Абхазские католикосы (Зап. Грузии; Пицундские): Симеон I (кон. XI - нач. XII в.); Николай (2-я пол. XIII в.); Даниил (70-80-е гг. XIV в.); Арсений (Булмаисимидзе) (кон. XIV в.); Иоаким (70-е гг. XV в.); Стефан (ок. 1490-1526). Абхазские католикосы-патриархи (Зап. Грузии; Пицундские): Малахия I (Абашидзе; 30-е гг. XVI в.); Евдемон I (Чхетидзе; 1557-1578); Евфимий I (Сакварелидзе; 1578-1616); Малахия II (Гуриели) (1616-1639); Григорий I (1639); Максим I (Мачутадзе; 1639-1657); Захария (Квариани; 1657-1660); Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666); Евдемон II (Сакварелидзе; 1666-1669); Евфимий II (Сакварелидзе; 1669-1673); Давид (Немсадзе; 1673-1696); Григорий II (Лорткипанидзе; 1696-1742); Виссарион (Эристави; 1742-1769); Герман (Цулукидзе; кон. XVIII в.); Иосиф (Багратиони; 1769-1776); Максим II (Абашидзе; 1776-1795). Местоблюститель Абхазского католикоса-патриарха: Досифей (Церетели; 1795-1814). Экзархи Грузинского Экзархата РПЦ - см. список экзархов в ст. Грузинский Экзархат . Католикосы-Патриархи всей Грузии: сщмч. Кирион III (Садзаглишвили; 1917-1918); Леонид (Окропиридзе; 1919-1921); сщмч. Амвросий (Хелая; 1921-1927); Христофор III (Цицкишвили; 1927-1932); Каллистрат (Цинцадзе; 1932-1952); Мелхиседек III (Пхаладзе; 1952-1960); Ефрем II (Сидамонидзе; 1960-1972); Давид VI (V) (Девдариани; 1972-1977); Илия II (Гудушаури-Шиолашвили; с 1977). Епархии и действующие монастыри Алавердская, митр. Давид (Махарадзе). Мон-ри: Алаверди, св. Георгия (близ с. Алаверди, Ахметский р-н, муж., основан в VI в., закрыт 1 окт. 1929, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила основателя мон-ря свт. Иосифа Алавердского, по преданию, хранятся мощи вмц. Кетеван); Преображенский (г. Телави, жен., основан в VI в., возобновлен в 90-х гг. ХХ в.); Ахали-Шуамта, Хахульской иконы Божией Матери (близ г. Телави, жен., основан в 50-х гг. XVI в. кахетинским царем Леваном II, возобновлен в 1990); Матани, Успения Пресв. Богородицы (с. Матани, Ахметский р-н, жен., основан в 2005 при церкви XV в.). Ахалкалакско-Кумурдойская, митр.

http://pravenc.ru/text/639853.html

XVIII – XIX в.в. основные постройки обители, прежде деревянные, заменили каменными. В 1863 г. при монастыре учредили странноприимницу, училище для девиц, мастерские иконописи и резьбы по дереву (для изготовления иконостасов). Насельницы владели золотошвейным искусством – в 1860-х гг. они реставрировали, по поручению Черниговского архиеп. свт. Филарета (Гумилевского), предметы из епархиальной ризницы Чернигова, а в нач. 1870-х гг. изготовили плащаницу для знаменитого храма св. прор. Илии в Киеве. В начале русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. училище было упразднено, а его помещение отведено под военный госпиталь. В 1936 г. монастырь закрыли, в 1941 г. здесь учредили приход, впоследствии упраздненный. В 1998 г. началось возрождение обители. Историческая территория монастыря – городской квартал, протянувшийся с запада на восток и ограниченный с севера ул. Авдеевской, с запада – безымянным переулком и сквером, с востока – пер. Школьным, с юга – ул. Ивана Богуна. Основная часть квартала, кроме Г-образной полосы вдоль ул. Богуна и пер. Школьного, возвращена Церкви. Обитель обведена кирпичной оградой, старые звенья которой – рубежа 40-50-х г.г. XIX в. – частично уцелели на гранях квартала, а новые – рубежа XX-XXI в.в. – стоят на месте утраченных старых и отделяют действующий монастырь от светского участка. Посреди западного звена ограды, со смещением к ул. Авдеевской, устроены Святые врата, от которых проведена прямая аллея к Введенскому храму в центральной части обители. Исполненный в стиле украинского барокко, 1-главый Введенский храм датируется 70-80-ми г.г. XVIII в. (в разных источниках: 1770, 1778, 1780, 1788). Прежний одноименный храм, построенный Анной Бриславской, был деревянным и сгорел в 1756 г. Северо-западнее Введенской церкви, у северного звена ограды, в 1814 г. возведена 3-ярусная колокольня. Севернее Введенского храма расположен 2-этажный корпус, устроенный в 1998-2000 г.г. на руинах трапезной церкви св. прор. Илии, которая была создана в нач. XIX в. и расширена в 1846-1850 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=08184

