Конфликт между Церковью и интеллигенцией на рубеже XIX-XX столетия был довольно острым. Именно интеллигенция готовила и свержение монархии, и удар по Церкви, и ниспровержение всего того традиционного жизненного уклада, который складывался в России на протяжении веков. Были, конечно, какие-то попытки наладить контакт между Церковью и интеллигенцией: это и религиозно-философское общество начала XX века, это и сборник «Вехи». Авторы, опубликовавшие свои статьи в «Вехах», пытались навести мосты между Церковью и интеллигенцией. Но все это, к сожалению, проваливалось в бездну предреволюционного хаоса, виновником которого стала как раз интеллигенция. Но это – история. А сегодня открываются совершенно другие возможности, потому что нынешняя интеллигенция в значительной своей массе воцерковлена. И поэтому диалог между Церковью и интеллигенцией не отмечен тем антагонизмом, который существовал на рубеже XIX и XX веков. В. Молчанов: Вы были рукоположены в 80-х годах. Митрополит Иларион: В 1987 году. В. Молчанов: Вы знали старое священство. Ощущали ли Вы, что в советскую эпоху настоящая интеллигенция была безусловным союзником Церкви, потому что Церковь уничтожалось, священство расстреливалось. Церковь как бы противостояла власти, а удел интеллигенции – быть отстраненной от власти. А когда все изменилось и Церковь заняла те позиции, которые она занимает сегодня, у некоторой части интеллигенции (я подчеркиваю, у некоторой) возникло неприятие официоза, официальной позиции Церкви. Митрополит Иларион : Надо сказать, что Церковь не была активной противницей власти в советское время. Церковь была гонимой. Церковь была практически уничтожена в 20-30-е годы. В 40-е она немножко воспряла в результате того, что политика государства по отношению к Церкви поменялась во время войны. Но в 50-60-е она снова превратилась в объект жестких гонений, и практически до самого конца советской власти оставалась гонимой. Вы назвали очень важную для нас дату – 1988 год. Это 1000-летие Крещения Руси, когда по сути дела, Церковь впервые вышла из катакомб, когда впервые о Церкви заговорили с экранов телевизоров, когда прошли массовые шествия – крестные ходы по всей стране и когда началось то церковное возрождение, которое продолжается сейчас. Действительно, в 70-80-е годы у определенной части интеллигенции наблюдалось ярко выраженное стремление к сближению с Церковью. Довольно много представителей интеллигенции приходили в Церковь. Причем часто окольными путями – через философию, через увлечение буддизмом или йогой – они в конце концов находили себя в Православной Церкви.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-lic...

Духовенство господствующей церкви часто ополчалось против чудотворной иконы, искало случая отобрать ее у старообрядцев. До 80-х годов XIX века даже открытое перенесение святой иконы из храма поперек улицы с пением считалось преступлением, и почти вся уездная полиция приводилась в боевую готовность. Старообрядцы ревностно и бдительно охраняли дорогую святыню: от властей икону прятали в закрома, в рожь и т.п. Если везли икону в другую деревню, то обычно ее прятали в середину какой-нибудь клади, чтобы избежать подозрения полицейских. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых. Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям. Преемник о. Иоанна - священноиерей Филарет - служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма - на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза. И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн. После Победы нашего народа над немцами верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг.,  настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

