§ 162. Жизнь Макария Великого и сочинения его. Для всей Церкви, а не для одной пустыни, был и остается великим св. Макарий Египетский , отец пустыни. Современник Макария Александрийского , называвшегося «городским» 831 , но несколько старше его, он еще в юности почувствовал желание оставить мир и поселился близ деревни в келии; его избрали в чтеца в одной церкви, но он бежал в другое место; здесь оклеветала его впадшая в грех девица; он принял на себя клевету; преступница ужасными страданиями, внезапно поразившими ее, вынуждена была сказать о невинности Макария; но Макарий убегая славы человеческой удалился 832 в пустыню Скитскую 833 ; отселе посещал он св. Антония 834 . На 40 году был посвящен в пресвитера и тогда же получил дар чудотворений и пророчества, а по умножении учеников воздвиг для них четыре храма, сам пребывая с одним учеником своим 835 . Велики были подвиги Макария еще в первые годы пустынной жизни; за великие подвиги уже тогда называли его отроком-старцем 836 ; но преимущественно молчание 837 и сердечная кротость 838 отличали и возвышали дух великого. Когда из Александрии изгнан был арианами архиепископ Петр преемник Афанасия и ими же поставлен был Люций: Люций послал отряд солдат в пустыни, чтобы насилием и жестокостями принудить пустынников к арианству; многие скончались мучениками, а Макарий вместе с несколькими другими послан в заточение на один из островов египетских: но здесь остров язычников вскоре стал островом христиан 839 . По возвращении в скитскую пустыню пророк и чудотворец 840 скончался в 390 году на 90 году от рождения своего, на 60 пустынной жизни 841 . Геннадий пишет, что « Макарий Египетский , подвижник скитский, писал послание к инокам, в котором поучал, что человек может совершать истинное служение тогда, как, познавши себя самого, добровольно несет все труды, мужественно борется с страстями, как бы не потерять благодати данной ему, и, наконец, сохраняя себя в чистоте, достигает чистоты душевной» 842 . Это письмо известно было и св. Исааку Сирину 843 ; но оно доселе остается в рукописях 844 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беседа 19. Того же мар Исаака. Что такое естественные свойства, благодаря которым познающее естество 824 получает божественное знание, и что встречается ему 825 на этом пути. 826 1 . Каждое разумное 827 естество, приведенное в бытие для получения божественного учения, особым образом из трех простых частей создано премудростью преславного Создателя: эти суть желание, раздражение и разумение. 828 Необходимо знать, из чего составлена каждая из этих частей, получающая . 829 2 . К первой части принадлежат: горячее стремление 830 ко всему прекрасному и благому, которое путеводствует разумное мышление к божественным законам, смирению, кротости, самоуничижению, великому милосердию, и прочему. Мы созданы с этой желательной частью для того, чтобы получать , когда она действует в нас. 831 И когда эта часть главенствует в душе, тогда эти 832 появляются в разумном естестве. 3 . Ко второй части принадлежат: трезвение и усердие вместе с мужественным перенесением скорбей и всякого рода злостраданий, которые обычно ради достижения божественных благ; 833 а также решительность, 834 крепость и мужество сердца, способность противостоять всему вредоносному и устрашающему – будь то от демонов, от людей, от пресмыкающихся или от зверей, от голода, труда, нужды, болезни и прочего, даже от самой смерти: а все это по действию вражию случается с естеством человеческим ради имени Божия. 835 4 . К третьей части принадлежат: просветленная вера сердца, свобода от движений, надежда и непрестанное размышление о премудрости Божией. 5 . Те первые части вместе называются деятельной частью души, а эта – божественным созерцанием, то есть, добрым употреблением 836 той познающей части, которая есть мышление. 6 . И когда в той деятельной части мы усердствуем, то есть в постоянном раздумье 837 о добродетели, воспринимаемой посредством тела, эта созерцательная часть, которая есть добродетель, принадлежащая к разумности, к совершенному слиянию с Богом 838 приводит мысль, заставляя ее всматриваться в светозарные и надмирные божественные тайны. 839