В начале XX в. в соборе были проведены реставрационные работы: обновлены придельные храмы и колокольня, позолочены кресты, устроено калориферное отопление и вентиляция. В сентябре 1918 года вместе с покинувшими Казань белочехами ушла и часть казанского духовенства, в том числе митрополит Казанский Иаков и кафедральный протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков (автор дореволюционной книги о кафедральном соборе). С сентября 1918 по май 1919 гг. собор был закрыт и опечатан в связи с тем, что кремль был объявлен военным городком. При этом власти разрешили вынести из собора наиболее почитаемые иконы и святыни, в том числе гробницу с мощами архиепископа Гурия. С мая 1920 по сентябрь 1925 года собор был действующим, но решением ЦИК ТССР от 20 сентября 1925 года был закрыт и передан Музейному отделу, который передал соборные помещения Государственному архиву под архивохранилище. Это было спасением для древнего собора. Благоприятный и постоянный температурный режим способствовал сохранению храмовой живописи. От богатейшего собрания икон сохранилось всего несколько “таблеток” XVIII века (двухсторонних аналойных икон), ныне хранящихся в музее Изобразительных искусств РТ. Сам собор подвергся частичному разрушению: была снесена колокольня, купола, четыре световых барабана, венчавших храм, западное крытое крыльцо. В процессе реставрационных работ 70-80-х гг. внешний облик Благовещенского собора (кроме колокольни) был практически восстановлен. Указами Президента РТ М.Ш.Шаймиева и постановлением Кабинета министров РТ комплекс Благовещенского собора был передан в 1995 году в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника “Казанский кремль”. Для комплексных и целенаправленных работ по реставрации Благовещенского собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора. При разработке научной концепции реставрации собора консультативную помощь оказала Казанская епархия. Согласно реставрационным планам собор будет восстановлен к празднованию 1000-летия Казани, а в большие религиозные праздники кафедральный Благовещенский собор вновь наполнится верующими и под сводами древнего храма вновь зазвучат церковные песнопения.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Несмотря на московский примирительный собор 1906 г., отказавшийся от «Окружного послания», в Г. и близлежащих районах сохранялись неокружнические общины, отличавшиеся многочисленностью, приверженностью традиции. Неокружники в Г. сохраняли домашнюю богослужебную практику до 80-х гг. XX в. Большинство неокружнических общин отказывалось от регистрации, в 1906-1907 гг. в Г. были зарегистрированы только 2 неокружнические общины: в Смолеве и Молокове (ЦГИАМ. Ф. 54. Оп. 104. Д. 9. Л. 21 об.- 22, 57 об.). Материалы дискуссий, к-рые проводили окружники с неокружниками, легли в основу соч. М. И. Бриллиантова «Шувойская беседа и материалы для истории раздора, именуемого неокружническим», содержащего апологию «Окружного послания» ( Коровин П. П. Сказание о состоявшем примирении двух старообрядческих церквей в Павловском Посаде 7422 года. М., 1914), был также разработан «Чин принятия от противоокружнической ереси» (НБ МГУ ОРКиР. 2297). Старообрядческая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Слободище. XVIII в., перестроена в нач. ХХ в. Фотография. Кон. ХХ в. Старообрядческая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Слободище. XVIII в., перестроена в нач. ХХ в. Фотография. Кон. ХХ в. В Г. селились лужковцы (лужкане, см. ст. Лужковское согласие ), не принявшие Белокриницкую иерархию, признававшие только тайно действующих священников, отрицавшие метрические записи. Со временем они перешли к беспоповской практике. В 1858 г. старообрядческий еп. Пафнутий (Овчинников) составил «Ответы» на вопросы лужковцев с описанием их истории и расселения в Г. (РГБ ОР. Ф. 247. 389. Л. 177-187 об.). Лужковцы малочисленными группами проживали в Г. в ХХ в. В 1873 г. в Г., по данным полиции, числилось 68 старообрядческих моленных, Московская консистория сообщала о 50 моленных. Впосл. их число росло. В нач. 80-х гг. XIX в. в Богородском у. действовало 89 моленных. После выхода 3 мая 1883 г. закона, частично расширявшего права старообрядцев, до кон. XIX в. было создано еще 32 моленных, так что в 1898 г. в Богородском у. действовала 121 старообрядческая моленная (3 беспоповские - поморские, более 50 неокружнических). Ряд моленных (в Гридине, Чёлохове, Круглове, Алексеевской, Максимовской) существовал к тому времени более 70 лет (ЦГИАМ. Ф. 17. Оп. 98. Д. 675. Л. 119). После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в Г. была построена старообрядческая ц. во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Устьяново (сооружена в 1908-1911 на средства Ф. Е. Морозовой).

