Из Костромы. (Лжеархиерей Иван Усов боится миссионерского света). Стр. 919–921. Елевферий Егоров. 25-летие миссионерской службы Евтихия Ивановича Холостова. Стр. 921–923. Свящ. С. Ш. От редакции. В. Скворцов. Стр. 923. Письмо в редакцию. Стр. 923. С почтением Петр Т. Отклики. Из дневника о. Иоанна Кронштадтского в обличение лжеучения гф. Льва Толстого. Стр. 924–928. На чем теперь особенно благовременно “настоять” нашей церковной проповеди. Стр. 928–932. И. Преображенский . Со скрижалей сердца. Какие книги нужнее для войск действующей армии? Стр. 933–936. В. Скворцов. О пожертвованиях на войну через редакцию журнала “Миссионерское Обозрение”. Стр. 936. Свящ. Евгений Виявский. Содержание (1904. 8) Май При каких условиях мог бы наступить “вечный мир” между людьми? Проф. А. Бронзов. Стр. 937–952. Из истории борьбы и полемики по вопросу об иконопочитании в древнее и настоящее время. (По поводу отрицательного отношения со стороны сектантов). Свящ. А. Синайский. Стр. 953–962. К вопросу о способах обличения неправды раскольничьей. Мисс. А. Зверев. Стр. 963–970. Что такое “секта” вообще и “рационалистическая” и “мистическая” – в частности. (Миссионерская справка). Мисс. А. Грацианский. Стр. 971–980. О числе церковных таинств. (Из миссионерских запросов). Н. Высоцкий. Стр. 981–986. Из записок и дневников. Письма к молодежи, ищущей смысл жизни. В. Горохов. Стр. 987–993. “Меморабилия” (записки раскаявшегося толстовца). Стр. 994–1000. Миссионерские очерки. 19. Разговор за чаем. Д. Боголюбов. Стр. 1001–1004. В мире современного старообрядчества. (Голяевский раскол). Свящ. мисс. К. Попов. Стр. 1005–1012. Из миссионерской полемики. В Радуницу. Из беседы со штундистами о молитве за умерших. Мисс. свящ. В. Шевалевский. Стр. 1013–1019. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Из светской журналистики. А. Пахарнаев. Стр. 1020–1027. Снисходительное внимание. (По поводу отчета “Правосл. Русского Слова” о проповедническом собрании). Д. Боголюбов. Стр. 1028–1032.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1005 Имеется в виду монастырь Малмсбери. 1006 Речь идет не о книге, а о большом послании Альдхельма к королю бриттов Корнуолла Герайнту или Геронтию, написанном около 705 г. Как кажется, в том же году бритты Корнуолла и Камбрии приняли римскую Пасху. Корнуолл был независимым королевством до 936 г. 1007 Поэт V в. Седулий написал известную поэму «Пасхальная песнь» (Carmen Paschale), сопровожденную прозаическим пересказом ее сюжета. Этот опыт стал образцом для многих произведений поздней латинской поэзии; сам Беда использовал его при написании «Жития Кутберта» в стихах и прозе. 1008 Искусственный и темный стиль поэзии Альдхельма характерен для церковных авторов VIII-IX вв., писавших на латыни. Основываясь на поэмах Вергилия и Лукана, они дополнили их тематику христианскими образами и позднеантичными аллегориями, греческими и даже древнееврейскими словами, что делает их произведения довольно трудными для понимания. 1009 Фортхер был епископом Шерборна до 737 г., когда он отправился в Рим, уступив епископство Херевальду. Дата его смерти неизвестна, но из Рима он вернулся, т. к. в 739 г. подписал одну из церковных хартий. 1010 Центром епископства южных саксов стал монастырь Селси, основанный Вилфридом. Беда плохо знал о делах в этой провинции, поэтому он не называет никаких дат. Эдберт (Eadberht) был епископом Селси около 708-715 гг. Эолла (Eolla)-okoлo 715-730 гг. Кафедра оставалась вакантной до 733 г., когда епископом был назначен Сигеферт или Сигга. 1011 Кеолред был королем Мерсии в 709-716 гг. В 704 г. после смерти его отца Этельреда он отрекся от трона в пользу Кенреда. 1012 Об Оффе ничего не известно, кроме упоминания в «Liber Pontificalis», где говорится, что он умер вскоре после прибытия в Рим. 1013 Мк. 10:29-30. 1014 Имеется в виду область Ундл в Нортхэмптоншире близ Питерборо. 1015 Содержание главы Беда заимствовал из «Жития Вилфрида» Эдди, но не переписывал его механически, а дополнял собственными комментариями. 1016 У Эдди сказано, что Вилфрид выучил всю Псалтирь наизусть.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

