ибн Джами (Джумей) († 29.05.966, Иерусалим), патриарх Иерусалимский (с 964). Единственным источником сведений об И. является арабо-христ. хроника Яхьи Антиохийского (XI в.). Во время Патриаршества И. обострились межконфессиональные отношения на Ближ. Востоке. В 1-й пол. X в. завершился распад Аббасидского халифата, Палестина вошла в состав владений Ихшидидов (935-969), тюркской династии, правившей в Египте. Политический кризис мусульм. мира усилил антихрист. настроения, неоднократные погромы церквей (в 923, 937, 940) имели место в Сиро-Египетском регионе, в т. ч. в Иерусалиме. Межконфессиональную напряженность усугубляли успешная экспансия Византии в Вост. Средиземноморье, потеря арабами в 60-х гг. X в. Крита, Кипра и Киликии и переселение в Сирию мусульм. беженцев с утраченных территорий. Известия о победах византийцев спровоцировали новые погромы христ. церквей в Фустате в 960 и 961 гг. В такой обстановке правитель Иерусалима Мухаммад ибн Исмаил ас-Синаджи обложил Иерусалимскую Церковь тяжелыми поборами. И. сначала выплачивал требуемые суммы, потом поехал в Египет к правителю гос-ва эмиру Кафуру и через чиновников-христиан просил его разобраться в ситуации. Кафур отдал соответствующее указание наместнику Сирии аль-Хасану ибн Абдалле, а тот - ас-Синаджи. Однако градоначальник продолжал притеснять христиан и незадолго до Пятидесятницы 966 г. потребовал чрезмерных денежных выплат. Патриарх, надеясь на заступничество высших лиц гос-ва, отказался платить и отправился с жалобой в Рамлу, где тогда находился наместник Сирии. Оттуда И. вернулся в Иерусалим вместе с военачальником Текином, к-рого наместник откомандировал для защиты христиан от посягательств администрации города. Ас-Синаджи воспринял происходящее как прямой вызов и покушение на свои властные полномочия. Он собрал «толпу родичей, приверженцев и всякого сброда» и потребовал, чтобы патриарх явился к нему. И., видимо не вполне осознавая серьезность ситуации, пошел на обострение конфликта: он отказался встретиться с ас-Синаджи, велел своим людям запереть ворота храма Гроба Господня и быть готовыми к нападению. Градоначальник арестовал Текина и снова призвал патриарха, обещая ему неприкосновенность. И. не ответил на это приглашение. Тогда 28 мая толпа, возможно возглавляемая гулямами ас-Синаджи, подожгла двери в храм Гроба Господня и ворвалась в него. Церковь была разграблена, из-за пожара обрушились купол ротонды Воскресения и крыша базилики (храм был восстановлен христианами в несколько этапов в посл. трети X - нач. XI в.). Тогда же подверглась разграблению и разрушению ц. Пресв. Богородицы на Сионе. В нападениях на церкви наряду с мусульманами участвовали евреи. Именно они на следующий день обнаружили патриарха, прятавшегося в цистерне для масла в кладовой храма Гроба Господня, убили его, а тело сожгли во дворе храма, привязав к одной из колонн.

