протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 8. Болгарская Православная Церковь 8.1. Краткий очерк истории Болгарского Патриархата 8.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Болгарии Христианство на территории современной Болгарии начало распространяться очень рано. Согласно преданию, в Варне (древний Одесс) первым епископом был ученик апостола Павла Амплий. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Епископ Сардики (будущая София) Протогон был участником I Вселенского собора (325 г.), а впоследствии в Сардике состоялся Поместный собор, принявший важные для древней Церкви канонические правила. В конце IV и в начале V в.в. христианство на Балканском полуострове распространял миссионер св. Никита Ремесьянский. Славянское, а затем болгарское нашествие на Балканы в VI–VII в.в. подорвало основы церковной жизни в этой местности. Однако впоследствии через пленников-византийцев и собственных воинов-наемников, служивших в византийской армии и императорской гвардии, христианство стало постепенно распространяться среди местного населения. Во второй половине VII в. в восточной части Балкан образовалось Болгарское царство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени – болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа – болгары и славяне – слились в один, получив от первого имя, а от второго язык. В 863 г. святое крещение от византийского епископа принимает болгарский царь Борис-Михаил (852–889), а 865 г. становится годом массового крещения болгар по византийскому обряду. Первоначально князь Борис пытался лавировать между Римом и Константинополем, пытаясь получить церковную автокефалию, однако в 870 г. на Поместном соборе в Константинополе вопрос о принадлежности Болгарской Церкви к Вселенскому Патриархату был решен окончательно, а сама Церковь во главе с архиепископом Иосифом, рукоположенным в этот сан Константинопольским Патриархом Игнатием, получила права автономии. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТЕРН Св. Матерн. Скульптура Трирского собора. 1725 г. Скульптор И. Нойдеккер Младший Св. Матерн. Скульптура Трирского собора. 1725 г. Скульптор И. Нойдеккер Младший [Лат. Maternus] (1-я пол. IV в.), св. (пам. зап. 14 сент.), по преданию, 1-й еп. Колонии (ныне Кёльн, Германия) или 3-й еп. Августы Треверов (ныне Трир, Германия) и еп. Тунгров (ныне Тонгерен, Бельгия). М., еп. Колонии, упоминается в источниках как участник антидонатистского Собора в Риме (313), созванного по инициативе имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) для разрешения споров вокруг избрания епископом Карфагена диак. Цецилиана (см. ст. Донатизм ). Согласно сообщению Оптата , еп. Милевского, на Римском Соборе помимо М., Ретиция, еп. Августодуна (ныне Отён, Франция) (о нем см.: Hieron. De vir. illustr. 82; Idem. Ep. 37. 1), и Марина, еп. Арелата (ныне Арль, Франция), о необходимости участия к-рых в заседаниях имп. Константин I писал Римскому еп. (папе) Мильтиаду (311-314) ( Euseb. Hist. eccl. Х 5. 18-20), присутствовали 15 епископов из Италии и Галлии. Мильтиад и отцы Собора отклонили обвинения, выдвинутые сторонниками Доната против Цецилиана, самого же Доната признали виновным в перекрещивании и повторном рукоположении клириков, падших (lapsi) во время гонений ( Optat. De schism. donat. 1. 23-24). То же решение принял Арелатский Собор, созванный в 314 г. М. упомянут в послании отцов Собора к Римскому еп. (папе) Сильвестру I (314-335) (Concilia Galliae A. 314 - A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 4). От еп-ства Колонии соборные акты подписали М. и диак. Макрин (Ibid. P. 15). Преемник М. еп. Евфрата был низложен как сторонник арианства (346). В различных версиях списка Кёльнских епископов, самая ранняя из к-рых была составлена при архиеп. Виллиберте (870-889), М. упоминается на 1-м месте (изд.: MGH. SS. T. 13. P. 284-286; см.: Kremer. 1993). Считается, что именно М. построил в Кёльне 1-ю ц. во имя ап. Петра на месте совр. кафедрального собора. При этом в Кёльне не было особого места почитания М., а также его гробницы, известно только о посвященном ему алтаре в крипте ц. св. Марии. Память М. в Кёльне отмечалась 13 сент. (она указана в календарях XII в.: Zilliken G. Der Kölner Festkalender. Bonn, 1910. S. 96).

http://pravenc.ru/text/2620316.html

Vladimir Moss 58. SAINT GRIMBALD, ABBOT OFWINCHESTER Our holy Father Grimbald was born at Therouanne in the Pas-de-Calais, and joined the monastery of St. Bertin in about 840, being ordained to the priesthood in about 870. In 886 he went to Rheims. He was a notable scholar. In 887 King Alfred wrote to Archbishop Fulk of Rheims, asking him to allow Grimbald to come to England, and sending him as a present some dogs. The archbishop agreed reluctantly, saying that he was sending Grimbald as a spiritual dog to fight spiritual enemies in exchange for the corporeal dogs the king was sending him. To the great grief of the monks of St. Bertin, Grimbald travelled to England, where he was received with honour by all the highest men in the Church and State. And in 889, on the death of Archbishop Aethelred of Canterbury, he was offered the primatial see. But he refused, and remained to the end of his days a priest-monk. Soon after his arrival in England, the saint settled in a little monastery he had built in Winchester. There he played a central role in the capital " s life, directing the monastery and counselling many of the citizens, including the king, whom he helped in his translations from Latin into English, especially of St. Gregory " s Pastoral Care, and in many other matters. It was on Grimbald " s advice that the Mercian Plegmund was elected to succeed Aethelred as archbishop of Canterbury. On October 26, 899, King Alfred reposed in peace, and was buried in Winchester. His tenth-century descendant, the chronicler Ethelweard, justly wrote of him as having been an «unshakeable pillar of the western people, a man replete with justice, vigorous in war, learned in speech, above all instructed in divine learning... Now, reader, say " O Christ our Redeemer, save his soul».» St. Grimbald especially grieved for the king, and immediately set about building a new monastery in Winchester, which came to be known as the New Minster. Alfred " s son and successor, King Edward the Elder, the nobles and the people contributed enthusiastically to this work, and it was completed with amazing speed in two years. Then, on July 8, 90l, the saint reposed in peace.

http://azbyka.ru/otechnik/world/a-centur...

S. Basilius Caesariensis. Homilia de gratiarum actione//PG 31: 217–237 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Homilia in illud: Nunc anima mea turbata est (fragmenta)//PG 26: 1240–1244 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Oratio I contra Arianos//K. Metzler, K. Savvidis. Athanasius: Werke. Band I. Die dogmatischen Schriften. Erster Teil, 2. Lieferung, Berlin; New York: De Gruyter, 1998: 109–175 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Oratio II contra Arianos//K. Metzler, K. Savvidis. Athanasius: Werke. Band I. Die dogmatischen Schriften. Erster Teil, 2. Lieferung, Berlin; New York: De Gruyter, 1998: 177–260 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Oratio IV contra Arianos [Sp.]//A. Stegmann. Die pseudoathanasianische IVte Rede gegen die Arianer’ als «κατ ρειανν λγος» ein Apollinarisgut. Rottenburg: Bader, 1917: 43–87 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Sermo in nativitatem Christi [Sp.]