дукс Неаполя нередко прибегали к помощи арабов. Заключение союзов с мусульманами вызывало протест Римских пап Николая I и особенно Иоанна VIII (872-882), который стремился объединить франков, владетелей Юж. Италии и византийцев в борьбе против сарацин. Он предпринял попытку создать собственный флот (Classis Pontificalis) на основе неск. хеландиев (тяжелых военных кораблей), посланных визант. имп. Василием I Македонянином, и др. судов, построенных в Риме. После победы в морском сражении близ Неаполя (880) визант. флот появился в Римском Порте и взял город под защиту. В 883 г. арабы разорили монастырь Монте-Кассино (оставался в упадке до сер. XI в.), в 897/8 г. они вновь появились близ Рима и разграбили мон-рь Фарфа. При имп. Людовике II в И. впервые высадились норманны, которые напали на Пизу (860). В 873 г. папа Иоанн VIII при одобрении итал. знати стал поддерживать кор. зап. франков Карла Лысого (843-877; император с 875, король И. с 876), к-рого рассматривал как преемника Людовика II, и отверг претензии на имп. корону кор. вост. франков Людовика Немецкого (843-876). Став императором и королем И., Карл Лысый не оправдал надежд Папского престола и жителей И., полагавших, что он защитит их от сарацин. После его смерти на имп. корону и на власть в И. стал претендовать сын Людовика Немецкого Карломан, кор. Баварии (876-880; король И. с 877), к-рого поддерживали маркграфы Тосканы и герцоги Сполето, основные противники папы, неоднократно нападавшие на папские владения (в 878 маркгр. Адальберт Тосканский и герц. Ламберт Сполетский захватили папу в плен). После долгих колебаний Иоанн VIII сделал выбор в пользу короля Алеманнии, младшего брата Карломана, Карла Толстого, к-рый в 879 г. в Равенне в присутствии папы был провозглашен королем И. (имп. коронация состоялась в 881). Однако больше внимания он уделял делам в Восточнофранкском королевстве, где в 882 г. стал единственным правителем, а также в королевстве зап. франков, которое он подчинил в 884 г. С отстранением имп. Карла III Толстого от власти (887) И.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

868 Его не следует путать с Адамнаном, аббатом Ионы (см. ниже). 869 Мф. 3:7-»кто внушил вам бежать от будущего гнева?» Также Лк. 3:7. 870 Пс. 94:2-»предстанем лицу Его со славословием». 871 Такие аскетические подвиги были обычными в раннем монашестве. Постепенно Римская церковь, неодобрительно относившаяся к ним, запретила крайние проявления аскетизма, но на Британских островах они сохранялись еще долго благодаря влиянию ирландских монахов. 872 Монахам запрещалось носить разноцветную или расшитую одежду; также рекомендовались одеяния не из льняного полотна, а из грубой шерстяной ткани. 873 «Извне» (ехтегпогит)-т. е. из-за стен монастыря. Рассказ Беды говорит о том, что к VII в. упадок, поразивший галльскую церковь, проник и в Британию. Подробнее об этом см. в «Письме к Эгберту». 874 1 Фес. 5:3-»когда будут говорить «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба». 875 Пс. 65:5-»придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими». 876 Этот Берт или Беркт является, вероятно, тем же лицом, что и Бертред, который по данным хронологического итога «Истории» был убит пиктами в 698 г. 877 В ирландских анналах сведений об этом набеге не сохранилось. Возможно, король Эгфрит вторгся в ирландское королевство Ольстер (Улад), которое оказывало помощь его врагам-скоттам Далриады. Со времен Освиу нортумбрийцы владели значительной частью Южной Шотландии-кроме Лотиана, это были бриттское королевство Камбрия (Стрэтклайд) и Аргайл, населенный ирландцами. Все эти земли были, вероятно, утеряны после поражения 685 г. 878 1 Кор. 6:10. 879 По данным «Истории аббатов Уирмута и Ярроу», смерть короля Эгфрита была открыта Кутберту в видении на развалинах римского города Карлайл. 880 20 мая 685 г. Битва произошла у Нехтансмера (ныне Дуннихен-Мосс в Форфершире). Королем пиктов в то время был Бриде III мак Били (671 -692 гг.), кузен короля Эгфрита. 881 Цитата из «Энеиды» (II.169). 882 Епископ Трумвин или Тумма жил в монастыре Аберкорн у залива Ферт-оф-Форт. Бежав оттуда, он поселился в Витби и умер до 705 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/440847/