http://sobory.ru/article/?object=12137

Лишение или добровольное снятие монашеского сана влекло за собой тяжелые последствия. Таким людям запрещалось поступать на государственную службу и иметь жительство в столицах и в тех губерниях, где протекало их монашеское служение (для снявших сан – в течение семи лет, для лишенных – навсегда). Монахам запрещалось владеть недвижимым имуществом. При пострижении родовое имущество следовало отдать законным наследникам, а благоприобретенное передать по завещанию. При выходе из монашества оно не возвращалось. Монах мог держать в банках денежные вклады, но после его смерти они обращались в пользу монастыря. Монастырь же наследовал и движимое имущество монаха. Здесь закон делал отступление только в пользу духовных властей (архиереев, архимандритов и пр.), которые были более свободны в завещании имущества 944 . Количество монастырей, численность монашества В ХУШ в. было открыто считанное число новых монастырей. В первой четверти XIX в. появилось 12 новых обителей. В 1825 г. их насчитывалось 476. Дальнейший рост количества монастырей виден из таблицы 1. С начала XIX в. и до первой мировой войны количество их увеличилось более, чем в два раза. Быстрый рост числа монастырей начался при Николае I. Затем, в 60–70-е годы, произошла заминка, а с 80-х годов рост еще более ускорился. При этом число женских монастырей и общин увеличивалось, не зная заминок, и в начале XX в. не очень значительно отличалось от количества мужских монастырей. К этому времени некоторые мужские монастыри были преобразованы в женские. Особенно быстрыми темпами умножалось число женских общин (статистические источники не позволили выделить их в отдельную колонку). По количеству монастырей выделялись Московская и Новгородская епархии, а также Грузинский экзархат. В первой из них в 1890 г. было 46 монастырей, во второй – 32, в экзархате – 31. Большим числом монастырей отличались также епархии Владимирская, Тверская, Нижегородская и Тамбовская. В течение периода с 1800 по 1914 г. особенно быстро росло число православных обителей в южных и восточных епархиях (Пензенской, Самарской, Уфимской и др.). В XIX в. появились первые монастыри в Оренбургской епархии, Туркестане и на Дальнем Востоке. 945

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Домановичский приход, входили все деревни имения Домановичи: само местечко, а также деревни Давыдовичи, Холодники, Тарканы, Лампеки, Анисовичи, Уболоть, Никулинск, Горочичи. В 1864 году к приходу прикрепили и жителей соседней деревни Куродичи, переименованной в том же 1864 году в Казанск, и перешедших из католичества в православие. Первым настоятелем храма был священник Иоанн Смолич, ставший после перехода окружающих приходов в 30-е годы XIX века из унии в православие, " благочинным " (т.е. главой всех приходов волости). В 70-е - 80-е годы XIX столетия в храме служил отец Ефимий Жданович, в начале XX века – отец Александр Рожнович. В 1930 году, в разгар коллективизации, по всей советской части Белоруссии прокатилась волна закрытия церквей. По указанию сверху проводились крестьянские сходы, на которых запуганное жесточайшими репрессиями население " добровольно " решало закрыть свой храм и отдать его под клуб, склад, школу и т.д. Решения сходов утверждались в сельсоветах, в районных и областных исполкомах, в ЦИК БССР, что создавало видимость законности. Так ранней весной 1930 года был закрыт и Домановичский Свято-Михайловский храм. Местный уроженец, впоследствии известный белорусский журналист Я.И. Качан вспоминал: «…После раскулачивания " комбедовцы " взялись за церковь. Она была деревянная, с красивыми архитектурными украшениями, стояла возле Домановичей на взгорке. Батюшка не отдавал ключей от высоких, массивных дверей. Запугали тюрьмой – перекрестился и уступил. Толпа хлынула в храм. Разрушили алтарь, на пол со стен с треском полетели иконы, на повозки погрузили килимы (покрывала), подсвечники и другие церковные ценности. Куда они делись потом – неизвестно». Казалось, не было сил, которые смогли бы выступить против этого произвола. Но в Домановичском приходе это произошло. После разграбления церкви двое активных верующих, крестьянка деревни Давыдовичи Чёрная и крестьянин деревни Лампеки (ныне западная окраина Домановичей) Токарский отправили в Москву телеграмму на имя И.

