I. Слова и речи 1 . О причинах и последствиях первоначального отделения старообрядцев от церкви. Слово, произнесенное 5 октября 1874 года. 1875, кн. I, отдел III, стр. 3. 2 . К русским православным людям и глаголемым старообрядцам – в день священного венчания и помазания на царство благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича. 1883, отд. I стр. 8. 3 . Слово на обновление храма в Никольском единоверческом монастыре. Арх. Павла. 1875, кн. I, отд. III, стр. 3. 4 . Слово в неделю сыропустную о древе жизни. Его же. 1885, т. I, отд. I, стр. 145. 5 . Слово на праздник Рождества Христова. Его же. 1893,т. I, стр. 5. 6 . Слово, сказанное при погребении переплетчика Николая. Его же. 1895, т. I, стр. 664. 7 . Слово, сказанное при гробе московской купчихи Екатерины Горбуновой. Его же. 1895, т. I, стр. 667. 8 . Об участии мирян в деле пастырского вразумления уклонившихся от истины (Слово, произнесенное 5 октября 1875 г.). Свящ. И. Г. Виноградова. 1875, отд. II, стр. 237. 9 . Слово в день коронования Их Императорских Величеств. И. Арсеньева. 1889, т. II, стр. 5. 10 . Против учения глаголемых старообрядцев о мнимом изменении веры в новоисправленных церковных книгах. Слово Свящ. С. Спиглазова. 1887, т. II, отд. I, стр. 424. 11 . Речь при открытии Хлудовской библиотеки в Никольском единоверческом монастыре. 1883, отд. I, стр. 8. II. Статьи исторического содержания 1. История раскола вообще и раскольнических сект 12 . О происхождении раскола. Инока Варнавы. 1892, т. I, стр. 331. 13 . Протопоп Аввакум, как вероучитель и законодатель раскола. 1875, отд. II, стр. 257. 14 . К материалам для истории раскола. 1886, т. II, отд. I, стр. 489. 15 . Краткие известия о существующих в расколе сектах. Архим. Павла. 1885, т. I, отд. I, стр. 206, 343, 423, 487, 555. 16 . Св. Димитрий Ростовский , как деятель против раскола. Н. Феофилова 1895, т. II, стр. 495, 580, 724. 17 . Странническое согласие Михаила Кондратьева. Н. И. Касаткина. 1876, отд. III, стр. 235. 18 . Нечто о безпоповских сектах: «Покрещеванцы, Нетовцы, Отрицанцы». Е. А-ва. 1884, т. I, отд. I, стр. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

III. Спасские Архимандриты До переведения монастыря сего на новое место, были Архимандритами: 1. Иоанн I, 1346 года хиротонисанный в Епископа Ростовского. 2. Иоанн II, прозванием Ненейца, в 1374 году оставив Архимандрию, отошёл на безмолвие. 3. Михаил, прозванием Митяй, с 1375 по 1377 год; он избран был в Митрополита Всероссийского; но поехав в Константинополь для посвящения, на пути скончался и погребён в Галате. 4. Симеон в 1382 году убит в. Кремле татарами. 5. Сергий I Азаков упоминается в 1389 году. Никон. летоп. ч. 4, стр. 158. 6. Игнатий, спутник М. Пимену в Царьград; он с Сергием Азаковым вёл путевые записки Митрополита. Татищева И. Р. IV, 424, Никон. лет. IV, 166. 7. Феодосий значится Архимандритом Спасским 1404 г. Никон. летоп. ч. II, 312. 8. Илларион 1406 г. посвящённый в Епископа Коломенского. Соф. времен. I, 430 и Летоп. Львова, II, 238; но, по Никон. лет. IV, 318, Архимандрит Симоновский. 9. Савва, Игумен, упоминается в 1410 году. Древн. Рос. Вивлиоф. изд. 2. ч. 1, стр. 147. Собрание Госуд. грамот, I. 10. Трифон встречается 1462 г. в Собрании Госуд. грам. I. стр. 421. Он хиротонисан был в Архиепископа Ростовского. 11. Вассиан I, прозванием Рыло, в 1466 г. произведён из Игуменов Троицы Сергиева монастыря; а в 1468 г. хиротонисан в Архиепископа Ростовского. 12. Герман упоминается 1474 г. в Марте. Продолжение Древн. Рос. Вивлиоф. XIII 3. стр. 221. 13. Елисей в 1483 г. Никон, летоп. ч. 6, стр. 117. По переведению монастыря из Кремля на новое место: 14. Афанасий I, прозванием Щедрый; при нем в 1497 г. освящена первоначальная соборная церковь в монастыре, 1505, Декабря 21. Древн. Российск. Вивлиоф. ч. 5, стр. 93 и 100. 15. Савва Святогорец, Грек, в 1525 г. с Максимом Греком соборно осуждён и сослан в Вознищский Волоколамский монастырь на заточение. Летоп. служащий продолжением Нестора. Москва, 1784 г. 381 и Акты археогр. Экспед. 1. 16. Феодосий в 1542 хиротонисан в Епископа Коломенского. Ник. летоп. ч. 7, стр. 37. 17. Нифонт I Кормилицын, упоминается в грамотах 1544 г; а 1554 г. хиротонисан в Епископа Сарского и Подонского. Никон. летоп. ч. 7·стр. 211.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

