Киприан (Керн) ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ Глава Первая КУЛЬТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ A. ОБЩИЕ БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ B. БОГОСЛОВСКАЯ ТРАДИЦИЯ С. ФИЛОСОФСКАЯ ТРАДИЦИЯ D. МИСТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ Глава Вторая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АПОСТОЛ ПАВЕЛ МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ АПОЛОГЕТЫ Св. Юстин Философ Татиан Ассириец Ермий Философ Афинагор Св. Феофил Антиохийский Тертуллиан Св. Ириней Лионский АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Климент Александрийский Ориген Св. Мефодий Олимпийский Глава Третья СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. ЭПОХА ТРИНИТАРНЫХ СПОРОВ Св. Афанасий Александрийский Св. Василий Великий Св. Григорий Богослов Св. Григорий Нисский Св. Иоанн Златоуст Немезий Емесский АНТРОПОЛОГИЯ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ Св. Кирилл Александрийский Антиохийское Богословие Василий Селевкийский Леонтий Византийский Преп. Анастасий Синаит Глава Четвертая СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ АНТРОПОЛОГИЯ ПУСТЫНИ Преп. Макарий Египетский Преп. Исаак Сирин АНТРОПОЛОГИЯ МИСТИКОВ Ареопагитики Св. Максим Исповедник Преп. Симеон Новый Богослов АНТРОПОЛОГИЯ БОГОСЛОВСКИХ СИНТЕЗОВ Св. Иоанн Дамаскин Св. Фотий, патриарх Константинопольский († 891) ЧАСТЬ ВТОРАЯ СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ Глава Пятая БОГОСЛОВСКОЕ УЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ РАЗЛИЧИЯ В БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЕ ЧИСЛО ЭНЕРГИЙ ЭНЕРГИИ И ИПОСТАСИ ЭНЕРГИЯ И СУЩНОСТЬ КОСМОЛОГИЯ МИРОВАЯ ДУША ХРИСТОЛОГИЯ Глава Шестая ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СТРОЕНИЕ ЕГО Глава Седьмая ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИЕ Глава Восьмая ОБÓЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧТО ЕСТЬ ГРЕХ, КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ? ПЕРВОИСТОЧНИК ГРЕХА УЧЕНИЕ О СТРАСТЯХ УЧЕНИЕ О МИРЕ, КАК СРЕДОТОЧИИ СТРАСТЕЙ ПОДВИГ МОЛИТВА ВОСХОЖДЕНИЕ К ФАВОРСКОМУ СВЕТУ Библиография Сокращения notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

Ложь ...Те, которые лгут, отвергают Господа, и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый. Если они возвращают его лживым, то бесчестят заповедь Господа и делаются похитителями (св. Ерм , 94, 182). Надобно остерегаться... обмана не только явного и очевидного, но и такого, который прикрыт тонким лукавством и хитростью (сщмч. Киприан Карфагенский , 64, 178). Источник. Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий (прп. Антоний Великий , 89, 103). Источник. Обучим язык наш славословию Божию, молитве и правде, чтобы избавиться от лжи (когда она изыдет нам в сретение) (прп. авва Исаия , 59, 91). ...Ложь рождается от любления славы человеческой; но кто удаляется оной со смирением, в сердце того возрастает страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 214). Если кто солжет пред тобою, не гневайся, но скажи: прости мне (прп. авва Исаия , 89, 446). ...Привычка ко лжи делается матерью лжи, и искусившийся в воровстве легко отваживается на неправое дело, потому что предшествующий грех делается поводом к новому греху (свт. Василий Великий , 6, 273). Источник. Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное? Сего не дозволяет сказанное Господом, Который решительно говорит, что ложь от диавола (см.: Ин. 8, 44 ), не показывая никакого различия во лжи (свт. Василий Великий , 9, 213–214). ...Злополучен и жалок, кто коснеет во всякой лжи, потому что диавол искони ложь есть (ср.: Ин. 8, 44 ). Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям (прп. Ефрем Сирин , 30, 19–20). Источник. У дерзкое сердце, и он не закрывает сего; он охотно выслушивает тайны и легко открывает их; он умеет низлагать языком своим и тех, которые твердо стоят в добре (прп. Ефрем Сирин , 30, 20). человек ни в каком деле не заслуживает одобрения и во всяком ответе подозрителен (прп. Ефрем Сирин , 30, 20). ничего не говорит без клятвы и думает убедить многоглаголанием. Лжец многоизобретателен и изворотлив. Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем смешон. Поэтому будьте внимательны к себе, братия, не коснейте во лжи (прп. Ефрем Сирин , 30, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Н.