Ферийский жен. мон-рь во имя св. Георгия основан в 1995 г. Настоятельница - игум. Матрона (Турдзиладзе). Священник - прот. Иаков Бенидзе. В мон-ре подвизаются 2 монахини и 3 послушницы. Хино, муж. мон-рь (в наст. время восстанавливается), расположен на месте кафедрального собора Хиноцминда, на пересечении караванных путей. Он являлся центром Хиноцминдской епархии Мцхетского Католикосата. В 1873 г. здесь побывал груз. историк Д. З. Бакрадзе , описавший практически разрушенный во времена тур. господства и землетрясениями храм. Церкви епархии Архангельская ц. в с. Чакви возобновлена по инициативе местного жителя Х. Беридзе (ныне диак. Севериан) на фундаменте разрушенного храма XIX в., построенного Поповым для работников чайных плантаций, о чем стало известно из надписи, сохранившейся на колоколе. Освящена 26 мая 1995 г. еп. Батумским и Схалтским Иовом. Через нек-рое время возле церкви была возведена колокольня. Ц. во имя св. Георгия в с. Чакви построена в 1880 г. местными греками. В 30-х гг. XX в. закрыта, в 60-х гг. здесь проходили тайные богослужения, в 80-х гг. под рук. А. Адриати начались реставрационные работы, в 1996 г. пристроена колокольня. Ц. во имя св. Феодора в с. Чакви возведена в 90-х гг. XX в. на фундаменте древней церкви. Ц. во имя св. апостолов Петра и Павла в с. Чакви построена в нач. XX в. греками. Разрушена в 1937 г., открыта в 90-х гг. ХХ в. Ц. во имя святых равноап. Константина и Елены в с. В. Квирике построена проживавшими здесь греками в 1889 г. В 30-х гг. XX в. она использовалась как склад минеральных удобрений, в 70-х гг. стала музеем, посвященным дружбе грузин и греков. Возвращена Церкви в 1990 г. Ц. св. Георгия в с. Н. Квирике возведена в 80-х гг. XX в. меценатом Х. Иосифиди на месте разрушенной церкви XII в. Открыта с 1990 г. В с. Дагва храм в честь Успения Пресв. Богородицы возведен греками в 1908 г. на месте деревянной церкви 1901-1903 гг. В 1937 г. взорван, в 1989-1992 гг. восстановлен. Действует с 90-х гг. Воскресенский храм строился с 1996 г. неподалеку от греч. кладбища, освящен на Пасху 2001 г. Ц. в честь Введения во Храм Пресв. Богородицы в г. Кобулети открыта в 1998 г. Расписана аджарским иконописцем И. Бабилодзе. Храм Всех святых в пос. Махинджаури действует с 9 июля 2000 г. Преображенский храм в Ахалшени построен в нач. XX в. греками. Освящен в 1912 г. еп. Мингрельским и Гурийским Леонидом (впосл. Католикос-Патриарх Грузии). В 1937 г. закрыт, с 80-х гг. ведутся реставрационные работы, 19 авг. 1997 г. возобновлено богослужение.

http://pravenc.ru/text/77678.html

Широкое распространение списков «Путешественника» и слухов о Б. стимулировали попытки поисков этой земли, прежде всего со стороны алтайских крестьян, неск. коллективных побегов в Б. с Алтая, в к-рых принимали участие как беспоповцы, так и поповцы, имели место в 1826-1897 гг. Легенда активно распространялась также в Пермской, Оренбургской, Нижегородской губерниях. В 1898 г. на поиски Б. отправилась группа уральских казаков, побывавших на Ближ. Востоке, на Цейлоне, в Сингапуре, Китае, Японии. Скандальную известность в 70-90-х гг. XIX в. получила деятельность Аркадия Беловодского - авантюриста, выдававшего себя за епископа «беловодского поставления», к-рый действовал на Урале и в губерниях Сев. и Центр. России: рукополагал священников, полемизировал с представителями Белокриницкой иерархии. Периодом наиболее активной жизни беловодской легенды следует считать 50-80-е гг. XIX в., в кон. XIX - нач. XX в. легенда постепенно стала приобретать фольклорный характер. Ист.: Публикации «Путешественника» - Чистов К. В. Легенда о Беловодье//Тр. Карельского фил. АН СССР. Петрозаводск, 1962. Т. 35. С. 116-181; Лобанов В. Ф. Новый список «Путешественника» инока Михаила//Сибирское источниковедение и археография. Новосиб., 1980. С. 208-211; Сморгунова Е. М. Исход староверов вчера и сегодня: уход от мира и поиски земли обетованной//История Церкви: изучение и преподавание: Мат-лы науч. конф., посвящ. 2000-летию христианства, 23-25 ноября 1999 г. Екатеринбург, 1999. С. 211-219. Лит.: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967. С. 239-290; Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. М., 1977. С. 219-225; Покровский Н. Н. К постановке вопроса о беловодской легенде и бухтарминских «каменщиках» в лит-ре последних лет//Общественное сознание и классовые отношения в Сибири в XIX-XX вв.: Бахрушинские чтения 1980 г. Новосиб., 1980. С. 115-133; Мамсик Т. С. Беловодцы и Беловодье: по материалам следственного дела о побеге 1827-1828 гг.//Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосиб., 1982. С. 135-164; она же. Крестьянское движение в Сибири, 2-я четв. XIX в. Новосиб., 1987. С. 178-205; Рерих Н. Беловодье// он же. Листы из дневника. М., 2000. Т. 2. С. 25-31; Белобородов С. А. Славяно-беловодская иерархия (мат-лы для истории затянувшейся мистификации)//Сибирь на перекрестке мировых религий. Новосиб., 2002 (в печати).