//PG 28: 960–972 (TLG). S. Athanasius Alexandrinus. Sermo in occursum Domini//PG 28: 973–1000. S. Athanasius Alexandrinus. Vita Antonii//G. J. M. Bartelink. Athanase d’Alexandrie. Vie d’Antoine [Sources chrétiennes 400. Paris: Éditions du Cerf, 2004]: 124–376 (TLG). Athenagoras Atheniensis. Legatio pro Christianis//PG 6: 889–972. Athenagoras. Legatio sive Supplicatio pro Christianis//W. R. Schoedel. Athenagoras. Legatio and De resurrectione. Oxford: Clarendon Press, 1972: 2–86 (TLG). Athenagoras Atheniensis. De resurrectione mortuorum//PG 6: 973–1024. S. Barnabas Apostolus. Epistola Calholica//PG 2: 727–782. Barnabae epistula//R. A. Kraft. Épître de Barnabé [Sources chrétiennes 172. Paris: Éditions du Cerf, 1971]: 72–218 (TLG). S. Barsanuphius anachoreta Paliestlnus. Quaestiones et responsiones ad coenobitas//P. de Angelis-Noah, F. Neyt. Correspondance (Volume II. Aux cénobites: Tome I, Lettres 224–398; Tome II, Lettres 399–616) [Sources chrétiennes 450/451. Paris: Éditions du Cerf, 2000]: 138–870 (TLG). S. Basilius Caesariensis. Adversus eos qui per calumniam dicunt dici a nobis tres Deos//PG 31: 1488–1496 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Однажды, когда свт. Савва находился на Афоне, к нему прибыли гонцы от его брата, который писал, что с отъездом Саввы перестало истекать миро из святых мощей их отца, прп. Симеона. Святитель Савва в Сербию не поехал, но написал два письма: одно — Стефану, другое — своему отцу прп. Симеону. После Божественной литургии крестный ход приблизился ко гробнице, где было распечатано и прочтено вслух письмо к прп. Симеону. Все присутствовавшие трепетали от страха, слушая, как живой человек пишет усопшему. Вдруг послышался шорох, подобный журчанию воды, и святое миро вновь потекло из гробницы: «Казалось, живой и мертвый через апостольский язык одного и мироточение другого заключили союз, дабы духовно и нравственно укрепить свой народ посредством восхищения и радости» (11, 140). Даже в мощах продолжал свт. Савва сражаться с врагами сербского народа, собирая возле себя борцов за независимость Родины и духовно укрепляя их. Даже в мощах он был страшен и грозен для всех супостатов и служителей диавола и сеял панику среди жестоких угнетателей славян, которые воспринимали его как настоящего вождя сербов. В конце XVI века тело святителя Саввы было сожжено и стало пеплом… При жизни желанием Саввы было претерпеть мученичество за Христа, теперь и это его желание исполнилось. «Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек» (Пс 117, 6). Не ведая того, турки послужили утверждению Православия в сердцах многих слабых и сомневающихся людей, на деле доказав евангельскую истину: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф 22, 32), ведь сжигать тело мертвого человека не имело бы никакого смысла. Благочестивый сербский народ почитал Савву как святого с самого дня его кончины, хотя канонизация состоялась лишь в 1775 году. Его образ навсегда останется в памяти людской как образ человека, всей глубиной своего существа связанного со Святой Горой и безгранично преданного своей Родине. Афон и Болгарская Православная Церковь По преданию, хранимому Болгарской Церковью, епископская кафедра в г. Одесс (нынешняя Варна) появилась еще в I веке. Возглавлял ее ученик апостола Павла Амплий (15, 245). Массовое крещение болгарского народа произошло лишь в 865 году при святом болгарском князе Борисе I. Под военным нажимом Византии князь Борис был вынужден заключить с ней мир, обязавшись, в частности, принять христианство из Константинополя. После некоторых метаний между Западной и Восточной Церквами в 870 году Болгария окончательно перешла под юрисдикцию Константинополя, а около 880 года получила статус автономии в церковной жизни. Монахи болгарского происхождения появились на Афоне практически сразу вслед за массовым крещением болгар, чему способствовала близость Афона к территории расселения славянских племен болгарской группы. В 889 году князь Борис удалился в монастырь при Большой базилике в Плиске и передал престол старшему сыну Владимиру. Но из-за приверженности нового князя язычеству Борису пришлось отстранить его от власти и вернуться к управлению страной.

