13 . Св. Мелитон и литургическая традиция 132 . Χρστου П.К. Τ ργον το Μελτωνος Περ Πσχα κα ακολουθα το Πθους. – Κληρονομι 1, 1969, 65–78 [резюме на Κ.ΧΡΗΣΤΟΥ ΘΕΟΛΟΓΙΚΑ ΜΕΛΕΤΗΜΑΤΛ 4. ΥΜΝΟ-ΓΡΑΦΙΚΑ. Θεσσ., 1981, 91–103 (без резюме). Сравнение гом со Страстным кондаком (Pitra, An. Sacra I, 1876, 482) и антифонами Великой Пятницы. Большее количество текстов Страстной Пятницы (хотя и не все параллели с Мелитоном убедительны, а часто даже спорны) приводится в его же энциклопедической статье о Мелитоне κα θικ γκυκλοπαδεια, τ. 8. θ., 1966, σ. 982). Эти же или аиалогичные параллели приведены также у Perler’ 1963, р. 419–20, п. 10 – в основном вслед за Wellesz’eм. 133 . Crossi V. Melitone di Sardi, Peri Pascha 72–99, 523–763 (Sull’ori- gine dcgli improperia nella liturgia de] Venerdi santo). – In: Dimensione drammatiche della liturgia medievale. Atti del 1 Convegno di Studio, Viterbo 31 maggio – 1–2 giugno 1976, Roma: Bulzoni, s.a., p. 203–16. 14 . Св. Мелитон и экзегетическая традиция 134 . Leama (Sandro). L " esegesi patristica di Qohelet: da Melitone di Sardi alle compilazioni catenarie. – In: Letture cristiane dei Libri sapienziali: XX incontro di studiosi dell " antichitä cristiana (9–11 maggio 1991). Studia Ephemeridis Augustinianum 37. Roma, 1992, 237–50. 2 P.S. После завершения работы над текстом Предисловия и во время работы над версткой книги появилось переиздание Деяний Вселенских соборов, что вынуждает нас несколько подробнее остановиться на данном вопросе. Это примечание, на первый взгляд, уводит нас в сторону от рассматриваемых вопросов, однако оправдывает несколько непривычную для русского читателя концепцию филологической акривии с ее громоздким критическим аппаратом, положенную в основу при подготовке Дополнений к СДХА (из дореволюционных примеров можно указать на издания ветхозаветных апокрифов прот. А. Смирновым и некоторые другие). Кроме того, составитель настоящего тома не живет в вакууме, общаясь со студентами московских богословских учебных заведений, и современные церковные проблемы не могут не касаться его и не волновать.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

1943. Vol. 44. P. 41-52; Hebdomada Sancta/Hrsg. H. Schmidt. R., 1956-1957. 2 vol.; Janeras S. El Viernes Santo en la tradición litúrgica bizantina: Estructura e historia de sus oficios: Diss. R., 1970; Mitsakis K. The Hymnography of the Greek Church in the Early Christian Centuries//JÖBG. 1971. Bd. 20. S. 31-49; Χρστου Π. Κ. Τ ργον το Μελτωνος Περ Πσχα κα κολουθα το Πθους//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1969. Τ. 1. Σ. 65-78; Grossi V. Melitone di Sardi «Peri Pascha» (72-99, 523-763): Sull " origine degli improperia nella liturgia del Venerdí santo//Dimensioni drammatiche della liturgia medievale: Atti del I Conv. di Studio. Mil., 1977. P. 203-216; Parenti S. La celebrazione delle Ore del Venerdí Santo nell " Eucologio Γ. β. X di Grottaferrata (X-XI sec.)//BollGrott. N. S. 1990. Vol. 44. P. 81-125; Tsironis N. George of Nicomedia: Convention and Originality in the Homily on Good Friday//Studia Patristica. Oxf., 1997. Vol. 30. P. 332-336; Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Pierce J. M. Holy Week and Easter in the Middle Ages//Passover and Easter: Origin and History to Modern Times/Ed. P. Bradshaw, L. Hoffman. Notre Dame (Indiana), 1999. P. 161-185. М. С. Желтов, А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ описанное 4 евангелистами одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ дни церковного календаря, посвященные воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Чт. ibid. 763), что, полагаем, правильнее. Несколько ниже сейчас приведенного места в „Материалах“ читается: „и ждите того, егда станет римская власть разорятися, но обстоим будем Рим вои отвсюду, и тогда разумейте, яко приближися запустение ему и антихристово царство приде. По Ипполиту и Залатоусту, Божию и человеческую власть содержит ныне папа римский,..