К. Смирнов Выводы из дошедших до нас сведений касательно христианского общественного и частного богослужения первых трех веков Вышеприведенные свидетельства относительно древнехристианского богослужения приводят нас к следующих выводам. Христианское общественное богослужение уже в непосредственно следующее время после апостолов совершалось по определенному порядку: для этой цели были назначены известные времена и часы, нарочитые места и лица, которые исключительно были облечены правом священнодействия 92 . Вне этих лиц совершение общественного богослужения считалось признаком отделения от истинной церкви службой диаволу 93 . В состав христианского богослужения входили следующие части: 1., Таинства , при совершении которых таинственным образом низводится благодать, или невидимая спасительная сила св. Духа на человека, приемлющего таинство 94 . 2., Молитва , которой постоянно приписывается важное значение в деле богослужения. Тертуллиан , Киприан и Ориген писали целые сочинения о молитве. Рекомендуется молитва в духе, проникнутая усердием, благоговением и надеждою, совершаемая со смирением и чистотою сердца. Предметом молитвы служит: то прошение , то благодарение , то славословиеБогу . Молитва Господня пользуется особенным уважением и входит в широкое употребление 95 . В Апостольских постановлениях предписывается читать ее три раза в день. Затем находим в употреблении прошения, подобные нашим ектениям 96 , возглашаемые при богослужениях диаконами и сопровождаемые словами от народа: «Господи помилуй». 3., Свящ . песнопения . По характеру своему христианское пение противополагается языческому 97 , и признается преимущественным средством обращения язычников 98 . Предметом пения являются частью псалмы 99 , частью гимны, составленные самими христианами 100 . Для пения еще не были отделяемы особенные лица, а весь народ мог принимать в нем участие 101 . Существовало пение антифонное, или переменное, введение которого приписывается св. Игнатию Богоносцу . 4., Чтение священного писания . Первенствующая церковь предлагала чтение писания особенно на литургии. Читались книги как ветхого, так и нового завета: книги Моисея и пророков, послания и деяния апостольские и евангелия 102 . Находим даже указание на порядок в распределении чтений из книг свящ. писания. По крайней мере это надобно сказать о книге Иова, которая читалась в страстную седмицу 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ИИАК), издание Имп. Археологической комиссии , выходившее в С.-Петербурге с 1901 по 1918 г. по мере накопления материалов, всего было издано 66 выпусков. Основано по инициативе В. В. Латышева . Параллельно с ИИАК Археологическая комиссия выпускала «Отчеты Императорской Археологической комиссии» (1862-1918, 45 томов) и «Материалы по археологии России» (1866-1918, 37 томов). ИИАК должны были освещать деятельность комиссии, хронику археологических исследований России. Первоначально мн. публикации касались памятников античного Причерноморья, в дальнейшем научный интерес издателей распространился и на др. регионы. В журнале помимо членов Археологической комиссии печатались и др. известные археологи и реставраторы. Отдельные публикации были посвящены обследованию памятников «курганного периода» по губерниям или отдельным объектам: «К древностям валдайским и водским» Н. К. Рериха (см. Рерихи ) (1901. Вып. 1. С. 60-68); «Краткое описание памятников древности Семипалатинской обл.» В. П. Никитина (1902. Вып. 2. С. 103-111); «Заметки о древностях Семиреченской обл.» Н. Н. Пантусова (Там же. С. 65-75); «Сведения 1873 г. о городищах и курганах» (1903. Вып. 5. С. 5-95); «Раскопки близ дер. Дуденевой, Тверского у.» (1904. Вып. 6. С. 6-11), «Поездка 1903 г. на оз. Кафтино и Бологое и раскопки близ Рыбинска» (Там же. С. 65-78), «Северные лабиринты» (Там же. С. 101-112), «Могильник V в. в Черноморье» (1907. Вып. 23. С. 103-107), «Раскопки 1910 г. в Лужском у. Петроградской губ.» (1914. Вып. 53. С. 81-94) и «Раскопки Новгородских курганов» (1918. Вып. 65) А. А. Спицына; «Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демянском у. в 1902 г.» Н. И. Репникова (1904. Вып. 6. С. 12-20); «Отчет о раскопках, произведенных в 1902 г. в Ярославской и Тверской губ.» (Там же. С. 21-31) и «Поездка 1903 г. по верхнему течению р. Волги» (Там же. С. 79-100) Н. Е. Макаренко; «Отчет о поездке 1903 г. в Крестецкий у. Новгородской губ.» В. Н. Глазова (Там же. С. 50-60); «Заметки к херсонесским надписям, изданным Р. Х. Лепером» В. В. Латышева (1912. Вып. 45. С. 132-136) и др.