21) Симеон Новый Богослов (часть глав принадлежит Симеону Благоговейному , см. 6 .10 [Nota]). 755–782. 6 .22. 22) Никита Стифат . 785–851. 6 .177. 23) Феолипт Филадельфийский . 855–865. 6 .440–441. 24) Никифор Исихаст. 869–876. 6 .431. 25) Григорий Синаит . 879–925. 6 .376–379. 26) Григорий Палама . 929–1013. 6 .991, 997, 936, 987, 978, 964. 27) Каллист и Игнатий Ксанфопулы (часть глав восходит к творениям Каллиста Ангеликуда , см. 6 .1566). 1017–1103. 6 .1898. 28) Каллист-патриарх, главы 1–14 (Ксанфопул? Главы 15–83 добавлены только во 2-м афинском издании и принадлежат Каллисту Ангеликуду , см. 6 .1568). 1100–1102. 6 .1902. 29) Каллист Тиликуд (на самом деле – Каллист Ангеликуд ). 1103–1107. 6 .1566. 30) Главы святых отцов о молитве и внимании (анонимно, предположительно – Каллист Ангеликуд ?). 1107–1109 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 4. 373–375; PG 147. 828–832]. 31) Каллист Катафигиот (в действительности, Каллист Ангеликуд ). 1113–1159. 6 .1569. 32) Симеон Солунский . 1160–1162. 6 .1931. 33) Об Иисусовой молитве (помещено анонимно, автор – Марк Евгеник). 1163–1167. 6 .2023. 34) Толкование на Господи, помилуй (анонимно, на новогреч.). 1168–1170 [= Φιλοκαλα. θναι 1976. 5. 69–72]. 35) Симеон Новый Богослов (новогреч. пер.). 1171–1177 (Симеон). 6 .14; 1178–1185 (Пс.-Симеон). 6 .163. 36) Григорий Синаит (новогреч. пер.). 1186–1197. 6 .379. 37) Отрывок из жития Максима Кавсокаливита. 1198–2001. 8 .411. 38) Отрывок из жития Григория Паламы . 1202–1206. 6 .1407. Nota . В серии λληνες πατρες τς κλλησας. Φιλοκαλα ( Θεσσαλονκη) издаются творения отцов-аскетов (с параллельным новогреч. переводом без крит. аппарата), однако это серийное изд. лишь по названию совпадает с «Добротолюбием» свв. Макария и Никодима. Состав же его много шире: включены, в частности, апофтегмы, «История боголюбцев» бл. Феодорита Кирского , «Луг духовный», «Лавсаик», Исаак Сирин , Исихий Иерусалимский (подл.), все творения Максима Исповедника , Иоанн Синаит, Николай Кавасила , и др.; число томов достигло уже 45.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Nectarius, 39, 1821–40. Theodosia GP. Constantinus Acropolita, 140, 893–936. THEODOSIUS, MONACHUS HTEROSOLYMITANUS, 114, 469–554. Theophanes Confessor Officium, 108, 45–54. [Nicephorus Sceuophylax]: Vita, 108, 17–45; alia, 115, 9–30. Therme et sociæ, latine, 115, 87–90. Thomas Apostolus. 116, 559–66. Chrysostomus, 59, 497–500, 681–8; 63, 927–30. Nicetas David. 105, 127–46. Thyrsius et socii, 116, 507–60. Timotheus, Apostolus, 114, 761–3. Ada, latine, 5, 1363–66. Titus, Apostolus. Andreas Cretensis, 97, 1141–69. Trophimus et Socii, 115, 733–49. Tryphon, 114, 1311–28. Leo, imperator, 107, 667–8. Varus et socii, 115, 1141–60. Victor et Corona, 115, 257–68. Vinæntius, 114, 735–56. Xenophon et socii, 114. 1013–44. Zenobius et Zenobia. 115. 1309–18. Synaxarium: Index, 106, 1309–26; Alius, 1325–34. Menologium Basilii, 117, 19–614, cum indice sanctorum, 1423–38. Theophanes Cerameus, hom. 46–6l, 132. Theodorus Studitä iambi, , 99, 1797–1912. Joannes Geometra, , 106, 867–90. Joannes Mauropus, , 120, 1133–1200. Vide; Indicem asceticum. Appendix: Orationes variæ: Chrysostomus. Ad populum Antiochenum, hom. 1–21, 49, 15–222. De motibus СР., 52, 391–460. In templo S. Anastasiæ, 63, 493–500. In templo S. Pauli, 63, 499–510. Leo imperator. Hortatoria ad omnes fideles; 107, 293–8. Theophanes Nicænus. Oratio eucharistica pro liberatione pestis, 150, 351–6. Epiphanes Camaniensis. Sermo laudatorius in Synodo nicæna, 98, 1313–32. VI. LITURGICA A) TEXTUS 1 . Liturgies et officia. S. Basilii Alexandrina, 31. 