Приложения Именной указатель Абе, ученик – 223, 466 Абе Александр – 673 Абе Афанасий – 495 Абе Георгий – 177, 178, 393, 413, 653 Абе Иосиф – 41 Абе Николай – 671, 757, 824 Абе Павел – 65 Абе Пантелеймон – 37 Аввакум, школьный учитель – 814 Августин, блаж. – 346, 402 Авель, свящ. – 470, 491 Авраамий, св. – 584 Авраамий, иеромонах – 748, 817 Адаци, кат. проп. – 331 Адаци, протестант – 402 Адаци Николай – 567 Адаци Тайчёо – 503 Адаци Яков – 122, 267, 335, 655, 696, 724 Айзава Иоанн – 822 Айзава Тит – 375, 655 Айбора Акилина – 124 Айно Анастасия – 404 Акасака – 817 Акаси Анна – 371, 386 Акахира Стефан – 10 Акимов – 321 Акита Никанор – 277 Акияма Иов – 439, 448 Аксаков Иван Сергеевич – 13 Александр ? – 118, 442 Александр II – 314 Александр III – 314 Александр Михайлович , вел. кн. – 98, 140 Александр, иеромонах – 375, 376, 422, 433–435, 437, 442, 454 Александр, псаломщик – 608 Алексеев, адмирал – 99, 259, 285, 590 Алексеев, финансист – 688, 716 Алексеев И. Г. – 623 Алексеев Кир Алексеевич – 710, 712, 795 Алексей, сторож – 305 Алексий, св. – 491 Алмазова А. А. – 793 Амано Конон – 811 Амвросий, архимандрит – 688, 793–796 Амвросий Харьковский – 13 Аменомия Андрей – 673 Амфилохий, архимандрит – 504, 505, 594 Анатолий, архимандрит – 76, 84, 168, 216, 384, 456, 460, 481, 569, 579, 589, 820 Андо, губернатор Тояма – 310 Андо, ученик – 823, 829 Андо Савва – 269 Андреев Михаил Алексеевич – 586, 591 Андроник, росс. миссионер – 291, 311, 508, 581, 610, 628, 635, 638, 658–662, 666–668, 670, 673, 674, 676–678, 680–686, 688, 690, 692, 693, 696–700, 708, 713, 716, 724, 727, 746, 747, 749, 751–755, 760, 761, 773, 775, 776, 780, 782, 783, 785, 787, 789, 791–796, 798–800, 808–810, 815, 816, 820 Анезаки, студент – 363, 795 Анено-коодзи, философ – 560, 561 Анна (Жанна) Д’Арк, св. – 795 Антоний Великий – 564 Антоний Храповицкий , епископ Волынский – 139, 327, 457, 597, 815, 824, 826 Анфим, церковный сторож – 259, 260 Аоки – 680 Аполлония, монахиня – 319 Араи Спиридон – 241, 242, 247, 248, 291, 299, 308

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После смерти Хишама власть в эмирате перешла к его сыну аль-Хакаму. В 796-м г. ему исполнилось 25 лет, и он правил эмиратом почти так же долго, как и его дед Ар-Рахман, до своей кончины в 822-м г. Аль-Хакам не отличался набожностью отца: удалил из своего окружения факихов – ученых знатоков Корана и сунны, пристрастился не только к охоте, но и к вину. Ревнители ислама негодовали и возбуждали против него правоверных. Дело дошло до того, что когда аль-Хакам проезжал по улицам Кордовы, фанатики бросали в него камни. Особенно яростными противниками эмира оказались новообращенные из христиан – мувалладуны, или мулади. Поэтому очагом оппозиции стала прежняя столица вестготского королевства Толедо, где община ренегатов-мулади была самой многочисленной. Чтобы предотвратить мятеж, в 797-м г. эмир пригласил толедскую знать (в основном это были испанцы, принявшие ислам) во дворец, и там по его приказу гостям отрубили головы, а их трупы были брошены в ров. В 814-м г. факихи организовали мятеж против аль-Хакама, дворец эмира в Кордове подвергся осаде, но 2 тысячи телохранителей, преданных эмиру, после напряженного боя, в котором чаши весов уже склонялись на сторону мятежников, одержали верх. 300 зачинщиков мятежа были обезглавлены, а прочих участников выступления эмир пощадил, но, сохранив им жизнь, он изгнал их из Испании. Из страны выехало около 25 тысяч жителей Кордовы, некоторые из них поселились в Магрибе, в Фесе, а другие нашли убежище в Египте. На рубеже VIII и IX века население Кордовского эмирата представляло собой сложную конфессиональную и этническую конгломерацию. В религиозном отношении оно состояло из христианского большинства, которое со временем сокращалось, господствующего исламского слоя и иудеев, число которых значительно выросло после завоевания Испании. В своем большинстве местные евреи поддержали завоевателей, надеясь, и не без оснований, на улучшение своего правового статуса – их материальное положение и при вестготской власти было вполне благополучным. Вместе с мусульманами на полуостров пришли евреи из Магриба и более дальних регионов халифата, а кроме того, Испания стала страной, привлекательной для евреев-эмигрантов из христианских государств Европы.

