XI в.); Георгий III Таойский (50-60-е гг. XI в.); Гавриил III Сапарский (1065-1080); Димитрий (1080-1090); Василий III (1090-1100); Иоанн VI (нач. XII в.); Симеон IV (Гулаберисдзе; нач. XII в.); Савва II (40-50-е гг. XII в.); Николай I (Гулаберисдзе; 50-е гг. XII в.); Михаил IV (Мирианисдзе) (1178-1187); Феодор II (1188-1204/05); Василий IV (нач. XIII в.); Иоанн VII (1205/06-1210); Епифаний (1210-1220); Евфимий II (1220-1222); Арсений III (20-30-е гг. XIII в.); Георгий IV (30-е гг. XIII в.); Николай II (30-е гг. XIII в.); Михаил V (40-е гг. XIII в.); Арсений IV (Булмаисимисдзе; 1241/42-1249/50); Николай III (1250-1282); Авраам I (1282-1310); Евфимий III (10-е гг. XIV в.); Василий V (30-60-е гг. XIV в.); Дорофей I (60-е гг. XIV в.); Шио I (1356-1364); Николай IV (70-е гг. XIV в.); Георгий V (80-90-е гг. XIV в.); Елиоз (Гобирахисдзе; 90-е гг. XIV в.); Михаил VI (1419-1426); Давид II (Багратиони; 1425/26-1428); Феодор III (1429-1435); Давид III (1435/36-1438/39); Шио II (1439-1443/47); Давид IV (Чавчавадзе; 1443/47-1459); Марк (1460-1466); Давид V (1466-1479). Католикосы-патриархи Вост. Грузии (Мцхетские): Николай V (1479-1488); Евагрий (1488-1492; 1500/03); Авраам II Абалаки (1492-1497); Ефрем I (1497-1503); Дорофей II (1503-1505, 1511-1516); Иоанн VIII (1505-1509); Дионисий (1510-1511); Василий VI (1517-1528, 1529-1531); Мелхиседек II (Багратиони; 1528-1529, 1540-1545, 1548-1552); Малахия (1532-1534); Герман (1535-1546); Николай VI (40-е гг. XVI в.); Симеон V (1547-1548); Зебеде I (1552-1556); Доментий I (1556-1560); Николай VII (Бараташвили; 1561-1584); Николай VIII (Багратиони; 1584-1589); Дорофей III (1589-1595); Доментий II (1595-1610); Зебеде II (1610-1611); Иоанн IX (Авалишвили; 1612-1616); Христофор I (1616-1622); Захария (Джорджадзе; 1623-1632); Евдемон I (Диасамидзе; 1632-1642); Христофор II (Урдубегисдзе-Амилахвари; 1642-1660); Доментий III (Мухранбатони) (1660-1676); Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695); Иоанн X (Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700); Евдемон II (Диасамидзе; 1700-1705); Доментий IV (Багратиони; 1705-1741); Виссарион (Орбелишвили-Бараташвили; 1724-1737); Кирилл II (1737-1739); Николай X (Херхеулидзе; 1741-1744); Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788); Иосиф (Джандиери) (1755-1764); Антоний II (Багратиони; 1788-1811).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Ферийский жен. мон-рь во имя св. Георгия основан в 1995 г. Настоятельница - игум. Матрона (Турдзиладзе). Священник - прот. Иаков Бенидзе. В мон-ре подвизаются 2 монахини и 3 послушницы. Хино, муж. мон-рь (в наст. время восстанавливается), расположен на месте кафедрального собора Хиноцминда, на пересечении караванных путей. Он являлся центром Хиноцминдской епархии Мцхетского Католикосата. В 1873 г. здесь побывал груз. историк Д. З. Бакрадзе , описавший практически разрушенный во времена тур. господства и землетрясениями храм. Церкви епархии Архангельская ц. в с. Чакви возобновлена по инициативе местного жителя Х. Беридзе (ныне диак. Севериан) на фундаменте разрушенного храма XIX в., построенного Поповым для работников чайных плантаций, о чем стало известно из надписи, сохранившейся на колоколе. Освящена 26 мая 1995 г. еп. Батумским и Схалтским Иовом. Через нек-рое время возле церкви была возведена колокольня. Ц. во имя св. Георгия в с. Чакви построена в 1880 г. местными греками. В 30-х гг. XX в. закрыта, в 60-х гг. здесь проходили тайные богослужения, в 80-х гг. под рук. А. Адриати начались реставрационные работы, в 1996 г. пристроена колокольня. Ц. во имя св. Феодора в с. Чакви возведена в 90-х гг. XX в. на фундаменте древней церкви. Ц. во имя св. апостолов Петра и Павла в с. Чакви построена в нач. XX в. греками. Разрушена в 1937 г., открыта в 90-х гг. ХХ в. Ц. во имя святых равноап. Константина и Елены в с. В. Квирике построена проживавшими здесь греками в 1889 г. В 30-х гг. XX в. она использовалась как склад минеральных удобрений, в 70-х гг. стала музеем, посвященным дружбе грузин и греков. Возвращена Церкви в 1990 г. Ц. св. Георгия в с. Н. Квирике возведена в 80-х гг. XX в. меценатом Х. Иосифиди на месте разрушенной церкви XII в. Открыта с 1990 г. В с. Дагва храм в честь Успения Пресв. Богородицы возведен греками в 1908 г. на месте деревянной церкви 1901-1903 гг. В 1937 г. взорван, в 1989-1992 гг. восстановлен. Действует с 90-х гг. Воскресенский храм строился с 1996 г. неподалеку от греч. кладбища, освящен на Пасху 2001 г. Ц. в честь Введения во Храм Пресв. Богородицы в г. Кобулети открыта в 1998 г. Расписана аджарским иконописцем И. Бабилодзе. Храм Всех святых в пос. Махинджаури действует с 9 июля 2000 г. Преображенский храм в Ахалшени построен в нач. XX в. греками. Освящен в 1912 г. еп. Мингрельским и Гурийским Леонидом (впосл. Католикос-Патриарх Грузии). В 1937 г. закрыт, с 80-х гг. ведутся реставрационные работы, 19 авг. 1997 г. возобновлено богослужение.

