Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ [Никита Марониец; греч. Νικτας το Μαρωνεας], митр. Фессалоникийский (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений. О происхождении и времени рождения Н. М. ничего не известно. Достоверно ему атрибутируются 6 догматико-полемических сочинений, к-рые направлены против учения Западной Церкви о двойном исхождении Св. Духа (см. Filioque); как автора Н. М. упоминает Георгий Пахимер ( Georg. Pachym. Hist. VI 23; VII 9), согласно к-рому Н. М. был сначала хартофилаксом Великой ц. в К-поле, а затем стал митрополитом Фессалоники. Пахимер называет его το Μαρωνεας Νικτας, что означает близкого родственника (вероятно, племянника) архиепископа Маронии; так же Н. М. назван в пометках на полях рукописей Ath. Laur. gr. 37 (XIV в.) и Alexandr. Patr. 157 (167) (XV в.). Согласно актам К-польских Соборов, в нач. 1169 г. митрополитом Фессалоникийским был Константин. Это дает основание относить вступление Н. М. на кафедру либо к предшествующему периоду (в пределах 60-х гг. XII в.), либо уже к кон. 60-х - нач. 70-х гг. XII в. М. Жюжи полагал, что Н. М. тождествен митр. Фессалоникийскому Никите, упомянутому под 2 авг. 1133 г. в рукописи Paris. gr. 243; с данной т. зр. был согласен А. П. Каждан . Жюжи, опираясь на синодик Фессалоникийской митрополии (1439), согласно которому между этим Никитой и Василием, занимавшим кафедру в 1155 г., сменилось еще 3 митрополита, отнес кончину Н. М. ко времени до 1145 г. Соответственно исследователь отверг отождествление Н. М. с архиеп. Маронии Никитой, поскольку тот упоминается в деяниях К-польских Соборов слишком поздно - в 1166 и 1171 гг. ( Jugie. 1927. P. 414-415). Однако Нил Кавасила , митр. Фессалоники (1-я пол. XIV в.), относил деятельность Н. М. к периоду правления имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Кроме того, в своих произведениях Н. М. обращался к вопросу о значении слов Христа «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28), которые стали в Византии предметом споров именно в сер. 60-х гг. XII в. (Dialogus 2//Bessarione. 1912. Vol. 28. P. 94, 96-97; Dialogus 6// Giorgetti. 1965. P. 360-363). Н. М. прямо выражает т. зр., которую в 1166 г. отстаивал зап. богослов и дипломат Гуго Этериан и которая была поддержана имп. Мануилом. Согласно этой т. зр., Отец больше Сына как причина, однако равен Ему по божеству. Отцы Собора 1166 г., напротив, отнесли слова Господа к Его человеческой природе (PG. 140. Col. 236-252), хотя и не осудили другие мнения (подробнее см. в ст. Димитрий Лампский ). При этом Собор 1170 г. одобрил оба толкования, которые и были представлены в сочинениях Н. М. В подобном развитии взглядов полемиста легко усмотреть отражение церковных решений, принятых Соборами того времени.