http://pravenc.ru/text/293850.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это тектонический сдвиг в устройстве мирового валютного рынка» Как эксперты оценивают уход России от валютных платежей за газ 24.03.2022 563 Время на чтение 6 минут Источник: Известия Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков Александр Лесных,  Дмитрий Мигунов Перевод всех российских поставок природного газа недружественным странам на оплату в рублях резко укрепило российскую национальную валюту. К чему эта инициатива приведет впоследствии, рассказывают опрошенные «Известиями» эксперты. Рубль пошел вверх Президент Владимир Путин 23 марта объявил о  переводе  всех платежей за поставляемый Россией  недружественным странам  газ моментально укрепил рубль более чем на 5% к цене предыдущего закрытия в рамках валютных торгов на Мосбирже. Так,  если на открытии доллар торговался на уровне 103,55 рубля, то к концу дня он стоил уже 97,73 рубля — на 5,6% меньше. При этом в моменте курс доллара падал до 94,98 рубля,  свидетельствуют данные торговой площадки. Президент объяснил необходимость такого решения тем, что западные страны, заморозив российские активы, «подвели черту под надежностью своих валют». А раз обязательства в долларах и евро могут быть не исполнены, смысла обменивать отечественные товары на эти валюты нет. При этом  Россия продолжит исполнять взятые на себя обязательства в части оговоренных ранее контрактных объемов, а также в соответствии с принципами формирования рыночных цен на топливо.  Единственное, что изменится, — валюта, в которой зарубежные покупатели из недружественных стран будут расплачиваться по этим поставкам. «Известия» обратились к экспертам с просьбой прокомментировать перспективы продаж российского газа за рубли и объяснить, как это повлияет на восприятие рубля в других странах и какие препятствия на пути к реализации этой меры придется преодолеть. Способствует укреплению Дмитрий Александров, начальник управления аналитических исследований ИК «Универ Капитал» —  Инициатива в теории создает внешний спрос на рубль, может способствовать его укреплению  (например, нерезидентам придется покупать рубли и продавать валюту на всю сумму контракта, в то время как сейчас обязательные продажи валютной выручки экспортеров составляют 80%) и заставляет их иметь постоянно открытые счета для торговли здесь, поскольку, вероятнее всего, покупки рубля должны будут идти через Московскую биржу. Хотя  технически возможны и иные варианты: своп, торговля через дочерние компании и так далее, но здесь надо дождаться разъяснения официальной регламентации, которая, скорее всего, вскоре последует.  Решение в принципе озвучено на фоне сходных намерений и ряда других стран частично перейти на взаимные расчеты в национальных валютах или по крайней мере отличных от доллара и евро.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/24/eto_te...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСВАЛЬД [Лат. Oswaldus] (ок. 603 - 5.08.641 или 642), мч. (пам. зап. 5 авг.), кор. Нортумбрии (с 634). Источники Освальд, кор. Нортумбрии. Инициал в «Prophetae minores». XIII в. (NY Publ. Lib. Speucer collection. MS. 001. Fol. 89). Фото: digital-collection.nypl.org Освальд, кор. Нортумбрии. Инициал в «Prophetae minores». XIII в. (NY Publ. Lib. Speucer collection. MS. 001. Fol. 89). Фото: digital-collection.nypl.org Основной источник сведений об О.