Глава пятая. Ночные часы I. Чин В древних Часословах, наряду с изложением последования дневных часов и иных суточных служб, встречается также иногда и изложение особого «последования ночи» (κολουϑα τς νυκτóς), или «ночных часов», число которых доходит до 12-ти. Следовательно, часы могут обнимать не только дневные, но и ночные службы, образуя как бы свой особый круг суточного богослужения. Естественно возникает, поэтому, вопрос: какие же отношения существуют между суточными службами и часами, вообще, и, в частности, в каком взаимоотношении с этими службами находятся ночные часы? 1. Круг суточных служб Историко-литургическое понятие службы – «часа» по объему своему гораздо шире обычного. Как показывают древние литургические памятники, название «час» нередко обозначало прежде всякую службу, приуроченную к определенному времени или часу дня и ночи, т. е. всякую вообще суточную службу. Отсюда и книга, содержащая последование суточного богослужения, получила название «Часослов», ρολóγιον; а по-эфиопски (в издании Б. А. Тураева ) она называется: «книга молитвы часов» (мацхáфа цалóта саатат). В греческих памятниках уже с 8-го века, т. е. почти со времени составления особой книги суточных служб, ей усвояется название ρολóγιον 266 . Это название иногда заменяется более полными названиями, еще выразительнее свидетельствующими о единстве суточного круга; каковы, например: «ρχ σν Θε τν προσευχν μερονυκτων» 267 или – « ρχ σν Θε το ρολóγιου, περιχων τν κολουϑαν το νυχϑημρου» 268 . Круг суточных служб начинается при этом или первым часом, или утреней, или же полунощницей. Первый час поставлен во главе суточных служб в древнейших и, по-видимому, наиболее типичных Часословах, как-то: в Син. 863, в Афоно-Ватопед. 350/984 (XII в.) и в эфиопском Часослове. «Чин куросоглашения " », или «чин заутрени», предваряемой утренннми молитвами, стоит первым в древнеславянских Часословах типа Син. 12 (XII–XIII в.); при чем первый час в них непосредственно примыкает к утрене, а остальные часы, вместе с изобразительными, объединяются в особом «чине часов», или «чине обедни», «обедници»; повечерие обычно называется «мефимоном», а полунощница, или совершенно опускается, или же помещается в ряду ночных часов. Наконец, Часословы нынешнего типа начинают круг суточных служб с полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Согласно Иоанну Малале , город, изначально называвшийся Квинда (Κινδα), в I в. до Р. Х. неоднократно разрушался землетрясениями и отстраивался под названиями Киск (Κσκος) и Диокесария; восстановленный в 3-й раз посланным имп. Нервой сенатором Зарвой, он получил в честь него имя А. (Chronogr. P. 267-268). Стефан Византийский связывает название города с его основателем Азарвом, в то время как комментатор говорит, что это имя происходит от желтого цвета находящейся рядом скалы. На монетах эпохи Нерона город назван Кесария у А. (Καισρεια πρς Αναζρβ); под этим же именем он фигурирует у Плиния (Hist. nat. V 93) и Птолемея (Geogr. V 8. 7). Из А. происходили медик Диоскорид (I в.) и историк Аппиан (II в.). По сообщению Евагрия (Церк. ист. IV 8), при имп. Юстине I (518-527) город опять восстанавливается после землетрясения и получает имя Юстинополь (позднее Юстинианополь). Со времени имп. Феодосия II (408-450) он становится гражданской и церковной митрополией провинции Киликия Вторая. С сер. VII в. город был захвачен арабами; в 962 г. отвоеван Никифором II Фокой и сделан резиденцией стратига ; в 1085 г. вновь утрачен империей. В 1098 г. был отвоеван у сельджуков крестоносцами и передан Византии, однако ок. 1104-1106 гг. при поддержке Танкреда Антиохийского захвачен у Византии арм. кн. Торосом I Рубенидом (см. Киликийская Армения ). А. находился в регионе постоянной борьбы мусульман и крестоносцев; у его стен в сражении