http://pravenc.ru/text/77924.html

Пантелеимона (1295-1315) и вмц. Екатерины (кон. XIII - 10-е гг. XIV в.): крестово-купольный храм с 3 сторон обстроен галереями (амбулаторием). Юж. придел во имя апостолов Петра и Павла и часть юж. галереи относятся к визант. периоду; сев. придел, сев. и зап. галереи пристроены в 1801 г., во время реконструкции храма, предпринятой крупным фессалоникийским торговцем И. Г. Кафтандзоглу. Портик с юж. стороны храма и крыльцо у зап. входа сооружены в 1907 г. архит. Д. Грекосом под рук. П. Папагеоргиу на средства прихожанина С. Спиридоноса. 8-гранный барабан с вост. стороны поддерживают не колонны, а 2 простенка, к-рые отделяют алтарь от диаконника и протесиса (жертвенника), и 2 столпа - с зап. стороны. По мнению А. Ксингопулоса, это характерная особенность храмов Юж. Греции IX-XII вв. Когда в нач. 80-х гг. ХХ в. в ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты фресок XI в., стало ясно, что здание XIV в. включало в себя фрагменты более древней постройки. Древние здания монастырского комплекса не сохранились. В кон. XIX в. игум. Каллиником Георгиадисом были построены сев. ворота, в 1926 г. игум. Иоакимом Ивиритом - резиденция игумена, в 1937 г.- ризница с б-кой и храм в честь Успения Пресв. Богородицы. С 1968 г. началось возведение комплекса зданий Патриаршего института патристических исследований (К-польский Патриархат). До 1972 г. на территории мон-ря существовала древняя ц. во имя свт. Григория Паламы. Живопись Икона Божией Матери «Одигитрия». 60–70-е гг. XIV в. (Музей мон-ря Влатадон) Икона Божией Матери «Одигитрия». 60–70-е гг. XIV в. (Музей мон-ря Влатадон) Фрески наоса, раскрытые во время реставрационных работ 1981-1982 гг., были созданы между 1360 и 1383 гг. фессалоникийскими мастерами. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в барабане - пророки (под записью), росписи алтаря не сохранились. На подпружных арках - сцены двунадесятых праздников («Рождество», «Крещение», «Преображение», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие» и «Сошествие во ад»), на стенах - изображения святых в 2 яруса (напр., прп.