- «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (ок. 731; Beda. Hist. eccl. III 1-13). Важные сведения об О., альтернативные англосакс. традиции, представлены в Житии св. Колумбы, составленном св. Адомнаном, аббатом мон-ря Иона (679-704), в ирл. анналах, восходящих к несохранившейся «Хронике Ионы» ( Evans N. The Irish Chronicles and the British to Anglo-Saxon Transition in 7th-Century Northumbria//The Medieval Chronicle. Amst. etc., 2011. Vol. 7. P. 15-43), а также в валлийских исторических сочинениях «История бриттов» (1-я редакция создана в IX в.) и «Анналы Камбрии» (протограф - IX-X вв.). Рассказ об О. в написанной Алкуином поэме о епископах, королях и святых Йорка в основном представляет собой пересказ «Церковной истории...» Беды Достопочтенного, однако с несколько измененными акцентами ( Stapleton P. Alcuin " s York Poem and Liturgical Contexts: Oswald " s Adoration of the Cross//Medium Aevum. Oxf., 2013. Vol. 82. P. 189-212). Посвященные О. памятники житийной литературы гл. обр. основываются на сочинении Беды и почти не содержат независимых аутентичных сведений о его жизни. Наиболее ранний из них - краткая заметка (под 5 авг.) в Древнеанглийском Мартирологе (составлен в IX в., возможно в Мерсии). Сказание об О. было включено Эльфриком, настоятелем мон-ря Эйншем (ок. 950 - ок. 1010), в написанный на древнеангл. языке сб. «Жития святых». Первое латиноязычное Житие О. (BHL, N 6362; ActaSS. Aug. T. 2. P. 94-103) создал между 1052 и 1059 гг.

http://pravenc.ru/text/2581595.html

Скачать epub pdf 77 Оскобл. слав. Навуходоносор царь соотв. гр. т. в лук. спп. и 34, 37, 105, у Злат., есть в евр. т., вульг. и в древне-слав., оскоблены по алекс., ват., text. recept. и др. спп., в коих нет этих слов. Оскоблять не следовало-бы. 80 Ες τ γκανια – слав. обновление, в рус. синод. открытие, а в древнеславянском „освящение“. 82 Гр. συμφωνεας – слав. согласие, созвучие, по нашему: оркестр, когда многие инструменты гармонично играют. 84 Гр. διβαλον – слав. оболгаша, по-русски можно перевести вульгарно: „наябедничали“, злостно донесли. 85 Слав. отвещавше соотв. ποκριθντες – в лук. спп., в алекс. πολαβντες, в ват., text. recept. и др. нет. 86 Слав. иже соотв. ο в ват., text. recept. и лук. спп., а в алекс., исих. спп. νδρες κενοι. 88 Слав. неопр. накл. избавити соотв. вульг. liberare, а по греч. буд. вр. ρσεται­в кирил. избавит. 92 Слав. 2 л. мн. числа разжжите соотв. κκασατε лук. спп., а в алекс., ват., text. recept. и др. неопр. κκασαι. 93 Πεδσαντες (от πδη – путы, оковы, цепи) можно перевести: связавши (в рус. синод.) и оковавши (в слав.); соотв. контексту, кажется, уместнее перевести значением: связать, связавши. 94 Слав. пов. накл. вверзите соотв. μβλεται – в 37, а об. μβαλεν и во всех древнеслав. спп. и остр. изд. читалось: вврещи – неопр. наклонение. Чем руководились елизаветинские справщики, поставив повел. накл., неизвестно. 97 Περικνημσι от περικνμισις – обувь, покрывающая икры ( κνμη – икры), гамаши, слав. сапогми. 101 Т. е. с Ананией и Мисаилом. Слав. с ними соотв. ατος в лук. спп., а в алекс., ват. и др. нет. 103 В гр. спп. переставлены предложения: все, что Ты навел… все, что сотворил…, но во всех древних слав. спп. такое же расположение, как в нынешнем славянском тексте. 104 Слав. мерзких соотв. в вульг. pessimorum, а по гр. χθστων – враждебнейших, в рус. синод. ненавистнейших. 107 κτελσαι πισθν Σου – слав. да совершится по Тебе очень не ясно, пользуемся рус. синод. переводом. 108 В. рус. синод. добавл. за Тобою; в древнеслав. спп. стояло: вслед Тебе, в вульг. te, в гр. нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

