1. Божественная Литургия Совершение Литургии упоминается в двадцати восьми главах Жития из ста семидесяти (глл. 21, 36, 40, 67, 72, 74, 80, 98, 101, 107, 112, 115, 117, 126, 127, 130, 154, 156–163, 167–169). Для обозначения Литургии, кроме самого этого слова (λειτουpγα) 1 , автор Жития также употребляет термины Возношение (ναφор) 2 , Приношение (πpοσκομιδ), Предложение (πрθεσις) 3 , Божественное Тайноводство (θεαν μυσταγωγα) 4 . Согласно Житию, Литургия могла предваряться процессией (см., например, главы 117, 161), что, очевидно, является свидетельством того, что в начале VII в. в Малой Азии было хорошо известно богослужение стационального типа 5 . В Житии упоминаются следующие элементы литургийного чина: вход (гл. 169); чтение Евангелия (глл. 71, 156, 157, 159); евхаристическая молитва (гл. 80), к которой могли прибавляться особые прошения (например, о дожде – гл. 101) 6 ; возглас «Святая святым» при возношении Св. Даров (гл.126) и другие возгласы Литургии (гл.167); Причащение (глл. 6, 61, 67, 101, 125, 127, 137, 154, 160, 161, 167), о котором сообщается, что причастник произносил «Аминь» в момент преподания ему Св. Даров (глл. 61, 67) и что миряне причащались из Чаши (гл. 125); заключительное благословение народа (глл. 107, 110, 158), во время которого святой «каждому давал ответ» (гл. 158). Литургия совершалась, как правило, в обеденное время; впрочем, несколько раз в Житии отмечено Причащение или совершение Литургии в вечернее время (глл. 6, 13, 74, 167) – очевидно, в постные дни, когда обеденная трапеза не была положена. В Житии дважды упоминается архаичный порядок сослужения за Божественной Литургией, когда евхаристическую молитву читают не все епископы и священники вместе, а лишь один из них по приглашению старшего (гл. 101, 107) – такой порядок сослужения был распространен на Востоке около VI в. 7 , а впоследствии почти повсюду вышел из практики, сохраняясь ныне только в богослужении ассирийцев. Трижды в Житии описан евхаристические чудеса 8 : в главе 80 повествуется, как святой видит «пресветлую завесу», опускающуюся на Дары в момент их освящения (это чудо имеет немало параллелей в житийной литературе); в главе 126 говорится, как Св. Хлеб начал чудесным образом подпрыгивать на дискосе во врем возгласа «Святая – святым» (акцентирование именно этого момента Литургии становится характерным для византийской агиографической и богословской литературы как раз около VII в. 9 ); в 127 главе описано, как сухая просфора во время освящения приняла вид свежеиспеченного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Скачать epub pdf Июнь-Сентябрь Лебедев Д. А., свящ. К вопросу об антиохийском соборе 324 г. и о «великом и священном Соборе в Анкире»//Богословский вестник 1918. Т. 2. 6/7/8/9. С. 169–196 (1-я пагин.). (Продолжение) 380 —169— III Но всего интереснее у Гарнакка его последний аргумент: его попытка представить вероятным то, что кажется совершенно невозможным и Швартцу, и мне, и всем другим защитникам подлинности новооткрытого послания, что будто бы «фальсификатор», заимствовав все приводимые им имена епископов из Никейского списка, намеренно переставил их так, что получился список совершенно не похожий на извлечение из никейского списка. В доказательство того, что и такой род фальсификации не представляет собою ничего «неслыханного», Гарнакк ссылается на «выдуманные» акты кёльнского собора 346 года, список епископов которого стоит в таком же в сущности отношении к списку епископов Галлии, подписавших постановления сердикского собора у Athanasii, apologia contra arianos, n. 50, как и список антиохийского собора 324 года к списку никейскому, с тою только разницею, что, тогда как в последнем случае имена кафедр епископов сохранились только в Никейском списке, а в спорном антиохийском списке отсутствуют, в первом случае наоборот имена кафедр стоят только в «выдуманных» кёльнских актах и совершенно отсутствуют у Афанасия в. Конечно, эта аналогия имела бы некоторое значение, как аргумент в пользу Гарнакка, если бы было безусловно правильно его основное предполо- —170— жение, если бы неподлинность кельнских актов 346 года была совершенно бесспорным, всеми признанным фактом. В действительности достаточно простой справки с Lehrbuch der Dogmengeschichte, II Band, 4-te Auflage, SS. 247–248, Anm. 4 самого же Гарнакка, чтобы убедиться в