875 ...раб виноградаря-фискалина. – Вероятно, королевский раб, отданный виноградарю в услужение. Поэтому его сын Левдаст тоже был отдан в услужение. 876 ...бежал к королеве Марковейфе, которую король Хариберт... взял в жены вместо ее сестры. – См. кн. IV, гл. 26. 877 ...он попросил должность королевского конюшего. – В подлиннике: comitatum stabulorum – должность графа, т. е. управляющего королевскими конюшнями. См. прим. 193 к кн. V. 880 ...когда король Хильперик с помощью своего сына Теодоберта захватил город Тур. – См. кн. IV, гл. 47. 883 ...Хильперик во второй раз принял власть над городом. – Т. е. над Туром. Город Тур находился под властью Хильперика в течение 10 лет. 886 Но когда Меровей, разграбивший его [Левдаста] имущество, ушел, он оклеветал нас – Сбивчивость рассказа о Левдасте и Меровее в этом месте можно объяснить явным нарушением порядка предложений. По смыслу предложение: «Пока же Сигиберт в течение двух лет владел Туром, Левдаст скрывался в Бретани» должно следовать после предложения: «...как бы король Сигиберт вторично не подчинил своей власти город». А предложение: «Но когда в Тур пришел Меровей, он там вновь разграбил имущество Левдаста» должно следовать за предложением: «...что едва ли об этом можно рассказать». 889 ...наш друг Галиен... – Друг или человек из свиты епископа Григория. Слово amicus – «Друг» может употребляться и в значении слова subditus – «подчиненный» (как, напр., в кн. III, гл. 35). 891 ...он знаком с клириком по имени Рикульф... – Необходимо различать Рикульфа – иподиакона и упомянутого пресвитера с таким же именем. Оба они были врагами Григория Турского , так как пресвитер Рикульф желал занять место епископа в Type, а иподиакон Рикульф – место архидиакона в той же церкви. 892 ...Теперь же отошли меня в другое королевство. – Видимо, имеется в виду другая часть Франкского королевства. 896 ...чуть было не набросился на меня... – Ср.: Сульпиций Север. Диалоги (III. 15,§ 3; Р. 213). Там рассказывается о том. как епископ Брикций обрушился на Мартина с бранью и «с трудом сдерживался, чтобы не побить его».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Это Таинство преподается больным, чтобы их укрепить и чтобы приготовить их к счастливому переходу в иную жизнь: в этом пункте Предание Церкви на протяжении многих веков оставалось бесспорным. Мы имеем, например, такие свидетельства, как древние молитвы о благословении священного елея. Церковь не занималась официально учением о Таинстве Елеопомазания больных, кроме тех случаев, когда возникали конкретные вопросы или ереси. Также самые древние документы, содержащие учение об этом помазании, касаются по большей части служения или внешнего обряда. Только когда реформаторы стали отрицать Елеопомазание как Таинство, установленное Христом, было представлено более точное изложение. Это стало трудом Тридентского Собора. Учение Католической Церкви о Таинстве Елеопомазания больных: Таинство Елеопомазания больных – это истинное Таинство: ХВ 38, 44, 658, 663–664, 882, установленное Иисусом Христом: ХВ 878–879, 882; засвидетельствованное Иаковом: ХВ 879, 882, Оно преподается через помазание освященным елеем, сопровождаемое молитвой: ХВ 875, 877, 879, 884. Только священник может преподать его действительно: ХВ 876, 877, 881, 885. Его может принять каждый крещеный, достигший разумного возраста, когда из-за болезни или преклонных лет его жизнь оказывается в опасности: ХВ 881, 