Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

(1-я пол. X в.), пресв., книжник и переводчик эпохи болг. царя Симеона (893-927). Единственным источником сведений о книжной деятельности И. является послесловие к переводу Жития прп. Антония Великого, сохранившееся в 3 редакциях в серб. и рус. списках XIV-XVII вв. Согласно этому послесловию, И. выполнил перевод Житий прп. Антония Великого (составленного свт. Афанасием Великим) и сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского, по повелению «строителя церковного Иоанна, архиепископа Болгарскыя земля» (в серб. версии пропущено «строителя», а после «архиепископа» следует явно вторичное «иже бысть патриархь Бугарьсцей земли»). По поводу времени жизни, а также личностей заказчика этого перевода и его исполнителя в лит-ре были высказаны различные мнения (обзор см.: СККДР. Вып. 1. С. 133-134; КМЕ. Т. 2. С. 151-152; Добрев. 2008), но при этом древность языка переводов И. не вызывала сомнений. В основном заказчика отождествляли с Иоанном Экзархом (IX-X вв.; преобладающая на сегодняшний день т. зр.) или с Иоанном I Дебрским , архиеп. Охридским (1-я пол. XI в.). Обе гипотезы при недостаточности сведений источников исходят из имени Иоанн и определений «строитель церковный» и «архиепископ» и поэтому имеют слабые места. Относительно Иоанна Экзарха неясно, каким был его реальный церковный статус (см.: КМЕ. Т. 2. С. 170), притом что характер деятельности И. вполне позволяет считать их современниками. Нельзя исключить (поскольку заказчик именуется архиепископом в обеих ветвях рукописной традиции послесловия и титул, по всей вероятности, восходит к протографу текста), что заказчиком был неизвестный по др. источникам глава Болгарской Церкви между кон. IX и сер. 10-х гг. X в. И. В. Ягич считал архиеп. Иоанна современником Иоанна Экзарха, но не отождествлял их (Письма И. В. Ягича к рус. ученым (1865-1886)/Изд. подгот. Г. П. Блок, Т. И. Лысенко. М.; Л., 1963. С. 313-314, 492-494. 349, 350). Против предположения, что деятельность И. относится к XI в. и была локализована в Македонии, косвенно свидетельствует широчайшее распространение его перевода Жития прп. Антония Великого в рус. письменности, ориентированной на восточноболг. корпус текстов IX - сер. X в.

http://pravenc.ru/text/469448.html

(I - сер. II в.), один из апологетов раннехристианских . Считается наряду с Аристидом самым ранним христ. апологетом. Немногие сведения о нем сохранились в «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской, согласно которому К. представил имп. Адриану апологию в защиту христ. веры, поскольку «некоторые злые люди старались досаждать» христианам ( Euseb. Hist. eccl. IV 3. 1). Евсевий отмечает, что эта апология имелась у него и у мн. др. христиан, и называет ее «блестящим доказательством ума и апостольского правоверия (τς ποστολικς ρθοτομας)» К. (Ibidem). В качестве подтверждения, что К. жил в период ранней Церкви, он приводит выдержку из его сочинения: «Дела Спасителя нашего были всегда очевидны, потому что были истинны: исцеленных и воскрешенных из мертвых видели не только тогда, когда они исцелились и воскресли, но они и всегда были на виду - не только во время пребывания Спасителя на земле, но и по отшествии Его они жили достаточно времени, так что некоторые из них достигли и до наших времен» (Ibid. IV 3. 2). Этот фрагмент является единственным сохранившимся свидетельством текста апологии К. Вероятно, апология была утрачена уже в древнейшие времена, т. к. никаких следов знакомства с ней в позднейшее время не обнаружено. Цитата из апологии К. в «Избранной хронографии» Георгия Синкелла практически дословно воспроизводит цитату Евсевия ( Georg. Sync. Chron. P. 425-426). Свт. Фотий I , патриарх К-польский, сообщает, что Евсевий, еп. Фессалоникийский (кон. VI - нач. VII в.), в полемике с монахом-афтартодокетом Андреем (см. Афтартодокетизм ) обращался к сочинениям К. и сщмч. Мефодия Патарского наряду с творениями св. отцов IV-V вв. ( Phot. Bibl. 162). Однако невозможно установить, имел ли этот еп. Евсевий текст апологии К., использовал ли фрагменты сочинений более ранних писателей или был знаком только с отрывком, сохранившимся в сочинении Евсевия. В Мартирологе, дошедшем под именем св. Беды Достопочтенного , К. приписывается мнение, что для христиан не существует запретной пищи ( Ps.-Beda Venerabilis. Martyrologia//PL. 94. Col. 927), однако это мнение вряд ли было заимствовано из древней апологии (см.: Bardy. 1949. P. 84-85).

