Скачать epub pdf Ноябрь 17 Гоброн, мученик и с ним 133 воинов грузинских Мученик Гоброн, во святом крещении Михаил, и с ним 133 воина – грузинские мученики Х века. Мученик Михаил, происходивший из знатного княжеского рода, с юных лет отличался храбростью и неустрашимостью, за что и был прозван Гоброном (что значит на арабском языке «мужественный, храбрый»). В 914 году арабский военачальник Абдул-Касим, опустошив Армению, захватил Тбилиси и осадил крепость Квели, защищаемую святым Гоброном и его воинами. После 28-дневной осады, вероломно нарушив заключенное перемирие, арабы ворвались в крепость и пленили ее стойких защитников во главе с Гоброном. Грузинский царь Адарнасе II (881–923) выкупил многих пленных, но на выкуп святого Гоброна арабы не согласились. Эмир предложил ему принять ислам , обещая свободу и богатство, но получил решительный отказ. Тогда на глазах у святого Гоброна были истреблены 133 его воина, также отказавшиеся отступить от веры во Христа. Святой Гоброн, омочив в крови мучеников палец, изобразил на своем лбу крест и, возблагодарив Господа за ниспосылаемый мученический венец, кротко и незлобиво принял смерть через усекновение главы 17 ноября 914 года. Автор «Мученичества Михаила (Гоброна)» (914–918), Тбетский епископ Стефан, повествует, что тело святого Гоброна и тела 133-х его воинов были зарыты в общую яму. «Чудный свет почти каждую ночь освещал могилу святых мучеников, множество больных, приходивших на могилу святых, получали здравие». Грузинская Церковь причислила мученика Гоброна и его воинов к лику святых и установила их память в день мученичества – 17/30 ноября. Никон, Игумен Радонежский, преподобный «Повеждь ми ныне вся великая, яже сотвори Елисей» ( 4Цар. 8, 4 ). Так говорил царь израильский отроку – слуге пророка Елисея, человека Божия. Елисей был ученик и служитель великого пророка Илии; но поскольку почил на нем дух Илиин, то и его дела сделались велики, жизнь его достопамятна. Подобно сему и преподобный Никон был ученик великого аввы Сергия. И поскольку он был совершенный ученик совершенного учителя, то почил на нем дух наставника его. И Никоново имя еще во время земной жизни его, как изъяснился первый жизнеописатель, «яко освящение некое обносимо было».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Комментарии к книге пятой Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов 910 Этот Эдильвальд или Этельвальд упоминается в списке донаторов (жертвователей) Линдисфарнской церкви, составленном в IX в. и известном под названием «Liber Vitae». 911 Когда Беда около 721 г. писал пролог к «Житию Кутберта», этот Гудфрид (правильнее Гутфрит) был ризничим в церкви Линдисфарна. Аббатом он был между 721 и 729 гг. 912 Еф. 3:14. 913 Скрытая цитата из «Энеиды»-»вмиг усмиряет смятенное море» (I,142). 914 Иоанн был епископом Хексема с 687 г. В 705-721 гг. он был епископом Йорка. 915 Имеется в виду монастырь Беверли возле одноименного города в Йоркшире. 916 Ныне река Тайн (Tyne). 917 Климитерий (clymiterium)- редкое слово, обозначающее уединенную молельню. В англосаксонском переводе IX b.-geboedus (молельня). По мнению Б. Колгрейва, это место находилось в селении Уорден, где до сих пор сохранился храм, посвященный Михаилу Архангелу. 918 В оригинале scabiem ac furfures. 919 Англосаксонское gae означало «да»; от него произошло совр. англ. yes. 920 Деян. 3:2-8. 921 Это изгнание Вилфрида после очередной ссоры с королем длилось с 691 до 709 г. 922 Ныне селение Уоттон в Йоркшире. Об этом монастыре и аббатиссе Херебурге ничего не известно. 923 Все монахини считались духовными дочерьми аббатиссы; здесь имеется в виду ее родная дочь, рожденная до поступления в монастырь. В тот период многие англосаксы уходили в монастырь уже в зрелом возрасте, имея детей. 924 Примеры наследования должности аббата были нередки; можно вспомнить рассказ Беды об Энфледе и ее дочери Эльфледе или о Кедде и его брате Хаде. Эта практика была заимствована из Ирландии, где иногда члены одной семьи управляли монастырями в течение нескольких поколений. Сам Беда осуждает эту практику в «Письме к Эгберту». 925 Судя по этой и следующей главе, уже в VII в. представители знати строили церкви в своих поместьях. Позже именно так возникло большинство приходских (сельских) церквей. 926 Мф. 8: 14-15. 927 Вся эта история говорит о сравнительно мягком обращении со слугами (домашними рабами) в англосаксонском обществе. Часто они были членами семьи и по завещанию могли получить свободу или даже долю наследства.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

