Сведения о его жизни довольно скудны, если не считать легендарных данных, сообщаемых о нём различными источниками. Такого рода данных немало уже и в «Vita S. P. Joannis Damasceni, a Joanne Patriarcha Hierosolymitano conscripta» (Migne gr. XCIIV, 429–490). Это «житие» произошло в X веке (автор его Иерусалимский патриарх Иоанн «умер, вероятно, около 970 г.»). Нет возможности точно указать ни «года рождения», ни «года смерти» святого Иоанна Дамаскина . Обыкновенно полагают, что последний «родился около конца VII в. в Дамаске», где в то время владычествовали сарацины. Несомненно при этом известие, что святой Иоанн Д. «происходил из христианской семьи». Отец его занимал одну из видных при дворе калифа должностей, наблюдая за сбором государственных податей. Отцовская должность «перешла по наследству и к сыну», как об этом «с вероятностью» предполагают. Святому Иоанну принадлежало еще «арабское имя Мансур» – имя фамилии, из которой он происходил. Константин Копроним (741–775 г.) впоследствии «в насмешку» изменил это имя на «Манзир» («подкидыш, новый вещун»). «Сицилийский монах Косьма был воспитателем» как самого Иоанна, так и «его приемного брата», носившего одно имя со своим учителем. «Вероятно, в 726 г., во всяком случае до 730 г.» св. И. Дамаскин «выступил, как богослов – писатель и как защитник иконопочитания». Несколько времени спустя, – несомненно «до 736 г.», – он удалился («вместе со своим приемным братом) в монастырь св. Саввы около Иерусалима». Здесь, проводя «благочестивую» и «ученую» жизнь, он обратил на себя внимание Иерусалимского патриарха Иоанна V-ro (ум. «в 735 г.»; по мнению некоторых, впрочем, «жил до 745 г.»), который и посвятил его в «священнический сан». Из этого монастыря И. Дамаскин, «по-видимому», никогда уже не удалялся до самой своей смерти. Она, – полагают, – последовала «до 754 г.», так как бывший «в Константинополе иконоборческий собор 754-го года анафематствовал патриарха Германа, известного Георгия Кипрского и Иоанна Дамаскина », как «уже» мертвых. Мнение же некоторых, удлиняющих жизнь Иоанна Дамаскина чуть ли не до 787 г., не обосновано. Нет достаточных оснований утверждать даже и то лишь, что «кончина» св. И. Дамаскина последовала будто бы «несомненно после 754 г.» ( Б. М. Мелиоранский , Георгий Кипрянин и Иоанн Иерусалимлянин, Спб. 1901, стр. 89, 96 и др., а еще и ниже столб. 23 в статье «Иоанн Иерусалимлянин»). «Седьмой вселенский (Никейский) собор 787 г.», как известно, освободил «от анафемы» названных лиц и между ними воздал особенную честь Иоанну, как энергичному «защитнику» иконопочитания. Ревностный защитник православия приобрел себе заслуженную славу в христианском мире и уже «в 813 г.», по свидетельству хронографа Феофана, был известен под именем «златоструйного», подобно тому как другой Иоанн был назван в свое время «златоустым». |
Вопрос, для решения которого собрались отцы, был уже не новый. Более половины столетия волновал он восточную церковь . Почитатели икон подвергались жестоким преследованиям почти беспрерывно в продолжение пятидесяти лет (730–780). Церковь пережила и иконоборческий собор (754 г.), ложно объявленный седьмым вселенским. Была провозглашена торжественно грозная анафема на всех, которые «божественный образ вочеловечившегося Слова осмелятся изображать красками», и на того, кто «лики святых будет изображать вещественными красками на бездушных иконах, которые равно не приносят никакой пользы, ибо эта мысль лжива и произошла от дьявола» 5 . Но ни грозная анафема, ни жестокие преследования иконопочитателей со стороны византийских иконоборческих императоров и их помощников, правителей областей, не привели к желанным результатам. Того, что составляло предмет благоговейного почитания, унаследованного от предков, что вошло в плоть и кровь массы населения империи, нельзя было уничтожить строгими мерами преследований, весьма жестоких и решительно несправедливых по отношению к представителям иконопочитания. В результате получилось то, чего менее всего ожидали иконоборцы. Вместо похвал за мнимое очищение церкви от суеверий и идолослужения, иконоборцы всюду слышали порицания, анафему. Константинопольский патриарх оставался одиноким в своих иконоборческих стремлениях. «Смотрю я и вижу, говорит Тарасий пред народом в день своего назначения на патриаршую константинопольскую кафедру, основанная на камне – Христе, Боге нашем, церковь Его ныне рассекается и разрывается, и мы в одно время говорим