Заботы ...Имеющие многие заботы согрешают во многом, потому что развлечены своими делами и не служат Богу (св. Ерм , 94, 204). ...Житейские заботы не допускают (человека) заботиться о душе своей и познать, в каком он находится устроении, как то знает... внимающий себе... (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 54). Попечение о житейском и смущение вредит обыкновенно и совершенным, и бесстрастным (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 159–160). ...Душа не в состоянии преодолеть сопротивных мятежных духов, если не будет обнажена всех забот и попечений мира сего (прп. авва Исаия , 59, 158). Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий (прп. авва Исаия , 59, 194) Если сотворивый все словом не имел где главу подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном? (прп. авва Исаия , 59, 217). ...Не должно служить телу, кроме крайней необходимости, а душе надобно доставлять все лучшее, любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (свт. Василий Великий , 8, 307–308). Источник. ...Забота и попечение о вещественном производят великое развлечение в душе (свт. Василий Великий , 9, 65). Источник. ...Заботиться ради самого себя есть улика в самолюбии; а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (свт. Василий Великий , 9, 295). Источник. ...Люди, сильно предавшиеся житейским попечениям, подобно откормленным птицам, понапрасну имея у себя крылья, влачатся по земле вместе со скотами (свт. Василий Великий , 11, 254). Источник. ...Пренебрежем всем житейским, отвлекающим ум от Бога; ибо за крепостью и красотою следуют старость и немощь, славу и богатство рассевают смерть и тление, а правда пребывает вовек (прп. Ефрем Сирин , 31, 154–155). Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабевай и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей... (прп. Ефрем Сирин , 32, 373). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf I. BREVIS CONSPECTUS AUCTORUM EX ORDINE TOMORUM I (1857, iterum (l) 1886). Clemens Romanus; Clementinä Constitutiones apostolicæ, Recognitiones; II (1857 et 1886). Clementinä Homiliæ (ad с. 646). Barnabas, apostolus, 647–782. Mathias, ap., 783–4. Bartholomæus, 785–8. Anacletus, papa, 787–818. Hermas, 819–1012; Pseudo-Pastor, 1011–24. Testamenta XII Patriarcharum, 1025–1160. Epistola ad Diognetum, 1159–86. Presbyteri et diacoini Achaiæ de S. Andrea, 1187–1248. III-IV (1857 et 1889). Dionysius Areopagita. (III immutatio a c. 1133: onomasticon et index analyticus). Maximi atque Germani scholia et Pachymeræ paraphrasis. V (1857 et 1894). Ignatius Antiochenus, 9–996. Polycarpus Smyrnæus, 995–1028. Smyrnæorum ecclesia, 1029–40. Evaristus, papa, 1039–58. Alexander I, papa, 1057–74. Xystus I, papa, 1073–80. Telesphorus, papa, 1079–88. Hyginus, papa, 1087–94. Pius I, рара, 1093–1130. Anicetus, papa, 1129–34. Soter, papa, 1133–40. Eleutherius, papa, 1139–44. Melito Sardium ер., 1145–1250. Papias, 1251–62. Quadratus, 1261–66. Aristides, 1267–8. Agrippa Castor, 1269–72. Aristo Pellaeus, 1271–86. Claudius Apollinaris, 1285–1302. Hegesippus, 1301–28. Pantænus, 1327–32. Rhodo, 1231–38. Maximus Hierosolymitanus, 1237–1356. Polycrates Ephesius, 1355–66. Theophilus, Cæsareæ Pal., 1365–72. Serapio Antiochenus, 1371–76. Apollonius, 1375–86. Seniores apud Irenæum, 1385–1402. Viennensis et Lugdunensis ecclesia, 1401–1454. Passiones martyrum anonyms, 1453–74, Victor I, papa, 1473–90. Archaeus, 1489–90. VI (1857 et 1884, immutatio a. c. 1611: index (1) Ubi numerus anni tantum additur, columnarum idem est atque in prima editione.analyticus et J. H. Nolte conjecturæ; et emen-dationes). Apologetæ; S. II. Justinus, 9–800, 1563–1600. Tatianus, 801–88, 1601–2, Athenagoras, 887–1024. Theophilus Antiochenus, 1023–1168, 1603–4. Hermias, 1167–1180. Pseudo-Justinus, 1181–1564. Indices et supplements, 1606–1820. VII (1857 et 1882). Irenæus. F " ragmenta gnosticä Basilides, 1263–66. Epiphanes, 1265–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Умеренность ...