Congregatio de institutione Catholica, Ordinationes Universitatis vel facultatis ad Const. apost. «Sapientia christiana» rite exsequendam, 29 aprilis 1979; in AAS 71(1979) 500–521. – Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis, 6 ianuarii 1970; in AAS 62(1970) 321–384. Ex Actis Ss. Oecumenici Concilii Vaticani II: Notificationes: Nota explicativa praevia, facta ab EXC. MO Secretario Generali SS. Concili in Congegatione Generali CXXIII die XVI nov. MCMLXIV; in AAS 57 (1965) 72–75. IOANNIS PAULI PP. II, Constitutio apostolica Spirituali militum cura qua nova canonica ordinantio pro spirituali militum cura datur, 21 aprilis 1986; in: AAS 78 (1986) 481–486. – Constitutio apostolica Sapientia christiana de studiorum Universitatibus et Facultatibus eccklesiasticis, 15 aprilis 1979; in: AAS 71 (1979) 469–499. – Adhortatio apostolica post-synodalis Christifideles laici ad episcopus, sacerdotes et diaconos atque ad religiosos viros ac mulieres omnesque christifideles laicos: de vocatione et missione laicorum in eccklesia et in mundo, 30 decembris 1988; in: AAS 81 (1989) 393–521. – Constitutio apostolica Pastor Bonus de curia romana, 28 iunii 1988; in: AAS 80 (1988) 841–930. – Adhortatio apostolica Familiaris Consortio ad episcopus, sacerdotes et christifideles totius eccklesiae catholicae de familiae chistianae muneribus in mundo huius temporis, 22 novembri 1981; in AAS 73 (1981) 81–191. IOANNIS PAULI PP. II, Epistula Novo incipiente ad universos Ecclesiae sacerdotes, adveniente Feria V in Cena Domini, 8 aprilis 1979; in: AAS 71 (1979) 393–417. PAULUS PP VI, Litterae apostolicae motu proprio datae Pro comperto sane quibus njnnulli episcopi dioecesani uti membra in sacras romanae Curiae Congegationes cooptantur, 6 augusti 1967; in: AAS 59 (1967), 881–884. – Constitutio apostolica Regimine Ecclesiae Universae de romana Curia, 15 augusti 1967; AAS 59 (1967), 885–928. – Constitutio apostolica Romano pontifici eligendo de Sede apostolica vacante deque electione romani Pontificis, 1 octobris 1975; AAS 67 (1975), 609–645.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

архим. Захария (Захару) VI. Путь безмолвия 1. Иисусова молитва Молитва Иисусова является кратким призыванием, которое непрестанно повторяется верующими во имя Господа Иисуса. Сему деланию отдается преимущество среди монахов. Для них и всех православных христиан оно является средством освящения. После воскресения Христова и появления Церкви христианами стали называться «призывающие имя» Христово. Новое «избрание» для себя Бога отождествлялось с решением «возвещать имя Его» 882 . Как, согласно слову Господню, мы не можем «жить во век», если «не будем есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его» 883 , так и свидетели Его воскресения очень рано убедились, что «нет другого имени под небом, данного человеком, которым бы надлежало нам спастись» 884 . Таким образом, призывание имени Господа Иисуса и причастие Его Тела и Крови стали двумя главными основами жизни, вокруг которых осуществляется спасение нового народа, искупленного «претерпением Им смерти» 885 . Молитва во имя Иисуса, замечает Старец, была известна еще Апостолам со времен земной жизни Господа 886 . Она имеет в качестве догматической основы слова Господа, произнесенные Им незадолго до Голгофы: «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтоб радость ваша была совершенна... Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» 887 . Эти слова Христовы являются одновременно и заповедью, и обетованием. Призывающий имя Иисуса Христа исполняет заповедь. Кто призывает это имя непрестанно, поставляет себя на путь заповедей, на путь Господень, который ведет к освящению и соединению с Богом. Христос Своим распятием и воскресением исполнил великую заповедь, полученную от Отца 888 , и дал верным «благодать на благодать» 889 . Призывающий имя Иисусово посвящается в таинство Христа и Воскресения Христова и становится храмом Божества. Поскольку наследие, которое Бог дал призывающим имя Его, столь велико, мы, как подчеркивает Старец, обязаны углубиться в свойство и природу Божественного имени, чтобы стяжать через молитву совершенный плод спасения и совершенную радость 890 . Понимание этого приходит постепенно, а мера совершенства достигается тогда, когда радость сердца и свет ума способствуют созреванию в познании и любви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Глава 4. Новациан I. Жизнь Новациан 878 был первым выдающимся римским богословом, писавшим на латыни, и печально известным церковным деятелем середины III века. Мы не знаем точной даты его рождения, которое следует относить к концу II – началу III века (между 190–210 гг.), поскольку в середине III века Новациан уже был пресвитером Римской церкви, игравшим важнейшую роль в ее церковной жизни. По сообщению церковного историка Филосторгия 879 , слова которого передает свт. Фотий Константинопольский , родиной Новациана была Фригия, хотя сам Фотий и не доверяет этому свидетельству. Возможно, оно связано со стремлением соединить экклезиологию Новациана с монтанизмом, возникшим во Фригии. В целом исследователи указывают как более вероятное место рождения Новациана – Рим или, по крайней мере, Италию 880 . О раннем периоде жизни Новациана нам практически ничего не известно. До своего обращения, которое произошло в зрелом возрасте, он был философом-стоиком 881 . Обстоятельства крещения Новациана известны из послания его противника, папы Корнилия, к епископу Фабию Антиохийскому. В частности, Корнилий (свидетельство которого весьма далеко от объективности) говорит, что Новациан тяжело заболел, и поскольку была опасность для его жизни, то его крестили, окропив водой на той же постели, где он лежал. И хотя впоследствии Новациан выздоровел, над ним не было совершено остальное, что требуется церковными правилами: он не был запечатлен епископом 882 . Как сообщает далее Корнилий, вскоре после того как Новациан уверовал, он был почтен священническим саном по милости епископа (по-видимому, папы Фабиана), который рукоположил Новациана во пресвитеры 883 . При этом возражал весь клир и многие миряне, ибо крещеному «крещением клиников» (т. е. окроплением на смертном одре), как был крещен Новациан, не дозволялось быть членом клира 884 , но епископ просил сделать для Новациана исключение 885 . Вскоре после этого Новациан зарекомендовал себя как один из самых ученых и ревностных членов Римского клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Декабрь День второй Страдание святого царевича Уроша-Стефана Единственный сын Сербского царя Душана, Урош, родился в 1337 году 884 . В 1346 году он «венчан был королевским венцом, тогда как отец венчался царским венцом» 885 . Никогда Сербия не была так сильна и обширна, как при царе Душане Сильном. Вся Болгария была тогда под властью владетеля Сербии; греческие города Македонии, Эпира и Фессалии также были покорены Душаном. Душан, могущественный властитель, просил руки дочери Французского короля для сына; но папа настоял, чтобы дочь короля не изменяла латинского исповедания, а Душан не хотел видеть в семье почитательницу папы. Урош, сын Душана, вступил в брак с дочерью Влада, могущественного князя Валахии. Казалось, империя Душана проживет века. Но Душан сам потряс основания своей империи и приготовил печальную судьбу для сына. Он при жизни своей, надеясь на свою силу, дал много силы шести областным правителям своей империи. Например, Оливер, «великий начальник» Сербский и Струмский, чеканил монету со своим именем, как независимый властитель. В Кратовском монастыре на картине представлены областные правители Душана (шесть), а внизу читаются слова, как бы от Душана: «Отсюда большая вина падения царства моего» 886 . Мысль давно поверенная опытами; но люди не слушают и опыта. Когда