http://pravenc.ru/text/2565410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Павниси. X в., XII в. Фотография. 2017 г. Фото: В. Шелёмин [Груз. ], ц. во имя вмч. Георгия (X в.; роспись X в. и 70-80-х гг. XII в.). Расположена на холме над р. Тедзами близ дер. Гарикула, на северном склоне отрогов Триалетского хребта (муниципалитет Каспи, пров. Шида-Картли, Грузия). Относится к группе тедзамских памятников. В исторических документах не упоминается. Внимание искусствоведов к памятнику было привлечено в XX в.: о П. кратко писали Д. П. Гордеев (1929), Н. И. Толмачевская (1931), В. Н. Лазарев (1947), Ш. Я. Амиранашвили (1957). В 1931 г. по заданию Географического об-ва Грузинской ССР П. была обследована. В 60-70-х гг. XX в. П. изучала Е. Л. Привалова, написавшая о церкви ряд статей, посвятившая памятнику значительную часть своей диссертации (1965) и издавшая монографическое исследование живописи П. (1977). Архитектура П.- зальная церковь. Благодаря поздней пристройке с юга (очевидно, XII в.) и широкой подпорной стене с севера внешне напоминает 3-нефную или 3-церковную базилику. Здание выстроено из рваного белого камня, светло-зеленого пористого туфа и желтого песчаника (плиты, украшенные рельефами). Внутреннее пространство (4,3×10,12 м) отличается цельностью. Стены разделены надвое парой пилястр с опирающейся на них подпружной аркой и сводом. Алтарная преграда разрушена, вдоль всего помещения идет приступка, повышающаяся в алтарной части. Каменный престол украшен рельефным изображением креста, углы обрамлены витым жгутом. Основное помещение церкви освещают 2 окна в юж. части и вост. алтарное окно; вход с юж. стороны. Стены церкви оштукатурены в 2 слоя: современная строительству церкви штукатурка белая, плотная, блестящая; штукатурка XII в. более грубая, сероватая. Фасады украшены рельефами. На восточном фасаде по сторонам окна расположены орнаментальные кресты в круге; на фронтоне, над окном, находится рельефная композиция: змей, глотающий солнце (или луну). Наличники двери и окон украшены гладко тесанным песчаником. Роспись

http://pravenc.ru/text/2578631.html

Сведения об О. С. сохранились в многочисленных источниках (их обзор см.: Bagge. 2010; Джаксон. 2012. С. 229-236). Древнейшими являются стихи, созданные скальдами Сигватом Тордарсоном († 1045), Тораринном Славословом (1-я пол. XI в.) и др. (см.: Goeres. 2015). Считается, что вскоре после смерти О. С. было написано несохранившееся сказание о перенесении его мощей в Нидарос (ныне Тронхейм) (Translatio sancti Olavi). Предположительно в сер. XII в. была осуществлена запись чудес, совершённых по молитве к О. С., его Жития и нек-рых проповедей (вошли в Древненорвежскую книгу проповедей (Gamal norsk homiliebok; ок. 1200)). Важнейший агиографический текст на лат. языке - «Страсти блаженного Олава, короля и мученика» (BHL, N 6322-6323) - известен в 3 основных редакциях (изд.: Jirou š kov á . 2014. Bd. 2. S. 13-173). Старейшая краткая редакция была составлена, вероятно, в 50-х гг. XII в. католич. св. Эйстейном Эрлендссоном (архиепископ Нидароса в 1157-1188). О деятельности О. С. повествуется в анонимной «Истории Норвегии» (Historia Norwegiæ; ок. 1170) и в «Истории о древних норвежских королях» (Historia de antiquitate regum Norwagiensium; 1177-1180) мон. Теодорика, а также в составленном на норвеж. языке «Обзоре саг о норвежских конунгах» (Ágrip af Nóregs konungasögum; ок. 1190) и в исл. сагах. Ок. 1200 г. была записана «Древнейшая сага об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in elzta), сохранившаяся не полностью; после 1210 г.