5 апреля 1473 года митрополит Филипп скончался. На теле его нашли большие железные цепи, о которых не знали ни духовник его, ни келейник. Погребение его было совершено 7 апреля. Труды: Грамота к новгородцам с увещанием не отдаваться под власть польского короля//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 280. Грамота к новгородцам с увещанием не признавать литовского митрополита//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, стр. 181, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880. 4. 1. 102. Грамота к Иоанну III о помиловании новгородцев//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 282. Грамота к слуге//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 79. Грамота в Новгород (1467) с поучением о неприкосновенности церковных земель//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 82, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 101. Грамота в Псков (1471) с разрешением построить шестой собор//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1. 283, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 103. Послание к игумену Троице-Сергиевой Лавры Спиридону о прощении одного монастырского старца//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией: в 5 т. СПб., 1841–1842, т. 1, 278, а также// Павлов А.С. Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1880, ч.1, 104. Литература: Боголюбский М. протоиерей. Московская иерархия//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1894, сентябрь, стр. 461–463. Иванов П.И. Описание Московского Архива министерства юстиции. М. 1848, стр. 210. Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 274, прим. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Стр. 41–43 отчасти списаны, а отчасти составлены по Макарию (См. §245, m.V, стр. 58.59 прим. 44.60.59 прим.143.59–60.61). Цитаты в 3-ьем примечании на 43 стр. перенесены из Макария (m.V, стр. 58 прим.141, стр. 60 прим.149, стр. 61 прим.151); только цитаты на Августина получили безграмотный вид. Прим. на 46 стр. заимствовано у проф. Соколова, стр. 165 прим. 3. В конце стр. 49 и в начале 50-ой о. Малиновский из статьи проф.Беляева списывает слова Mahrheineke (а не Marcheineke, как пишет о. Малиновский) и в прим.1 отмечает, откуда он берет эти слова. Но дальше из той же статьи списываются слова Тридентского собора, собственные рассуждения проф. Беляева и слова римского катихизиса (в прим.3-ем), но цитат на Православный Собеседник уж больше нет (См. 1871, т.1, стр. 226.227). §143. Установление крещения (стр. 57–63). В этом параграфе о. Малиновскому повидимому может принадлежит лишь одна страница; остальное же все и почти всегда дословно списано с книги А.Алмазова -История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань 1884. Срвп. Стр. 58 Малиновского и стр. 7. 8. 9. у Алмазова. По Алмазову составлено здесь и примечание, которое лишь и снабжено цитатой. При том в списанной у Алмазова цитате на «Луг Духовный» вм. стр. 287 поставлена неизвестно почему 181-я. Стр. 59 вся взята у Алмазова, стр. 11–12. Примеч-Алмазова стр. 11 прим.1. Около половины этой страницы и у Алмазова выписка из догматики Макария (m.1V, стр. 101–102), но у Алмазова заимствование точно отмечено и снабжено цитатой; о. же Малиновский не ставит цитаты ни на Макария. ни на Алмазова. Средина стр. 60 выписана без цитаты из Макария, §202, m.IV, стр. 02, а дальше на протяжении страницы пересказ и отчасти буквальная выписка из Алмазова, стр. 13–16. Книга Алмазова и названа (стр. 60 прим.), но загорожена поставленной впереди статьей Смирнова. Обширная, в целую страницу, выдержка из Тертуллиана (стр. 19–20) взята у Алмазова (стр. 19–20). Алмазов цитирует старый перевод Карнеева (ч.II, стр. 8–9) и приводит в примечании подлинный латинский текст, которому перевод Карнеева, как сделанный не с подлинника, а с французского перевода, соответствует далеко не в точности. § 144. Видимая сторона в таинстве крещения ( стр. 63–77).