с султаном Халеба (Алеппо) погиб антиохийский кн. Боэмунд II (1130). Имп. Иоанн II Комнин взял штурмом А., пленив арм. кн. Левона I с семьей (1137); но в 1144 г. сын Левона Торос II восстановил арм. власть в А., сделав его столицей Киликийской Армении. Расцвет города приходится на правление Левона II (1185-1219); после переноса столицы в Сис он утрачивает свое значение и в XIII в. приходит в упадок. В бою с монголами близ А. погибли киликийские цари Левон IV и Гетум (18 нояб. 1308); в 1374 г. город разрушен егип. мамлюками. С XV в. в составе Османской империи и Турции; до резни 1909 г. здесь сохранялось арм. население. Церковная история

http://pravenc.ru/text/114676.html

В Вдовство, 608. Умозрительное изъяснение вездесущия Божия, 114, прим. Благотворное панятование о вездесущии Божием, 117. Величие голгофской жертвы, 286. Видимая верховная власть в церкви, 480. Билейские тексты о церковной власти , 480. Вменение греха Адама, 242. О вменяености крестных заслуг Христовых, 300. Вознесение Иисуса Христа, 359. Библейские тексты о вознесении , 363. Для чего Господь вознесся на небо? 361. Библейские тексты о возрождении , 494. Примеры чудной перемены, производимые в людях возрождающей силой крещения, 492. О свободе воли человека, 233. Внутренние причины происхождения греха заключается в свободе воли человека, 233. О двух волях в Иисусе Христе, 267. Исповедники учения о двух волях в Иисусе Христе, 268. Потребность воплощения Сына Божия, 247. Учение св. отцев причинах воплощения , 247. Объяснение тайны воплощения , 263. Воскресение Иисуса Христа, 339. Воскресение Иисуса Христа есть образ и нашего будущего воскресения, 359. Разбор возражения против факта воскресения Иисуса Христа, 341. Значение воскресения Иисуса Христа, 353, 354, 365, 358. Библейские тексты о воскресении Иисуса Христа, 342. Почему Господь по воскресении не являлся общенародно? 351. Природа – учительница истины воскресения мертвых, 650. Примеры, выясняющие истину воскресения мертвых, 652. Учение слова Божия о воскресении мертвых, 647. Библейский текст о воскресении мертвых, 655. О воскресении плоти, 651. Все ли члены человеческого тела воскреснут ? 654. Примеры воскрешения из мертвых, 666. История первых двух вселенских соборов, 80. Важность вселенских соборов, 84. Непогрешимость вселенских соборов, 85. Примеры всемогущества Божия, 112, примеч. Как понимать всемогущество Божие? 113. Что такое вера ? 9. Вера и добрые дела, как условие вечного спасения, 3, 4, 6, 7 и 337, прим. Вера в богодухновенность Священного Писания, 56. Вера в будущую жизнь, 684. Что значат слова: « вера есть уповаемых извещение», 8. Предметы веры , 9. Две стороны веры , 13. Примеры силы веры , 14, 15. Степени веры , 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Карантин [греч. Μανουλ Κ[Σ]αραντηνς], патриарх К-польский в изгнании в Никее (март 1217 - осень 1222). Встречающаяся в научной лит-ре датировка начала Патриаршества М.- 1215 или 1216 г. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 8) - неверна ( Laurent. 1969. P. 136). В Патриаршество М. С. разворачивалось церковно-политическое противостояние между Никейской империей и Эпирским деспотатом. В поисках примирения с Зап. Церковью и Латинской империей имп. Феодор I Ласкарь поручил М. С. созвать в Никее Собор, на к-ром представители Восточных Патриархатов приняли бы решение об отправке посольства к папе Римскому для переговоров об объединении Церквей. Проведение собора было запланировано на Пасху 1220 г., и в дек. 1219 г. М. С. обратился к деспоту Феодору Комнину Ангелу Дуке (RegPatr, N 1222) и к фактическому главе Эпирской Церкви митр. Навпактскому Иоанну Апокавку (RegPatr, N 1224) с просьбой отправить для участия в Соборе делегацию епископов из Эпира ( Васильевский. 