- «Легендарная сага об Олаве Святом» (Helgisaga Óláfs konungs Haraldssonar) и «Жизнеописание Олава Святого» Стюрмира Карасона (сохр. фрагментарно). К 20-30-м гг. XIII в. относится жизнеописание О. С. в своде саг «Красивая кожа» (Fagrskinna). Автором «Отдельной саги об Олаве Святом» (Óláfs saga helga in sérstaka) обычно считается Снорри Стурлусон, который составил и сагу об О. С. в своде «Круг земной» (Heimskringla; ок. 1230). Все эти произведения опирались на поэзию скальдов, устную традицию, а также на несохранившиеся сочинения исландцев Сэмунда Мудрого Сигфуссона и Ари Торгильссона (1-я пол. XII в.); они тесно переплетались как между собой, так и с обширной житийной литературой . Сведения сканд. саг о ключевых моментах жизни и деятельности О. С. дополняет и верифицирует информация из хроник «Деяния епископов гамбургской церкви» (Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum; 70-е гг. XI в.) нем. хрониста Адама Бременского и «Хроники» (Chronicon ex chronicis; 1-я пол. XII в.) Иоанна Вустерского и др. Жизнь

http://pravenc.ru/text/2578275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН II митр. Киевский и всея Руси (1166/67-1169/70). Поставлен К-польским патриархом Лукой Хрисовергом после кончины в 1166 г. Киевского митр. Иоанна IV . По-видимому, К. прибыл в Киев после 19 мая 1167 г., когда Киевским князем стал Мстислав Изяславич: летописи не упоминают об участии К. 21 марта 1167 г. в погребении Киевского вел. кн. Ростислава Мстиславича († 14 марта 1167) в киевском мон-ре св. Феодора. (Прямое указание в Московском своде 1479 г. на приезд К. в Киев в начале княжения Мстислава представляет собой, вероятно, результат реконструкции событий позднейшим летописцем: ПСРЛ. Т. 25. С. 77; см. также: НПЛ. С. 32, 219.) К. атрибутируется одна из печатей рус. митрополитов с именем Константин. На одной ее стороне имеется изображение образа Пресв. Богородицы «Знамение», на другой - греч. надпись: «Константин, Божией милостью митрополит всея Руси» ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 49, 175, 253). К., судя по имеющимся данным, был вторым после Иоанна IV митрополитом, у кого в титуле были слова «всея Руси». Вероятно, это обусловлено как преодолением церковно-политического разделения 1147-1159 гг., связанного с поставлением на митрополию Климента Смолятича без санкции К-поля, так и выдвинутой не позднее нач. 60-х гг. XII в. претензией св. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского на учреждение неподвластной Киеву и подчиненной К-полю Владимирской митрополии. При К. продолжился начавшийся на рубеже 50-х и 60-х гг. XII в. спор о посте в среду и пятницу в тех случаях, если на эти дни приходятся Господские праздники. Ок. 1167-1169 гг. при дворе К. находился Ростовский еп. Леонтий II (в летописях - Леон, Леонт), видимо грек; он был изгнан с кафедры кн. Андреем Боголюбским и оправдан в К-поле патриаршим судом от обвинений, выдвинутых против него в нач. 60-х гг. XII в. владимиро-суздальским князем и нареченным Владимирским еп. Феодором (Феодорцем) , кандидатом кн.

http://pravenc.ru/text/2057014.html

Повесть эта входит в число тех памятников новгородской литературы, в основе которых лежат устные легенды местного происхождения. Β произведении ярко отразились особенности новгородского средневекового быта, обусловленные тесными торговыми связями Новгорода со странами Западной Европы. Торговые интересы новгородских купцов заставляют новгородцев согласиться с постройкой в городе неправославного храма; но сторонникам чистоты православия трудно примириться с этим, и вот создается легенда, согласно которой посадник Добрыня, за взятку потворствовавший немцам и отведший под их божницу то место, где раньше стояла православная церковь , жестоко наказан. Римско-католическая церковь действительно существовала в Новгороде и была основана там очень рано (в летописных записях упоминается уже в XII в.). Посадник Добрыня – историческое лицо, он был посадником в начале XII столетия (ум. в 1117 г.). В. Л. Янин считает, что «существуют заметные признаки достоверности этой легенды» (Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962, с. 88, примеч. 