так, в другое иначе, а наши восточные единоверцы еще иначе; с ними согласны и христиане западные; и мы отчуждены от них и каждый день анафематствуемся ими» (Деян. всел. соб. т. VII, 58 стр.). Тарасий, до сего государственный сановник, соглашается уступить просьбам императрицы и народа под условием созвания вселенского собора для решения вопроса об иконах. Согласие получено, и Тарасий был посвящен в сан патриарха на праздник Рождества Христова в 784 году. Чрез два года уже все было подготовлено к открытию собора. Действительно в 786 г. в Константинополь собрались отцы и готовы были уже начать соборные заседания. Вдруг в столице открылся бунт, поднятый по интригам некоторых иконоборческих епископов солдатами, сподвижниками Константина Копронима, пропитанными до мозга костей иконоборческими традициями. Волею неволею пришлось распустить до более благоприятного времени собор. Таковое представилось в 787 году. Войско было распущено по домам, и не представлялось уже более опасности со стороны ярых иконоборцев. Мирно открылись соборные заседания в Никее и благополучно были доведены до конца под председательством патриарха Тарасия. |
Г. И. Беневич Учение о церковном символе. Иконоборчество и иконопочитание Иконоборческий период (730–843 гг.) (Т. А. Сенина (монахиня Кассия)) Иконоборческие споры продолжались в Византии больше ста лет, однако с перерывом в 787–815 гг., и поэтому принято говорить о двух периодах иконоборчества. К началу VIII в. почитание икон, ставшее общепринятой практикой уже к VI в., считалось исконным преданием, однако его прямого богословского обоснования сделано при этом не было 699 , а бытовое почитание образов начало принимать гипертрофированные формы 700 . Это чрезвычайное усиление культа икон вызвало негативную реакцию в церковных кругах, особенно в восточных провинциях Византийской империи, где сильнее ощущалось иконоборческое влияние армян-монофизитов, а также сект павликиан и манихеев. Сколько бы позднее православные источники ни твердили о том, что иконоборчество было единственной ересью, навязанной Церкви извне, в Константинополе при дворе Льва III, а именно в Малой Азии среди духовенства мы находим самую древнюю форму выражения византийского иконоборчества» 701 . Наиболее древние источники приписывают решающую роль в возникновении новой ереси Константину, епископу Наколеи Фригийской. Об этом упоминает св. патриарх Герман в своих письмах, и когда они были прочитаны на VII Вселенском соборе, св. патриарх Тарасий сопровождал чтение словами: «Ересь вышла от Константина Наколейского, это он ее ввел». По словам патриарха Германа, в его время «целые города и множество людей» были «в большом смущению) относительно иконопочитания, а иконоборческая ересь являлась «нововведением» епископа Наколейского, который нашел многочисленных сторонников внутри самой церковной иерархии 702 . Подобное усиление антииконоборческих настроений вошло в резонанс с настроениями воцарившегося в 714 г. Льва III Исавра, который после своих блистательных побед над арабами ощущал себя мессианской фигурой, призванной навести порядок и в государстве, и в Церкви. Впрочем, при нем иконоборчество не получило сколько-нибудь большого размаха: император ограничился символическим удалением с главных ворот дворца иконы Христа и отправлением на покой престарелого патриарха Германа, который не соглашался с новым курсом, но не имел сил оказать должное сопротивление. Только в 754 г. сын Льва император Константин V (741–775 гг.) созвал в Иерии собор, осудивший иконопочитание и официально провозгласивший иконоборческие догматы. Этот же император развернул преследования иконопочитателей, в ходе которых пострадали более всего монахи, главные хранители традиционного благочестия. На Иерийском соборе были преданы анафеме патриарх Герман и Мансур – преподобный Иоанн Дамаскин 703 , который в VIII в. оказался главным богословом, писавшим в защиту иконопочитания 704 . |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), свт. (пам. 12 мая), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730). Сведения о жизни Г. до 712 г. восходят к поздним источникам, однако они не противоречивы и не опровергаются общей информацией об эпохе, поэтому вполне могут соответствовать действительности. Отец Г., патрикий Юстиниан, после смерти имп. Константа II (668) участвовал в заговоре против Константина IV и был за это казнен, а Г. подвергся оскоплению. Высказывалось предположение, что