http://pravenc.ru/text/168422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. находился в Юрьевецком у. Костромской губ., в 73 верстах к юго-западу от г. Юрьевца на р. Лух (левый приток р. Клязьмы) (совр. с. Худынское Лухского р-на Ивановской обл.). Основан прп. Макарием Унженским , житие к-рого является главным источником истории Б. м. Ок. 70-80-х гг. XIV в. прп. Макарий, оставив нижегородский Печерский мон-рь , ушел к сев. границе Нижегородского княжества и поселился «безмолвного ради пребывания» на берегу р. Лух, у впадения в нее р. Добрицы. Вскоре к прп. Макарию стали приходить иноки, братия построила храм в честь Богоявления Господня, положивший начало Б. м. В 30-х гг. XV в. прп. Макарий оставил обитель; согласно житию, он «нарек от братии игумена» и, передав ему «все строение и братию», ушел на сев.-вост. границу Нижегородского княжества, где основал Макариев Желтоводский мон-рь . В XVIII в. Б. м., небольшой и бедный, был обращен в приходскую церковь с. Богоявленского, возникшего из монастырской слободы. Последний упоминаемый в документах настоятель - строитель Нифонт (1716). В 1841 г. вместо деревянного возвели каменный Богоявленский храм, один из приделов к-рого посвящен прп. Макарию Унженскому. Храм не закрывался и в наст. время является действующим. Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 336. Л. 60-61 [Житие прп. Макария Унженского и Желтоводского]. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 212; Тихонова пустынь и Лухский край. Иваново, 1998. С. 169; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий Унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления, 1444-1999 гг. Кострома, 1999. С. 15-18. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/149607.html