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

Грузины. Церковь Грузинской иконы Божией Матери (новая). Церковь. Действует.   Престолы: Грузинской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2019 и 2020. Адрес: Россия, Тверская область, Торжокский район, с. Грузины Координаты: 56.942492, 35.036238 Проезд:Старинное село Грузины расположено в 12 км к югу от Торжка (по Старицкой дороге). Церковь расположена на дороге от Торжка в Берново и Старицу Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Грузины, от Твери 55 верст, от Торжка 12 верст. Церковь Грузинская, построена в 1744 году, каменная, престолов три: в холодной Грузинской Божией Матери, в теплой: Святителя Николая и Сергия Радонежского. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1784 года, исповедные с 1829 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Николай Николаевич Завьялов 41-го года, студент семинарии, в служении с 1880 года, священником с 1886, награжден в 1898 году скуфьей. Диакон Николай Михайлович Баранов 33-х лет, в служении с 1887 года, диаконом с 1894 года. Псаломщик Александр Андреевич Богоявленский 37-ми лет, в должности с 1887 года. Прихожан в селе Грузинах, в деревнях Синцове, Курове, Сучьих Горках, Юрьеве - 243 двора (722 мужчины, 838 женщин). В 1914 году служили: Священник Николай Завьялов 57-ми лет, окончил семинарию, на службе 33 года, в Грузинском храме 27 лет. Штатный Диакон Александр Тяжелов 52-х лет, на службе 13 лет, в Грузинском храме 6 лет. Псаломщик Павел Петропавловский 68-ми лет, на службе 49 лет, в Грузинском храме 9 лет. Прихожан в деревнях Юрьево, Синцово, Курово, Сучьи Горки - 698 мужчин и 834 женщины. В приходе сей церкви в деревне Синцове, бывшем селе, была каменная часовня на месте упраздненой церкви. Существует легенда о том, что первый хозяин имения Кузнечково Я.С. Шишков, дослужившийся до чина капитана, в начале XVIII века воевал на Кавказе и был тяжело ранен в боях с горцами. От неминуемой гибели его спасла простая девушка – грузинка. Она вылечила его, и когда капитан, выздоровев, вернулся в родные пенаты, то в память о своем спасении построил храм, в котором главное место заняла икона Грузинской Божьей Матери. Так в 1744 году возникло название села – Грузины. С тех пор каждый путник, проезжавший по Ржевскому тракту, мог любоваться прекрасным храмом, чей золотой шпиль, увенчанный крестом, был виден за многие километры. Церковь во имя Грузинской Божией Матери напоминала скорее собор…

http://sobory.ru/article/?object=53030

Письмо 131. Н.С. Фуделю 21 III Усмань] 833 Дорогой Николаша. Получил твое и Лялино письмо и очень ему порадовался. Спасибо вам, дорогие, за любовь. Рад, что вам теперь несколько легче и Тамаре лучше в больнице. Ее состояние очень меня тревожит. Не скованность тела в первую очередь, а то, что нет у нее утешения. Никто, конечно, помочь не может, кроме Бога, а он помогает тем, кто этой помощи ищет. Переезд Муни в связи с ее состоянием тоже осложняется 834 . Надо еще найти человека для них обеих. Во всяком случае я договорился на службе, что, если будет нужно, я в конце апреля или, вернее, в начале мая отвезу ее. А лучше было бы в начале июня ехать им троим, маме, Муне и Вареньке, после ее экзаменов. Маме надо лечиться и по разным другим причинам надо ехать. Но состояние такое, что не знаешь, как все в конце концов выйдет. Я был еще у хирурга, и он сказал, что язвы у меня, вероятно, нет, а боли от спазматического колита. Не знаешь ли ты, получила ли Тамара мое и Мунино письмо? Обалдев совсем от своих балансов 835 , я как-то вечером прочел «Холодный дом» и наконец понял значительность Диккенса, по крайней мере, такого Диккенса. Это какой-то погребальный катафалк, чудовищный и великолепный. Стало ясно, что Достоевский не только конструктивно из «Холодного дома», но и по великому милосердию к человеческому роду, что конец «Мальчика у Христа на елке» 836 , – это конец Джо 837 Целую вас обоих. Мир дому вашему! П. Мунину пенсию получили 838 . С будущего месяца буду получать на службе 500 р. Прилагаю письмо Тамаре. 