Желающий идти ко Христу кратким путем, т. е. бесстрастием и ведением, и с радостию достигнуть совершенства, должен идти не иначе, т. е. не уклоняясь на правую или левую сторону, но во всем своем пребывании старательно идти царским путем, крепко удаляясь преувеличения и недостаточности (в подвигах); ибо и то и другое возбуждает сластолюбие; не помрачать ум излишеством брашен и бесед и не ослеплять его заботами; но и не возмущать мысль продолжительным постом и бдением (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 27). Нет ближайшего пути ко Христу, т. с. к бесстрастию и премудрости Духа, как путь царский, уклоняющийся во всем от преувеличений и недостатков (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 150). Если демоны станут склонять сердце твое на подвиги выше сил твоих, не слушай их... (прп. авва Исаия , 89, 296). Прав сердцем тот, чей рассудок не допускает ни излишества, ни недостатка в добродетели, но держится средины. Кто от мужества уклонился в недостаток, тот совращается в робость, а кто простерся в излишество, тот переходит в дерзость (свт. Василий Великий , 5, 180). Источник. По мере надобности смотри, по мере надобности слушай, но мере надобности говори, по мере надобности отвечай (свт. Василий Великий , 9, 48). ...Мера употребления – неизбежная необходимость потребности; а употребление сверх потребности доказывает недуг или многостяжательности, или сластолюбия, или тщеславия (свт. Василий Великий , 9, 211). Источник. Будем заботиться о необходимом, а не о роскоши. Если станете держаться умеренности, то будете иметь покой (прп. Ефрем Сирин , 30, 67). Источник. Не берись как сверх меры за самое высокое, чего не в силах ты совершить, так и за самое маловажное, чтобы увеличилась награда твоя (прп. Ефрем Сирин , 30, 108). Источник. Не вдавайся в непомерную работу, потому что хорошо и полезно делать все в меру и в порядке (прп. Ефрем Сирин , 30, 159). Источник. Будем искать удовлетворяющего потребности; ибо излишнее и служащее к развлечению нашему бесполезно (прп. Ефрем Сирин , 30, 166). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

74 псалом 2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои. 3 " Когда изберу время, Я произведу суд по правде. 4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее " . 5 Говорю безумствующим: " не безумствуйте " , и нечестивым: " не поднимайте рога, 6 не поднимайте высоко рога вашего, [не] говорите жестоковыйно " , 7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, 8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит; 9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли. 10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева, 11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника. После обычного начала читается 74 псалом. Он посвящен прославлению Бога как праведного, то есть справедливого, Судии. Настанет день, когда в нашем несправедливом мире Бог восстановит справедливость. Он отнимет у нечестивых силу и власть, и даст ее праведным. Потому что только Он один дает людям славу и бесчестие, ничто на земле (восток, запад, пустыня (юг)) не может их дать. И за это мы прославляем Его. Рог - в Писании символ силы и власти. Чаша с вином - символ гнева Божьего и наказания. Вино ведет к опьянению, потере контроля над собой и невозможности себя защитить. Наказание - в потере разума и способности мудро судить о жизни. Великая ектенья - дополнительные прошения О еже милостивым оком призрети на Святую Свою Церковь, и соблюсти ю невредиму и непреобориму от ересей и суеверий, и миром Своим оградити, Господу помолимся. О еже утишити раздирания ея и силою Святаго Духа обратити всех отступивших к познанию истины и сопричести ко избранному Своему стаду, Господу помолимся. О еже просветити вся светом Своего богоразумия, верных же Своих укрепити и непоколебимых в правоверии соблюсти, Господу помолимся. Кроме обычных прошений великой ектеньи к ней добавляется еще три. В первом мы просим Бога, чтобы Он сохранил Церковь от ересей и суеверий - суетных верований, не имеющих отношения к сути христианства.

http://predanie.ru/velikijpost/torzhestv...