“ (VI, 274). В списке Черниговской духовной семинарии „и ждите того: егда станет римская власть разорятися и обстоим будет Рим вои отовсюду и тогда разумейте, яко... антихристово царство прииде, по Ипполиту и Златоусту. И Божию и человеческую власть“... и т. д. (Хр. Чт. Ibid 763). Более правильное разумение приведенного места зависит от пунктуация, которая принадлежит, нужно полагать, издателям, и в отмеченном месте она сделана проф. Субботиным неудачно, в чем убеждает нас и сам автор послания об антихристе несколько выше. Не о том говорят Ипполит и Златоуст, что „Божию и человеческую власть содержит папа римский“, а о том, что „римская держава от антихриста разорится“ (VI, 263; Хр. Чт. 1888 г. I, 763). След. и правильнее читать выше приведенное место нужно так, как указано г. Бороздиным. Далее в списке, изд. Субботиным, читаем: „а еже по временам, отступление прежде придет по Павлову глаголу к селунянам; и о том числе зверином указует, еже есть 666, и о сем добре протолковано в книге о вере печати московской“ (VI, 265). В списке, изд. Бороздиным, читается несомненно правильнее и согласнее со смыслом: „и о том число зверино указует“... (Хр. Чт. ibid 763). Непосредственно за приведенными словами, за ссылкой на книгу о вере, в „Материалах“ следует такое неудобовразумительное место: „И богом того не пщите и о себе ничего не мудрствуйте“; между тем в списке, изд. Бороздиным, мысль внолне ясная, согласная с предыдущим и след. правильная: „и боле того (т. е. больше того, что „добре“ истолковано в книге о вере печати московской) не ищите и о себе ничего не мудрствуйте“. Выражение (из списка, изд. Субботиным): „егда же не у время исполнися числу, тогда и премудрым и богословцем недоведомо бывает“...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

   Anmirrhemicus I, 4//PG 99, col. 332d-333a [Указ. изд. С. 121—122].     ??ntirrheticus III, 1,15//PG 99, col. 396d [Указ. изд. С. 162].    Anmirrhemicus III, 1, 18//PG 99, col. 397d [cp.: Указ. изд. С. 163].    Anmirrhemicus III, 1, 45//PG 99, col. 409cd [Указ. изд. С. 172].    О таком понимании ипостаси см., в части.: Lossky V. Essai sur la théologie mystique de l’Église d’Orient. R, 1944. P. 52—53 [Лосский В. Мистическое богословие. С. 148—151].     «… διαφορτης οκ πι τς ποστασεως, αλλα κατα τον τς οσ ας λγον […ибо образ и первообраз — два предмета, и различие между ними не по лицу, а по сущности]». — Theodoms Studita. Epistolae, II, 212: Joanni Grammatico//PG 99, col. 1640d/[Феодор Студит. Творения. T. 2. С. 619]; также см.: Antirrheticus III, 1, 34//PG 99, col. 405 [Указ. изд. T. 1. С. 168—169].    См.: Antirrheticus III, 1, 21//PG 99, col. 400b [Указ. изд. T. 1. С. 164].    См.: Epistolae, II, 67: Naucratio filio//PG 99, col. 1296ab [Указ. изд. T. 2. C. 426—427]; также см.: Antirrheticus III, 3, 1//PG 99, col. 420d [Указ. изд. T. l. C. 179]. посвящен Андре (Андрею Николаевичу) Грабарю (1896—1990), выдающемуся медиевисту, крупнейшему специалисту в области византийского и западноевропейского средневекового искусства, профессору Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. СВЯТОЙ ДУХ КАК БОГ. ОБОЖЕНИЕ В ВОСТОЧНОХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ...    