84 69-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 85 Зонара, Вальсамон и Аристин. 86 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод «Правила св. вселенских соборов с толкованиями». Вып. III. Правила соборов 5—7. Москва, 1900, стр. 267—268. 87 Зонара. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 266. 88 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 267. 89 Н.Милаш. Правила православной церкви с толкованиями. СПБ, 1911, стр. 558. 90 Уже Вальсамон знал о другом правиле западной церкви: «о латынянах знаю, что те не только миряне-мужчины, но и женщины входят во святой алтарь и сидят даже часто и тогда, когда стоят священнодействующие». (Вальсамон, там же, стр. 267). 91 Литература относительно новооткрытых манускриптов Мертвого моря очень обширна. Я могу отослать моих читателей к книге G.Vermes. «Рукописи иудейской пустыни». Париж-Турне, 1954. 92 Об этом смотри подробнее в моей «Трапезе Господней», стр. 84—85. 93 Иустин Мученик. 1-ая Апология, гл. XLV. Русский перевод, стр. 106. 94 P.Roguet. Аминь, возглас народа священников. Париж, 1947. 95 См. Архимандрит Киприан Керн. Евхаристия. Париж, 1947, стр. 166. 96 101-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 97 О времени появления лжицы см. Архимандрит К.Керн. «Евхаристия», стр. 322. 98 Вальсамон. Толкование 101-го правила Трулльского собора. Русский перевод, стр. 382. 99 Различие в образе причащения верных в православной и католической церкви больше количественное, чем качественное. Нисколько не преуменьшая значение этого различия между православной и католической церковью, нужно признать, что различие в образе причащения верных и клириков существует и в одной, и в другой церкви. Католическая церковь ушла в этом вопросе гораздо дальше, чем православная церковь, но это не разные пути, а только разные этапы одного и того же пути. 100 «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественные тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковного, вразумлялся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати» (58-ое правило Трулльского собора по «Книге правил»). Обычно принято считать, что здесь идет речь о причащении мирянами на дому дарами, которые они уносили из церкви. Такого рода толкование не вполне оправдывается содержанием самого правила. По-видимому, дело идет о причащении мирян за литургией, а, следовательно о том, что в некоторых церквах сами верные преподавали себе дары с престола. Если это предположение правильно, то это правило надо поставить в связь с 69-м правилом того же собора, о котором была речь выше. С другой стороны, это толкование не исключает того, что правило вообще запретило верным преподавание св. даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

Н.Милаш. Правила православной церкви с толкованиями. СПБ, 1911, стр. 558. 90 Уже Вальсамон знал о другом правиле западной церкви: «о латынянах знаю, что те не только миряне–мужчины, но и женщины входят во святой алтарь и сидят даже часто и тогда, когда стоят священнодействующие». (Вальсамон, там же, стр. 267). 91 Литература относительно новооткрытых манускриптов Мертвого моря очень обширна. Я могу отослать моих читателей к книге G.Vermes. «Рукописи иудейской пустыни». Париж–Турне, 1954. 92 Об этом смотри подробнее в моей «Трапезе Господней», стр. 84–85. 93 Иустин Мученик. 1–ая Апология, гл. XLV. Русский перевод, стр. 106. 94 P.Roguet. Аминь, возглас народа священников. Париж, 1947. 95 См. Архимандрит Киприан Керн. Евхаристия. Париж, 1947, стр. 166. 96 101–ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 97 О времени появления лжицы см. Архимандрит К.Керн. «Евхаристия», стр. 322. 98 Вальсамон. Толкование 101–го правила Трулльского собора. Русский перевод, стр. 382. 