Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОТШАЛЬК Готшальк [лат. Gotteschalcus, Gothescalcus, Godescalcus Orbacensis; нем. Gottschalk; франц. Godescalc d’Orbais] (ок. 803–807, Саксония — ок. 867–869, мон-рь Овиллер, близ Реймса), богослов, грамматист и поэт эпохи Каролингов. Сын саксон. гр. Берна. В раннем детстве был пожертвован как облат (см. ст. Облаты ) бенедиктинскому мон-рю Фульда, в к-ром получил начальное образование под рук. аббата Рабана Мавра и в 822 г. пострижен в монашество, затем обучался в мон-ре Райхенау где познакомился и близко сошелся с Валафридом Страбоном . В 824 г. возвратился в Фульду, откуда написал в адрес Майнцского Собора (829) жалобу на Рабана Мавра, обвинив наставника в своем насильственном пострижении, и просил Собор освободить его от монашеских обетов на том основании, что свободного человека нельзя отдать в рабство, даже если это рабство у Бога (servitium Dei). Получив в силу аргументов, изложенных Рабаном Мавром в «Liber de oblatione puerorum» (Книге о пожертвовании отроков), отказ, Г. ушел в аббатство Корби, где его учителем стал Ратрамн из Корби, в 835–838 гг. находился в мон-ре Орбе близ Суасона. Наследственные владения Г. остались за Фульдой. После незаконного рукоположения во пресвитера, совершенного неким хорепископом (840), и паломничества в Рим Г. начал проповедовать в Ломбардии, Фриуле, Далмации, Паннонии и Болгарии, а по возвращении в Германию (после 845) — в верхнерейнских землях и в Майнце учение о двойном предопределении, сформулированное им в соч. «О предопределении» (De praedes-tinatione, ок. 845). Г. полагал, что предложенная им доктрина восстанавливает и развивает учение блж. Августина , в неправильной интерпретации к-рого он обвинял даже блж. Иеронима Стридонского и папу свт. Григория I Великого (Двоеслова). Опираясь на отдельные слова Свящ. Писания (Рим 9. 21: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?»), а также на нек-рые сочинения блж.

http://pravenc.ru/text/542445.html

Поскольку П. Р., сохранив верность мятежному аббату, оказался скомпрометирован, после смерти Валы в 836 г. он не мог претендовать на пост аббата Корби. Только после кончины имп. Людовика Благочестивого (840) и аббата Корби Исаака (сент. 843) П. Р. был избран новым аббатом (кон. 843 или нач. 844). В 846/7 г. он принимал участие в Парижском Соборе, на к-ром добился подтверждения привилегий аббатства, в т. ч. права свободного избрания аббата (MGH. Leg. Conc. T. 3. P. 144-149). В 849 г. вместе с др. участниками Собора в Кьерзи он осудил учение Готшалька († ок. 867-869) (Ibid. P. 196). Неясно, послужило ли это обстоятельство непосредственным поводом, но в том же году, уже находясь в ссылке, Готшальк прочитал трактат П. Р. «О Теле и Крови Господа» и написал на него 2 опровержения (изданы как 1 трактат: Godescalcus Orbacensis. Opusculum theologicum. 23//Oeuvres théologiques et grammaticales de Godescalc d " Orbais/Ed. C. Lambot. Louvain, 1945. P. 324-335, 335-337). Возможно, текст трактата П. Р. предоставил Готшальку его друг и сторонник Ратрамн († ок. 868), монах Корби (вероятно, с 825) ( Chazelle. 2003). В историографии у Ратрамна сложилась репутация главного противника П. Р., однако в его сочинениях прямых выпадов против П. Р. нет (возможно, по той причине, что Ратрамн хотел избежать прямого конфликта с аббатом своего мон-ря). Хронология спора также остается неясной. По повелению западнофранк. кор. Карла Лысого (840-877; император с 875) Ратрамн написал одноименный евхаристический трактат «О Теле и Крови Господа» ( Ratramnus. De corpore et sanguine Domini/Ed. J. N. Bakhuizen van den Brink. Amst., 19742. P. 43). Если появление трактата непосредственно связано с делом Готшалька, его следует относить к 849-850 гг. ( Chazelle. 2003). В то же время Ратрамн в большей мере выступал против главного противника Готшалька - Гинкмара , архиеп. Реймсского (845-882), который разделял учение П. Р. о Евхаристии (см., напр., его поэму «Ferculum Salomonis», к-рая датируется 853-856 - MGH.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