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Аристотель помимо того доказывает, что, поскольку время есть всегда, то и движение есть всегда. 104 В свою очередь, из этого он показывает, что и движущая субстанция есть всегда. 105 Но первая движущая субстанция есть Бог . Следовательно, Он есть всегда. – Если же мы отрицаем, что время и движение есть всегда, то довод в пользу того, что субстанция есть всегда, все равно остается в силе. Ибо если движение имело начало, оно должно было начаться под воздействием какого-то двигателя. Если и этот двигатель имел начало, на него должно было нечто воздействовать. И так либо до бесконечности, либо вплоть до чего-то, что не имело начала. Эту истину подтверждает своим свидетельством и божественный авторитет. Так, в Псалмах поется: «Но Ты, Господи, пребываешь вовеки» (9:8) и «Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (101:28). 102 Ср. Боэций, Утешение философией, V, 6: «Вечность есть совершенное обладание сразу всей полнотой бесконечной жизни» (пер. В.И.Уколовой, стр.286). Ср. Плотин III 7: «Целостное, законченное бытие... – это и есть вечность... полнота бытия... охватывающая все бытие и исключающая всякое небытие» (пер. Б.Ерогина, стр. 324 ср. пер. А.Ф.Лосева , стр. 394). 103 Virtus – способность, сила, добродетель, внутреннее свойство. В отличие от proprium, proprietas – собственного признака, и accidens – отделимого или неотделимого привходящего, случайного признака, virtus обозначает такое свойство, в котором проявляется сущность, сама субстанция. Virtus – сила вещи и реализация ее сущности, однако она не вполне тождественна по смыслу терминам potentia, с одной стороны, и actus, с другой. Potentia – не столько сила, сколько возможность, сама по себе совершено бессильная; она скорее указывает на то, чего в вещи нет, хотя могло бы быть. Actus – реализация потенций вещи, ее действительность и действие; этот термин ближе к силе – virtus; но понятие virtus эже. Оно указывает на проявление некоего совершенства, могущества или блага. Так, например, из двух субстанциальных свойств человека – разумность и смертность – словом virtus постоянно именуется разум, и никогда – способность умирать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Числ. X:9. 71 Числ. X:10. 72 Втор. XVII, 9 — 12. 73 Лев. гл. XII — XIV. 74 Лев. VII:20 и мн. др. 75 Лев. XII — XIV и др. 76 Лев. гл. XVII. 77 Числ. VI:13 — 21. 78 Втор. XXI, 5 — 9. 79 Числ. V:12 — 31. 80 Числ. V:21. 81 Исх. гл. XXVIII и др. 82 Исх. XXVIII:41; XXIX, 1 — 44. 83 Мы не останавливаемся на более подробном раскрытии этого отличия, так как для нас оно представляется делом второстепенным и в значительной мере выяснено уже в труде о. Г. Титова: «История священства и левитства ветхозаветной церкви», где этому вопросу посвящена вся вторая часть книги. 84 Евр. X:1. 85 Евр. VIII:7, 8, 13. 86 Евр. X:9. 87 Евр. IX:22. — 28 88 Евр:Х, 4. 89 Евр. X, 1 — 2. 90 Евр. X:10. 91 Евр. IX:26. 92 Евр. X:14. 93 Евр. X:9. 94 Евр. X:18. 95 Евр. IX:9. 96 Евр. X:II. 97 Евр. VII:27 — 28. 98 Евр. VII:11. 99 Евр. IX:9. 100 Евр. IX:10. 101 Евр. IX:11 — 12. 102 Евр. X:19. 103 Евр. IX:24. 104 Евр. IX:15. 105 Евр. VII :24 — 25 106 1 Тим. II:5. 107 Евр. VII:26. 108 Евр. X:12. 109 Евр. X:18. 