836 Литературным источником рассказа Ф.М. Достоевского из «Дневника писателя» за 1876 г. «Мальчик у Христа на елке» было популярное рождественское стихотворение немецкого поэта Ф. Рюккерта «Елка сироты» (1816). Роман «Холодный дом» был включен Ф.М. Достоевским в список книг, необходимых для библиотеки подростка. См. его письмо неустановленному лицу (Николаю Александровичу) от 19 декабря 1880 г. Читать далее Источник: Собрание сочинений : В 3 т./С.И. Фудель; [Сост., подгот. текста и коммент. Н.В. Балашова, Л.И. Сараскиной]. - М. : Рус. путь./Том 1. 2001. – 648 с./Письма. 263-520 с. ISBN 5-85887-086-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Заимствовано с присоединением первого ответа и незначительным сокращением. 819 б –820 б 408 1 AB Заимствовано с буквальным сходством и с присоединением первой части «показания». Manual. contr. 820 б –821 а 1463, § 34 Почти буквальный перевод 821 б –822 а 408 1 DE 2 B 822 а –823 а 1463, § 35 823 а –824 а 408 2 DE Заимствовано с более подробным изложением одних и тех же мыслей. 824 а –825 а 1463, § 36 825 а –826 б 409 1 AE 2 AB Заимствовано с незначительными сокращениями, касающимися извлечений из сочинений Кальвина и Лютера. 832 б –833 б претык. и испр. 2-е 1461, § 43 Буквальный перевод с присоединением самостоятельного доказательства, заимствуемого из аналогии учительства Иисуса Христа (стр. 833 б ). 834 а –836 б 411 2 CDE–412 1 A 1464, §§ 44–45 Заимствовано с более подробным изложением одних и тех же мыслей. 836 б –837 а 411 2 B, 412 2 C Почти буквальный перевод 837 а –838 б Заимствовано с незначительным сокращением в количестве текстов св. Писания, приводимых в подтверждение доказываемой мысли. 396 2 DE– 397 1 AB 838 б –839 а 1469–1461, § 39 Почти буквальный перевод 839 б –840 а 1464, § 40 840 а –841 а 411 1 E 2 A Заимствовано возражение. 412 2 D, 413 1 C Почти буквальный перевод. 412 2 D, 413 1 DE Заимствовано с незначительным распространением. 842 б –843 а 412 2 DE Почти буквальный перевод. Из сделанного нами сопоставления трактата «Камня веры» о литургии с учением Беллярмина и Бекана о том же предмете мы можем видеть, что и этот отдел в произведении Яворского по своему содержанию близко соприкасается с трудами названных католических богословов. Кроме буквальных заимствований, в большей части содержания рассматриваемый трактат представляет собою сокращение соответственных отделов Беллярмина и Бекана. Сравнительно реже встречаются здесь распространения и дополнения к данным источников. Как имеющие самостоятельное значение, должны быть отмечены следующие части: а) «ведение» пятое (788–789), в котором содержится учение о различии между тайною и жертвою; б) глава VI (807 б –808 а ), где положение трактата доказывается на основании правил шестого вселенского и поместного Карфагенского соборов; в) в VII главе свидетельства свв. отцев церкви: Тимофея Александрийского, Киприана (808 б ), Василия В., Ефрема Сирина , Афанасия В. (809 аб ), Иоанна Златоуста (809 б –811 а ) и г) в первой главе полемической части возражение первое и его решение (827 а –832 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Вот и он называет их не святыми духами, но человеческими добродетелями, почивающими на Христе по человечеству. В свою очередь и великий Афанасий, когда пишет епископу Серапиону о Святом Духе и обличает духоборцев 834 , заявляющих, что они слышат, как у пророка