Содержание Опыт церковно-исторического исследования Ученый и время: И. И. Соколов Предисловие Часть I. Внешнее состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава первая. Внешнее состояние монашества в Константинопольской церкви от Михаила III до воцарения Исаака Комнина (842–1057) Глава вторая. Внешнее состояние монашества в Константинопольской церкви от Исаака Комнина до завоеванияКонстантинополя латинянами (1057–1204) Глава третья. Внешняя история монашества на Афоне до 1204 года Глава четвертая. Внешнее состояние монашества в патриархатах Антиохийском, Иерусалимском и Александрийском с середины IX до начала XIII века Часть II. Внутреннее состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава первая. Быт византийских монахов и виды их подвижнической жизни. Виды монастырей Глава вторая. Организация монастырского управления Глава третья. Нравственное и умственное состояние византийского монашества с середины IX до начала XIII века (842–1204) Глава четвертая. Значение монашества ΙΧ– ΧΙΙ веков в истории Византийской церкви и государства Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204)     Опыт церковно-исторического исследования Видный церковный историк, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Иван Иванович Соколов (1865–1939) в послеоктябрьский период разделил участь многих своих коллег: он был лишен возможности продолжать историко-церковные исследования, а его труды надолго и незаслуженно были фактически изъяты из отечественной историографии Византии. Он является автором многочисленных трудов по византинистике и неоэллинистике, среди которых следует прежде всего назвать его монографию «Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII вв. (824–1204). Опыт церковно-исторического исследования» (Казань, 1894). Этот труд И. И. Соколова и по сей день не утратил своего значения как уникальный свод информации о византийском монашестве, монастырях ИХ-ХИИИ вв. Переиздание его представляется делом своевременным и нужным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложение. Алфавитный указатель монастырей и монашеских пунктов, существовавших в пределах Византийской империи с середины IX до начала XIII века (842–1204) А арона, на горе Ор в Аравии Авгаров, на Олимпе вифинском Авксентия (гора), в Вифинии Авраамитов, на Олимпе вифинском Авраамитов, или Богородицы Нерукотворной, в Фессалонике Авраамия, или Авраамитов, в Константинополе Агафии, близ Тускулана в Италии Адриана, близ Россано Адриана и Наталии, близ Армента в Италии Акаппейский, в Фессалонике Акммитов, или Неусыпающих, в Константинополе Акруллия, в Фессалонике Ал-Сари, или Калоградик. в Иерусалиме Амальфинскии, на Афоне Анании, в Константинополе Анании, в Южной Италии Anargirius, в Россано Анастасии, в Константинополе Анастасии, в Россано Анастасии Φαρμακολυτρ ας, в Фессалоникийской митрополии Анастасия, в Полихоре в Южной Италии Анастасия, в Риме Ангела, в Мелитене Ангела, в Деманской долине в Сицилии Ангела Brolo, или Lisico, в Сицилии Ангела de Battipede, в Южной Италии Ангела de Ficarra, в Калабрии Андрея, близ реки Нигра Андрея, в Калабрии Андрея, в Фессалонике (перистерийский) Андрея, на Афоне Андрея и Иоанна Апостола, на реке Сангарисе νεμ, на Олимпе вифинском Аникитов, на Афоне Анкуриев, в Константинополе Анны, близ Мессаны Анны, в Иерусалиме Анны (скит), на Афоне Анны Monteforte, в Сицилии Антигонов, во Фракии Антидия, на Олимпе вифинском Антиоха, в Константинополе ντιφωνητο, в Константинополе Антония, в Константинополе Антония Великого , в Египте Анфемия, в Константинополе Апостолов, в Южной Италии Апостолов, на Афоне Апостолов, на горе Авксентия в Вифинии Аргурия, в Константинополе Аренария, в Россано ρεοβνδου, в Константинополе Арку, на Афоне Арментский, в Базиликате Армонианский, или το Β ρδονος, в Константинополе Арсения Великого , или Алказир, или Козаир, в Египте Артигена, в Кизической митрополии Архангела de Brolo, в Сицилии Архистратига, на Афоне Архистратига, в Иконии Архитриклиний, в Кане Галилейской Асикритский, в Пифиях Attalini, в Анкире в Галатии