бы южные славяне долгим рядом страданий твердо убедились в том, что политические беды их всегда зависели от их раздробленного правления и не кончатся дотоле, доколе не соединятся они под одно твердое правление твердого единовластия! Душан, не безвинный в смерти отца своего, умер среди замыслов о славе на 45 году жизни, в декабре 1355 года 887 . По смерти отца Урош принял в свое управление Сербию. Он писался: «Стефан Урош, благоверни царь Серьблем и Грьком» 888 . На первое время власти ему пришлось иметь дело с претендентом на царский престол. Синиш, дядя его, правитель Фессалии, поднялся с сильным войском, чтобы согнать племянника с престола Сербии; он занял Зету и осадил Скутарь. Но Сербия поднялась за Уроша, и Синиш смирился. Явился другой искатель власти. Никифор Ангел, даже с согласия царицы, матери Урошевой, с мечом в руке занял Фессалию, оттого что с ним обручена была сестра царицы. Но греческих интриг не любили в Сербии, и Никифор усмирен был 889 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Иноческая жизнь по назначению своему и по свойству своему есть внутренняя, сокровенная. Хотя внешние события, совершавшиеся с какою-либо обителью, и привлекают, главным образом, внимание повествователей, но для истории монашества они имеют значение второстепенное, так как главной целию подвижнической жизни служит спасение души. Не борьба с внешними врагами, не успехи материальной и промышленной жизни, не деятельность исключительно среди мира для целей земных – назначение иноков, а борьба с внутренними врагами спасения, совершающаяся в тайной храмине души, успехи в жизни нравственной, деятельность в высшей степени духовная – вот призвание инока. Подвиги на этом поприще большею частию остаются известны одному всевидящему Богу» 883 – эта идея личного спасения отражена и в формах организации монашеской жизни: монастырь, скит, пустынь. В общежительный монастырь (киновию) приходили те, кто считал, что в общежитии с его подчинением своей воли воле настоятеля и возможностью получить духовную поддержку от более опытного брата легче достичь личного спасения. Скиты же объединяли отшельников, искавших личного спасения в большей изоляции от мира. Такая градация условна, поскольку непроходимой грани между этими формами организации монашеской жизни нет, что отразилось и в названии иноческих обителей. Так, Угрешский Николаевский монастырь и в XIX в. продолжают называть Бирлюковой пустынью, в память об истории его возникновения в XVII в. 884 , так же, как названия «скит» и «пустынь» могут относиться к одному и тому же жительству иноков: Соловецкий Анзерский скит в грамоте царя Михаила Федоровича назван «пустынью» 885 . Само же название «пустынь» по отношению к скитам, находящимся, как правило, в густом российском лесу, свидетельствует и о связи с древней христианской традицией египетских и палестинских монастырей. Имело значение и то, что «пустыни» основывались далеко от человеческого жилья и пустынею для русского отшельника был лес. В общежительном монастыре предполагалась полная личная нестяжательность его иноков, в то время как на протяжении всей истории существования монастырей в России сохранялись и «особножитные» монастыри, где монахи имели право на личное имущество и большую самостоятельность в личной жизни и обиходе. Однако славу русскому монашеству составили именно общежительные обители, принципы организации которых, видимо, больше соответствовали представлению об аскетическом идеале, хотя полной нестяжательности и «общежитности» и им не удавалось достичь в полной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раздел III. Монофелитские споры VII века и борьба за православие. Преподобный Максим Исповедник и преподобный Анастасий Синаит История монофелитских споров в изображении Анастасия Синаита (sermo III) и псевдо-Анастасия Синаита (synopsis de haeresibcjs et synodis 18–26) 884 Монофелитские споры, являясь последним этапом христологических споров, оказали, как известно, большое влияние на ход развития не только церковной, но и культурной и политической истории Византии. Поэтому в целом они достаточно неплохо изучены и им посвящен ряд исследований 885 . Однако, несмотря на это, многие аспекты данных споров остаются еще неясными. Главная причина здесь – противоречивость источников, которыми мы располагаем. Еще В.