Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 9. Иоанн Диакон «Венецианская хроника» (рубеж X–XI вв.) Иоанн Диакон (не путать с Иоанном Диаконом IX в. – автором «Жития папы св. Григория Великого ») был капелланом венецианского дожа Петра II Орсеоло; упоминается между 995 и 1018 гг. Иоанн сыграл и определенную политическую роль как венецианский посол к германским императору Оттону III и королю Генриху II. Его «Венецианская хроника» охватывает период от начала Венеции до 1008 г. и служит главным источником по ранней венецианской истории. Главнейшая рукопись – Vaticanus (Urbinatis) 440 рубежа X–XI вв. (возможно, автограф); остальные являются ее списками. В «Хронике» Иоанна Диакона содержится известие о нападении «русского» флота на Константинополь летом 860 г., альтернативное по отношению к греческой традиции. Издания: Критические издания: Ioann. Diac. 1846. Р. 1–38; Ioann. Diac. 1890. Р. 59–171. Переводы: На итальянский язык: Ioann. Diac. 1986. Литература: Monticolo 1890. Р. 37–328; Manitius 2. S. 246–249; прочую литературу см.: RFHMAe 6. Р. 312. [Невиданный дотоле лед в Венеции 187 . Умирает патриарх Градо Виктор, его сменяет Виталий 188 . Король Людовик 189 посещает монастырь св. Михаила в Брондоло 190 где скрепляет союз с Венецией, в знак которого дож Иоанн становится крестным отцом сына Людовика 191 .] В это время народ норманнов (Normannorum gentes) 192 на трехстах шестидесяти кораблях 193 осмелился приблизиться к городу Константинополю (Constantinopolitana urbs). Но так как они не могли никоим образом нанести ущерба неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там многое множество народу, и так с триумфом возвратились восвояси 194 . [В эти же дни до Людовика доходит известие о смерти франкского короля Карла, сына Лотаря 195 .] (Ioann. Diac. 1890. Р. 116–117) 188 Виктор I умер в 853 г., а Виталий I занял кафедру в 856 г. (впрочем, эти даты нетверды); Иоанн упустил святительство патриарха Илии II. 191 Ничего определенного о сыне Людовика II сказать нельзя, ибо ни один из его сыновей не выжил. Нет точной датировки и у венецианско-франкского союза. Хронист, очевидно, путает дожа Uoahha I Партичако с его преемником Петром Традонико.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

813 г. – Разгром византийцев болгарами в битве у Адрианополя. Осада Константинополя войсками болгарского хана Крума. 815 г. – Церковный собор, который подтвердил решения собора 754 г. Начало второго этапа иконоборства. Заключение 30-летнего мирного договора между Византией и Болгарией. 820–823 гг. – Мятеж Фомы Славянина и гражданская война в Византии. 827–902 гг. – Мусульманское завоевание византийской Сицилии. 843 г., 1 марта – Окончательное торжественное восстановление почитания икон императрицей Феодорой и церковным собором. 860 г. – Первая в истории осада Константинополя флотом росов. Начало миссии Константина Философа и Мефодия в Крыму и у хазар. 863 г. – Миссия Константина Философа и Мефодия в Мораве. 863 г. – Крещение царя Болгарии Бориса (Михаила) по чину византийской Церкви. 872 г. – Победа императорских войск над павликианами. Захват крепости Тефрики и гибель Хрисохира. 80-е гг. IX в. – Издание законодательного сборника «Эпанагога». 894 г. – «Экономическая война» между Болгарией и Византией. Начало X в. – Издание сборников законов «Василик» и «Прохирона». 904 г. – Захват и разграбление Фессалоники мусульманскими пиратами, приплывшими из Сирии. 907, 911 гг. – Договоры между Киевским князем Олегом и василевсами Львом VI Мудрым и Александром. 911 г. – Составление «Книги эпарха». 913–919 гг. – Война болгарского царя Симеона с Византией. 927 г. – Заключение Византией мирного договора с болгарским царем Петром. Ок. 932 г. – Восстание в феме Опсикий во главе с Василием «Медной рукой». 941 г. – Поход Киевского князя Игоря на Византию. 944/945 г. – Договор между Киевским князем Игорем и василевсами Романом II, Константином и Стефаном. 945–957 (964?) гг. – Регентство княгини Ольги в Киеве. 957 г. – Посещение княгиней Ольгой Константинополя и царского двора Константина Багрянородного. 972 г. – Договор между Киевским князем Святославом и василевсом Иоанном Цимисхием. 988–989 гг. – Поход Киевского князя Владимира на Херсон в Крыму и крещение Киевской Руси. 1018–1085 гг. – Падение Первого Болгарского царства и византийское господство в Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот текст есть в Изборнике Святослава 1073 г., переведенном еще при болгарском царе Симеоне (893–927), но в летописи использован другой перевод, изобилующий ошибками. 