890/1. Последствия Таинства Елеопомазания больных: укрепление души: ХВ 659, 877, 880, 883; а часто – и тела: ХВ 659, 877, 880; и при некоторых условиях – прощение грехов: ХВ 880, 883. Послание папы Иннокентия I Декентию Губбийскому (19 марта 416 г.) Ответ папы на вопрос, поставленный Декентием, содержит первое четкое свидетельство о Помазании больных в Восточной Церкви. Папа Иннокентий I напоминает, что освящение елея возлагается на епископа. Что касается его использования, оно дозволено верным для благочестивых целей, но обычно доверено священникам для помазания больных [ХВ 875]. Но очевидно, что епископ также может преподавать это Таинство [ХВ 876]. Документ толкует Послание Иакова. Употребления выражения genus est sacramenti недостаточно самого по себе, чтобы доказать, что речь идет об истинном Таинстве в его современном значении: слово sacramentum не имело еще исключительно того смысла, который мы придаем ему сегодня. Во всяком случае, факт недопущения публично кающихся к этому Помазанию показывает, что речь не идет о какой бы то ни было благочестивой практике.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

La VIe session du concile photien de 879-880: A propos de la mémoire liturgique, le 3 septembre, de l " empereur Constantin le Nouveau//AnBoll. 1967. T. 85. Fasc. 3/4. P. 336-337; Laurent V. Le cas de Photius dans l " apologétique du patriarche Jean XI Beccos (1275-1282) au lendemain du IIe concile de Lyon//EO. 1930. T. 29. N 160. P. 396-415; idem. Les actes du synode photien et Georges le Metochite//Ibid. 1938. T. 37. N 189/190. P. 100-106; Jugie M. Les actes du Synode photien de Sainte-Sophie (879-880)//Ibid. P. 89-99; Hofmann G. Lo stato presente della questione circa la riconciliazione di Fozio con la Chiesa Romana//Civiltà Cattolica. R., 1948. T. 99. N 3. P. 51-55; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. Camb., 1948; idem. The Patriarch Photius in the Light of Recent Research//Berichte zum XI. Intern. Byzantinisten-Kongress. Münch., 1958. Bd. 3/2. S. 1-56; Stiernon D. Constantinople IV. P., 1967; Огицкий Д. П. К-польские Соборы 869-870 и 879-880 гг. и церковная современность//ЖМП. 1969. 12. С. 62-66 (То же//ВРЗЕПЭ. 1969. 68. С. 218-227); Stephanou P. E. Deux conciles, deux ecclesiologies?: Les conciles de Constantinople en 869 et en 879//OCP. 1973. Vol. 39. N 2. P. 363-407; Meijer J. A Successful Council of Union: A Theol. Analysis of the Photian Synod of 879-880. Thessal., 1975; Peri V. Il concilio di Constantinopoli dell " 879-80 come problema filologico e storiografico//AHC. 1977. Bd. 9. S. 29-42; idem. Il ristabilimento dell " unione delle Chiese nell " 879-880: Il concilio di Santa Sofia nella storiografia moderna//Ibid. 1979. Bd. 11. P. 18-37; Van Bunnen A. Un centenaire oublié: le concile de Constantinople de 879-880//Contacts. P., 1981. T. 33. N 113. P. 6-40; N 115. P. 211-234; Boojamra J. L. The Photian Synod of 879-80 and the Papal Commonitorium (879)//ByzSt. 1982. Vol. 9. P. 1-23; Соменок Г., прот. Святой Патриарх Фотий и великий Софийский Собор 879-880 гг.//ТКДА. 1997. 1. С. 79-88; Dragas G. D. The 8th Ecumenical Council: Constantinople IV (879/880) and the Condemnation of the Filioque addition and Doctrine//GOTR.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