1629–56; 106, 1291–1510; coptica latine, 31, 1657–78. S. Clementis Romani, 2, 605–16. S. Cyrilli Alexandrini, 77. 1291–1308. S. Dionysii Atheniensis, 3, 1123–32. S. Eustathii Antiocheni, 18, 697–704. S. Gregorii Nazianzeni, alexandrina, 36, 699–734; coptica, 677–7100. S. Ignatii Antiocheni, 5, 969–78. S. Joannis Chrysostomi, 63, 901–22. Acoluthia de S. ALPHEO. Eustathius Thesalonicensis, 136, 293–90. Acoluthia triplicis festi SS. Basilii, GRegorii, Nazianzeni et Joannis Chrysostomi, 29, CCCXXVIII-LXXXIX.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

1891 Igitur cum esuriit Dominus non inediae subrepsit operatiö sed virtus ilia, quadraginta dierum non mota jejunio, naturae suae hominem derelinquit. Non enim erat a Deo diabolus, sed a carne veincendus [Таким образом, когда Господь после сорокадневного поста взалкал, дало о себе знать не воздействие голода на человека, но та божественная сила, которая не может быть смущена никаким постом, оставила человека со своей природой. Потому что диавол не должен был быть побежден от Бога, но от плоти] (Ibid. III, 2, PL 9, 929). 1893 Clamor vero ad Deum, corporis vox est, recedentis a Se Verbi Dei contestata dissidium... Sed relinquitur, quia erat homo etiam morte perugendus [Зов к Богу есть голос тела, свидетельствующий о том, что Бог был более отдален в это время от человеческой природы... Потому что человеку также надлежало быть пораженным смертью] (Ibid. XXXIII, 6, PL 9, 1075). 1898 Postremo post triduum in vitam ex morte redeuntem, consociatam Spiritus et substantiae aeternitati materiam ad coelum assumpti corporis retulisse [Наконец, по прошествии трех дней Он вознес на небо тело, возвращенное из смерти к жизни и приобщенное к вечности] (Ibid. IV, 14, PL 9, 936). 1911 Post dies sex, gloriae dominicae habitus ostenditur: sex millium scilicet annorum temporibus evolutis regni celestis honor praefiguratur [По прошествии шести дней показывается обличие славы Господней, то есть предвещается честь Царствия Небесного, которая наступит, когда истекут шесть тысяч лет] (Hilarius Pictaviensis. Commentarius in Matthaeum XVII, 2, PL 9, 1013). 1918 Dei voluntas est, ut unum ex illis magis evolet, sed lex ex consfitutione Dei profecta decernit unum ex eis potius decidere. Quemadmodum autem si evolarent, unum essent id est corpus in naturam animae transisset et gravitas illa terrenae materiae in profectum et substantiam animae aboleretur, fieretque corpus potius spiritale, ita peccatorum pretio venditis in naturam corporum animae subtilitas ingravescit et terrenam contrahit ex vitiorum sorde materiam, fitque unum ex illis quod iradatur in terram [Воля Бога состоит в том, чтобы из тела и души образовалось нечто одно, но закон, возникнувший по установлению Бога, усматривает, чтобы такое единство души и тела скорее разрушалось. Таким образом, если бы произошло преобразование, то они были бы единым, то есть тело перешло бы в природу души, тяжесть земной материи поглотилась бы природой души, а тело стало бы более духовным. Потому у грешников душа отяжеляется вещественной природой и привлекает к себе земную материю из грязи порока, и получаемся из этого то единое, что передается земле] (Ibid. X, 19, PL 9, 974).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