84 Феофилакт Авастакт (Ваштакян) патриарх константинопольский (933–956 гг.), самый младший из сыновей императора Романа I. Роман I Лакапин (Romanos Lakapenos) византийский император (920–944 гг.), перешедший в православие из монофизитства, сын армянского крестьянина Феофилакта Авастакта (Ваштакян). Дослужился до друнгария (командующего) императорским флотом; с 919 г. регент при несовершеннолетнем императоре Константине VII, за которого в том же году выдал замуж свою дочь. В 920 г. стал соправителем императора, фактически узурпировав власть. Роман I укрепил армию, что способствовало победам Византии в войнах с арабами. В 941 г. отразил нападение киевского князя Игоря на Византию. В 944 г. заключил мирный договор с Русью (см.: Runciman S. The emperor Romanus Lecapenus and his reigh». Camb., 1963; С.Б. Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996). 85 Иоанн VII Морохарзаний (Ованнес Керакан, Ιωννης Γραμματικ.), прозванный за большую учёность «Грамматиком», патриарх константинопольский (837–843 гг.), ярый иконоборец, был сыном византийского аристократа армянина Баграта Морохарзания. Иоанн Грамматик являлся идеологом иконоборческого движения IX столетия. На исторической арене появляется при императоре Льве V Армянине (813–820 гг.). Знаменитый же Лев Математик, ректор Магнаврского университета и бывший митрополит Фессалоник (840–843 гг.), приходился Иоанну Грамматику двоюродным братом (см.: The Oxford Dictionary of Byzantium, Oxford University Press, 1991. J.B; Bury, A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil I (A.D. 802–867), London, 1912). 86 Отец св. Филарета Георгий Армянин, родился в Восточной Армении в 675 г., покинув пределы своей родины, обустроился в Пафлагонии (Малая Азия), где у него родился славный св. Филарет Милостивый или Армянин, как его иногда называют на Западе (см.: Roderick W. Stuart, Royalty for Commoners, 3rd ed. (n.p.: Genealogical Publishing Company, Baltimore MD, 1998, unknown publish date; Roderick W. Stuart, Royalty for Commoners: The Complete Lineage of John of Gaunt, Son of Edward III, Kings of England, and Queen Philippa (.: ., 3rd Ed., 1998), 322A–45,46).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

930 По закону в Константинополе было запрещено при строительстве новых зданий загораживать соседям вид на море. 932 Цитата из 44 псалма (ст. 4–5): Препояши меч твой по бедре твоей, сильне, красотою твоею и добротою твоею. И наляцы (ντεινον – напрягай), и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды. И наставит тя дивно десница твоя. (Русский перевод: «Препояшь себя по бедру мечом твоим, сильный, славою твоею и красотою твоею, и в сем украшении твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница твоя покажет тебе дивные дела»). 933 Феодор Крифин был низложен и сослан около 840 г. В 842 г. он был прощен и назначен экономом Св. Софии. При Михаиле III он вновь был отлучен от Церкви и вернулся только в 867 г. На Соборе 869–870 гг. он был осужден за участие в гонении на иконы при Феофиле. 