2) «Царь терновский блаженный и достопамятный Михаил или Иоанн», т. е. креститель Болгарии Борис-Михаил. Паисий между прочим пишет: «от него ся повлекло племя и род царей болгарских до Шишмана Иоанна последнего; вси ся на то его имя и титло подписывали, кои были от его племени, перво писал свое имя, какое ему было, потом Иоанн, то естьИоаннович». Ни жития, ни службы нам неизвестно. Память 2 мая (в день кончины 907 г.; Филар., Март.). 3) Давид царь, старший брат царя Самуила. Паисий сообщает, что, волею передав правление брату, он принял монашеский образ и что мощи его нетленные из Бодены перенесены в Охрид. О настенном изображении царя Давида в церкви Рыльского монастыря см. у Григоровича в Путеш. стр. 151. 4) Царь Иоанн-Владимир, сын Аарона и племянник Самуила. По Паисию, который, очевидно, разумеет тут Иоанна-Владислава и смешивает сего последнего с не совсем достоверным сербским святым Иоанном-Владимиром (см. в сербских святых), мощи его нетленно почивают в Елбасане. 5) Иоанн патриарх терновский, сомнительный, будто бы бывший при царе Асене старом или 1-м и венчавший его на царство (может быть весьма недолго правивший в начале правления Асеня 1-го, предшественник Василия 1-го). 6) Феофилакт, толкователь евангельский, известный архиепископ ахридский конца XI-haчaлa XII века, родом не болгарин, а грек, о котором выше стр. 42. Паисий вносит его в число болгарских святых, считая его за болгарина и утверждая, будто он «многи книги перевел на болгарский язык». 7) Евфимий, последний патриарх терновский (как об этом, так и о предшествующем у Паисия совершенное баснословие). 8) Иоаким 8-й, патриарх терновский, убитый царем Святославом, о котором выше стр. 83. Об этом Иоакиме и трех предшествующих патриархах Паисий говорит, ссылаясь на какую-то Кормчую, на 5-й лист. 9) Климент архиепископ охридский, т. е. известный Климент белицкий, † 916 г. 10) Наум (в Царств, охридский). 11) Еразм (sic, cfr Григоровича Путеш. стр. 120), т. е. Горазд (в Царств, охридский). 12) Ангелария или Ангеларий (в Царств, учитель охридский).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Папа Иоанн III нашёл, что немецкое духовенство превысило свои полномочия. Мефодия выпустили на свободу и восстановили его в правах архиепископа. С этого времени началась особо интенсивная деятельность Мефодия в Моравии и Паннонии. Он остался главой славянской церкви до своей кончины 6.5.885 г. По наущению немецкого духовенства кн. Святополка изгнал из Моравии учеников и сотрудников Мефодия, которые нашли приют при дворе Болгарского царя Бориса - Михаила (+ 2.5.907 г.). Западные славяне были насильственно вовлечены в сферу влияния римско-католической культуры, тогда как восточные и южные пользовались своей письменностью и богослужением на славянском языке и находились в сфере влияния Византии, благодаря активной деятельности учеников Мефодия: епископа Горазда Охридского, епископа Величского Климента (27.7.916), Саввы, Наума и других продолжателей святого дела Солунских святых братьев. Совместная память св. св. Кирилла и Мефодия - 11 мая старого стиля. P. S. При подготовке статей использованы " Полное собрание житий святых Православной Греко-Российской церкви " , СПб, 1908.6.4., " Славянская энциклопедия " , М.2002, т. 1, " Настольная книга священнослужителя " , М., 1979, т. 3. http://www.voskres.ru/podvizhniki/derevianko.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Брак царственных особ тем не менее сохранялся вопреки мнению патриарха. Вскоре отрекшийся Михаил был рукоположен К. во митрополита Эфесского. Весной 1081 г. К. поддержал мятеж и переворот Комнинов, в результате к-рого к власти пришел имп. Алексей I Комнин (1081-1118). Однако К., потрясенный грабежами в К-поле, к-рые устроили воины и сторонники Алексея, наложил на нового императора епитимию во искупление совершенных преступлений (RegPatr, N 917). 4 апр. 1081 г. К. короновал Алексея. В эти же дни К. выступил против обсуждавшихся при дворе планов возможного развода Алексея с его женой Ириной Дукеной в пользу брака с Марией Аланской. Эта ситуация 8 мая вынудила К. отречься от престола (вероятно, этого потребовала мать имп. Алексея Анна Далассина, т. к. он, по ее мнению, выступил слишком открыто на стороне фамилии Дука, поддерживая права Ирины Дукены на престол как жены имп. Алексея). Условием своего отречения К. сделал требование до ухода на покой короновать Ирину Дукену, что и было им исполнено. К. на Патриаршем престоле сменил Евстратий Гарида , пользовавшийся доверием Анны Далассины. К. принадлежат 2 сохранившихся послания: синодальное к митрополиту Лариссы о преследовании богомилов (RegPatr, N 919a; Guillard. 