110 Евр. X:19 111 1 Иоанн. II, 1. 112 Иоанн. II, 1. 113 Евр. VII:17. 114 Апок. XIII:8. 115 Евр. X:9. 116 Евр. X:10; ср. Мф. XXVII, 51. 117 Мысль эта встречается почти у всех отцов и учителей Церкви. Например, Ап. Варнава, «Послание», гл. VII стр. 47 — 49, изд. 1862 г. русский перевод прот. Преображенского; св. Климент Римский , «Первое послание к Коринфянам», гл. XXXVI стр. 137 того же издания; св. Полпкарп Смирнский , «Послание к Филиппийцам», гл. XII стр. 449; св. Иустин Мученик , «Разговор с Трифоном иудеем», гл. стр. 290, изд. 1892 г. перевод прот. Преображенского; св. Киприан Карфагенский , «Письмо 63 к Цицилию», ч. I стр. 398, изд. 1891 г. р. п.; Ориген , «In. Ioan. horn. XXVIII», p. 14; св. Григорий Богослов , «Слово 2-е о Сыне», т. 4 стр. 181 р. п.; св. Григорий Нисский , «Слово на св. Пасху», т. 8 стр. 38 — 39 р. п.; св. Епифатй Кипрский, «Против Ариоманитов», т. 4, гл. XXXIX стр. 169 р. п.; Бл. Августин , «О граде Божием», т. 4, кн. 10 гл. VI, стр. 114 р. п. и мног. др. 118 Ап. Варнава , «Послание», гл. II стр. 35; св. Иустин Мученик , «Разговор с Трифоном иудеем», гл. стр. 319; св. Ириней Лионский , «Против ересей», кн. 4, гл. XVIII, § 4, стр. 365, изд. 1900 г., русский перевод прот. Преображенского; св. Иоанн Златоуст , «Против Иудеев», сл. 11. § 5 и далее, изд. 1895 года С.П.Б. Академии т. I. ч. 2 стр. 713; Бл. Августин , «О граде Божием», т. 6, кн. 20.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

81 Проф. А. Спасский: (ор. cit., 360). 82 Бл. Иероним: “De viris illustr...» 126. 83 H. E. III, 14. 84 «Bibliotheca», cod. 191. 85 Cf. A. Puech, op. cit. p. 297. 86 Ibid. 87 Ibid. 88 Ibid. p. 298. 89 Ct. Ibid., pp. 299—300. 90 Ibid. 91 Ibid., pp. 302—303; cf. P. Allard, «Saint Basile» In DTC, П, 446—447. 92 Cf. J. Bessë «Regles et moines de Saint Basile» in DTC. II, 455—459. 93 «La tradition manuscrite de la correspondance de Saint Basile», Oxford, 1923. 94 Французское общество Guillaume Budй приступило к критическому изданию его писем в 1957 г. Вышел том первый с кратким введением, французским переводом и комментариями проф. Yves Courtonne. 95 См. Письма св. Григория 51 и 53. 96 P. Allard, ор. cit., col. 453; cf. A. Puech, op. cit., p. 314. 97 Письмо 38 к св. Григорию Нисскому; «О Святом Духе», XVII; cf. В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 89; А. Спасский: «Ист. догм. движ.», стр. 493—497. 98 «О Святом Духе», XVI. 99 Ibid. V. 100 Ibid. XVI. 101 «О Святом Духе» XVII. 102 В. Болотов, ор. cit., стр. 89. 103 Ер. 38, 8. 104 «О Святом Духе», XVI; XXI; XXIII. 105 Ibid. XXI; «Шестоднев», Бес. VI, 2; IX, 6. 106 «О Святом Духе», V; XVI; XVIII; XXV; Ер. 38. 107 «О Святом Духе», XVII. 108 Ibid. IX. 109 Ibid. 110 Ibid. XXVII. 111 Бес. II, 6. 112 Проф. А. Спасский: ор. cit., стр. 516. 113 См. у проф. А. Спасского, стр. 530—535, а также и в примечаниях к французскому переводу этого трактата св. Василия в издании – Sources chrйmiennes,. vol. 17, pp. 144—148. 114 «Послание к Африканским Епископам», § 4. 115 О Святом Духе», XVIII; cf. «Шестоднев», Бес. II, 6. 116 «О Святом Духе», XXIX. 117 Benoit Pruche, О.Р.: «Basile de Cйsarйe, Traimй du Saint-Esprit». SCH. 17. Paris 1947. Введение, стр. 1—104 и, в особенности см. стр. 12—39. 118 Подробнее у проф. А. Спасского, ор. cit., 498—502. 119 Ibid. 120 Бес. I, 2; II, 2,4; III, 3. 121 Бес. I, 1. 122 Бес. II, 5; III, 9; IX, 1. 123 Бес. I, 6; IV, 5. 124 Бес. 1, 5 и 6. 125 Бес. I, 5. 126 Ibid. 127 Ibid., 4. 128 Ibid., 3. 129 Ibid., 4. 130 Бес. II, 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