http://pravenc.ru/text/1841660.html

John Anthony McGuckin Bogomils AUGUSTINE CASIDAY “In the reign of the good Christian Tsar Peter 927–69 there was a priest called Bogomil, (meaning: worthy of God’s compassion) but in reality Bogunemil (unworthy of God’s compassion), who started for the first time to preach heresy in the country of Bulgaria” – thus, Cosmas the Presbyter describes the matter in his 10th-century Discourse (Hamilton and Hamilton 1998: 114–34). But a problem immediately confronted Cosmas and other observers, and it continues to confront modern scholars, because in order to evaluate and criticize Bogomil’s heresy, Cosmas and others instinctively turned to categories that derived from classical denunciations of earlier heresies. The framework of those denunciations will be considered before we turn to evidence about Bogomil’s teachings, and then to the history of Bogomil’s communities. The major heresy invoked to understand the Bogomils was dualism, a pronounced insistence on the substantial existence of two fundamental and opposed principles: good and evil. A typical dualist identifies evil with matter and good with spirit, and so regards creation as a domain in which evil and good intersect. The best-known dualist movement was Manichaeism, with the result that Byzantine Christians used the word “Manichaean” indiscrimi­nately to describe any and every sort of dualistic spirituality. We can see this process at work in the Synodikon of Orthodoxy, where Bogomil is anathematized in these terms: “Anathema to papa Bogomil who, in the reign of Peter of Bulgaria, stirred up this Manichaean heresy and spread it through every town and countryside.” Another dualist Christianity known as Paulicianism was a recent precursor of Bogomil’s teachings that originated in Armenia and moved into Bulgaria (Runciman 1947: 26–62; Hamilton and Hamilton 1998: 5–25). The extent to which Bogomil’s teachings are actually related to Manichaeism and Paulicianism is debatable and one’s position in that debate will largely determine how historical details are integrated in the attempt to describe Bogomilism.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Глава 16. Северная граница. Болгария и Угры. Походы русских князей. Славяне в Лаконике Громадное напряжение, с которым велась война Византии с Болгарией при Симеоне, когда болгарское войско не один раз стояло под стенами столицы и в состоянии было ставить свои условия византийскому правительству, средства которого были подорваны непрерывной мелкой войной с арабами, сопровождалось тяжелыми последствиями для обеих стран, и в особенности для той, которая была меньше и не обладала такими материальными ресурсами, какие были у Византийской империи. Выросши и воспитавшись в Константинополе в лучшей школе того времени, знакомый по непосредственному опыту с административной системой и с государственными людьми империи, Симеон, полугрек по воспитанию и образованию, довольно пренебрежительно отнесся к административной рутине, приводившей в движение обширную государственную машину по определенной и твердо установленной системе, и не мог дать себе отчета в том, что не достаточно иметь притязание на царский титул, а необходимо обставить свои требования разнообразными правовыми основаниями и найти содействие в церковной власти. Всматриваясь в дошедшие до нас известия об его геройских военных делах и о тех требованиях, какие он при свиданиях и в переписке предъявлял патриарху и царям, можно весьма пожалеть, что эта исключительная по своему значению в славянской истории фигура мало возвышается в государственном отношении над обыкновенным уровнем современников. Симеон истощал Болгарию в титанической войне, раздробил свои силы по перифериям и не успел заложить прочных устоев для государственного и церковного объединения составных частей его обширного, наскоро сколоченного из мало подобранного материала здания. Весьма важно здесь отметить, что Симеон разделяет судьбу многих славянских князей, которые личной энергией и настойчивостью успевали достичь больших успехов, но после которых немедленно наступала реакция, имевшая целью разрушение их дела. Симеон умер 27 мая 927 г. Он был женат два раза, от первой жены остался сын Михаил, от второй – Петр, Иоанн и Вениамин, или Боян.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Глава десятая. О воскресении мёртвых 1.  