архим. Иов (Гумеров) Соборные послания Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2: Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Соборное послание Иакова Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64. col. 1039–1052. Этот комментарий на Послание Иакова помещен в конце всех писаний свт. Иоанна Златоуста , в Прибавлениях. Толкование не слишком пространное, последовательно объясняется стих за стихом, обнимает все Послание Иакова. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. col. 1007–1012. Толкование на отдельные стихи Послания Иакова. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. col. 1133–1190. Доступен в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 165–191. Довольно подробный, последовательный комментарий на все Послание Иакова. Первое соборное послание Петра Дидим. PG 39, col. 1755–1772. Подробные комментарии Дидима Александрийского на 1 Петр: сохранились по большей части в латинском переводе с греческих схолий. У Миня приводится латинский текст по изданию Frederick Luck, Gottingen. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG 64, col. 1053–1058. Краткий комментарий на 1 Петр помещен Минем в Прибавлениях к Творениям свт. Иоанна Златоуста по изданию катен J. А. Сгатег’а. Кирилл Александрийский , свт. PG 74. Комментарий на избранные стихи из 1 Петр. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125–126. Есть в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. СПб., 1911. С. 191–222. Подробный, последовательный комментарий на все 5 глав Первого послания Петра. Десницкий А. С. Что и кому Христос возвещал в «в темнице»? (Интерпретация 1Петр 3. 19 ) Второе соборное послание Петра и Послание Иуды Климент Александрийский , свт. PG 9, col. 731–734. Очень краткий комментарий на Соборное послание Иуды, только на латинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новых перлах «победобесоборцев» Ряд клириков Русской Православной Церкви стремятся опорочить нашу Победу в Великой Отечественной войне 14.05.2019 10102 Время на чтение 10 минут 9 мая мы отметили великий и святой День Победы , 74 годовщину со дня безоговорочной капитуляции немецко-фашистских войск. 74 года с того исторического момента, когда кухаркины дети, сыновья конюхов и прачек - советские генералы, Жуков, Рокоссовский и другие, поставили на колени кичливую, хваленую немецкую аристократию, называвшую русский народ унтерменшами (недочеловеками). Русский народ победил т.н. расу господ, спас не только свое историческое бытие, но и народы Европы и мира от порабощения, а многих из них от истребления, о чем сейчас не любят вспоминать. Известно, что по плану «Ост» Прибалтика, Крым, Белоруссия, большая часть Украины должны были быть очищены для расы господ. Мы вспоминали слова великого славословия, которые повторил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Благоволение победило злую хищническую волю. К сожалению, некоторым из наших соотечественников, в том числе и в рясах , подобная Победа не по душе. Вместе со Смердяковым они жалеют о том, что умная нация не победила глупую, беснуются, что русский народ, народы России и мира празднуют торжество Победы над фашизмом. Заштатный протодиакон Андрей Кураев, он же отставной профессор, опубликовал в интернете пост под названием « Победобесие на марше ». Хотя еще в 2009 году он выступал против подобных эпитетов и полемизировал с протоиереем Георгием Митрофановым, в том числе по поводу термина «Победобесие». Возникает вопрос: какому Кураеву верить? Образцу 2009 года или сегодняшнему? И вообще существует ли отец Андрей как самостоятельный мыслитель, человек и автор? Не является ли он ботом? Не является ли он картонной дурилкой для отвлечения внимания от чего-то еще более важного? По-видимому, существует проект спецслужб под названием «Кураев». Отцу Андрею подкидывают проверенную и непроверенную информацию, для него пишут тексты. Статья «Победобесие на марше» совершенно лжива. Радостная победная музыка в магазине становится для него поводом для различных коммерческих инсинуаций. Но, простите, если в 1945 году или даже позже на рынке гармонист играл победные песни, то какая там была коммерция? Тут народная радость. Или Кураев предпочитает, чтобы в магазине звучала похабщина, чернуха или порнуха западного разлива? Такая музыка ему ближе?