После смерти аль-Мансура Хишам II утвердил на посту хаджиба его сына Абд аль-Малика, который продолжил военную политику отца. Непрочность власти халифа и усиление влияния хаджибов спровоцировали в нач. XI в. политический кризис, усилившийся после смерти аль-Малика (1008). Борьба за власть переросла в гражданскую войну (1009-1031) и привела к падению халифата (1031). На период халифата (929-1031), когда Кордова стала одним из культурных центров мусульм. мира, приходится расцвет араб. культуры Андалуса. Получившие хорошее образование халифы Абд ар-Рахман III и аль-Хакам II покровительствовали как араб., так и европ. ученым. Собранная аль-Хакамом II в Кордове б-ка насчитывала более 400 тыс. томов и превосходила крупнейшие б-ки Зап. Европы того времени (сочинения, выходившие за рамки традиц. ислама, были уничтожены аль-Мансуром в надежде завоевать расположение факихов). Часть доходов халифа тратилась на поддержку образования. Выросла роль частных и общедоступных б-к при мечетях, они формировались из даров владельцев частных хранилищ. Более высокого уровня по сравнению с предыдущей эпохой достигло историописание. В X в. увеличилось количество и жанровое разнообразие исторических сочинений. Во 2-й пол. X в. появились произведения, в к-рых события излагались по годам (близкие к хроникам); напр., соч. «Эмиры Андалуса» (или «Хроника мавра Расиса» (испан. Crónica del Moro Rasis)) Ахмада ибн Мухаммада ар-Рази (ум. в 955) открывается географическим очерком и охватывает историю И. с рим. эпохи до X в.; Ибн аль-Кутийи (ум. в 977) в «Истории завоевания Андалуса» довел повествование до правления эмира Абдаллаха (888-912). К нач. XI в. относится компилятивное сочинение Акбара Махмуда, в к-ром описывается история Андалуса от араб. завоевания до правления халифа Абд ар-Рахмана III. В 30-х гг. XI в. историк Ариб составил продолжение общеараб. хроники Абу Джафара Мухаммада ат-Табари («Сокращение истории Табари»). Появлялись и сочинения по истории провинций или о к.-л. событиях (напр., «Книга возмущающихся и восстающих в Андалусе и их история» аль-Джайяна (ум. в 976)). Получил распространение биографический жанр (словари законоведов, судей, поэтов и т. п.), напр. «Книга о судьях Кордовы» Мухаммада ибн Хариса аль-Хушани (ум. во 2-й пол. X в.). К наиболее известным поэтам X в. относятся Ибн Абд Раббихи (890-940; автор стихотворных произведений в традиц. жанрах и антологии «Ожерелье»), Ибн Хани (938-973; автор более 60 стихотворений-панегириков). Развивались медицина и естественные науки. В «Руководстве по медицине» Абуль-Касима (Абулкасиса) (936-1013), впосл. получившем известность в христ. Европе, были изложены основы хирургии.

http://pravenc.ru/text/674995.html

При этом Вифлеемский пресвитер совершенно отрицает возможность спасения диавола, бесов и нечестивых язычников и утверждает их вечную погибель 861 . Вместе с тем он признает возможность спасения после определенных наказаний (post poenas) для христиан, совершавших грехи и настигнутых смертью ; в отношении их приговор Судии будет умеренный и снисходительный (moderata et mixta clementiae sententia judicis), а их дела будут испытаны и очищены огнем 862 . По всей вероятности, подобно Оригену , он допускает, что этот «вечный огонь» является «сознанием своих грехов и раскаянием, жгущим внутренность сердца» 863 . В целом по вопросу о вечной участи грешников у Иеронима нет ясного и прочного убеждения, и наблюдается колебание между строго церковной и Оригеновой точкой зрения 864 . Будущее же блаженство праведников, по его мнению, будет состоять в созерцании Бога лицом к лицу (Deum facie videre ad faciem, vera contemplatio), когда они, став совершенными и во всем подобными Богу, достигнут меры полного возраста Христова ( Еф.4:13 ), так что Христос будет в них пребывать уже не отчасти, а целиком 865 . 632 См.: De vir. ill. 3–9; Praef. in Lib. Isaiae j. Hebr.