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Часть I. Внешнее состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842–1204) 19 февраля 842 г. в Византии состоялось торжество победы Православной Церкви над иконоборческой ересью. После религиозной процессии, совершенной по улицам Константинополя с большим великолепием, церковное празднество ознаменовалось величественным богослужением в храме Св. Софии, откликнулось высокой духовной радостью в сердцах всех иконопочитателей и закончилось установлением торжества Православия. 276 Таков был последний акт продолжительной и упорной борьбы Греко-Восточной церкви с еретиками. Церковно-общественная жизнь Византии, освободившись наконец от крайних неурядиц и бедствий иконоборческой эпохи, снова приняла естественное направление. Во всех ее сферах быстро отразилась перемена времени... Особенно важное значение принадлежало событию 19 февраля в истории византийского монашества. Не требует доказательства та мысль, что доктрина иконоборцев была направлена сколько против икон, столько же и против монахов, самых сильных и выдающихся защитников иконопочитания. С монашеством иконоборчество имело жестокую и упорную борьбу, которая была для иноков борьбою за существование. Она сопровождалась ужасными бедствиями для монахов – пытками, бичеваниями, ослеплениями, отрезываниями языков, всевозможными увечьями, страшными гонениями, избиениями... и угрожала монашескому чину полным уничтожением. Но деспотические усилия иконоборческих императоров, направленные к истреблению монашества, не увенчались успехом. Монашеский институт не был уничтожен, не подвергся смертному приговору, который подписали было ему его жестокие противники; напротив, он одержал над ними блестящую победу и тем самым приобрел себе полное право на жизнь. 19 февраля 842 г. вместе с торжеством иконопочитания произошло и восстановление монашества, и оно вновь развернуло свои силы и достигло прежней своей славы, древнего своего величия. Процветание византийского монашества с середины IX до начала XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Насколько ограничена, а порой и неточна, та информация об И.И. Соколове и его вкладе в отечественную науку, какой располагает наша историография, показывают строки, посвященные ему в книге З.В. Удальцовой «Советское византиноведение за 50 лет». Подчеркнув, что влияние марксистской методологии сказалось в византиноведении прежде всего в изменении тематики исследований, З.В. Удальцова продолжает: «Некоторые византинисты старой школы стали переходить от разысканий в узкой сфере церковных вопросов к изучению социально-экономических проблем. Наиболее отчетливо свидетельствует об этом эволюция научного творчества ученика Ф.И. Успенского профессора И.И. Соколова . Длительное время И.И. Соколов занимался историей греко- православной церкви в византийскую эпоху и новое время» 4 . В этой краткой справке сквозит пренебрежение к прежним трудам И.И. Соколова , не говоря уже о том, что, по меньшей мере, спорна мотивировка отхода ученого от привычной ему тематики: насколько можно судить, роль играло не столько воздействие методологии марксизма, сколько политическая обстановка в стране, исключавшая продолжение историко-церковных штудий. Что же касается зачисления И.И. Соколова в ученики Ф.И. Успенского, то тут явное недоразумение 5 . Возможно, последний оказал некоторое влияние на эволюцию научных интересов своего младшего современника, но не более того. И.И. Соколов был учеником Ф.А. Курганова 6 . Он определил основные направления научной работы И.И. Соколова . Ученик воспринял основные концепции своего учителя. Источниковедческая школа, которую прошел И.И. Соколов , позволила ему с равным успехом заниматься как средневековой проблематикой, так и нового времени, сохраняя высокий уровень исследовательской техники. В 1891 г. в Казанской Духовной Академии состоялась защита его диссертации на тему «Состояние монашества в византийской церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204). Опыт церковно-исторического исследования». Советом академии он был удостоен ученой степени магистра богословия 7 . Для магистерской диссертации И.И. Соколова была избрана достаточно конкретная проблема, строго хронологически определенная. Исследователь, как и многие его коллеги, полагал, что лишь на основе подобных конкретно-исторических трудов станет возможным синтез. В работе он использовал не только изданные материалы, но и рукописные, вводя их впервые в научный оборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМАСТРИДА [греч. ρδβλθυοτεΑμαστρις, ρδβλθυοτεΑμαστρος, Αμστρα, Σμαστρος] (совр. Амасра, Турция), город на юж. берегу Чёрного м., визант. митрополия. А. расположена в устье одноименной реки (совр. Амасра-Дереси), на полуострове шириной ок. 200 м, между 2 бухтами, а также на соседнем предгорье и 2 скалистых островах (совр. Бозтепе и Тавшан-Адасы). История