99 Различие в образе причащения верных в православной и католической церкви больше количественное, чем качественное. Нисколько не преуменьшая значение этого различия между православной и католической церковью, нужно признать, что различие в образе причащения верных и клириков существует и в одной, и в другой церкви. Католическая церковь ушла в этом вопросе гораздо дальше, чем православная церковь, но это не разные пути, а только разные этапы одного и того же пути. 100 «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественные тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что–либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковного, вразумлялся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати» (58–ое правило Трулльского собора по «Книге правил»). Обычно принято считать, что здесь идет речь о причащении мирянами на дому дарами, которые они уносили из церкви. Такого рода толкование не вполне оправдывается содержанием самого правила. По–видимому, дело идет о причащении мирян за литургией, а, следовательно о том, что в некоторых церквах сами верные преподавали себе дары с престола. Если это предположение правильно, то это правило надо поставить в связь с 69–м правилом того же собора, о котором была речь выше. С другой стороны, это толкование не исключает того, что правило вообще запретило верным преподавание св. даров. 101

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

89 Подобных примеров, удостоверенных судебным порядком, много собрано в кн. Прот. С. Никольского «Новый Израиль». 91 Приведенный случай имел место на беседе смоленского епархиального миссионера, священника Николая Клитина в д. Угрице с ново-израильтянином по имени Федором. 92 «Петербургская газета», сообщая о знакомстве известного доктора Панченко с Порфирией Киселевой, пишет о ней следующее: «Иоаннитская лже-богородица» занемогла. Желая скрыть историю своей болезни и ее причины, («богородица» любила хороший крепкий коньяк), она по рекомендации баронессы Т. пригласила к себе из Петербурга доктора Панченко. Киселева приняла доктора в своей спальне. Одета она была в легкое платье, покроем своим напоминавшее греческий хитон. На плечах хитона золотыми нитями были вышиты два ангела. Больная «богородица», окруженная девушками в таких же оригинальных платьях, но без вышитых ангелов, испугала д-ра Панченко. Он подумал, что попал и дом сумасшедших. Однако, баронесса успокоила доктора, и он остался. Осмотрев больную, Панченко прописал ей natrum bicarbonicum с лимонной кислотой и валериановые капли, которые, как оказывается, дают после сильного перепоя. Ред. 93 В последнее время иоанниты в Херсонской губ. Стали преступно убеждать народ, что всеобщий суд над миром уже приближается; он настанет скоро, – «лишь только окончится 12-ое царствование из Дома Романовых», т.е. тотчас после смерти царствующего Государя Императора. Ред. 94 Критический разбор этом брошюры смотри статью автора в «Миссионерском Обозрении» за 1910 год, стр. 91-ая. 95 Трудно судить о справедливости такого порядка по недостатку сведений с другой стороны. Считаем долгом присовокупить к приведенным данным некоторые разъяснения. Странно весьма признание г. Фриманом баптизма «сектой, существующей более 300 лет»: это равносильно признанию происхождения ее не от Христа! Отрицание «посредничества» баптистами также противоречит словам Господа: «слушающий вас Меня слушает» ( Лк.10:16 ). Отрицание обрядности по смыслу определения VII Вселенского собора есть отвержение «Христа, пришедшего во плоти». Не делает чести научному беспристрастию г. Фримана его умолчание о том, что свидетельствует история о первых проповедниках баптизма, – о том, что в Цвикау около 1520 г. Ф. Мюнцер, Н. Шторх, М. Штибнер призывали всех к ниспровержению существующего строя. Следствием чего была известная в Германии крестьянская война, и во главе восставших был тот же Мюнцер, – о том, что в Мюнстере, в Вестфалии, И. Матисен и И. Баккольд (Лейденский) с «мечами земной власти» выгнали граждан и были во главе бунтовавшей толпы. Речь г. Ллойдь-Джржа красноречиво доказывает, что современные иностранные вдохновители русских сектантов – духовные дети героев крестьянской войны и Мюнстерского бунта. Наблюдаемый в последнее время в России факт стремлений баптизма к пропаганде, при уклонениях от открытой беседы доказывает, что «свобода совести» понимается им весьма своеобразно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