173). Сама легенда, по-видимому, возникла очень рано, не позже XII в., но «Повесть» была написана значительно позже. Β тексте ее названы игумен Островского монастыря Сергий и игумен Хутынского монастыря Закхей. С. О. Шмидт («Предания о чудесах при постройке новгородской ропаты». – Историко-археографический сборник. Изд. МГУ, 1962, с. 319–325) обратил внимание на то, что имя игумена Островского Никольского монастыря Сергия названо в новгородских грамотах начала второй половины XV в. Е. А. Рыбина («Повесть ο новгородском посаднике Добрыне». – Археографический ежегодник за 1977 год. М., 1978, с. 79–85) отметила, что хутынский игумен Закхей назван в грамоте, датируемой 1477/78 г. Следовательно, Повесть не могла быть написана ранее второй половины 70-х гг. XV в. Ярко выраженная антибоярская направленность Повести, слова в начале ее ο новгородской независимости, явно ощущаемое в Повести осуждение новгородских обычаев, – все это говорит ο том, что она была написана уже после утраты Новгородом самостоятельности, т. е. опять-таки не ранее конца 70-х гг. XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАУКАПАЛЕА [Лат. Paucapalea] (сер. XII в.), болонский юрист, декретист, ученик Грациана , создателя свода канонического права католич. Церкви - Декрета Грациана (Decretum Gratiani). О происхождении и жизни П. достоверно ничего не известно. Предложенная в нач. XX в. на основании свидетельств дипломатики гипотеза о том, что канонист П. и Паукапалеа, епископ г. Санта-Джуста (Сардиния),- одно и то же лицо ( Mocci. 1904/1905), к наст. времени опровергнута ( Noonan. 1980; Weigand. 1981). Имя Паукапалеа названо в 2 болонских актах, однако нет оснований отождествлять человека, упомянутого в этих документах, с П. (Chartularium Studii Bononiensis: Documenti per la storia. Bologna, 1909. Т. 3. P. 120). О П. упоминается в сумме «Antiquitate et tempore» (70-е гг. XII в.; Maassen. 1859. S. 9-10), в анонимной «Summa Parisiensis» (60-е гг. XII в.; The Summa Parisiensis. 1952. P. 1; также см.: Maassen. 1859. S. 19) и в «Summa» Сикарда Кремонского (1179-1181; Maassen. 1859. S. 24). Канонист Иоанн Андреа в соч. «Additiones ad Speculum iudicale» (Добавления к «Судебному зерцалу» Вильгельма (Гийома) Дуранда) писал, что П. был учеником Грациана (Ibid. S. 26). В этих и др. работах средневек. декретистов и канонистов П. приписывается разделение 1-й и 3-й части Декрета Грациана на разделы-дистинкции, его принято считать автором «Summa» на Декрет Грациана и ряда paleae - старейших добавлений ко 2-й редакции Декрета. Самым ранним свидетельством того, что П.- автор «Summa» на Декрет Грациана, служит раздел штутгартской рукописи (ок. 1200), по инципиту называемый «Excerpta ex Summae Pauce Palee» (Извлечения из «Summa» Паукапалеи - Stuttg. Landesbibl. Hb VI 63 (Weingarten H. 71). Fol. 35r; см.: Viejo-Xim é nez. 2012. P. 198). Произведение П. было указано как источник в соч. «Stroma Rolandi» (или «Summa Rolandi») (Hanc ceterasque historias in rationibus Paucapaleae diligenter legendo reperies - Summa Magistri Rolandi: Mit Anhang incerti auctoris quaestiones/Ed. Fr. Thaner. Innsbruck, 1872. S. 162).

http://pravenc.ru/text/2579792.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Печников М. В. Новгородская епископия в конце XI – 1-й трети XII в. К 80-м гг. XI в. Новгородская епископия преодолела ряд кризисов, вызванных как внутрицерковными, так и общими политическими причинами . Новый этап ее истории можно связать с появлением на Софийской кафедре пострижеников Киево-Печерского монастыря, а также, учитывая княжеский патронат над епископскими кафедрами того времени, с установлением на несколько десятилетий более стабильного присутствия князей в Новгороде, начиная с Мстислава Владимировича, сына Владимира Всеволодовича Мономаха. На конец XI – 1-ю треть XII в., как известно, приходится и начало становления республиканского строя средневекового Новгорода , при этом роль Церкви в этом процессе остается изученной недостаточно. Согласно данным, приведенным в Киево-Печерском патерике Владимиро-Суздальским епископом Симоном (в послании иноку Поликарпу, которое датируется 1225–1226 гг.), начало поставления киево-печерских