" (А. П. Лебедев, История разделения Церквей в IX, X и XI веках, С.-Петербург, 2001.) [Заметим, что собор решил учредить Болгарскую Церковь , чтобы избавиться от папских притязаний к Константинопольской Вселенской Патриархии и предоставить болгарам отстаивать свою принадлежность к св. Православию.] 880 г. Папа Иоанн VIII истолковал решения Константинопольского собора о Болгарской Церкви в пользу Римской Церкви (Письмо Императору Василию I, ЛИБИ, т. II, с. 177). Осень 880 г. Арабы осаждают Рим. Византийский флот у берегов Италии в помощь Риму против арабов. Ок. 880 г. Миссионеры Вселенской Патриархии в Сербии. Крещение Сербии Византией. [Чтобы опередить Болгарию в этом деле.] (Продолжатель Хронографа Феофана, V, 54, 291–292.) 880 г. Папа Иоанн VIII посылает хорватского Епископа Феодосия к св. Царю Борису с приглашением послать своего представителя в Рим. 880 г. Моравский князь Святополк просит римского папу рукоположить пресвитера Вихинга Пассауского во Епископа, как помощника св. Мефодия. Конец 880 г. Письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису с выражением удивления, что все еще не посланы болгарские представители в Рим (ЛИБИ, т. II, с. 179). Конец 880 г. После церковного собора в Константинополе и его решений, папа Иоанн VIII послал в Константинополь своего легата Марина [бывший диакон, понравившийся Царю Борису и выбранный им для принятия сана болгарского Архиепископа, позднее ставшим папой римским], чтобы потребовать от св. Патриарха Фотия уступить болгарский церковный диоцез Римской Церкви. Св. Патриарх Фотий отказал. Византийская светская власть арестовала Марина на месяц. Тогда в 881 г. папа Иоанн VIII с амвона кафедральной базилики св. Петра в Риме наложил анафему на св. Фотия. [Ответ св. Фотия был: «От еретика – недейственна. «] 23.V.881 г. Письмо папы Иоанна св. Мефодию (Славянски ръкописи и документи ... от Ватиканската библиотека и секретен архив, C., 1978, табл. XL). Восхваляет его за ревностное исповедание православной веры и уверяет его, что препятствия, которые Вихинг чинил ему, своевольны и что он, папа, не давал Вихингу никаких иных прав, кроме известных Мефодию из письма папы Святополку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ввиду начавшейся после смерти кор. Людовика Немецкого (28 авг. 876) борьбы Карла Лысого за королевство вост. франков имп. помощь в защите Италии существенно ослабла, и И. обратился за поддержкой к кор. Астурии и Галисии Альфонсу III, к-рого просил прислать для защиты Рима араб. скакунов, чтобы создать легкую конницу и использовать против сарацин их же военную тактику. Желая получить поддержку кор. Альфонса III, папа возвысил статус епископской кафедры Овьедо до митрополии Галисии (древняя митрополия Брага была завоевана арабами). В апр. 877 г. по просьбе И. командующий визант. флотом спафарий Григорий, находившийся в Тирренском м., выделил 10 хеландиев (тяжелых военных кораблей), оснащенных «греческим огнем». Пытаясь заставить консула Неаполя Сергия II разорвать союз с сарацинами, И. безуспешно предлагал ему денежную компенсацию, и, вероятно, был причастен к восстанию против Сергия (877), к-рым руководил сторонник папы еп. Афанасий. Консул был лишен власти, ослеплен и отправлен в Рим. Провозгласив себя дуксом, магистром и консулом Неаполя, еп. Афанасий потребовал от папы обещанную компенсацию, и И. был вынужден пообещать, что выплатит деньги, когда представится возможность. После вторжения в февр. 877 г. отряда сарацин в обл. Сабину и разграбления окрестностей Рима папа призвал на помощь правителей Юж. Италии, но на их встрече в июне 877 г. в г. Траэтто (ныне Минтурно) достичь соглашения удалось только с ипатом (консулом) Амальфи Пульхром, взявшимся обеспечить защиту побережья от Траэтто (к югу от Рима) до Чивитавеккья (к северу от Рима) за денежные выплаты. Однако, получив деньги, амальфитанцы не выполнили обязательств, оправдываясь тем, что папа выплатил меньше обещанного. Поскольку объединить силы южноитал. правителей представлялось невозможным, И. вновь обратился к имп. Карлу Лысому, который к тому времени потерпел поражение от Людовика Младшего, сына кор. Людовика Немецкого, и прекратил борьбу за королевство вост. франков. Для укрепления имп. авторитета папа на Соборе в Риме (февр. 877) подтвердил законность избрания Карла Лысого, пригрозив его противникам отлучением от Церкви.