противном. Гарнакк, правда, и здесь заявляет, что «подлинность собора кажется» ему «несостоятельной» 381 . Но подле 5-и имен противников подлинности актов этого собора 382 у него названы и 4–9 имен защитников их подлинности 383 . А кто имеет возможность навести справку и в некоторых, цитуемых у Гарнакка, сочинениях, напр. у Friedrich, KG. Deutschlands, тот увидит, что вопрос о кельнском соборе 346 года издавна был спорным, но число сторонни-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В столичной мэрии прошла пресс-конференция, посвященная XVII Московскому Пасхальному фестивалю 5 февраля 2018 г. 17:03 5 февраля 2018 года в столичной мэрии состоялась пресс-конференция, посвященная XVII Московскому Пасхальному фестивалю, который пройдет с 8 апреля по 9 мая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации. В мероприятии приняли участие: заместитель председателя Правительства РФ О.А. Голодец; министр культуры РФ В.Р. Мединский; художественный руководитель Московского Пасхального фестиваля В.А. Гергиев; генеральный директор Московской государственной академической филармонии А.А. Шалашов; ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий; руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Александр Волков и другие. «Семнадцатый сезон станет одним из самых продолжительных и масштабных за всю историю фестиваля рекордный музыкальный марафон продлится 32 дня. Будет побит еще один рекорд по количеству городов присутствия фестиваля 169, география фестиваля выйдет за пределы Российской Федерации и затронет еще четыре страны», сказала О.А. Голодец. По традиции на фестивале будут представлены четыре программы: симфоническая, хоровая, камерная и звонильная. Мероприятия фестиваля также пройдут в детских домах и интернатах, в домах инвалидов и ветеранов. Фестиваль завершится 9 мая, в День Победы, традиционным концертом Симфонического оркестра Мариинского театра на Поклонной горе в Москве. «Пасхальный фестиваль является огромным событием для Русской Православной Церкви», отметил иерей Александр Волков. По его словам, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл высоко оценивает фестиваль и деятельность В.А. Гергиева, его личный вклад в развитие русского искусства. Симфоническая программа 8 апреля, в праздник Пасхи, Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением В.А. Гергиева дважды выступит в Москве. Первый концерт начнется в 12.00 в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Совместно с Московской филармонией будет осуществлена прямая трансляция этого выступления для Дальнего Востока и других регионов России участников проекта «Всероссийский виртуальный концертный зал». А вечером, в 19.00, в Большом зале Московской консерватории состоится торжественное открытие XVII Московского Пасхального фестиваля.

http://patriarchia.ru/db/text/5142511.ht...

[Республика Конго; франц. Congo, La République du Congo], гос-во в Центр. Африке, расположенное в низовьях р. Конго. На юго-западе омывается Атлантическим океаном (протяженность береговой линии 169 км). На севере граничит с Камеруном и Центральноафриканской Республикой, на востоке и юге - с Демократической Республикой Конго, на юге - с Анголой (пров. Кабинда), на западе - с Габоном. Территория - 342 тыс. кв. км. Столица - Браззавиль (1,557 млн чел., по данным на 2012). Крупные города (на 2012): Пуэнт-Нуар (822,8 тыс. чел.), Лубомо (86,4 тыс. чел.), Нкайи (76,4 тыс. чел.) и др. Административно-территориальное деление: 10 областей (Буэнза, Куилу, Кювет, Зап. Кювет, Лекуму, Ликуала, Ниари, Плато, Пул, Санга) и 2 коммуны (Браззавиль и Пуэнт-Нуар). К.- член ООН (1960), АС (1963; до 2002 ОАЕ), МВФ (1963), МБРР (1963), ВТО (1997). География К. расположено на правом берегу нижнего течения р. Конго, в области впадины Конго и обрамляющих ее поднятий, в зоне влажных тропических лесов. Рельеф имеет равнинно-плоскогорный характер, перепады высот достигают от 100 до 1 тыс. м над уровнем моря. На юго-западе, вдоль берега Атлантического океана, проходит узкая (40-50 км) полоса низменности; восточнее, параллельно берегу, тянутся горы Майомбе (высота до 930 м) и Хрустальные горы. Расположенная к востоку от них тектоническая впадина (Зап. Конго) характеризуется грядово-холмистым рельефом; наиболее пониженная ее часть (менее 200 м) - известняковая равнина с широким развитием