Л.Карфикова «Опровержение Евномия» Полемика с арианином Евномием, написанная Григорием в защиту покойного брата Василия, – крупнейшее и самое серьезное произведение Григория. Сегодня ее принято делить на четыре книги: три книги Опровержения Евномия (Contra Eunomiam), и одна книга Опровержения исповедания Евномия 914 ; в древности номенклатура была иной 915 . Чтобы ухватить суть полемики хотя бы в общих чертах, необходимо вкратце напомнить о широком диапазоне догматических споров IV века. При этом мы можем исходить из первого анафематизма I Константинопольского собора (381 г.), в котором перечислены отдельные инославные группы, по разным причинам отрицавшие главный член Никейского Символа веры , т.е. единосущие Сына Отцу 916 . Как мы уже знаем, Григорий принимал участие в этом соборе и зачитал Григорию Назианзину и Иерониму первые две книги своего Опровержения Евномия 917 . «Евномиане» или аномеи, сегодня также называемые «неоарианами» или «радикальными арианами», в упомянутом анафематизме указаны в первую очередь 918 . Эта группа берет начало от учителя Евномия Аэция, примерно со второй половины IV века защищавшего самые радикальные формулировки Ария. Прозвище «аномеи» (μοος или μοιος=подобный) указывает на то, что это учение отрицало подобие Отца и Сына, поскольку Сын здесь считался первым творением Отца, а Дух – первым творением Сына, т.е. предполагалась последовательная субординация Божественных ипостасей, как она была заявлена, например, в неоплатонизме. Евномий (умер примерно в 395 г.), ведущий мыслитель этой группы, недолго был епископом в Кизике (360–362 гг.), однако вскоре произошел раскол между его приверженцами и последователями епископов Евдоксия и Евзоя, т.н. «омиями» (учившими о некоем неопределенном подобии между Отцом и Сыном). Также против группы Евномия (уже в 358 г.) резко выступили т.н. «омиусиане» (учившие о подобии, но не о тождестве Отца и Сына по сущности), объединенные вокруг Василия Анкирского и Евстафия Севастийского. Другая из анафематствованных собором арианских групп – это уже упомянутые «евдоксиане» или «омии», и 358 г. снискавшие благосклонность Константина, а в 359 г. на соборе в Селевкии навязавшие компромиссную формулировку о «подобии Сына с Отцом по Писанию». При императоре Валенте (364–377 гг.) они оказались даже сильнейшей церковной партией. Возглавляли их упомянутые епископы Евдоксий Константинопольский и Евзой Антиохийский, а также Акакий Кесарийский. Именно эта группа добилась изгнания Григория в 375/6 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

священник Владимир Вукашинович Заключение Стремление к литургическому возрождению появляется тогда, когда приходят к выводу, что в богослужебной жизни Церкви наступил застой. Это осознали пионеры литургического движения на Западе. Основной идеей, которой они руководствовались, было богословское возрождение Церкви, целостное и глубокое возвращение к преданию, новое открытие литургии как центра церковной жизни 913 , о чем кардинал Чикониани, открывая конгресс в Ассизи, говорил так: Ошибаются те, кто в различных литургических реформах и реставрациях видят ностальгию по древним формам, своего рода эстетически или мистически мотивированный романтизм, сентиментальную привязанность к прошлому. Реформы основаны совсем не на этом. Главный и, можно сказать, единственный мотив, который привел к этим реформам и преобразованиям, основывается на горячем желании увидеть людей, которые действительно живут жизнью Христовой 914 . Когда видна пропасть, которая пролегла между вечно живым евангельским посланием Господа Иисуса Христа и христианами, не принимающими активного участия в этой священной тайне, которая связывает Бога и человека, тогда осознается необходимость возрождения духовной жизни верующих. Литургическое движение стремится приблизить богослужение (Самого Бога и Его Слово) к человеку своей эпохи. Цель каждой литургической реформы заключается в том, чтобы наступило возрождение, чтобы лучше служить потребностям людей и чтобы поднять их духовный уровень 915 . Литургические изменения возможны благодаря тому факту, что литургия Церкви это богочеловеческая реальность, включающая и человеческий исторический компонент, который по определению подвержен изменениям 916 . Это делает возможным и в то же время подтверждает живой характер предания 917 . Не следует бояться перемен. Конкретные формы богослужения и их порядок нельзя воспринимать как нечто богооткровенное, вечное и неизменное, – они, несомненно, таковыми не являются. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить реформы времени патриарха Мефодия I Исповедника и сразу после него 918 . Церковь должна оставаться живой и избегать постоянного искушения свести христианство к процессу исполнения внешних правил, норм и ритуалов, которые потеряли смысл и значение 919 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

