Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Появились общины К. в Австрии (Зайц (ныне на территории Словении), 1160), Швеции (Лунд, 1162), Испании (Скала-Деи в Таррагоне, 1163), Англии (Уитем в Сомерсете, 1178-1179). В 1145 г. жен. община в Пребайоне (в Провансе), следовавшая предписаниям свт. Кесария Арелатского, попросила Иоанна Испанского, картузианца из Монтрё, составить для нее устав на основе Устава Гвиго, что положило начало жен. ветви ордена К. Вторая жен. обитель была учреждена в Берто в 1188 г. Наиболее значимые сочинения этого периода принадлежат 9-му приору К. Гвиго II (1174-1180) ( Guigo II Le Chartreux. Lettre sur la vie contemplative (ou Échelle des moines). Douze méditations/Ed. E. Colledge, J. Walsh. P., 1970 (рус. пер.: Гвиго II Картузианец . Сочинения/Пер. с лат.: А. Коваль. М., 2011); Guigo II Cartusiae prioris Liber de quadripertito exercitio cellae//PL. 153. Col. 799-884) и Адаму Скоту, картузианцу из мон-ря Уитем ( Adamus Scotus. Sermones//PL. 198. Col. 91-440; Idem. De triplici genere contemplationis//Ibid. Col. 791-842). Мон-рь Ла-Гранд-Шартрёз. Общий вид К нач. XIII в. в Европе действовали 35 картузианских обителей (из них 2 женские). Общины К. появлялись не только в труднодоступных местах, но и в городах. Первая картузианская обитель рядом с городом была основана по повелению франц. кор. Людовика IX Святого в 1257 г. в бывш. замке Вовер близ Парижа. Нередко новые обители находились под прямым покровительством королей или местных правителей (Уитем и Хинтон (с 1227) в Англии, Аллерхайлигенталь в Мауэрбахе близ Вены (1313), Галлуццо близ Флоренции (1342), Шанмоль в Бургундии (1383), Чертоза близ Павии (1396)). После пожара 1320 г. в Ла-Гранд-Шартрёз были построены каменные здания. Другие, особенно новые, обители К., тоже отошли от первоначальной простоты и отличались богато украшенными строениями (напр., Шанмоль, Валь-де-Бенедиксьон в Вильнёв-лез-Авиньон, Чертоза). В связи с тем что не все обители находились в горах и др. труднодоступных местах, традиция строить «нижний дом» для братьев-мирян постепенно исчезла (все монахи стали жить в пределах одного комплекса).