Становление современного западного мира тесно связано с христианством, и духовные традиции христианского Запада — дар созидания институциональных форм, использования позитивных достижений творческого духа, а также тенденция к проведению границ между рациональным знанием и духовным опытом, между вероучением и мистическим видением — весьма часто отождествляются с христианством как таковым. Однако на протяжении первого тысячелетия истории христианства интеллектуальное и духовное лидерство принадлежало христианскому Востоку — в частности, Антиохии, где ученики …в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11:26), и грекоязычному миру, где проповедовал апостол Павел, — тому Востоку, который объединял сирийцев, египтян, евреев и греков, Востоку, для которого, собственно, и были изначально написаны Новозаветные тексты.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

11:24–32 58. Ответ просившим знамения 11,33–36 (НП) 51. Нагорная Проповедь (НП) 11:33 (НП) 51.3. Свет миру 11:34–36 (НП) 51.14. Око – светильник телу 11:37–54 98. Обличение фарисеев и законников на обеде у фарисея 12:1–59 99. Наставления о закваске фарисейской, страхе человеческом и уповании на Бога. Другие поучения в притчах 12:13–21 99.1. Притча о безумном богаче 12:22–32 99.2. О заботах человеческих и попечении Божием. «Не бойся, малое стадо!» 12:22–31 (НП) 51.16. О заботах человеческих и попечении Божием. Искание Царства Божия 12:33–34 99.3. О неоскудевающем сокровище на небесах 12:33–34 (НП) 51.13. О сокровище 12:35–41 99.4. Притчи о бодрствующих рабах и домоправителе 12:42–48 99.5. Притчи о рабах, верных и неверных воле господина 12:49–53 99.6. Огонь и разделение от Господа 12:54–57 99.7. О распознании времени 12:58–59 99.9. О примирении с соперником 12:58–59 (НП) 51.5. О новом законе: убийство, гнев, примирение 13:1–5 104. Поучение о покаянии. «Если не покаетесь, все так же погибнете» 13:6–9 105. Притча о бесплодной смоковнице 13:10–17 106. Исцеление согбенной женщины 13:18–21 60. Учение при море притчами о Царствии Божием 13:18–19 60.7. О горчичном зерне 13:20–21 60.8. О закваске 13:22–35 107. Поучение о числе спасающихся. Намерение Ирода убить Христа; плач об Иерусалиме 13:23–24 (НП) 51.21. Два пути 14:1–24 108. Господь в доме начальника фарисейского; исцеление больного водянкой; притча о первых и последних местах; притча о званых на вечерю 14:25–35 109. Притчи о строителе башни и о царе, идущем на войну 14:34–35 (НП) 51.2. Соль земли 15:1–32 110. Притчи о покаянии 15:1–7 110.1. Притча о заблудшей овце 15:8–10 110.2. Притча о потерянной драхме 15:11–32 110.3. Притча о блудном сыне 16:1–13 111. Притча о неверном управителе 16:13 (НП) 51.15. О служении двум господам 16:14–31 112. Обличение сребролюбивых фарисеев; притча о богаче и Лазаре 16:17 (НП) 51.4. Об исполнении закона и пророков 16:18 (НП) 51.6. О прелюбодействе и разводе 120. О прелюбодействе и разводе

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