934 Фигура магистра Мануила (PmbZ #4707), дяди по отцу императрицы Феодоры, окутана в источниках ореолом легенд. При Михаиле I он служил протостратором. Лев V возвысил его до патрикия и стратига. При Михаиле II он достигает степени магистра, а при Феофиле, женатом на его племяннице, становится одним из самых значительных византийских политиков. В начале правления Михаила III он сыграл важную роль в восстановлении иконопочитания. Скончался Мануил, вероятно, вскоре после 863 г.; его имя числится в Константинопольском синаксаре среди святых (память 27 июля). 935 В Византии существовала государственная почта – система почтовых станций, на которых всегда были наготове перекладные лошади. 937 Синкеллом патриарха Антония с 829 г. был Иоанн Грамматик, сам ставший впоследствии патриархом. Следовательно, история с Мануилом и посольство к аль-Мамуну должны датироваться 830–831 гг. 938 Греческая передача официального арабского титула халифов – «амир аль-муминин» (эмир правоверных). 940 Этим сыном мог быть аль-Аббас, сын халифа аль-Мамуна (813–833); в 830-е гг. он возглавлял походы в Малую Азию. 942 Арабская пограничная крепость, отстроенная при аль-Мамуне, прикрывала подступы к Месопотамии (Васильев. 1990. С. 114). Варианты названия – Созопетра (Генесий, Прод. Феофана), Запетра (Прод. Амартола), Зибатра (Табари).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

694 См.: Афонский патерик или жизнеописание святых, на Святой Афонской Горе просиявших: В 2 частях. СПб., 1860. Ч. II. 695 Константин Багрянородный ( Constantine VII Progenitors . De Administrator Imperio) называет Бориса сыном Пресиама: Прга1ац тои патрон аитои (Bopiâ). По сло­вам Феофилакта (Слово о 15 мучениках), Борис – сын Звинича, а Звинич – брат Маломира и Бояна и, следовательно, внук Грубоша. Итак Пресиам и Звинич – одно и то же лицо и после Маломира был на Болгарском престоле (830–840 гг.). Шафарик, обличая Энгеля в ошибках, сам не избавился от ошибки, считая Пресиама за одно лицо с Маломиром (Шафарик. Славянские древности. Т. 2, кн. 1). 696 Стриттер И. Известия византийских историков: Объясняющия российскую историю древних времен и преселения народов: В 4 т. СПб., 1770–1775. Т. 4. 700 Константин Багрянородный. Об управлении империей; Кедрин Г. Обозрение истории; Зонара И. Сокращенная история. Т. 2. 701 Болгар. синаксарь XIII в. ( Филарет Черниговский . Историческое учение об отцах Церкви). И по свидетельствам Генезия (Regum lib. 4), Феофилакта (Слово о 15 мучениках), Константина (Об управлении империей), к Михаилу отправлен был не один епископ, а со многими духовными лицами. 702 Anastasius Bibliothecarius. Praefatio in Synodum VIII; Philip of Cyprus. Chronicon ecclesiae Graecae. 704 Папа выразил восторг свой в письме к Гинкмару (Hincmari Remensis. Annales ар. Baronium ad an. 867). 705 Responsa p. Nicolai ad consulta Bulgarorum in t. 22 Concil. (Anastasius Bibliothecarius. De vitis Romanorum pontificum). Ответы показывают, что вопросы к папе написаны были от имени болгар под влиянием римских миссионеров. 706 Послание патр. Фотия (Муравьев А.Н. Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах. СПб., 1849). 707 Annales Fuldenses; Hincmari Remensis. Annales ap. Pertz 1, 379. 380. 474; Anastasius Bibliothecarius. De vitis Romanorum pontificum. 708 Так судил об этом библиотекарь Вильгельм (Anastasius Bibliothecarius. De vitis Romanorum pontificum).