http://pravenc.ru/text/469642.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРХАРД [лат. Gerhardus, Gerardus; нем. Gerhard; франц. Gérard] (ок. 935, Кёльн - 23.04.994, Туль), свт. (пам. зап. 24 апр.), еп. г. Туль. До принятия епископского сана клирик, затем эконом капитула собора св. ап. Петра в Кёльне. По рекомендации Бруно , архиеп. Кёльнского и герц. Лотарингии, Г. был избран преемником Тульского еп. св. Гозелина († 962). Рукоположен во епископа в Трире архиеп. Генрихом I (956-964) 29 марта 963 г. Деятельный администратор и пастырь, Г. завершил постройку мон-ря Сен-Мансюи в Туле. Также при нем был перестроен городской кафедральный собор (освящен в 981). Г. основал в Туле мон-рь св. Генгульфа и перенес туда частицы мощей этого мученика. Первоначально мон-рь был женским, однако в 986 г. Г. заменил жен. общину общиной регулярных каноников. В 984 г. он совершил паломничество в Рим. В 986 г. выступил в качестве поручителя при подписании дарственной грамоты кор. Герберги († 969), вдовы кор. Западнофранкского королевства Людовика IV Заморского (936-954), в пользу мон-ря св. Ремигия в Реймсе. Незадолго до смерти, почувствовав приступ болезни, Г. решил совершить и возглавить всенощное бдение. Однако во время богослужения ему стало плохо, и его вынесли из кафедрального собора. Перед кончиной Г. благословил клириков. После смерти Г. явился св. Майолю , аббату Клюни, и предсказал ему скорую кончину († 11.05.994). Погребен Г. в хоре кафедрального собора в Туле. Официально канонизирован папой Римским Львом IX (1050), однако подлинность папской буллы о канонизации Г. подвергается сомнению. Достоверно известно только то, что в 1050 г. Лев IX, пребывая в Туле, инициировал открытие мощей Г. Еще до этого события Виндрих, аббат мон-ря св. Апра в Туле, составил Житие Г., вероятно по предварительному заказу папы. Этому же автору принадлежит повествование о чудесах, о канонизации и об открытии мощей Г. Ист.: BHL, N 3431-3434; Vita//ActaSS. Apr. T. 3. P. 206-213; idem.//MGH. SS. T. 4. P. 490-505. Лит.: Martin E. Histoire des diocèses de Toul, de Nancy et de Sainte-Dié. Nancy, 1900. Vol. 1. P. 159-179; Choux J. Gerardo di Toul//BiblSS. Vol. 6. Col. 190-191; Michel A. Die Akten Gerhards von Toul als Werk Humberts. Münch., 1957. Д. В. З. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/164887.html

Единственный значительный памятник древности в М.- обширные городские стены, которые возникли при римлянах, в кон. I в. по Р. Х., и с тех пор неоднократно перестраивались. Как военная крепость М. использовалась турками до XIX в. Епископы М. Константинопольской Православной Церкви Исп. Акакий (I) (250-251), Ураний (363), свт. Отрий (374-382), Летоий (кон. IV в.), свт. Акакий (II) (431-438), Синодий (40-е гг. V в.), Константин (448-451), Отрий (458), Евлогий (520), Мамант (монофизит; 518-536), Палладий (553), свт. Дометиан (ок. 579 - 11 янв. 602), Феодор (681), Епифаний (787), Дионисий (Феодор; 997), Иоанн (1027-1039), неизвестный (1066), неизвестный (1164), Никита (1166-1172), Иоанн (1193), Мануил (1223-1226), Иоанн (1247/48), Ставракий (1294), Феодосий (1317-1330). Епископы М. Сирийской яковитской Церкви Неизвестный (630), Севир (752), Даниил (епископ; 818-845), Фома (митрополит; 818-845), Фома (869), Иезекеиль (889), Илия (897-909), Иоанн (910-922), Григорий (923-935), Иоанн (митрополит; 936-953), Илия (митрополит; 957/8), Иезекииль (митрополит; 958-961), Игнатий Раххата (969), Игнатий (митрополит; 1004-1030), Иоанн (митрополит; ок. 1031-1042), Игнатий (митрополит; 1058-1063, 1080), Иоанн Сеид Бар Кабуни (митрополит; 1096), Дионисий (1101), Иоанн (Елисей; 1090-1129), Игнатий (1139-1166), Дионисий Грифас Бар Самка (митрополит; 1166-1199), Иоанн Бар Канун (1166-1199), Бар Белас (1257), Феодосий (митрополит; 1579/80-1581). Лит.: Le Quien. OC. Т. 1. Col. 439-446; Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1900-1902. Т. 1-2; Pauly, Wissowa. Hbd. 29. Col. 548-549; Honigmann E. Malatya//Encycl. de l " Islam. Leiden, 1936. Vol. 3. P. 213-218; Kawerau P. Die Jakobitische Kirche im Zeitalter der syrischen Renaissance: Idee und Wirklichkeit. B., 19602. S. 34-35, 112. (BBA; 4); Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation from the 11th through the 15th Cent. Berkeley, 1971. P. 53, 88; Tinnefeld F. Die Stadt Melitene in ihrer späteren byzantinischen Epoche (934-1101)//CIEB, 14. Bucharest, 1975. Vol. 2. P. 435-443; Seibt V. Die Skleroi: Eine prosopographisch-sigillographische Studie. W., 1976. S. 36-39, 51; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Визант. империи. Ер., 1980; она же. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.): Результаты взаимодействия культур. М., 1994; Hild F., Restle M. Kappadokien. W., 1981. S. 156, 233-237 (Библиогр.) (TIB; Bd. 2); Palmer A. Charting Undercurrents in the History of West-Syrian People: The Resettlement of Byzantine Melitene after 934//Oriens Chr. 1986. Vol. 70. P. 37-68; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 39-41; EEC. Vol. 1. P. 550-551; ODB. Vol. 2. P. 1336; Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа с древнейших времен до нач. XIX в. М., 20082. С. 163-166, 336-340.