http://pravenc.ru/text/77678.html

Абхазские католикосы (Зап. Грузии; Пицундские): Симеон I (кон. XI - нач. XII в.); Николай (2-я пол. XIII в.); Даниил (70-80-е гг. XIV в.); Арсений (Булмаисимидзе) (кон. XIV в.); Иоаким (70-е гг. XV в.); Стефан (ок. 1490-1526). Абхазские католикосы-патриархи (Зап. Грузии; Пицундские): Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.); Евдемон I (Чхетидзе; 1557-1578); Евфимий I (Сакварелидзе; 1578-1616); Малахия II (Гуриели) (1616-1639); Григорий I (1639); Максим I (Мачутадзе; 1639-1657); Захария (Квариани; 1657-1660); Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666); Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669); Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673); Давид (Немсадзе; 1673-1696); Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742); Виссарион (Эристави; 1742-1769); Герман (Цулукидзе; кон. XVIII в.); Иосиф (Багратиони; 1769-1776); Максим II (Абашидзе; 1776-1795). Местоблюститель Абхазского католикоса-патриарха: Досифей (Церетели; 1795-1814). Экзархи Грузинского Экзархата РПЦ - см. список экзархов в ст. Грузинский Экзархат . Католикосы-Патриархи всей Грузии: сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; 1917-1918); Леонид (Окропиридзе; 1919-1921); сщмч. Амвросий (Хелая; 1921-1927); Христофор III (Цицкишвили; 1927-1932); Каллистрат (Цинцадзе; 1932-1952); Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960); Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972); Давид VI (V) (Девдариани; 1972-1977); Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; с 1977). Епархии и действующие монастыри Алавердская, митр. Давид (Махарадзе). Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила основателя мон-ря свт. Иосифа Алавердского, по преданию, хранятся мощи вмц. Кетеван); Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. ХХ в.); Ахали-Шуамта, Хахульской иконы Божией Матери (близ г. Телави, жен., основан в 50-х гг. XVI в. кахетинским царем Леваном II, возобновлен в 1990); Матани, Успения Пресв. Богородицы (с. Матани, Ахметский р-н, жен., основан в 2005 при церкви XV в.). Ахалкалакско-Кумурдойская, митр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