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вероятно, переименование состоялось к концу периода самостоятельного правления Михаила III и не позже начала правления Василия I Македонянина (867–886). Во всяком случае, в Херсоне найдена медная монета с литерами MB на аверсе и аббревиатурой К/(М?) на реверсе 1869 , которые можно расшифровать как «Михаил василевс» (либо «Михаил III – Василий I») и «Климата». Как уже было сказано, она датируется в пределах от 842 г. до 866–867 г. и может быть одним из свидетельств официального употребления первоначального названия стратигии. Зато в Тактиконе 899 г. название Климата отсутствует и в иерархии высших чинов на 30-м месте, из 59, значится стратиг только Херсона 1870 . В списке стратигов он назван 24-м и последним, если не считать приписки относительно других фемных эк просопу (kai ek prosopou eisi ton thematon), очевидно, все тех же кира, экдика, «отца города», протевонов, выступавших «от лица» стратига (см.: рис. 172) 1871 . Стратигом Херсона это должностное лицо именуется и на моливдулах, начиная примерно с середины IX в., что позволило К. Цукерману высказать предположение о существовании фемы с названием Климата в очень узких хронологических рамках, не более нескольких лет, до конца 840-х или начала 850-х гг. 1872 . Окончательно прояснить этот вопрос помогут только новые нумизматические или сфрагистические находки, которые, надо надеяться, не заставят себя долго ждать. Вместе с тем, утверждать, что «амбициозный проект Феофила потерпел провал» было бы неверно 1873 . Именно благодаря существованию фемы на здешних землях и ее тесной связи с заморьем трудная политическая ситуация, сложившаяся вокруг города в середине IX столетия, со временем оказалась преодолена для херсонитов с наименьшими потерями и с наибольшими перспективами. Отражением неослабного внимания правительства к преобразованной феме могло стать строительство в правление Василия I большого общественного архитектурного комплекса, возведенного в это время на территории «цитадели», который И. А. Антонова убедительно интерпретировала как здание византийского претория – резиденции стратига и командиров его ведомства 1874 . В таком случае именно для него в апреле 1059 г. стратигом Херсона и Сугдеи, патрикием Львом Алиатом, было приказано изготовить «железные двери» (ai portai ton praitoriou siderai), что указывает на преемственность расположения провинциальной администрации Херсона в течение всего существования фемы и на особое отношение ромейских властей к «цитадели» и здешнему военно-административному комплексу 1875 . Именно за его содержание на херсонской земле местные власти могли получать весьма значительные арендные деньги – те две литры (144 номисмы) пакта (tas duo tou paktou), o которых, наряду с прочими казенными выплатами, выдаваемыми кастрону Херсон, особо упоминал Константин Багрянородный 1876 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вульгата представляет собой один из наиболее значимых вторичных источников для еврейского текста Ветхого Завета. Источники, бывшие в распоряжении блаж. Иеронима, нередко превосходят в текстологическом отношении имеющиеся сегодня еврейские рукописи. Церковно-славянский перевод. История перевода Священного Писания на церковно-славянский язык связана с именами св. равноап. Кирилла (827–869 гг.) и Мефодия (817–885 гг.). В 862 г. князь Великой Моравии Ростислав († после 870 г.) обратился к византийскому императору Михаилу III (840–867 гг.) с просьбой прислать греческого епископа и священников для проповеди среди его крещённых подданных. Через два года в Моравию из Византии приехали св. равноап. Кирилл (в миру Константин) и Мефодий. В Византии Библия читалась по Септуагинте, в западных странах — по Вульгате. Ни тот, ни другой перевод не был понятен славянам. Поэтому перед святыми братьями стояла задача перевести для своей новой паствы богослужебные и библейские тексты. Их житие говорит, что ещё в Константинополе святые братья изобрели славянский алфавит, перевели некоторые части ежедневного богослужения и начали переводить Священное Писание. В