А. С. Уваров Глава IV Вторая составная часть символического языка: условные знаки или изображения. Различие в понимании искусства между обращёнными иудеями и обращёнными язычниками; нетерпимость Тертуллиана и его последователей; расположение христиан к изображениям: первые очертания предметов; указание св. Климента Александрийского на пример египтян; подразделение изображений на христианских памятниках: I) знаки ремесленные. II) изображения фонетические. Символический язык первых христиан присоединял, как мы знаем, к условным выражениям, словам и формулам, особые, также условные знаки или изображения, которые вошли в состав самого языка, как исконные выражения принятых уже формул. Эта вторая составная часть символического языка явилась не в самом начале его происхождения, a по прошествии известного промежутка времени, когда изображения, более или менее художественные, были приняты первыми христианами. Первоначально всякое изображение, какого бы оно содержания ни было, не прививалось на христианских памятниках потому, что Церковь , возникнув в Палестине, набирала своих последователей из окружающих её иудеев и лишь впоследствии только обратилась она к язычникам. Оттого первые христиане питали ту же известную иудейскую нетерпимость к художественным изображениям вообще, а к человеческим в особенности. Такое одностороннее влияние иудейского элемента могло ослабеть только со временем, при разрыве с преданиями закона Моисея и при увеличении числа христиан из других народностей. В Евангелии только слегка намекается на различие христианской веры от веры ветхозаветной. Затем, в некоторых посланиях апостольских различие между Ветхим и Новым законом обозначается немного резче, между тем как в посланиях апостола Павла оно определяется ещё точнее. Но иудейские предания в особенности стали ослабевать, когда число обращённых язычников стало увеличиваться. Тому же способствовало и отчуждение общества обращённых иудеев от общества обращённых язычников: первое не хотело слиться со вторым и держало себя совершенно отдельно от него. Это разграничение между членами одной Христианской Церкви сохранялось, по-видимому, весьма долго, потому что мы имеем мозаику 424 года, на которой это разграничение изображено иконно. В Риме, в церкви св. Сабины олицетворены ecclesia ex circumcisione и ecclesia ex gentibus. Обе церкви представлены совершенно тождественно, – в виде женщины с книгою в руках, в одинаковой тёмной одежде и даже с одинаковыми чертами лица. Но всё-таки оба олицетворения стоят отдельно по концам длинной надписи. При одной изображён апостол Пётр, при другой – апостол Павел. Вся мозаика сделана, как бы на основании слов из послания к Галатам ( Гал.2:8 ): „ибо Споспешествовавый Петру в послание обрезания, споспешествова и мне во языки“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании ЦВ 3 (424) февраль 2010 /  12 февраля 2010 г. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании В Храме Христа Спасителя 2 февраля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Архиерейское совещание, участниками которого стали 155 архипастырей Русской Православной Церкви. В ходе Архиерейского совещания Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом, посвященным вопросам развития современной церковной жизни. По итогам работы были приняты Постановления Архиерейского совещания. Дорогие собратья-архипастыри! Год назад Божиим Промыслом и волеизъявлением архиереев, клириков, монашествующих и мирян на престол Предстоятеля Русской Православной Церкви был возведен шестнадцатый Патриарх Московский и всея Руси. За истекшее время я посетил 24 епархии, в том числе входящие в состав Украинской Православной Церкви и Белорусского Экзархата, а также епархии в Азербайджане и Казахстане. Состоялся мой первый визит в братскую Поместную Церковь — Константинопольский Патриархат. Большое значение имел ряд церковных, а также общественных форумов, организованных при участии представителей Церкви. Это XVII Международные образовательные Рождественские чтения (15–17.02.2009), XIII Всемирный русский народный собор (21–23.05.2009), празднование Дней славянской письменности и культуры (20.05–01.06.2009), III Ассамблея Русского мира (3.11.2009), VIII церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь — ко Дню народного единства» (4–8.11.2009), III Всемирный конгресс российских соотечественников, проживающих за рубежом (1–2.12.2009), I Форум православных женщин (3–4.12.2009). Неоднократно я встречался с Президентом России и председателем Правительства, а также с руководителями других государств, на которых распространяется каноническая территория нашей Церкви: Президентом и премьер-министром Украины, Президентами Беларуси, Молдовы, Азербайджана и Казахстана. Кроме того, я многократно общался с региональными руководителями. Состоялись мои встречи с первыми лицами Болгарии, Кубы, США, Турции, Черногории, Эквадора, а также с Генеральным секретарем Совета Европы и генеральным директором ЮНЕСКО. Среди важнейших событий минувшего года — положительное завершение многолетнего диалога между традиционными религиями России и Российским государством по вопросу преподавания основ религиозной культуры в школе и введения института военного духовенства.

http://e-vestnik.ru/docs/doklad_svyatejs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный опыт утверждения трезвости Доклад на семинаре, посвященном проблемам ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма 30.03.2006 424 Время на чтение 8 минут 29 марта 2006 года в Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии по благословению ректора академии архиепископа Тихвинского Константина прошел семинар, посвященный проблемам ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма. Семинар для студентов Санкт-Петербургских духовных школ был организован Отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии и Ассоциацией ХМДС. Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму представляет доклад " Православный опыт утверждения трезвости " , прочитанный ответственным секретарем Отдела, руководителем Школы трезвения в Александро-Невской лавре Владимиром Анатольевичем Цыганковым. С середины XIX века в России стало стихийно развиваться народное движение за трезвость. Сотни крестьянских приговоров в десятках губерниях постановляли " закрыть торговлю в кабаках, питейных заведениях и других лавках " . В одних селах такие приговоры распространялись только на праздничные и воскресные дни, в других - на все дни в течение года, а в иных местах - навсегда. Причиной отказа от винопития стало такое неистовое спаивание кабатчиками народа, что по свидетельству современников " гумна очистились от хлеба, карманы от денег, мозги от ума и сила русского народа была потрясена " . Стихийное движение за трезвость было поддержано Русской Православной Церковью. В 1859 году Святейший Синод своим указом благословил священнослужителям " ...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина... " Указ ободрил духовенство, и в южных губерниях, Киевской и Херсонской, вспыхнула новая, еще более сильная и плодотворная борьба против распространения виноторговли. Доход местных откупщиков за один год понизился сразу на 100 000 рублей. В 1885 году Синод предписывал епархиальным архиереям не допускать продажи спиртного на церковных и монастырских землях, что тоже внесло значительный вклад в дело утверждения народной трезвости.