С. 521. …наши Бореи, Гуаско и Сальви… — Тереза де Джиули Бореи (1817–1877) — певица итальянской оперы, заменившая в Петербурге в сезон 1846/47 г. Полину Виардо и, вопреки ожиданиям, пользовавшаяся успехом. Даже Тургенев в письме к Полине Виардо от 21 октября (2 ноября) 1846 г. вынужден был признать, что «она нравится и должна нравиться, потому что это — всё же замечательная певица» (Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем.: В 30 т. Письма. М., 1982, Т. 1. С. 358). О Бореи см. также в примечаниях к рассказу «Чужая жена и муж под кроватью» (наст. том. С. 14, 18). Гуаско — певец итальянской оперы в Петербурге, драматический тенор. Сальви — певец итальянской оперы в Петербурге, тенор; Достоевский считал его «очень уж слащавым и бездушным» (см.: Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников. М., 1964, Т. 1. С. 171). 190 С. 521. Потом был Эрнст… — См. примеч. к с. 18. 191 С. 521. Цирки удались — См. примеч. к с. 519. 192 С. 521. Ей мерещится трепак — вино через край и не в меру… — Возможно, эти строки написаны под впечатлением следующих стихов Пушкина: Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака. («Отрывки из путешествия Онегина») 193 С. 523. …отчет Общества посещения бедных… — Общество посещения бедных было основано в Петербурге, в январе 1847 г. Отчет общества, составленный В. А. Соллогубом, печатался в «С.-Петербургских ведомостях» в конце февраля 1847 г. 194 С. 523. Укажем на того денщика, который прислал 20 р серебром.. — В «С.-Петербургских ведомостях» (1847. 26 февр. сообщалось, что денщик Федор Трофимов прислал в кассу Общества посещения бедных 20 рублей. 195 С. 523. …видели за стеклом последнюю «Ералаш» — изображен, филантроп… — Во второй тетради «Ералаша» (альбом карикатур, издававшийся М. Неваховичем в 1846–1847 гг.) был изображен филантроп в двух видах: «В публике» (подает нищему милостыню) и «Дома» (бьет лакея в зубы). 196 С. 523. Старого Гаврило — да в рыло… — Строки из стихотворения Дениса Давыдова (1784–1839) «Современная песня» (1836), популярные в 1830-1840-х годах. Белинский в 1844 г. дважды цитировал их в седьмой статье о Пушкине. Предшествующую строфу из этого же стихотворения Достоевский впоследствии привел в «Дневнике писателя» за 1876 г.: Томы Тьера и Рабо Он напамять знает И, как ярый Мирабо, Вольность прославляет  Июнь. Гл. 1, § 2. Несколько слов о Жорж-Занде

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   Бакуриани, см. Григорий Бакуриани    Балдуин, граф эдесский 606    Балдуин I, король иерусалимский 288, 289, 308, 311, 376—379, 381, 560, 567, 575, 578, 581, 607, 608    Балдуин II Великий 564    Балдуин Гентский 570    Баркинон 81    Барсам 523    Бартольф из Нанжи 595    Беатриче 44    Безобразов П. 503, 506, 520, 586    Бек Г. 513, 610    Бернард 584    Бернольд 530, 531, 558    Бертран Тулузский 377—380, 607—609    Бешевлиев В. 533    Блэндаль С. 496    Бобчева 471    Богомил 623    Бодин, см. Константин Бодин Маниак    Боняк 541    Борил 10, 69, 88, 91, 96, 114, 116, 449, 462, 464    Боритил, см. Роберт Лорителло    Борсук 192, 194, 195, 523, 526    Боэмунд II, князь антиохийский 586    Боэмунд Тарентский, Саниск 13, 20, 21, 27, 28, 30, 41, 85, 86, 139, 143, 150, 160—166, 168—171, 181, 189, 277, 279, 283, 284, 288—292, 294, 298—302, 307, 309, 311, 312, 314, 315, 317—321, 326—328; 330, 335—341, 343—345, 347—365, 372, 373, 375, 461, 486, 491, 492, 497, 502, 503, 506—509, 517—519, 522, 527, 536, 560, 564, 566, 568, 570, 571, 573—577, 580, 581, 583—587, 591— 596, 599—607    Браунинг Р. 13, 18, 35    Брейе Л. 9    Бриен 168, 169, 171, 176, 177, 181, 188, 507, 509    Броссе 464    Будило 267, 555    Бузан 190, 196, 197, 522, 526, 527    Бульдаги Пулхас 192, 199, 523    Бурхард 135, 136, 487, 488, 502    Бьюри Дж. 440, 443, 446, 460    Бьяндрате, см. Альберт Бьяндрате    Бьяндрате, см. Гвидо Бьяндрате    