http://sobory.ru/article/?object=51783

Файл 32020.jpg:   Размер: 648x800, 0.52 MPix, 211 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (164) , (3) . Описание: Богоматерь с младенцем. Нач. XX века. Дерево, левкас, темпера. 31 х 26 см. Музей-заповедник " Дмитровский кремль " , г. Дмитров Московской обл. (Картины, аналогичные известной иконе в Белгородском государственном художественном музее, есть в Национальном художественном музее Республики Беларусь, встречаются на рынке западноевропейской живописи). Файл 32076.jpg:   Размер: 600x744, 0.45 MPix, 119 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (124) , (3) . Описание: Икона Божией Матери «Недремлющее Око» была принесена в дар Богоявленскому женскому монастырю в 1848 году рабой Божией А.В. Лебедевой. Икона находилась в специально устроенной для Неё часовне в подклете Богоявленского собора. Лебедева А.В. подтвердила, что икона является древней и давно почитается как чудотворная. Сейчас в нашей обители находится точный список с иконы. К великой скорби в годы гонений икона была утрачена, часовня разграблена. Список с иконы находится в Смоленской церкви женског[...] Файл 32905.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 77 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (133) , (3) . Описание: Литография. Икона-образок " Богоматерь Недреманное Око Угличская " Период создания: 70 - 90-е годы XIX в. Материал, техника: бумага, литография Размер: 17,5х13,0 см (изображение); 18,0х13,6 см (лист) Место создания: г. Сергиевский Посад Номер в Госкаталоге: 18512507 Номер по ГИК (КП): СПМЗ КП ИХО-17659 Инвентарный номер: 819-лит Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области " Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-за[...] Файл 34251.jpg:   Размер: 533x800, 0.43 MPix, 115 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (80) , (1) . Описание: Богоматерь " Недремлющее око " . Период создания: 1960-е гг., копия с иконы XIX в. XVIII в. Материал, техника: масло, доска прессованная, живопись Размер: 37х29 см. Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 26730118 Номер по КП (ГИК): ТМЧ КП-13996 Инвентарный номер: И-58 Внешняя ссылка: — Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области " Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник " http://goskatalo[...]

http://pravicon.com/icon-543

С сайта Объекты культурного наследия Министерства культуры Республики Татарстан У старообрядцев старопоморского согласия в Казани кроме участка на Арском кладбище было еще одно кладбище, совершенно нелегальное по законам Российской империи. Это был так называемый «стекольный скит», который входил в Ильинский приход. До середины XVII века на этом месте находился монастырь Дмитрия Прилуцкого, принадлежавший Спасо-Преображенскому монастырю, закрытый якобы за приверженность монахов старым обрядам и традициям. Старообрядцы-беспоповцы почитали это место, вероятно, уже со второй половины XVIII века, собираясь здесь для служб. Здесь и хоронили усопших, на возвышенном месте находился погост раскольников. Еще в 1830 г. купец-старообрядец Василий Андреевич Савинов построил на этом месте якобы стекольный завод. На самом деле никакого завода здесь никогда не было, а Савинов под видом завода, чтобы сохранить это место за старообрядцами, построил два молитвенных дома – мужской на 15 человек и женский на 12 человек, в которых жили и молились престарелые бедные раскольники. В молитвенный дом Савинова приходили молиться и раскольники с.Верхнего Услона. Во время своего проезда через это село с целью осмотра своей епархии в 1831 году архиепископ Казанский Филарет предпринял попытку склонить их в православие, но безуспешно. В 1847 году молельный дом был закрыт властями как незаконный. С этого времени вплоть до начала ХХ века дом находился в запустении, но старообрядцы продолжали его эпизодически посещать и ремонтировать, а также хоронить на погосте своих умерших. В 70-80 годы XIX века здания стекольного завода принадлежали казанскому купцу - раскольнику Василию Андреевичу Шашабрину. В апреле 1905 года, когда в России была объявлена свобода вероисповедания, старообрядцы вновь оборудовали здесь официально разрешенный молельный дом. 6 марта 1937 года «стекольный скит» был реквизирован для размещения в нем клуба железнодорожников «Локомотив», а надгробные плиты на неофициальном кладбище были снесены.