//PL. 28. Col. 771BC; Praef. in Lib. Ier. j. Hebr.//PL. 28. Col. 847C и др. 635 См.: Ep. 20. 2; 57. 7–9; Praef. in Lib. Sam. et Mal. j. Hebr.//PL. 28. Col. 556–558; Praef. in Pent. j. Hebr.//Ibid. Col. 148–152; Praef. in Lib. Jos. j. Hebr.//Ibid. Col. 464A; Praef in Lib. Psalm. j. Hebr.//Ibid. Col. 1125A; Praef. in Lib. Job j. Hebr.//Ibid. Col. 1079–1084; Comm. in Eccl. Praef.//PL. 23. Col. 1011А и др.; см. также: Williams. 2006. P. 81–95. 637 См.: Praef. Quaest. hebr. in Gen.//PL. 23. Col. 936–937; Praef. in Pent. j. Hebr.//PL. 28. Col. 148–152; Praef. in Lib. Jos. j. Hebr.//Ibid. Col. 464A; Praef in Lib. Psalm. j. Hebr.//PL. 28. Col. 1123A; Ep. 20. 2; 57. 7 и др. 642 Comm. in Joel. Prol.//PL. 25. Col. 947A. Cp.: Comm. in Mic. Prol.//PL. 25. Col. 1151C; Praef. in duodec. Proph.//PL. 28. Col. 1013–1015. 643 Praef. in Lib. Sam. et Mal. j. Hebr.//PL. 28. Col. 556A–557A; Comm. in Jer. Prol.//PL. 24. Col. 680A; Praef. in Lib. Tob.//PL. 29. Col. 24–25; Praef. in Lib. Jud.//Ibid. Col. 37–38; Adv. Rufin. III 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Аматора, составленном на рубеже VI и VII вв. агиографом Стефаном (BHL, N 356), не упом. о путешествии епископа на Восток и о перенесении мощей мучеников). Почитание К. и И. в Невере скорее всего было установлено на рубеже VIII и IX вв., при еп. Иерониме (La cathédrale de Nevers. 1995. P. 27-32). О том, что соборная церковь в Невере была посвящена К., сообщается в грамоте 817 г. (в грамоте говорится о капелле св. Стефана в Совиньи, построенной еп. Иеронимом и подаренной соборному капитулу - Cartulaire de Saint-Cyr de Nevers. 1916. P. 58-59), а также в грамоте еп. Аббона (827 - ActaSS. Iun. T. 3. P. 21). Согласно грамоте, изданной в 849 г. еп. Хериманном, св. покровителями Неверского еп-ства были мученики К. и Гервасий; здесь же упоминается о благодеяниях, к-рые имп. Карл Великий оказал еп. Иерониму и его преемнику Ионе (Cartulaire de Saint-Cyr de Nevers. 1916. P. 7-9). Инициал В. Проирий мессы Кирику и Иулитте в понтификале-сакраментарии еп. Гуго II. 1013–1056 гг. (Paris. lat. 17333. P. 272) Инициал В. Проирий мессы Кирику и Иулитте в понтификале-сакраментарии еп. Гуго II. 1013–1056 гг. (Paris. lat. 17333. P. 272) Согласно Гунтеру Эльнонскому, мощи К. были самой почитаемой святыней в Невере, но впосл. они были тайно вывезены из города в мон-рь Эльнон. При содействии кор. Франции Рауля I (923-936) еп. Тедальгрину (ок. 935 - ок. 947) удалось получить из Осера фрагмент черепа мученика, для к-рого король велел изготовить драгоценный реликварий. Почитание К. и И. засвидетельствовано в литургических книгах Неверского еп-ства. В сакраментарии сер. X в. из Санса, обработанном для использования в Невере, ок. 1000 г. добавлен проприй мессы в день памяти мучеников (16 июня; Lond. Brit. Lib. Add. 2991. Fol. 1r). В понтификале-сакраментарии Неверского еп. Гуго II (1013-1065) проприй мессы К. и И. выделен полностраничным инициалом (Paris. lat. 17333. P. 272-273; изд.: Sacramentarium ad usum aecclesiae Nivernensis. Nevers, 1873. P. 272-273). К концу средневековья число праздничных дней, посвященных мученикам, увеличилось до 4 (согласно печатному бревиарию, подготовленному по указанию еп. Пьера де Фонтене (1462-1499)): 4 июня совершалось поминовение К. и его сподвижников, 16 июня - торжественный праздник в честь К. и И., 15 июля - память их мученической кончины, 27 окт.- день перенесения мощей К. в Невер ( Crosnier. 1854. P. 38-39; I dem. Notice. 1868. P. 10-11; об истории обретения мощей и о литургическом почитании К. и И. в XV-XIX вв. см.: I dem. Hagiologie nivernaise, ou vies des saints et autres pieux personnages qui ont édifié le diocèse de Nevers par leurs vertus. Nevers, 1858. P. 211-231).