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/30/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 5.08.1628, Ущельский мон-рь (ныне дер. Ущелье Лешуконского р-на Архангельской обл.)), прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Ущельский, основатель Ущельской пуст. в честь Рождества Христова у впадения р. Ежуги в р. Мезень. Житие И. сохранилось в 3 списках XVIII-XIX вв., содержащих 2 редакции текста. К 1-й редакции относятся списки ГИМ. Увар. 426. Л. 122-134, 70-е гг. XVIII в. (полный), и ИРЛИ. Пинежское собр. 405. Л. 8-9 (краткий), сделанный в 1855 г. пинежским свящ. А. Семёновым. Рукопись Увар. 426 помимо Жития святого содержит 47 кратких записей о случаях исцелений, совершившихся по молитвам к И. в XVII-XVIII вв.; в списке из Пинежского собрания представлено только Житие. Считается, что часть памятника, содержащая описание чудотворений, происшедших в XVII в. (1655-1664), была составлена в том же столетии, а описания исцелений, совершившихся в XVIII в., были прибавлены к Житию позднее. Первая часть Жития могла быть создана при участии Исаакия, к-рый в 1659-1665 гг. был строителем Ущельской пуст. Причиной, побудившей Исаакия написать Житие И., вероятно, стало возведение в 1664 г. новой ц. Рождества Христова на месте сгоревшей, находившейся недалеко от погребения святого: последнее из чудес XVII в. датировано 9 янв. 1664 г. В XVIII в. рассказы о чудотворениях могли быть дописаны к Житию в связи с освидетельствованием мощей И. в 1739 г., но не позднее 1764 г., когда Ущельская пуст. была упразднена. Вторая редакция Жития, опирающаяся на текст 1-й редакции, известна в единственном списке 1861 г.: БАН. Собр. текущих поступлений. 424. Дефектный характер списка (множество ошибок и описок) объясняется низкой грамотностью переписчика, к-рым был 14-летний Ф. Ситников - крестьянин из дер. В. Березник, входившей в Ущельский приход. Во 2-й редакции более подробно говорится об устроении Ущельской обители, о мученической кончине И., приводится рассказ об освидетельствовании мощей святого 3 нояб.

http://pravenc.ru/text/578160.html

Скачать epub pdf Указатель имен А ввакум Петров, протопоп, идеолог старообрядчества, писатель – 386, 395, 396, 414, 418, 425, 431, 435, 446, 452, 453, 474, 478–481, 496, 497, 552, 625 Авессалом, сын царя Давида, библ. – 103, 220, 344, 611, 612 Авраам (Авраам Странноприимец), патриарх, библ. – 12, 81, 83, 93, 98, 132, 196, 198, 209, 215, 249, 323, 326, 333, 338, 472, 565, 597, 599, 604 Авраамий, волоколамский старообрядец – 385–388, 402 Авраамий, инок, писатель-старообрядец – 414 Авраамий (Аврамий), казначей, затем игумен Спасо-Воротынского монастыря – 8, 127, 245, 398, 534 Авраамий, монах юрьевецкого Успенского монастыря – 405 Авраамий, «раскольнический патриарх " » – 391 Авфония, «нечестивый еврей» – 614 Адам, первый человек, библ. – 93, 209, 332, 333, 584, 596, 599, 604 Адриан, паломник, спутник Иоанна Лукьянова – 21, 258, 397, 399, 509 Адриан, русский патриарх – 467, 579 Адриан (Андреян), волоколамский старообрядец (см. Авраамий) Адрианова-Перетц В.П., исследователь фольклора и литературы Древней Руси – 446, 448, 480, 496, 625 Азарий, св. – 7, 562 Аксаков И.С., писатель и издатель – 484, 623, 624 Алевиз Фрязин, итальянский архитектор – 609 Александр, дьяк, писатель-паломник – 476 Александр, дьякон из Нерехты – 406 Александр, переводчик (см. Шкарлат Александр) Александр, старообрядческий священник 385 Александр, сын Симона Киринея – 99, 340, 608 Александр Македонский, царь Македонии, великий полководец – 592 Александр Михайлович , великий князь Тверской – 572 Александровский М., исследователь, историк церкви – 397, 620 Алексеев И., исследователь – 402, 415 Алексей, старец, старообрядец – 391 Алексей Комнин, византийский император – 569 Алексей Михайлович, русский царь – 424, 588, 621 Алексей Петрович, царевич, сын Петра I – 405, 585 Али, пророк – 607 Алимпий, монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский художник, св. – 570 Алкей, древнегреческий поэт – 616 Алферов (Ольферов) С.Т. – 16, 137, 253 Аммон, сын Лота и его дочери, библ. – 599 Аммон, сын царя Давида, библ. – 611