– В перечне Фабриция приводится заглавие поучения (38-ое) в среду шестой недели перед открытием монастырских ворот (προ τς νοξεως το μοναστηρου), но за неимением этого слова в подлиннике, им должны повторить замечание, сделанное нами по поводу субботы акафиста. В Студийском монастыре на Великий пост главные ворота затворялись, и входить за монастырь никому не дозволялось до окончания поста. В уставе патриарха Алексия ворота положено отворять в пятницу на 6-й неделе. – Лазарева суббота, неделя ваий и страстная неделя упоминаются вообще, без указания на подробности службы. – В оглашении на Пасху 89 приводится известное с именем Златоуста поучение на Пасху, начинающееся словами: «аще кто благочестив». Феодор Студит приводит его как произведение Иоанна Златоустог о, и тем самым подтверждает подлинность этого слова, признаваемого Монфоконом за подложное. Из этого указания открывается, что слово «аще кто благочестив» принималось за произведение Златоуста в VIII–IX веках, употреблялось на пасхальной службе, хотя и разделяло эту честь с некоторыми другими чтениями, как увидим далее. Включив это слово в свою пасхальную речь, студийский проповедник присоединил к нему и своё обширное поучение, отчего слово Златоуста является как бы в оправе. – Преполовение пятидесятницы – μεσοπεντεκοστ – упоминается в 6 оглашении (col. 516). – Понедельник Св. Духа считался днём праздничным и отмечается как нарочитый 90 . – Неделя всех святых была собственно днём празднования мученикам и следовала за пятидесятницей 91 . – Из постов, кроме Великой четыредесятницы, упоминается только о четыредесятнице св. Апостолов. Был, конечно, и пост перед Рождеством Христовым, но о нём в сочинениях Студита не упоминается 92 . Из особых обычаев, которые имели место при Феодоре Студите и отмечены в его сочинениях, заслуживают внимания следующие: ежегодное общее поминовение умерших и погребённых на монастырский счёт в начале индикта и в продолжение пятидесятницы. При этом устраивались агапы, т.е. поминальные столы для братии (γπη παρακλσεως σωματικς 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Глагол литргисати известен в рубриках южнославянских служебников. Так, в сербском служебнике O.n.I.10 проскомидия начинается следующей рубрикой: попь хотеи литргисати (л. 1 об.). В русских служебниках находим в этом значении глагол проскоурмисати: та проскоурмисать гл сиче ( Соф. 522 , л. 10 об.); и по скончаньи просфрмисань покадить ст ыи престолъ (Рум. 398, л. 9 об.), хотя глагол литргисати известен в древнерусских канонических произведениях, например, по «Вопрошанию» Феогноста, а также в «Хождении» игумена Даниила. Отметим, что в контекстах, приведенных в словаре И. И. Срезневского , слово литргисати связано со священнодействиями на святой трапезе: есть на камени томь ст а трапеза и на тои трапез и нын литргисають; подобаеть ли свщавъ трапез преносити отъ места на место и на неи литргисати [Срезневский II; 25]. В старославянских памятниках этот глагол известен в «Беседах на Евангелие» папы Григория, переведенных с латыни в западнославянских землях, но здесь оно имеет скорее значение «совершать литургию»: иже въ третнюю годин литргисат вше пришелъ [SJS II: 124]. Таким образом, в древнерусском и южнославянском церковном узусе XIII–XIV вв., а точнее в литургических рубриках служебников, слово литрги могло быть видовым по отношению к родовому понятию слжба, ст а слжба и означать часть литургии – проскомидию. В заглавии последования литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого в рукописях второго типа начинает устойчиво употребляться слово литрги. Рукописи Хлуд. 117, Увар. 46 и Q.n.I.48 имеют название литрги иана златостаго, дн- литрги ст ааго васили. В рукописях третьего