Амоса глаголет Бог: се Аз, утверждаяй гром и созидаяй дух 835 , говорит: «Скажите, найдется ли где в божественном Писании, чтобы Дух Святый назван был просто духом, без прибавления, в котором говорится, что Он «Божий», или «Отчий», или " Мой», или «самого Христа и Сына», или «от Меня» – то есть, от Бога, – или без артикля, и было бы сказано просто πνεμα, а не τ πνεμα, или без этого самого прибавления «Дух Святой», или «Утешитель», или «Дух Истины», то есть Сына, Который говорит: Аз есмь Истина 836 ; чтобы вы, слыша просто «дух» (πνεμα), могли бы подразумевать Духа Святого?» 837 Но великий [Афанасий], сказав это во вступлении и предопределив тем самым свою дальнейшую речь, много распространялся [об этом] и на протяжении всего слова, приводя обширные цитаты из божественного Писания, так что желающие могут достаточно уразуметь отсюда, что Дух Святой – один, а не многие, как говорит Палама, превосходя [нечестием] всех духоборцев, и не один из многих, как он же прибавляет, изобретая и щедро предлагая новые хулы вдобавок к прежним. Однако для самых немощных и мы в настоящем сочинении представим кое-что выбранное оттуда. «Как Сын есть единородное порождение [Отца], так и Дух, подаваемый и посылаемый Сыном, есть един, а не многие и не один из многих, но лишь один этот Дух. Ибо поскольку один есть Сын, живое Слово, то одной надлежит быть и совершенной, полной, освящающей и просвещающей Жизни, являющейся Его энергией и даром, о котором говорится, что Он исходит от Отца 838 » 839 . Каждый, я думаю, может увидеть в этом опровержение губительных [паламитских догм], и не потребуется еще больше слов для непреложного свидетельства [об истине]. Однако, поскольку Дух Святой, будучи одним, называется в Писании многими и различными именами, следует сказать немного и об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме сомнения и неуверенности в получении просимого, молитва, по учению святых отцов, может быть неуслышанной и по какой-нибудь из следующих причин: «или потому, что просят прежде времени; или потому, что просят выше меры своей и по тщеславию; или потому, что, получив просимое, они возгордились бы или впали в нерадение» 832 . Во всяком случае, корень этих причин лежит в самом человеке. Поэтому святой Иоанн Лествичник , призывая не скорбеть, «когда, прося чего-либо у Господа, долгое время не бываем услышаны» 833 , говорит, что «Господь Сам в Себе хотел бы, чтобы все люди в одно мгновение сделались бесстрастными, но встречает большие препятствия от нашего произволения» 834 . Итак, святые подвижники призывают: «если хотим, чтобы молитвы наши не только до небес, но и превыше небес проникали, то постараемся ум свой возвесть к естественной его легкости, очистив его от всех земных пороков и от всякой влаги мирских страстей, чтоб, таким образом, молитва его, не отягчаясь более никаким бременем чуждым, легко воспаряла к Богу» 835 . Сравнивая ум наш с легким перышком, или пухом, которые, не будучи отягчены влагой, могут подыматься на большую высоту, святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что если ум наш «не будет обременен страстями и заботами мирскими и поврежден влагой пагубной похоти, то, будучи легок в силу естественной своей чистоты, при самом легком веянии духовного размышления, возвышается горе и, оставляя дольнее и земное, уносится к небесному и невидимому» 836 . 