Всего было выявлено 35 публикаций святителя в 26 выпусках. В Библиографическом описании статей приводим: • Заглавие публикации (выделено жирным шрифтом). • Опубликовано – Библиографическое описание: год издания, номер выпуска «Афонского листка», общее количество листов, а также библиографические данные современного переиздания: номер тома и страницы. Стоит обратить внимание, что из-за многочисленных переизданий не всегда оказалось возможным точно определить год первого издания. • Библиографическое описание атрибутированного источника публикации. Публикации в журнале «Домашняя беседа» 1872–1873 гг. были составлены редактором и издателем журнала В. И. Аскоченским на основе других творений святителя, которые также определены и указаны в угловых скобках. Видение дел человеческих (сказание из древних отечников. Заимствовано из соч. еп. Феофана) Опубликовано: Афонский листок. . Вып. 6. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 27–30. Источник: Еп. Феофан. Видение старца//Домашняя беседа. 1873. Вып. 23. 9 июня. С. 554–557. . Из сочинений преосвященного Феофана. О необходимости поминовения умерших Опубликовано: Афонский листок. . Вып. 16. 4 стр. – Совр.: Т. 1. С. 69–70. Источник: Неделя св. отец. Суббота. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. Изд. Афонского Русского Пантелеимонова мон-ря/Еп. Феофана. М.: тип. И. Ефимова, 1881. С. 166–167. Как душу спасать? (из сочинений преосвященнейшего епископа Феофана) Опубликовано: Афонский листок. . Вып. 21.8 стр. – Совр.:Т. 1. С. 99–101. Источник: Как спастись?//Домашняя беседа. 1869. Вып. 33. 16 августа. С. 863–865. Пустынножительство в мире Опубликовано: Афонский листок. . Вып. 21. 8 стр. – Совр.: Т. 1. С. 101. Источник: Пустынножительство в мире//Домашняя беседа. 1872. Вып. 11. 11 марта. С. 276. . Умная молитва – долг мирян. Письмо Опубликовано: Афонский листок. 1883. Вып. 21. – 8 стр. Совр.: Т. 1. С. 102–105. Источник: Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни/Еп. Феофана. 2-е изд. Афонского Рус. Пантелеимонова монастыря. М.: типо-лит. И. Ефимова, 1892. Письмо No 66. С. 380–385.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

г) Созомен : «церковная история» кн. 7, гл. 26, стр. 534: говорит о св. Донате, умертвившем дракона: «Когда тот почувствовал его приближение и поднял голову, чтобы напасть на него, он перстом изобразил пред ним в воздухе знамение креста и плюнул. Слюна попала зверю в рот и он издох». д) Св. Григорий Двоеслов о монахе Мартирие писал: «Он сделал знак креста перстом» и о пресвитере Аманцие: «Человек Божий изобразил крест перстом своим» (см. История русской ц. м. Макария т. 8, стр. 101). е) Св. Андрей Критский , в похвальном слове преп. Потапию: «Потапий исцелил бесноватого тем, что перстом начертал над ним в воздухе крест; когда исцеленный прштал к его ногам, он начертал перстом знамение креста на его челе» (у Голубинского «К нашей полемике», стр. 155–156, примеч.). ж) «Св. великомученица Варвара к купели той пришедши, и, к востоку воззревши, начерта перстом на мраморе креста святого изображение, еже от святого перста чистые девицы тако на камени изобразися, акибы железом исковано». (Четь-минея 4 декабря: л. 28, изд. 1695 г.). В прежнее время даже и образ креста не изображался по современному, т. е. не делали большой крест, а он изображался на всех членах тела: на челе, устах, очах, персях, руках и т. д. Ефрем Сирин пишет: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием» (т. 2, стр. 238–239, изд. 1895 г.; по слав. сл. 102, л. 262 об.). Каптерев, в кн. « Патриарх Никон и его противники», стр. 87: «Самый крест при