485 В Никоновской летописи говорится о сирийском происхождении Михаила, что прямо указывает на синкелла Иерусалимского патриарха (подробнее – в разделе 5). Митрополит Переяславский Леон (1070-е гг.) был автором грекоязычного сочинения против латинского обряда причащения опресноками (гостиями). Антилатинская полемика, хотя и в более резкой форме, присутствует в наставлении Владимиру. Видимо, поэтому летописцы считали современниками крещения Руси то одного, то другого писателя. 486 Авторы остальных антилатинских сочинений, Ефрем (около 1055–1061), Георгий (1061–1073), Иоанн II (1077–1089), были известны по летописям как Киевские митрополиты. Ко временам Ярослава Владимировича (1016–1018, 1019–1054) относились Феопемпт, Иоанн I и Иларион. Поэтому Леон и Михаил были приписаны к эпохе Владимира. Каким же путем возникло ошибочное соотнесение деятельности патриарха св. Фотия, который действительно пытался просветить Русь, с правлением первых князей-христиан из рода Рюриковичей? Во всех византийских хрониках сохранилось недатированное известие о нападении Руси на Константинополь в правление императора Михаила III (842–867). Из двух гомилий патриарха Фотия известно, что это было в 860 г. В Окружном послании 867 г. он сообщал уже о крещении Руси, но патриарх, конечно, выдавал желаемое за действительное. 487 Судя по всему, Фотий развернул активную миссионерскую деятельность от хазарских степей до славянских земель. Большую роль в ней играли создатели славянской азбуки свв. Кирилл и Мефодий. 488 О крещении русов после нападения на Константинополь писал и Продолжатель Феофана, трудившийся во времена самостоятельного правления Константина Багрянородного (945–959). Он рассказал и о крещении болгарского князя Бориса, которое, по его мнению, относилось ко времени малолетства императора Михаила и его совместного правления с матерью Феодорой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый Болгарский Патриархат прекратил существование после завоевания Болгарии императором Василием II Болгаробойцей: в 1018–1019 гг. тремя хрисовулами он подтвердил автокефалию Болгарской церкви, но лишил её статуса Патриархата, низведя в ранг архиепископии. 6. Крещение племени Рос К этой же эпохе (860 г.) относится и упоминания византийских источников («Окружное послание патриарха Фотия») о набеге россов на Константинополь и крещении россов, известных, по словам современника и очевидца патриарха Фотия, своей жестокостью. Россы получили епископа, однако ни место учреждения кафедры, ни дальнейшая судьба епископа неизвестны. Рассказ о чуде, когда россы потребовали бросить Евангелие в огонь для уверения, из хроники Зонары перешел в славянскую книжность. 7. Деятельность свв. Кирилла и Мефодия Особое значение для славян имела миссионерская деятельность братьев из Солуня Кирилла (Константина) и Мефодия – то ли греков, то ли болгар, то ли славян по происхождению (вопрос дискуссионен). Жития Мефодия и Кирилла являются важными источниками по истории христианизации славян. Житие Кирилла, в частности, рассказывает о миссии в Хазарский каганат (860 г.), во время которой состоялись диспуты при дворе местного правителя – кагана (по одной из версий, Кирилл вышел победителем из прений с мусульманским имамом и иудейским раввином, однако это не заставило хазарского кагана поменять веру) и были найдены мощи папы Климента, сосланного в Херсонес. Великая Моравия была одним из первых государственных объединений, куда при правителе Ростиславе (846–870) прибыла миссия Кирилла и Мефодия. К 863 г. относят создание ими славянской азбуки (какой именно – глаголической или кириллической – точно не установлено, однако специалисты склоняются к первому варианту). Результатом миссии стали переводы на славянский язык с греческого литургии, Евангелия и ряда иных текстов. Совершение богослужения на славянском языке рассматривалось франкским духовенством, окормлявшим Моравию, как ересь, поэтому братья отправились в Рим, взяв с собой и найденные мощи папы Климента. Римский папа Адриан II в 868 г. признал славянский язык литургическим, Мефодий был посвящен в Риме в архиепископа Сирмии в 870 г. (Константин умер в Риме в 869 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под 6522 (1014) г. «Повесть временных лет» и НС (Н1 мл.) содержат одно и то же сообщение об отказе Ярослава платить дань от Новгорода Киеву. Это часть цельного рассказа, впоследствии разделенного вставкой даты 6523 (1015) г. на две части. Он начинался с сообщения о том, что новгородские посадники собирали дань в сумме 3000 гривен, из которых две трети отправляли в Киев, а одну треть оставляли в Новгороде на содержание дружины. Почему именно Ярослав отказался платить «урочное», в летописях не говорится. Осложнение ситуации в Новгороде было вызвано прежде всего резким сокращением поступления серебряной монеты из Средней Азии. 856 Как указывает М. Б. Свердлов, теперь уже стало невозможно выплачивать те огромные дани, которые раньше шли в Киев. Эта сумма составляла из расчета гривны в 200 гр. 4 ц. серебра, из расчета 100 гр. – 2 ц. Можно предположить, что киевская дань не была уменьшена, хотя общий объем таможенных сборов в Новгороде сократился. 