14.7. Важность сохранения плодов молитвы При достижении совершенной молитвы, при вкушении ее плодов, весьма важно для человека и сохранить эти плоды молитвы 837 . «Помолившись, – говорит преподобный Нил Синайский , – не оставляй без охраны того, что стяжал трудом, но стой мужественно, охраняя плод свой; иначе никакой не останется тебе пользы от молитвы» 838 . Сохранение плодов молитвенных важно в том отношении, что враг спасения человеческого употребляет все козни для того, чтобы отвлекать мысль и чувство от молитвы и изгладить ее из памяти, делая это, по объяснению преподобного Никиты Стифата , для того, «чтоб лишить нас плодов молитвы и чтоб, не вкушая сих плодов, мы заскучали бы на псалмопении и пресекли его в предположении, что уже долго молились» 839 . Но вот тут-то и требуется молящемуся проявить свою энергию и усилить свою молитву. «Настой мужественно, – поучает преподобный Никита, – и еще прилежней внимай псалмам, неспешно читая их, да пожнешь плод молитвы и обогатишься просвещением Святого Духа, воссиявающим в душах молящихся» 840 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Не то же самое, значит, свобода воли и преднамеренный выбор, если и впрямь выбираем мы свободно, но свободу осуществляем 831 не по преднамеренному выбору 832 , и он 833 только выбирает из, – а она использует – то, что в нашей власти, и то, что зависит от того, что в нашей власти, а именно – выбор, решение, прикидку. Ведь мы прикидываем, решаем, выбираем, побуждаемся и пользуемся тем, что в нашей власти, свободно 834 . О мнении Но преднамеренный выбор не есть и какое-либо мнение (δξα). Ведь мнение, конечно, двояко – разумное и неразумное 835 , но выбор переменен. Так утверждается, что неразумное мнение (λογον δξαν) есть простое и непродуманное ведение, как если кто приводит чужое мнение, не ведая его основания – например, говоря, что душа бессмертна и не предлагая убедительного основания ее бессмертия. А разумное мнение (λογικν δξαν), по их словам, есть ведение, образующееся по завершении размышления, как если кто, до чего додумавшись, и основание этому приводит, как это принято в науке. Ведь это – размышление, проходящее весь путь и действующее пошагово, начиная от посылки и вплоть до вывода. Как если кто задается целью доказать, что душа бессмертна, и говорит: «Раз душа самодвижна, а самодвижное приснодвижно, а приснодвижное бессмертно, значит, душа бессмертна». Или еще: «Раз душа не сложена из частей, а несложенное неразложимо, а неразложимое бессмертно, значит, душа бессмертна». Ведь размышлению свойственно мышью бежать 836 по какому-то пути, ведущему к ведению вещей; а путь оно держит от посылок через умозаключения к выводам 837 , и так создает разумное мнение. И еще: мнение – не только о том, что в нашей, но и о том, что не в нашей власти; а преднамеренный выбор – только из того, что в нашей власти. И мнение называем истинным и ложным, а преднамеренный выбор не называем истинным и ложным, но хорошим и плохим 838 . И мнение об общем, а преднамеренный выбор – единичного; ведь преднамеренный выбор касается того, что можно сделать, а это единичное. Яснее ясного, полагаю, стало, что мнение не есть преднамеренный выбор.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Обвинители, обличаемые совестью – этим стражем «образа и подобия Божия» в человеке – начинают уходить «наченше от старец». Люди молодые, не убеленные опытом жизни, еще не сомневающиеся в себе, не так скоро поняли как старцы 834 величие и глубину слов Господа. Кто же как не старцы могли понять скорее всех, что в долгой борьбе человека с грехом и искушением, человек во все продолжение своей жизни не может ни на одну минуту вперед быть уверен в победе своей над грехом. Одно слово Господа вызвало в уме старцев всю прошедшую жизнь их, и напомнило им что ни в одном из периодов жизни от молодости до старости включительно человек не мог (и не может) указать самого краткого периода времени, в который он был бы свободен от греха и уверен в своей твердости пред искушением. «И осталась одна женщина, стоящая посреди» пред Господом. Нет сомнения, что ушли только обвинители, а народ, не принимавший участия в обвинении, остался, и прославлял Господа вместе с учениками, сопровождавшими Господа. Что чертил Господь на земле – есть вопрос совершенно праздный 835 . Это было действие, заменяющее ответ, и имевшее, как мы выше говорили, целию спасти жизнь