карста. На северо-востоке впадина ограничена отрогами гор Шайю, на юго-востоке расположено плато Катаракт. Центральную часть К. (к северу от Браззавиля) занимает плато Батеке с холмистым рельефом, на котором выделяются отдельные плато (Мбе, Нго, Джамбала, Кукуя) высотой до 1040 м (гора Лекети - высшая точка К.). На северо-западе страны - цокольные равнины с островными горами (гора Набемба, 1 тыс. м). Весь северо-восток занимают плоские, заболоченные аллювиальные равнины впадины Конго. Климат жаркий и влажный, на севере - экваториального типа. Осадки здесь выпадают в большом количестве (1,5-2 тыс. мм в год). Юго-запад страны находится под влиянием влажного тропического климата. Сезон дождей длится 8 месяцев - с октября по май (малый сезон дождей - янв.-февр.), сухой сезон - с июня по сентябрь. В центральной части страны - субэкваториальный климат с более выраженным сухим сезоном, осадков выпадает до 1,2-1,3 тыс. мм в год. Среднемесячная температура составляет от 21 до 26°С. Речная сеть К. густая и многоводная. Восточная часть страны принадлежит бассейну р. Конго, западная - бассейну р. Куилу (в верхнем течении - Ниари). Река Конго и ее правые притоки - Убанги, Санга, Ликуала, Алима - судоходны; реки, текущие в Атлантический океан, порожисты и большей частью непригодны для судоходства. Население

http://pravenc.ru/text/1841888.html

§ 114. Сочинения св. Афанасия: 1) Догматические: а) Четыре слова против ариан; содержание 1-го, 2-го и 3-го слов. В продолжение всего пастырского служения своего св. Афанасий препирался с Арием делами своими; равно самая большая часть сочинений его направлена также против арианства. Тем не менее в числе сочинений св. Афанасия видим сочинения: I) чисто догматические, II) догматическо-исторические, III) изъяснительные, IV) нравственные 164 . I) Слова св. Афанасия против ариан, по связи их с главным предметом пастырской деятельности Афанасиевой, прежде всего обращают на себя внимание 165 . Эти слова, по намерению св. Афанасия, составляют одно целое: только последнее из них заключено обыкновенным славословием Св. Троице, которым обыкновенно оканчивали свои сочинения древние отцы. Впрочем, они изданы были в начале не все вместе; в начале второго слова св. Афанасий ясно говорит, что он после того, как сообщил Церкви в обличение ариан первое свое слово против них, слышит новые возражения со стороны ариан. Первое слово против ариан св. Афанасий начинает тем, что указывает в арианах – нехристиан; они не христиане, говорит он, точно так же как не христиане маркиониты, манихеи и все другие, получившие свое название от людей, исключенных из общества христианского. «Православный народ никогда не получал названия от своих епископов, но от Господа, в Которого мы и веруем. Посему, хотя блаженные апостолы были нашими учителями и служителями Евангелия Спасителева; впрочем, мы не от них получили название, но от имени Христа. Христиане есьмы и называемся». (§ 2) ариане, продолжает св. Афанасий, и потому не христиане, что оставили без внимания слова божественного Писания, а Ариеву Фалию называют новою мудростью. (§ 4) Заметив при сем, что Арий в своей Фалии подражал сочинению язычника Стада, которое однако осмеивают самые язычники, св. Афанасий показывает содержание сего сочинения, а вместе с тем и главные мысли ариевой ереси 166 . Учению Ария, которое называет св. Афанасий предвозвестием антихриста, противополагается учение христианской Церкви, учение апостолов. Первой мысли Ария, что «было время, когда не было Сына, противополагает аа) слова в начале бе Слово, и другие подобные ( Апок. 1:4 ., Рим. 9:5; 1:20 , Кор. 1:24., Ин. 14:8, 9 ., Евр. 1:2 . и проч. 167 ; бб) такие выражения, каково Ариево выражение о Сыне Божием: не было, прежде нежели, когда, – Писание употребляет только о сотворенных вещах и никогда о Сыне Божием, вв) те, которые говорят: «было некогда , когда не было Сына, предполагают что Бог некогда существовал без Слова и Мудрости, был некогда светом без сияния, источником без воды». Допустив, что Сын существовал не от вечности, должны допустить, Что Сын произошел от кого-то вне Бога, и мир сотворенный Богом чрез Слово сотворен Творцом существующем вне Бога 168 ; дд) если Сын не вечен: то было время, когда в Боге не было истины, так как Сын есть истина 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ГНЕВ (человека) Гнев есть тяжкий недуг души (4:84, см. ПЛАЧ , 1370) (5:123, см. ДУША , 328). Гнев – смертный грех . Это безмерное желание отмщения (1:8, см. ГРЕХ , 247). Гнев есть язва, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ, 257). Гнев есть мучительная страсть, которая не может остаться скрытой Гнев есть мучительная и лютая страсть, и сокровенна быть не может. Прочии страсти сокрываются удобно, а гнев утаиться не может. Сердце бо, гневом исполненное, по подобию котла кипящаго, извергает гнева различные знаки, которые являются на различных членах. От гнева краснеют и сверкают, как искры очи; от гнева надымаются жилы, подымаются брови и власы; гнев делает, что скрежещем зубами, пену точим устами, главою киваем, главу крутим и вертим. От гнева лице помрачается, гнева действие есть, что руки сжимаем и плеск издаем, ногами о землю ударяем; во гневе ударяем в груди, власы и одежду терзаем; гневом исполненный кричит, вопит, слезит, жалится, хулит и часто тое изрыгает, о чем после жалеет; словом сказать, весь человек в гневе изменяется, весь вид бесноватому подобен. Ежели так скаредные внешние показуются знаки, ежели так безобразно тело от гнева является: что уже внутрь, в сердце есть, которое так смрадный извергает запах? Как мерзка и безобразна душа гневающагося, как гнусна пред очесами Божиими является, когда только знаки гневающагося пред нами, которые и сами тоежде зло внутрь носим, несносны показуются! (2:177). Гнев, как буря и огонь Гнев бо, как буря, все сокрушает, или как огнь, все поядает. Во гневе никакого добра не может человек сделать кроме зла. Берегись убо во гневе наказывать (5:169). Гнев уподобляет человека скоту Видим в скоте гнев и ярость: тоежде имеется и в человеке. Видим как гневается, как негодует, ропщет, ярится, как себя терзает, весь от гнева, как лист от ветра трясется, как себя заклинает, как злословит, хулит и часто страшныя хулы извергает, как обидевшему грозит; како на него злобится и ищет всяким способом ему отмстить. Се есть действие богомерзкаго и пагубнаго гнева, в сердце у человека крыющагося! Видим, что скоты дерутся: видим то и в человеках: видим, сколько ссор и кровопролитий различных между бедными людьми имеется (4:153–154).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ж., издававшийся с июля 1858 по 5 нояб. 1877 г. в С.-Петербурге еженедельно. В 1858-1865 гг. назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 г. вышло 18 выпусков, к-рые в 1860 г. были переизданы в одном томе, в 1859-1876 гг.- по 52 выпуска в год, в 1877 г.- 45 выпусков. Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном анонимных) был В. И. Аскоченский . Он поставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, лит-ре, общественной и гос. жизни. Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вводном слове («Два-три слова ради знакомства с читателями» (1858. Вып. 1)) редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала мн. назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т. п., жизнеописания подвижников благочестия) были адаптированными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, др. периодических изданий. С 1859 г. Аскоченский вел библиографический раздел, с выпуска 20 за 1860 г. появилась регулярная публицистическая рубрика «Блестки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками. Критике подвергались не только светские и церковно-общественные издания и деятели либерального толка (см.: «Аномалии в мире литературном» (1859. Вып. 43. С. 407-424), отзыв о свящ. И. С. Беллюстине «Хульник в рясе» (1877), ст. «Гранаты под цифрами, начиненные порохом лжи» о книге проф. Д. И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (1877. Вып. 1) и др.), но и церковные офиц. и академические издания. Помимо публицистики Аскоченский опубликовал в «Д. б.» свою драму «Марфа Посадница» (1870. Вып. 1. С. 17-30; Вып. 2. С. 65-75; Вып. 3. С. 102-117; Вып. 4. С. 137-162), неск. десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (напр., «Записки звонаря» (1861. Вып. 6. С. 109-111; Вып. 7. С. 133-135; Вып. 8. 151-152; Вып. 9. С. 169-171; Вып. 10. С. 194-195; Вып. 12. С. 233-234; Вып. 13. С. 253-255; Вып. 15. С. 323-325; Вып. 16. С. 347-350)) и переводы (напр., с польск. языка трагедии «Карпатские горцы» И. Корженёвского (1877. Вып. 4, 15-17, 19)), церковно-краеведческие исследования.