Среди др. зарегистрированных религ. орг-ций в Воронеже на 1 июля 2003 г. действовали общины: Армии Спасения (как региональное отд-ние в России и СНГ); Новоапостольской церкви (подчиняется Центральноевропейскому региональному управленческому центру в Москве). Сектантство в 70-х гг. XIX в. было представлено различными течениями: общинами молокан разных направлений и духоборцев (3023 чел.), хлыстов и скопцов (21 чел.; значительное число их существовало тайно), иудействующих, или субботников (776 чел.). Число молокан и близких к ним течений, проникших в В. о. из соседней Тамбовской и др. центральных губерний России, к кон. XIX в. увеличилось втрое. Молокане делились на уклеинцев (их было большинство) и «донского толка» евангельских христиан. По данным полиции за 1912 г., в Воронежской губ. насчитывалось 6473 чел., принадлежащие к молоканам и духоборцам (более всего в Новохопёрском, Коротоякском, Богучарском, Бобровском, Острогожском и Воронежском уездах). К сер. XX в. большинство молокан В. о. примкнули к баптистам. В 40-50-х гг. в области проживали более 150 молокан, в основном в пос. Сомово (ныне в черте Воронежа) и с. Пески (совр. Поворинского р-на). В 20-х и 50-60-х гг. часть субботствующих молокан пополнили адвентистскую общину. К нач. 70-х гг. активно действующие молоканские общины вошли во Всесоюзный совет евангельских христиан. К сер. 80-х гг. традиция проведения полноценных молитвенных собраний молоканами была утрачена; там, где сохранились молоканские кладбища, мн. сельские общины превратились в погребальные братства или сестричества и в основном совершали похоронные церемонии в соответствии с ритуалом XIX в. В 2004 г. неск. молоканских групп действовали без регистрации. Сведения о хлыстах на территории В. о. в XVIII-XIX вв. не содержат статистических данных. К кон. XIX в. было неск. десятков последователей различных «богов», «христов», «пророков», «пророчиц», «богородиц», среди них - «христос» Иван Утицкий, беглый оренбургский казак, проживавший в Воронеже, «богородицы» из с.

http://pravenc.ru/text/155256.html

2-ярусные 8-гранные барабаны пятиглавия, сочетающиеся с древнерус. декором фасадов, характерны для барочных церквей Устюжны (церкви Благовещенская (1762), Воскресенская (1771-1773), Покровская (1780)). В сдержанных для барокко формах сооружен 5-главый Воскресенский собор (1752, действующий) одноименного мон-ря, первое каменное здание Череповца, ставшее после упразднения обители городским собором. Александро-Невская ц. (до 1869 - во имя свт. Николая Чудотворца на Извести, 70-80-е гг. XVIII в., действующая) дополняет панораму архиерейского двора со стороны реки. Здание имеет 3-частную симметричную композицию, одноэтажный 2-светный четверик церкви с полукруглой в плане пониженной апсидой увенчан цилиндрическим барабаном с маленькой главкой и связан с широкой трапезной и колокольней типа «восьмерик на четверике» над папертью. Фасады декорированы парными пилястрами, полуколонками, рамочными наличниками. Архаичными формами крыльца и шатровой колокольни со слуховыми окнами отличается ц. Покрова Пресв. Богородицы, «что в городе» (1778-1780). В XVIII в. перестраивался архиерейский дом в Вологде, основные здания главного двора образовали в плане четырехугольник, не завершенный с юж. стороны. По инициативе еп. Иосифа (Золотого) велось строительство теплого Воскресенского собора (1772-1776) в стиле зрелого барокко по проекту архит. Златицкого, к-рый, возможно, упростил проект, составленный столичным архитектором. 2-этажный Воскресенский собор необычен своим «двустворчатым» овальным планом с примыкающими полукруглыми в плане объемами: 4 угловые пристройки с башенками, вытянутая алтарная часть и трапезная. 2-ярусные башенки-главки приделов окружают большой купол с овальными окнами и люкарнами, завершенный фонарем с главкой. Стены оформлены колоннадой, по случаю приезда в 1824 г. имп. Александра I выходящее на Соборную пл. крыльцо было оформлено 4-колонным ампирным портиком. Собор, после революции захваченный обновленцами, был закрыт в 1938 г. и занят Вологодской картинной галереей. Вероятно, Златицким был построен и 3-этажный, барочный, примыкающий к юж. части Гаврииловского (кон. XVII - нач. XVIII в.) Иосифовский корпус (1764-1769), в архитектуре к-рого сочетаются черты нарышкинского, петровского и елизаветинского барокко. Здесь в течение 150 лет жили Вологодские архиереи; в наст. время большая часть бывш. архиерейской резиденции используется областным краеведческим музеем-заповедником. К кон. XVIII в. в Вологде было возведено 45 каменных храмов.