66. Пусть монах примет на себя добровольный голод, чтобы смирить земное тело свое и возвести горе душу – жительницу Града Небесного 911 . 67. Монах всегда должен произносить [лишь] слово истины, а слово лжи должно быть изгнано с уст его. 68. Если монах услышит слово жесткое, то ему не следует дерзить [в ответ], но он должен подчиниться, чтобы отвратить вспышку гнева. В награду он получит мир и назовется сыном Всевышнего, поскольку [уже] стал сыном Мира 912 . 69. Монах, говорящий ясным и приятным голосом со смиренномудрием, может и из каменного сердца исторгнуть слезы. 70. Как лев наводит страх на диких ослов, так и монах, твердый [в своем призвании], – на помыслы похоти. 71. Монах, несвоевременно прекращающий свой пост, подобен тому человеку, который разрушает фундамент жилища [своего] 913 . 72. Вихрь ветра поднимает облако пыли на равнине, а горделивый монах возбуждает [вихрь] гнева в монастыре. 73. Монастырь для монаха подобен тихой гавани для кораблей 914 . 74. Бесстрастный монах, не поражаемый стрелами наслаждения, на земле являет подобие Ангелов [небесных] 915 . 75. Не усердствуй, монаше, в гордыне, чтобы не впасть тебе и в [еще какое-нибудь] страшное прегрешение. 76. Будь, монаше, подражателем смиренномудрия [апостола] Павла, чтобы стать сонаследником [Царства Небесного в хоре] святых. 77. Подражай, монаше, мытарю, чтобы не быть осужденным вместе с фарисеем 916 . 78. Избери, монаше, кротость Моисея 917 , чтобы твердокаменное сердце свое превратить в спокойные воды озера. И после того, как обретешь ты опыт, что кротость является [великим] добром, сможешь сказать: «на воде покойне воспита мя» ( Пс. 22, 2 ) 918 . 79. Не являй себя, монаше, жестоким; помни, что ни один жестокий не пребывает в терпении [и кротости]. 80. Не покидай [кроткого] Авеля, присоединясь к горделивому Каину, чтобы не разделить тебе участь последнего. 81. Познай, что смиренномудрие есть благо, и избери его, ибо оно возводит [человека] на небо 919 . 82. Благая награда ожидает тебя, монаше, за твое смиренномудрие – Царство Небесное. Смотри, чтобы не лишиться тебе ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Григория Нисского высказывал истину о неименуемости Бога и св. Иустин мученик , говоря в своем «Увещании к Еллинам», что «Бога нельзя назвать никаким именем» 914 . Согласно с этим учением мы находим у св. Василия Великого в его «Опровержении на защитительную речь злочестивого Евномия» такие слова: «Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его выразить» 915 . А св. Григорий Богослов говорит: «Божество неименуемо... Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос не обнимал Божией сущности 916 . Изречь (Бога) невозможно» 917 . Так учили и другие св. отцы Церкви, свидетельствуя, что Бог неименуем, ибо никакими именами Божиими мы не можем обозначить Его существо 918 . В частности относительно имени: «нерожденность» или «нерожденный» св. Григорий Нисский говорит, что оно не только не выражает сущности Божией, но не содержит в себе даже мысли что есть Бог по Своему существу. Имея в виду еретическое значение, которое приписывал Евномий этому имени, святитель Григорий говорит: «Ревностный противник истины хочет... чтобы слово „нерожденность“ выражало сущность Божию. Но всякому и посредственно знакомому с употреблением наименований ясно, что, при помощи отрицательной частицы, нетленность означает, что Богу не присуще ничто подобное, ни тленность, ни рождение... Если кто-нибудь, желая сказать нечто о человеческом естестве, называет его не бездушным, не бесчувственным, не летающим, не четвероногим, не водным: тот не укажет, что оно такое есть, а только объяснит, что оно не есть… По тому же основанию, из многих подобных выражений, прилагаемых к Божескому естеству, мы научаемся надлежащему образу мыслей о Боге: но не познаем из этих выражений того, что такое Он по существу» 919 . 2. Учение ев. отцов о главном имени Божием: «Сый». Абсурдность попытки Евмомия объять именем беспредельное естество Божие Имея в виду одно из самых положительных и главных имен Божиих – имя Сый св. Григорий Богослов говорит, что оно «наиболее свойственно Богу»...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Кто же мог быть Этим обещанным святым из Фарана? 913 . Кто, кроме Мухаммада...? Мухаммад – святой потомок Измаила от Кидара, который поселился в пустыне Фаран, Мухаммад – единственный пророк, через которого арабы получили откровение, тогда когда тьма невежества покрывала их землю. Че­рез него Божий свет воссиял от Фарана, и Мекка – единственное место, где прославлялся Дом Божий... Кидарские села и их жители [арабы – потомки Исмаила, потомки Кида­ра. – Г.