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/14/o_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСЯТИГРАДИЕ [Декаполис; греч. εκπολις], встречающееся в Евангелиях (Мф 4. 25; Мк 5. 20; 7. 31) и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м. (Геннисаретского оз., совр. Тивериадское оз.), а также контролируемой ими области в Палестине и Иордании. Д. играло значительную роль в развитии Палестины эллинистическо-рим. эпохи, включая время проповеди Иисуса Христа и раннехрист. период. Д. упоминается также внебиблейскими источниками. В I в. по Р. Х. Плиний Старший ( Plin. Sen. Natur. hist. V 18. 74) перечислил города Д.: Филадельфия, Рафана, Скифополь, Гадара , Гиппос, Дион, Пелла, Гераса и Канафа, а также лежащий значительно севернее Дамаск. Согласно Плинию, Д.- владения Иудеи за пределами ее географической территории, в Сирии; отмечается также, что точного списка городов Д. нет. Иосиф Флавий упоминает Скифополь как крупнейший город Д. ( Ios. Flav. De bell. III 9. 7), Филадельфию (Ibid. II 18. 1), Гадару и Гиппос ( Ios. Flav. Vita. 65, 74) и 10 городов Д. в Сирии (судя по тексту, речь идет о хорошо известном тогда составе городов). У географа Клавдия Птолемея (II в. по Р. Х.) ( Ptolem. Geogr. V 14. 8) Д. включается в Келесирию с упоминанием большинства городов, названных Плинием, и дополнением из числа городов Юж. Сирии, лежавших рядом с Дамаском, в т. ч. и Капитолиады (всего 18). Христ. авторы Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. III 5. 3) и свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. XXIX 7. 7-8), описывая Д. как расположенное в пределах Переи, упоминают Гиппос, Пеллу и Гадару (видимо, вслед. их заметной роли в истории христианства). Географ Стефан Византийский в VI в. ( Steph. Byzant. Ethnika. 135. 15), называя Герасу, отнес ее к области Τεσσαρεσκαιδεκπολις (Четырнадцатиградие), возможно, по ошибке. Как входящий в Д. упоминается и г. Абила (в греч. надписи из района Пальмиры - CIG, 4501). В одной из греч. надписей на Балканах эпохи имп. Домициана упоминается имя префекта «сирийского Десятиградия». Данные эпиграфики позволяют предположить, что города Д. не именовали себя официально членами Д. (надпись из Пальмиры просто стремится отличить Абилу из Д. от одноименного города во владениях Лисания; см.: Ios. Flav. Antiq. XIX 5. 1).

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

Старообрядческая поморская книжность 9. Сборник. XVIII в. (1-я треть). 8°, 274 л. Скоропись нескольких почерков. Содержит автографы выговских наставников Андрея Денисова, Даниила Викулина, Петра Прокофьева. (Друж. 74). 10. Сборная рукопись. XVIII в. (20-е гг. – 2-я пол.). 4°, ИЗ л. Скоропись нескольких почерков. Содержит черновые автографы сочинений выговских авторов: Андрея Денисова, Семена Денисова, Даниила Викулина, Петра Прокопьева, в том числе сочинения Андрея Денисова «О содержании староверов и о укоризне раскольникам» и «Сказание о плачевном времени» (Друж. 74). 11. «Поморские ответы». 1735–1736 г. 4°, 338 л., выговский полуустав. Важнейшее апологетическое старообрядческое сочинение, написанное в 1723 г. коллективом авторов Выговской старообрядческой пустыни под руководством наставника Андрея Денисова. Автограф наставника Ма- нуила Петрова (Друж. 810). 12. Торжественник поморский. XVIII в. (1700 – 1720-е, 1750-е гг.). 4°, 426 л. Скоропись и полуустав. Помимо традиционных торжественных «слов» на церковные праздники, книга включает «слова» на память русских святых и праздников, написанные выговскими писателями. Автографы наставников Выга Андрея Денисова, Симеона Денисова, Даниила Викулина. (Друж. 337). 13. Сборник. XVIII в. (1-я пол.). 8°, 278 л. Полуустав и скоропись. Содержит выписки из разных книг и сочинения наставников Выга в автографах: Петра Прокопьева, Андрея Денисова. Предисловие составлено Ф.П. Бабушкиным (XIX в.) (Друж. 462). 14. «Виноград Российский». XVIII в. (60-е гг.). 8°, 480 л., выговский полуустав. Выговский мартирологий, составленный Семеном Денисовым. (Друж. 31). 15. «История о зачале Выговской пустыни». XVIII в. (3-я четв.). 4°, 490 л., поморский полуустав. Сочинение выговского наставника и историографа Ивана Филиппова. (Друж. 760). 16. «История о отцах и страдальцах Соловецких», лицевой список. ХХв. (нач.). 