонской династии. В 947 г. О. примирился с мятежным братом Генрихом и поставил его герцогом Баварии. Генрих проявил себя хорошим правителем, в 949-950 гг. он успешно противостоял набегам венгров. В 949 г. умер герцог Швабии Герман, и Швабское герцогство получил сын О.- Людольф, женатый на единственной дочери герц. Германа. Восстановление политической стабильности в германских владениях и успех в противостоянии правителям Западнофранкского королевства способствовали появлению у О. новых политических амбиций, связанных с господством над итальянскими землями и обретением имп. титула. В начале правления германский король предпочитал не вмешиваться в итальянскую политику. Когда в 941 г. маркграф Беренгар Иврейский (923/4-964, король Италии с 950) из-за конфликта с Гуго (Уго) Арльским, королем Италии (926-945), бежал в Восточнофранкское королевство и обратился за помощью к О., тот не оказал маркграфу военной поддержки. В 945 г. Беренгар вернулся в Сев. Италию, одержал верх в конфликте и стал фактическим правителем Италии при юном сыне Гуго, кор. Лотаре II (945-950), а после его смерти (подозревали, что Лотарь II был отравлен) - королем (как Беренгар II) совместно со своим сыном Адальбертом.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Сумнение токмо предлежит в том, чтоб определить точный оному происшествию год. Большая часть лучших Писателей, не Российских только но и Греческих, [ибо не Несторово собственное сие есть мнение; да ежели бы и его было, то заслуживало бы однако ж великое уважение, яко свидетельство Писателя не иностранного и который жил в конце одиннадцатого века, то есть чрез пятьдесят лет после Ольги. Полагают прибытие в Константинополь и решение в 955-м или в 956-м году от Рождества Христова. А дабы кто не подумал, что истина сказанного утверждается на одном только свидетельстве Писателей, то нужно сие ясно доказать, как летами самого царствования Константина Багрянородного то, так и делами, которые в то царствование по порядку происходили. Константин Багрянородный сын Императора Льва, названного Премудрым, по изгнании своего тестя Романа Лакапена с детьми, кои Отеческий его престол беззаконно захватили, в течение Индикта третьего, один вступил в правление 24 ; а сие последовало, по свидетельству Кедрина, в лето от создания мира 6453-е, от Рождества же Христова 945-е; что доказывается и летосчислением Ивана Алберта Фабриция. Но как в тот же самой год скончался и 25 Игорь Российский князь, а по тому и поверить весьма трудно, чтоб супруга его Ольга, в то же самое время, то есть в лето 946-е [не говорю уже в 941-е, как некоторые безрассудно полагают,] прежде нежели могла жребий своего вдовства оплакать, и дела государственные в надлежащий привесть порядок, вздумала отправиться в Царьград, и при том с толикою пышностио и в препровождении множества вельмож. Наконец в течение Индикта шестого, как Кедрин пишет 26 , Роман вторый сын Константинов принят от отца в соправители государства, и в самый праздник Святыя Пасхи, в лето 6456-е, а от Христа 948-е коронован; о чем свидетельствует в летосчислениии своем и Алберт Фабриций. Но в то время, как был прием Срацынских послов от Амерумна присланных, о чем упоминается в той же книге о Обрядах 27 , Константин обще с сыном своим Романом правили государством; ибо пишется 28 , что когда введены были те послы в Императорскую Палату златую, то сидел тогда на престоле Аркадиевом Роман Багрянородный и Боговенчанный; а далее в той же книге видим 29 , что, при Константине и Романе Багрянородных Императорах, назначено было, в честь оных Срацынских послов, яко от дружественной державы присланных, рыцарское позорище.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Vulgar...