О воскресении мёртвых по верованию св. угодников Божиих Веру в воскресение мёртвых св. угодники свидетельствовали ясно и несомненно. Св. Антоний исповедовал: верую в Господа, что в воскресение мёртвых воскреснет это тело нетленным 925 . «Не боюся я смерти, – говорил св. Иаков Персянин царю, угрожавшему муками. – Временная смерть не есть смерть, но сон; как от сна, восстанут из гробов все люди в страшное пришествие Христа моего». Когда сему св. мученику отрезали большой перст, и приставник царский стал увещевать его, говоря: пощади себя, Иакове, послушайся повеления царёва, поклонись богам, и жив будешь, тогда он сказал: «когда отрезают от виноградной лозы ветви её, то в каждом отрезанном месте она вновь прозябает и приносит плод, так и человек, насаждённый в винограднике Бога Вышнего и присоединённый к истинной Лозе – Сыну Божию, отрезываемый ныне временной смертью, в будущем веке воскреснет цел, зелёным прозябанием нетленной славы и принося плод вечного воздаяния 926 . В Вифаидской стране в одном монастыре некто, именем Иеракс, учил, что воскресения теперешних тел не будет, и что Господь даст каждому другое, новое тело. Случилось там быть св. Епифанию Кипрскому . Сей святитель пришёл в монастырь в то самое время, когда Иеракс проповедовал своё лжеучение. Услышав его, святитель, обратившись к нему, сказал; да заградятся уста твои... Тотчас Иеракс сделался нем и не мог сдвинуться с места. Тогда св. Епифаний сам стал учить народ и, на основании слова Божия, утверждал, что каждый восстанет в том теле, в котором живёт в мире сем и умрёт. А Ираксу сказал: «слышишь правую веру и теперь сам скажи слово истины». Отверзлись у Иеракса уста, он покаялся в своём заблуждении и исповедал слово истины 927 . Утверждая и возвещая истину воскресения мёртвых, св. угодники приводили и основания для сего воскресения, указывая на воплощение и искупление, совершенное Господом Иисусом Христом, и тридневное воскресение Его из мёртвых. Господь же в вящее утверждение сей истины и в обличение сомневающихся в ней, по молитвам св. угодников, воскрешал мертвецов ещё в сей жизни. «Христос, – исповедовал св. мученик Дула, – из любви к роду человеческому соделался человеком для того, чтобы как одним первосозданным человеком смерть вошла в мир, так одним же человеком, Господом нашим Иисусом Христом, вошло воскресение людей». – «Что ты говоришь, – возражал ему на это игемон, – ужели мёртвые воскреснут?». – Ей, воскреснут, – отвечал мученик, – если мёртвые не воскреснут, то как же Бог будет судить мир? 928 Спаситель наш, наставляла св. Акилина своих сверстниц, воскрес в третий день, утвердив сим ту истину, что во второе Его пришествие будет общее воскресение мёртвых 929 . 2. Мысли о воскресении мёртвых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Кроткий и смиренный сердцем» Черты духовного облика митрополита Иоанна 02.11.2017 927 Время на чтение 10 минут 9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект « Владыка Иоанн: каким он был... ». В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку. Сегодня отмечается 22-я годовщина со дня кончины Архипастыря. Своими воспоминаниями о владыке Иоанне делится в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов : Митрополит Иоанн мог бы искренне повторить вслед за Христом Его слова о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11.29). Кротость и смирение — были первые и главные черты духовного облика Владыки Иоанна, которые сразу обращали на себя внимание, производили глубокое духовное впечатление и оставались навсегда в памяти. Эти редкие и не очень популярные в наше время качества совершенно невозможно имитировать, невозможно казаться кротким, им возможно только быть. В этом смысле, без преувеличения, митрополит Иоанн уподобился Самому Христу. И в этом состояла тайна его обаяния и сила его воздействия на умы современников. Я знал владыку, слышал его кроткий негромкий голос, слышал его слова... Говорил он всегда тихо - и на амвоне, и на трибуне, и в личной беседе. Чтобы услышать владыку, нужно было напрягать слух и иметь внимание. Он никогда не кричал. Мне никогда не приходилось видеть, чтобы владыка Иоанн на кого-нибудь повысил голос. Это было противно его натуре. Но при всей тихости гласа его услышала вся страна, к нему прислушался весь народ, и самое главное, услышал в его голосе — голос правды Божией, голос своей совести.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/02/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свобода совести и сектантство в Российской Федерации Инновационные механизмы противодействия на законодательном уровне 28.06.2016 927 Время на чтение 25 минут Когда мы... желаем... вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину и таким образом не найти готовой погибели. Иоанн Лествичник «Лествица», сл.4, гл.6 По данным Минюста России, на территории Российской Федерации уже зарегистрировано в 2 раза больше религиозных организаций, чем в РСФСР - на 1 октября 2015 года их число в российском реестре составляет 27 978 религиозных организаций, из них централизованных - 565, многие из которых зарегистрированы еще в 1990-е годы. Причем их численность постоянно увеличивается. Например, «Адвентисты седьмого дня» (с 72 в 1992 году до 564, включая местные, в 2015 году), «Свидетели Иеговы» (с 44 в 1993 году до 407 в 2015-м), «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней», иначе - мормоны (с 1 в 1992 году до 57), молокане (с 1 в 1992 году до 19), «Армия Спасения» (с 1 в 1992 году до 13), «Общество сознания Кришны» (с 23 в 1992 году до 79). В структуру централизованных религиозных организаций не входит 216 местных религиозных организаций (из 26 тысяч 342-х). См. доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год в «Российской газете» за 2016 год, После вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года 261 (См. Российские статистические ежегодники), олицетворяющего либерализацию законодательства в сфере религиозных объединений, в реестр зарегистрированных на территории Российской Федерации некоммерческих организаций внесены сведения о 703 религиозных организациях (в том числе о 199 религиозных организациях, действующих в Крымском федеральном округе), а также поступило 32 уведомления о начале деятельности религиозных групп.