4°, 157 л., полуустав, 51 миниатюра. Нал. 1 запись В.Г. Дружинина : «Работа семьи Калинина из Вологодской губ. Тотемского уезда Спасской вол., дер. Гавриловской. Текст – Иван Антонович Калинин; картинки – Григорий (17 л.) и Софья (8 л.) рисованы по тексту». (Друж. 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Иерархи, не вошедшие в каталог митрополита Мануила (Лемешевского) Авраамий, епископ Туровский и Пинский (Лецида) О владыке Авраамии известно, что он до приезда в Россию был епископом Стагонским. На Туровскую кафедру возведён в начале 1620 года. Он именовался «епископ Стагонский, владыка Туровский и Пинский». Вероятно, поставлен вместо отклонившегося в унию епископа Паисия (Саховского), сильно притеснявшего православных. В 1633 году сведён с кафедры и возвратился в Грецию. Скончался 8 июня 1640 года. Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. стр. 1046. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 6, стр. 743 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 18921898, ч. 1, стр. 129. Александр Афанасий, епископ Перемышльский (Бирецкий) Александр Афанасий Бирецкий упоминается на Перемышльской кафедре в 1445–1467 годах. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 518 (приложение). Алексий, епископ Луцкий Алексий, епископ Луцкий, упоминается в 1475 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 517 (приложение). Алексий, епископ Суздальский Алексий, епископ Суздальский, упоминается на кафедре с 1363 года. В 1365 году он был сведён с кафедры, но в 1366 году возвращён. Скончался в 1373 году. Его биография сплетается с биографией другого владыки, находившегося на кафедре примерно в эти же годы, – святителя Иоанна. Митрополит Макарий (Булгаков) некоторые события, отнесённые митрополитом Мануилом к святителю Иоанну, связывает с епископом Алексием. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 75. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 42, 74. Алексий епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

преосвященного Алексия, епископа Вологодского, от 9 ноября 1905 года Журналы совещания по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви Журнал 1 сентября 1905 года. О разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Справка. Объём власти митрополитов так определяется в древних церковных канонах: 1) митрополит созывал провинциальных епископов на соборы для суждения общих церковных дел в своей области и сам председательствовал на этих соборах (Антиох. 16-е и 20-е; Халк. 19-е); 2) утверждал избираемых на вакантные епископские кафедры (I Всел. Соб. 4-е, 6-е; Антиох. 19-е); 3) принимал жалобы на подчинённых епископов и назначал соборный суд над ними (Халк. 9-е; Антиох. 14-е; Карф. 28-е); 4) обозревал епархии подчинённых епископов (Карф. 63-е); 5) вообще, контролировал и утверждал своим согласием все важнейшие распоряжения епископов своей области (Апост. 34-е; Антиох. 9-е). Но в тех же самых правилах указаны и границы митрополичьей власти, именно; 1) в делах, касающихся целой области, митрополит не мог решать ничего единолично, без согласия собора областных епископов (Апост. 34-е, 74-е; Антиох. 9-е, 14-е); 2) он сам был избираем, поставляем и судим собором своих епископов (III Всел. Соб. 1-е; Сард. 6-е); 3) мог действовать в епархии подчинённого ему епископа только как высший административный орган, но не как архиерей, именно – не мог здесь ни рукополагать, ни учить, ни совершать каких-либо архиерейских действий, разве только с согласия епископа (Кормч. гл. 58, Отв. Иоанна, еп. Кипр. 3-е). – Институт митрополии и власть митрополита, определяемая сейчас рассмотренными нами правилами, сохранились до настоящего времени в первоначальном виде своём только в шести автокефальных Церквах православного Востока. Власть патриархов над подчинёнными им митрополитами была, в сущности, та же самая, какую эти последние имели над епископами своего округа. Власть патриарха в своём диоцезе, как и власть митрополита в своей области, – не единоличная: по основному правилу церковного устройства, установленному на вселенских соборах, в важнейших церковных делах те и другие обязаны были действовать не единолично, а от лица всей местной иерархии, представляемой на собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010