Моравии братья продолжили переводить Писание и богослужебные книги. После смерти св. Кирилла в 869 г. св. Мефодий продолжал его труды и работал над переводом всей Библии до самой своей смерти в 885 г. В точности неизвестно, каков был объём этой первой славянской Библии. Несомненно, что они перевели все богослужебные ветхозаветные чтения — паремии и Псалтирь. Перевод был полностью осуществлён с Септуагинты. Труды просветителей славян продолжались в Болгарии в IX–X в. Эти переводы появились на Руси после Крещения в 988 г. Со временем в переписываемых от руки книгах Библии накапливались ошибки, пропуски, толкования и вставки, замены болгарских слов русскими аналогами и тому подобное. Некоторые священные книги бесследно исчезли или вообще не были переведены. В XV в. архиепископ Новгородский свят. Геннадий (ок. 1410–1505 гг.) решил собрать все книги Священного Писания в единую Библию на славянском языке. Он организовал поиск частей славянской Библии по монастырям и соборам. Перевод многих книг он не нашёл, и эти книги пришлось переводить. Перевод был сделан с нескольких источников. В одних случаях предпочли оставить в переработанном виде старую кирилло-мефодиевскую версию, большинство же книг были переведены с Септуагинты и Вульгаты. Полная славянская Библия была издана в 1499 г. Вся эта работа потребовала большого труда и знаний, особенно если учесть, что она была осуществлена до создания печатного станка.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

Упоминаемые в текстах «клирики» (или «богобоязненные мужи») были либо монахами, либо членами особого братства. Подобное братство было создано для служения Римской иконе Божией Матери (см.: Dobsch ü tz. 1903; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 2. S. 623-624), к-рая после возвращения в К-поль из Рима предположительно в IX в., при имп. Михаиле III (840-867), была поставлена в Халкопратийский храм; члены братства (одиги) отвечали за еженедельную процессию Римской иконы с иконой «О.» и при посещении др. храмов почтительно несли ее вместе с «О.» во главе процессии ( Dobsch ü tz. 1903. S. 196-197, 201-202; Angelidi, Papamastorakis. 2000. P. 378; Паттерсон-Шевченко. 1996. С. 135, 141. Примеч. 17). Подобные братства в XI-XII вв. создавались для служения и у других чтимых икон вне К-поля; напр., известны братства в Фессалии у иконы «О.», в сельской округе г. Фивы у иконы «Богоматери Навпактиссы» (49 чел.); членами такого братства были и священнослужители, и женщины-мирянки ( Паттерсон-Шевченко. 1996. С. 135-136). Время появления вторничного шествия с иконой неизвестно, нет сведений о том, в память какого события оно было установлено, ничего не говорится о его значении, об участии в нем императора и патриарха; определенного ответа на эти вопросы нет ни в записках путешественников, ни в исторических источниках. Визант. сказания, зафиксированные Николаем Месаритом и Никифором Каллистом, связывают традицию вторничной процессии с имп. св. Пульхерией, но, возможно, это шествие было организовано в IX в. после восстановления иконопочитания. И. А. Шалина полагает, что «последование вторничного действа» состояло из 2 сформированных в разное время «самостоятельных ритуалов»: сначала возникло шествие с иконой по городу, а позднее - утреннее «действо» на площади. Определяя истоки вторничной процессии, исследователь выдвинула оригинальное предположение, связывая эту традицию с воспоминанием о многомесячном землетрясении в 438-439 гг. при имп. Феодосии II, брате Пульхерии, которое могло прекратиться «с появлением иконы «Одигитрии» в Константинополе, согласно преданию, полученной Пульхерией именно в это время».