http://pravenc.ru/text/155162.html

22 июля 1963 г. Калужский облисполком принял решение «Об ограничении деятельности церковников», в одном из пунктов к-рого значилось: «...прекратить паломничество к так называемым святым местам». Судя по формулировке, окончательно прекратить паломничество ранее не удалось. 21 февр. 1964 г. Калужский горисполком подтвердил запрет на колокольный звон в городе (1-е постановление по этому вопросу было принято 3 сент. 1959). Власти инспирировали многочисленные жалобы населения на колокольный звон. После отставки Хрущёва 14 окт. 1964 г. архиеп. Ермоген начал составлять прошение на имя Святейшего патриарха Алексия I с предложением внести поправки в редакцию «Положения о Русской Православной Церкви», в частности, ввести настоятелей приходов в качестве председателей в приходские собрания и приходские советы. С осени 1964 г. архиепископ совершал поездки на Украину, в Сибирь, на Урал и в Поволжье с целью обеспечить себе поддержку архиереев. Документ, составленный летом (или весной) 1965 г., кроме архиеп. Ермогена решились подписать еще 9 архиереев. Инициатива архиеп. Ермогена не имела успеха, 25 нояб. 1965 г. в результате давления властей архиерей был уволен на покой. Калужский уполномоченный сообщал, что усиливается влияние Православия на население, практически во всех церквах увеличились доходы и количество совершаемых треб. В Козельском р-не открыто крестили 60% детей, а в Малоярославецком р-не - до 87%, причем ежегодно крещений совершалось все больше. Возросло количество верующих. На Калужской кафедре архиеп. Ермогена сменил архиеп. Донат (Щёголев) , управлявший епархией с 25 нояб. 1965 по 17 апр. 1975 г. (в сане архиепископа с 9 сент. 1971). Этот период характеризуется прекращением открытых гонений и сохранением жесткого адм. контроля гос-ва над Церковью. В эти годы в Калуге была снесена часовня у каменного моста над источником «Здоровец», а Никитский храм (XVIII в.) был снят с учета памятников архитектуры и превращен в кинотеатр. В сер. 70-х гг. XX в. в К. и Б. е. было 27 действующих храмов и не было ни одного мон-ря. На рубеже 70-х и 80-х гг. XX в. началось оживление церковной жизни. В Калужской обл., как и во всей стране, стал возрастать интерес к Церкви, в основном среди городской интеллигенции. Вместе с тем были очевидны и негативные тенденции: количество хиротоний в эти годы снизилось до минимума, в духовных школах страны среди студентов калужан не было.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В. Г. Пидгайко Старообрядчество С 60-х гг. XVIII в. в Новороссию переселялись жители старообрядческих слобод Стародубья и Ветки . Кременчуг был важным перевалочным пунктом на судоходном торговом пути по Днепру, в частности, при перевозке крымской соли, к-рой занимались стародубские старообрядцы (им принадлежало ок. 50% судов, перевозивших соль). В 1773 г. в Кременчуге жили 364 купца и ремесленника из старообрядцев, преимущественно беглопоповцев . В 80-х гг. XVIII в. торговец Бирюков открыл в своей усадьбе в Кременчуге молитвенный дом, к-рый был уничтожен к приезду в край имп. Екатерины II Алексеевны (1787). Бирюков вскоре построил новую молельню, возле к-рой образовались мужской и женский старообрядческие скиты. В скитах насчитывалось ок. 70 келий, проживали 29 иноков и 235 инокинь. Со временем к часовне пристроили колокольню и алтарь. В 1827 г. алтарь церкви был опечатан, основное ее здание осталось действующим. В 1802 г. аналогичная часовня была построена в посаде Крюково, в 1817 г. к ней пристроили алтарь, церковь была освящена в честь Рождества Пресв. Богородицы, в 1836 г. в ней служил свящ. Иосиф Якунин. При посещении Кременчуга цесаревичем Александром Николаевичем (см. Александр II Николаевич ) в 1837 г. местные старообрядцы П. О. Смирнов, В. Д. Столяров, М. Ф. Яковлев и И. Н. Банцекин подали прошение о разрешении иметь священников, независимых от правосл. Полтавского архиерея. Им было отказано. В том же году Полтавский еп. Гедеон (Вишневский) пытался выслать за пределы епархии старообрядческого свящ. Трифона Хламова. В 1-й пол. XIX в. на Полтавщине старообрядцы жили в Кременчуге, с. Староверовка Константиноградского у., небольшие группы имелись в Лохвице, Кобеляках, Ромнах, Пирятине и Прилуках. В 1840 г. в Кременчуге и пригороде насчитывалось ок. 2,8 тыс. старообрядцев, в т. ч. в Кременчуге 2311 поповцев и 120 беспоповцев (1/7 населения города), в Крюкове - 396 поповцев и 23 беспоповца. Значительную их часть составляли выходцы из центральных российских губерний, прибывшие на работы по устройству Херсонской крепости и морской пристани в Николаеве. Старообрядцам принадлежало большинство заводов в городе, в частности, в собственности купца С. Володина находилось 6 пивоварен, мыловаренный, свечной и канатный заводы. Купцы - последователи «старой веры» играли заметную роль в общественной жизни Кременчуга, напр., в сер. XIX в. купец Слиньков был избран городским головой. tab