http://pravenc.ru/text/155027.html

Игум. Иона (Мирошниченко) стал известен среди киевлян, и многие искали у него совета и наставления. Благодаря кнг. Васильчиковой и др. благодетелям обитель расширялась. В 1869 г. казак Л. К. Кальницкий подарил К. И. м. усадьбу близ Выдубицкого мон-ря (Там же. Ф. 486. Оп. 5. Д. 532. Л. 8 об.). Устав К. И. м. не позволял братии покупать земельные наделы, монастырские имения состояли из подаренных в Киеве и за его пределами 15 земельных участков. Наибольший вклад в расширение мон-ря внесла кнг. Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце в сер. 60-х гг. XIX в. она отдала в пользование К. И. м. свое киевское имение - хутор Васильчики на р. Сырец. Был заложен каменный Свято-Троицкий собор, проект к-рого 3 апр. 1868 г. был представлен на утверждение Киевскому митр. Филарету (Амфитеатрову) и киевскому коменданту. До нач. 70-х гг. богослужения совершались в деревянной Троицкой ц. 28 нояб. 1871 г. митр. Киевский Арсений (Москвин) освятил в новом каменном соборе правый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Отец Иона особо чтил этот образ; он хранился в келье старца, а впосл. был помещен в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного по молитве перед иконой «Троеручица» совершилось множество чудес. 23 июля 1872 г. в соборе был освящен главный престол во имя Св. Троицы. В 1897-1900 гг. при расширении храма по проекту архит. В. Н. Николаева пристроен и 13 окт. 1900 г. митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) освящен придел во имя Всех святых. В 1896 г. в К. И. м. была возведена временная деревянная колокольня. В мае того же года из Москвы был привезен отлитый на заводе А. Д. Самгина колокол весом 1150 пудов (в то время самый большой в Киеве) и неск. мелких - по 57 пудов. В 80-90-х гг. XIX в. в К. И. м. были сооружены трапезная, игуменский, больничный и просфорный корпуса, устроены хлебопекарня, просфорня, свечная, иконописная, переплетная, столярная мастерские. Дети из школы-приюта помимо изучения общеобразовательных предметов могли обучаться ремеслам - столярному, сапожному, кузнечному и др. В 1878 г. в школе числилось 28 учеников, в 1904-1905 гг.- 61 ученик.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

В 60-70-х гг. XIX в. П. участвовал в работе московского Духовного совета, в переговорах с неокружниками, в рукоположении ряда архиереев. Под руководством П. начал диаконское служение деятель Белокриницкой иерархии еп. Александр (Богатенков), в 80-х гг. являвшийся секретарем епископа, др. помощником П. был полемист и начетчик К. А. Перетрухин. В 70-х гг. XIX в. обострились разногласия между П. и архиеп. Антонием (Шутовым). На заседании Духовного совета 22 сент. 1878 г. Казанско-Вятский епископ просил снять с него управление епархией, получил отказ и уехал из Москвы. 24 сент. в отсутствие П. было принято решение освободить его от управления Казанской епархией, оставив за ним Вятскую кафедру. Осенью 1879 г. П. был освобожден от управления Казанской епархией, снова занял эту кафедру после смерти в 1881 г. архиеп. Антония (Шутова). П. постоянно жил и совершал богослужения в Черемшанском мон-ре на территории старообрядческой Саратовской и Астраханской епархии, из-за чего между ним и Саратовско-Астраханским еп. Паисием (Лапшиным) существовал конфликт. В 1889 г. московский Духовный совет запретил П. пребывание в Черемшанском мон-ре. Не признав запрещение, П. вынес дело на суд Белокриницкого митр. Афанасия (Макурова), для чего совершил поездку за границу. Вопреки правилам митр. Афанасий благословил П. служить в мон-ре. Духовный совет вторично запретил П. жить в мон-ре, под документом поставили подписи российские старообрядческие епископы. В дек. 1890 г. в Казани во время служения всенощной у П. случился инсульт, по его настоянию он был отвезен в Черемшанский мон-рь, где скончался. Участие в полемике Составленное П., по-видимому, в связи с присоединением в 1865 г. к единоверию ряда видных деятелей белокриницкого согласия соч. «Краткое обозрение существования церкви единоверческой» (один из списков - РГБ. Ф. 17. 982) сразу после появления получило неск. откликов от единоверцев ( [Романов П.]. Переписка Пафнутия (бывш. лжееп. Казанского) с Маркелом Даниловичем Рябовым (бывш. лжесвящ. вятским)//Вятские ЕВ. 1869. Отд. духовно-лит. 17. С. 366-377; Краткие ответы единоверческого священника на краткое обозрение единоверческой церкви Казанского Пафнутия//ПС. 1872. Ч. 2. С. 196-215).