пострижеников в епископы относится к 70-м гг. XI в. Первым из печерян на Новгородской кафедре был Герман, хиротонисанный в Киеве в 1078 г. при митрополите Иоанне II (1076/77–1089/90 гг.), хорошо образованном греческом богослове, канонисте и церковном полемисте . Учитывая дату поставления Германа, он мог входить в круг учеников прп. Феодосия Печерского (+ 1074 г.). Так или иначе, пятый Новгородский епископ должен был быть причастен традиции киево-печерского подвижничества, связанной своими истоками с Афоном и общежительными монастырями Константинополя. Согласно летописным данным, в Киеве накануне поставления Германа был одноименный ему «игумен святаго Спаса», который участвовал в 1072 г. в перенесении мощей святых князей Бориса и Глеба в Вышгороде . Герман возглавлял Спасо-Берестовский монастырь под Киевом, называвшийся также Германеч и находившийся рядом с загородной княжеской резиденцией Берестово.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Несколько позднее появляются свидетельства о еще одной древнерус. митрополии с центром в Переяславле Русском (под 1089 г. Повесть временных лет (ПВЛ) упоминает свт. Ефрема Переяславского, освятившего кафедральный собор арх. Михаила, как митрополита - «бе бо преже в Переяславли митрополья» - ПВЛ. 1996. С. 88; прп. Нестор Летописец в Житии прп. Феодосия Печерского нач. XII в. сообщает, что скопец Ефрем по возвращении из К-поля «поставлен бысть митрополитомь в городе Переяславли» - Успенский сборник XII-XIII вв. С. 86; см. также послание «Леона, митрополита Переяславля на Руси», видимо предшественника Ефрема на кафедре - РИБ. Т. 36. Вып. 1. С. 74). Одновременное существование 3 митрополий на Руси (несомненно санкционированное К-полем), по мнению большинства исследователей, было обусловлено фактом существования т. н. триумвирата Ярославичей - старших сыновей блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого ( 1054). Поскольку двое младших Ярославичей, Вячеслав и Игорь, умерли к 60-м гг. XI в., на Руси сложилось троевластие Киевского кн. Изяслава (признаваемого братьями сюзереном), Святослава (Николая) Ярославича , кн. Черниговского, и Всеволода (Андрея) Ярославича , кн. Переяславского. Первым соображение о связи политической и церковной систем управления во время троевластия Ярославичей высказал М. Д. Присёлков , посчитав, что 2 новые митрополии возникли к 1059 г. ( Присёлков 1939. С. 104-105). Л. Мюллер, не учитывавший работы Присёлкова, полагал, что Черниговская митрополия возникла при черниговском кн. Мстиславе (Константине) Владимировиче (1024-1036) ( M ü ller. 1959). Этого не исключал и Я. Н. Щапов , но вслед за Присёлковым и А. В. Поппе он считал более вероятным, что Черниговская митрополия была учреждена после 1054 г. ( Щапов. 1989. С. 60). По гипотезе К. Цукермана, Черниговская митрополия возникла по инициативе Святослава Ярославича во время княжения в Киеве бывш. полоцкого кн. Всеслава Брячиславича , в 1068-1069 гг. пришедшего к власти в результате восстания киевлян, а Переяславская - только после прихода Святослава к власти в Киеве в 1073 г. при поддержке брата, Всеволода Переяславского. Согласно А. В. Назаренко , учреждение 2 митрополий произошло на рубеже 60-х и 70-х гг. XI в., скорее всего в 1069-1070 гг., вскоре после вторичного вокняжения в Киеве Изяслава. С этого момента, по мнению исследователя, «триумвират Ярославичей» уже не был связан со старшинством Киевского князя, а предполагал их паритет, одним из проявлений которого стало учреждение митрополий в стольных городах Святослава и Всеволода (см.: Назаренко. 2007; Он же. 2009). Тем не менее в старейшем Успенском списке «Сказания...» в сообщении о перенесении мощей в 1072 г. упоминаются только 2 митрополита - Киевский и Черниговский, а Переяславский владыка Петр называется епископом (по предположению Назаренко, существование митрополии в Переяславле на время прерывалось; данный вопрос остается дискуссионным, см.: Цукерман. 2008; Назаренко. 2009. С. 239-245).