http://pravenc.ru/text/178795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК» издавался в Петрограде с 1 янв. 1917 по 3 янв. 1918 г. Учрежден Указом Святейшего Синода 8441 от 11-16 нояб. 1916 г. в качестве неофиц. части «Церковных ведомостей» . Вышло 216 номеров, в 1917 г. нумерация начиналась дважды: 1 (1 янв.) - 46 (26 февр.); 1 (7 апр.) - 169 (31 дек.). В 1918 г. издан один номер (3 янв.). 1-46 в 1917 г. редактировал проф. М. А. Остроумов . С апр. по окт. 1917 г. вестник издавался при Петроградской ДА, редактором был проф. Б. В. Титлинов , начавший нумерацию заново. С 126 (19 окт.) за 1917 г. и до последнего номера издание состояло в ведении Издательского совета при Синоде, редактировал вестник прот. Павел Лахостский . Газета имела рубрики: «Церковная хроника», «Газетные известия», «Последние известия», «По епархиям и приходам», «По России» и др. Внимание уделялось не только общецерковным событиям, но и проблемам епархиальной и приходской жизни. Публиковались материалы о епархиальных съездах духовенства и мирян, о деятельности миссионеров, анонсировались новые синодальные издания и книги духовно-религ. содержания. Существовала рубрика вопросов и ответов, затрагивавшая актуальные проблемы канонического, юридического, церковно-бытового характера. Большое внимание уделялось патриотической теме, в военном разделе приводились сообщения Штаба Верховного главнокомандующего, офиц. сообщения союзников, сводки с фронтов первой мировой войны, информация о беженцах. Издание было прервано событиями Февральской революции 1917 г . С 27 февр. по 6 апр. газета не выходила. 8 марта Титлинов подал обер-прокурору Святейшего Синода В. Н. Львову докладную записку, в к-рой предлагал передать выпуск газеты Совету Петроградской ДА как культурно-просветительскому учреждению. Из-за каникул на заседании 22 марта присутствовали только 3 члена Синода. Определение о передаче газеты Петроградской ДА подписали Финляндский архиеп. Сергий (Страгородский) и протопр. армии и флота Георгий Шавельский . Литовский архиеп. Тихон (Белавин) счел вопрос требующим обсуждения Синода в полном составе. Однако вопреки юридическим нормам решение о передаче было принято в тот же день, что вызвало протест членов Синода. Они отказали в выдаче средств из синодального Хозяйственного управления на издание газеты, условие обязательной подписки причта на газету сохранилось.

http://pravenc.ru/text/155540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Марк Аврелий. Бюст. 170 г. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк) Антонин [лат. Marcus Aurelius Antoninus Augustus; греч. Μρκος Αρλιος] (26.04.121, Рим - 17.03.180, Виндобона, пров. Норик, ныне Вена, Австрия), рим. имп. (с 7 марта 161) из династии Антонинов. Сын Марка Анния Вера (ум. в 124, претор, брат жены имп. Антонина Пия ) и Домиции Луциллы (ум. ок. 155-161). При рождении получил имя Марк Анний Катилий Север; он рано лишился отца и воспитывался в доме деда - сенатора Марка Анния Вера (ум. в 138). В 138 г., после смерти деда и незадолго до смерти имп. Адриана , М. А. был усыновлен имп. Антонином Пием (138-161) и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. С восшествием на престол он получил имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август. Вместе с М. А. Антонин Пий усыновил также Луция Коммода (род. 130), сына Луция Цейония Коммода Вера (ум. в янв. 138), к-рый принял имя Луций Вер и со 161 г. до своей смерти в 169 г. был соправителем М. А. В нач. 138 г., согласно плану укрепления династии, который начал реализовывать имп. Адриан незадолго до смерти, уже предполагалось, что кто-либо из усыновленных Антонином Пием юношей станет императором. Их положение следовало закрепить заключением браков. По решению Адриана М. А. был помолвлен с Цейонией Фабией, а Луций Коммод (Вер) - с Фаустиной Младшей (ок. 130-175), дочерью имп. Антонина Пия. Однако летом того же года, после смерти Адриана, Антонин Пий решил изменить этот план. Прежние брачные договоры были разорваны, а М. А. вскоре был помолвлен с Фаустиной, которая теперь приходилась ему одновременно сводной сестрой. Тем самым Антонин Пий явно отдавал предпочтение М. А., вероятно как более старшему из своих приемных сыновей. В 145 г. М. А. женился на Фаустине. В браке родились не менее 13 детей, но до взрослого возраста дожили лишь сын Коммод (161-192, император со 180) и 5 дочерей: Анния Аврелия Галерия Фаустина (147 - после 165), Анния Аврелия Галерия Луцилла (148/50-183; со 164 замужем за Луцием Вером; после его смерти замужем за Клавдием Помпеяном), Анния Аврелия Фадилла (159 - после 211), Анния Корнифиция Фаустина Младшая (160 - после 211), Фибия Аврелия Сабина (170 - до 217). Фаустина умерла в кон. 175 г., во время поездки по вост. областям империи, в сел. Галала близ Тианы (Каппадокия, ныне Турция); место ее смерти было преобразовано в рим. колонию Фаустинополь. М. А. оплакивал ее кончину, учредил в ее честь коллегию фаустинианских девочек. Статуи М. А. и Фаустины были поставлены в храме Венеры и Ромы на Римском форуме как воплощение идеального семейного союза. Молодожены совершали жертвоприношения перед ними. Золотое изображение умершей Фаустины выносили в имп. ложу в театрах, когда М. А. посещал зрелища ( Dio Cassius. Hist. Rom. LXXII 30-31; Scr. hist. Aug. Marcus Aurelius. 26 5-8).