http://pravenc.ru/text/1681193.html

129.957 Екатеринославская 1.908.131 Казанская 1.510.975 21.697 Калужская 1.086.188 42.060 Киевская 2.988.694 15.044 Ковенская 46.161 32.160 Костромская 1.347.733 39.070 Курляндская 25.470 Курская 2.341.028 21.297 Лифляндская 186.274 16.370 Минская 1.563.791 15.838 Могилевская 1.404.572 22.841 Московская 2.276.244 97.385 Нижегородская 1.351.337 87.625 Новгородская 1.313.870 30.563 Олонецкая 357.894 Оренбургская 1.177.240 49.264 Орловская 2.023.072 Пензенская 1.390.796 19.013 Пермская 2.604.227 214.735 Подольская 2.359.630 18.676 Полтавская 2.656.933 Псковская 1.049.525 35.620 Рязанская 1.777.244 17.107 Самарская 2.130.724 96.905 13.248 Санкт-Петербургская 1.732.122 19.658 Саратовская 2.024.323 113.496 10.380 Симбирская 1.360.005 31.373 Смоленская 1.481.750 20.316 Таврическая 1.069.282 12.944 Тамбовская 2.646.578 Тверская 1.747.678 15.378 Тульская 1.415.850 Уфимская 958.756 33.943 Харьковская 2.453.349 Херсонская 2.202.258 26.576 Черниговская 2.130.792 43.515 Эстляндская 37.842 Ярославская 1.057.664 III. Программа для составления отчета о состоянии раскола и сектантства и действиях миссии в NN епархии (или округе) за N год I. Общие сведения 72 1) Состав миссии и миссионерских округов и пространство последних. 2) Раскольнические толки, а также мистические и рационалистические секты, существующие в епархии; количество последователей каждого толка и секты, географическое положение толков и сект в епархии и количество колеблющихся православных. 3) Раскольнические молитвенные дома, часовни, кладбища и скиты, состояние их; места молитвенных собраний сектантов, рационалистов и мистиков. Внутреннее состояние раскола и сектантства 1) Общий очерк внутреннего состояния раскола и сектантства в епархии (или округе) и детальное изображение внутреннего состояния каждого толка и секты. 2) Руководство и требоисправители у раскольников и сектантов (количество и характеристика их). 3) Материальное положение и религиозно-нравственная жизнь раскольников и сектантов сравнительно с православными.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В IV в. почитание Е. распространилось на всем Пиренейском п-ове, о чем свидетельствуют как пример Пруденция, к-рый происходил из Тарраконской Испании, так и надписи в честь мученицы, обнаруженные на территории провинций Лузитания и Бетика. Наиболее ранние упоминания о базилике Е., построенной над могилой мученицы, содержатся в гимнах Пруденция и в хронике Идация, еп. г. Аквы Флавиевы (ныне Шавеш, Португалия). Еп. Идаций († ок. 468) под 429 г. упоминает о гибели некоего вандала, посягнувшего на гробницу Е., а под 456 г. сообщает о видении мученицы кор. вестготов Теодориху II (453-466), к-рый намеревался разграбить Эмериту ( Hydat. Chron. 90, 182). По данным археологических раскопок, в IV в. над могилой Е. был возведен прямоугольный в плане мартирий с апсидой и крытой папертью. В 1-й пол. V в. на месте мартирия была сооружена монументальная 3-нефная базилика, ставшая центром паломничества. В храме находилась усыпальница епископов Эмериты. Ок. 560 г. по повелению свт. Фиделия базилику перестроили. При свт. Масоне (ок. 570 - ок. 606) по молитвам к Е. Лузитания была избавлена от эпидемии. Свт. Масона основал в Эмерите больницу (xenodochium), медицинскую службу для паломников, в базилике Е. разрешил выдавать денежные кредиты. По повелению вестготского кор. Леовигильда (569-586) особая комиссия расследовала обстоятельства конфликта между православными и арианами за владение базиликой и отдала ее православным. После этого король приказал Масоне передать арианскому еп. Сунне тунику Е., однако тот отказался выдать святыню, за что был изгнан (582), но через 3 года возвращен на кафедру после того, как королю явилась Е. Сохранился гимн мученице, приписываемый свт. Исидору Гиспальскому (Севильскому) и впосл. вошедший в состав литургии испано-мосарабского обряда (Laudem beatae Eulaliae). После захвата Эмериты араб. полководцем Мусой ибн Нусайром (713) богослужения в базилике Е. прекратились, храм был заброшен и начал разрушаться. По повелению кор. Сило (774-783) мощи Е. были перенесены в Астурию, в королевскую резиденцию (ныне сел. Сантьянес, близ Правии). Там был сооружен храм в честь св. Иоанна, в к-рый были положены мощи мученицы. Кор. Астурии Альфонс II (791-842) перенес резиденцию в г. Овьедо. Мощи Е. были помещены в дворцовую часовню св. Михаила (Камара Санта), впосл. ставшая частью кафедрального собора Спасителя. Кор. Леона Альфонс VI велел поместить мощи в серебряный реликварий (1075). Е. стала наиболее почитаемой в Астурии святой. С 1617 г. в Овьедо действовало братство, основанное в честь мученицы. В 1639 г. Е. была объявлена покровительницей города и еп-ства Овьедо. К кафедральному собору пристроили капеллу в стиле платереско, куда перенесли мощи мученицы.