http://pravoslavie.ru/129348.html

863,538); Мессия и Езекия (I: 250,82. 297,74. 863,538. II: 763,1052. 848. 1266); Мессия и Моисей (I: 401. 854,530. 863,537. II: 1096) Мессия и закон (I: 462,33); Мессия и праведники (I: 403); Мессия и десять колен (I: З90,325)· Мессии два (II: 413,1246). Мессия Давидов–Ефремов–Иосифов (I: 388. 389–390. 391. 394,336. 396,354. 403,385. 406,394. 410 и прим. 409. 853,530. II: 1096. III: 14). Мессия прокаженный (I: 399. 401),–сокровенный–на небе (I: 548,226. 863,535. 876,556). Мессия–не судья (I: 277,200. 868,548. II: 765,1055). Мессия в апокрифической литературе (I: 251–3. 395–6) и в иуд. апокалиптике (I: 850 сл.). Метапсихозис II: 486,303. Метатрон I: 792. 862,537. II: 221. 354. 414,1248. μθαι I: 76. Мефодий патар. II: 599,569. Мидия I: 863,538. Мидраши II: 18. Милостыня в иуд. I: 288,34. Минимы, минеи I: 813,399. II: 412,1246. 429,1 820–1. 849,119. II: 850–1. 871. 1100. 1273. Миссионерская деятельность Ап. Павла среди язычников до его великих путешествий II: 32. μυστριον II: 623. 1164. 1196. Мистерии (II: 997,116. 1147 сл. 1159 сл. 1186 сл.) и предполагаемое их влияние на христианство (у Ап. Павла) в магическом сакраментализме (II: 1170–4) вообще, а в частности в евхаристии (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1181–6. 1195. 1196. 1197) и в крещении (II: 1149. 1160. 1161. 1170. 1171. 1172. 1173. 1174–5. 1183. 1195. 1196. 1197). Митры культ II: 213. 1148. 1149. 1150. 1151. 1161. 1162. 1165. 1166. 1170. 1171. 1175. 1182. 1187. 1190. 1194. 1196. Михаил Архангел I: 664,76. 687,138. 780,329. 865,540. 869,548. II: 818,52. 819,61. 822,91. Михея пр. книга ΙV 8 (I: 251,87). V, 1 (I: 248,71). V, 3 (I: 394). V, 4 (II: 286,764). VΙ, 8 (II: 162,329). VII, 2 (II: 285,764. Мишна I: 292,56. 596,377. 821,421. 822,423. II: 762,1048. 763,1053. 1238. Мир весь яко бы хотел просветить Ап. Павел еще при жизни своей I: 553,237. Моисей I: 36. 186. 197. 198. 230. 253. 291. 401,375 663,71 849,518 857,534. II: 161,325. 1096. Моисея Вознесения (Assumptio Mosis) и Апокалипсис I: 766,293. 796,366. 802,379. 839,482. 844 сл. 845,502. 505. 846 и пр. 506. 509. 860,536. 862,537. 865,540. 875,555. 878,559. II: 1095. Молитва в иуд. (I: 288. 466,51. 562,267); молитва иуд. (Гамалиила) против христиан – врагов иуд. веры (birkath ha-minim) (I: 166. II: 851. 852. 1273). Молитва Господня II: 704,917. Молитва у Ап. Павла II: 424,1299. 766,1055. μορφ II: 282,758. 284,761. 330,897. Музоний Pyф II: 1023,316. 1025 . Мученики христианские якобы имеют привилегию касательно воскресения и у пр. Исаии (I: 457,16) и у Ап. Павла (I: 546). Мучение грешников II: 613,632. Нагорная беседа II: 997,116. 1088. Наинский отрок I: 27. Нафанаил яко бы есть Ап. Павел II: 886.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

774 Сведения об осуждении этих лиц см. в следующей нашей книге о Соборах. Да и вообще подробности о «Разбойничьем» соборе можно найти там же. 776 Об этих актах см. наши две статьи: «О сирийском тексте собора «Разбойничьего» и «О подлинности и достоверности сирийских актов того же Собора» (в следующей книге о Соборах). 