исслед. СПб., 1904. Т. 1; Иванов Й . Северна Македония. София, 1906; он же . Българите в Македония. София, 19172; он же . Български старини из Македония. София, 19312; Kaluniacki E . Aus der panegyrischen Literatur der Südslaven. W., 1906; Златарски В . Н . Въпросът за български патриарх пред папата в 866 г.//Преглед: (Прил. на «Църковен вестн.»). 1907. Кн. 1; он же . Причините за покръщаването и сетнините му//Споменна книга за 1000 г. от смъртта на цар Борис. София, 1907. С. 31-62; он же . История на българската държава през средните векове. София, 1918. т. 1. Ч. 1; 1927. Т. 1. Ч. 2; 1934. Т. 2; То же. 1970-1972р; он же . Как е бил разрешен българският църковен въпрос в 870 г.//Духовна култура. 1920. Кн. 1. С. 49-63; он же . Български архиепископи-патриарси през Първото българско царство до падането на източната му половина//ИИД. 1924. Т. 6. С. 49-76; он же . Писмата на цариградския патр. Николай Мистик до българския цар Симеон//СбНУНК. София, 1984-1985. Кн. 10. С. 372-428; Кн. 11. С. 3-54; Кн. 12. С. 121-211; Трифонов Ю . Унищожението на Търновската Патриаршия и заменянето й с автономно митрополитство-архиепископство//СбНунК. 1906/1907. Т. 22/23. С. 22-23; Дринов М . , Цухлев Д . История на Българската църква. София, 1910. Т. 1; Чучулаин А . Св. княз Борис, княз български. София, 1914; Снегаров И . История на Охридската архиепископия. София, 1924-1931. Т. 1-2; он же . Отношенията между Българската Църква и другите Православни Църкви след провъзгласяването на схизмата//Църковен архив. София, 1929. Кн. 3-5; он же . Учредяване на Българската православна църква//Македонски преглед. 1932. Кн. 8. С. 1-42; он же . Кратка история на съвременните православни църкви. София, 1946. Т. 2; он же . Първата българска патриаршия. Ч. 1//ГСУ, БФ. 1949. Т. 26; Ч. 2//ГДА. 1951. Т. 1; он же . Духовно-културни връзки между България и Русия през средните векове (X-XV в.). София, 1950; он же . Взаимоотношения Болгарской и Русской православных церквей до и после провозглашения схизмы (1872 год)//ГДА.

http://sedmitza.ru/text/1058772.html

854.  Финн С. Мировоззрение талмудистов. СПб., т. 1-3, 1874-1876. 855.  Флисферер Д. Евреи и их учение об иноверцах. СПб., 1874. 856.  Франк А. Фарисеи. — Восх., 1896, 857. Храм Ирода. Пер. с англ. — ЕЭ, т. XV, с. 685-697. 858.  Хрисанф, еп. Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на божество в древних языческих религиях. — ХЧ, 1876, с. 374-390; с. 503-523. 859.  Царевский А. Иудейский Синедрион и римские прокураторы в Иудее во время Иисуса Христа. Юрьев, 1900. 860.  Шифман Н. Новые материалы по социально-экономической истории Палестины в IV b. до н. э. — Вопросы истории, 1964, с. 210-211. 861.  Штерк В. Иудейство и эллинизм. Пер. с нем. — В кн.: Христианство в освещении протестантских теологов. СПб., 1914, с. 21-42. 862.  Штерн М. Период Второго Храма. — В кн.: Очерки по истории еврейского народа. Под ред. С. Этингера. Тель-Авив, 1972, с. 111-208. 863.  Шульман Б. Еврейский демос в первые века н. э. — Еврейская старина, 1928, с. 239-253. 864.  Шюрер Э. Иудеи в Боспорском царстве и общества «почитателей Бога всевышнего». — Еврейская старина, 1916, 865.  Эдершейм А. Приготовление к Евангелию: Иудейский мир во дни Иисуса Христа. — ХЧ, 1885, с. 589-641; с. 1-49; с. 193-292. (Перевод глав из кн.: А. Эдершейм. Жизнь и время Иисуса Мессии. Т. I этой книги был издан на русск. яз. в 1900 г.; перевод II тома печатался в ВР за 1904 г.) 866. Эсхатология. — ЕЭ, т. XVI, с. 307-314. 867.  Эфрон Е. Еврейские праздники. Иерусалим, 1971. 868.  Юнгеров П. Книги Есфирь и внебиблейские памятники. Казань, 1891. 869.  Его же. Канон Ветхого Завета. — ПБЭ, т. VIII, с. 274-294. 870.  Яницкий С. По вопросу о времени полного завершения канона ветхозаветных книг у палестинских иудеев. — Орловские епархиальные ведомости, 1880, с. 966-975; с. 1040-1052. 