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 7 1–6. Ездра, его родословие и характеристика, 7–10. Прибытие Ездры в Иерусалим 11–26. Письмо Артаксеркса, данное Ездре с определением его полномочий и с повелениями относительно Иерусалимского храма. 27–28. Заключительные замечания. 1Ездр.7:1 .  После сих происшествий, в царствование Артаксеркса, царя Персидского, Ездра, сын Сераии, сын Азарии, сын Хелкии, «После сих происшествий» (ср. Быт.15:1, 22 и др) – обычное у библейских писателей выражение, указывающее на то, что следующий далее рассказ относится к событиям позднейшим сравнительно с описанными выше. Время совершения этих событий, однако, точно не указывается. «В царствование Артаксеркса». В подлинном тексте персидский царь, в правление которого Ездра вышел из Вавилона, называется Артахшашта. И. Флавий (Иуд.Древн. 11и д.), а за ним и некоторые старые исследователи (Михаелис, Фриче) полагали, что под Артахшаштой в гл. VII писатель Езд разумеет Ксеркса, другом которого, по И. Флавию, был Ездра. Новейшие экзегеты, как и наши слав. и русск. переводы, обычно отождествляют Артахшашту с Артаксерксом (ср. 1Езд 4.6 ). Но имя Артаксеркса носили три персидских царя: Артаксеркс I Лонгиман (465–424), Артаксеркс II Мнемон (405–358) и Артаксеркс III Ox (358–338). Спрашивается: при каком из трех поименованных царей прибыл в Иерусалим Ездра? Ввиду того, что писатель рассматриваемой нами книги употребляет имя Артаксеркса без всяких определений, поставленный вопрос решается различно. По традиционному пониманию кн. Ездры, разделяемому нашими отечественными экзегетами, а также и многими западными, прибытие Ездры в Иерусалим произошло при Артаксерксе I Лонгимане около 459 г. до Р. X. Ганеберг, Каулен, Масцеро, Де-Сольси полагают, что Ездра пришел в Иерусалим при Артаксерксе II Мнемоне. В неразрывной связи с рассматриваемым вопросом стоит и выдвинутый в последнее время вопрос о хронологическом отношении деятельности Ездры к деятельности Неемии. Именно: по 1Езд 7.8 , Ездра прибыл в Иерусалим в 7-й год Артаксеркса. В 20 год Артаксеркса ( Неем 2.1 ) прибыл в Иерусалим Неемия, восстановил стены города, действуя вместе с Ездрой, и возвратился в 32-й год того же Артаксеркса в Сузы. Немного спустя Неемия во второй раз прибыл в Иерусалим ( Неем 13.6 ). По традиционному мнению, все эти факты относятся ко времени Артаксеркса I Лонгимана (465–424), причем миссия Ездры предшествовала миссии Неемии. В настоящее время, однако же, мнение это подвергнуто сильному сомнению, и многими исследователями предлагается иной хронологический порядок отмеченных выше фактов. Так, по Гоанакеру, первое прибытие Неемии и построение иерусалимских стен падает на 20-й год Артаксеркса I Лонгимана (445 до Р. X.), прибытие же Ездры в Иерусалим было после этого, именно в 7-й год Артаксеркса II Мнемона (398 г). По Белланже, Лагранжу, Имберту первое посещение Неемией Иерусалима, происшедшее до прибытия Ездры, имело место в правление Артаксеркса III, а прибытие Ездры произошло в 7-й год Артаксеркса III.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть Примерно одну из пяти можно убедить отказаться от аборта «Расслабляться мы не имеем права…» 12.10.2022 424 Время на чтение 8 минут Татьяна Олеговна Симонова – участник недавно прошедшего семинара «Практическое консультирование женщин в ситуации репродуктивного выбора: психологические, биоэтические и социальные аспекты». Т.