ИНОЕ, посредством коего ясно показывается, что Он имел [всё] как Бог, ради нас прося [это] как человек. Христос негде говорит: «Отче, прослави Сына Твоего» 941 . И паки: «Вся Мн предана суть Отцемъ» 942 . И по воскресении говорит: «Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли» 943 . Но и прежде, нежели все было предано Ему, Он показывается Господом всех. Ибо вся Тмъ Быша 944 , и Псалмопевец, познав их рабское положение по отношению к Сотворившему, говорит: «Яко всяческая работна Тебе» 945 . Однако [Христос] показывается просящим славы, хоть Он и есть Господь Славы. Ибо так Павел сказал о некоторых: «Аще бо Быша разумли, не Быша Господа славы распяли» 946 . А что Он и прежде, нежели просить у Отца славы, имел ее как Сын, – об этом Он Сам ясно учит, говоря: «Отче, прослави Сына Твоего славою, юже имхъ у тебе прежде не бысть» 947 . Если же Он, с одной стороны, исповедует, что и прежде [возникновения] мира имел славу, а с другой стороны – ныне просит ее, как не имеющий, то, значит, Он ради нас это делает, и это наше в Нем осуществилось прошение, призывающее славу на человеческую природу. Говоря же по воскресении: «Дадеся Ми всяка власть» 948 , Он показывается имеющим ее и прежде воскресения. Ибо если Он не имел ее, то как, упрекая диавола, говорит: «Иди за Мною, сатано» 949 ? Как даровал Он учеником власть над демонами 950 ? Как дщерь Авраамлю 951 , связанную, как написано, диаволом, Он разрешил, как власть имеющий? Или как даровал здравие расслабленному 952 ? Как жене-грешнице отпустил грехи 953 ? Как воздвиг мертвых 954 ? Как отверз очи слепых 955 ? Итак, отсюда ясно, что Он говорит слова, приличествующие человеку, не тогда, когда Слово прежде Своего пришествия было вне плоти, но тогда, когда стало человеком, призывая на нас дары от Отца. Ибо, таким образом, говорится, что мы будемъ божественнаго причастницы естества 956 , так как Слово облеклось в наше смирение для того, чтобы нас возвести к Своей высоте, а не Самому пребывать долу, как и мы. Поэтому-то и, будучи по природе человеками, мы называемся богами, как являющиеся и этим во Христе, ибо Христос есть [истинный] Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Итак, когда прекратилось чудо, которым наслаждались народы, преданные по обыкновению плоти 929 , толпы же язычников со всех сторон стали увеличиваться 930 , то вследствие свойственной слабым трусливости умножилось, как говорит евангелие, беззаконие 931 , охладела любовь многих, место опустело и сделалось необитаемым 932 , храм разрушился 933 , и вся та часть Херсонской страны пришла в упадок 934 . Так что видно было, что епископ Херсона с очень немногочисленным населением оставался внутри того города 935 , да и те, казалось, были скорее жители тюрьмы, чем города 936 , из которого не смели выходить 937 . Таким образом случилось, что и гробница 938 , в которой отчасти 939 покоились мощи блаженного Климента, совсем обрушилась 940 и от долговечности времен не уцелело даже воспоминания, которое указывало бы, где была гробница 941 . 3. Так сказывал тот великий и таковой по истине философ 942 . Когда же недавно легаты апостольского престола 943 находились в Константинополе, посланные туда для присутствия на вселенском соборе 944 , а и мне случилось в то же время 945 по другой причине 946 очутиться там же, мы сообща порешили приложить все старания, чтобы привести все в ясность, и мы узнали правду от Митрофана, настоятеля Смирнской митрополии 947 , мужа, славящегося святостью и мудростью, который, как нам стало известно, в то время проживал недалеко от Херсона 948 , сосланный туда вместе с другими от Фотия 949 . Будучи тем лучше осведомлен о событии, чем ближе к месту он находился 950 , он сообщил нам, пытливо расспрашивавшим 951 о всем том, о чем выше упомянутый философ не хотел рассказывать, боясь упрека в гордости 952 . Он передал нам 953 , [что] «Константин философ, направленный императором Михаилом в Хазарию проповедовать слово Божье 954 , находясь часто в Херсоне, то приезжая туда, то уезжая обратно, потому что этот город пограничен с Хазарской землей 955 , стал внимательно разведывать, где храм, где гробница 956 , где те знаки 957 блаженного Климента, которые точно определялись в памятниках, о нем написанных 958 . Но все жители того места, будучи не туземцы 959 , а пришельцы из разных варварских народов 960 , даже лютые разбойники 961 , уверяли, [что ничего] не знают [о том], что он говорит 962 . Философ, удивленный этим 963 , предался молитве и долгое время просил Бога объявит ему мощи и святого объявиться ему. Он поощрял 964 также спасоносными внушениями епископа с клиром и народом 965 на действие, показав им и прочитав, что [в множестве книг] передавалось о мучении, что о чудесах, что о сочинениях блаженного Климента 966 , и что в особенности о постройке храма, находившегося где-то недалеко от них 967 , и о положении самого [святого] в нем же; он глубоко одушевил всех 968 в раскопку тех берегов 969 и на разыскание 970 столь драгоценных мощей святого мученика и апостолика 971 , в порядке, описанном самим философом в его историческом рассказе 972 . Вот как [передал нам] вышеупомянутый Митрофан 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010