http://pravenc.ru/text/2562892.html

Итак, когда прекратилось чудо, которым наслаждались народы, преданные по обыкновению плоти 929 , толпы же язычников со всех сторон стали увеличиваться 930 , то вследствие свойственной слабым трусливости умножилось, как говорит евангелие, беззаконие 931 , охладела любовь многих, место опустело и сделалось необитаемым 932 , храм разрушился 933 , и вся та часть Херсонской страны пришла в упадок 934 . Так что видно было, что епископ Херсона с очень немногочисленным населением оставался внутри того города 935 , да и те, казалось, были скорее жители тюрьмы, чем города 936 , из которого не смели выходить 937 . Таким образом случилось, что и гробница 938 , в которой отчасти 939 покоились мощи блаженного Климента, совсем обрушилась 940 и от долговечности времен не уцелело даже воспоминания, которое указывало бы, где была гробница 941 . 3. Так сказывал тот великий и таковой по истине философ 942 . Когда же недавно легаты апостольского престола 943 находились в Константинополе, посланные туда для присутствия на вселенском соборе 944 , а и мне случилось в то же время 945 по другой причине 946 очутиться там же, мы сообща порешили приложить все старания, чтобы привести все в ясность, и мы узнали правду от Митрофана, настоятеля Смирнской митрополии 947 , мужа, славящегося святостью и мудростью, который, как нам стало известно, в то время проживал недалеко от Херсона 948 , сосланный туда вместе с другими от Фотия 949 . Будучи тем лучше осведомлен о событии, чем ближе к месту он находился 950 , он сообщил нам, пытливо расспрашивавшим 951 о всем том, о чем выше упомянутый философ не хотел рассказывать, боясь упрека в гордости 952 . Он передал нам 953 , [что] «Константин философ, направленный императором Михаилом в Хазарию проповедовать слово Божье 954 , находясь часто в Херсоне, то приезжая туда, то уезжая обратно, потому что этот город пограничен с Хазарской землей 955 , стал внимательно разведывать, где храм, где гробница 956 , где те знаки 957 блаженного Климента, которые точно определялись в памятниках, о нем написанных 958 . Но все жители того места, будучи не туземцы 959 , а пришельцы из разных варварских народов 960 , даже лютые разбойники 961 , уверяли, [что ничего] не знают [о том], что он говорит 962 . Философ, удивленный этим 963 , предался молитве и долгое время просил Бога объявит ему мощи и святого объявиться ему. Он поощрял 964 также спасоносными внушениями епископа с клиром и народом 965 на действие, показав им и прочитав, что [в множестве книг] передавалось о мучении, что о чудесах, что о сочинениях блаженного Климента 966 , и что в особенности о постройке храма, находившегося где-то недалеко от них 967 , и о положении самого [святого] в нем же; он глубоко одушевил всех 968 в раскопку тех берегов 969 и на разыскание 970 столь драгоценных мощей святого мученика и апостолика 971 , в порядке, описанном самим философом в его историческом рассказе 972 . Вот как [передал нам] вышеупомянутый Митрофан 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