857 Очевидно, летописная датировка верна: речь шла о дани, собранной осенью 6522 (1014) г. и не отправленной в Киев. Владимир распорядился готовиться к походу на мятежного сына, но заболел. Продолжение рассказа помещено уже под следующим 6523 (1015) г.: Ярослав послал «за море» и нанял для войны с отцом варягов. В разгар подготовки к походу князь умер. А. А. Шахматов полагал, что это новгородская запись 1017 г. Через Новгородский свод 1050–1078 гг. она попала в НС 1093 г., а в летописании Ярослава вообще не говорилось о его столкновении с отцом. 858 В НС первоначальный текст был отредактирован и в таком виде сохранился в Новгородском своде XII в. (Н1 мл.) и «Повести временных лет». Подстегнуть выступление братьев, поддержанное их дружинами и горожанами, должно было и предполагаемое наделение властью младших сыновей в обход прав старших. А. В. Назаренко полагает, что св. Владимир явно нарушил традицию разделения государства на равные уделы, назначив своим наследником св. Бориса. 859 Титмар Мерзебургский утверждает в 73-й главке книги VII, что Владимир «умер в преклонных летах, оставив все свое наследство двум сыновьям, тогда как третий до тех пор находился в темнице». 860 Так как главы 72–73 книги VII писались в течение конца 1017 – начала 1018 г., то, говоря только о трех сыновьях, Титмар мог иметь в виду основных участников междоусобицы, последовавшей за смертью Владимира. 861 Их было действительно трое, Святополк, Борис и Ярослав, но последний никак не мог быть одним из двоих наследников, так как осенью 1014 г. сам выступил против отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же касается предшествующей ей церкви, то она была в «городе Владимира», и о ее закладке говорится в Новгородской I летописи под 6525 годом (т. е. с марта 1017 по февраль 1018 г.): «Ярослав иде к Берестию. И заложена бысть святая София… Кыеве» . Если заложение церкви в 1037 г. было связано с расширением города и перенесением ее места в новую его часть, то почему предшествующее здание внутри города Владимира было построено именно в 1018 г.? На этот вопрос дает ответ сообщение Титмара Мерзебург-ского, информаторы которого, немецкие воины в составе армии Болеслава Храброго, побывали в Киеве именно в 1018 г. Титмар пишет о киевском «архиепископе», который принимал с честью Болеслава 14 августа 1018 г. в соборе (monasterium) св. Софии, сгоревшем в предшествующем году . Титул архиепископа обычен в писаниях латиноязычных западных хронистов для обозначения старшего среди епископов епархии и независимого от них иерарха и оавен митрополиту; терминами monasterium. Munster в Германии и других странах называли кафедральный собор . Есть ли в русских источниках подтверждение этого сообщения о пожаре Киева в 1017 г. и постройке новой церкви? О том, что в 1017/18 (6525) г. в Киеве «погоре церкви», сообщает Повесть временных лет и по Лаврентьевской, и по Ипатьевской летописям . Именно с этим пожаром и нужно связывать гибель Софийской церкви, которая была деревянной. На заложение новой церкви Софии указывает сообщение Новгородской I летописи (обоих изводов) под 6525 (1017/18) годом . Новая церковь также должна была быть деревянной, ибо за год, к августу 1018 г., каменную построить было невозможно. Когда была построена церковь, сгоревшая в 1017 г., сведений нет, но есть все основания связывать ее постройку с учреждением митрополичьей кафедры в Киеве. Это произошло, следовательно, задолго до 1037 г. и без всякой связи с событиями культурной и политической жизни Руси 30-х годов XI в. Есть все основания относить указанное событие ко времени вскоре после принятия христианства. Существенным аргументом в построениях, Шахматова и Приселкова, связанных с учреждением митрополии в 1039 г., является создание митрополичьего Древнейшего летописного свода 1039— 1040 гг. При этом у, Шахматова составление летописного свода предположительно связывается с событиями церковной истории, как это бывало в византийской хронографии, а именно с учреждением митрополии и появлением византийского митрополита Феопемпта , а у Приселкова такая связь уже достаточно тверда, и сам материал предположенного и восстановленного , Шахматовым свода является важным для понимания характера проведенной Ярославом реформы церковного управления .