А. образовалась ок. 300 г. до Р. Х. в результате слияния милетских колоний Сесама, Китора, Кромны и Тиоса и названа в честь вдовы гераклейского тирана. С 279 г. до Р. Х. находилась в составе Понтийского царства, в 70 г. была добровольно сдана римлянам. В 63 г. до Р. Х. получила статус свободного города. В ходе реформ имп. Диоклетиана А. вошла в состав пров. Пафлагония . Со II в. здесь располагалась база рим. флота; в позднеримско-ранневизант. эпоху А. была обнесена стеной и стала одним из важнейших городов Пафлагонии. С кон. VII - нач. VIII в. в городе размещалась база флота фемы Пафлагония; параллельно происходила перестройка укреплений и расширение гаваней. С кон. VIII в. А. подвергалась араб. набегам. В описании посмертного чуда свт. Георгия Амастридского упоминается о нападении на А. рус. флота (дата ранее считалась спорной; И. Шевченко подтвердил датировку В. Г. Васильевского - до 842 г. ( Š ev enko I. Hagiography of the Iconoclast Period//Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 313-331)); грабя город, нападавшие пытались вскрыть могилу святителя и были поражены «расслаблением членов», после этого многие из них приняли христианство (Васильевский В. Г Русско-византийские исследования. СПб., 1893. Ч. 2). В IX-XI вв. резиденция наместника Пафлагонии (катепана; с XII в.- дуки). В нач. X в. Никита Давид Пафлагон в похвальном слове мч. Иакинфу называет А. «общим торговым центром всего Понта» (PG. 105. Col. 421). В кон. XII в. все окрестности А. были заняты турками. После 1204 г. она оказалась в составе Трапезундской империи , затем ее дважды (в 1211 и 1214) захватывал Феодор I Ласкарь . С 60-х гг. XIII в. связь А. с Византией поддерживалась только по морю; в 1261 г. в А. основана генуэзская колония. Последнее упоминание о политической принадлежности А. Византии относится к 1340 г. Возможно, ок. 1360 г. А. была покорена турками, однако вскоре оказалась во владении генуэзцев. Ок. 1363 г. в А. была перестроена городская цитадель. В 1389 г. город посетил Игнатий Смольнянин , сопровождавший низложенного Киевского митр. Пимена в его поездке в К-поль. А. помогала К-полю зерном и оружием во время его блокады султаном Баязидом I . Ок. сер. XV в. здесь появилась флорентийская фактория. В 1460 г. А. была окончательно взята войсками Мехмета II, 2/3 жителей были переселены в К-поль. Церковная история

http://pravenc.ru/text/114302.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы спасаемся от лжи и смерти только истиной 05.03.2017 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Торжество Православия Слово на Торжество Православия Раз в году, на службе первого воскресенья Великого поста, когда празднуется Торжество Православия, вслух читается великий синодик, в котором предаются анафеме величайшие ереси и поминаются великие защитники Православия — не только патриархи и епископы, но также и императоры, которые возглавляли борьбу с ересями. Однако важно и, на первый взгляд, довольно удивительно, что хотя некоторые из этих ересей были введены и проповеданы с трона, ни один римский император в великом синодике анафеме не предается. Очевидно, что святая Церковь намеревалась ограничить свое общественное осуждение в ереси епископами и духовенством, которым одним была вверена ее Божественным Главой прямая ответственность за сохранение истинной веры. В греческом синодике поминаются сорок императоров, начиная c Muxauлa III (842—867), с призывом к верующим возгласить: «Вечная память!» Хотя это возглашение абсолютно то же, что и на панихиде или обычной заупокойной службе, особое значение ему придает тот факт, что оно совершается только раз в году, именно на службе Торжества Православия. Из этих сорока императоров, тридцать перечисляются особо, начиная с Василия I (867—886) и кончая Фeoдopoм I Ласкарисом (1204—1222). Когда весь этот список императоров заканчивается, перед возгласом «Вечная память!» все тридцать величаются замечательным и исполненным веры определением: «все, царство земное на Царство Небесное сменившие». Это четкое и достаточно недвусмысленное изречение звучит в нашем сознании почти как символ имперского прославления, хотя лишь один из всех сорока, император Uoahh III Ватаци (1222—1254) был официально причислен Церковью к лику святых — и он не из числа этих тридцати. Что касается остальных, то поминание их имен в Неделю Торжества Православия составляет благочестивую, исполненную веры молитву Церкви, повторяемую каждый год, о спасении ее царственных защитников.