http://pravenc.ru/text/187160.html

Завершив рассказ о последних правителях Толедского королевства масштабным описанием мусульманского вторжения и гибели короля Родерика, составители хроники перешли к сообщениям о начальном периоде истории королевства Астурийского. Начало ему положило избрание королем Пелайо, сына дукса Фавилы из королевского рода, вышедшего победителем в битве при Ковадонга (718/722 г.). Его зять, Альфонсо I (737–757), положил начало астурийской королевской династии. Составители Овьедской версии «Хроники Альфонсо III» специально оговаривают факт его родства с вестготскими королями Леовигильдом (568–586) и Реккаредом I (586–601), тем самым подчеркивая легитимность астурийских королей как «правителей готов». Рассказывая о правлении Альфонсо I и его преемниках Фруэле I (757–768), Аврелии (768–773), Силоне (Сило) (773–783), узурпаторе Маврегате (783–788), Бермудо I (788–791), Альфонсо II (791–842), Paмupo I (842–850) и завоевателе Леона Opдohьo I (850–866), составители следовали более или менее четкой схеме. Основное внимание обращалось на наличие (или отсутствие) у претендента оснований для занятия престола (родство с предыдущим монархом и/или избрание, а также совершение акта помазания на царство по ветхозаветному образцу), нравственные характеристики, результаты завоевательной политики, а также отношения с Церковью и духовенством. Повествование завершается сообщением о смерти короля Ордоньо I (Овьедская версия) или вступлении на «престол готов» Альфонсо III (Родская версия). Свою основную задачу составители хроники (как, впрочем, и других хроник астурийского цикла) видели в прославлении королевской власти. Создавая эпический образ «королей готов», они не только часто принимали желаемое за действительное, но и порой не останавливались перед прямым искажением фактов, вплоть до приписывания королям действий, на самом деле совершенных могущественными магнатами. В ряде случаев имело место и сознательное умалчивание эпизодов, рассказ о которых мог неблагоприятно отразиться на репутации правителей Астурии и Леона. Так, например, в хрониках ничего не говорится о зависимости королевства от империи Каролингов, по крайней мере, в правление современника Карла Великого короля Альфонсо II Целомудренного (791–842), но об этом известно из других источников; почти не упоминается также о мятежах светских и духовных магнатов против своих монархов, которые в реальности почти не прекращались; 1073 в целом современные историки 1074 гораздо более скептически оценивают роль астурийских хроник как источников по политической истории астуро-леонского королевства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. 9//PL. 96. Col. 565), Альдхельм из Малмсбери († 709) ( Aldhelm. Carmina ecclesiastica. 4. 4//MGH. AA. T. 15. P. 23), а позже автор трактата, распространявшегося под именем Исидора , еп. Гиспальского ( Isid. Hisp. De ortu et obitu patrum. 71//PL. 83. Col. 151). Окончательная рецепция этой версии просвещения Испании происходит только в IX в., после того как при кор. Астурии Альфонсе II (791-842) в г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания) местным еп. Теодемиром ок. 813 г. были обретены мощи апостола (рассказ об этом появляется в Мартирологе Узуарда, составленном во 2-й пол. IX в.), несмотря на то что еще в Breviarium apostolorum сообщалось о погребении тела И. З. в Мармарике (что в свою очередь было вызвано путаницей в источниках: И. З. в данном случае перепутали с Иаковом Алфеевым (Младшим)). По мнению нек-рых исследователей, в саркофаге рим. времени, найденном епископом, покоились не мощи И. З., а тело Присциллиана , признанного еретиком и обезглавленного (так же, как И. З., что и могло послужить основанием для их отождествления) в 385 г. ( Pl ö tz. 1982; Herbers. 1994); согласно Сульпицию Северу, тело Присциллиана было погребено в Галлеции (ныне Галисия), где было много его последователей; археологические раскопки Ирии показали, что уже в кон. VI в. здесь существовало некое культовое погребение ( Chamoso Lamas. 1972/1974). Однако, возможно, началу почитания святого в Испании послужило то, что в Галисию были принесены частицы мощей И. З. с Востока ( Engels. 1980). Поцелуй Иуды. Мозаика центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Раввена. Ок. 526 г. Поцелуй Иуды. Мозаика центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Раввена. Ок. 526 г. Ок. 860 г. кафедра Ирии Флавии в связи с набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и мощи апостола. К X в. в Сантьяго-де-Компостела гробница И. З. почиталась так же, как могила св. Мартина в Туре (об этом упом. в послании кор. Альфонсо III клирикам Тура (906), Historia Compostellana (XII в.), Liber Sancti Jacobi в составе Codex Callixtinus, XII в.), легенда же об апостольском происхождении христианства в Испании и, след., об основании апостолом той или иной кафедры стала серьезным аргументом в споре о первенстве кафедр внутри Испании, а с XI в.- в противостоянии Риму (напр., в 1049 папа Лев IX отлучил Крескония, еп.