Юстиниан и Г. происходили из семейства Германа, племянника имп. Юстиниана I (527-565), и находились в родственных отношениях как с ним, так и с буд. имп. Юстинианом II (685-695 и 705-711) (Stein). Нек-рые источники говорят о родстве Г. с имп. Ираклием (610-641). Во всяком случае Г. несомненно принадлежал к высшей аристократии. Он стал клириком храма Св. Софии в К-поле, а ок. 705/6 г. был рукоположен на митрополию Кизика. Впервые имя Г. упоминается в близком ему по времени историческом сочинении в контексте Собора 712 г., созванного имп. Варданом Филиппиком для пересмотра решений Вселенского VI Собора 680-681 гг.: среди подписавших деяния Собора 712 г. (вскоре осужденного как монофелитский) помимо председательствовавшего патриарха Иоанна VI приводятся имена 2 епископов - Г. Кизического и прп. Андрея Критского , причем прямо указано, что Г. впосл. стал патриархом. Это известие сохранилось в хронике Феофана Исповедника ( Theoph. Chron. P. 82.12-21), но его необходимо рассматривать с т. зр. источника, к-рый переписывает Феофан. По-видимому, это было некое тенденциозное сочинение, описывавшее историю Византии 685-718 гг., с тем чтобы представить приход к власти имп. Льва III в 717 г. как спасительное событие после мн. лет хаоса и плохого управления. Если автор, близкий к иконоборцу Льву III (не исключено, что это был и сам император), счел нужным особо отметить участие Г. в еретическом Соборе, то это означает, что отношения между патриархом и императором были весьма непростыми уже с воцарения. |
Часть 1 Источники сведений о жизни и деятельности Тарасия Биография Тарасия, писанная Игнатием. – Происхождение Тарасия. Положение отца его среди враждовавших партий. Мать Тарасия Евкратия и отношение ее к иконопочитанию. Ее влияние на Тарасия. – Образование Тарасия. – Тарасий – секретарь у императора иконоборца. – Настроение общества, при котором Тарасий должен был занять кафедру, созданное усилиями первых двух иконоборческих императоров. Главный состав враждовавших партий в правление Льва Исавра: монахи и правительство. Эдикт 730-го года против икон и его последствия. Общие причины слабости борьбы с иконопочитанием в правление Льва Исавра. – Положение дел в царствование Константина Копронима Войско, как главная сила, на которую опирался император в борьбе с иконопочитателями Пропаганда иконоборческих идей среди простого народа. – Усиленная борьба правительства с монашеством и причины этого явления. – Упразднение монастырей. – Положение монашества в провинциях. Мученики из среды монашества. – Положение монашества в правление Льва Хазара и в начале царствования Ирины. – Отношение к иконоборчеству высшей иерархии и низшего белого духовенства. Причины, почему белое духовенство не сопротивлялось иконоборцам так, как монашество. – Собор 754-го года и его значение для иконоборческой партии. – Влияние продолжительного господства ереси на настроение общества. – Общий взгляд на положение иконоборчества и православия пред вступлением на кафедру Тарасия. Исторические сведения о жизни и деятельности Тарасия представляются в сравнительно удовлетворительном состоянии. Кроме обширной биографии, написанной учеником его Игнатием 1 , обильный материал для изображения его. жизни и деятельности дают акты 7-го вселенского собора, сочинения современника Феодора Студита и летопись Феофана, не считая отрывочных известий в житиях святых этого времени и пр. Сведения эти настолько достаточны, что дают возможность следить почти за каждым шагом церковно-исторической деятельности Тарасия, видеть почти все мотивы, заправлявшие этою деятельностью. Это обстоятельство чрезвычайно важно: в правление Тарасия зародились и развились явления, которые потом долго (почти до конца 9 в.) волновали церковь и которые главным образом делали ее историю. Не будь достаточно данных для освещения правления Тарасия, эти явления остались бы неразгаданными, непонятыми. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ГЕРМАН (1751/57-1836), прп. Аляскинский (пам. 27 июля, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Сибирских святых) ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Ряшенцев Николай Степанович; † 1937), еп. Вязниковский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГЕРМОГЕНА (Варвара Капитоновна Кадомцева; 1870 - 1942), мон., прмц. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) |