871.  Abel F. Livres des Maccabees. Paris, 1949. 872.  Arzt М. Justice and Mercy: Commentary on the Liturgy of the New Year and the Day of Atonement. New York, 1963. 873.  Avi-Yonah М. «The Second Temple». — A History of the Holy Land. Jerusalem, 1969.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Uetre et 1е пёапЬ. 315 «Existential psychoanalysis». 316 «Uetre et le n£ant». 317 «Uetre et le n£ant». 318 Слова Ивана Карамазова Ж.П. Сартр цитирует в статье «Экзистенциализм — это гуманизм»//Сумерки богов. М., 1989, с. 327. 319 «Existentialism». 320 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1974, т. X, с. 472. 321 «Existentialism and humanism». [См. прим. 228 на с. 908]. 322 «Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать; в мире нет знамений» (Сумерки богов. М., 1989, с. 330). 323 Там же, с. 344. 324 «Existentialism». 325 Формула категорического императива И. Канта. См.: Кант К Сочинения в 6–ти тт. М., 1965, т. 4, ч. 1, с. 279. 326 «Existential psychoanalysis». 327 Kuhn К Encounter with Nothingness? 1949. 328 Произведения К. Ясперса, изданные на русском языке: Куда движется ФРГ? М., 1969; Смысл и назначение истории. М., 1991 («Истоки истории и ее цель», «Духовная ситуация времени», «Философская вера»); Радикальное зло у Канта//Феномен человека. Антология. М., 1993, с. 168–187; Философия и неофилософия//Там же, с. 188–207; Философия в будущем//Там же, с. 207–221. 329 Девиз М. Лютера, провозглашенный им в 1521 г. на Вормском рейхстаге. См.: Соловьев 3. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984, с. 161; Лютер М. Время молчания прошлого. Избранные произведения 1520–1526 гг. Харьков, 1992, с. 332. 330 Заключительные строки стихотворения Ф. Шиллера «Желание» (1801): Верь тому, что сердце скажет, Нет залогов от небес; Нам лишь чудо путь укажет В сей волшебный край чудес (Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7–ми тт. М., 1955, т. 1, с. 323). 331 См. прим. 5 на с. 866. 332 «Философия свободного духа» [М., 1994, с. 247]. 333 Главные философские произведения Бердяева: Смысл творчества. СПб., 1916 [Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989]; Новое средневековье. 1923 [М., 1991]; Философия свободного духа. Париж, 1929 [М., 1991]. Наиболее существенны для нашей темы его позднейшие книги: О назначении человека. Париж, 1931 [М., 1993]; О рабстве и свободе человека. Париж, 1939; и Опыт эсхатологической метафизики, 1947 [Две последние книги — в составе сборника «Царство духа и царство кесаря». М., 1995].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

854 . T[albot] A. M., K[azhdan] A. P. Athos, Mount//Ibid. Vol. 1. 855 . Tapkova-Zaimova Vasilka. L’histoire bulgare dans l’oeuvre des Assomptionistes// Γεννδιος. К 70-летию академика Г. Г. Литаврина. 856 . Temkin O. Byzantine Medicine: Tradition and Empiricism//DOP. 1962. Vol. 16. 857 . Thunberg L. Microcosm and Mediator. The theological anthropology of Maximus the Confessor. Copenhagen; Lund, 1965. (Acta Seminarii Neotestamentici Upsaliensis, 25). 858 . Tihon A. L’astronomie byzantine (du V e au XV e siècle)//Byz. 1981. Vol. 51. 859 . Tinnefeld F. «Freundschaft» in den Briefen des Michael Psellos. Theorie und Wirklichkeit//JÖB. 1973. Bd. 22. 860 Tinnefeld F. Kriterien und Varianten des Stils im Briefcorpus des Demetrios Kydones//JÖB. 1982. Bd. 32/3. 861 . Todi B. Apparition de nouveaux saints dans l’art monumental du Mont Athos au XIV e siècle//XX e Congrès International... Pré-actes. Vol. 1. 862 . Vacalopulos A. E. A History of Thessaloniki/Transl. T. F. Carney. Θεσσαλονκη, 1963. 863 . Verpeaux J. Nicéphore Choumnos. Homme d’état et humaniste byzantin (ca. 1250/1255–1327). P. 1959. 864 . Weiss G. Johannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch – in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im XIV Jahr hundert. Wiesbaden, 1969. 