In Genesim, 633–46 (ex CP. concilio et Nicephoro). In Exodum, 647–48 (ex Nicephoro). In Psalmos, 647–96 (ex Corderio, M., CP. Concilia et Facundo H.), 1003–4. In Job, 697–98 (ex CP. concilia). In Canticum Canticorum, 699–700 (id.). Fragmenta in Novum Testamentum (Fritzsche), 703–968. In Evangeliä Matth., 703–14; Marc, 713–16; Luc, 715–28; Joan., 727–86. In Acta, 785–86. In Epistolas Paulï Rom., 787–876; 1  Cor., 877–94; 2  Cor., 893–98; Gal., 897–912; Ephes., 911–22: Philip., 921–6; Co]., 925–32; 1  Thess., 931–34; 2  Thess., 933–36; 1    Tim., 935–44; 2    Tim., 945–48; Tit., 947–50; Philem., 949–50; Hebr., 951–68. Præfatio Fritzsche, 701–4. Fragmenta ex libris dogmaticis, 969–1020 (ex variis). De Incarnatione Filii Dei, 969–94. Contra Apollinarium, 993–1002, cf. 1001–4. Contra Eunomium, 1001–02, latine. De 2° sermone in miracula, fg., 1003–4. Contra defensores peccati originalis, 1005–12, latine. Ex 13 ° libro codicis mystici, 1011–12, latine. Ex epist. ad Artemium, 1011–12, latine. Ex epist., ad Domnum, 1011–14. Ex libro ad baptizandos, 1013–16, latine. Expositio symboli depravati, 1015–20. Notitiä Allatius, 77–104; Fritzsche, 9–78. THEODORUS PRODROMUS, s. XII, 133. Carmina, . Epigrammata in Vetus Testamentum, 1101–76; in Novum Testamentum, 1175–1220 (Tetrasticha ex editions Basil. 1536). Carmina varia, 1221–30 (Boissonade, La Porte du Theil). Carmina varia, 1339–97 (Mai cujus monitum 1099–1100). Carmina varia, 1405–06, 1415–24 (Du Theil, Mai). Amicitia exsulans, dialogus (Gesner), 1321–32. Indignabundi in Providentiam (iambi " ex edition 1536), 1333–40. In Bareum (ex editione Basil, 1536), 1405–16, Scripta aliä Epistolæ 1–17 (Lazerus), 1239–1292. In eos qui ob paupertatem Providentiæ conviciantur, 1291–1302. Expositio canonum Cosmæ et Joan. Damasceni in festa (M.), 1229–36; in Sabbatum Sanctum, 1235–8. In illud Lucæ In Spiritu Eliæ (I, 17), 1301–12. Invectiva in illud Pauperies sophiam nacta est, 1313–28. Epithalamium (de Commenis), 1397–1406. Præfatio Lazeri, 1091–1100.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

На синоде в Равенне в апр. 967 г. папа Иоанн XIII вновь подтвердил согласие Папского престола на создание Магдебургского архиеп-ства, но лишь в окт. 968 г., после кончины еп. Бернхарда Хальберштадтского и архиеп. Вильгельма Майнцского, новое архиепископство получило офиц. оформление. Первым архиепископом Магдебургским был поставлен Адальберт, возглавлявший ранее неудачную миссию в Киев. На том же синоде в Равенне при участии О. и папы Римского Иоанна XIII были учреждены 3 новых еп-ства на востоке герм. земель - в Майсене, Мерзебурге и Цайце, подчиненные вместе с Бранденбургом и Хафельбергом архиепископу Магдебургскому. О. инициировал или поддержал ряд изменений в административно-территориальном устройстве Церкви в различных регионах Италии. В 966 г. папа Иоанн XIII присвоил епископской кафедре Капуи статус архиепископской. В 969 г. в ранг архиеп-ства было возведено еп-ство Беневенто. В 967 г. на Соборе в Риме по просьбе послов из Венеции император подтвердил права и привилегии патриарха Градо, соперничавшего с патриархом Аквилеи за права митрополита для церковной области Венето. В 969 г. на Соборе в Милане территория разоренного арабами еп-ства Альба была присоединена к диоцезу Асти. Благодаря политике О. существенно расширилась сфера влияния Римской Церкви на слав. землях и в Скандинавии, велась миссионерская работа. С 963 г. христ. миссии отправлялись на польск. земли. Ок. 965 г. принял крещение дат. кор. Харальд I Синезубый. 