От редакции : Этот материал мы получили от нашего замечательного патролога Алексея Ивановича Сидорова († 23.02.2020) ещё в прошлом году и тогда же договорились опубликовать его 12/25 мая 2020 года, спустя много месяцев, в день памяти святителя Германа. Увы, Алексей Иванович не дожил до дня публикации, – тем больше у нас причин молитвенно помянуть автора в своих молитвах. Святитель Герман I Константинопольский Иконоборческий период, продолжавшийся чуть более столетия и подразделяющийся на два этапа – 730–780 и 813–843 годы, – можно назвать целой эпохой, поскольку он играл значительную роль в истории православного богопочитания и богословия, дав стимул, ожививший многие аспекты христианского жития и богомыслия. Само «иконоборческое движение было очень сложным явлением», и адекватное объяснение его связано и с плохим состоянием источников . Сложность этого движения не препятствовала тому, что несходные течения сходились в одном практическом требовании – «отмены существующей формы внешнего богопочитания»: «Этим практическим выводом иконоборцы дорожили гораздо более, чем своими посылками; поэтому в полемике с православным иконоборец, выбитый с одной позиции, не стеснялся переходить на другую, третью, хотя бы эти новые позиции логически почти исключали друг друга; и по этой причине внутреннее разномыслие в иконоборческой среде не повело к дроблению этой ереси на толки, как это было с арианами (или – лучше – антиникейцами) в IV веке и с монофизитами (лучше – антихалкидонитами) в V и VI веках. Общая черта всех почти иконоборческих теорий – их половинчатость, недосказанность; выставляемые иконоборцами принципы куда шире выводов, которые они из них делают. Это обстоятельство ставило иконоборческую теорию в противоречие с их (иконоборцев) практикой и значительно облегчало полемику для православных, которые часто могли удовлетворяться указанием на это отсутствие последовательности» . Данная характерная черта иконоборчества должна учитываться при освещении жизни и деятельности их оппонентов – православных отцов Церкви. Кроме того, следует, конечно, принимать во внимание, что иконоборчество имело свои взлеты и падения. Пиком этого еретического движения являлась деятельность императора Константина V Копронима и иконоборческий собор 754 года. |
Список епископов Константинополя Апостол Андрей Первозванный Апостол Стахий 38-54 Онисим 54-68 Поликарп I 69-89 Плутарх 89-105 Седекион 105-114 Диоген 114-129 Елевферий 129-136 Феликс 136-141 Поликарп II 141-144 Афинодор 144-148 Евзоий 148-154 Лаврентий 154-166 Алипий 166-169 Пертинакс 169-187 Олимпиан 187-198 Марк I 198-211 Филадельф 211-217 Кириак I 217-230 Кастин 230-237 Евгений I 237-242 Тит 242-272 Дометий 272-284 Руфин I 284-293 Пров 293-306 Митрофан 306-314 Александр 314-337 Павел I 337-339, 341-342, 346-351 Евсевий Никомидийский 339-341 Македоний I 342-346, 351-360 Евдоксий Антиохийский 360-370 Демофил 370-379 Евагрий Максим Григорий I Богослов 379-381 Нектарий 381-397 Иоанн I Хризостом 398-404 Арсакий Тарсийский 404-405 Аттик 406-425 Сисиний I 426-427 Несторий 428-431 Максимиан 431-434 Прокл 434-446 Флавиан 446-449 Анатолий 449-458 Геннадий I 458-471 Акакий 471-488 Фравит 488-449 Евфимий 489-495 Македоний II 495-511 Тимофей I 511-518 Иоанн II Каппадокиец 518-520 Епифаний 520-535 Анфим I 535-536 Мина 536-552 Евтихий 552-565, 577-582 Иоанн III Схоластик 565-577 Иоанн IV Постник 582-595 Кириак 596-606 Фома I 607-610 Сергий I 610-638 Пирр I 638-641, 654 Павел II 641-653 Петр 654-666 Фома II 667-669 Иоанн V 669-675 Константин I 675-677 Феодор I 677-679 Георгий I 679-686 Павел III 687-693 Каллиник I 693-705 Кир 705-711 Иоанн VI 712-715 Герман I 715-730 Анастасий 730-754 Константин II 754-766 Никита 766-780 Павел IV 780-784 Тарасий 784-806 Никифор I 806-815 Феодот I 815-821 Антоний I 821-836 |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ Патриарх К-польский (на кафедре 22. 01. 730 - янв. 754). Возможно, происходил из Сирии, как и имп. Лев III . Занимал должность синкелла при К-польском Патриархе свт. Германе I , что свидетельствует о доверии к А. как самого Патриарха, чьим учеником он был, так и императора. После того как с 726 г. Лев III начал выступать против почитания икон, его отношения с Германом стали обостряться и А. оказался более удобной для императора фигурой. Свт. Герман был смещен с кафедры в нач. 730 г., после того как имп. Лев потребовал от него письменное свидетельство о недопустимости поклонения иконам. Герман предпочел отречься, а его синкелл А. занял Патриарший престол. Новый патриарх сразу же издал требуемый документ (греч. λβελλοι) и отправил в Рим интронизационное послание (συνοδικ) с осуждением иконопочитания. Папа Григорий II в ответ на это отлучил А. Житие св. Стефана Нового , с одной стороны, подчеркивает уступчивость А. по отношению к властям, а с др.