789 См. гл. V нашего исследования. Кроме того, следует указать на известную монографию профессора Глубоковского об этом лице. 796 Martin. (Op. cit. P. 187, 191) делает самый сочувственный отзыв о Феодорите. Он говорит: «Феодорит – это одна из самых замечательных фигур V века. Его богатая событиями жизнь, его апостольские труды, увенчавшиеся блестящим успехом, его жаркие схватки, в которых он руководился чувством чести и сознанием правоты, его многочисленные сочинения, гонения делают его одним из самых симпатичных лиц этого времени, смутного и жалкого. Его репутация, его авторитет на Востоке были безмерны: все другие епископы смотрели на него почти как на оракула. Это был не только великий писатель, могущественный гений, который обращал своё слово к вселенной: это был исповедник, мученик, который любил всех и поддерживал всех». 797 Acta Chalced. P. 282; Деяния... IV, 203–204. Домн оправдал Иву на соборе Антиохийском. См.: Hoffmann. Op. cit. S. 29–31. 822 Marciani imperator et Pulcheriae episcop ad Leonem. Acta Chalced. P. 28–29; Деяния... III, 107–108; Arendt. Op. cit. S. 259–260. 832 Hahn. Bibliothek der Symbole. S. 259–260, 262; Деяния... III, 521, 523–525. Подробности учения Льва о Воплощении можно найти в обстоятельном труде Делицина: Св. Лев, папа Римский . Изд. Московской Духовной академии. 1849. С. 92–110. 844 Нужно помнить правило, выраженное на одном из прежних Константинопольских соборов: «На Соборах часто случается, что один из присутствующих епископов скажет что-нибудь, и сказанное одним записывается и понимается как сказанное всеми вместе» (Ibidem. P. 160; Деяния... III, 514). 846 Ibidem. P. 218; Деяния... IV, 9. Мы не уверены, чтобы легаты прибыли на собор Халкидонский с уже готовым мнением относительно высокого значения символа Константинопольского, так как этот Символ не достиг ещё церковного признания в это время в Риме. В признании легатами этого Символа нужно видеть влияние на них Собора, или, точнее, – левой стороны Собора, ратовавшей за символ Константинопольский. В посланиях Льва, которыми руководились легаты, нигде не упоминается символ Константинопольский. Правда, в них встречаются выражения, близкие к указанному Символу (Leonis. Epistola Synodica; Hahn. Op. cit. S. 257; Деяния... III, 517); но при внимательном рассмотрении оказывается, что эти выражения заняты из символа Латинского, известного с именем Апостольского (см.: Rufini. Comment. in symbolis Apostol. Col. 340 et cet. PL. T. 20); да и сам папа даёт все основания догадываться об этом (Epistolae Leonis. Ibidem. P. 15, 21; Деяния... III, 56, 76).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

794 Основан господарем Лупулом в 1648 г. Разрушен во время Гетерии и возобновлен в 1829 г. Ныне упразднен. 796 Рум. Telejinu, с. в округе Прахова. С таким же названием известны находящиеся у села возвышенность, река и пограничная гора. 801 Четал, татарское слово, собственно значит: вилы. Четал – один из трех больших островов, которые вместе с 16 меньшими составляют дельту Дуная. 806 Лихтер или плашкот – малое судно, посредством которого разгружают большие, в случае если последние не могут подойти близко к гавани. 809 Итальянское слово (искаженное турками в искеле) собственно: лестница. Так назывались в прежнее время торговые пристани в Леванте. 810 Обитель Неусыпающих, как видно из жития св. Иоанна Кущника, находилась в Вифинии, в Малой Азии. 812 Память св. Георгия, епископа Амастридского, совершается не 12-го, а 21-го февраля. Амастрис – ныне Амасра. 