знаменовании себя в первые века христианства изображался иначе, чем в последующее время и теперь, именно: одним перстом изображали тогда крест по преимуществу на челе или же на устах, очах, персях и вообще на отдельных частях тела, так что знаменование себя большим крестом в первые века христианства не употреблялось, а вошло в обычаи уже в позднейшее время». Там же, стр. 89–90: «Отсюда само собою следует, что считать какую-либо одну форму перстосложения за единственно православную будто бы всегда неизменно существовавшую в православной церкви, исключающую все другие формы, как не православные, придавать тому или другому перстосложению в крестном знамении значение догмата, характер неизменяемости, значит или вовсе не знать историю перстосложения, или заведомо искажать ее из неправильно понятых полемических целей».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

89 I, 4 90 II, 10 (а) (2, 4); Переф. 456. 91 Taannith II, 10 (2, 7). Переф. 456. 92 I. 1, с. 21; edited by Bidez and Parmentier, London 1898. 93 Taanimh IV, 7. 94 Упомянутое выше место в V, 18. 95 Бес. 4 „о статуях». 96 К Непот. о жизни клирик. 97 На Пс. 118 бес. 8. 98 Бес. 1 о посте. 99 На Быт. бес. 4 и 6. 100 Слово 56 „о врем». 101 Слово 8 „о посте и милостыне». 102 Типикон главы 8 и 35. 103 Типикон, 24 дек. и 5 янв. 104 Минея месячная, января 5. 105 Типикон, там же 106 Типикон, глава 35. 107 De Elia et jejunio. 108 Слово 1 „о посте». 109 На кн. Быт. бес. 11. 110 Апост. прав. 64: „аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой субботы), да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен». Ср. Трул. соб. пр. 55. 111 Оглас. сл. 4. 112 Кн. 5, гл. 22. 113 Такие основания указывает D ü rand в coч.Ramionale divinorum officiorum, цитуемом у Неи n . А lt , Das Kirchenjahr, Berlun 1860, S. 20. 114 Правило 56. 115 См. выше цитату из Кирилла Иерусалимского. 116 Некоторые из этих памятников изданы проф. А. А. Дмитриевским в „Описании литургических рукописей, т. I, Киев, 1895 г». Из остальных главы о посте приведены почти полностью в брошюре его же „Триодь постная-училище благочестия. (О посте). Киев 1904». 117 , горох. 118 Иначе понимает эти два места Типикона и Триоди проф. А. А. Дмитриевский в указ. брошюре-„Триодь Постная-учил. благоч.», стр. 11. 119 А. А. Дмитриевский, там же. 120 Дмитриевский А. А. Триодь постная… Стр. 24 и 32. 121 Рук. М. СИНОД. библ. 389 (337), л. 496 об. Дмитриевский А. А. указ. соч. 32. 122 , — должно быть греческая транскрипция латинского ипсиа-1 12 асса или римского фунта. 123 unkiewicza Piara ks. Wyklad obrzdów I religijnych zwyczajów rzymsko-katolickiego kosciola Wydannie 2. Wilno 1854, 1. 32—34. 124 Серединский Т. свящ. О богослужении западной церкви. 2 Спб. 1849, стр. 77 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Инструкция учителям, како им в должности звания своего поступать. I, 242. Искушение. I, 171, 215, 225; II, 53 (§ XCIX), 94 (§ CXXXV); III, 16 (§ 284), 101, 103 (§ 4–5), 91–94 (пис. 79–81), 152 (§ 49). Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию. V, 227. О Испытании себе самаго. V, 178 (сл. 1), 272 (пис. 9), 269 (пис. 8); IV, 169 92) О Истинной печали, или жалении. III, 311 (гл. 14), 240 (§ 403) II, 60 (§ CVIII); V, 12 (пис. 13); 15 (пис. 15). Истинному христианину все дела свои во славу Божию творити должно. III, 331; II, 37 (§ LXV). См. еще Хищник. О Истинном Христианстве. Т. II-III. О Истине Св. Писания. V, 246 (пис. 2-е). О Истине Евангельскаго учения. V, 232. Исшедший из тьмы, из темницы, из плена (обратившийся от беззаконнаго жития к Богу). IV, 110. К Какие знаки