865 . Wenger A. Bulletin de spiritualité et de théologie byzantines//RÉB. 1955. Vol. 13. 866 . Wortley J. The Date of Photius’ Fourth Homily//BS. 1970. Vol. 31/1. 867 . Wunderle G. Zur Psychologie des hesyschastischen Gebets. Würzburg 2 , 1949. (Das östliche Christentum. N. F. Hf. 2). 868 . Zakythinos D. Crise monétaire et crise économique à Byzance du XIII e au XV e siècle//Ejusdem. Byzance: État – Société – Economie. L.: VR, 1973. XI. 869 . Zeichen – Text – Kultur. Studien zu den sprach- und kultursemiotischen Arbeiten von Vja. Vs. Ivanov und V. N. Toporov/Hrsg. K. Eimermacher, P. Grzybek. Bochum, 1991. 870 . Βλχος Ι., αρχιμ. Ο γιος Γρηγριος ο Παλαμς ως αγιορετης. Λεβαδεα, 1992. 871 . Γλικατζ-Αρβελρ Ε. Η πολιτικ ιδεολογα της Βυζαντινς αυτοκρατορας. Αθνα, 1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

858 Братанича царева – царского племянника. Тимофеев говорит здесь о Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском, племяннике царя Василия Шуйского, посланном им воеводой в Новгород с наказом собирать там ратных людей и войти в соглашение с Швецией. Тимофеев считает, что расправа новгородцев с Михаилом Татищевым произошла по повелению Скопина-Шуйского. О Татищеве и Скопине-Шуйском см. сноски 856 и 879. 861 Адам со Еввою – по библейской легенде, первые люди, созданные Богом. По верованиям церкви, грех Адама был причиной греховности всего человечества. Покаянием в своих грехах люди, по учению церкви, могут восстановить в себе первоначальную чистоту Адама – «обновить образ Адама». 863 Егда же к концу лета грядяху, т.е. когда кончилась седьмая тысяча лет; Тимофеев считает года от «сотворения мира» и думает, что с концом 7-й тысячи лет может наступить и конец мира. 866 Самовластие рабов – на языке Тимофеева – крупнейшая крестьянская война начала XVIIb., которую возглавил Иван Исаевич Болотников, бывший холоп князя Телятевского. Он бежал к казакам, был невольником в Турции, после освобождения из плена скитался по Западной Европе. Войска Болотникова начали свой поход на Москву из Путивля в 1606г. И.В.Сталин определил природу восстания Болотникова как «стихийного возмущения угнетенных классов, стихийного восстания крестьянства против феодального гнета» (И.В.Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом. М., 1933, с.8, 9). «Главным лозунгом, под которым проходило восстание, являлось уничтожение крепостнических отношений, ликвидация феодального гнета» (И.И.Смирнов. Восстание Болотникова 1606–1607гг. Л., 1949, с.492–493). 867 Ту же мне, мухоподобному. Тимофеев говорит здесь о себе и о своем участии в происходивших событиях, считая себя ничтожной песчинкой перед лицом грандиозной исторической драмы. 868 Яко потопная... некогда, при Нои древле... вода. Нашествие поляков на Русское государство напоминает Тимофееву «всемирный потоп». 869 Но глагол аще и к верховному во апостолех бе, но обаче ко изнемогающему маловерием. «Верховный во апостолех», по учению церкви, – Петр, ученик Христа. В данном случае Тимофеев вспоминает евангельскую легенду о том, как Петр, выйдя из лодки, пошел к Христу, идущему по водам, но испугался, усомнившись, и стал тонуть. Христос в легенде называет Петра «маловерным».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