типа он устраняется и основным названием становится бжтвьна слжба. Глагол литргисати исчезает из церковного узуса и в рукописях третьего типа не встречается. Отметим, что в молитвах литургии, то есть в сакральном тексте, греческие слова λειτουργα и λειτουργεν всегда переводятся славянскими эквивалентами слжьба, слжити. Ни одна из редакций литургии не использует здесь для перевода грецизм литрги. Не случаен, по-видимому, выбор названия бжтвьна слжба в последованиях третьего типа. По-видимому, слово литрги имело бытовое и терминологическое значение, и в сакральном тексте, по мнению справщиков, не было уместно. Устранение многих грецизмов прослеживается в Афонской редакции и редакции Киприана «Диатаксиса» Филофея Коккина, где грецизмы «потирь» и «дискос» последовательно заменяются словами ст а чаша и ст ое блюдо [Панова 2009: 91–92].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Две церкви в Кириллове были построены на средства великого князя Василия Ивановича по случаю рождения у него сына. Известно, что великий князь, сильно желая иметь наследника престола, ради этого даже развелся с Соломониею после двадцатилетней супружеской жизни 91 и женился на Елене Глинской. Чрез два года после брака, когда надежды великого князя еще не оправдались, (в Филиппов пост 1528 года) он ездил на богомолье в Кириллов монастырь и вместе с великою княгиней прибыл сюда 17 декабря 1528 года 92 . Чрез несколько месяцев после путешествия 25 августа 1529 года у великого князя родился, наконец, сын, нареченный Иваном 93 . Тогда в конце того же года или начале следующего Василий Иванович велел поставить в Кириллове две церкви 94 . Одна во имя «Иоанна пророка и Предтечи, честного усекновения главы» 95 (т. е. во имя Ангела новорожденного Иоанна), с приделом пр. Кирилла 96 (к молитвам которого прибегал великий князь) была основана на «горе», т. е. на холме, где «крест чюдотворцов Кириллов и где чюдотворцова первая келья была» 97 . Другая была воздвигнута в самом монастыре (на западе от церкви Успения) и имела также два придела: главный – «во имя Архистратига Гавриила Собор», на память дня рождения самого Василия Ивановича; другой – во имя «царя Константина и матери его Елены» (во имя Ангела своей супруги). Работы по постройка обеих церквей продолжались около 3 лет и окончились уже по смерти великого князя, последовавшей в 1533 году 4 декабря 98 (или точнее на 4-ое число) 99 . Первую церковь во имя Иоанна Предтечи «почали делати» в лето 7039 – (1531) августа в 3 день в четверг в 2 часа дни а придел Кирилл Чюдотворец; а свершили ту церковь Иоанна Предтечю и придел Кирила чюдотворца лето 7042 (1534) августа в 8 день» 100 . Церковь во имя Архангела Гавриила «почали делати в лето 7039 (1531) августа 20 в неделю во второй час дни, а свершили ту церковь Архангела Гавриила лета 7042 (1534) августа... на память святого мученика Агафонила» 101 . Обе церкви были освящены чрез 4 месяца после; их окончания в один и тот же день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Как видно: «больной» в греческом языке – понятие более широкое, чем в русском; оно включает не только недуги физические, но и духовные. Это вполне соответствует и Евангельскому определению болезни как следствие греха. Христос, прежде исцеления, часто спрашивал о наличии веры у больного, предварительно прощал грехи и к немощному возвращалось здоровье. ( Ин.5:14 ; Мк.5:34 ; Лк.5:18–25 ). Принимая во внимание, что абсолютно здоровые люди встречаются очень редко и почти каждый в той или иной мере может быть отнесен к группе «больных», то церковное священноначалие разрешало в известные сроки и в определенных местах совершать соборование большого числа людей одновременно. У греков издревле существует обычай совершать в Великий четверг елеопомазание над «всей Церковью», т.