живой веры в человеке? V, 260 (пис. 5). См. еще о Вере. Какия добрыя и как худыя мысли у души. V, 112–115. Какия душевныя болезни. V, 111. Како может человек свое сердце исправить. V, 102. Како Бог призывает грешника на покаяние. II, 197. Како христианин может себе утешать в приключающихся скорбех. III, 269, гл. II-я: а) в духовном искушении, которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие: 276, § 421 (см. еще: к Отчаявающемуся в своем спасении, Евангелие, о Надежде и утешении хотящим каятися, о Любви Божией к человеку, Искушение, и под.); б) в искушении, которое бывает чрез злые и хульные помыслы: 284, § 422; в) потерпевший от клеветы: 286, § 423 (см. еще: т. I, 237, пис. 14-е, – 131, 224; II, 39, § LXVIII,–43, § LXXIX,–169 § 94); г) изгнанный из отечества и дома своего: 290, § 424; д) беззаступный, обиждаемый от сильнаго: II, 189 (§ 127); е) страждущий в болезни: 292 (§ 425); ж) утешение противу нищеты: 293, § 426 (см. еще т. II, 330, § 263). з) противу страха смертнаго: т. II, 221 (§ 163); и) сетующий по умершем: II, 223 (§ 164); и во всякой скорби и тесноте: III, 269–276 (§ 420), стр. 104 (§ 6–7), 374 (§ 488); II, 53 (§ XCIX), 283 (§ 220); IV, 186 100), 333; V, 68 (пис. 49), 325 (пис. 28), 333 (пис. 36); I, 211). См. еще: Счастие, о Терпении, Не бойся: Я с тобою, о Прибежище христианском, о Присутствии Божием с христианами с христианами в скорбех их, Отеческое Божие наказание, о Надежде, и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Я истинно буду находить душевное наслаждение, когда мне поручения делать будете (стр. 66). Поручения, действительно, продолжали делаться. Разумеется и Румянцев не оставался в долгу. Извещая своего преосв. друга, что он хлопочет о получении для него полоцкой иконы св. Софии, граф в тоже время обещает доставить ему такие ж иконы из Архангельска и из монастырей – Антониева, Хутынского, и Юрьевского (стр. 67., письмо от 8 дек. 1822 г.). Однакож взятую на себя коммиссию Румянцев не вдруг мог исполнить, почему митрополит вынуждался еще не один раз просить его все о тех же иконах (стр. 72 и 78., письмо ответное 11 февр. и 21 марта 1828). В письме от 21 марта Евгений докладывает канцлеру, что вся работа у него стала только из за икон св. Софии, а историческое описание киевософийского собора почти уже готово». «Мое описание киево-софийского собора становится уже большою книгою, сообщал Болховитинов Румянцеву от 28 мая 1828 г.. Жду известия тобольского о тамошней Софийской иконе» (с. 75). Между тем граф шлет Евгению рисунок иконы св. Софии, находящейся в царско-сельском соборном храме 272 , и просит А. О. Малиновского достать рисунки Софийских икон московских церквей (стр. 76, письмо от 16 мая 1828 г.), что отчасти Малиновский и исполняет («Переписка Румянцева с московскими учеными», в «Чт. Общ. Ист. и Древн. Российских 1882 г., кн. 1, стр. 263 и 281, письмо от 11 июля 1823 г. и 15 февраля 1824 г.). К октябрю 1823 г. были присланы митрополиту и тобольская икона, и архангельская, и некоторые другие. По этому поводу преосвященный пишет канцлеру: «Моя книга о Киево-Софийском соборе время от времени толстеет и я во многом, к ней относящемся, обязан помощи Вашего Святельства. Даже собрание Софийских икон останется памятником вашего попечения и я в киево-софийском соборе поставлю всех их в кивот» (стр. 77, письмо от 7 октября 1823 г.; ср. стр. 79, 84, 100, 101, 102 и 103 – письма от 24 октября и 23 ноября 1823 г., 23 февраля, 12 и 29 марта и 18 апреля 1824 г., где речь идет все еще о Софийских иконах).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010