В. Болотов замечал, что существуют две версии возникновения монофелитства: официальная и неофициальная. Согласно первой, представленной патриархом Сергием Константинопольским, император Ираклий во время своего персидского похода встретился с главой монофизитов-севериан Павлом Одноглазым, и при этой встрече была неожиданно высказана формула унии «единое действие (или энергия) Христа». Согласно второй версии, отраженной у преп. Максима Исповедника , уния еще задолго до этого была подготовлена самим патриархом Сергием, установившим контакт с некоторыми православными и монофизитскими патриархами 886 . Можно несколько скорректировать это наблюдение крупнейшего знатока церковной истории: версий не только происхождения монофелитства, но и всей истории этого религиозно-политического движения было не две, а несколько больше. На двух из них нам бы и хотелось заострить внимание. 1. Свидетельство преподобного Анастасия Синаита В одном антимонофелитском трактате этого автора (Sermo III) содержится достаточно обширный экскурс в историю данного движения. По мнению Й. ван Дитена, этот экскурс является важнейшим источником по истории монофелитских споров: сведения «Хронографии» Феофана зависят от него, а автор «Жития Максима Исповедника », в свою очередь, зависит от Феофана. Как считает голландский ученый, «Третье слово» преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь РПЦ в 1945–1990 гг. 879. Католическая богословская печать о течениях в Русской Церкви//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 39–40. Мнение «Herder-Korrespondenz» о выступлениях в печати архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) по поводу негативных тенденций в приходской жизни. 880. Кожа А., прот. Миротворчество Русской Православной Церкви/Свящ. А. Кожа//БТ. 1987. Сб. 28. С. 181–191. 881. Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий и Коломенский. Слово, произнесенное... 10 июля 1955 г. в русском патриаршем храме Успения Пресвятой Богородицы в Лондоне по случаю пребывания в Англии делегации РПЦ/Архиеп. Питирим//ВРЗЕПЭ. 1955. 24. С. 294–295. О совр. положении РПЦ. 882. Сергеенко А., прот. О положении Церкви в России: Докл. члена церковной делегации, побывавшей в Сов[етском] Союзе//ВРЗЕПЭ. 1947. 2. С. 7–21. 883. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Интервью с руководителем передач первой программы французского телевидения архим. Иоанном (Ренето)//ВРЗЕПЭ. 1980/1981. 105/108. С. 132–136. Совр. жизнь РПЦ. 884. Шпиллер В. Д., прот. Письмо. архиеп. Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) [от 02 янв. 1967 г.]//ВРЗЕПЭ. 1967. 58. С. 107–109. О трудностях совр. приходской жизни, процессе насильственной секуляризации и возникающем напряжении в церк. кругах. 885. Шпиллер В. Д., прот. Письмо [архиеп. Брюссельскому Василию (Кривошеину) ] от 30.12.1971//ВРЗЕПЭ. 1972. 77. С. 95–96. О совр. церк. жизни. 886. Шпиллер В. Д., прот. О современной организации и жизни наших православных церковных приходов: (К предстоящим собеседованиям с деятелями христианских церквей США во время ответного визита делегации РПЦ, февр. 1963 г.)//БСб. 1999. 4. С. 303–317. 887. Языкова И. К. «Отец Александр Мень и мать Мария (Скобцова) – свидетели для XXI века»: [Междунар. конф. Рига, 29–30 сент. 2000 г.]/И. Я.//Страницы. 2000. Т. 5. 