14 апр. 966 г. был крещен польск. кн. Мешко I. В 968 г. папа Иоанн XIII учредил 1-ю польскую епископскую кафедру в Познани, подчиненную Магдебургскому архиеп-ству. С 60-х гг. X в. чеш. кн. Болеслав I (935-967 или 972) обсуждал с папой Римским Иоанном XIII возможность создания 1-го чеш. епископства. При сыне Болеслава I - Болеславе II - с согласия О. и Регенсбургского еп. Вольфганга (972-994), к чьей юрисдикции до тех пор относилась Чехия, было основано Пражское еп-ство (973). В его состав вошли Богемия и Моравия, а также Силезия, М. Польша и червенские земли.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Со 2-й пол. IX в. в халифате Аббасидов начался упадок, ослабевал контроль над отдаленными провинциями. Палестина периодически попадала под власть местных полунезависимых правителей или входила в сферу влияния властителей Египта из династий Тулунидов (868-905) и Ихшидидов (935-969). В X в. страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам аравийских карматов. Ослабление гос-ва провоцировало рост напряженности в межконфессиональных отношениях. В 923 г. прошла волна погромов правосл. церквей в Рамле, Аскалоне и Кесарии. Разрушенные церкви были отстроены, однако в 937 г. нападениям подверглись церкви Иерусалима, а в 940 г. была вторично уничтожена ц. Богородицы в Аскалоне, к-рую так и не разрешили восстановить ( Eutych. Annales. Pars 2. P. 82, 87; Yahya. 1909. P. 96; Медников. 1903. Т. 1. С. 810, 813; 1897. Т. 2. С. 293). С сер. X в. Византия в ходе войн с сопредельными мусульм. гос-вами за полвека отодвинула свои границы на 200 км к востоку. Приток мусульм. беженцев с утраченных территорий еще более обострил межконфессиональную обстановку на Ближ. Востоке. В такой ситуации конфликт Иерусалимского патриарха Иоанна VII с мусульм. наместником Иерусалима привел к убийству патриарха и сожжению храма Гроба Господня в кон. мая 966 г. ( Медников. 1903. Т. 1. С. 822-823; 1897. Т. 2. С. 338-342; Yahya. 1909. P. 124-125). Значительная часть повреждений храма была вскоре восстановлена при поддержке христианина-яковита Али ибн Савара, советника тюрк. эмира Дамаска Альф Текина. В 969 г. халифат Фатимидов подчинил себе Египет и вскоре стал самым сильным гос-вом на Ближ. Востоке. Неск. лет Фатимиды боролись за Палестину и Дамаск; ок. 978 г. эмир Альф Текин потерпел поражение, Али ибн Савар был убит, а Палестина и Юж. Сирия перешли под власть Фатимидов ( Yahya. 1909. P. 154-155; Медников. 1903. Т. 1. С. 836). Первые фатимидские халифы, правившие в Египте, оказывали всемерное покровительство немусульм. общинам, особенно православным. Халиф аль-Азиз был женат на правосл. египтянке и в 986 г. сделал Иерусалимским патриархом ее брата Ореста, а др. брата, Арсения,- митрополитом Каира (в 1000-1010 патриарх Александрийский). При патриархе Оресте трудами синкелла Садаки ибн Бишра было завершено восстановление храма Гроба Господня после пожара 966 г., лишь 2-скатная крыша была закончена позже ( Медников. 1897. Т. 2. С. 342-343; Yahya. 1909. P. 125-126). Халиф аль-Хаким (996-1021) в 1000 г. направил патриарха Ореста послом в К-поль для мирных переговоров. После заключения мира Орест оставался в визант. столице, где и умер летом 1005 г. Управление делами ИПЦ перешло к его брату патриарху Арсению Александрийскому, который рукополагал в Палестину епископов и настоятелей монастырей. Когда зимой 1006/07 г. среди восточнохрист. Церквей возникли разногласия о вычислении даты Пасхи, патриарх Арсений заставил иерусалимцев принять ту дату, которую он считал правильной, несмотря на их возражения ( Розен. 1883. С. 42, 45-46; Медников. 1903. Т. 1. С. 840).