http://moral.ru/istina/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРДИОТИССА [Кера Кардиотисса; греч. Καρδιτισσα, Κερ Καρδιτισσα], мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы, жен., действующий, принадлежит Петрской и Херронисской митрополии Критской архиепископии К-польского Патриархата. Расположен примерно в 8 км от г. Малия (ном Ираклио, Крит), на сев.-зап. склоне горы Дикти на высоте 630 м. Кафоликон мон-ря Кардиотисса. 1-я пол. XIV в. Кафоликон мон-ря Кардиотисса. 1-я пол. XIV в. История монастыря. Первое упоминание К. относится к 1333 г. Тем не менее исследователи предполагают, что мон-рь возник еще до периода венецианского владычества, в 961-1204 гг. При венецианцах местность, в к-рой расположена К., принадлежала лат. патриарху К-поля. Н. Ставракис считал, что первоначально К. была подворьем мон-ря Анкарафу . В 1415 г. К. посетил монах из Флоренции Христофор Буондельмонти, к-рый сообщает о множестве чудес от находившейся там иконы Божией Матери. По преданию, эта икона была создана иконописцем прп. Лазарем (пам. 17 нояб.), подвергнутым пыткам при имп. Феофиле (829-842). В К-поле она была прикована цепями к мраморной колонне и вместе с ней чудесным образом перенеслась по воздуху на Крит. Эта колонна хранится в монастырском дворе. В 1498 г. икона была украдена греч. торговцем вина, который отвез ее в Рим. Во время плавания разразилась сильная буря, и корабль едва не затонул. По прибытии в Италию торговец тяжело заболел и перед смертью отдал икону в ц. ап. Матфея на ул. Мерулана. В 1798 г. она была перенесена в близлежащую ц. св. Евсевия и затем - в ц. Санта-Мария-ин-Постерула, а в 1866 г.- в ц. св. Альфонса на холме Эсквилин. В честь этой иконы, относящейся к иконографическому типу «Страстная» и получившей в зап. традиции название Божией Матери «Постоянной помощи» (Madonna del Perpetuo Soccorso), римский папа Пий IX учредил монашеский орден. В наст. время в К. чтится одноименная икона 1735 г., но др. иконографического типа, от к-рой также происходят исцеления.

http://pravenc.ru/text/1681027.html

Византийские императоры Константин Великий (единоличное правление) – 324–337 Константин – 337–340 Констант – 337–350 Констанций – 337–361 Юлиан Отступник – 361–363 Иовиан – 363–364 Валент – 364–378 Феодосий Великий – 379–395 Аркадий – 395–408 Феодосий II Младший – 408–450 Маркиан – 450–457 Лев I – 457–474 Лeb II – 474 Зинон – 474–491 Анастасий I – 491–518 Юстин I – 518–527 Юстиниан I Великий – 527–565 Юстин II – 565–578 Тиверий II – 578–582 Фока – 602–610 Ираклий – 610–641 Константин II – 641 Ираклон – 641 Константин III ( Констант II ) – 641–688 Константин IV – 668–685 Юстиниан II – 685–695 Леонтий – 695–698 Тиберий III (II) (Апсимар) [Возможна разница в «нумерации» в связи с тем, считать или не считать в данном случае преемника Августа императора Тиберия (14–37) первым императором, обладающим этим именем. Кроме того, разница в «нумерации» возможна в связи с тем, считать или не считать императора Тиберия (578–582) вторым или первым обладателем этого имени] – 698–705 Юстиниан II (вторично) – 705–711 Филиппин Вардан – 711–713 Анастасий II (Артемий) – 713–715 Феодосий III – 715–717 Лев III – 717–741 Константин V Копроним – 741–775 Лев IV Хазар – 775–780 Константин VI – 780–797 Ирина – 797–802 Никифор I – 802–811 Ставракий – 811 Михаил I Рангаве – 811–813 Лев V Армянин – 813–820 Михаил II – 820–829 Феофил – 829–842 Михаил III – 842–867 Василий I – 867–886 Лев VI Философ – 886–912 