1896. С. 264). Иоанн Апокавк ответил отказом, упрекнув М. С. в стремлении пойти на примирение с врагом греч. народа именно в тот момент, когда деспот Феодор добился успеха в борьбе с латинянами. Впрочем, по его словам, подобный Собор мог бы быть созван в Эпире, поскольку архиереи из Никеи могли бы беспрепятственно прибыть туда, в то время как епископам из Эпира путешествовать в Никею было бы небезопасно (Там же. С. 264-267). Конфликт усугублялся стремлением Эпирской Церкви к автономии от К-польского Патриархата. Начиная с 10-х гг. XIII в. в Эпире избирали архиереев без ведома Патриархата: в Диррахии и Лариссе вскоре после их присоединения к Эпирскому деспотату (1212-1213), в 1219 г.- на Керкире (см. в ст. Георгий Вардан ). Желая добиться примирения, М. С. издал акт, в котором признавал законность поставлений в Диррахии и Лариссе, но впредь запрещал митрополиту Навпактскому вмешиваться в юрисдикцию Патриархата (RegPatr, N 1227). Вскоре, однако, М. С. узнал, что после кончины митрополита в Лариссе был поставлен митрополит вновь без ведома патриарха. В послании от февр. 1222 г. М. С. винил в сложившейся ситуации архиеп. Охридского Димитрия II Хоматиана и предлагал Апокавку примирение, если тот признает церковную юрисдикцию К-поля и прекратит самостоятельные поставления (RegPatr, N 1230; Васильевский. 1896. С. 268-269). Конфликт Хоматиана и М. С. начался в 1219 г., когда Хоматиан не признал решение М. С. даровать Сербской Церкви автокефалию (RegPatr, N 1225, 1226; RegImp, N 1705). В ответном послании Апокавк утверждал, что М. С. неверно информировали и митрополит Лариссы жив. По словам Апокавка, прежние канонические установления в изменившейся политической обстановке, когда империя разделена, неисполнимы: в каждом городе, освобожденном от латинян, деспот Феодор спешит поставить православного епископа и каждый раз получать одобрение в Никее невозможно ( Васильевский. 1896. С. 270-278).

http://pravenc.ru/text/2561890.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Сергеевич Соколов (3.03. 1892, г. Руза Московской губ.- 26.02. 1938, полигон Бутово Московской обл.), мч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из семьи псаломщика, впосл. священника. В 1906 г. окончил Волоколамское ДУ и в 1914 г.- Вифанскую ДС. 30 сент. 1914 г. определен на должность псаломщика к храму во имя вмч. Димитрия Солунского в Рузе, где в то время служил диаконом его отец. Во время гражданской войны был призван в тыловое ополчение, но вскоре демобилизован; проживал в Рузе. Продолжал служить псаломщиком. 10 февр. 1938 г. арестован в Рузе по обвинению в том, что он «систематически вел контрреволюционные разговоры среди населения», был помещен в камеру предварительного заключения при Рузском отделении НКВД. Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 16 февр. 1938 г. приговорен к расстрелу. Расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово Московской обл. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-62731; ЦИАМ. 427. Оп. 1. Д. 4305. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 323; ЖНИР: Моск. Янв.-май. С. 135-137; ЖНИР. Февр. С. 267-268. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Зерцалова (1870 или 1873-1937), мц. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/2581917.html