http://pravenc.ru/text/293788.html

935 Libri de Incarnatione Domini Jesu Christi, contra Apollinarium. II. 6//PG. T. 26. Col. 1141А. Рус. пер.: Афанасий Великий , свят. Против Аполлинария. Кн. II, 6//Афанасий Великий, свят. Творения. Т. III. С. 346. 952 Иустин (Попович) , архим. О первородном грехе. С. 43. Близкое к этому понимание первородного греха встречается, например, у В. Велтистова (см.: Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия: Критико-догматическое исследование. СПб., 1885. С. 302–303) и В. Н. Лосского (см.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. С. 100–102). 953 Таким образом, тление и смерть в падшем естестве могут рассматриваться с двух точек зрения. С одной стороны, тление и смерть являются непосредственными следствиями первородного греха, а с другой – носят характер предустановленного Богом наказания за грех. 961 Cyrilli Alexandrini. In epistolam ad Romanos. VIII, 3//PG. T. 74. Col. 819A. Рус. пер.: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Послание к Римлянам. М.: Герменевтика, 2003. С. 313. 969 Максим Исповедник , преп. Толкование на молитву Господню//Максим Исповедник, преп. Творения. Кн. I. С. 188. Ср.: Там же. С. 193. Это мнение разделяли и некоторые западные отцы Церкви. Например, см.: Августин, блаж. Энхиридион Лаврентию. С. 29–30. 970 Иоанн Дамаскин , преп. ТИПВ. С. 277. Кн. 2. Гл. 3. По всей видимости, некоторые из этих состояний (потребности в пище и питии, усталость от физического труда) существовали и до грехопадения. Однако вследствие грехопадения произошло их изменение, до падения эти состояния не имели характера тления, т. е. не разрушали человеческое естество и не влекли его к греховным страстям. 971 Например, см.: Максим Исповедник , преп. Вопросоответы к Фалассию. 61//Богословские труды. Сб. 38. М., 2003. С. 76–77; Maximi Confessoris. Epistola 15 de communi et proprio, hoc est, de essentia et hypostasi, seu persona, ad Cosmam diaconum Alexandrinum//PG. T. 91. Col. 573B. 977 Феодор Мопсуэстийский является у несториан наиболее авторитетным учителем, Несторий же никогда крупным богословом не почитался.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Euthymius, 114, 595–734. Cyrillus Scythopolitanus: Prologus, latine, 114, 594. Euthymius CP. Arethas in translatione, 106,797–806. Eutychius CP. Eustratius, presbyter: Vita, 86, II, 2273–390. G Galactio ET EPISTEME, 116, 93–108. Georgius, 115, 141–62. Andreas Cretensis, 97, 1169–92. Joannes, monachus: Canon, , 96, 1393–1400. Georgius Cyprius, 142, 299–346. Gregorius Decapolita: Sarraceni visio, 100, 1201–12. German us I (De imagine), 98, 35–6. Gordius, Basilius, 31, 489–508. Gorgonia. Gregorius Nazianzenus: Laudatio funebris, 35, 789–818; Epitaphia, , 38, 21–2. Gregentius Tapharensis. Disputatio cum Judæo, 86, I, 621–84. Gregorius Agrigentinus. Leontius, presbyter: Vita, 98, 549–716; 116, 189–270. Anonymus Iambi, , 98, 729–30. Gregorius Illuminator, Chrysostomus, 63, 943–54, latine; 115, 943–96. Gregorius Nazianzenus Senior. Gregorius Nazianzenus : Laudatio funebris, 35, 985–1044; Epitaphia, , 38, 37–44. GREGORIUS NAZIANZENUS THEOLOGUS. Orationes : 3 . Ad eos qui acciverant nec occurrerant, 35, 517–26. 