http://pravenc.ru/text/2579820.html

В сентябре 1823 года на торжественном богослужении в церкви Михаила Архангела на Орлике присутствовал император Александр I, а меньше чем через два с половиной года, 21-22 января 1826 года, в этой церкви покоилось тело императора – на время остановки в Орле, когда его везли из Таганрога в Петербург. Был сооружен балдахин с короной вверху, под сенью которого покоился прах государя (балдахин покрывал главный престол храма до 1918 года). Храм на 800 человек к середине XIX века уже не может вместить всех богомольцев, и в 1858 году по проекту епархиального архитектора Н. Ефимова трапезная расширяется, становится четырехстолпной и объединяется с отдельно стоящей колокольней. Надо отметить, что Н. Ефимов был автором крупнейших культовых сооружений на Орловщине. По его проектам в эклектическом русско-византийском стиле в г. Орле построены Смоленская церковь (1859-1908 гг.), Покровская церковь (1853-1904 гг., не сохранилась), Троицкий собор Успенского мужского монастыря (1860-1879 гг., не сохранился). Трапезная была вновь расписана: на западной стене – библейские сцены, на пилонах арок – евангелисты, над хорами – пророки, на куполе церкви – «Явление Троицы». Расписана церковь была и снаружи: стеновая живопись занимала общую площадь 260 кв. м. В конце XIX века церковь подновлялась по фасадам, в 1905 году вместо деревянного иконостаса устроен мраморный. Самой почитаемой иконой в храме была Страстная икона Божией Матери в золоченой ризе. Церковь владела двумя домами, в одном располагалась церковно­приходская школа для неимущих, в другом доме была богадельня для престарелых. В 1918 году предметы культового обихода, представляющие собой материальную ценность, реквизируются, в 1923 году в церкви устраивается музей религиозных искусств, а трапезная оставляется для богослужения. Перед Великой Отечественной войной церковь закрывается и после войны используется под склад. В 70-х годах «творческий» коллектив орловского проектного института разрабатывает проект приспособления здания под концертный зал, специально созданная комиссия составляет акт о малой художественной ценности сохранившейся настенной живописи XIX века в интерьере церкви. Приспособление предусматривало устройство подвального помещения под гардероб и туалеты. Пробив стену, в церковь въезжает экскаватор и вырывает котлован глубиной 5 метров с выемкой грунта 1400 куб.м. Бетонными перекрытиями второго этажа уничтожается живопись интерьера.Объем здания раскололся на отдельные составляющие части с образованием сквозных раскрывающихся трещин по стенам и просадкой основного объема храма на полметра. К концу 80-х годов сооружение пришло в тяжелое аварийное состояние с угрозой обрушения стен и сводов. Выписка из акта технического состояния здания от 2 июня 1989 года: «Если бы ставилась задача вывести несущие конструкции здания из стабилизированного состояния, то более изощренный способ трудно себе представить, здесь этого добились с максимальной эффективностью...»