http://sobory.ru/article/?object=24406

В селе частично сохранилась Всесвятская церковь (во имя Святого Николая Чудотворца). В те времена она называлась Трисвятская – в честь трёх Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Ионна Златоуста. По преданию, церковь возведена помещиком Сухотиным в 70-80 гг. XIX века (не позднее 1878 г.). В архитектуре здания применены мотивы древнерусского зодчества XVII века. Здание церкви выстроено из кирпича, цоколь облицован белым камнем, декоративные членения побелены. По внешнему виду очень сходна с храмом в с. Вербник Хотынецкого района и с. Рогатик Должанского района, что предполагает участие в проектировании храмов одного архитектора или наличие типового проекта, переработанного к каждому конкретному случаю. При церкви с 1899 года функционировала одноклассная церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном здании. Заведующим и законоучителем в ней состоял священник Г.А. Никольский. В 1909 году в ней обучалось 48 мальчиков и 8 девочек. Всесвятская церковь была закрыта в 30-е годы XX века. В 1990–е гг. не раз велись разговоры о возрождении Всесвятской церкви. Даже начали собирать добровольные пожертвования на реставрацию. Но из этой затеи ничего не вышло: слишком мала оказалась собранная сумма. И дело затихло. Всесвятская церковь (во имя Святого Николая Чудотворца) входит в состав охраняемых памятников архитектуры и градостроительства Верховского района на основании Решения малого Совета областного Совета народных депутатов от 06.07.93г. 81-7, Постановления Главы администрации 61 от 13 02.1992 г. Сегодня от помещичьей усадьбы Сухотина ничего, кроме полуразрушенной церкви не сохранилось. Сохранились лишь легенды и предания. http://vk.com/wall369134895_1691 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19040

В 2013 г. началось восстановление Карачунской церкви. Местные жители передали в дар церкви десятки домашних икон. Большую часть работ по восстановлению храма планируется завершить к 2015 г., когда село будет отмечать свое 400-летие. Владимирская церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 г. является объектом исторического и культурного наследия областного значения. http://rustemple.narod.ru/vrn_karachun.html В 1881 году церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, находившаяся на месте монастыря, была перестроена в каменную. Её новый облик был определен проектом архитектора Д.В. Знобишина. В архитектуре этой церкви соединены типовой проект с элементами классицизма. В 1859г. в селе Карачун в 165 дворах проживало 1599 человек. В конце XIX в церкви во имя иконы Владимирской Божией Матери века священниками служили: Петров Димитрий Яковлевич и Попов Стефан Михайлович, псаломщиком – Тростянский Николай Николаевич. Приход составляло 210 дворов, число душ: 894 мужского пола, 891 женского. В 1900г. население Карачуна составляло 351 двор с 1840 жителями. В нём действовало шесть ветряных мельниц, две рушки, кузница, две мелочные лавки, трактир. В селе было стопятьдесят гончарных горна, оно издавна славилось выделкой глиняной посуды. Храм иконы Владимирской Божьей матери построен из бурого кирпича в типичной для зодчества 70 - 80-х годов 19-го века кораблеобразной форме. Расписан прекрасными фресками, которые частично сохранились до наших дней. В довореволюцинные годы жизнь храма была типичной для всей Российской империи. По заведенному распорядку проводились церковные богослужения. Храм являлся духовным центром села. Тревожные времена начались после великой октябрьской социалистической революции. Новое госудраство опиралось на собственную идеологию и дистанцировалось от православной христианской традиции. Храм был закрыт. Со слов жителей села Карачун, его закрыли в 1932 году. Как только не использовалось с тех пор здание церкви, в том числе и в качестве склада под зернохранилище. Удивительно, но храм выстоял и не превратился в руины, и даже на фресках можно разглядеть былую красоту.