- приписывает ему активную роль в репрессиях против иконопочитателей (впрочем, эти сведения вызывают сомнения). Никаких достоверных данных о последующей деятельности А. в царствование Льва III источники не сохранили. А. поддержал узурпатора Артавазда , выступившего против законного наследника Константина V Копронима , и, в частности, короновал сына Артавазда Никиту как императора-соправителя. При этом Патриарх публично обвинял Константина в ереси - отрицании Божественности Христа; однако это не служит достаточным основанием для гипотезы о возвращении Артавазда и А. к Православию. После поражения Артавазда Константин V подверг А. публичному унижению: его бичевали, а затем раздетого посадили задом наперед на осла и провезли по ипподрому. Тем не менее А. остался на кафедре, поскольку император таким путем стремился умалить авторитет Патриаршего сана. Ист.: Theoph. Chron. P. 415; La Vie d " Étienne le Jeune par É tienne le Diacre/Éd. M.-F. Auzépy. Birmingham, 1997. P. 100-101. Лит.: RegPatr. Fasc. 2, N 343-344; Андреев А. И. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Серг. П., 1907; Ger ö S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III, with Particular Attention to the Oriental Sources. Louvain, 1973; Lamza L. Patriarch Germanos I. von Konstantinopel. Würzburg, 1975; Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren. Bonn, 1981; Афиногенов Д. Е. Константинопольский Патриархат и иконоборческий кризис в Византии. М., 1997. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова: АНФИМ IV (Тамвакис), Патриарх К-польский (на кафедре с 21 февр. 1840 - 6 мая 1841 и с 19 окт. 1848 - 30 окт. 1852) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРТАВАЗД [греч. Αρτβασδος, Αρτυασδος], визант. полководец арм. происхождения, узурпатор имп. престола (нач. 742 - 2.11.743). При имп. Анастасии II (713-715) был назначен стратигом фемы Армениак. В 717 г. оказал помощь Льву III Исавру (717-741) при восшествии на престол и женился на его дочери Анне (по свидетельству Евтихия Александрийского, А., как и Лев, происходил из Германикии Сирийской). Получил придворное звание куропалата и должность стратига фемы Опсикий. После смерти Льва III на трон взошел его 23-летний сын Константин V Копроним (741-775), разделявший иконоборческие взгляды своего отца. Когда новый император отправился из К-поля в поход против арабов, А. поднял свое войско и выступил против Константина V, находившегося во Фригии. Разбитый император бежал в г. Аморий , А. провозгласил себя императором. После переговоров с патрикием Феофаном Монутой и Патриархом Анастасием (730-754) А. зимой 742 г. вступил в К-поль, был коронован Патриархом и, по всей видимости, признан в Риме папой Захарием . Мнение о том, что А. официально восстановил в К-поле иконопочитание, сейчас ставится под сомнение. Вместе с А. были, вероятно, коронованы его жена Анна и младший сын Никита ( Σθας. ΜΒ. Τ. 7. Σ. 124). На стороне узурпатора находились войска фем Опсикий, Армениак, где стратигом был его сын Никита, и Фракия под управлением старшего сына Никифора. Константину V остались верны фемы Анатолик, Фракисий и морская фема Кивирриотов, т. е. почти вся М. Азия. Весной 743 г. Константин V нанес поражение А. в битве при Сардах, а затем разбил и войско его сына Никиты, после чего 2 нояб. 743 г. вступил в К-поль; по его приказу А. и его сыновья были ослеплены на ипподроме, а Патриарх Анастасий был подвергнут публичному позору, но оставлен на Патриаршем престоле. Ист.: Theoph. Chron. P. 415-421; Nicephori. Breviarium Historicum// Nicephori Opuscula historica/Ed. С. de Boor. Lpz., 1880. P. 59-62. Лит.: Успенский. История. Т. 1. С. 597-600; Kaegi W. The Byzantine Armies and Iconoclasm//Bsl. 1966. T. 27. P. 48-70; Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren: Untersuchungen z. Revolte d. Artabasdos und ihrer Darstellung in d. byzant. Historiographie. Bonn, 1981; Rochow I. Bemerkungen zur Revolte des Artavasdos auf grund bisher nichtbeachteter Quellen//Klio. 1986. Bd. 68. S. 191--197; Hollingsworth P. A. Artavasdos//ODB. Vol. 1. P. 192. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. |
| |