В 1993 году освящен зимний храм Сергия Радонежского, а главный храм Рождества Пресвятой Богородицы снова возвращён церкви. В 1995 г. монастырь посетил Патриарх Алексий II. В последующие годы возвращены монастырские корпуса, расписан Рождество-Богородичный собор. При монастыре работает воскресная школа. Будучи в марте 1998 в монастыре, президент РБ А. Г. Лукашенко оставил в книге почетных гостей запись: «Восхищаюсь вашим мужеством и преданности великим ценностям человечества. Дай Господь вам добра, мира и счастья». Настоятельница Свято-Рождество-Богородичного монастыря, Ее Высокопреподобие Игумения Гавриила с 90-х годов ХХ века верно служит Святой Матери Марии и Ее Сыну Господу нашему Иисусу. Адрес: 230023, Беларусь, г. Гродно, ул. Новозамковая, 3. По материалам сайта: Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь Монастырь основан на месте Свято-Пречистинского собора - памятника Гродненской архитектурной школы XII в. Каменный фундамент и часть стен храма были обнаружены во время ремонтных работ под слоем земли в 80-х гг. XX в. Около 1633 г. при соборе был основан женский базилианский монастырь. В 1654 г. древний храм вместе со строениями сгорел. Тогда на месте пожарища построили деревянную церковь с монастырскими постройками. Но еще один пожар вновь все уничтожил. В 1720-1726 гг. Киевским митрополитом Львом Кишкою на месте соборной Пречистенской церкви был построен каменный храм Рождества Богородицы и жилой корпус монастыря (1726-1751 гг.). После самороспуска униатской церкви в России в 1843 г. все помещения монастыря и церковь были переданы во владения Православной Церкви. К 1848 г. на пожертвования прихожан интерьеры церкви были отремонтированы по православным канонам, а с восточной стороны жилого корпуса в 1866 г. была построена теплая монастырская церковь в честь св. Сергия Радонежского, а также хозяйственные корпуса. Во время военных действий в 1915 г. храм был поврежден, монастырский корпус и хозяйственные постройки пострадали меньше. Значительная часть внутреннего убранства храма сгорела или была повреждена. Но уже через несколько месяцев в отремонтированном храме проходили богослужения. До революции при монастыре существовала церковная школа для девочек, а также богадельня для престарелых одиноких женщин. Монастырь владел двумя имениями в деревнях Грандичи и Русота, двумя земельными участками в деревнях Каплица и Ольшанка, имелись также мельница на реке Лососянка и рыболовецкое озеро на границе Слонимского и Пинского уездов - Вадотуническое. Рядом с монастырем находился богатый на урожай фруктовый сад. Во время Второй мировой войны монастырь продолжал действовать. Во время освобождения Гродно в 1944 г. здания и имущество практически не пострадали.

http://sobory.ru/article/?object=40973

Маврикия , память к-рого отмечалась 22 сент., на следующий день после монашеского пострига О. В. В аббатстве Сент-Эвруль О. В. был рукоположен во диакона (26 марта 1093) и пресвитера (21 дек. 1108). Примерно с 20-х гг. XII в. он скорее всего был архикантором (регентом монастырского хора), библиотекарем и главой скриптория. Он неоднократно путешествовал, посещал мон-ри и церкви Нормандии, а также Камбре (в 1105), где познакомился с «Хроникой» Сигеберта из Жамблу, вероятно, присутствовал на Реймсском Соборе (1119) и генеральном капитуле Клюнийской конгрегации (1132). Он ездил в Англию, побывал в мон-рях Кроуленд (написал там агиографические тексты о местных святых Гутлаке и Валтиофе, а также краткую историю мон-ря; эти сочинения О. В. частично сохр. в составе позднейших компиляций: Watkins C. S. The Cult of Earl Waltheof at Crowland//Hagiographica. P. etc., 1996. Vol. 3. P. 95-111) и Торни в Вост. Мидленде, а также в Вустере, где познакомился с хронистом Иоанном, от к-рого узнал о хронологической теории Мариана Скотта . С 90-х гг. XI в. О. В. работал над отредактированной и дополненной версией «Деяний нормандских герцогов» (Gesta Normannorum Ducum) мон. Вильгельма Жюмьежского (завершена к 1109-1113), затем начал писать историю мон-ря Сент-Эвруль. Результатом этой работы стало создание масштабного исторического сочинения о Нормандии, нормандских завоеваний в Англии и Юж. Италии (книги 3-5, завершены к 1127), а также о современных О. В. событиях в Зап. Европе (с 80-х гг. XI в. по 1141; книги 6-13). Рассказ о 1-м крестовом походе (кн. 9) основан на «Иерусалимской истории» Балдрика Бургейского, дополненной устными рассказами очевидцев. Ок. 1135 г. О. В. добавил в начало еще 2 книги, посвященные земной жизни Иисуса Христа, деяниям апостолов и краткому изложению истории христ. Церкви до времени правления папы Римского Иннокентия II (1130-1143). Получившийся огромный труд (в 13 книгах, разделенных на 4 кодекса) О. В., подражая Беде Достопочтенному , которого высоко ценил, озаглавил «Церковная история».