е. над всеми находящимися в храме, болящими и физически, и духовно. Во всех монастырях Иерусалима общее елеопомазание совершают епископы. В Константинопольском патриархате причастники перед литургией принимают св. помазание. В халкинской богословской академии воспитанников помазывают всякий раз перед Причащением (Прот. М. Архангельский «О тайне св. Елея. Стр. 91–92). По словам св. Дмитрия Ростовского , общее соборование совершалось на Руси «по обычаю, затвержденному церковному, а не по писанному преданию» в храмах: Новгородском Софийском, Московском Успенском соборах, в Троице-Сергиевой Лавре. В монастырях: Кирилло-Белозерском, Волоколамском и Соловецком (XVII в.), в Одесском (с 1854 г.) и Симферопольском (с 1904 г.) соборах (П. Н. Нечаев. Практическое руководство для священнослужителей. Изд. 12-ое. Петроград 1915 г. стр. 345.) Временем совершения елепомазания был четверг на страстной неделе или навечерие Великой Субботы. Многие из наших прихожан стремятся к достижению идеала христианства – святости жизни на земле. Немало из посещающих храм задают вместе с темничным стражем, описанным евангелистом Лукой, вопрос: «что мне делать, чтобы спастись?» Душа человеческая ищет очищения от греха – зачинателя на этом пути и многое делает для своего освобождения, но сил то своих еще мало.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Переводчик соответственно вклинил в текст слово " помыслы " . Для современного сознания мысль и слово — это всего лшиь мысль и слово; мало ли что " вышло из уст " ; до убийства еще далеко. Однако Христос сказал то, что сказал. Не будущие поступки, а сами злые сердца в себе и своим словом делают все это — убивают, крадут, блудят. Движение сердца и языка есть поступок. Средневековье, конечно, читало это место именно так, как стоит в Евангелии, без разжижения. Было ясно, что у самых корней слова притаился убийца человека, он готов прокрасться в слово, и тогда оно выйдет в мир вредоносным " (Бибихин В. В. Философия языка. — М., 1993, С. 329). Конечно, это вряд ли пример именно конфессионального искажения смысла Евангелия. Скорее здесь искажение, идущее просто от " духа времени " . Но ведь чем менее укоренена та или иная христианская конфессия в традиции — тем меньше ее способность сопротивляться этому " духу " . Чем менее внимательно ее богословы вглядываются во всевековой соборный церковный опыт слышания Евангелия, тем больше они — незаметно, быть может, даже для самих себя — навязывают свои стереотипы, свои предпочтения, опасения и упования древним людям Библии. 89 Передача " Целительное слово " на телеканале " Санкт-Петербург " . 12. 06. 1994. 90 Преподобный Иоанн Кассиан. Писания. М., 1892. С. 599. 91 Преподобный Исаак Сирин Творения. Сергиев Посад, 1911. С. 582. 92 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Берлин, 1922, С. 198. 93 Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. М., 1970, С. 56 и 58. 94 Преподобный Макарий Египетский. Новые духовные беседы. С. 107. 95 Святой Василий Великий. Творения. Издание 4-ое. Ч. 5. С. 360. 96 Святой Григорий Богослов. Творения. Т. 2. СПб. б. г. С. 17. 97 Святой Иоанн Златоуст, например, подчеркивает, что не следует судить прошлое по меркам настоящего. Илия был прав, сводя огонь с неба на грешников, ибо эта кара была необходима для того, чтобы поразить воображение народа, еще не вышедшего из поры детства, однако Иаков и Иоанн, желающие подражать пророку, были осуждены Спасителем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

(«Приб. к Твор. св. Отц.», X, 349–350); ср. Макария, «История», III, 154–157; Срезневского, «Материалы для словаря др. русского языка», I, указатель сокращений, 25. Е.Е. Голубинский («История», изд. 2-ое, I, 1, 810), сомневается в принадлежности послания Кириллу Туровскому . 