http://pravenc.ru/text/2562244.html

Никарагуа [Республика Никарагуа; испан. República de Nicaragua], гос-во в Центр. Америке. Граничит на севере с Гондурасом , на юге - с Коста-Рикой , на западе омывается Тихим океаном, на востоке - Карибским м. Стране принадлежат многочисленные мелкие острова в Карибском м. Территория - 130,373 кв. км (самая большая по площади страна Центр. Америки). Столица - Манагуа (1,033 млн чел.; оценка на 2016 г.). Крупные города - Леон (169,3 тыс. чел.), Типитапа (127,6 тыс. чел.), Масая (125,8 тыс. чел.), Чинандега (111,3 тыс. чел.). Официальный язык - испанский. Административно-территориальное деление: 15 департаментов и 2 автономных региона. Н.- член ООН (1945), ОАГ (1948), Движения неприсоединения (1979), ЦАИС (1991), Ассоциации карибских гос-в (1994), ВТО (1995), Группы РИО (2000), «Боливарианского альянса для народов нашей Америки - Торгового договора народов» (2007). География. Н. можно поделить на 3 геоморфологических региона: Тихоокеанский, расположенный на юго-западе страны, в Никарагуанской впадине; Центральный, находящийся на Сеговийском нагорье, и Атлантический, или Карибский, протянувшийся от горной области к побережью Карибского м. Самые древние геологические формации находятся в центральной, горной области (Никарагуанское нагорье), представляющей собой систему складчато-сбросовых хребтов. Здесь же самая высокая точка страны - вулкан Моготон (2107 м). Н. находится на границе 2 литосферных плит. Его вулканы входят в Тихоокеанское огненное кольцо. Самый высокий - Сан-Кристобаль (ок. 1745 м). Др. крупные вулканы - Консепсьон (1610 м), Мадерас (1394 м), Момбачо (1345 м). В Н. находится самое крупное по площади (8264 кв. км) пресноводное озеро в Лат. Америке - Никарагуа (Косиболка). Р. Типитапа соединяет его с оз. Манагуа (1035 кв. км). Ранее на их месте находился залив Тихого океана, к-рый был отделен от океана тектоническим поднятием. Образовавшееся озеро разделено надвое потоками лавы. Крупнейшие реки - Рио-Коко, Рио-Гранде-де-Матагальпа, Эскондидо и Сан-Хуан - впадают в Карибское м. На территории страны можно выделить 3 климатические зоны: между озерами Никарагуа и Манагуа и Тихим океаном климат сухой, с малым количеством осадков, температура воздуха в зимние месяцы колеблется в пределах 27-32°C, в летние - 35-40°C; климат центральной горной области более умеренный и влажный; на побережье Карибского м. климат носит тропический характер. Для этой зоны типично наличие сильных осадков, максимальная температура превышает 36°C. Сезон дождей (зима) длится с мая по окт., сухой сезон (лето) - с нояб. по апр. Наибольшее количество осадков выпадает на Москитовом берегу (от 230 до 508 см ежегодно), наименьшее - приходится на Центральное нагорье (от 76 до 229 см). На тихоокеанском побережье годовое количество осадков колеблется от 102 до 152 см. Население

http://pravenc.ru/text/2565326.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010