http://pravenc.ru/text/2581491.html

В 80-90-х гг. XII в. в Фессалонике Е. продолжил обучать не только жителей города, но и приезжих из К-поля. Архипастырская деятельность Е. вызвала неприятие паствы. Он жаловался в письмах на то, что враги не раз «ставили ему западни и устраивали скандалы» ( Eust. Thess. Opusc. P. 109. 17-19), они были бы счастливы, по его словам, видеть его мертвым (Ibid. P. 66. 13-17). Напряжение в отношениях с фессалоникийцами вынудило Е. на нек-рое время покинуть город. Жители города даже изготовили карикатурное изображение Е. с подписью: «Злопамятный человек, недавно назначенный фессалоникийским иерархом» (Ibid. P. 98. 42-64). Оно стало известно и за пределами Фессалоники. Трудно установить дату отъезда Е. из Фессалоники: по предположению Каждана, Е. уехал до захвата города норманнами в 1185 г. ( Каждан. 1967. С. 101-103), по мнению П. Вирта и В. Грюмеля, он покинул после этого события - в февр. 1191 г. ( Wirth. Die Flucht. 1960. S. 83; Grumel. 1962. P. 221-224). В отсутствие Е. его противники провели расследование деятельности архипастыря в Фессалонике. «Они хотели бы, если бы это было возможно, узнать, что я видел во сне и какие образы подсказывало мне воображение»,- писал Е. по поводу проведенного расследования ( Eust. Thess. Opusc. P. 164. 13-22). Когда Фессалонику захватили норманны, Е. попал в плен к бывш. пирату Сифанту, рассчитывавшему получить за митрополита выкуп. Через нек-рое время Е. был отпущен. Он постоянно общался с латинянами, вступал с ними в богословские споры, пользовался покровительством гр. Алдуина ( Idem. Esp. P. 126. 26-128. 2). Церковная и научная деятельность Е. пользовалась поддержкой представителей высшей знати Византии: внука Анны Комнины , дуки Никомидии и наместника о-ва Кос, севаста Никифора Комнина, и сына великого друнгария Андроника Каматира, дипломата и военачальника Иоанна Дуки, к-рому Е. посвятил комментарии к сочинениям Дионисия Периегета, а также логофета дрома Михаила Айофеодорита. Е. находился в центре кружка, объединявшего таких ученых, как Николай Айофеодорит, Евфимий Малаки, Михаил Хониат, Михаил Авториан (впосл. 1-й патриарх К-польский в изгнании в Никее) и Георгий Антиох, с к-рыми он поддерживал переписку на протяжении почти всей жизни.