http://pravenc.ru/text/2564982.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Киевской митрополии, учреждена, вероятно, вскоре после создания равноап. кн. Владимиром в 991 г. крепости Белгород на р. Ирпень на границе кочевого поля (совр. с. Белогородка Киевской обл., Украина). В XI - 1-й пол. XIII в. Белгород наряду с Переяславом играл важную военно-политическую роль. В кон. XII в. город являлся столицей кн. Рюрика Ростиславича , одного из соправителей Киева и Киевского княжества. Территория Б. е. охватывала правобережье Днепра со столицей Руси и митрополичьей кафедрой - Киевом и городами Белгород, Вышгород, Звенигород, Василёв, Треполь, Витичев, Чернобыль, Вручий, Искоростень и др. В офиц. документах и летописных сообщениях Белгородские епископы упоминаются сразу после Киевского митрополита, вместе с к-рым они участвовали в поставлении епископов, освящении храмов и др., а в отсутствие митрополита выполняли его функции. Белгородские архиереи также упоминаются вместе с Переяславским и Черниговским епископами, к-рые управляли ближайшими к Киеву епархиями. В к-польском перечне рус. епископий 70-80-х гг. XII в. Белгородская кафедра (Πελογρδων, др. греч. название - Ασπρκαστρον τ μγα) названа первой перед Новгородом ( Darrouz è s. Notitiae. N 12; cf. N 17). Известны 7 Белгородских архиереев. Первый из них, Никита, упоминается в 1072 г. как участник торжества перенесения мощей святых Бориса и Глеба. В летописных свидетельствах об освящении киевской ц. арх. Михаила (1088) и Успенской ц. Печерского мон-ря (1089) первым после Киевского митрополита назван Белгородский еп. свт. Лука, поставленный на кафедру из Печерского мон-ря. Запись о его смерти 22 авг. (1089 или 1090) сохранилась в виде граффито на стене Софийского собора, в к-ром, вероятно, происходило его отпевание. Белгородский еп. Никита II участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба в 1115 г. Еп. Феодор вместе с печерским игуменом выполнял в 1148 г. ответственные функции посла киевского кн. Изяслава Мстиславича к черниговским князьям Ольговичам. В Кормчих книгах сохранилось Правило 2 епископов - Новгородского архиеп. Иоанна (Илии) (1165-1186) и его современника, анонимного Белгородского епископа, разъясняющее трудные случаи при совершении литургии. Возможно, этот Белгородский архиерей являлся местоблюстителем митрополичьего престола после окончания управления митрополией Михаилом II, упоминаемым в 1171 г., до появления в 1183 г. митр. Никифора II . Белгородский еп. Максим торжественно венчал в Киеве в 1187 г. в присутствии 20 князей сына Рюрика Ростиславича Ростислава с дочерью Всеволода Большое Гнездо Верхуславой. В сборниках XV-XVI вв. встречается Поучение против пьянства Философа, еп. Белгородского, изданное А. И. Соболевским. В кон. XII в. Белгородская и Юрьевская епископии временно объединились под управлением еп. Адриана.

http://pravenc.ru/text/77864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАНГТОН [Англ. Langton] Стефан (ок. 1150, Лангтон-бай-Рагби, графство Линкольншир - 9.07.1228, Слиндон, ныне графство Зап. Суссекс), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. О происхождении Л. и его жизни до возведения в достоинство кардинала сохранились немногочисленные сведения. Он был сыном небогатого рыцаря из графства Линкольншир Генриха Лангтона. Его брат (вероятно, старший) Вальтер († 1234) также был рыцарем и ок. 1211-1218 гг. участвовал в крестовых походах против альбигойцев . Младший брат Симон († 1248) избрал духовную карьеру и учился во Франции. Начальное образование Л., по-видимому, получил в школе при кафедральном соборе Линкольна. К кон. XII в. Линкольн стал одним из главных центров учености в Англии, но о предшествующем периоде истории школы там почти ничего не известно. Возможно, еще в Линкольне Л. познакомился с известными англ. церковными писателями Гиральдом Камбрийским (ок. 1146-1223) и Радульфом Чёрным († после 1199), а также с Гальфридом Плантагенетом, незаконным сыном англ. кор. Генриха II (1154-1189), впосл. архиепископом Йоркским (1189-1212), однако прямых доказательств этому нет ( Vincent N. Stephen Langton, Archbishop of Canterbury//Étienne Langton. 2010. P. 71-73). Считается, что ок. 1165-1170 гг. Л. отправился учиться в Париж. Достоверно неизвестно, кто были его наставники, но сочинения Л. обнаруживают значительное сходство с трудами Петра Кантора († 1197) и богословов, по определению М. Грабманна, т. н. библейско-моральной школы ( Grabmann M. Geschichte der scholastischen Methode. Freiburg i. Br., 1911. Bd. 2. S. 476-501). Существует предположение, что Л. мог учиться у Петра Коместора († ок. 1178). После завершения обучения Л. стал преподавать богословие в Париже (с кон. 70-х или нач. 80-х гг. XII в.) и в качестве пребенды получил одну из парижских церквей, хотя и неясно, какую именно ( Quinto. 1994. P. 33-35). К 1200 г. Л. либо благодаря знакомству с архиеп. Гальфридом Йоркским, либо по протекции папы Римского Иннокентия III (1198-1216), который тоже учился в Париже, стал каноником кафедрального собора в Йорке. Встречающееся в лит-ре утверждение, что Л. был ректором Сорбонны, ошибочно.

http://pravenc.ru/text/2463093.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010