Правило 58 Святых Апостолов Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людех, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен . ( Трул. 19 ; Сердик. 11 ; Лаод. 19 ; Карф. 71 , 121 , 123 ) . Каждый раз, при поставлении епископа, митрополита или архиепископа, в выдаваемой сингелии (грамоте) упоминается об этом Ап. правиле 267 . То же самое упоминается и в архиерейском поучении при рукоположении пресвитера 268 . Поучать вверенный им народ есть первая и главнейшая обязанность, как епископа, так и пресвитера, обязанность, которая должна предшествовать всем остальным – и священнодействию и управлению церковью. Спаситель заповедал Апостолам не только крестить, но и учить, и прежде учить народ, а затем крестить ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15–16 ). Каждому священнодействию должно по необходимости предшествовать учение, потому что таинства не могут помочь тому, кто принимает их без веры, а веры не может быть без проповеди ( Рим. 10:14 ). «Если я не благовествую, то нечем мне хвалиться», – говорит о себе ап. Павел в 1-м послании к Коринфянам ( 1Кор.9:16 ); а Тимофея, епископа Эфесского, заклинает Богом и страшным судом Христовым, чтобы проповедовал слово, настаивал во время и не во время, обличал, запрещал, и увещевал со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим. 4:1–2 ). От каждого пресвитера без различия ап. Павел требует, чтобы он из числа всех прочих добродетелей более всего отличался умением наставлять, «быть учительным, с кротостью наставлять противников» ( 2Тим. 2:24, 25 ). И епископу, и пресвитеру, пренебрегающему проповеданием слова Божия, Св. Писание угрожает страшным наказанием ( Иез. 3:17–18, 33:8, 34:10 ; 1Тим. 4:16 ; 2Тим. 2:14 и т.д.). Таким образом, это Ап. правило есть не что иное, как кратко выраженное в форме закона предписание Св. Писания, обязывающее епископа и пресвитера непрестанно проповедовать и наставлять народ в вере и в добродетельной христианской жизни. Зонара объясняет это правило следующим образом: «На каждом епископе лежит непременная обязанность поучать вверенный ему народ догматам благочестия и приводить его к истинной вере и честной жизни, потому что Бог говорит через пророка предстоятелям народа: «если ты не будешь вразумлять беззаконника,...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

1 . Пошлю как бы пресмыкающихся на землю 250 . Ужели гора дщери Сионовой есть пустой камень 251 ? 2 . Ибо ты, дочь Моава, будешь подобна птенцу, отнятому от вспорхнувшей птицы; а после того, Арнон 252 , устраивай многократные совещания. 3 . Сделайте 253 ей 254 навсегда покров плача 255 : в полуденной тьме бегут, ужаснулись, чтобы не быть отведенными. 4 . Поживут у тебя беглецы моавитские: будут покровом вам от лица гонителя 256 , потому что кончилась помощь твоя 257 и князь попирающий 258 исчез с земли. 5 . И утвердится престол милостью, и воссядет на нем в скинии Давида праведный Судия, блюститель закона и стремящийся к правде. 6 . Слышали мы о гордости Моава, – гордец он великий, – но гордыню (его) Я сокрушил: не таково волхвование твое, не таково (было) 259 ! 7 . Будет плакать Моав, потому что все в Моавитской земле будут плакать: у живущих в Сефе 260 заботы, и не устыдишься 261 . 8 . Поля Есевона возрыдают, (также) и виноградник севаманский; истребители народов, потопчите виноградники его до Иазера. Не соединяйтесь 262 , обходите пустыню: посланные остались, потому что перешли море 263 . 9 . Посему и я буду плакать плачем Иазеровым о винограде севаманском: деревья твои, Есевон и Елеала, он посек, ибо во время жатвы и во время собирания винограда твоего Я затопчу и все пропадет. 10 . И отнимется радость и веселие от виноградников, и в виноградниках твоих не будут веселиться и не будут выжимать вина в точилах, потому что (все) прекратилось 264 . 11 . Посему чрево мое будет петь о Моаве, как гусли, и внутренности мои Ты обновил, как стену 265 . 12 . И будет тебе 266 посрамлением, что трудился до усталости Моав на высотах, и придет он в капище свое помолиться, но не смогут 267 избавить его. 13 . Таково слово, которое Господь изрек на Моава, когда Он изрекал (его) 268 . 14 . А теперь говорю: в три года, считая годами наемничьими, обесчестится слава Моава со всем великим богатством, и остаток будет очень малый и незнатный. 