http://pravenc.ru/text/187417.html

Сторонники такого подхода обращают внимание на тот факт, что утверждение об иноземном происхождении учения является топосом средневек. описаний ересей, поэтому историю К. следует рассматривать в контексте эволюции христ. доктрины. В 50-х гг. XX в. с этих позиций выступил Р. Морген ( Morghen. 1954/1957). Убежденным противником генеалогистов является Ж. Дювернуа. Он отвергает возможность того, что К. заимствовали свои верования у проповедников с Востока. При этом Дювернуа признает существование организационных связей между общинами болг. богомилов и западноевроп. еретиков ( Duvernoy. 1986). А. Бренон отстаивает позиции, согласно к-рым общины К. не подчинялись болгар. богомилам и развивались самостоятельно ( Brenon. 1988). В 90-х гг. XX в. сторонники гиперкритического подхода в изучении К. поставили под вопрос понятие «катаризм», к-рое во франц. историографии принималось как данность (Inventer l " hérésie? 1998. Р. 7). По мнению исследователей, сохранившиеся в полемических сочинениях и в документах инквизиции сведения о ереси полны преувеличений. Работа П. Хименес Санчес стала 1-й общей историей К., написанной с этих позиций ( Jim é nez-Sanchez. 2008). Источники Сведения об общинах XI в., члены которых предположительно исповедовали дуалистические учения, содержатся гл. обр. в хрониках. Первым описание подобных ересей приводит в своем сочинении Радульф Глабер. Важными источниками сведений по ранней истории К. являются письма католич. проповедников. Значительная их часть была составлена в 40-х гг. XII в. (письма Эвервина Штайнфельдского, некоего клирика из Льежа, мон. Гериберта и католич. св. Бернарда Клервоского ). Знакомство католич. авторов с новой ересью способствовало появлению антикатарских трактатов, к-рые остаются основным источником сведений о вероучениях К. в XII-XIII вв. К таким произведениям относятся труды аббата Экберта из Шёнау, анонимное сочинение писателя-вальденса «Антиеретическая книга» (Liber antihaeresis, нач. 80-х гг. XII в.), трактат Эрменгауда «Против еретиков» (Opusculum contra haereticos, рубеж XII и XIII вв.).