Ф.] единственные во всем мире, которые не поддались никакому воз­действию Христовой церкви. Упоминание о 10 000 святых во Второзаконии также много значит. Он воссиял от горы Фаран и шел с 10 000 святых. Прочи­тайте всю историю пустыни Фаран, и вы не найдете там описания никакого другого события, за исключением того, что Мекка была завоевана Пророком. Он вышел с 10 000 последователей из Медины и обратно вошел в «Дом сла­вы Бога». Он дал миру огонь закона, который превращал в пепел все другие законы» 914 . Подобно Али Вячеславу Полосину, однако шире, синкретически, объеди­няя иудейство, христианство и ислам в одно Божественное откровение миру, толкует пророческие слова Моисея и Аввакума Д. В. Щедровицкий. «В последнем благословении Моисея, обращенном к Израилю, содержат­ся такие слова: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фаран и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона. Истинно, Он любит народы 915 916 В этом описании троекратного явления Бога усматривается пророчество о трех великих монотеистических религиях, посредством которых Создатель откроется человечеству: это иудейство (символизируемое горой Синай и свя­занным с ней дарованием Торы); христианство (Сеир, страна Едома, символи­зирует Рим, в котором христианство стало государственной религией; сравни родословие Едома в Быт. 36,1. 30. 43 , где имя «Ирам», согласно древним тол­кователям, соотносится с Римом 917 ); и, наконец, ислам, символически представ­ленный гористой пустынной страной Фаран между Палестиной и Египтом, в которой первоначально обитали потомки Измаила 918 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

21 . Много кораблей сбилось с пути в этом океане. Хотя ушами они 905 слышат и устами читают, 906 силы знания этой надежды не коснулись 907 они даже кончиком мизинца. По этой причине, несмотря на тяжкие и трудоемкие труды 908 кормчих своих и восхитительное знание свое, 909 не могут они в намерении своем презреть мир сей, что означает умерщвление человеком сердца 910 посредством смирения и самозабвения. 911 22 . Не следует нам воображать, будто в той малой частице, о которой мы говорили, и заключается дар Господа нашего. Ибо есть, опять же, такие , которые не только таким молниеподобным образом вкушают от истинных тайн, 912 но на тверди сердца их само Солнце правды 913 взошло в сиянии 914 лучей своих. «В чистом сердце запечатлелось новое небо, явление которого есть свет, и место которого – духовно». 915 23 . Очевидно, что если сердце сподобилось сделаться местом неба для Господа, удостоилось оно вершины всякого созерцания в видении откровения. 916 И это, конечно же, 917 не на мгновение, как у тех, , и не символически, 918 но длится это часами – и даже не только часами, но и днями. Подтверждение этому можно найти в повествованиях, посвященных Отцам. 919 24 . Что же касается меня, у которого раны заражены и гноятся, молю Тебя, Господи, даруй мне воспринять образ покаяния в душе моей, чтобы, когда руки мои простираются к милости и сижу я у врат благодати , удостоился я той надежды, которую получают от Тебя истинно кающиеся. 25 . Удостой, Господи, раба Твоего слезами из очей его на всякий миг смывать скверну дел его с души его, дабы, постоянно принимая помощь Твою в немощи помыслов его, получил он, по благодати, доступ ко спасению. 920 Аминь. 26 . Теперь, по благодати Господа нашего – как то, чему научились мы у Отцов – укажем в настоящих 921 Беседах, посредством какого труда начинает приближаться человек к образу жизни и чину свободы, и не всякий человек может вести такой образ жизни, но известно, что он должен пребывать в этом время. 922 Мы также укажем, когда время его и в каком чине 923 должен он подвижничать, и когда прилично человеку вести себя по законам 924 мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