250 По отеческому (Вас. Вел., Кир. Алекс., Феодор.) изъяснению и контексту, здесь нужно разуметь уподобляемых гадам моавитян и их унижение пред Иудейской землей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Введение в изучение св. Григория Паламы Введение Учителя св. Григория Паламы Молодые годы Варлаам и Соборы 1341 г. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский Последние годы Учение святого Григория Паламы Борьба со светским эллинизмом: человек, лишенный благодати Богословское обобщение исихазма: жизнь во Христе Христос и обоженное человечество: Спасение, обожение и екклисиология Богословие истории: символы и реальность Богословие бытия: сущность и энергия Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология Заключение ПОСЛЕСЛОВИЕ notes 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Глава 43 (1) А ныне так говорит Иегова, Сотворивший тебя, Иаков, И устроивший тебя, Израиль: «Не бойся, ибо Я выкупил тебя, Назвал тебя именем твоим: Мой – ты. (2) Когда будешь переходить через воды, с тобою Я, – И через реки, они не потопят тебя. Когда пойдешь через огонь, не обожжешься, И пламя не опалит тебя. (3) Ибо Я – Иегова, Бог твой, Святый Израилев, спаситель твой. Я дал в выкуп за тебя Египет, Эфиопию и Савею вместо тебя 264 . (4) Посему ты стал дорог в глазах моих, Сделался славен, – Я люблю тебя, И отдам всех людей за тебя, И народы – за душу твою. (5) Не бойся, ибо с тобою Я, С востока приведу племя твое, И с запада соберу тебя. (6) Скажу северу: отдай мне! И югу: не удерживай! Веди сыновей моих издалека И дочерей моих с концов земли, – (7) Всякого кто называется именем Моим, – Кого Я для славы Моей сотворил, Образовал и устроил. (8) Выведи народ слепой, хотя и с глазами, И глухой, хотя и с ушами 265 . (9) Пусть все племена соберутся вместе, И совокупятся народы! Кто у них предсказал это? Или, предсказанное наперёд пусть покажут нам, Пусть дадут свидетелей от себя и оправдаются! Или, пусть сами слушают и скажут: «верно»! (10) Вы свидетели мои, говорит Иегова, И раб Мой, которого Я избрал, Для того, чтобы вы познали и поверили Мне, И уразумели, что Я тот же, До Меня не существовал бог, И после Меня не будет». (11) «Я, Я – Иегова, И нет кроме Меня Спасителя. (12) Я возвестил наперёд, и избавил, и сделал гласным, И нет у вас чужого (бога); И вы – свидетели Мои, – Говорит Иегова, – Что Я Бог. (13) И искони Я тот же, И никто из руки Моей не похитит; Я сделаю, – и кто отвратит это? (14) Так говорит Иегова, искупитель ваш, Святый Израилев: «Ради вас Я послал в Вавилон 266 И сокрушил запоры все 267 , И самих халдеев, величавшихся кораблями 268 . (15) Я Иегова, святый ваш, Творец Израиля, царь ваш. (16) Так говорит Иегова, Который проложил в море путь, И в воде сильной дорогу, (17) Ввёл колесницы и коней, Войско и исполина, Чтобы все легли они, не встали, Погибли, как светильня погасли:

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Я искренне всегда стремился к Богу Удостоверение Часть 1 Письмо 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 Часть 2 Письмо 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307     “Большинство не понимает христианства. Некоторые поняли; поняли, что самое главное – понуждать себя и делать заповеди Христовы, и каяться в своих недостатках и нарушениях заповедей, каяться всегда, считать себя негодными для царствия Божия, умолять Господа о милости, как мытарь: « Боже, милостив буди мне, грешному» ( Лк. 18:13 ). Вот мой завет умирающего: кайтесь, считайте себя, как мытарь, грешниками, умоляйте о милости Божией и жалейте друг друга”. Игумен Никон (Воробьёв) Я искренне всегда стремился к Богу Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребёнком. Всего в семье было семь человек детей, все – мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010