http://pravenc.ru/text/1681369.html

Ал.-Св. 92. Требник. Третья четверть XII в. 8° 368 л. Филиграни: 1) Лилия, вид: Хивуд, 1717 (ок. 1670 г.); 2) Агнец на щите, тип: Мошин, Грозданович, 329–331 (1648–1649 гг.); 3) Голова шута без косички, не отожд. Записи: л. 368 об.– оборот нижней крышки переплёта – пространное полемическое обращение к раскольникам. Содержание: л. 79–93 об. – поучения об исповеди: л. 153–158 – чин причащения больного; л. 156–158 – поновление мужчинам; л. 158 об.– чин исповеди глухого; л. 159–259 – чин исповеди: л. 168 об.–171 – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 172–177 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 177 об.–178 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); 1314 л. 179–187 – поновление мужчинам; л. 187–189 – поновление вельможам; л. 189–190 поновление детям; л. 190 об.–196 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 196–204 – поновление женщинам: л. 204–206 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 207– 211 об. – поновление инокам; л. 211 об.–214 – вопросник инокиням (ЧЖ-Печ. тр.); л. 214–218 – поновление инокиням; л. 218–221 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 221 об.–228 об. – поновление священникам; л. 228 об.–230 – поновление священникам-бельцам и дьяконам; л. 244 об.–247 – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 2.52–255 – поучение детям духовным. Ал.-Св. 110. Служебник иерейский. Первая треть XIX в. 16°. 55 л. Филигрань: Герб Ярославля с литерами ЯБМЯ, вид: Участкина, 52 (1823 г.). Содержание: л. 48–49 об. – отрывок чина исповеди; л. 48–48 об. – вопросник мирянам (М-Свир. 110). Ал.-Св. 111. Требник. Конволют: 1) л. 1–79 (первая треть XII в.); 2) л. 80–270 (середина XVII в.). 8°. 270 л. Филиграни: первая часть: Герб с подвеской-литерами МР, вид: Дианова, Костюхина, 245 – 246 (1623 г); вторая часть: 1) Лилия в щите, вид: Дианова, Костюхина, 910 (1647 г.); 2) Кувшин с полумесяцем, одной ручкой, литерами близкий: Дианова, Костюхина, 673 (1647 г.). Содержание: л. 80–90 – чин причащения больного; л. 86–89 об. – поновление; л. 90–91 – чин исповеди немого, глухого, бесноватого; л. 93–178 об. – чин исповеди; л. 100–102 – вопросник о вере (без начала) (ВВ-Печ. тр.); л. 103–114 – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 114–129 об., 132–133 – поновление мужчинам; л. 130–131 об., 136–144 об. – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (без начала и конца) (Ж-Печ. тр ); л. 133–136 – поновление детям; л. 145–158 об. – поновление женщинам; л. 164 об.–169 – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 171–178 об. – поучение детям духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Планомерные археологические исследования, проводившиеся в восточной части междуречья Прони и Рановы с 1980-х гг., значительно пополнили наши знания о колонизации этой рязанской «украины» в период средневековья. В ходе разведок 80–90-х гг. И. Б. Барышевым, В. М. Буланкиным, И. Ю. Стрикаловым М. Ф. Третьяковым и В. П. Челяповым было открыто и обследовано около 80 поселений эпохи средневековья, из которых 46 памятников содержат материалы XII–XV вв. (рис. 1). Эти памятники размещаются на территории микрорегиона несколькими группами. Это Толпинская группа, включающая в себя Толпинское городище и прилегающие селища на правом берегу Прони (7 поселений), группа Княжого городища, включающая одноименное городище и 6 прилегающих селищ на левом берегу Рановы, группа реки Молвы (13 поселений), группа реки Моши (12 селищ и Ногайское I городище без культурного слоя), Пехлецкая группа, объединяющая поселения по левому берегу Рановы выше Княжого городища (3 памятника), и Ряжская группа, включающая три поселения на реке Хупте. К сожалению, широкомасштабные раскопки ни на одном из этих поселений не проводились, что отразилось на составе коллекций их древностей: они, как правило, состоят только из фрагментов керамики, что и определило основное направление исследования – анализ керамики. Однако малочисленность коллекций накладывает и определенную специфику на методику такого анализа. Представительные выборки образцов глиняной посуды имеются лишь для посада Толпинского городища (селище I) и Ряжского I поселения. Остальные сборы не могут быть подвергнуты статистическому анализу. При характеристике керамики остальных поселений исследуемого микрорегиона можно лишь констатировать факт присутствия в коллекции того или иного типа керамики. Тем не менее определенные сведения статистического характера можно получить при группировке поселений по их географическому положению, а также при рассмотрении керамики всех учтенных поселений как единого нерасчлененного комплекса. В состав анализируемой выборки вошло 764 экземпляра венчиков сосудов, которые согласно классификации, разработанной для керамики Старой Рязани, могут быть распределены по типам 8–12, бытовавшим в XII–XV вв. (рис. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тимощук Б. А., Русанова И. П., 1983, с. 164–165. Бабина долина, Тернопольская об л., Украина. Культовые яма и площадка XII – начала XIII в., расположенные на месте поселения XI–XII вв., находившегося у подножия городища-святилища Звенигород. Раскопками, проведенными в 1985–1989 гг. Тернопольским краеведческим музеем под руководством М.А. Ягодинской, вскрыта большая площадь на поселении и открыты жилые полуземлянки с печами-каменками и хозяйственными помещениями с каменными рабочими площадками. Сооружение 5 представляло собой прямоугольную постройку (2,8 х 2,2 м), углубленную в материк на 50 см, со стенами столбовой конструкции (рис. 67, 2). На поду круглой нишеобразной печи (диаметр 90 см), вырезанной в стене постройки, лежали череп, кости рук ребенка и симметрично по обе стороны черепа – две согнутые ноги теленка. На обожженном полу помещения брошен костяк женщины, голова ее отсутствует. В разных местах на полу находились скопления костей людей и животных, вещи, обломки посуды. Помещение засыпано глиной, сверху положены большая каменная плита, фрагмент черепа человека и разожжен огонь. Сооружение 10 перекрывало более раннее жилище и представляло собой округлую горизонтальную площадку, выровненную на склоне (на верху склона она углублена на 80–110 см, внизу на 15–20 см). Северный склон кругом площадки выложен камнями и большими плитами. К югу от площадки в глиняном склоне вырезана нишеобразная печь (диаметр 2 м). В печи на правом боку лежал скелет подростка с поджатыми к груди руками и ногами (рис. 68). Площадка имела овальную форму (5 х 5,6 м). В ее центре находилось пятно обожженной до красного цвета глины (80 х 45 см), окруженное столбовыми ямками. К западу от пятна лежал костяк человека. Кругом в один ряд уложены кости и черепа крупных рогатых животных. На краю площадки находились еще два скопления костей: в одном из них были челюсть теленка, кости конечностей мелкого рогатого скота, челюсть человека, височное проволочное кольцо и разбитый горшок, во втором скоплении – позвоночник мелкого рогатого животного, пряжка, нож и кресало.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010