Бьяндраты 310, 581    Бэлиг Ч. 45    Бэнеску Н. 530, 550    Бэрк-Ярук 192, 199, 523, 525—527, 573, 574, 576    Ваас А. 535    Вакхин 334    Вальтер Голяк 560    Варда 312, 313    Варда Вурц, Вурц 407, 408, 486    Варда Ксир, Ксир 331, 590    Варда Склир 294, 295, 463, 470, 570    Варда Фока 470    Вардал 308    Вардан 470    Василаки, мятежник 9, 39, 69—74, 449—452, 462, 590    Василий, богомил 24, 25, 32, 41, 419—425, 593, 619, 621—624    Василий, евнух 343    Василий, новелиссим 372    Василий, эпарх Константинополя 327    Василий I, император 588    Василий II, император 5—7, 171, 470, 487, 510, 538, 570, 612, 626

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Протоиерея Ал.Иродионова замечания на Поморские Ответы. С. 348–362, 523–541. Заграничная раскольническая литература. С. 363–377, 592–602. Письмо к редактору с письмом к о. Пафнутию. И. Сержанова. С. 393–395. Ответы И.Ф.Пешехонова на вопросы беспоповцев, с замечаниями архим. Павла. С. 427–449, 496–522, 648–675, 728–752. О движениях у слободских старообрядцев: письмо Ф.М.Сальникова к Е.Мельникову с вопросами. С. 450–455 О судьбах Божиих в моей жизни. Ин. Пимена. С. 541–568. К статье: О движениях у слободских старообрядцев. Описание беседы с Е. Мельниковым. Ф. Сальникова. С. 455–473, 569–591. Заметка (По поводу «реферата» прот. Виноградова). С. 627–632. Крестьянина Т.Е. Тихомирова повествование о жизни в расколе и обращении в православие. С. 675–690, 753–763. Две заметки (о картине г. Сурикова и «реферат» прот. Виноградова). С. 707–714. О. протоиерею Преображенскому. С. 715–763. Ответы вопрошающему о единоверии. Архим. Павла. С. 764–779. Отдел второй Переписка раскольнических деятелей: письма Павла Белокриницкого, Геронтия и др. С. 77–85, 156–165, 237–247, 316–327, 395–407, 633–647, 724–727, 807–813. 1888 год Том I Отдел первый. Ответы И.Ф.Пешехонова на вопросы беспоповцев, с замечаниями архим. Павла. С. 11–53. Отчет по Братству св. Петра митрополита за 1887 г. С. 54–79. Миссионерские новости. С. 80–98. Летопись происходящих в расколе событий. С. 99–107, 213–236, 291–301, 374–384, 449–458, 520–528, 597–607, 673–685, 743–752. Бывшего беспоповца Григория Яковлева «Извещение праведное о расколе беспоповщины». С. 151–177, 237–256, 321–342, 401–419, 471–492, 551–564, 623–644. По вопросу: необходимо ли венчать обратившихся из раскола супругов. Архим. Павла. С. 178–193, 257–277. Ответ некому мнящемуся «сыну света». Г. Сенатова. С. 194–213. Два слова о двух новых книжках. С. 277–290. О перстосложении для крестного знамения (разбор книги г.Каптерева). С. 342–373. Замечание на первую главу книги: «Истинность старообрядствующей иерархии». Архим. Павла. С. 420–439. Бывшего старообрядка К.И.Корелина повествование о жизни в расколе. С. 440–448, 510–519, 583–596.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 763 (л. 407—414 об.) — 50–е годы XV в. Текст написан рукой Пахомия Логофета, следовательно, представлен в оригинале. Филигрань: Корона небольшого размера — близка к вариантам МДА, 23 (1458/59 гг.), что позволяет датировать список 50–ми годами XV в. 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 287—299 об.) — 60–е годы XV в. Копия списка Троиц. 763. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Синодального вида. Пространная редакция жития Никона Представляет расширение и переработку Краткого жития Никона, подготовленную к общерусской канонизации на соборе 1547 г. Бытующее в литературе мнение, что Пространная редакция жития Никона является первичной , опровергается рукописной традицией: списки Пространной редакции не древнее середины XVI в., в то время как рукописи Краткой редакции на 100 лет старше. Заголовок (по списку Троиц: 199): «Мсяца ноемврия в 17. Житие и подвизи преподоб–наго отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергиа чюдо–творца». Списки: 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 199 (л. 490—518) — конец 40–х — начало 50–х годов XVI в. Филигрань: Рука под короной с фестонами, на ладони сердце — Брике, 10996 (1542 г.). 2) ГИМ, Синодальное собр., 988 (л. 1002—1009 об.) — конец 40–х — начало 50–х годов XVI в. (Успенский список Великих Миней–Четьих). 3) ГИМ, Синодальное собр., 176 (л. 1263—1272) — начало 50–х годов XVI в. (Царский список Великих Миней–Четьих). 4) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 692 (л. 177—196) — 60–е годы XVI в. Филиграни: Перчатка под короной с 6 фестонами, на перчатке литера F — Брике, 11028 (1566 г.); Сфера под лилией — Брике, 14028 (1559 г.). 5) РНБ, F.I.278 (л. 142—162 об.) — 60–е годы XVI в. Филигрань: Гербовый щит — Тромонин, 481, 482 (1564 г.). 6) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 657 (л. 76—95) — 70–е годы XVI в. 7) РГБ, ф. 37 (Собр. Т. Ф. Большакова), 421, ч. 1 (л. 742—763 об.) — 70—89–е годы XVI в.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Филигрань: Кувшин с одной ручкой с литерами PB – Дианова и Костюхина, 691 (1623 г.), Гераклитов, 531 (1626 г.). 29) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 587 (л. 295 об. – 305) – 30-е годы XVII в. Филиграни: Столбы – Дианова и Костюхина, 1185 (1632 г.); Щит с лилией под короной – Тромонин, 1216 (1636 г.). 30) РГБ, ф. 218 (Собр. Отдела рукописей), 422 (л. 80–83 об.) – 40-е годы XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 31) ГИМ, Синодальное собр., 797 (л. 1029–1044 об.) – 1646–1654 гг. (Милютинская Минея). 32) РГБ, ф. 98 (Собр. Е. Е. Егорова), 300 (л. 78–81) – сер. XVII в. Описание см. в разделе Пространной редакции. Является стилистической переработкой Краткой редакции; изменено начало, где, в частности, указано, что сведения о жизни Никона сообщены автору учеником преподобного монахом Игнатием. Заголовок (по рукописи Троиц. 763): «От жития святого Никона, ученика бывша блаженнаго Сергиа чюдотворца, сведено вькратце». 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 763 (л. 407–414 об.) – 50-е годы XV в. Текст написан рукой Пахомия Логофета, следовательно, представлен в оригинале. Филигрань: Корона небольшого размера – близка к вариантам МДА, 23 (1458/59 гг.), что позволяет датировать список 50-ми годами XV в. 2) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 287–299 об.) – 60-е годы XV в. Копия списка Троиц. 763. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции Синодального вида. Представляет расширение и переработку Краткого жития Никона, подготовленную к общерусской канонизации на соборе 1547 г. Бытующее в литературе мнение, что Пространная редакция жития Никона является первичной 245 , опровергается рукописной традицией: списки Пространной редакции не древнее середины XVI в., в то время как рукописи Краткой редакции на 100 лет старше. Заголовок (по списку Троиц: 199): «Месяца ноемврия в 17. Житие и подвизи преподоб-наго отца нашего игумена Никона, ученика блаженнаго Сергиа чюдо-творца». 1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры), 199 (л. 490–518) – конец 40-х – начало 50-х годов XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010