http://sobory.ru/article/?object=07376

В сент. 1901 г. по инициативе игум. Клеопатры в обители была открыта церковноприходская школа с бесплатным обучением девочек из бедного сословия. Преподавались все предметы, предусмотренные общими программами. Ученицам давались и навыки к.-н. ремесла. 2 нояб. 1917 г. школа перешла в ведение Киевского городского общественного правления. Настоятельницы и сестры Первой начальницей общины стала прибывшая из новгородского Десятинного в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря рясофорная послушница Евпраксия (Лебедева; 1837-1915). 1 апр. 1878 г. она приняла постриг с именем Евфалия, 10 апр. 1878 г. утверждена Киевской духовной консисторией, 8 мая 1886 г. Киевским митр. Платоном (Городецким) возведена в сан игумении, 9 апр. 1891 г. награждена наперсным крестом. С авг. 1878 г. ее ближайшей помощницей являлась бывш. насельница вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря казначея Мария Ивановна Иванова, 9 июня 1884 г. постриженная в монашество с именем Исидора. К нач. 80-х гг. XIX в. из Десятинного мон-ря в Киев переехали еще неск. сестер, в т. ч. позже принявшие в К. м. монашеский постриг Евстолия (Чмырева) и Евпраксия (Саврасова), а также Агния Пономарёва, впосл. игум. Клеопатра, настоятельница К. м. В 1878 г. в обители проживало ок. 20 чел., в 1882 г.- ок. 70, к кон. 80-х гг. XIX в.- ок. 100, в т. ч. 4 монахини и 11 послушниц. В авг. 1887 г. 5 штатных послушниц подали игум. Евфалии прошения о пострижении в монашество. 15 сент. Киевская духовная консистория рассмотрела рапорт начальницы, но, учитывая, что уставом подобных общин Российской империи не предусматривался монашеский постриг, запросила разрешение Святейшего Синода по данному вопросу. После того как 22 дек. 1887 г. Синод отказал игум. Евфалии в постриге сестер, она безуспешно пыталась инициировать преобразование общины в общежительный мон-рь. В дек. 1891 г. игум. Евфалия была переведена в лебедянский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь Чигиринского у. Киевской губ., и 31 янв. 1892 г. обитель возглавила мон. Клеопатра (Пономарёва; 1849-1913). Впосл. обе настоятельницы неоднократно встречались и переписывались. 28 нояб. 1900 г. мон. Клеопатра подала в Синод прошение о придании Введенской общине статуса мон-ря. Решением Синода от 30 апр. 1901 г. община была преобразована в общежительный нештатный жен. мон-рь. 27 мая в К. м. состоялись торжества по случаю получения обителью монастырского статуса, к-рые возглавил митр. Киевский Феогност (Лебедев) . 29 мая 1901 г. Киевский митрополит возвел мон. Клеопатру в сан игумении. К 1913 г. в К. м. проживало 107 сестер, в т. ч. игумения, 17 монахинь и 79 послушниц. 9 нояб. 1913 г. К. м. возглавила постриженица Введенской общины игум. Феофания (Шишова; † 1926), а казначеей вскоре стала мон. Евфрасия (Ткаченкова). В 1918 г. в обители подвизалось 137 насельниц, в т. ч. схимонахиня и 35 монахинь.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Вероятно, братия Д. м. не сразу приняла церковную реформу Патриарха Никона и нек-рое время поддерживала связи со старообрядчеством. Ряд местных приверженцев «древлего благочестия», перед тем как устроить самосожжение, передавали в Д. м. свое имущество. Возможно, к мнению прп. Далмата апеллировали деятели зауральского старообрядчества в полемике об антихристе . А. Т. Шашков приписывает прп. Далмату адресованное старообрядцам «Послание об антихристе и тайном царстве его» ( Шашков А. Т. «Мы же святых отец предание держим неизменно…»: (Влияние дониконовских книг на идейные воззрения урало-сибир. старообрядцев 70-80-х гг. XVII в.)//Изв. Уральского ун-та. 2005. 39. Сер.: Гуманит. науки. История. Вып. 10. С. 36-47). Игумены Исаак и Афанасий подвергались опалам «за церковные вины». Только в 1685 г. с игум. Исаака окончательно были сняты все запрещения с условием, чтобы «с раскольниками раскола не говорил, а помнил совесть свою». Вместе с тем его дважды (в 1679 и 1682) посылали увещевать крестьян-старообрядцев, собиравшихся устроить массовое самосожжение. В 1694/95 г. игум. Исаак (Мокринский) сопровождал Сибирского и Тобольского митр. Игнатия (Римского-Корсакова) в поездке по епархии, во время к-рой были открыты мощи св. прав. Симеона Верхотурского . В 1691 г. в Д. м. проживало 27 чел., в 1722 г.- 41 чел., в основном выходцы из крестьян и служилого сословия. После ограничений на постриг (введен по России указом от 28 янв. 1723 г.) к 1755 г. численность братии сократилась до 13 чел., среди насельников в основном были вдовые иереи и отставные военные. В 1764 г. Д. м. был определен в число штатных обителей 3-го класса. До 30-х гг. XIX в. в мон-ре проживало от 7 до 13 чел., с 30-х гг. до кон. XIX в.- от 16 до 33 чел., что превышало штатное количество мест. Земельные владения Первая опись вотчины Д. м. была составлена в 1651 г. тобольским сыном боярским П. Я. Шульгиным, когда братия обратилась с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе В. Б. Шереметеву с просьбой о пожаловании им земель «около своей пустыни о пустой земле и об рыбных ловлях и о всяких угодьях» (ГА Шадринска Курганской обл.