1970) и распоряжение еп. Павлу Каллипольскому, касающееся порядка проведения проскомидии (RegPatr, N 918; Jacob. 1987). Память К. есть в визант. синаксарях, изданных И. Делеэ в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 366). Патриарх почитается как чудотворец. Сообщается, что он удостоился благочестивой кончины в мон-ре Хора в К-поле. Ист.: Τσολκης Ε. Θ., ed. Η συνχεια της χρονογραφας του Ιωννου Σκυλτση=Ioannes Skylitzes continuatus. Θεσσαλονκη, 1968; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 738; Nicephorus Bryennius. Historiae/Ed. P. Gautier. Brux., 1975. P. 253-255; Mich. Attal. Hist. P. 251, 303; Ann. Comn. Alex. T. 1. P. 109-119. Лит.: RegPatr, N 907-920; Успенский Ф. И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси//ИРАИК. 1897. Т. 2. С. 1-66; Gouillard J. Un chrysobulle de Nicéphore Botaneiatès souscription synodale//Byz.

http://pravenc.ru/text/2458803.html

Христос, благословляющий Константина Багрянородного. Резьба по слоновой кости. Ок. 945 г. (ГМИИ) К. род. в 905 г., предположительно 17/18 мая ( Grumel. 1937. P. 63; Kazhdan, Cutler. 1991. P. 502) или 2/3 сент. ( Jenkins. 1965. P. 109; см. предполагаемые гороскопы К.: Pingree. 1973), и был первенцем имп. Льва VI Мудрого и его 4-й жены, Зои Карвонопсиды (Карвонопсины, букв. «Черноокой»). В предыдущих 3 браках у императора не было сыновей, что ставило под угрозу продолжение Македонской династии. Рождение К. омрачалось тем, что его мать, хотя и проживала во дворце, с церковно-канонической т. зр. не считалась законной супругой императора. Тем самым К., хотя и родился в Багряной палате Большого дворца (в Порфире), формально оказывался незаконнорожденным. По-видимому, именно для того, чтобы подчеркнуть его права на престол, за К. закрепилось прозвание «Багрянородный»: так называли только тех детей, которые рождались уже у царствующих императоров. Неопределенность статуса К. грозила резко осложнить политическое будущее не только его самого, но и всей империи. Ввиду исключительности ситуации патриарх Николай I Мистик согласился признать К. законным сыном Льва VI и полноправным наследником, но категорически потребовал от императора расстаться с Зоей. Это условие было выполнено, и 6 января 906 г. младенец был торжественно крещен патриархом в соборе Св. Софии. Восприемниками выступали брат и соправитель Льва Александр и высшие сановники. Вскоре, однако, Лев не только вернул Зою во дворец, но и сочетался с ней церковным браком (церемонию без разрешения патриарха совершил придворный пресв. Фома). Патриарх Николай Мистик немедленно наказал клирика, а императора отлучил от Церкви. Лев VI предложил рассмотреть сложившуюся ситуацию на Соборе с участием представителей всех патриархатов. Ни на Рождество, ни на Богоявление 907 г. император не был допущен патриархом в Св. Софию. Отношения между ними накалились. После того как очередная попытка убедить Николая Мистика пойти на уступки потерпела неудачу, Лев VI обвинил его в связях с полководцем Андроником Дукой, поднявшим в это время мятеж на Востоке, и добился отречения патриарха от сана (февр. 907). Новым патриархом стал духовный наставник императора синкелл Евфимий II (I) . Собор с участием представителей папы Сергия III принял императора в церковное общение после его покаяния (в память об этом событии была создана мозаика в нартексе Св. Софии). Тем не менее конфликт вокруг 4-го брака Льва VI вызвал затяжной внутрицерковный раскол, продолжавшийся до «Объединительного Собора» 920 г.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