3. С. 475–477. См. также 1372, 2813. Архиерейские и Поместные Соборы (1944–1990); постановления Священного Синода 888. Архиерейский Собор РПЦ. 1990, янв. Обращение. ко всем верным чадам Русской Православной Церкви/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 1(4). С. 35–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава седьмая. Созерцание I. Созерцательный Восток Мария Востока – Марфа Запада? Восточная Церковь никогда не забывала о необходимости созерцания, глубина которого соразмерна различным возможностям каждого верующего: в нем она видела потребность веры, которая поддалась бы самообману, если бы не стремилась к постоянному углублению 878 . Немало духовных людей прославляло блаженство созерцания. Так, мессалиане утверждали обязательность созерцания как единственного пути, ведущего к святости 879 . А исихазм, имеющий огромное значение для духовной традиции Православия, прежде всего является проявлением того же желания созерцания Бога уже в этой жизни 880 . И потому Восточную Церковь сравнивают с Марией, противопоставляя ей Церковь Западную – Марфу 881 . Проблема христианского совершенства совпадает с проблемой уподобления совершенству Божественному. Созерцание, имея своим объектом «божественные предметы» или даже самого Бога, стремится к обнищанию человеческого духа для того, чтобы он мог сосредоточить свой взор «только на Боге»: как говорит Кассиан 882 . И потому Царство Божие укореняется в нас лишь благодаря духовному знанию 883 ; все прочие, даже весьма похвальные, действия утрачивают дух, как только направляются на какой-либо земной объект. В этом Кассиан следует Евагрию, для которого вся духовная жизнь устремлена к созерцанию 884 . Следует отметить, что эти авторы включают в определение созерцания и саму любовь. Коль скоро все сотворено для того, чтобы познать Бога 885 , любовь следует определять как «высшее состояние разумной части души, пребывая в котором невозможно любить никакую мирскую вещь более, чем Боговедение» 886 . Созерцание – это предвосхищение неба 887 , или, что то же самое, – возвращение в рай 888 , где человек выращивал бессмертные растения, т. е. божественные мысли 889 . В этом контексте нравственное учение греческих Отцов рассматривает добродетель как знание (ведение. – Прим. пер.), а грех – как невежество (неведение. – Прим. пер.) (γνωσα). Сражаясь с монахами, бесы прежде всего стремятся лишить их ведения 890 . «Нечистота ума состоит, во-первых, в ложном ведении...» 891 , в невозможности истинного созерцания мира 892 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Хандорин Димитрий Федотович, протоиерей Родился примерно в 1880 г. в Томске. Окончил Томскую духовную семинарию и первый курс юридического факультета Томского университета. В 1903 г. рукоположен во иерея. Служил в разных деревнях Томской губ. В 1915 г. переехал в Томск. Служил в Никольской (Христорождественской) церкви. В 1924 г. по приглашению приходского совета прибыл в г. Мариинск Томской губ., оставив на время в Томске семью: жену, Евфалию Васильевну, и пятерых детей. В 1926 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ по Западносибирскому краю приговорило его к 3 годам ссылки в Севкрай, куда он отправился с матушкой и детьми. В ссылке ослеп. Евфалия Васильевна умерла от тифа. В 1935 или 1936 г. о. Димитрий возвратился из ссылки в Томск, жил у сына, преподавал на бухгалтерских курсах. Скончался в 1960 г. Похоронен на кладбище у станции Томск-2 882 . 1. 6 марта 1956 г. г. Томск. Здравствуйте, глубокочтимый Владыко! Поздравляю Вас с прошедшими праздниками и с прошедшим днем Вашего Ангела! Я предполагаю, что в один из дней января или февраля Вы были именинником, поэтому Вас и поздравляю. Возможно, что мое предположение не вполне точно, и если я ошибся, то прошу меня извинить за мою неточность! Вы писали, Владыко, о том, что ездили в Москву к Патриарху. Ответьте мне, Владыко: патриарх был на Соловках или нет? Я считаю, что патриарх Алексий – это и есть тот самый Алексий, епископ Можайский 883 , который одновременно со мною в 1929 году был на Соловках?!.. Если