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, между первым и вторым свидетельствами есть небольшое разноречие, именно по Иоакимовской летописи церковь св. Софии построена в Киеве до путешествия св. Ольги в Царьград, а по Синодальному Апостолу XIY века она не только построена, но и освящена за три года до этого путешествия 1 . Но при трёх летописных свидетельствах, к которым следует присовокупить и показание очевидца Дитмара, существование в X век в Киеве храма во имя св. Софии не может подлежать сомнению. В этой церкви вероятно была погребена св. Ольга, откуда мощи её в последствии перенесены в Десятинный храм Богородицы. По всей вероятности, Ольгин храм св. Софии был деревянный. На место сего храма, сгоравшего в 1017 году, в том же году заложен Ярославом новый храм во имя св. Софии, по свидетельству древней Новгородской летописи, в которой сказано, что в 1017 году „Ярослав иде к Берестью и заложена бысть св. Софья Киеве». В следующем 1018 году храм этот был уже окончен, так как, по сказанию Дитмара, в храм св. Софии, построенном на место сгоравшего, в 1018 году происходила церковная встреча Болеслава и Святополка. И этот новый храм, без сомнения, был также деревянный. Один храм сгорел, а на его место стал строиться другой. Если бы он был каменный, то не мог бы быть оконченным в 1018 году, до вступления Болеслава в Киев. Итак мы должны признать, что церковь св. Софии, построенная великой княгиней Ольгой в Киеве около 955 г., простояла до 1017 года; в этом году сгорела, а на её место в том же году заложена и в следующем 1018 году окончена новая деревянная церковь св. Софии–князем Ярославом. Замечательно, что в Новгороде до построения в 1049 году, сыном Ярослава, каменного храма во имя св. Софии, была уже церковь того же имени – соборная, деревянная, о 13-ти верхах, сгоревшая в 1045 году (Описание Софийского собора Евгения, стр. 42). По отсутствию летописных указаний и молчанию народных преданий, нельзя указать место первоначального храма св. Софии. Но по всей вероятности он был не далеко от городских ворот, в последствии золотых, которыми Болеслав вступил в Киев, и следовательно не далеко от места ныне существующей св. Софии. 2. Когда заложен сохранившийся до настоящего времени каменный храм св. Софии, созданный благовернейшим князем киевским Ярославом Владимировичем?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

342 О том же пожаре несколько невнятно сообщается и в «Повести временных лет» под 1017 г. (ПСРЛ 1. Стб. 142; 2. Стб. 128); см. подробнее: Назаренко 1993. С. 158–159. Коммент. 42; 2001а. С. 471–474. 343 Глава Русской церкви до конца XVI в. носил титул митрополита, но в Западной церкви изредка употреблявшийся термин metropolita был равнозначен термину archi-episcopus (подробнее см.: Назаренко 1993. С. 189–191. Коммент. 97). Имени киевского митрополита в княжение Святополка и в первые годы Ярослава источники не сохранили. Распространено мнение (разделявшееся ранее также и нами), что им был Иоанн I, но веские соображения заставляют относить святительство Uoahha I к 1040-м гг. (Назаренко 2007. С. 76–77). 344 Мачеха Ярослава, т. е. вдова Владимира. Поскольку первой христианской супруги Владимира, Анны, к 1018 г. уже не было в живых (см. примеч. 321), то приходится признать, что речь идет о втором, не известном по другим источникам, христианском браке крестителя Руси. Вряд ли правомерно связывать этот брак с тем, о котором идет речь в генеалогической традиции Вельфов 32 и примеч. 889). Был также предложен перевод noverca как «теща» (Рорре 1995. S. 279. Anm. 12), т. е. мать первой жены Ярослава, происхождение которой неизвестно (см. следующее примечание). Однако этот вариант представляется определенной натяжкой: вдове покойного киевского князя естественно было стоять во главе перечисления женской части княжеского семейства, тогда как теще – вряд ли. В новом браке Владимира не было бы ничего необычного. Кроме того, по соображениям возраста именно от этого брака должна была происходить русская супруга польского князя Казимира I (см. 29/4). 