Особо чтимые святые Болгарской Православной Церкви Святые Кирилл и Мефодий Святой князь Борис (+2 мая 907) — креститель болгар и первый болгарский подвижник. В 889 г. он отказался от престола и ушел в монастырь, где и скончался. Князь Борис отличался ревностью в храмостроительстве. На его средства был воздвигнут на южном берегу Охридского озера монастырь святого Наума. Святые братья Кирилл (+869) и Мефодий (+885), создатели славянской письменности, переводчики на славянский язык богослужебных и священных книг. “И вспыхнул во мраке свет! Была создана новая литература! Вспыхнули лучи новой культуры! В истории Европы появилась новая сила!” —говорится о великом деле святых братьев в послании Священного Синода Болгарского Патриархата по случаю 1100-й годовщины блаженной кончины святого Кирилла. Равноапостольные братья явились первыми распространителями философской терминологии на славянском языке, включающей такие понятия, как естество, природа, свойство, сущность, существо, идея, вещь, вселенная и др. Святому Кириллу принадлежит как одному из ранних философов в истории Христианской Церкви и первому в славянской литературе определение понятия “философия”. Отвечая на вопрос “Что такое философия?” —он говорил: “Знание Божественных и человеческих вещей, приближение, насколько возможно, человека к Богу и приучение его посредством добродетелей к тому, чтобы быть таким, как Тот, Кто создал его по своему образу и подобию”. Ежегодно 24 мая в Болгарии торжественно празднуется память святых славянских первоучителей. “Большая заслуженная слава двух великих наших братьев, жителей Салоник, в нашем народе, — читаем в упоминавшемся Послании, — является стихийным признанием народной души, что Кирилло-Мефодиеву делу мы, болгары, обязаны своим христианским просвещением, духовным возвышением и национальным сохранением. Что стало бы с болгарским народом без гениального дела св. Кирилла, который дал нам славянскую азбуку, этот ключ к знаниям, вере и науке? То, что мы сегодня читаем и пишем на своем родном языке, то, что мы радуемся самобытной и богатой литературе, то, что мы наслаждаемся изящной болгарской поэзией, гордимся замечательными болгарами-литераторами, духовниками, учеными, беллетристами, то, что молимся Богу на своем понятном языке, то, что у нас есть возможность читать слово Божие в болгарском переводе, то, что мы можем воспевать Творца своей звучной родной речью, — всем этим мы обязаны святому Кириллу и его брату святому Мефодию!”

http://pravoslavie.ru/39538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЯ АХИЯ [Евр.  ,   - брат Господа] (пам. 12 нояб.), прор., живший во времена царя Соломона , предшествовавшие разделению царств. А. при встрече с сановником Соломона Иеровоамом разорвал свою новую одежду на 12 частей и дал ему 10 в знак того, что Иеровоам будет царем в Израиле над 10 коленами, если будет верен Богу и исполнять Его заповеди (3 Цар 11. 29-31, 37-39); за потомками же Давида, несмотря на усиление языческого почитания при Соломоне, остаются 2 (по LXX; в евр. тексте - 1) колена (3 Цар 11. 32-36). Став царем после разделения единого царства, Иеровоам уклонился в идолопоклонство. Тогда А., к-рый к тому времени уже состарился и ослеп, предсказал жене Иеровоама смерть больного сына и полное истребление его рода (3 Цар 14. 1-16), что и исполнилось во время заговора Ваасы и свержения сына Иеровоама Навата (3 Цар 15. 29-30). Блж. Августин толкует эти места как пример взаимодействия Божественной благодати и человеческой воли ( Aug. De Gratia et libero arbitrio. XXI 42//PL. 44. Col. 907). Св. Киприан Карфагенский усматривает в символическом раздирании одежды А. прообраз людей, разделяющих Церковь ( Cypr. Carth. De eccl. unit. VII). В правосл. месяцеслове память А. появляется приблизительно в X в. ( Минологий Василия II - 9 янв.). Вероятно, оттуда празднование попадает в слав. Минеи митр. Макария и в совр. церковный календарь ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 352). Согласно иудейскому преданию, А. был силомским левитом, одним из 7 иудейских учителей, к-рые, следуя один за др., должны дожить до конца света (по одной из версий, А. прожил более 500 лет) (Бава Батра 121b). По др. преданию, А. принял мученическую смерть от иудейского царя Авии (EJud. Vol. 2. Р. 459-460). С. А. Архипов Рубрики: Ключевые слова: ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа

http://pravenc.ru/text/77198.html