http://pravenc.ru/text/168668.html

Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, учрежденный ок. 1831 г. (празд. подтверждено 10 июля 1981), и в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено 10 апр. 1987 г. Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 366-367; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 80, 128; СИСПРЦ. С. 113; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 68-69; Василёв И. И. Стат.-геогр. словарь Порховского у. Псковской губ. Псков, 1896; Зверинский. Т. 3. С. 70, 1631; Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском у.: Ист.-археол. очерк//Псковские ЕВ. 1897. 22. С. 387-388; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277; Голубинский. Канонизация святых. С. 157; Лебедев Е. Е. Порхов и его окрестности: Ист. очерк. Новгород, 1915. С. 19-20; Седов Вл. В. Новгородская архитектура на Шелони. М., 2001. С. 34-38; Порхов и его уезд. Псков, 2005. С. 121-122, 243-244, 373-374; Моисеев С. В. Церковная жизнь Опоцкого погоста в XV-XVIII вв.//Краеведческие чт. Порхов-Холомки: Мат-лы науч. конф. Псков, 2006. С. 147-158; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1022. В. И. Охотникова Иконография Несмотря на упоминания о почитании И. в XVI-XVIII вв., его изображения до 2-й пол. XIX в. неизвестны. Имя И. без описания внешности встречается под 19 апр. в иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. 1931. Л. 141 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 121). В описях мон-рей и церквей Пскова и его уездов XVI - нач. XX в. об иконах преподобного сведений нет. Ранний этап формирования иконографии И. связан с Ильинским мон-рем. В наст. время именно в ц. Благовещения Пресв. Богородицы дер. Опоки находятся редкие сохранившиеся образы преподобного. Притом что мощи И. покоятся под спудом в Благовещенской ц., в ее синодике кон. XVII в. (с добавлениями XVIII - нач. XIX в.) имя святого не встречается (ПИАМ. Древлехранилище. Ф. 966. 14155(1)). В помянник, включающий в основном имена новгородцев и жителей деревень близ погоста Опоки, в 1762 г. вписан род буд. строителя каменной Благовещенской ц. (1772) - «отставного прапорщика Василия Иванова сына Косецкого», к-рый собрал в храме драгоценную утварь, серебряные литургические сосуды и Евангелия в окладах. Они отмечены в описании церкви 1897 г., но икон с изображением И., сохранившихся к этому времени, в перечне нет ( Любимов П. Церк. памятники старины в Порховском уезде//Псковские ЕВ. 1897. 22. С. 387-388).

http://pravenc.ru/text/468873.html

Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XIX в. К. занимался изучением документов, отражающих связи Московского государства с правосл. Востоком, прежде всего материалов из МГАМИД (ныне РГАДА): из фондов Посольского и Тайного приказов и др. В 1883-1884 гг. в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» К. публиковал части кн. «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст.». Издание 3-й гл. («Перенесение в Москву святынь с Востока») было остановлено духовной цензурой, посчитавшей, что автор дискредитирует московские святыни, раскрывая подробности их приобретения. Московский митр. Иоанникий (Руднев) снял запрет на публикацию на том основании, что автор в исследовании опирался на архивные источники; сочинение было издано отдельной книгой в 1885 г. Монография состоит из 3 отделов: «Москва - Третий Рим», «Русский царь есть опора и покровитель всего вселенского Православия», «Русское благочестие есть высшее и совершеннейшее в целом мире». В книге на основе архивных документов рассмотрен широкий круг тем: утверждение царского венчания Иоанна IV Васильевича К-польской Патриархией, учреждение в России Патриаршества, перенесение в Москву правосл. святынь с Востока, благотворительность рус. государей правосл. Востоку, выявление фактов обмана греками русских при приезде в Москву и заведение в отношении авантюристов следственных дел, организация царским правительством после Смутного времени порядка приезда просителей в Москву, исполнение начиная со времени правления Иоанна Грозного представителями греч. духовенства, а также светскими лицами роли рус. агентов на Востоке. К. сделал вывод, что рус. правительство к кон. XVII в. под влиянием греков начало признавать своей миссией освобождение правосл. Востока от османского ига. К. проследил, как в России в XVI-XVII вв. (до реформ патриарха Никона ) формировалось негативное отношение к греческому благочестию, дал характеристику рус. богослужебной реформе сер. XVII в. (считал ее следствием грекофильства Никона), отметил уменьшение греч. влияния на рус. церковную жизнь во 2-й пол. XVII в. и окончательное утверждение в кон. XVII - нач. XVIII в. зап. влияния (историк объяснял эти процессы корыстолюбием греков, их склонностью к интригам). К. ввел в научный оборот огромный по объему новый материал, однако мн. выводы и оценки исследователя были необъективны. Широко изучая рус. архивный материал, К. не привлекал к исследованию греч. документы. Не являясь специалистом по истории внешней политики, К. не мог в полной мере оценить значение тех сведений, к-рые доставляли в Москву греки. Историк полагал, что греки равнодушно отнеслись к организации в Москве уч-ща в 30-40-х гг. XVII в., но новейшие исследования не подтверждают эту т. зр. (см.: Флоря Б. Н. Вопрос о создании греч. училища и греч. типографии в Москве в 30-40-х гг. XVII в.//Греч. культура в России XVII-XX вв. М., 1999. С. 12-20; Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009).

http://pravenc.ru/text/Каптерев.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010