В отдельном рапорте, поданном в Синод 22 дек. 1837 г., Н. изложил свой взгляд на организацию миссии. Если в 1836 г. в циркулярных распоряжениях по епархии он писал о «бездеятельности миссионеров и каком-то усыплении», то после поездок по епархии счел нужным отметить, что приходское духовенство «ведет себя неукоризненно», «ученых и деятельных священников очень достаточно», при этом образовательный ценз священников в вотских приходах выше, чем в русских, и сделал вывод: «Что же касается миссионеров вообще, действия коих по собранным Консисториею в 1835 г. сведениям оказались слабыми, нарекать на них я не смею. Пресечение отступничеств от христианства, умаление открытых суеверий, ощутительное усиление в народе, едва вышедшем из языческого мрака, расположенности к церкви и обращение к оной целых тысяч не могли, конечно, совершиться без трудов и усилий; и такие факты, по мнению моему, есть лучшее свидетельство для действовавших на поприще проповедничества. А если и не ознаменовываются теперь успехи действий их значительными обращениями язычников, то и коснеющих в язычестве число очень незначущее, особенно в отношении ко всему населению, для пользы которого поставлены миссионеры трудиться. Это отношение в вотяцком племени не более, как 1 к 42 (крещеных вотяков до 150 тыс.- примеч. Н.). При этом остатки сии рассеяны на великом пространстве, по местам глухим, и большею частью однодворично,- что весь труд обращения их делает сугубо тяжким» ( Луппов. 1908. 33. С. 914-915). По замечанию Н., при нем «было с полдесятка миссионеров, и успехи обращения не раз радовали» его. В 1836 г. было обращено 2796, в 1837 г.- 2439 вотяков и черемисов (РГИА. Ф. 796. Оп. 117. Д. 1345; Оп. 118. Д. 73; Оп. 119. Д. 120 и др; Карпук. 2015. С. 38-45). Знакомство с миссионерской деятельностью на территории Вятской епархии убедило Н. в том, что прежде обращения к вере надо «учить и просвещать науками», а также в необходимости изучать инородческие языки и переводить на них богослужебную лит-ру. Н. обратил внимание на существовавший в 84 приходах епархии с кон. XVIII в. обычай разделения между членами причта приходских домов «по венцам», с которых они получали свой доход. Это вело к злоупотреблениям, сказывалось на материальном обеспечении священнослужителей и влияло на религиозно-нравственное просвещение вотяков. Епископ издал циркуляр о немедленной отмене разделения, но Синод не утвердил его, запросив дополнительные сведения и разъяснения. 18 нояб. 1837 г. Н. представил в Синод подробный рапорт с заключением, что после уничтожения этого обычая «отношения священников к прихожанам уравняются, злоупотребления от причетников пресекутся и самые доходы, идущие теперь глухо по рукам, станут поступать, согласно заведенному порядку, в братскую кружку, без оскудения в своих источниках» ( Луппов. 1908. 33. С. 918-920). Определением от 3(28) дек. 1837 г. Синод утвердил отмену обычая разделения домов между членами причта.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Однако в том единственном, уцелевшем до нашего времени сборнике, в котором содержится первоначальный славянский перевод этого номоканона 912 , сохранились лишь некоторые из этих 87 глав, и притом в беспорядочной комбинации с статьями прохирона 913 . Зато здесь находится замечательный юридический памятник, носящий название «закона судного людям». Это есть компиляция частного лица, составленная для болгар, при обращении их в христианство, на основании еклоги Льва Исаврянина и Константина Копронима 914 , под влиянием западно-католического церковного права, с целью приспособления византийского законодательства к быту варварского народа. По существу своему, закон судный не есть законодательство, касающееся церкви, а есть уголовный устав о преступлениях и наказаниях, в котором нередко, вместо членовредительных и других кар византийского права, назначается церковное покаяние в западно-католическом духе 915 . В некоторых позднейших рукописных сборниках «закон судный людям», под именем закона судного или судебника царя Константина (т. е. Константина Великого ), встречается в распространенной редакции с массой дополнительных статей, заимствованных из закона моисеева и из некоторых других источников 916 : церковное покаяние здесь уже не назначается как наказание за преступления; преобладает телесное наказание 917 . Закон моисеев, т. е. выборка из четырех книг Моисея: Исход, Левит, Числа и Второзаконие, в первый раз является в сербской кормчей, из которой он перешел в рязанскую, а также в софийскую 918 . В последней закон моисеев является в связи с законом судным, которого нет в рязанской кормчей, но который уже ранее существовал на Руси с момента появления здесь первых рукописных кормчих. Через сербскую кормчую в первый раз перешло к нам церковное законодательство Юстиниана, содержавшееся, в виде т. н. χειμενα, в номоканоне из XIV титулов. Оно находится в кормчих как рязанской, так и софийской фамилии, но уже отдельно от номоканона, так что самый номоканон, без приложенных к нему текстов из законодательства Юстиниана, представляет собой одно оглавление, или голый перечень титулов и глав с их заголовками и с относящимися к ним цитатами канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010