http://sobory.ru/article/?object=09143

Примерно в таком состоянии Спасская церковь сохранялась и после Октябрьской революции. Последний из ее настоятелей, отец Валентин, был репрессирован в 1936 году. Тогда, по-видимому, и перестал действовать храм. Однако, пока был жив последний церковный староста - дедушка Никанор [ уточнение анонимного соавтора: Никанор Марков, похоронен на территории храма], сам храм и все, что было внутри него, находилось в сохранности. Когда же его не стало, святыня пришла в запустение... В конце 1930-х годов началось строительство канала Москва-Волга, недалеко от Павельцева. В этой связи изменилось очертание русла реки Клязмы. Воды Клязьмы устремились в канал, а непосредственно близ Павельцева образовался затон, где построили пристань. Павельцево своими постройками еще более вытянулось в северо-западном и юго-восточном направлениях. Изменился облик села и его окрестностей. С лица земли исчезли старые пруды, усадебные постройки, дома священнослужителей. И лишь свидетельством далекого прошлого, в память о нем, здесь оставалось несколько сохранившихся старинных лип, некогда росших у барского дома, и одинокий, заброшенный Спасский храм. В 70-е годы XX века в нем разместились производственные мастерские объединения " Росреставрация " . В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма были установлены два междуэтажных перекрытия. Арочные проемы, соединявшие трапезную с приделом, - заложены. В помещении установили тяжелые станки. Устроили литейное производство. В результате этого полы оказались залиты цементом, а храм разгорожен в три этажа. Не сохранились иконостасы, первоначальная лестница на колокольню. Стены храма с каждым годом все больше трескались, разрушались. Дорогая и милая для многих святыня была поругана и осквернена. В конце 80-х годов церковь была реставрирована объединением " Росреставрация " под руководством архитектора Е. А. Резвина. В результате реставрации внешний облик храма восстановлен на конец XIX века. Но в деталях реставрационные работы были проведены не совсем грамотно. Снаружи вместо первоначальной тонкой известковой обмазки стены здания покрыли толстым слоем цементной штукатурки, что значительно огрубило архитектурные формы. В изначальных формах были восстановлены северный входной проем и белокаменные ступени, ведущие к нему. Что касается первоначальной полуциркульной арки, связывающей храм и трапезную, то на ее месте так и остался прорубленный почти во всю ширину трапезной прямоугольный проем, грубо укрепленный вверху рельсом. В результате западная стена дала серьезную трещину. Лишь в 1990 году здание храма с прилегающей территорией было передано по решению Исполкома Долгопрудненского горсовета 576 от 13.XI.90 г. православной общине верующих. Первым настоятелем храма был священник Иоанн Тунгусов.

http://sobory.ru/article/?object=06457

14 декабря 1825 г., 29 декабря 1825 г., 3 января 1826 г. Восстание декабристов в Петербурге и на Украине под Киевом . Ил.: Восстание декабристов . Карл Кольман. 1830-е. – С.19; 70-80-е годы XIX в. Деятельность «Народной воли». Ил.: Покушение на Александра II. Петербург 1 марта 1881 года. Гравюра (1881 г.). – С.20; 1905-1907. Революция 1905 года. Ил.: Манифестация 17 октября 1905 года. Илья Репин. 1907, 1911. – С.20; 1917-1922. Революция 1917 года и Гражданская война. – Ил.: Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Фото 1917 г. – С.22; 19-21 августа 1991. ГКЧП в 1991 году. Ил.: Фото 1981 г. – С.22; 3-4 октября 1993. Противостояние президента и Верховного Совета . Ил.: Фото 1993 г. – С.22; Реклама : С.23. Дмитрий Володихин . Люди Смутного времени: коллективный портрет на фоне катастрофы - – ноябрь 2012. – С.24,25,26,27,28,29. – (рубрика « Тема номера. Возвращение русской Смуты »). Имеется краткая биографическая справка « Дмитрий Михайлович Володихин ». Фото Владимира Ештокина (С.24). Мистические и нравственные измерения в портретах русских лидеров начала XVII века (Патриарх Гермоген, Прокофий Ляпунов, Иван Заруцкий, Князь Дмитрий Трубецкой, Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский). См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). На врезках к статье размещена иллюстрированная подборка информационных материалов: Хроника Смутного времени //Фома. - – ноябрь 2012. – С.25,26,27,28,29. – (рубрика « Тема номера. Возвращение русской Смуты »). - Представлены следующие даты и события: 1617-1619. Заключено Деулинское перемирие между Русским государством и Речью Посполитой на 14,5 лет. Фактически смута закончилась в 1619 году - с возвращением из польского плена и интронизацией патриарха Филарета (Романова). Ил.: Патриарх Филарет (Романов). – С.29. ВЕРА (раздел). – С.30-41. Алексей Осипов , профессор Московской духовной академии. Жизнь после смерти . Фото Carmen Jost, Максима Шумилина//Фома. - – ноябрь 2012. – С.30-33. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-115...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010