647 Разумеем следующие строки из жития преп. Павла Обнорского: «Яже бо в пустынях молва ничим же градских мятеж разньствует, сии бо и свершенных пакостити обычеи бесстрастных». Ркп. Вол. Б-ки, 659, л. 178 и об. 650 «Помышляше (преп. Сергий) во уме жития великих светил, иже в плоти живущей на земли ангельски пожиша, реку Антония великого , Евфимия, Савву освященного, Пахомия ангеловидного, Феодосия общежителя и прочих. Сих житию и нравам удивлялся блаженный, како плотяни суще бесплотныя враги победиша, ангелом служители быша, диаволу страшнии, имже цари и человеки удивльшеся к ним приристаху, болящеи различными недуги исцелеваху и в бедах теплии избавители и от смерти скории заступници, на путех и на мори не труднии шественицы, недостатствующим обильнии предстатели, нищим кормители, вдовам и сиротам неистощаемое сокровище по божественному апостолу: акы ничтож имуще, а вся содержаще. Сих жития на сердци имея, блаженый моляшеся Св. Троици, дабы невзратно шествовати, по стопам сих преподобных отец». Житие, 74–75 стр. 652 Надеюсь, давние читатели нашего журнала помнят речь проф. В. О. Ключевского на том же академическом торжестве в память 500-летия преп. Сергия («Б. В.», 1892 г. ноябрь), – «Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства». 656 См. Е.Е. Голубинский, «Преп. Сергий Радонежский и созд. им Троицкая лавра», стр. 33–35 и прим. 37 на стр. 91–92. 659 «Сиротам акы отец милосерд, вдовицам яко заступник тепл, печальным утешение, скорбящим и сетующим радостотворец, радующимся и гневающимся миротворец, нищим же и маломощным сокровище неоскудное, убогим неимущим повседневная пища великое утешение, болящим в мнозех недузех посетитель, изнемогающим укрепление, малодушным утверждение, безвременным печальник, обидимым помощник, насильствующим и хищником крепок обличитель, сущим в пленении отпущение, в работах сущим свобождение, в темницах в узах держимым избавление, должным искупление, просящим подаяние, пианицам истрезвение, горделивым целомудрие, чужая грабящим востягновение, лихоимцем возбранник, грешником кающимся верный поручитель и всем притекающим к нему акы к источнику благопотребну».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ему принадлежит владычество над небесами и землею. Он оживляет и умерщвляем: Он всемогущ. Он первый и последний, внешний и внутренний; Он все знающий. (57:1–3). Он есть Бог, кроме которого нет никого достопоклоняемого: знающий невидимое и видимое; Он милостив, милосерд. Он Бог, кроме которого нет никого достопоклоняемого: Он царь, святый, умиритель, верный, защитник, сильный, могущий, превознесенный. Воздайте хвалу Богу, отвергнувши тех, которых считают они участниками Его! Он Бог зиждитель, творец, образователь. Ему есть прекрасные имена. Все, что на небесах и не земле, восхваляем Его. Он силен, мудр. (59:22–24.) Да будет превознесен Бог, царь, истина (20:113). В приведенных здесь трех отрывках из Корана читается 20 имен Бога, входящих в список 99-ти прекрасных имен; другие многие имена рассеяны по всему Корану, в разных главах его, и в разных стихах одной и той же главы, по одному, чаще по два имени. (По одному: 3:6. 11:60. 24:64. По два: 2:30. 35. 109. 3:1. 9, 18. 24:5) 23 ; но всех имен, какие в списке, в Коране нет: там нет их в той грамматической форме (в форме или прилагательного или причастия,) в какой читаются они в приведенных выше стихах Корана и какая у них в списке. В Коране не встречаются следующие имена 99-ти именного списка: берущий (20-е имя в списке). наделяющий (21-е имя), правосудный (29-ое), возвеличивающий,(25-ое) уничижающий (26-ое), величественный (41-ое), воскрешающий (49-ое), знающий наперечет (57-ое), возобновляющий, воспроизводящий (58-ое и 59-ое), воспроизводящий, обретающий, досточтимый (64-ое и 65), предваряющий отсрочивающий (71-ое и 72-ое), отсрочивающий Справедливый (86-ое), обогощающий (89-ое), удерживающий (90-ое), вредный полезный (91-ое и 92-ое), вечный (96-ое), указатель прямого пути (98-ое), терпеливый (99-ое). Некоторые из этих имен и есть в Коране, но они читаются там не как имена Бога, а как слова, передающие что-либо другое, что хотел передать ими Коран. Так слово (2-ое в этом списке и 21-ое в девяносто-девяти-именном) читается в Коране четыре раза, но ни однажды не относится к Богу, как Его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010