http://pravenc.ru/text/2459007.html

Наиболее выразительными произведениями барокко в В. е. являлись храмы Тотьмы в период расцвета в посл. четв. XVIII в. Для архитектурной школы «тотемского барокко» типичен бесстолпный 2-этажный (теплый внизу и холодный наверху) храм-«корабль» с вытянутым по вертикали силуэтом, декор фасадов в виде горизонтально расположенных ярусов из картушей, барочных свитков с завитками, представляющих собой часть кладки стены. На их внутренних полях - кресты и раковины, звезды и цветы, трилистники, набранные из фасонного кирпича. Для Тотьмы характерно также поэтапное возведение храмов, напр. у Воскресенской ц. в Варницах отделка нижнего яруса (1743-1750) архаична для своего времени, а верхнего (1772-1775) - дает первый пример местного стиля. Особенностями этой церкви, восходящими к нарышкинской архитектуре, являются полуколонки по углам четверика, трапезной и колокольни, цилиндрические шеи ярусных глав. Ныне действующая Троицкая ц. в Зеленской (Рыбачьей) слободе построена также в 2 этапа: в нижний Благовещенский храм (1768-1772) ведет архаичный перспективный портал в стиле устюжской архитектуры; верхний ярус (1780-1788) с престолом в честь Св. Троицы украшен декором в виде вазообразных картушей и тонких пилястр на четверике. Крупная трапезная и 5 глав на широких барабанах-восьмериках придают зданию нек-рую статичность, при традиционной композиции необычны 2-апсидный алтарь нижнего храма и притвор с лестницей, ведущей на 2-й этаж. Ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (1774-1794; сооружена на средства купцов Г. А. и П. А. Пановых) - символ Тотьмы, самый величественный и стройный храм. Его основной кубический объем с 3 рядами высоких окон венчает барочный купол, над к-рым возвышаются 5 глав на 2-ярусных восьмериках. 6-я главка поставлена над невысоким 5-гранным алтарем. Движение вверх поддержано тонкими пилястрами основного объема без горизонтальных членений, «взлетающими» вверх на 3 света, необычными формами 2-светной трапезной с фигурными окнами 2-го яруса, завершением 8-гранной колокольни в виде шпиля. Картуши, расположенные между ярусами окон, имеют 6 разновидностей. В Христорождественском храме (действующий), как и в Воскресенском, нижняя церковь (1746-1748) сочетает барочные и древнерус. формы (напр., перспективный портал и оконные обрамления с килевидным завершением), легкий 2-светный бесстолпный объем верхнего Никольского храма (1786-1793) устремлен ввысь грушевидным куполом с ярусным завершением в виде 3 последовательно уменьшающихся восьмигранников с главкой. В верхнюю церковь ведет оригинальное 2-ярусное 8-гранное крыльцо с крытой лестницей. Внутреннее убранство всех храмов Тотьмы уничтожено и сохранилось лишь в Покровском храме в с. Усть-Печенга Тотемского р-на на берегу Сухоны (70-80-е гг. XVIII в., действующий). Высокий 2-светный четверик, завершенный куполом, световым восьмериком и главкой на 8-гранной шее, имеет сдержанную, но характерную для Тотьмы отделку.

http://pravenc.ru/text/155162.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010