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор станет символом единства веры и державности Размышления по освящению главного храма Вооруженных сил Российской Федерации 16.06.2020 927 В воскресенье, 14 июня, председатель Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов был на открытии и освящении собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил РФ в подмосковной Кубинке, сообщает Телевидение Государственной Думы. «Считаем необходимым усилить роль как Церкви, так и патриотических организаций именно в сфере воспитания в школах и вузах. В школе не хватает дополнительной воспитательной компоненты. Крайне важно уделять внимание воспитанию у молодежи патриотизма, любви к Родине», - отметил Сергей Гаврилов. По словам главы комитета, армия — это не только институт обороны нашей страны, но и «воспитательный институт по подготовке патриотических кадров». Новый храм посвящен ратным подвигам и молитвенному служению предков, юбилею Победы в Великой Отечественной войне, добавил депутат. «Духовное единство нашего народа, роль Церкви в служении в тылу и на фронте, явление Пресвятой Богородицы под Прохоровкой и во время Сталинградской битвы, массовый героизм и самопожертвование — части единого образа этого храма», - заявил парламентарий. Собор, по словам Сергея Гаврилова, станет «зримым и целостным символом единства веры и державности». Глава комитета также рассказал, как, проходя по музейному комплексу и галерее «Дорога памяти», расположенных возле храма, он вспоминал «о тех, кто освобождал нашу страну, о двух своих дедах, прошедших войну». Это место, где происходит объединение всех людей независимо от политических и религиозных взглядов, добавил парламентарий. Кроме того, депутат сообщил, что в новый храм от Воронежской епархии по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия передадут икону святителя Серафима (Соболева), архиепископа Богучарского и Софийского чудотворца. «Мы помним о той роли, которую святитель Серафим сыграл в предотвращении расколов, созыве победного собора автокефальных православных церквей, прошедшего в 1948 году в Москве . Это особенно значимо в сегодняшние дни на фоне нестроений во вселенском православии, которые составляют предмет глубокой озабоченности о будущем православия», - отметил Сергей Гаврилов.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/16/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юные годы Царя Михаила Феодоровича Романова до восшествия его на Русский Престол в марте 1613 года К 85-летию русского поэта 19.05.2017 927 Время на чтение 11 минут От редакции. 20 мая исполнилось бы 85 лет замечательному русскому поэту, монаху Лазарю (в миру - Виктор Васильевич Афанасьев). Монах Лазарь преставился 5 марта 2015 года, погребен в Оптиной Пустыни. Его супруга, а после пострига келейница филолог Наталья Ефимовна Афанасьева, добрый друг и постоянный автор «Русской народной линии», прислала нам письмо, в котором, в частности, пишет: «Очень хотелось бы в этот день почтить его память. У о. Лазаря как у большого русского поэта были не только стихи, но и поэмы, одну из которых я посылаю Вам. Она написана о том, что волновало о. Лазаря, пожалуй, более всего, - о судьбе России, о том, что она чудесным образом возрождается Божией помощью и силой русского духа после самых страшных испытаний. Буду благодарна, если Вы напечатаете эту еще неизданную поэму на РНЛ». С удовольствием это сделаем. Надеемся, что в сегодняшний день не одно русское сердце с благодарностью вспомнит почившего поэта и вздохнет молитвенно ко Господу о упокоении его души в Селениях Праведных. 1. На всё ради власти готов, Казнивший соперников люто, Тщеславный Борис Годунов Довёл государство до смуты. То путь был смертей и обид,- Неправых гонений, печали, Царевич Димитрий убит, Романовы в тяжкой опале. У них было право на трон, - И будут на нём они вскоре, Но Богом им путь предрешен Пройти через муки и горе. Романовы братья, все пять, Страдания чашу испили. Отец Михаила и мать Насильно пострижены были. И вот он в пять лет сирота И тоже гоним (он - Романов!), И едет он в ссылку, в места Морозов, метелей, туманов. Он в Горицах с теткой живет, В смиренной обители женской, Тяжел ему был этот год В чужбине, в глуши деревенской. Его не забыл Годунов, Грехом властолюбия мучась, Ему повторить он готов Царевича Дмитрия участь. Но только не в монастыре... И тетку он с мальчиком вместе

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/20/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010