818 Генуэзцы утвердились, собственно, в Галате, предместье Константинополя; это было в 1216 г., вскоре после взятия его крестоносцами. Но Синоп не принадлежал генуэзцам, а входил в состав Требизондской империи. 820 Могущественная курдская фамилия Джанбулад владела на ленных правах санджаком Келиз, близ Алеппо, и один из членов ее, Хусейн-Джанбулад, был в начале XVII века губернатором Алеппо (см. об этом наше примечание во II-м выпуске, стр. 139. 822 Ныне Самсун; этот город «сменил древний Амизус греков, который лежал в 2 километрах севернее, и от которого уцелели еще молы и остатки набережных, окаймляющие аллювиальные земли, на которых разведены сады». (Реклю, Хемля и люди, т. IX, стр. 480). 823 В действительности, реку Ешиль-Ирмак (в древности Ирис); река же Волчья (Ликос, ныне Келкид или Гермилю-чай) составляет лишь приток ее. 824 По дороге из Уние в Никсар путники должны были переправляться через реку Термэ-чай (в древности Термодонт), отличающуюся, действительно, быстрым течением, как говорит и архидиакон. 827 Сарыджа и сеймены (или сегбаны) были милицией, которая составлялась из добровольцев, пользовавшихся за свою службу свободой от податей. Эта милиция была окончательно уничтожена только в 1737 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

795. Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 215 (Здесь и далее цит. по: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том пер–вый: Аскетические опыты. Изд. 3–е. СПб., 1905). 796. Там же. С. 217. 797. Тамже.. С. 260. 798. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 239 (Здесь и далее цит. по: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Том второй: Аскетические опыты. Изд. 2–е. СПб., 1886). 799. Там же. С. 251. 800. Там же. С. 310. 801. Пс. 71:8, 11,14—17,19. 802. Игнатий Брянчанинов, Слово о молитве Иисусовой. С. 239—240. 803. Пс. 28:2. 804. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 241. Ср.: Пс. 9:11. 805. Пс. 142:11. 806. Пс. 79:19. 807. Пс. 102:1. 808. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 242—244. 809. Мр. 16:17. 810. Мф. 14:33. 811. Игнатий Брянчанинов. Слово о молитве Иисусовой. С. 245—250. 812. Там же. С. 270. 813. Там же. С. 310—312. 814. Игнатий Брянчанинов. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. С. 274. 815. Хорошо известно печатное выступление Феофана Затворника против мнения Игнатия Брянчанинова о телесности ангелов. 816. Умное делание. О молитве Иисусовой (Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей). Издание Ново–Валаамского монастыря. Сортавала, 1936. С. 45. 817. Там же. С. 15. 818. Там же. С. 16. 819. Там же. С. 45. 820. Там же. С. 16. 821. Там же. С. 33. 822. Там же. С. 38. 823. Ин. 14:6. 824. Там же. С. 57. 825. Там же. С. 15—16. 826. Там же. С. 16. 827. Тамже. С. 31. 828. Там же. С. 185. 829. Там же. С. 185. 830. Там же. С. 193—194. 831. Там же. С. 31. 832. Там же. С. 32. 833. Там же. С. 73. 834. Там же. С. 109. 835. Там же. С. 97. 836. Там же. С. 38. 837. Там же. С. 125—126. 838. Там же. С. 58. 839. Там же. 840. Там же. 841. Там же. 842. Там же. С. 58—59. 843. Там же. С. 34. 844. Там же. С. 32. 845. Там же. С. 112—113. 846. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 400. 847. Василий (Гролимунд), иеромонах. Послесловие к кн.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Пятое издание, дополненное. Париж, 1989. С. 299. Подробные сведения об авторстве «Откровенных рассказов» и о различных редакциях книги см. в: Пентковский А. От «искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника». — Символ 27. Париж, 1992. С. 137— 166. См. также: Пентковский А. Кто же составил Оптинскую редакцию рассказов странника? — Символ 32. Париж, 1994. С. 259—278. Первоначальный вариант книги: Михаил (Козлов), архимандрит. Рассказ странника, искателя молитвы. — Символ 27. Париж, 1992. С. 7—135.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