97 Пользуемся публикацией списка ГИМ, Увар., 1366 (4°) в составе ПСРЛ. Т. 25, М.; Л., 1949. С. 194–196. Но в тексте Уваровского списка имеются пропуски: так, в перечне епископов, поставленных Алексием, пропущен Арсений Ростовский (слова «Арсеней Ростовски» восполняем по рукописи РНБ, Эрм., 416б. С. 506). 102 Клосс Б. М., Лурье Я. С. Русские летописи XI-XV вв.: (Материалы для описания)//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. М., 1976. С. 103–111. 105 Рукопись Симеоновской летописи писана в 40-х годах XVI в. рукой дьяка Иосифо-Волоколамского монастыря Дмитрия Лапшина: К л о с с Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М., 1980. С. 25. 109 Кучкин В. А. Арсений Николаевич Насонов: Биография и творческий путь//Летописи и хроники: Сборник 1973 г. М., 1974. С. 12. В этой работе датировка Рогожского летописца не подкреплена конкретным анализом. Филиграни же Рогожского летописца (но не всего сборника в целом) исследованы в публикации: Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 8. Заметим, что здесь неправильно указан номер Рогожского сборника (258 вместо правильного 253). 110 Л у р ь е Я. С. Летописец Рогожский//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2. Л., 1989. С. 23. 112 Клепиков С. А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII-haчaлa XX века. М., 1978. 864 (1830 г.), 866 (1845 г.). 113 Текст на л. 300–307 об. (составляющих 38-ю тетрадь) и л. 308–309 об., 314–315 об. (т. е. на двух первых и двух последних листах 39-й тетради) писан черными чернилами (в то время как остальной текст писан коричневыми чернилами и на другой бумаге), следовательно, соответствующие листы были или вставлены или переписаны заново (кажется, бумага была подмочена -видны пятна в предшествующей 37-й тетради, а также в 40-й тетради). Характерно, что во всех случаях использования данной бумаги (л. 364–365, 370–371, 390, 393) оттенок чернил отличается от окружающих листов -значит, бумага этого сорта использована для вставок (замен).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7. Сказал авва Евагрий: Велико - молиться без развлечения; заниматься же псалмопением без развлечения еще труднее [ 7 ]. 8. Он сказал: Постоянно содержи в памяти предстоящие тебе кончину и суд, - и сохранишь душу твою от согрешения [ 8 ]. 9. Авва Евагрий сказал: Если впадешь в малодушие, - молись. Молись же со страхом и трепетом, молись усердно, бодренно и трезвенно. Так подобает молиться тем более, что невидимые враги наши лукавы и неусыпны в кознодействии: они особенно тщатся препятствовать такому совершению молитвы [ 9 ]. 10. Опять сказал: Если помысл богопротивный приблизится к твоему сердцу: то молитва твоя да не будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападет на тебя [ 10 ]. 11. Сказал авва Евагрий: Начало спасения - самоукорение [ 11 ]. 12. Поведал авва Евагрий: Спросил меня сосуд избранный, старец Макарий Египетский: По какой причине мы, когда помним оскорбления, нанесенные нам человеками, то памятствованием этим уничтожаем крепость души; когда же помним оскорбления, нанесенные нам бесами, то памятствованием этим охраняем наши души? Недоумевая, что отвечать, я просил у него объяснения. По той причине, отвечал он, что первое противоестественно душе, а второе естественно [ 12 ]. 13. В самый зной полудня, поведал о себе авва Евагрий, пошел я к святому отцу Макарию, и будучи истомлен зноем, попросил воды, чтоб прохладиться питием. Но он сказал: Будь доволен тению. Многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя! Потом, когда я исповедал ему помыслы мои относительно воздержания, он сказал: Поверь мне, сын! в целые двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб мой ел я весом, воду пил мерою, и позволял себе немного уснуть, прислонившись к стене [ 13 ]. Алфавитный Патерик и Patrologia pag. 1182, 1183, 1184. Алфавитный Патерик и Patrolog. pag. 860. Patrolog. pag. 855, 866. Patrolog. pag. 855, 866. Patrolog. pag. 855, 866. Patrolog. pag. 866, 915, 934, 941 и 957. Patrolog. pag. 866, 915, 934, 941 и 957. Patrolog. pag. 866, 915, 934, 941 и 957. Patrolog. pag. 866, 915, 934, 941 и 957. Patrolog. pag. 866, 915, 934, 941 и 957. Patrolog. pag. 866, 915, 934, 941 и 957. Patrolog. pag. 866, 915, 934, 941 и 957. Patrologiae Graecae, Tom. XL, pag. 1250.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1452...