Слава, глас 8: Святителя Христова Климента вси восхвалим,/похвалу Словенскую и православных утверждение,/Болгаров славу и вселенныя неусыпнаго предстателя,/непрестанно к нему глаголюще:/радуйся, Клименте, отцев священнейше;/радуйся, чудес источниче и изцелений некрадомое сокровище;/радуйся, архиереев славо и монашествующих похвало./И ныне светло совершающим честную твою память/проси согрешений прощения и спасения душ наших. И ныне, праздника, глас 2: Днесь в храм приводится Всенепорочная Дева,/во обителище Всецаря Бога/и всея жизни нашея Питателя./ Днесь Чистейшая святыня,/яко трилетствующая Юница,/во Святая святых вводится./Той возопиим, якоже Ангел:/радуйся, Едина в женах благословенная. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона Богородицы, песнь 3-я, и святаго, песнь 3-я. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость,/и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия, вси языцы,/внушите, вси, живущии по вселенней . Апостол ко Евреем, зачало 318. Аллилуия, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости,/и язык его возглаголет суд. Евангелие от Луки, зачало 54. Причастен: Чашу спасения: или: В память вечную будет праведник: Святитель Климент, архиепископ Охридский был учеником святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (память 11 мая). Вместе со святыми братьями он ходил в Рим. После преставления святителя Мефодия († 885) святой Климент вместе с другими учениками святых братьев просвещал жителей Моравии светом истинной веры на родном языке. Славянским просветителям противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров, действовавших под покровительством папы Стефана VI, запретившего Богослужение на славянском языке. Славянских проповедников подвергли жестоким истязаниям и изгнанию. Святой Климент вместе со святыми Наумом и Ангеляром и другими славянскими исповедниками направился в Болгарию, где они с почетом были приняты болгарским князем Борисом († 907) – ревнителем народного просвещения. Много лет святой Климент исполнял высокую должность учителя. В первую очередь святой организовал школу при княжеском дворе, а в юго-западной Македонии создал школы для взрослых и детей. Число учеников святого Климента было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 марта 870 года Болгария окончательно присоединилась к Восточной Церкви, и Православие в ней еще более утвердилось. В Болгарии прославились святые подвижники: святители Горазд (память 27 июля) и Климент Охридский (память 27 июля). Благоверный царь Борис украшал страну храмами и способствовал распространению благочестия, впоследствии в Болгарии была учреждена патриаршая кафедра. На склоне лет святой царь Борис удалился в монастырь, оставив престол сыновьям Владимиру и Симеону. Находясь в монастыре, благоверный царь узнал о том, что правивший после него Владимир стал на путь отступничества от христианства. Сокрушаясь о происшедшем, святой Борис вновь облачился в царские одежды, наказал непокорного сына и, лишив его зрения, посадил в темницу. Поручив правление младшему сыну Симеону, благоверный царь Борис возвратился в монастырь. Лишь однажды он вышел из него для отражения нашествия венгров. Преставился святой благоверный царь Борис, в святом Крещении Михаил, 2 мая 907 года. Пренесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба, нареченных во святом Крещении Романа и Давида ВЕЧЕР Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Радуйся и веселися, Вышеграде,/красуйся и радуйся, святая церковь,/в нюже пренесени быша/исцеления святии источницы/и поборницы на враги,/победы дающии верным,/теплии заступницы душ и телес наших./Тем днесь вси почитаем/честное пренесение телес ваших, славнии./Христу помолитеся даровати душам нашим/мир и велию милость. Радуйтеся и веселитеся, самобратнии,/красуйтеся и веселитеся, добрии врачи,/се бо прияли есте у Христа желаемыя венцы,/имиже страсти и недузи вси исцеляются./Вы бо сокрушисте бесовския козни и поганския полки,/вашими бо молитвами и пособием вернии люди наши державно побеждают,/Тем и мы днесь, память вашу славяще, вопием:/Христу помолитеся даровати душам нашим/мир и велию милость. Радуйся, святая церковь,/дивная вправду,/в нюже пренесени быша святыя раки,/яже имут в себе дары исцеления благодати,/честная телеса ваша, Христови мученицы./Вы бо смирение стяжасте и целомудрие,/служителя же неверствовавша в страх вложисте и уверили есте./Недузи и страсти исцеляются,/и бесов множество исчезают,/прогоними бывают неверных полцы пособием вашим./Христу помолитеся даровати душам нашим/мир и велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