О. Симонова – кандидат биологических наук, клинический психолог, доабортный консультант, заведующая отделением медико-психологической и социально-правовой помощи ГБУ «Курганский перинатальный центр». В 2020 году центр вошёл в число победителей Всероссийского конкурса «Святость материнства» в номинации «Лучшая командная работа по организации доабортного консультирования и просветительской деятельности». Татьяна Олеговна, когда и как началась ваша работа по сохранению жизни детей до рождения? – Всё началось с 2010 года, когда мы стали участниками проекта «Ты не одна», направленного на профилактику абортов и сохранение зародившейся жизни. За прошедший период мы приобрели значительный опыт и приумножили знания, что неизбежно сказалось на увеличении положительных результатов нашей деятельности. Например, в 2010 году охват женщин, которые обратились к нам с намерением прервать беременность, составлял 32 процента. Тогда женщины шли к нам неохотно, так как не был отлажен механизм работы с такими пациентками, не было чёткого координирования, а у психологов достаточных знаний и опыта по этому направлению. Теперь наша работа отлажена, показатели сохраненных беременностей и проведённых консультаций значительно выросли. Например, за 8 месяцев 2022 года, да и за 2021 год, охват женщин, намеревающихся сделать аборт, составил почти 100%. Все эти женщины в обязательном порядке прошли консультацию у психолога. Как у вас поставлена работа в настоящее время? – В состав Курганской области входит 24 муниципальных района, и в каждом из них работает кабинет медико-социальной помощи. Практически 80 процентов этих кабинетов укомплектованы специалистами – медицинскими психологами и социальными работниками. В тех районах, где нет таких специалистов, доабортное консультирование всё равно проводится. Чаще всего это делает акушерка, которая знакома с порядком проведения беседы с женщинами, решившими прервать беременность.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/12/primer...

Глава 13 1–22. Война Авии царя иудейского с Иеровоамом I, израильским. 2Пар.13:1 .  В восемнадцатый год царствования Иеровоама воцарился Авия над Иудою. 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. Ср. ( 3Цар.15:1–2 ) («Толковая Библия», т. II, с. 437–438) и ( 2Пар.11:20 ) (ср. замечание к последнему месту, т.е. «Толковая Библия», т. III, с. 117). 2Пар.13:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Михаия, дочь Уриилова, из Гивы. И была война у Авии с Иеровоамом. 2Пар.13:3 .  И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восемью стами тысяч человек, также отборных, храбрых. «Тогда как в книге Царств об Авии сделано только общее замечание, что он подражал грехам отца своего ( 3Цар.15:3 ), книги Паралипоменон, в замене этой общей характеристики, передают документальное известие о войне Авии с Иеровоамом, о покорении им некоторых израильских городов, и, по обычаю, прибавляют свидетельство относительно царской родословной» (проф. Олесниций, «Государственная летопись царей Иудейских», Труды Киевской Духовной Академии, 1879, 8, с. 424). Историческая достоверность сообщения 2 Паралипоменон о внушительной по своим размерам войне между царем иудейским и израильским не подлежит сомнению, тем более, что и ( 3Цар.15:6 ) кратко упоминает об этой войне. Некоторые частности рассказа 2 Паралипоменон о войне возбуждают недоумение. Так, численность обоих враждебных войск – 400 тысяч иудейского и 800 тыс. израильского (стих 3, ср. ( 2Пар.25:5–6 )) и особенно число убитых у Израиля (ст. 17) – 500 тысяч (полмиллиона!) представляются сильно преувеличенными и могли возникнуть по ошибке переписчиков – могли, например, попасть сюда из ( 2Цар.24:9 ) (перепись при Давиде) или из ( 2Пар.25:5–6 ) (война Амасии Иудейского с Иоасом Израильским). По крайней мере еврейский кодекс 180 у Кенникотта читает вместо «четыреста тысяч» четырнадцать тысяч; соответственно меньшими могли быть и другие показанные в тексте цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010