женщины. Ин.8:10 . Восклонься же Иисус и ни единаго видев, точию жену, рече ей: жено, где суть иже важдаху на тя; ни кийже ли тебе осуди; Ин.8:11 . Она же рече: никтоже, Господи. Рече же ей Иисус: ни аз тебе осуждаю: иди и отселе ктому не согрешай. Господь в великом милосердии Своем глаголал: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» 836 . Господь не произносит над павшею женою суда человеческого, ибо это одна из заблудших овец, которую Пастырь отыскал в горах и пустынях мира и которую Он хочет спасти, а не осудить. Но мы читаем в другом месте: «Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну» 837 . Как же иначе согласить эти места Евангелия, как не усматривая в суде, отданном Сыну Божию – суд бесконечного милосердия? Милосердие сие выражается словами Господними: «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» 838 . И женщина павшая, угрожаемая судом и жестоким наказанием человеческим, видит еебя освобожденною от суда человеческого милосердием безгрешного Сына Божия, но с предостережием: «Ктому не согрешай» 839 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Однако, большое количество недавно открытых документов, особенно в архивах Барселоны (архивы de la Corona d " Aragó) 834 показали, что взгляды историков прошлых лет по этому вопросу были ошибочными. Годы каталонского владычества в Средней Греции были не только смутными и разрушительными, но и созидательными. Акрополь, называемый по-каталонски Castell de Cetines, был укреплен; впервые после закрытия афинской школы Юстинианом в Афинах был открыт университет. 835 Каталонские укрепления были возведены также в Средней и Северной Греции. 836 Современный каталонский историк, лучший специалист по каталонской проблеме в Греции, Рубио-и-Льюч, писал, что “открытие каталонской Греции является, по нашему мнению, одним из самых неожиданных событий, какие современные исследователи встречали в политической истории средних веков.” 837 Конечно, полную историю каталонского господства в Греции еще предстоит изучить, однако, мы должны отдавать себе отчет в том, что работы прошлых лет и ранее высказывавшиеся мнения по этому вопросу многих известных исследователей следует уточнять, ибо новую историю каталонского владычества следует писать на новом материале. 838 Смертельный удар каталонскому преобладанию в Греции нанесло наваррское вторжение 1379 г. Успехи турок в Малой Азии В самом начале XIV века каталонская “кампания” удачно боролась с османскими турками. Но эти удачи греко-испанского оружия продолжались недолго. Наступившая вслед за убийством Рожера де Флора кровавая эпопея движения каталонских дружин на Балканском полуострове и вспыхнувшая затем известная уже нам внутренняя междоусобная война между двумя Андрониками, дедом и внуком, отвлекли силы и внимание империи от восточной границы. Этим воспользовались османы и в последние годы Андроника Старшего и в правление Андроника Младшего одержали ряд серьезных успехов в Малой Азии. Султан Осман и после него сын его Урхан завоевали там главные византийские города: Бруссу, которая сделалась столицей турецкого государства османов, Никею и Никомидию, после чего они подошли вплотную к берегу Мраморного моря. Некоторые города западного побережья Малой Азии стали платить туркам дань. В 1341 г., когда умер Андроник III, турки-османы, можно сказать, являлись уже полными распорядителями Малой Азии с явно выраженным намерением перенести военные действия на европейскую территорию империи и угрожать даже самому Константинополю; по крайней мере, Фракия подвергалась непрестанным набегам с их стороны. Между тем, сельджукские эмирства, чувствуя для себя угрозу от османов, вступали с империей в дружественные и союзные отношения для борьбы как против латинян, так и против османов. Византия и возвышение Сербии. Стефан Душан

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010