Ученый Ассемани усильно старался доказать, что это послание написано после 867 г. (Kalend. ecc. univ. 2. Р. 238 (155)). Чем же? Здесь упоминается, – отвечает он, – о Римских епископах в Болгарии, которые вторично совершали таинство миропомазания над болгарами, между тем, первые епископы, прибывшие от папы в Болгарию, были Формоз и Павел, которые отправлены из Рима вместе с папскими ответами на некоторые запросы болгар от 13 ноября 866 г. и могли прийти в Болгарию не прежде 867 г. Но, 1) если и действительно это были первые Римские епископы в Болгарии, то, отправившись из Рима от 13 ноября 866 г., все же они могли прийти в Болгарию месяца через полтора и, следовательно, в том же 866 г., а из Болгарии, где, по словам Анастасия Библиотекаря (De vitis pontif. Rom. in 24 t. Corp. hist. byz. P. 111. Venet. (152)), нарочито приставлен был на границе греческий чиновник, ожидавший прибытия римских послов и не пустивший их в Грецию, весть о действиях Формоза и Павла могла придти в Царьград к Фотию чрезвычайно быстро. Следовательно, он мог уже указывать на эти действия в послании своем, писанном в конце 866 или в начале 867 г. Но 2) откуда известно, что это были первые Римские епископы в Болгарии и до них не было других? В ответах своих болгарам, отвечает Ассемани, посланных с Фор-мозом и Павлом, папа говорит между прочим: «In his omnibus aderit misericordia Dei missis nostris et future Episcopo vestro, qui vos instruant...». (Bo всем этом да будет милосердие Божье с нашими посланными и с вашим будущим епископом, которые вас наставят (лат.).) И ниже: «Quum autem Episcopum ad praesulatus nostri ministerium habueritis, ille vos docebit omnia...». (Когда обретете епископа служения нашему главенству, он вас всему научит (лат.)) (Kalend. eccles. univ. 2. 240 (155)). Но не очевидно ли, что здесь говорится не о Формозе и Павле – двух епископах – и вообще не о епископах, временно приходивших из Рима для обращения и совращения болгар, а о будущем епископе Болгарском постоянном? Напротив, 3) известно, что в Болгарию, куда уже принесена была святая вера из Греции, проникали Римские епископы для совращения православных, еще прежде 866 г., и следовательно, прежде Формоза и Павла: по свидетельству летописей фульденских, когда, по просьбе болгар в 866 г., в начале следующего прислал к ним от себя пастырей император Людовик Благочестивый, то эти посланные нашли, что Римские епископы наполняли уже всю сию страну: «Sed Romani Episcopi iam turn totam terrain illam baptizando et praedicando repleverant». (Однако римские епископы, креща и проповедуя, уже заполнили тогда всю ту землю (лат.)) (Annal. Francorum Fuldens. An. 866–867 (166)). Когда же бы они успели все это сделать, если бы прибыли в Болгарию, по словам Ассемани, не прежде 867 г.? Снес.: соображения Байера о времени написания Фотием этого окружного послания (Comment. Academ. Imper. Pctropol. 6. 384–387 (162)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

393.  …возьмите его и бросьте в тьму внешнюю (Мф. 22. 13). 394. Алфавитный патерик. 395. Алфавитный патерик. 396. Достопамятные сказания. 397. Sancti Epiphanii, Patr. Gr. Tom 416, cap. 1, VIII и IX. 398. Sancti Epiphanii, Patr. Gr. Tom 416, cap. 1, VIII и IX. 399. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 400. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 401. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 402. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 403. Patrolog. pag. 941. 404. Достопамятные сказания. 405.  … любящим Бога… все содействует ко благу (Рим. 8. 28). 406. Vita, cap. LXIII и LXIV. 407.  Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета (Прем. 4. 13). 408. Алфавитный патерик. Patrologia pag. 1183, 1183, 1184. 409. Алфавитный патерик и Patrolog. pag. 860. 410. Patrolog. pag. 855. 411. Ptrolog. pag. 866. 412. Patrolog. pag. 855, 866. 413. Patrolog. pag. 866. 414. Patrolog. pag. 915. 415. Patrolog. pag. 934. 416. Patrolog. pag. 941. 417. Patrolog. pag. 957. 418. Patrolog. pag. 866, 915, 934, 941, 957. 419. Patrolog. pag. 866, 915, 934, 941, 957. 420. Patrologie Graecae, Tom. XL, pag. 1250. 421. Алфавитный патерик. 422. Алфавитный патерик. 423. Алфавитный патерик. 424. Алфавитный патерик. 425. Алфавитный патерик. 426. Алфавитный патерик. 427. Здесь разумеется не произвольно греховная жизнь, а признание себя грешником по причине поползновений от немощи своей и злохитрости врага. 428. Слово к инокам от Индии. 429. Лествица. Слово 2. 430. Алфавитный патерик. Буква Е, дополнение к повести о авве Евстафии. 431. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 432. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 433. … во всякое время (Пс. 33. 2). 434.  Седмикратно в день прославляю Тебя (Пс. 118. 164). Алфавитный патерик. 435. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 436. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 437. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 438. Алфавитный патерик. 439. Алфавитный патерик. 440. Алфавитный патерик. 441. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   См.: MGH: Epistolae aevi Carolini, IV. P. 293.    См. Anastasius Bibliothecarius. Interpretatio Synodi VIII generalis, pr.//PL 129, col. 18d.    Таково мнение Е. Е. Голубинского; см.: Указ. соч. С. 239, прим. 31.    См. ссылки на источники и комментарии в: Dvornik F. Les Slaves… P. 186 sq.    В. H. Златарский полагает, что бунт бояр, произошедший в Болгарии вскоре после принятия Борисом крещения и имевший целью, согласно источникам, восстановить язычество, был поддержан агентами Людовика (см.: Указ. соч. T. 1. Ч. 2. С. 54—55). идет о Карле II Лысом, правителе Западно-Франкского королевства (840—877).    О двойном посольстве болгар см.: Annales Bertiniani, anno 866//MGH: Scriptores, I. P. 474; о посольстве к Людовику см.: Annales Fuldenses, anno 866//Ibid. P. 379.    См.: Annales Bertiniani, anno 866: «ab eo [Hludovico] missos, rex [Vulgarorum] cum débita veneratione suscepit [от него [Людовика] посланных король [болгар] принял с должным почтением]».    См.: Annales Fuldenses, anno 867//Ibid. P. 380.    См.: Annales Bertiniani, anno 866.    См.: Jugie М. Origine de la controverse sur l’addition du «Filioque» au Symbole//RSPT. Vol. 28. 1939. P. 369—385; см. также: Idem. Le schisme byzantin: Apescu historique et doctrinal. P., 1941. P. 126.    С чисто формальной точки зрения мнение о. Жюжи опровергнуто В. Грюмелем; см.: Grumel V. Photius et l’addition du Filioque au symbole de Nicée-Constantinople//REB. T. 5. 1947. P. 218—234.    См.: Photius. Mystagogia, 87//PG 102, col. 377a; существует мнение, что Фотий имеет здесь в виду папу Формоза, но это мнение критики не выдерживает; см.: Grwnel V. Formose ou Nicolas 1er dans la Mystagogie de Photius, § 84?//EO. Vol. 33. 1934. P. 194 sqq.    См. об этом позднейшие византийские «истории разделения церквей», одну из которых издал Иосиф Гергенрётер в: Monumenta Graeca ad Photium ejusgue historiam pertinentia ed. J. Hergenrôther. Regensburg, 1869. P. 160—170.    «Этих богоборцев мы осудили соборным и божественным решением». — Photius. Epistola 13, 27//PG 102, col. 732d.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010