Александр – 912–913 Константин VIII Багрянородный [ До 944 г. – император номинально.] – 913–959 Роман I Лакапин (соправитель Константина VII) – 919–944 Стефан и Константин, сыновья Романа Лакапина – дек. 944-янв. 945 Роман II – 959–963 Никифор II Фока – 963–969 Иоанн I Цимисхий – 969–976 Василий II Болгаробойца – 976–1025 Константин VIII – 1025–1028 Роман III Аргир – 1028–1034 Михаил IV Пафлагонец – 1034–1041 Михаил V Калафат – 1041–1042 Феодора и Зоя – 1042 Константин IX Мономах – 1042–1055 Феодора – 1055–1056 Михаил VI Стратиотик – 1056–1057 Исаак I Комнин – 1057–1059 Константин X Дука – 1059–1067 Роман IV Диоген – 1067–1071 Михаил VII Дука Парапинак – 1071–1078 Никифор III Вотаниат – 1078–1081 Алексей I Комнин – 1081–1118 Иоанн II – 1118–1143 Мануил I – 1143–1180 Алексей II – 1180–1183 Андроник I – 1182–1185 Исаак II Ангел – 1185–1195 Алексей III – 1195–1203 Исаак II (вторично) и Алексей IV – 1203–1204 Алексей V Дука Мурзуфл – 1204 Феодор I Ласкарь – 1204–1222 Иоанн III Дука Ватац – 1222–1254 Феодор II Ласкарь – 1254–1258 Иоанн IV – 1258–1261 Михаил VIII Палеолог – 1261–1282 Андроник II – 1282–1328 Михаил IX – 1295–1320 Андроник III – 1328–1341 Иоанн V – 1341–1391 Иоанн VI Кантакузин – 1341–1354 Андроник IV – 1376–1379 Иоанн VII – 1390 Мануил II – 1391–1425 Иоанн VIII – 1425–1448 Константин XI – 1449–1453 Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

За многолетнее усердное служение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси настоятельницы монастырей могут быть удостоены сана игумении. Игумении за особые заслуги Святейшим Патриархом Московским и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями». И. «за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права употребления игуменского посоха. Они не употребляют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря игумении не имеют права употреблять игуменский посох» (II 6). Ист.: О монастырях и монашествующих//Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 31-43; Никодим [Милаш], еп. Правила; Духовный регламент. Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского//Законодательство Петра I. М., 1997. С. 582-603; Правила ВС с толк. 2000; Устав РПЦ, 2000; Положение о наградах РПЦ: Принято Архиерейским Собором РПЦ 3-8 окт. 2004//www.mospat.ru [Электр. ресурс]. Лит.: Соколов И. И. Состояние монашества в византийской Церкви: с пол. IX до нач. XIII века (842-1204). Каз., 1894; Marin E. Les moines de Constantinopole: depuis la fondation de la ville jusqu " à la mort de Photius (330-898). P., 1897. P. 85-97; Смирнов С. И. Духовный отец в древней Восточной Церкви: (История духовничества на Востоке). Серг. П., 1906; Leclercq H. Higoumène//DACL. Fasc. 78/79. Col. 2381-2383; Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество XVIII-XX вв. Серг. П., 1992р; Никодим [Милаш], еп. Право. С. 653-660; Русские монастыри. М., 1995; Макарий. История РЦ. 1994-1997. Кн. 1-7; Смолич И. К. Русское монашество: 988-1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997; Серафим [Кузнецов], иером. Женские иноческие уставы. [Самара]; Смоленск, 2002; Колычева Е. И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века//Монашество и монастыри в России: XI-XX века: Историч. очерки. М., 2005. С. 25-56; Русские монастыри. Новомосковск, 2007. Л. В. Литвинова Рубрики: Ключевые слова: АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря

http://pravenc.ru/text/293527.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010