http://pravoslavie.ru/31826.html

В 1929 г. Костромская губ. была упразднена и вместе с бывш. Ярославской, Иваново-Вознесенской и Владимирской губерниями вошла в состав Ивановской промышленной обл. При ее разделении в 1936 г. основная часть Костромского края вошла в состав Ярославской обл. К. о. была образована 13 авг. 1944 г. В нее вошли: Кострома, Антроповский, Буйский, Галичский, Костромской, Красносельский, Нейский, Нерехтский, Ореховский, Палкинский, Парфеньевский, Солигаличский, Судайский, Судиславский, Сусанинский и Чухломский районы, выделившиеся из состава Ярославской обл.; Кадыйский, Макарьевский и Семёновский районы - из Ивановской обл.; г. Шарья, Ивановский, Кологривский, Мантуровский, Межевской, Пыщугский и Шарьинский районы - из Горьковской обл.; Вохомский и Павинский районы - из Вологодской обл. В сент. 1956 г. в связи со строительством Горьковской ГРЭС у г. Городца (ныне в Нижегородской обл.) в зап. части К. о. возникло Костромское водохранилище. В 1951-1956 гг. в ходе подготовки к затоплению его ложа было ликвидировано 19 сел и деревень. В 1956 г. в связи с подъемом уровня Волги оказалась затопленной и часть Кадыйского р-на. В 1963-1980 гг. в Красносельском р-не К. о. была возведена Костромская ГРЭС - одна из крупнейших в СССР. В 1964 г. при станции возник пос. Волгореченск (с 1994 - город). Со 2-й пол. 50-х гг. XX в. численность населения К. о. начала сокращаться: если в 1950 г. в К. о. проживали 889,6 тыс. чел., а в 1955 г.- 924,9 тыс., то в 1959 г. численность населения составила 921,2 тыс., в 1969 г.- 870,6 тыс., в 1979 г.- 803,9 тыс., в 1985 г.- 796,4 тыс. чел. Во 2-й пол. 80-х гг. XX в. произошел прирост: в 1989 г. численность населения составила 809,8 тыс., в 1990 г.- 813 тыс. чел. Однако в последующие годы спад продолжился: в 1993 г.- 810,2 тыс., в 2002 г.- 737,5 тыс., в 2004 г.- 725,6 тыс., в 2010 г.- 667,5 тыс. чел. В наст. время в состав К. о. входят 179 муниципальных образований, из них 6 городских округов (города Кострома, Буй, Волгореченск, Галич, Мантурово, Шарья), 24 муниципальных района (Антроповский, Буйский, Вохомский, Галичский, Кадыйский, Кологривский, Костромской, Красносельский, Макарьевский, Мантуровский, Межевской, Октябрьский, Островский, Павинский, Парфеньевский, Поназыревский, Пыщугский, Солигаличский, Судиславский, Сусанинский, Чухломский, Шарьинский, а также г. Нея и Нейский р-н, г. Нерехта и Нерехтский р-н), 12 городских поселений, 137 сельских поселений. Религия

http://pravenc.ru/text/2458875.html

Проще и вместе с тем гораздо вероятнее выглядит давнее мнение Ф. Дворника, разделяемое другими исследователями, о том, что причиной, толкнувшей Византию на отправку миссии через Херсон в Хазарию, мог явится испуг от нападения на Константинополь 18 июня 860 г. «народа, ставшего у многих предметом частых толков, превосходящего всех жестокостью и склонностью к убийствам, так называемого рос», ибо византийское посольство отбыло в путешествие ко двору хагана сразу вскоре после этого события, завершившегося погромом окрестностей «оцепленной» столицы и уходом врагов домой с огромной добычей 1661 . Хазары же, отправившие перед этим посольство в столицу Империи, в свою очередь были обеспокоены какими-то внутренними проблемами жизни своего государства, о которых мы можем лишь догадываться, в частности, нараставшей нестабильностью отношений не только с ромеями, но, вероятно, с русами и венграми, поскольку последние стали активно перемещаться из-за Волги на рубеже VIII–IX вв., а к 839 г. уже вышли к Днепру и взяли под контроль южные торговые пути 1662 . Подтверждением союза Византийской империи с Хазарским каганатом стало письмо хагана к василевсу плюс решение о религиозной неприкосновенности христиан в Хазарии 1663 . Так или иначе в 