http://pravenc.ru/text/1840247.html

103 . Согласно Откровению, путь спасения проходит через Таинство Крещения. Поэтому, ни один из предложенных доводов не может быть использован в качестве аргумента против необходимости Крещения, или же переноса его совершения 801 . Столь необходимое для некрещеных младенцев крещение в жизни и вере Церкви не было возможным. Мы же можем надеяться на их спасение. Перевод на русский язык: Dr. Августин Соколовски 399 Augustin. Sermo 41 de Sanetis, actio tertia. Mansi, t. IX c. 20–2. sive de anima defenctorum. Издатель счел это слово подложным и исключил его из состава проповедей Бл. Августина, отнесши его в разряд “spuria” in Appendice, Sermo 104. P. L. t. 39 col. 1946. 405 Sermo 172 п. 2. Р. L. t. 38. col. 936, НО только не те заглавные слова, а иные, а проповедь, начинающаяся этими словами см. t. cit. с. 1261, этих слов не имеет в себе. 413 Dionys. Areop. De Eccles. hierarch, с. VII, 4. P. G. t. 3. c. 560. (idem allegatur a Joanne Damasc. P. G. t. 95. col. 252a). 414 Epiphan. Adversus hæireses. lib. III, hær. 75 n. 8. P. G. t. 42 c. 513. Mgr. L Petit при сем делает следующее примечание: «Епифаний учит, что в Жертве совершается двойной род поминовения усопших – праведных и грешных: вторых, чтобы вымолить им Божественную милость, а праведных и святых, дабы выделить особое положение Господа Христа, Который по Своему положению (conditione) отделяется от прочих смертных». 419 Место это не совсем ясно; мы привели согласно греческому тексту: «что достоит разуметь в отношении смерти в аду»; латинский же текст имеет – «что достоит разуметь в отношении вечной жизни». 421 In Apophthegmatis Patrum in “Macario” n. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitus Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. (Здесь и далее примечания переводчика). 426 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 490 August. Expositio. ad. Galat. P. L. t. 35 c. 2105 sq. Однако, этой фразы в этом сочинении не находится. 527

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Паисий Величковский . После смерти старца Василия о. Феодосий управлял Мерлополянским монастырем, был сотаинником и другом великого старца Паисия Величковского в продолжение всей жизни последнего. В 1772 году братия Тисманского монастыря из уважения к духовной опытности о. Феодосия избрали его своим настоятелем. Во время русско-турецкой войны он активно помогал русским войскам, за что подвергся преследованиям со стороны турок. Отец Феодосий вынужден был обратиться к русскому правительству с просьбой переселиться с Тисманской братией в Софрониеву пустынь, которая ему была хорошо известна. По ходатайству князя Г. А. Потемкина в 1779 году его просьба была удовлетворена. В Софрониевой пустыни о. Феодосий ввел строгий Афонский общежительный устав и вел своих учеников ко спасению путем, указанным святыми отцами. Оптинские старцы называли о. Феодосия «верным преемником паисиева старчества». (РГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 7. Жизнеописания... подвижников… Ноябрь. М., 1910. С. 410. Жизнеописание игумена Филарета…//Курские епархиальные ведомости. 1892. 39. С. 9–10). 451 Что такое Святой Афон для православной России? (Поучение Высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского…). Одесса, 1887. С. 7–11. 452 «Устав общаго жития для Богородицкой Глинской пустыни, составленный по чиноположению Святыя Афонския Горы, и по примеру имянным Высочайшим повелением утвержденного устава Софрониевой пустыни» (РГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 9). Устав Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии Путивльского уезда. [Без м.]. 1910. См. устав Глинской пустыни в приложении к данной работе: «Архив Глинской пустыни». 459 В синодик записывались не только жертвующие деньги или вещи, но и те, кто оказал обители помощь своим влиянием или советом. В этот синодик вписывались имена о здравии и о упокоении (Глинская пустынь. Ч. II. С. 65). 460 Устав общего жития для Богородицкой Глинской пустыни…//РГИА, ф. 796, оп. 102, д. 936, л. 30 об. 462 Там же, л. 33. Старцем называется монах-наставник не обязательно преклонных лет, но преуспевший в духовной жизни и способный руководить духовной жизнью других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010