http://pravenc.ru/text/469686.html

873/4 г. Папа Иоанн VIII посылает Епископа Павла Анконского для расследования процесса над Мефодием и освободить его (ЛИБИ, т. II, с. 138–144.) Перед угрозой расширения византийского влияния в Моравии, папа поторопился освободить св. Мефодия. Май 873 г. Освобождение св. Мефодия из заключения вмешательством папы Uoahha VIII . Мефодий возвращается в Паннонию к князю Коцелю, однако был вынужден перебраться в Моравию по приглашению моравского князя Святополка, так как немецкие Епископы угрожали расправой Коцелю за его покровительство Мефодию. В Моравии князь Святополк вверяет Мефодию управление Моравской Церкви. 874 г. Второе письмо папы Uoahha VIII св. Царю Борису, объявляющее об отлучении от Церкви греческого духовенства, находящегося в Болгарии, и с угрозами самому Царю Борису. Св. Царь Борис успокоил его подарками (ЛИБИ, т. II, с. 144–145). 874 г. Письмо папы Uoahha VIII Патриарху Игнатию с требованием явиться в Рим к нему для суда над ним. (ЛИБИ, т. II, с. 145–146.) 877 г. Св. Мефодий крестил чешского князя Боривоя (Кристиановая легенда). После 874 г. Немцы свергают Блатненского князя Коцеля с власти. Блатненское княжество было захвачено Моравией и Германией. 876 г. Епископ Формоза Портуенский попросил папу Uoahha VIII послать его в Болгарию в качестве болгарского Архиепископа, чтобы исполнить свое обязательство перед св. Царем Борисом. За это папа Иоанн VIII лишил его епископского сана (низверг его) и отлучил от Церкви. (Из страха, что Формоза стремится стать папой. Позднее Формоза успел все-таки стать папой римским – 891–896 гг.). 876 г. Арабы нападают на Аненнинский полуостров. С 876 г. Моравский князь Святополк начинает сближаться с немецким католическим духовенством и чинить препятствия св. Мефодию (Первое житие св. Наума Охридского). 877 г. В правление хорватского князя Седеслава хорваты перешли под юрисдикцию Вселенской Патриархии (при Патриархе Игнатии), но в 879 г. проримская партия убила князя, воздвигла своего ставленника на престол, который объявил, что переходит к Римской Церкви. Папа рукоположил первого хорватского Епископа Феодосия (D. Obolensky, The Byzantine commonwealt. Eastern Europe 500–1453, New-York, 1982, p. 136–137).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда жители Бари обратились к Византийскому императору, греческий стратиг Григорий с флотом отплыл из Отранто и взял город под охрану. Обрадованный папа Иоанн VIII тут же написал Македонянину письмо, в котором горячо благодарил того за помощь Римской церкви и просил выделить корабли для охраны морских вод Западной Италии 66 . В эти годы Византийский царь пожинал плоды своей блестящей стратегии. В 876 г. Василий I восстановил византийское влияние на славяно-италийско-франкской границе и назначил Венецианского дожа протоспафарием, вследствие чего Константинополь начал довлеть и над хорватскими славянами. В 877 г. императору удалось захватить часть франкской Далмации. Затем Македонянин утвердил на хорватском троне Здеслава (878–879), приславшего посольство в Константинополь. Даже военные действия с арабами на некоторое время прекратились 67 . В 876 г. Македонянин совершил еще один удачный поход против павликиан и арабов, опустошив все территории, расположенные между Тарсом и Марашем. Предпринятый сарацинами в 878 г. поход закончился их страшным поражением, и лишь в 883 г. им удалось взять некоторый реванш у греков. Война показала, что силы сторон, при очевидном стратегическом превосходстве византийцев, все еще почти равны. А потому оба противника не стремились к большим территориальным приобретениям, поставив перед собой главную задачу истощить вражеские владения. Как следствие, в эти годы пышным