915. 1249) и обратить весь мир в два года (II: 921), но яко бы он–псевдоапостол (II: 1255) и во всяком случае не Апостол языков, ибо не имел у них успехов и встречал прием лишь среди прозелитов (I: LI. II: 916 сл. 1089). Однако Павел вовсе не ожесточенный антииудаст, а во многом иудеохристианин. (II: 1261), хотя вел полемику против иудейства (II: 6,29. 778,1137); он искони понимал всемирное предназначение своей миссии (II: 914) и универсализм Евангелия Христова (II: 1262. 1294); взгляд Павла на язычество (II: 437,2. 778 сл. 783. 785 сл.), – частию по собственным наблюдениям (II: 776– 7), – и признание там известной религиозности (II: 946. 983). Павел и иудейство: неупоминание Павла в Талмуде (I: 148 сл. II: 84), ненависть к нему иудейства и иудейские басни о нем (II: 808 и гр. 1259. 853,142. 1274–5), κενς νθρωπο; (I: XXVI). Раввин(истиче)ское иудейское образование Павла (I: 146 сл. 413,418 II: 57. 68,153. 77. 826,1 ) и иудейские элементы его богословия (I: XLIV сл.); он «иудейский Паскаль» (II: 1203. 1256) и у него «Талмуд христианский» (I: XLIX) с трансформациею иудаизма (II: 428 сл. 1152) позаимствованиями и приспособлениями из сектантского иудейства (II: 428,1) и при соотношениях с ессейством (I: 881); якобы из иудейства и идеи гуманитарного универсализма (II: 1086 сл. 1101 сл.). Павел–искуесный агадист (II: 429,1), у которого все «мышление в цитатах» из В. 3. (II: 931), а в экзегетике и типологии он – талмудист (II: 822) с экзегезисом иудейским (I: LXVI–LXVII) агадическим (II: 905,545) и раввинскими толкованиями (II: 1251. 1253); аллегория Павлова – иудейская (II: 622,663) и филоническая (II: 43 сл. 429,1). Закон, пророки и другие писания у Ап. Павла (И: 162,327) и отношение у него Ветхого и Нового Заветов (II: 409,1228. 1261); нет цитат из апокрифов (II: 811,1260. 995,882). Перевод LXX-mu (II: 137,259. 138,261. 881. 939,796 963 сл. 1111. 1246) и еврейский текст (I: 224. II: 157–9. 473) у Ап. Павла. Независимость его от раввинизма (II: 389,1128). Ап. Павел и эллинизм (II: 458–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В частности, о славянских рукописях с Афона. 789 . – Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV–XV веках. СПб., 1894. О литературных связях русских земель с Афоном: с. 10. 12–14, 23. «Список русских монахов на Афоне XIV–XV веков, сделавших что-нибудь по перенесению в Россию южнославянских текстов»: с. 28–29, в частности: Афанасий Русин, купивший или переписавший на Афоне четвероевангелие, житие Афанасия Афонского и второе житие Григория Омиритского и отправивший их и Россию; Ефрем Русин, или Евсевий, принесший с Афона «Слова» Максима Исповедника ; новгородский игумен Иларион, принесший со Святой Горы «Тактикон» Никона Черногорца; монах Савва, принесший в Россию «Правила», на основе которых Вассиан Патрикеев составил свою «Кормчую»; печерский архимандрит Феодосий, принесший в Россию «Правило Святыя Горы». 