186. Кекелидзе, Литург. Груз. пам. 350 и д. Ср. там же (372 и д.) месяцеслов по груз. Октоиху с Праздн. Миней в ркп. Тифлис. Общества распространения грамотности Х в., имеющий 14 янв. память всех скитских отцев, 28 янв. всех пустынников, 16 нояб. Введение, 1 дек. Иакова брата Господня. 187. Болотов В. Следы древних месяцесловов поместных церквей Христ. Чт. 1893, I, 177 и д. 188. Арх. Сергий Полн. мес. вост. I, 97. Kellner, Heortol. 223. 189. Близость к западным месяцесловам по местам наблюдается и в нескольких более поздних восточных, особенно южно-славянских, например, Охридском XII b. (Агния 21 и 28 янв., Перпетуя и Фелицатита 6 и 13 марта), Дечанском (3 и 7 мая Креста, муч. Христофора не 9 мая, а 28 апр.), и даже в Остромировом (п. Сильвествра 31 дек., а не 2 янв., Поликарпа Смир. 26 янв., а не 23 февр.). 190. Издал Bolland, Acta sanct. Mart. I, 1668 an. p. 861 sq., Albani в 1727 г. (с изображениями не цветными. Арх. Сергий Полн. мес. вост. I, 278 Kellner, Heortol. 221. 191. Арх. Сергий Полн. мес. вост. I, 293. 301. 323. 303 и д. 192. Kellner, Heorologie, 234. 193. Alt H. Das Kirchenjahr, Berl. 1860, passim. Серединский Т. свящ. О богослужении Западной Церкви. Спб. 1894, II, passim. 194. Ркп. Криптоф. библ. А. VI 7, л. 102. Дмитриевский Τυπικ, 907. 195. Арх. Сергий Полн. месяц. Востока I, 401. 196. Подробнее об этом в Месяцеслове в соотв. местах. 197. Никон Черног. Пандекты., сл. 57, л. 489. 198. Breviarium romanum, passim. 199. Cotelerius, Eccl. graecae monum. III, 126–430. 200. Вальсамон, Ответ на 3 вопр. монахов. (Иером. Алексий) Историч. рассужд. о постах пра. Церк. 38, 69. 201. Codinus, De off. ecll. et. cueiae, cap. 7. Martene, De ant. eccl. eitib. III, 76. Подробнее — Скабалланович М. Филиппов пост. Руков. для сел. паст. 1907, 202. Дмитриевский, Τυπικ, 252 и д. 203. Дмитриевский, Τυπικ, 817. 204. Martene De ant. eccl. rit. III, 75. 205. Кормчая, ч. 1, л. 156 об. Истор. расс. о постах 53, 67. 206. Cotelerius Ecc. gr. mon. III, 435 sq. 207. Истор. расс. о пост. 24.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

906 На этот переход «синоксаря с летописью» из Святцев в Следованную Псалтирь указал ещё архиепископ Сергий (Спасский) , но он пользовался изданием Псалтири 1671 г. (Сергий, архим. Полный месяцеслов Востока. Т. 1. С. 232). 907 Празднование памяти Антония Печерского переместилось с 7 мая на 10 июня, памяти митрополита Филиппа – с 23 декабря на 9 января. 913 Особо отметим вопрос киноварного выделения русских памятей. В Святцах 1646 г. (см. наст. публикацию) русские памяти последовательно начинают выделяться начиная с ноября. Это выделение не совпадает ни с одним из предшествующих изданий. В Святцах Бурцова киноварных выделений памятей вообще не было, в Следованной Псалтири их было очень мало (только в части с мая по август), а в Уставе, напротив, почти все русские памяти имели киноварное выделение. 914 Отмечу, что Святцы 1646 г. в месяцесловной части под 15 августа (Успение Богородицы) содержат ещё один обширный текст, в котором так же, как и в сказании «О тайне (...) дне истинныя Пасхи», ключевыми словами являются «о тайне» – «Сказание вкратце собраное от богодухновенных учителей зело полезно о тайне лет святаго жития Ея» (л. 330−337 об.). 918 См.: Каталог выставки славянских книг в память первопечатника Ивана Фёдорова, 1491−1708 гг. М., 1909. С. 28. 920 Печатные Святцы воспроизвели мельчайшую редакторскую правку, которую содержит рукопись. См., например, исправления в тропаре Сергию Обнорскому (в скобках воспроизвожу то, что было зачёркнуто в рукописи): «И сего ради яко Божий угодникъ свтило миру показася, сияя чюдесы, Сергие (Сергий) отче нашъ, теплый молитвениче (молитвенникъ), Бога (Богу) всегда о насъ (того) моли, да спасетъ душя нашя». Все исправления были учтены в печатном тексте. 921 См., например: «Дошла тетрадь 2-я. Набираем 3-ю. Число 16» (РГАДА, ф. 381, 337, л. 21 об.). В издании 1646 г. действительно кончилась вторая тетрадь и началась третья 15 сентября, на тропаре великомученику Никите, именно в том месте, где это и было отмечено в рукописи. 922 Нельзя исключать возможности, что этот фрагмент, как и некоторые другие вставные «летописи», был вложен или вклеен в рукопись и впоследствии мог просто затеряться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010