цветом расцвел морской разбой, причем здесь перевес наблюдался уже у мусульман – в 880 г. их быстроходные корабли дошли чуть ли не до гавани Константинополя. Перевес арабов на море самым печальным образом сказался в самые ближайшие годы 68 . Но случались и весьма чувствительные поражения, как, например, окончательная потеря Сицилии. В августе 877 г. правитель Африки Ибрахим-ибн-Ахмед, деятельный и энергичный воин, уничтожил посевы вокруг Сиракуз и осадил город с моря и суши. К несчастью, император почему-то не придал большого значения известию об этом – видимо, посчитал этот поход очередной грабительской экспедицией, не способной захватить хорошо укрепленный город; и поплатился за это. Конечно, нужно было действовать более решительно, но следует принять во внимание то, что император был вынужден выделить много судов для охраны острова Кипр, и поэтому оказался не в состоянии защитить сразу два пункта обороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Соборные тексты именуют собор «святым и вселенским». И действительно, в 879—880 годах налицо были все критерии вселенскости, признававшиеся при прежних соборах: собор был созван императором и в нем участвовали представители пяти патриархатов, включая римский. В византийских канонических сборниках постановления 879—880 гг. всегда следуют за постановлениями других семи вселенских соборов, и византийские авторы часто называют его «восьмым» вселенским собором. Примером могут служить такие уважаемые и авторитетные авторы, как Николай Кавасила и Симеон Солунский. Однако не все были с этим согласны. Некоторые византийские авторы считали, что «семь соборов» de facto ограничены этим числом как священным. Другие принимали во внимание неоднозначное отношение латинян к этому собору.    Дворник показывает, что на Западе собор 879—880 гг. признавался если не вселенским, то, во всяком случае, достаточно авторитетным, тем более что он был санкционирован Римом. Считалось, что этот собор восстановил церковное единство, отменив предыдущий, «игнатиевский», собор (869—870), свергнувший Фотия. Только в конце одиннадцатого века григорианская реформа восстановила авторитет «игнатиевского» собора. В решениях последнего Григорий VII видел прообраз той реформы, которой он положил начало, ибо они (как он думал) i [оставили авторитет римского первосвященника выше авторитета византийского патриарха и гражданской власти императоров. Однако в период между 880 и 1100 годами, т. е. более двух столетий, и Восток и Запад, несмотря на все другие разногласия и противоречия, признавали законность соглашения между Иоанном VIII и Фотием, заключенного в Святой Софии в 880 году.    Запоздалое включение «игнатиевского» собора 869—870 года в список «вселенских» соборов, несомненно, ставит папство в несколько щекотливое положение в вопросе об авторитете. Как объяснить такой явный разрыв в цепи событий?    Интересно, однако, что по крайней мере один раз вопрос этот был благополучно обойден. На четвертом и пятом заседаниях собора в Ферраре 20 и 24 октября 1433 года кардинал Чезарини и Андрей Родосский, главные представители латинской стороны, прибегли к авторитету «восьмого собора», подразумевая «игнатиевский» собор 869—870 годов. Им пришлось немедленно столкнуться с резкой отповедью Марка Ефесского, греческого представителя, который прямо сослался на отмену этого собора папой Иоанном VIII. Общим согласием щекотливый вопрос этот был обойден, и «восьмым» вселенским собором стал Ферраро-Флорентийский. Таким образом, латинская сторона признала возврат к положению, предшествовавшему григорианской реформе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3292...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010