http://pravenc.ru/text/200321.html

В качестве источников Аш – Шафии использовал: Коран Сунна. Единственное условие, которое Аш – Шафии предъявлял к хадисам – это их достоверность (сахих). Иджма – согласованное мнение сахаба (сподвижников). Ар – раи. Принималось и индивидуальное мнение сахаба, при условии отсутствия среди них расхождений. Если же наблюдались разногласия, то избирался вариант, наиболее близкий к главным источникам. Кийяс. Аш – Шафии признавал и принцип аналогии, однако ставил его ниже мнений сахаба. Истисхаб. (поиск связи, увязки) Этот метод основывается на предположении, что правовые заключения, сформулированные при определенных обстоятельствах, сохраняют свою юридическую силу до того момента, когда становится достоверно известно об изменениях этих обстоятельств. Например, при длительном отсутствии человека, когда неизвестно, жив он или нет, согласно принципу истисхаба, все правила остаются в силе, как при живом человеке, пока не выяснится истина. Основные ученики этого мазхаба: Аль – Музани (791 – 876 гт.), Ар – Раби Аль – Маради (790 – 873 гг.), Юсуф ибн Яхья Аль – Буайти(?). В настоящее время большинство шафиитов проживает в Египте, Южной части Аравийского полуострова (Йемене, Хадрамуте), Шри – Ланке, Индонезии, Малайзии, Восточной Африке (Кении, Танзании), и в Суринаме (Южная Америка). Мазхаб ханбалитов Мазхаб основал очень известный и популярный ученый своего времени Абдаллах Ахмад ибн Ханбал Аш – Шайбани (778/780 – 855 гт.) Он занимался изучением права и хадисов у имама Юсуфа, ученика Абу – Ханифы, а также у самого Аш – Шафии. Имам Ахмад прославился, как великий рассказчик хадисов, которых он помнил наизусть огромное количество. Как и некоторые из имамов, Ахмад подвергся преследованиям со стороны халифов. В то время халифат принял концепцию мутазилитов (отколовшихся). По приказу халифа Аль – Мамуна (правил 813 или 818 – 832 гг.) имам Ахмад был заключен на два года за то, что отверг учение о сотворенности Корана. Будучи выпущен, он продолжил преподавательскую деятельность в Багдаде. Впоследствии он опять подвергся преследованиям со стороны нового халифа Аль – Уатака (правил 842 – 846 гг.) и был вынужден скрываться до тех пор, пока вновь вступивший халиф Аль – Мутауаккиль (прав. 847 – 861 гг.) официально не отверг идеологию мутазилитов. Последние годы жизни Ахмад провел в Багдаде, где занимался преподавательской деятельностью вплоть до своей смерта в 855 году.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В защиту православного догмата о Боговоплощении выступил аббат Лиебанского монастыря Беатус, поспособствовавший осуждению адопционизма на Франкфуртском Соборе 794 г., а заодно и выводу Церквей Астурии из юрисдикции Толедской архиепископии. Беатус был плодовитым писателем. Своими творениями он проложил путь к особому почитанию апостола Иакова Заведеева в Испании. «В своих комментариях на Апокалипсис, которые... указывают на то, что около 800 г... наблюдалось широко распространенное апокалиптическое движение и настроение, он использовал сведения, почерпнутые из позднеантичных греко-византийских апостольских каталогов. Согласно им, каждому из апостолов были даны особые области для миссии, Иакову Старшему выделена была Испания» . Беатусом был составлен молитвенный гимн «O Dei Verbum» (О Слово Божие), в котором также говорится о миссионерском служении апостола Иакова в Испании. Следующий этап в развитии его культа относится уже к началу IX века и к правлению Альфонса II. Жена Маурегато Креса родила ему сына Эрменегильда, но когда в 788-м г. король Маурегато умер, его преемником на собрании знати избран был брат Аврелио и сын Альфонса Католика Бермудо. Он вернул ко двору Альфонса, поставив его во главе астурийского войска. Тем временем эмир Кордовы Хишам возобновил войну с христианской Астурией, направив войска на север. В сражении у реки Бурбия астурийцы потерпели поражение, но еще до этой катастрофы Бермудо оставил престол и принял монашеский постриг в одном из монастырей Астурии, за что и вошел в хроники с прозвищем Бермуд Монах. При отречении он передал престол Альфонсу. 14 сентября 791 г. на королевский трон вторично взошел сын Фруэлы Жестокого и Мунии Алавской Альфонс II Целомудренный – согласно хроникам, прозвище соответствовало образу жизни короля, которым он отличался от своих предшественников на троне и астурийской знати. Он уже носил королевский титул ранее, в 783-м г. Свергнутый в результате переворота, он бежал тогда на родину своей матери, в Алаву. Возвратив себе престол, Альфонс правил более полувека, до кончины в 842-м г.