863 г. Константин, будущий знаменитый первоучитель и апостол славян, вместе с братом Мефодием уже направлялся с новой миссией в Великую Моравию, к князю Ростиславу (846–870), и, возможно, принимал участие в болгарских делах, готовя крещение государя Бориса (852–889) и некоторых его подданых, которое состоялось не позже зимы 863/864 г., а скорее, Епифании (19 января 864 г), когда ромеи обычно совершали такого рода обряд (в мае 864 г. папа Николай I уже получил письмо об этом событии) 1664 . Таким образом, отделение символики агиографического субстрата в описании миссии к хазарам позволяет предполагать, что это вполне реальное мероприятие религиозно-дипломатического толка состоялось, видимо, в период между летом-осенью 860 г. и летом-осенью 861 г. 1665 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Бруно, архиеп. Кёльнский. Миниатюра генеалогии Оттонов из «Хроники» мон-ря вмч. Пантелеимона (Guelf. 74.3 Aug. P. 226). 2-я пол. XII в. Св. Бруно, архиеп. Кёльнский. Миниатюра генеалогии Оттонов из «Хроники» мон-ря вмч. Пантелеимона (Guelf. 74.3 Aug. P. 226). 2-я пол. XII в. После Верденского раздела империи Карла Великого (843) К. вошел в состав королевства Лотарингия. К этому времени относится строительство в городе кафедрального собора на месте ныне существующего. Считается, что работы начались, когда кафедру К. занимал Хильдебольд; собор был закончен при архиеп. Виллиберте (870-889). Однако, согласно некоторым источникам (Фульдские и Сен-Бертенские анналы), основной этап строительства и завершение собора относятся ко времени правления архиеп. Гунтара, низложенного в 863 г. папой Римским Николаем I за непримиримую позицию в споре о юрисдикции над еп-ством Бремен (несмотря на решение папы, Гунтар отказался признать Бремен частью Гамбургского архиеп-ства), а также за благословение короля Лотарингии Лотаря II на развод и повторный брак. Вероятно, поэтому Гунтар впоследствии рассматривался как «нежелательное» лицо, и в позднее средневековье строительство храма могло быть приписано Хильдебольду. В соответствии с Мерсенским договором (870) К. вошел в состав владений кор. Людовика Немецкого. В это время земли по течению р. Рейн нередко подвергались нападениям норманнов. В 881/2 г. скандинавы захватили и сожгли К. Город был полностью разрушен, утрачены мн. документы, в т. ч. грамоты о дарованных правителями привилегиях; возможно, это стало причиной составления 1-го известного перечня иерархов К. при архиеп. Виллиберте (870-889) и Житий епископов Северина и Куниберта. В посл. трети IX - нач. X в. город неоднократно переходил от одного правителя к другому, пока при кор. Генрихе I Птицелове окончательно не вошел в состав Восточнофранкского королевства. В 1-й пол. X в. К. вновь стал важнейшим экономическим центром; этому способствовала не только относительная безопасность Рейна, но и увеличение товарообмена между Фландрией и Саксонией, материком и Британскими о-вами. На берегах Рейна велась оживленная торговля, город получил право чеканить монету, широкое распространение в торговых операциях получили кёльнские денарии (Kölner Pfennig). Расположение на пересечении торговых путей определило статус К. как транзитного центра и одного из важнейших складских пунктов Зап. Европы.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