мое предположение по данному вопросу верно, то при личном свидании со Святейшим благоволите от меня передать ему глубокое почтение! Возможно, что он помнит меня как самого высоковозрастного из всех протоиереев, бывших вместе со мною на Соловках. Там меня звали «сибирский протоиерей», «мариинский настоятель». Может быть, Вы каким-нибудь способом узнаете, где в данное время находится епископ Аркадий Астальский 884 – это тот самый, который меня представлял Вам во время Вашей беседы с ним. Эта беседа происходила в то время, когда епископ Аркадий стоял сторожем, окарауливая вверенное его охране складочное помещение, находящееся под алтарем центрального Соловецкого Троицкого собора, вблизи подъезда, в котором отпускался кипяток для обитателей С[оловецкого] Л[агеря]. Не имеете ли Вы, Владыко, сведений о том, где в данное время находится епископ Григорий Козлов 885 , бывший директор 3-ей московской гимназии. Затем во время моего пребывания на Соловках в Кеми в управлении статистики работал Юрий Иванович Петров, если возможно, сообщите мне адреса этих лиц: они имели прежде местожительство вблизи тех мест, где Вы находитесь в настоящее время, – средоточие их деятельности – окрестности города Старой Руссы? Если здоровье и время позволят, ответьте, если затруднительно, не беспокойтесь и с ответом не торопитесь. Мое здоровье неважное – болею очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 32. «Генеалогия Вельфов» И «История Вельфов» (около 1125/6 и около 1170 г.) Обширный род Вельфов, отмеченный в источниках с начала IX в. и имевший ответвления в Италии, Южной (Швабия) и Северной (Саксония) Германии, известен преимущественно своим противоборством с германскими императорами из Салической династии и династии Штауфенов в конце XI–XII в. Однако он замечателен, среди прочего, еще и тем, что швабские Вельфы одними из первых письменно оформили свою генеалогическую традицию. Краткая «Генеалогия Вельфов», сохранившаяся в единственном списке XII столетия (München, Staatsbibliothek, dm. 21563, fol. 41), была создана уже в 1120-е гг. Пол века спустя (в Вайнгартене, одном из фамильных монастырей Вельфов в Швабии, или, вероятнее, при дворе швабского герцога Вельфа VI) пишется более обширная и получившая более широкое хождение «История Вельфов» – быть может, на основе «Генеалогии», хотя возможно также, что оба сочинения независимо друг от друга использовали более ранний источник вайнгартенского происхождения. «Русский» сюжет относится к довольно раннему периоду – второй половине X в. – и по содержанию почти не отличается в обоих памятниках. Поэтому, давая перевод двумя параллельными колонками, комментируем только текст более ранней «Генеалогии», учитывая, однако, в комментарии имеющиеся разночтения. Издания: «Генеалогия»: Gen. Welf. 1881. Р. 733–734; Gen. Welf. 1938. Р. 76–80; «История»: Hist. Welf. 1869. Р. 457–172; Hist. Welf. 1938. P. 2–74. Переводы: На немецкий язык: Gen. Welf. 1938. Р. 77–81; Hist. Welf. 1938. P. 3–75; на русский язык: Свердлов 1. С. 200 (только «русский» фрагмент). Литература: Кроме введений к указанным изданиям, см.: Decker- Hauff 1956. S. 31–48, 362–369, 430; Oexle 1968. S. 435–495; Wattenbach, Holtzmann 1. S. 298–302; RFHMAe 4. P. 669; 5. P. 547. 4. Рудольф (Ruodolfus) 882 взял жену из Энингена (Oningen) 883 , по имени Иту (Ita), отцом которой был знаменитейший граф Куно (Chuono) 884 , а матерью – дочь императора Оттона Великого (Otto Magnus) 885 . У этого Куно было четверо сыновей: Экберт (Egebertus), маркграф штаденский (de Stadin) 886 , Леопольд (Leopaldus), Лютольд (Liutoldus), Куно 887 , и четверо дочерей, одна из которых вышла за названного Рудольфа, другая – за кого-то из Райнфельденов (Rinvelden), родоначальника Церингенов (Zaringi) 888 , третья – за короля ругов (Rugi) 889 , четвертая – за графа из Андекса (de Andehse) 890 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010