9 . Apologeticus ad patrem, 819–26. 1 ., 26 et 36. In seipsum, 827–32,1227–5, 36,265–80. 12 . Ad patrem, 2,843–50. 16 .    In patrem tacentem, 933–66. 17 .    Ad cives nazianzenos, 963–82. 19 . De suis sermonibus, 1043–64. 42 . Supremum vale, 36, 457–92. Carmina in seipsum, , II, 1, 37, 969–1452. Testamentum, 389–96. Gregorius presbyter: Vita, 35, 243–304. Nicetas David, 105, 439–88. Joannes Euchaita, , 120, 1143 et 127, 541–2. Michael Psellus: Epigramma, , 122, 909–10 et 35, 309–10; Character, 122, 901–8. Manuel Philes., , 36, 935–6. Theodorus Prodromus, , 133, 1225. Theodulus monachus, 145, 215–352. Vide Hierarchæ. GREGORIUS Nyssenus. Nicetas, , 44, 123–6. Theodorus Prodromus, , 133, 1227–8. Gregorius Thaumaturgus. Ipse. In Originem, 10, 1051–1104. Gregorius Nyssenus, 46, 893–958. Gurias, Samonas et Abibus, 116, 127–62. Arethas, latine, 106, 787–98. H HERMILUS et Stratonicus, 114, 553–66. Hierarchæ tres [Basilius, Gregorius Naz., Chrysostomus]. De recentiori communi festo, 29, CCCLXXX1X-XCIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Lewy. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 918 См. Brock. Note 3 to II/10,35. 919 Ср. Пс. 103:15. 920 II/35,1—6. 921 II/18,2. 922 Пс. 41:3. 923 I/70 (355)=B16 (131). 924 I/87 (415)=B47 (337—338). 925 I/51 (229—230)=B78 (543). 926 II/1,50. 927 I/58 (317)=B6 (95). 928 Главы о знании I,33. 929 Подробнее об этом мы говорили в другом месте. См. Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. второе. СПб., 2001. С. 404—412. 930 На молитве. 931 Т. е. во втором случае. 932 1 Кор. 14:19. 933 Главы о знании I,55. 934 В рус. тексте: «Источается ли непрестанно из сердца некая сладость и влечет ли всецело ум?». 935 I/45 (192)=B70 (486). 936 I/85 (412)=B46 (334). 937 Иерем. 20:9. 938 I/48 (209—210)=B74 (511—512). 939 Ср. 1 Кор. 1:18—23. 940 Ср. 1 Кор. 4:10—13. 941 3 Цар. 8:27. 942 Т. е. принял на себя человеческое естество. Исаак использует характерный для восточно–сирийской традиции христологический язык. 943 Главы о знании 1,88. 944 Рус. «Любовь к Богу». 945 Рус. «восторженной». 946 Ср. 1 Кор. 3:18. 947 Ср. Евр. 11:38—39. 948 I/73 (369—370)=B33 (219—220). 949 Ср. 1 Ин. 4:18. Слова в квадратных скобках добавлены в греч. тексте, но отсутствуют в сир. оригинале. 950 Ср. 2 Кор. 12:11. 951 Ср. Пс. 18:11. 952 I/38 (159—160)=B62 (430—431). В греч. и рус. тексте последние две фразы переведены свободно. 953 Лк. 22:30. 954 Ср. Пс. 103:15. 955 Вар. «очистились». 956 I/84 (398—399)=B43 (316—317). 957 I/25 (117—119)=B51 (360—362). 958 I/25 (119)=B51 (362). 959 I/25 (120)=B51 (363). 960 I/25 (122)=B51 (366). 961 I/25 (123)=B51 (367). 962 Естества Божия. 963 Естества человеческого. 964 I/28 (131)=B51 (376—377). 965 1 Кор. 3:19. 966 I/26 (125—126)=B51 (369—371). 967 I/27 (127)=B51 (372—373). 968 Или «Писаний». 969 Букв. «истины книг», или «истины Писаний». 970 Главы о знании III,99. 971 Главы о знании IV,16. 972 I/28 (128—129)=B51 (373—374). 973 I/26 (126)=B51 (371). 974 I/26 (127)=B51 (374). Ср., например: Марк Подвижник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010