S. Basilius Caesariensis. Homilia in Sanctam Chiusti Generationem//PG 31: 1457–1476. S. Basilius Caesariensis. Homilia in quadraginta martyres//PG 31: 507–526. S. Basilius Caesariensis. Homiliae et sermones// PG 31: 163–618. S. Basilius Caesariensis. Homiliae in Hexaemeron// PG 29: 3–206. S. Basilius Caesariensis. Homiliae quaedam dubiae// PG 31: 1429–1510. S. Basilius Caesariensis. Liber de Spiritu Sancto//PG 32: 67–218. S. Basilius Caesariensis. Liber de virginitate//PG 30: 669–812. S. Basilius Caesariensis. Moralia//PG 31: 699–870. S. Basilius Caesariensis. Regulae brevius tractatae//PG 31: 1051–1320. S. Basilius Caesariensis. Regulae fusius tractatae//PG 31: 889–1052. Boethius. Liber de persona et Duabus naturis//J.-P. Migne (ed.). Patrologiae cursus completus (series Latina – PL). In 221 t. Paris, 1844–1856. Vol. 64: 1337–1354. Clemens Alexandrinus. Fragmenta//PG 9: 729–776. Clemens Alexandrinus. Paedagogus//PG 8: 247–684. Clemens Alexandrinus. Stromata. Lib. V, VII// PG 9: 9–206, 401–558. S. Cyrillus Alexandrinus. Adversus Nestorium//PG 76: 9–248. S. Cyrillus Alexandrinus. Ad reginas de recta fide oratio altera//PG 76: 1335–1420. S. Cyrillus Alexandrinus. Apologeticus pro XII capitibus contra orientales//PG 76: 315–386. S. Cyrillus Alexandrinus. Contra Julianum. Lib. I, IV, VIII, IX//PG 76: 509–556, 675–732, 885–1002. S. Cyrillus Alexandrinus. De sancta Trinitate dialogi VII. Aroumentorum de S. Spiritu capita//PG 75: 1075–1124. S. Cyrillus Alexandrinus. Epistola I//PG 77: 9–40. S. Cyrillus Alexandrinus. Glaphyrorum In Genesim. Lib. III//PG 69: 111–176. S. Cyrillus Alexandrinus. In Joannis Evangelium Lib. IX//PG 74: 103–282. S. Cyrillus Alexandrinus. Quod unus sit Christus//PG 75: 1253–1362.S. Cyrillus Alexandrinus. Scholia De Incarnatione Uniceniti//PG 75: 1189–1254. S. Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta et consubstantiali Trinitate//PG 75: 9–1074. S. Cyrillus Hierosolymitanus. Catechesis VI, IX, XVI, XVII//PG 33: 535–604, 637–658, 917–1016. Didymus Alexandrinus. De Trinitate. Liber I, II, III//PG 39: 269–992.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Лакуны и неточности в жизнеописании Н. можно восполнить путем его сопоставления с др. нарративными источниками, прежде всего с каролингскими анналами. Наиболее подробно о деятельности Н. сообщается в западнофранк. Сен-Бертенских анналах, к-рые до 861 г. велись Пруденцием, еп. Труа, и были продолжены архиеп. Гинкмаром Реймсским. Основной источник из Восточнофранкского королевства - Фульдские анналы, к-рые предположительно велись в Майнце; среди более поздних исторических сочинений выделяется «Хроника» Регинона Прюмского († 915). Некоторые аспекты деятельности Н. получили отражение в предисловии Анастасия Библиотекаря к лат. переводу актов К-польского Собора 869-870 гг., где рассказывается о фотианской схизме (MGH. Epp. T. 7. P. 403-415), и в «Книжице об императорской власти над городом Римом» (Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma) (рубеж IX и X вв.), в к-рой отношения между Н. и имп. Людовиком II описываются с т. зр. сторонников императора (Il «Chronicon» di Benedetto. 1920. P. 191-210). Упоминания об отдельных событиях понтификата Н. содержатся во мн. кратких франк. анналах, а также в «Истории беневентских лангобардов» Эрхемперта († после 889) (сообщение о походе Людовика II на Рим в 864). Сведения об отношениях Н. с византийцами сохранились гл. обр. в лат. источниках (папские послания, Liber Pontificalis, франк. анналы). Основные греч. источники - полемические послания патриарха свт. Фотия I , адресованные Н. и вост. патриархам ( Фотий. 2015), и пространное Житие патриарха свт. Игнатия, составленное в кон. IX - нач. X в. Никитой Давидом Пафлагоном (BHG, N 817; Nicetas David. 2013), в к-ром представлена позиция визант. противников свт. Фотия. Избрание на Папский престол Согласно Liber Pontificalis, Н. был римлянином, его отец Теодор занимал должность регионария. Термином «регионарий» обозначали сотрудников папской администрации - нотариев и дефенсоров, которых в Риме было 7 человек - по одному в каждом церковном регионе (см.: Noble. 1984. P. 218-223). Согласно Л.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010