http://pravenc.ru/text/2578199.html

827 . Райс Дэвид Т Византийцы. Наследники Рима/Пер. с англ. Е. Ф. Левиной. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 204 с. 828 . Райс Тамара Т. Византия. Быт. Религия, Культура/пер. с англ. О. О. Дмитриевой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 255 с. [пер. книги «Повседневная жизнь в Византии " ] 829 . Раннефеодальные государства на Балканах VI-XII вв.: Отв. ред. Г. Г. Литаврин. – М.: Наука, 1985. – 365 с. 830 . Рот К. История Византийской империи/Пер. с нем. Н. В. Горкина. Под ред. В. В. Битнера. – СПб.: Изд-во «Вестника знания», 1908. – IV, 68 с. 831 . Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. – М., 1917. – II, 288 с. (СПб.: Алетейя, 1997. – 296 с.). 832 . Степовик Д. Византология. Лекцийний курс для вищих духовних закладив Украïни. – Ивано-Франкивськ: Накладом Ивано-Франкивськоï Теологичноï Академи, 2002. – 254 с. 833 . Сюзюмов М. Я. Византия//Советская историческая энциклопедия. – М., 1963. – Т 3. – Стлб. 439–463. 834 . Удальцова З. В. Византийская культура. – М.: Наука. – 1988. – 289 с. 835 . Успенский К. Н. Очерки по истории Византии. – М.: Изд-во при ист.-филол. фак. Моск. высш. женских курсов, 1917. – Ч. 1. – 268 с. (СПб., 1997). 836 . Успенский Ф. И. История Византийской империи. – СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1913. – Т 1. – XIV, 872 с. 837 . Успенский Ф. И. История Византийской империи. – Л.: Аврора, 1927. – Т 2 (Первая половина). – 520 с. 838 . Успенский Ф. И. История Византийской империи. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. – Т 3. – 860 с. 839 . Успенский Ф. И. История Византийской империи VI-IX вв. – М.: Мысль, 1996. – 828 с. 840 . Успенский Ф. И. История Византийской империи. – М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. – Т 1: Период I (до 527 г). Период II (518– 610 гг). – 624 с. 841 . Успенский Ф. И. История Византийской империи: Период Македонской династии (867–1057)/Сост. Л. В. Литвинова. – М.: Мысль, 1997. – 527 с. 842 . Успенский Ф. И. История Византийской империи XI-XV вв.: Восточный вопрос. – М.: Мысль, 1997. – 829 с. 843 . Хвостова К. В. Особенности византийской цивилизации. – М.: Наука, 2005. – 198 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Фотий I Великий (ок. 820-891) - патриарх Константинопольский (858-867 и 877-886), самая крупная фигура Византии IX в. У него обучались наукам дети Василия I (867-886): Константин, наследник престола Лев VI Мудрый (886-912), Александр и Стефан; учеником святителя также был и будущий святой просветитель славян Кирилл († 869). Болгарский царь Борис был крещён, как полагают, самим святителем Фотием, который отправил туда архиепископа и священников для крещения болгарского народа (ок. 863/5). Став архипастырем, святой Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело в 867 г. к конфликту с римским престолом и анафеме папе Николаю (858-867). При святителе Фотии произошло так называемое «Первое крещение Руси», возможно, самими святыми Кириллом и Мефодием († 885), когда князья Оскольд (Аскольд) и Дир со старейшинами и частью народа приняли крещение (ок. 860 г.), по всей вероятности, в Киеве. Вскоре после этого святитель послал на Русь митрополита Михаила и шесть епископов. В 857 г. соправитель царя Михаила (856-867), Варда, удалил со столичной кафедры неугодного ему патриарха Игнатия (847-858 и 867-877). Общепризнанная учёность святого Фотия, его родство со святителем Тарасием (784-806) и с царским домом пособствовали тому, что он был избран патриархом, за шесть дней пройдя все степени иерархической лестницы (подобно святителям Тарасию и Никифору (806-815)). Вскоре начались смуты, разжигаемые бывшим патриархом. Для их прекращения в 861 г. в Константинополе был созван собор, на котором был утверждён патриархом святитель Фотий и подтверждено низложение Игнатия. Папа Николай I (858-867), послы которого присутствовали на соборе, утверждая святого Фотия патриархом, надеялся подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на соборе в Риме (863) предал его анафеме. За незаконное восшествие на престол святитель Фотий обличил убийцу - Василия I Македонянина (867-886), не допустив его к приобщению Святых Таин, за что был удалён с кафедры и заключён в монастырь под стражу.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010