345 Женитьба Ярослава на шведской принцессе Ингигерд состоялась в 1019 г. (см. 22, примеч. 608), поэтому речь должна идти о первой супруге князя, времен его новгородского княжения, которая, видимо, не пережила потрясений 1018 г. Ее имя – Анна – быть может, сохранено местной новгородской традицией (Назаренко 2001а. С. 490–491). 346 Видимо, имеются в виду дочери не только от двух христианских браков Владимира, но и от его жен и конкубин языческого периода. По древнерусским источникам известно только о трех его дочерях, одна из которых, Передслава, действительно, была увезена Болеславом. Сватовство польского князя к Владимировне должно было относиться еще к 1017 г., до его брака с Одой в январе 1018 г. (см. примеч. 325). И древнерусские источники, и Галл Аноним 29/2) изображают Передславу не женой, как Титмар, а наложницей Болеслава (Назаренко 1993. С. 196–197. Коммент. 100).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спорным остается вопрос о том, кто являлся последним Болгарским Патриархом - Давид или Иоанн. Визант. историк Иоанн Скилица сообщает, что в 1018 г. «архиепископ Болгарии» Давид был послан царицей Марией, вдовой последнего болг. царя Иоанна Владислава, к имп. Василию II объявить об условиях ее отречения от власти (ГИБИ. Т. 6. С. 290-292). В приписке Михаила Девольского к сочинению Скилицы сказано, что пленный Болгарский Патриарх Давид участвовал в триумфальном шествии императора в К-поле в 1019 г. Впрочем, правдивость этого рассказа оспаривается (В. Златарский, И. Снегаров). О Давиде ничего не известно составителю списка Дюканжа. В том же 1019 г. в Охридской Церкви был уже новый Предстоятель - архиеп. Иоанн, бывш. игумен Дебарского м-ря, болгарин по происхождению (История на България. Т. 3. С. 26). По предположению Г. Г. Литаврина , он стал Патриархом в 1018 г., а в 1019 г. был низведен Василием II в ранг архиепископа, подчиненного К-полю ( Литаврин. Христианство в Болгарии. 2002. С. 143). Церковь в эпоху византийского господства в Болгарии (1018-1187) Завоевание Болгарии Византийской империей (1018) повлекло за собой ликвидацию Болгарского Патриархата. Охрид стал центром автокефальной Охридской архиепископии , состоявшей из 31 епархии. Она охватывала прежнюю территорию Патриархата, о чем говорится во 2-м сигиллии Василия II (1020): «...нынешний святейший архиепископ владеет и управляет всеми болгарскими епископствами, которыми при царях Петре и Самуиле владели и управляли тогдашние архиепископы» ( Gelzer. 1893. S. 44). После смерти архиеп. Иоанна (ок. 1037), славянина по происхождению, Охридскую кафедру занимали исключительно греки. Визант. правительство проводило политику эллинизации, болг. духовенство постепенно заменялось греч. Вместе с тем визант. иерархи стремились сохранить независимость Охридской Церкви. Так, архиеп. Иоанн Комнин (1143-1156), племянник имп. Алексея I Комнина, нашел новое обоснование особого статуса Охридской архиепископии. В протоколе К-польского Поместного Собора (1143) он подписался не как «Архиепископ Болгарии» (что делалось прежде), а как «Архиепископ Первой Юстинианы и Болгарии». Отождествление Охрида с древним церковным центром Юстинианой Первой (совр. Царичин-Град), основанной Юстинианом I и реально находившейся в 45 км к югу от г. Ниш, было позднее развито Охридским архиеп. Димитрием II Хоматианом (1216-1234) в теорию, с помощью к-рой Охридской Архиепископии удавалось сохранять независимость на протяжении более 5 столетий. В XII в. на этот титул претендовали также епископы Вельбужда ( Prinzing. 1978. T. 5. P. 269-287).

http://pravenc.ru/text/149675.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010