790 . Соборная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в монастыре Хилендаре на Афоне. – ХДА, 1863, т. 2, 7, с. 1; 1 л. илл. 791 . Собрание чудес святого великомученика и целителя Пантелеимона, совершенных им в недавнее время. СПб., 1865. 792 . Сойко Б., диакон. Паломничество на Святую Гору. – ЖМП, 1970, 3, с. 7–12; 3 фотогр. О поездке группы паломников во главе с архиепископом Харьковским и Богодуховским Леонтием на Афон для участия в торжествах по случаю 800-летия Русского Пантелеимоновского монастыря 9 августа 1969 г. 793 . Соколов И. И. Александр Евморфопул Лавриот. – ВВ, 1907, 14. с. 203–207. 794 . – Афон. – ПБЭ. Изд. 2-е. Т. 2. 1903, стб. 189–236. 795 . – Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. СПб., 1904. 98 с. 796 . – Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита . М., 1904. Рус. пер. с болг.: Е. Спространов. Описиа ръкописите в библиотеката при Рилския монастир. София, 1902, с. 110, 99 (рък. Рил., 4/8 (61); лл. 266–281). Ср.: Помяловский И. В. Житие... Григория Синаита ... 611). Ср. также: Сырку П. А. Житие Григория Синаита ... 822). См. также: Яцимирский А. И. Из критико-литературных наблюдений над Житием Григория Синаита ... 910).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

…на ассигнации — см. прим. к стр. 100. 790 …поелику несть ничто тайно, еже не объявится…— нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (цитата из евангелия от Луки, VIII, 17). 791 Кокетерия — кокетство. 792 Выну (старослав.) — непрестанно. 793 Ясырь — пленник, обращенный в раба. 794 …всемилостивого спаса…— то есть Иисуса Христа. 795 Пропозиция — предложение. 796 …на упадлое место…— то есть вместо павшей лошади. 797 Сивуха — здесь: сивая лошадь. 798 Ворок — см. прим. к стр. 270. 799 Тайна сия велика есть — цитата из «Послания к ефесянам апостола Павла», V, 32. 800 Обаяние — здесь: байки, россказни. 801 Резка — сечка из соломы. 802 …лозой толчен…— розгой бит. 803 Стужаться — раскаиваться. 804 Бестягольный мужик — бессемейный (тягло — крепостная крестьянская семья, как единица разверстки барщины или оброка). 805 Дроботливый — скорый, частый. 806 В пре — в споре. 807 Обыск — запись о браке в церковной книге. 808 Скаредство — здесь: гнусность. 809 Войственники — воины. 810 Бомбардир — солдатский чин в артиллерии. 811 Усилок — силач. 812 …неезжалого стригуночка…— годовалого жеребенка, на котором еще не ездили. 813 …загугнеша, еже и не различит самим им, каковая действуют — загнусили так, что и самим им не различить, что делают. 814 Бесстудного — бесстыдного. 815 Стихарь — длинная, с широкими рукавами, одежда дьяконов и дьячков, надеваемая при богослужении. 816 Отводины — дуги по бокам саней для предохранения их от порчи, удара и т. п. 817 …воздаси отразу (старослав.) — воздашь сразу. 818 …кийжде на коегожде…(старослав.) — каждый на каждого. 819 Синяя — пятирублевая ассигнация. 820 …Хамова кровь к Иафетовой не простирается. — По библии, все люди на земле произошли от уцелевших после всемирного потопа сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Потомкам Хама Ной нарек быть рабами потомков его братьев. Поэтому «господа» называли крепостных «Хамовой кровью», «хамами» и т. п. 821 …хитрейший от попа и попадьи… — более хитрый чем поп и попадья. 822 Поспа — отвар отрубей для мочения яблок. 823

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010