http://pravoslavie.ru/129348.html

Однако разумный читатель пусть обратит внимание и вспомнит, что Бог являл великие знамения, когда к Христовой вере была приведена большая толпа язычников. А мы давайте поразмышляем, как удивительно, когда неученые и простые девы без страха и промедления отдают свои тела, чтобы их пронзили мечом ради Христа, и желают присоединиться к числу тех, о которых написано: Они не возлюбили души своей даже до смерти ( Откр.12:11 ). Мы верим, что милосердием Божьим и Его милостью они когда-нибудь достигнут почетного титула! Как сообщает блаженный Иероним : «Со времен Адриана до правления Константина в течение примерно ста восьмидесяти лет на месте Воскресения было изображение Юпитера, на скале Распятия почиталась мраморная статуя Венеры, установленная язычниками, и гонители полагали, что отнимут у нас веру в Воскресение и Распятие, если осквернят святые места идолами». 364  Господь принял мучениц Своих в мире. Ему честь и слава. сила и власть во веки веков. Аминь. Мученик Пелагий По преданию, мученик родился в местечке Альбеос на границе Галисии и Португалии. Чинопоследование в честь святого было составлено предположительно через пять лет после его кончины – около 930 г. 365 Мощи мученика с конца Х в. хранятся в Овьедо в одном из древнейших монастырей в Испании – монастыре Сан-Пелайо, основанном королем Aльфohco II (791–842). Частицы мощей святого также хранятся в семинарских храмах Кордовы и Туи, в монастыре Сан-Пайо де Антеалтарес в Сантьяго-де-Компостела, а также в приходском храме Альбеоса. 366 Память мученика совершается 26 июня. Жизнь или страдание святого мученика Пелагия Жизнь или страдание святого мученика Пелагия, который претерпел мученичество в городе Кордуба при царе Абдиррахмане на шестой день июльских календ. Любое произведение считается выдающимся, если начало повествования хорошо проработано, потому что его продолжение ценится в наибольшей степени, если конец не расходится с началом и предмет повествования, обозначенный в начале, сохраняется до конца произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постоянные войны между правителями Астурии и Андалуса приводили к разорению городов в сев. части И., что не способствовало развитию структур христианской Церкви. Тем не менее Астурийское (впосл. Астуро-Леонское) королевство стало центром притяжения для христ. духовенства, к-рое покидало города Андалуса. С усилением христ. королевств на севере полуострова были связаны как появление новых кафедр, так и реорганизация церковной структуры - епископы оставляли пришедшие в запустение после араб. завоевания центры Вестготского королевства, мн. титулярные епископы находили прибежище в мон-рях, вместо захваченных арабами церковных кафедр появлялись новые. В результате военных походов астурийцев, в первую очередь кор. Альфонсо II (791-842), у мусульман был отвоеван ряд городов с епископскими кафедрами. Однако церковная организация в Астурии была плохо развита, система митрополий фактически не восстановлена. Как и при вестготах, монархия поддерживала тесную связь с христ. Церковью. Христ. правители сохранили за собой право избирать или утверждать кандидатуры епископов, учреждать новые еп-ства, определять границы диоцезов, созывать церковные Соборы (известно о Соборах 812 и 893 гг. в Овьедо (сохранившиеся акты в нач. XII в. были фальсифицированы по указанию Овьедского еп. Пелагия); в 892 состоялось совещание 7 епископов по случаю освящения ц. Сан-Сальвадор-де-Вальдедьос). Верховным церковным иерархом в гос-ве был митрополит Браги, его резиденция находилась в Луго. Однако в перечне астурийских епископов (ок. 880), сохранившемся в «Хронике из Альбельды», на 1-м месте стоит имя Эрменегильда, «епископа Царского города» (т. е. Овьедо), тогда как Флавиан, «епископ Браги [пребывающий] в крепости Луго» значится 2-м. Ввиду того что власть митрополита была слабой, возросло значение епископской кафедры Овьедо, основанной Альфонсо II при своей резиденции. С нач. X в. все большее значение приобретала кафедра г. Леон, куда была перенесена столица королевства (в перечне «Хроники из Альбельды» имя Леонского еп.

http://pravenc.ru/text/674995.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010