А.И. Алексеев Монография посвящена исследованию русской религиозности конца XIV — начала XVI вв., понимаемой как область отношения народного сознания к догматам веры. На материале большого количества разнообразных источников, памятников оригинальной и переводной древнерусской книжности, актах, монастырских синодиках и др. рассматриваются такие загадочные явления русского Средневековья как ересь стригольников, противоборство «иосифлян» и «нестяжателей», некоторые аспекты взаимоотношений светской и духовной властей. В центре внимания автора находится феномен нараставших по мере истечения седьмой тысячи лет от сотворения мира (1492 г.) эсхатологических ожиданий. Впервые предпринята попытка проследить многообразное воздействие этих процессов на социальную психологию и тип социального поведения. Обозначены типологические параллели факторам эсхатологических ожиданий в истории Византии и Западной Европы. Содержание Предисловие. 5 Часть I. Иосиф Волоцкий и его время. 14 1. Иосиф Волоцкий: очерк деятельности и творчества ... 14 Начало пути (16). Основатель и игумен монастыря на Волоке Дамском (19). В борьбе с ересью жидовствующих (28). На Церковном соборе 1503 года (31). Переход Иосифо-Волоколамского монастыря под великокняжеский патронат (33). Полемика с «нестяжателями» (37). Последние годы (41). Богословие Иосифа Волоцкого (42). Учение о церковно-государственных отношениях (44). Учение о почитании св. икон (46). Учение о церковных имуществах (48). Сочинения Иосифа Волоцкого (50). Об автографах Иосифа Волоцкого (63). Церковное почитание (64). Иконография (69) 2. Ожидания конца света на Руси в контексте эсхатологии раннего Средневековья. Историческая экспликация 1 . . 71 О средневековой эсхатологии (71). Ожидания конца света в Западной Европе около 1000 г. (74). 06 эсхатологических ожиданиях в Киевской Руси (79). Мнения богословов о конце света на Руси в 1492 г. (88) 3. Ересь жидовствующих. Историческая экспликация 2. . . 92 Ересь жидовствующих в 1470—1490 гг. (94). Церковный собор 1490 г. (101). Ересь жидовствующих в 1490—1504 гг. (103). Учение жидовствующих (106). Митрополит Зосима (116). Литература жидовствующих и влияние полемики с еретиками на русскую культуру конца XV — начала XVI вв. (128)

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИАН И ЕДЕСИЙ [Апфиан, Апиан; греч. Αμφιανς, Απφιανς] († 306), мученики (пам. 2 апр.). Повествование Евсевия Кесарийского о судьбе братьев А. (Апфиан - у Евсевия) и Е. в соч. «О палестинских мучениках» (De mart. Palaest. 4-5) легло в основу их жития. Род. они в Лидии (по Евсевию - в Ликии), в семье язычников. Посланные родителями на учебу в Бейрут братья уверовали во Христа и приняли крещение в Кесарии Палестинской у пресвитера Памфила. Во время гонения имп. Максимина А. в храме стал убеждать правителя Кесарии не приносить жертвы идолам и стать христианином, но был схвачен воинами, избит и брошен в темницу. На суде, требуя отречения от Христа, его били железными прутьями, жгли на ногах куски льна, облитые маслом. Не сломленный пытками, А. был утоплен (2 апр. 306); очевидцем его мученической кончины был Евсевий Кесарийский. Е. был сослан на медные рудники. После освобождения он отправился в Александрию, где смело обличил правителя Иероклея. После пыток Е., как и брата, утопили (306). Память А. и Е. достаточно часто встречается в визант. календарях. В памятниках к-польского происхождения она указывается 2 апр. в Типиконе Великой ц . X в. (Mateos. Typicon. P. 262-263), Минологии Василия II , 9 апр. в Синаксаре К-польской ц. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 95, 103). В рус. богослужебных рукописях их память впервые указывается 2 апр. в месяцеслове Лаврашевского Евангелия кон. XIII - нач. XIV в. (Л. 176 об.), 9 апр.- в Румянцевском Обиходе (РГБ. Рум. 284. Л. 94 об., 1-й пол. XIV в.). В 1-й пол. XII в. был осуществлен перевод краткого жития А. и Е. из Минология Василия II, включенный в рус. нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие А. и Е. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены мучение А. и Е., написанное Евсевием (BHG, N 161), и краткие проложные жития (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 64-65). Гимнография

http://pravenc.ru/text/114606.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010